Исследовательская работа "Школа ХХ века"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Школа ХХ века"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
история
7 кл
07.01.2017
Исследовательская работа "Школа ХХ века"
Публикация является частью публикации:
СОШ № 1 Историческое наследие.doc

Отечество- 2016

 

Управление  образования администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Валуйки Белгородской области

 

 

 

 

                                                                Областной конкурс

исследовательских краеведческих работ

 участников Всероссийского туристско-

краеведческого движения «Отечество»

 

 

Секция  «Историческое наследие»

 

 

Школа ХХ века

(на примере экспонатов школьного краеведческого музея)

 

 

 

Подготовила:

Коваленко Александра Владимировна

обучающаяся 7 В класса

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Белгородской области

Домашний адрес с индексом:

309996 г. Валуйки ул. Ст. Разина д.7 кв.6

                                                              Контактный телефон: 8-910-226-41-85

 

Руководитель:

Коваленко Ирина Владимировна

Учитель истории МОУ «СОШ №1»

Адрес места работы с индексом:

309996 г. Валуйки ул. Степана Разина 10

Контактный телефон: 8-951-763-08-78

 

 

 

 

Валуйки – 2016

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

3-4

Глава 1. Будни школы ХХ века

 

5-10

1.1.   Женская Мариинская гимназия

 

5

1. 2. Внешний вид школьника

 

5-6

1. 3. Школьный звонок

 

6-7

1.4. Школьный портфель

 

8-9

1.5. Игры на переменках

9-10

Заключение

 

11

Список источников и литературы

 

12

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследовательской работы. Во все времена школа являлась мерилом нравственности, очагом культуры, показателем интеллектуального уровня общества. Особенно это было заметно в небольших населенных пунктах, районных городах и селах, где на школу была возложена не только задача передачи знаний, но и развития самостоятельной личности, высоконравственной, способной к трудовой деятельности и самореализации.

Объект исследования – школа ХХ века.

         Предмет  исследования – здание школы, экспонаты школьного музея: школьная форма, октябрятские звездочки, пионерский галстук, комсомольский значок, школьный звонок, школьный портфель и письменные принадлежности, игры на переменках.

Хронологические рамки данной работы вторая половина XX века.

Цель исследования – изучить будни школы ХХ века.

Задачи исследования:

–проанализировать архивные материалы школьного музея и материалы краеведческого сектора Межпоселенческой Центральной библиотеки;

–познакомиться с историей постройки здания школы;

– рассмотреть внешний вид школьника ХХ века (школьную форму,  октябрятские звездочки, пионерский галстук, комсомольский значок);

 – изучить вид школьного портфеля и его содержимое;

– познакомиться с играми школьников во время переменок.

Методологической основой исследовательской работы являются принципы объективности и историзма. При написании работы использовался комплекс как эмпирических (практических), так и теоретических (рациональных) методов. Из теоретических методов: методы анализа и синтеза, аналогии. Из эмпирических методов в работе использовался метод анализа статистических компонентов.

Источниковая база исследования. Основными источниками данного исследования стали неопубликованные архивные документы школьного музея МОУ «СОШ №1» г. Валуйки  Д. 5, 17 21, откуда была извлечена данная информация, архивные документы краеведческого сектора МЦБ Валуйского района. – Д. 1, 2. Литература - Дегтярев С.А. История. События. Люди. Информационно-энциклопедическое издание, г. Валуйки и Валуйский район. – Белгород, 2013. А также материалы интернет ресурсов.

Научная новизна исследования обусловлена характером ее источниковой базы, состоящей из неопубликованных ранее архивных материалов.

Практическая значимость результатов исследования. Материал используется на занятиях кружка «Активисты школьного музея», при проведении музейных уроков, классных часов, экскурсий, радио-минуток, на уроках краеведения, истории.

Структура работы включает введение, одну главу, заключение, список источников и литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. БУДНИ ШКОЛЫ ХХ ВЕКА

1.1.         Женская Мариинская гимназия

          В 1912 году началось строительство нового здания гимназии (каменное, взамен старого деревянного), которое было построено в 1914 году. (Приложение 1) Здание было построено Земством по проекту архитектора Алексея Степановича Куничева. С 1914 по 1918 г. школа именовалась как женская Мариинская гимназия Валуйского земства. Это красивое нарядное здание могло в то время с успехом конкурировать с гимназическими зданиями губернских городов.[1; Архив краеведческого сектора МЦБ Валуйского района. – Д. 1, 2.]

