Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
история
4 кл
07.02.2018
Актуальность проблемы исследования - определяется тем, что на всех этапах истории человеческого сообщества «зеркалом» национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, социальной группы, народа.
Изучение истории костюма актуализируется возрастающим интересом нации и общества к истории России. Это выражается в восстановлении утраченных промыслов и ремесел, появлении кинофильмов на сюжеты русской истории, организация многочисленных выставок на темы русского быта.
исслед. работа сарафан.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №153»
Районный этап городской открытой конференции
младших школьников
«Мое первое открытие»
Исследовательская работа
«Русский сарафан: вчера, сегодня, завтра»
Выполнила: Ковалева Анастасия
ученица 4Б класса
учитель: Есауленко Н.Л.,
высшей квалификационной категории
Новосибирск Содержание
1. Введение (актуальность).
2. Цели и задачи проекта.
3. Этапы работы.
4. Ожидаемые результаты.
5. Теоретическая часть.
6. Практическая часть.
7. Заключение.
8. Приложения.
9. Источники информации. Актуальность проблемы исследования определяется тем, что на всех этапах
истории человеческого сообщества «зеркалом» национального характера, нравственных устоев в
значительной мере являлась одежда отдельного человека, социальной группы, народа.
Изучение истории костюма актуализируется возрастающим интересом нации и общества к
истории России. Это выражается в восстановлении утраченных промыслов и ремесел, появлении
кинофильмов на сюжеты русской истории, организация многочисленных выставок на темы
русского быта.
Костюм представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры. Он
объединяет в себе различные функции, является показателем личных заслуг человека и
хранителем наиболее ценных вещей хозяина. В костюме отражены биологические функции
(защита от погодных условий), сокральные (магическая защита хозяина, обеспечение
плодородия, модель мироздания) и эстетические (воплощение эстетического идеала этноса и
личных вкусов мастера).
Актуальность исследования определяется тем, что изучение русского национального
костюма помогает понять культурное наследие народа, традиций. Помогает сохранить
самобытность русского народа в быту и одежде.
На уроке изобразительного искусства была тема:
«Красна девица до гряд
в сарафане до пят».
Действительно, сарафан очень украшает девушку. А что мы знаем о сарафане? Откуда он
появился в России? Действительно ли это древняя русская одежда? Кто носил сарафаны? Такие
вопросы возникли у меня при изучении этой темы. Цель: изучить историю появления сарафана на Руси и изготовить современный
сарафан по старинным мотивам
Задачи:
.Изучить значение слова «сарафан» в толковых словарях.
Узнать, кто носил сарафан в 16 в. в России.
Познакомиться с разными видами сарафанов.
Исследовать, откуда сарафан пришел в Россию.
Изготовить модели старинных сарафанов.
Изготовить современный сарафан.
Гипотеза: Я считаю, что сарафан – это древняя русская одежда. Сарафаны носили
только бедные крестьянские девушки, т.к. он не требует больших затрат, его очень просто
скроить и сшить.
Методы исследования:
информационнопоисковый;
исследовательский;
аналитический 1ЭТАП: подготовительный
. Создание проблемной ситуации.
Что подлежит изучению?
Совершая путешествие в прошлое, мы будем изучать сарафаны.
2 ЭТАП: теоретический
Идем в библиотеки, на экскурсии: собираем материалы.
Нам предстояло узнать:
Когда появились сарафаны на Руси?
Из каких материалов шили сарафаны?
Какие были виды сарафанов?
Кто носил сарафаны на Руси?
Какие современные тенденции в наше время?
3 ЭТАП: практическая работа
Изучить виды сарафанов и их отличие;
Проанализировать современные тенденции;
Изготовить модели старинных сарафанов;
Изготовить сарафан из современных материалов.
Ожидаемые результаты
познакомить с историей сарафана как народного костюма;
систематизировать и углублять представления о разновидностях, внешнем виде
сарафанов;
развивать познавательный интерес к истории России;
изготовить сарафан из современных материалов. Теоретическая часть
ИСТОРИЯ РУССКОГО САРАФАНА
Блуждая этим вечером по Сети, встретила целое исследование одной студии декоративного
прикладного творчества. Тема этой работы: "История русского сарафана". Исследование это
достаточно большое, поэтому Ivanka.club "выжала" самое важное и спешит этим поделиться:
Народный костюм – бесценное достояние культуры
Русский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры,
является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе
человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах
быта, и особенно в создании внешнего облика людей.
Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше
находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая
языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты
народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.
Из истории русского костюма
Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство
вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.
На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не
претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых
традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии. Это время социальноэкономических
и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью
Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную
ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700
году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца.
Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился
нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые
традиции.
Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме
господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в народном костюме. многое
и
ношения
Наряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяжении
XIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества.
Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет
обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с
этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Он
сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора,
способ
другое.
Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими
линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения
прямоугольными или косыми вставками (прямые, косые полики, ластовицы). Хотя одежда
жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский
костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным,
мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность –
плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину
одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение
декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой
одежд.
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по
ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не
покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров для
русского
народного
Материалы
костюма
Из разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – "пестряди". И
только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали
экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в
деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.
В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России
развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни. А с
развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках
крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из
золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью),
разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но
вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими,
праздничными.
Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условиях
или отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные
мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и
оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением
кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.). Цвет в крестьянской одежде
Распределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей. И
именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента.
Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста преимущественно
изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Распространёнными цветами были:
чёрный, буро коричневый, жёлто оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом
одежды у русских был красный. Слово "красный" в древнерусском языке понималось как
"прекрасный".
Известный с конца XIX века русский романс "Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…" имел
когдато буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.
Символика в русской одежде
Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков,
можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в
рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества,
украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода,
изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл (позже Ivanka.club обязательно
опубликует толкование символов на славянской одежде).
Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду.
Спокойная красота геометрических знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак
поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека. Существовали и другие узоры, в
которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё
начало от древней славянской мифологии. История сарафана
Само название не русское, а персидское и обозначает "одетый с головы до ног" и впервые в
русских источниках упоминается в ХIV веке. Персидское слово "сарапай" могло означать и
"почётная одежда". Но какого вида одежда скрывалась за этими семью буквами, что было в ней
такого, что определило её исключительную роль в русском национальном костюме – нам
неизвестно.
Термин "сарафан" первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную
одежду. С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую
через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду.
Типы конструкций сарафанов
Исследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова) в
зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана:
1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак цельные передние и
задние полотнища. 2. Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные или
со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих
до проймы. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII
века линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами. С середины XIX
века эта отделка заменяется покупными лентами темножелтого цвета с вытканными мотивами
розоватых
гвоздик. 3. Прямой сарафан. Более позднее "прямые" или "круглые" ("московские") сарафаны относятся
к третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие
складки или сборки. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки.
Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины, либо из двух длинных
спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Обычно круглые сарафаны украшали по
подолу двумя –
или позумента.
тремя полосами кружев,
лент 4 Сарафан "с лифом". Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и
спину или только спину. Сарафаны "с лифом", пришедшие в деревню из города, по
существу были юбками, пришитыми к лифу.. 5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем. Практическая часть
Изготовление основных моделей сарафанов Технологическая карта
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Исследовательская работа "Русский сарафан: от истоков к современности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.