Исследовательская работа "Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят."
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят."

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
Междисциплинарный 8
8 кл—11 кл +1
15.04.2017
Исследовательская работа "Символика и технология изготовленияженских украшений восточных бурят."
Данная исследовательская работа ставит целью разработать технологию проектирования и изготовления женских украшений из доступных материалов с учетом национальных традиций. Для осуществления данной цели исследована литература по народным традициям и промыслам, особенностям и символике женских украшений; технологические процессы обработки кости, рога; физические и химические процессы при гальванопластике. В результате осуществлено творческое проектирование и практическое исполнение нагрудного женского украшения с использованием материалов из рога, трубчатых и лопаточных костей, мелких костей конечностей. При проектировании и изготовлении украшения, помимо традиций, учтены современные тенденции в молодежной моде, характер современных украшений.Исследовательская работа по теме "Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят."
символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят.doc

 МОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

         Символика и технология изготовления

женских украшений восточных бурят.

 

 

 

 

Работа Самбуевой Баиры,       

         ученицы 8 класса МОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа».

                                                                     Научный руководитель:

                                                                          Базарова Цымжидма Жалсановна,

 учитель технологии МОУ «Ушарбайская средняя

 общеобразовательная школа»,

 «Почетный работник образования Читинской области»,

«Заслуженный работник культуры АБАО». 

Бадмажапова Норжимо Чимитдоржиевна,

педагог-библиотекарь

 

 

 

 

 

                            

Россия

Агинский Бурятский округ

с.Ушарбай

 

Символика и технология изготовления

женских украшений восточных бурят.

Самбуева Баира

                                                            Россия

Агинский бурятский  округ

                                                         с.Ушарбай

                                                            8 класс.

 

Аннотация.

      Данная исследовательская работа ставит целью разработать технологию проектирования и изготовления женских украшений  из доступных материалов с учетом национальных традиций. Для  осуществления  данной цели исследована  литература по народным традициям и промыслам, особенностям и символике женских украшений;  технологические процессы обработки кости, рога; физические и химические процессы  при гальванопластике. В результате осуществлено  творческое проектирование и практическое исполнение нагрудного женского украшения с использованием материалов из рога, трубчатых и лопаточных костей, мелких костей конечностей. При проектировании и изготовлении украшения, помимо традиций, учтены современные тенденции в молодежной моде, характер современных украшений. Получены навыки исследовательской работы, расширены  знания  по исследуемой теме, найдено практическое применение  нетрадиционным материалам для практического применения. Получены опережающие знания  по физике и химии, технологии обработки материалов, проектированию изделий, техническому творчеству, экспериментальной работе, дизайну. Процесс проектирования развивает эстетический вкус, чувство меры. Работа ученицы- результат индивидуального творчества.

          Работа по созданию данного украшения достаточно трудоемкая, ювелирная, но при этом значительно   сокращает  расходы, так как кроме инструментов  некоторых элементов вставок,  материал бесплатный.

 

 

 

 

 

 

Символика и технология изготовления

женских украшений восточных бурят.

     Самбуева Баира.

                                                                Россия.

Агинский бурятский   округ.

с.Ушарбай

8 класс.

 

Краткая аннотация .

 

     Исследовательская работа Самбуевой Баиры  актуальна и имеет практическое значение. Сейчас, когда возрождается духовная и материальная культура нашего народа, его обычаи и традиции, применение гальванопластики в декоративно- прикладном искусстве может найти свое практическое применение. Женские украшения, браслеты, декоративные элементы украшений скульптурных изображений божеств, элементы бурятского национального быта (украшения седел, ножей, курительных трубок)- все это можно изготовить, используя технологию  гальванопластики.

    Владение  знаниями и умениями в области символики и технологии изготовления традиционных женских украшений

-расширяет знания  по народной культуре и традициям,

-развивает эстетический вкус,

-навыки технического творчества.

   Также  ученица учится практически применять знания, полученные на уроках физики и химии. Все это поможет ей  в будущем стать профессиональным мастером по изготовлению декоративных украшений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символика и технология изготовления

женских украшений восточных бурят.

Самбуева Баира

                                                        Россия

Агинский бурятский   округ

                                                       с.Ушарбай

8 класс

 

 

План исследований.

Проблема: возможности практического применения  доступных материалов для изготовления декоративных украшений.

 

Гипотеза: если возникает потребность в национальных украшениях, то какие доступные пути решения данной проблемы  можно найти.

 

Методы исследования: изучение литературы по народным традициям и промыслам, особенностям и символике женских украшений; поиск материалов и дизайнерского решения; эксперимент по гальванопластике, проектирование и практическое исполнение.

 

Цель: разработать  технологию  изготовления украшений  из подручных       материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. Улан -Удэ, 2004г.

    2. Буховцев Б.Б., Мякишев Г.Я. «Физика-10», 1999 г.

3. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. М., МИРТ, 1992г.

   4. Газарян С. «Прекрасное своими руками». М., « Детская литература».

   5. Завадской Е.В. «Бурятский народный орнамент в творчестве  Лубсан Доржиева». 1989г.

6. Одноралов Н.В. .«Гальванопластика». Ж.«Сделай сам», 1990 г., № 2, стр. 40.

7. Советское декоративное искусство 1945-1975г.г. М., « Искусство», 1989г.                      

    8. Симоненко В.Д.., Матяш Н.В. Основы технической культуры. 10кл., М., издательский центр      « Вентано - Граф», 2000 г.

    9. «Химия в школе» №3, 1993 г. «Занимательные опыты по химии».

10. «Школа и производство» №8, 1991г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символика и технология изготовления

женских украшений восточных бурят.