          Учебные занятия начинались 1 августа и заканчивались 15 июня. С 15 по 26 июня в присутствии учителей и родителей проходили переводные экзамены.

Тридцатого июня проходило торжественное собрание, на которое приглашали представителей дворянства, духовенства, купечества, меценатства города Валуйки. Вначале по традиции присутствовавшие слушали речь на тему: «Взгляд на просвещение в России». Затем ученики читали стихи и басни известных авторов. Далее проходила церемония вручения свидетельств об успешном окончании учебного года. Отличившимся ученикам за отличное поведение и примерное прилежание вручали книги. [2; Архив музея МОУ «СОШ №1» г. Валуйки. – Д. 5. – Л. 24.]

Перечень обязательных предметов учебного заведения был следующий: Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, словесность, математика, всеобщая и русская география, естественная, всеобщая и русская история, физика, математическая и физическая география. Девочки обучались рукоделию и другим предметам, которые давали право преподавать в общеобразовательных школах. [3; Дегтярев С.А. История. События. Люди. Информационно-энциклопедическое издание, г. Валуйки и Валуйский район. – Белгород , 2013. – С. 28.]

1. 2.    Внешний вид школьника

          Октябрята — в Советском Союзе учащиеся 7—9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

          При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа (в некоторых школах - отряд) октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды.

Пионерский значок — символ пионерской организации в СССР. Наряду с пионерским галстуком был непременным атрибутом пионерской формы, означавшим, что школьник принят в пионеры. Оформление пионерского значка менялось, отражая историю страны. [1; http://ru.wikipedia.org]

          Сведения о самом первом пионерском значке очень скудны; предположительно, на нём был изображён пионерский костёр.

           В апреле 1923 года рабочие завода «Автопринадлежность» в Замоскворечье на свои средства изготовили 1000 пионерских значков, которые были нового оформления, посвященного празднику 1 Мая, по эскизу пионеров и комсомольцев. Этот вариант значков включал: изображение пионерского костра на фоне знамени и символы преданности пионеров делу рабочих и крестьян — молот и серп с девизом «Будь готов!».

          Пионерские значки с третьим вариантом оформления, который был разработан Центральным комитетом комсомола на основе эскиза, выигравшего в конкурсе, появились 14 декабря 1925 года. На флагштоке знамени появилась красная пятиконечная звезда; знамя держит пионер, отдающий пионерский салют на фоне Мавзолея Ленина — символ верности пионеров делу вождя революции.(Приложение 2)

          В 1962 году пионерская организация была награждена орденом Ленина. С тех пор и, вероятно, до 1991 года значок представлял собой красную пятиконечную звезду с изображением Владимира Ленина в центре и девизом «Всегда готов», над звездой — три языка пламени. [1; http://ru.wikipedia.org]

(Приложение 3)

1. 3.    Школьный звонок

          Школьный звонок на протяжении многих десятилетий для всех остается самым узнаваемым символом и неотъемлемым атрибутом школы. Однако мало кто знает, с чего берет свое начало история школьного звонка.

          А началось все в 4 веке до нашей эры. Первый прототип школьного звонка появился неподалеку от древних Афин, в Академии созданной Платоном.

          Когда в русских школах появился колокольчик, сегодня точно никто и не скажет. Известно, что раньше школьников собирали в классы чаще всего с помощью больших и маленьких колоколов. Еще в 50-е годы XX века в некоторых школах висели эти школьные звонки-колокола.

          Есть и такой известный факт, что звонок был придуман Яном Амосом Коменским, как и вся школьная концепция.

          А вот первый «электрический школьный звонок» изготовил американский физик Джозеф Генри в 1831 году. И в этом нет ничего удивительного, ведь он был школьным учителем, преподавал физику и математику в школе маленького городка Олбани, которую окончил сам. [2;http://ru.wikipedia.org ]

    В Российской Федерации самый привычный нам электрический звонок, трели которого в зависимости от обстоятельств могут быть то мелодичными и приятными - на перемену, то резкими и неожиданными - на урок, появился в школах во второй половине XX века.
    Начиная с 1984 года, дата 1 сентября отмечается как один из государственных праздников России и бывшего Советского Союза — День знаний. И он также является праздником Первого звонка для всех, кто приступает к учебе и, конечно же, для преподавателей и родителей. А обязательным атрибутом этого первого осеннего праздника является маленький звонкий колокольчик. (Приложение 4)

1. 4.    Школьный портфель

           Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. [1;http://ru.wikipedia.org]

         В СССР школьные портфели и ранцы не были предметом детской гордости как сегодня. Их нещадно эксплуатировали долгие годы, бросали, дрались ими, расписывали шариковой ручкой, использовали как «ледянку» на снежной горке.

          Если наши бабушки и дедушки в 40-х—50-х годах еще донашивали кожаные портфели отцов и дедов, то в 70-х нашим мамам и папам покупали портфель в первом классе, и если он не рвался, ученик носил его вплоть до 5 класса, а затем уже приобретались портфели и ранцы более современных моделей.

          Классический портфель советского времени 70-х годов — это непритязательного бежевого, коричневого, зеленого цвета дерматиновое изделие с застежкой «железный язычок» спереди. (Приложение5) В таком портфеле было, как правило, одно отделение, книги и тетрадки перемешивались там с линейками и пеналами. Детские картинки - аппликации на школьных портфелях, ранцах - герои мультфильмов, машинки и паровозики «дорабатывались» с помощью «шариковой росписи».

Перо представляет собой выгнутую пластину (иногда набор пластин подчас достаточно сложной формы)

          Современные школьники не догадываются что это за предмет. А это — советская школьная чернильница «непроливайка».(Приложение 6)

          В школах, до появления шариковых ручек, писали чернилами и перьевыми ручками. Для чернил и служила вот такая, как на картине, чернильница из толстого стекла или подобная. Стояла она на каждой парте. Два человека, сидящие за одной партой макали в нее ручки. Через несколько написанных букв ручку опять надо было макать в чернила.

          После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой, поставить аккуратно в портфель, так как в этот класс приходила вторая смена. Для предохранения от пролива при падении, чернильница в верхней части имела конус, направленный узкой часть вовнутрь чернильницы. Поэтому ее и назвали «непроливайка». Но это помогало, если чернил было налито немного и чернильницу быстро поднимали. А как было уследить детворе за чернильницей внутри портфеля! А если еще этим портфелем надо было кого-нибудь огреть по спине или голове. Или прокатиться зимой на портфеле вместо санок! Поэтому, часто случалось, что чернила разливались внутри. Вымазывался портфель, содержимое, потом — руки при попытке все это вытянуть.

          Так что появившиеся в продаже шариковые ручки оказались очень кстати. А вот непосредственный переход на шариковые ручки как-то не остался в памяти. Видимо это прошло спокойно без соответствующих указаний. [1;Архив музея МОУ «СОШ №1» г. Валуйки. – Д. 21. – Л.7.]

1. 5.    Игры на переменках

          На переменках в школе ХХ века было шумно, весело, так как все были заняты в какой-либо игре. А игры были разнообразные:

Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом. Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой - водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.[2;Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников Минск, Полымя, 1988.]

Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.Игры с мячом. Мяч - атрибут множества игр. Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и классики.[3;Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию М., Новая школа, 1993.]

А также множество настольных игр: «Крестики, нулики», «Морской бой», настольные хоккей и футбол,  лото и многие другие.[4;Архив музея МОУ «СОШ №1» г. Валуйки. – Д. 17. – Л.7. ] (Приложение 7)

Школа – шумная, веселая планета детства, которая, во все времена являлась мерилом нравственности, очагом культуры, показателем интеллектуального уровня общества, отражая идеологию государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В ходе исследовательской работы, нами были изучены будни школы ХХ века. Проанализировав архивные материалы школьного музея и материалы краеведческого сектора Межпоселенческой Центральной библиотеки, я пришла к выводу, что школьное здание - в начале ХХ века с успехом могло конкурировать с гимназическими зданиями губернских городов.

          Внешний вид школьника соответствовал идеологии Советского государства, в форме учащегося было отражено его членство во Всесоюзной детской пионерской организации имени В. И. Ленина. Пионерский галстук являлся  символом частицы знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

          Школьный звонок на протяжении многих десятилетий для всех остается самым узнаваемым символом и неотъемлемым атрибутом школы. Электрический звонок появился в школах во второй половине XX века.
         В СССР школьные портфели и ранцы не были предметом детской гордости как сегодня. Их нещадно эксплуатировали долгие годы, бросали, дрались ими, расписывали шариковой ручкой, использовали как «ледянку» на снежной горке.

          На переменках в школе ХХ века было шумно, весело, так как все были заняты в какой-либо игре. А игры были разнообразные: игры-перетягивания. Догонялки, поисковые игры, игры с мячом, прыгательные игры, а также множество настольных игр.

Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам.

    В 2014 году наша школа отметила свой 100-летний юбилей. Я горжусь тем, что учусь в этой школе – школе со своей историей и традициями. 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Архивные документы школьного музея МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Д. 5, 17 21.

2.     Архивные документы краеведческого сектора МЦБ Валуйского района. – Д. 1, 2.

3.     Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников Минск, Полымя, 1988. С. 45

4.     Дегтярев С.А. История. События. Люди. Информационно-энциклопедическое издание, г. Валуйки и Валуйский район./ С.А. Дегтярев – Белгород, 2013. С. 80

5.      Материалы интернет ресурса – Школьные принадлежности / режим доступа: http://ru.wikipedia.org

6.     Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию М., Новая школа, 1993. С. 64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Приложение 1

 

 

 

 

 

Фото. Здание МОУ «СОШ № 1», которое было построено в 1914 году.

Здание было построено Земством по проекту архитектора Алексея Степановича Куничева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Приложение 2

 

 

Фото. Школьная форма 70-е годы ХХ века

 (из экспозиции школьного музея)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3


 

 

Фото. Значки октябрят, пионеров и комсомольцев.  Пионерский галстук.

(из экспозиции школьного музея)

 

 

 

 

Приложение 4

 

1338440307_bankoboev.ru_shkolnyi_zvonok.jpg

Фото. Школьный звонок

(из экспозиции школьного музея)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 


Фото. Школьный портфель   70-е годы ХХ века

(из экспозиции школьного музея)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

57627a2d8932e.jpg

 

 

 

Фото. Школьные принадлежности: перо, чернильница «непроливайка»

(из экспозиции школьного музея)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки. Игры на переменках школы ХХ века

 


Скачано с www.znanio.ru

Отечество- 2016 Управление образования администрации муниципального района «Город

Отечество- 2016 Управление образования администрации муниципального района «Город

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3-4

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3-4

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследовательской работы

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследовательской работы

Источниковая база исследования

Источниковая база исследования

ГЛАВА I . БУДНИ ШКОЛЫ ХХ ВЕКА 1

ГЛАВА I . БУДНИ ШКОЛЫ ХХ ВЕКА 1

Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы

Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы

Всегда готов», над звездой — три языка пламени

Всегда готов», над звездой — три языка пламени

Школьный портфель

Школьный портфель

После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой, поставить аккуратно в портфель, так как в этот класс приходила вторая смена

После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой, поставить аккуратно в портфель, так как в этот класс приходила вторая смена

Школа – шумная, веселая планета детства, которая, во все времена являлась мерилом нравственности, очагом культуры, показателем интеллектуального уровня общества, отражая идеологию государства

Школа – шумная, веселая планета детства, которая, во все времена являлась мерилом нравственности, очагом культуры, показателем интеллектуального уровня общества, отражая идеологию государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе исследовательской работы, нами были изучены будни школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе исследовательской работы, нами были изучены будни школы

С ПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

С ПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Приложение 1 Фото

Приложение 1 Фото

Приложение 2 Фото. Школьная форма 70-е годы

Приложение 2 Фото. Школьная форма 70-е годы

Приложение 3 Фото

Приложение 3 Фото

Приложение 4 Фото. Школьный звонок (из экспозиции школьного музея)

Приложение 4 Фото. Школьный звонок (из экспозиции школьного музея)

Приложение 5 Фото. Школьный портфель 70-е годы

Приложение 5 Фото. Школьный портфель 70-е годы

Приложение 6 Фото

Приложение 6 Фото

Приложение 7

Приложение 7

Рисунки. Игры на переменках школы

Рисунки. Игры на переменках школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017