Самбуева Баира

Россия

Агинский бурятский   округ

с.Ушарбай

8 класс

 

 

Введение.

  Изготовление женских украшений из подручных материалов вызвано тем, что  участникам детского фольклорного ансамбля «Магтаал» не всегда доступны по ценам натуральные традиционные женские украшения. Для выступлений на разных конкурсах, в том числе на Всероссийском конкурсе фольклорных коллективов в городе Псков,   мы заимствовали украшения у участников старшего фольклорного ансамбля  «Ажалчин». Фольклорная группа «Ажалчин» много лет пропагандирует национальные традиции, обычаи, обряды, костюмы и украшения, но женские украшения у них, исходя из экономических возможностей, также сделаны  из подручных материалов: дерева, проволоки, жестянки, имитируя кораллы, серебро. Меня заинтересовал вопрос, какие еще дешевые материалы можно использовать для создания традиционных женских украшений.

В поисках ответов на свой вопрос, я ознакомилась с историей  и символикой женских украшений, с традиционными бурятскими художественными промыслами, литературой и иллюстрационным материалом, характеризующими историю декоративно-прикладного искусства и творчество мастеров – дарханов. Многое дало посещение сельского музея имени Даши-Нимы Дугарова, народного художника России, нашего земляка.

Также прочитала статью   «Занимательные опыты по химии» в журнале «Химия в школе» №3, 1993 г., где описывается метод гальванопластики. Процесс получения отслаиваемых покрытий – гальванопластика- был разработан русским ученным Б.С. Якоби, который в 1836 году применил этот способ для изготовления полых фигур для Исаакиевского собора в Ленинграде.

    Гальванопластическим способом выполняют множество работ, например, превращают обычные кружева в металлические, и ими украшают рамы для картин или шкатулок, изготавливают филигранные ажурные изделия- броши, серьги, браслеты. Кроме этого, методом гальванопластики получают в металле различные рельефы, снимают копии с памятных медалей и, наконец, создают круглую (объемную) скульптуру.

 

Символика женских украшений

          Украшения  появились задолго до того, как человек начал создавать орудия труда и предметы быта. У всех народов земного шара первоначальная функция украшения – магическая. Тому, кто их носит, обереги обеспечивают защиту от злых духов, опасностей. Вторая функция – декоративная, как выражение эстетических потребностей, радостей жизни, самоутверждения, стремления к красоте. Украшения в отличие от одежды, имеют знаковую функцию: с их помощью человек стремится как-то выделиться, показать свою индивидуальность, быть замеченным. Следующая функция – материальная: украшение, как знак социального отличия, символ благополучия и кредитоспособности, рациональный способ вложения материальных средств.   Средний вес полного женского комплекта бурятки составлял 4-5 кг. Основным материалом для поделок служило серебро. В большом количестве использовали кораллы (маржаан), янтарь (хуба), малахит (номин) и бирюзу (оюн). Все  многообразие бурятских украшений по способу ношения подразделялось на следующие группы: головные, накосные, ушные, височные,  височно-нагрудные, наплечные, поясные, боковые, украшения для рук.

          Основным головным украшением является дааруулга или коралловый венок. По словам моей бабушки, стоимость одного коралла равнялся цене 5-годовалого быка (Сар). У агинских бурят височно-нагрудные  украшения называются hиихэ.

          К нагрудным украшениям относятся гуу - ладанки, в которые были  вложены тексты молитв или культовые реликвии. Ладанки агинских бурят были в основном округлой формы, основные сюжеты рисунка были связанны с буддийской символикой.

         Накосные украшения-туйба - представляет собой образное металлическое украшение, длинный конец которого вставляли в волосы, у основания кос   обертывали сверху тесьмой. Видимый конец украшали золотым шариком.

        Кольцо - бэhэлиг - знак, имеющий свое символическое выражение у всех народов, во всех культурах. Кольцо, круг, диск Солнца - символ благоденствия, дающий богатство. На  эмблематическом уровне - это знак бессмертия, вечности. Кольцо с камнем обеспечивало   защиту в зависимости от свойств камня. В некоторых случаях кольцо передавали из поколения в поколение, поддерживая энергетику рода, кроме колец на руках носили перстни.

       Браслеты – бугааг – носили женщины всех сословий и возрастов. Их можно было носить на обеих руках. Формы браслетов  были разными: полукруглые, круглые, плоские, их украшали орнаментами, часто инкрустировали кораллами, малахитом,  лазуритом или бирюзой. Повседневно могли носить медные браслеты, считая, что они помогают при вывихах и растяжениях мышц.

     Серьги - украшение, которое носят женщины всех народов, национальностей, возрастов. Ношение серег, колец, браслетов, цепочек имело в древности магическое значение, которое сейчас утратилось. Объясняют это следующим: у каждого человека есть душа, жизненная энергия, которая может уйти из тела. Ночью она находится в волосах или под ногтями, поэтому старые люди даже сейчас запрещают ночью стричь ногти, расчесывать волосы или стричься. Душа может покинуть тело через ее выступающие конечности: пальцы рук, ног, мочки ушей, глаза, ноздри, рот. Чтобы «закрыть» эти выходы,  вдевали в мочки серьги, на пальцы надевали кольца, на руки надевали браслет, на шею цепочку - «замыкались» все отверстия на голове. У некоторых народов продевали кольца в носу, в Индии  даже на ногах носили браслеты.

     Украшениям буряты (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но и наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов- оберегов,  маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой. Различные по размерам колокольчики на серьгах, нагрудных hиихэ (височно-нагрудное украшение) при ходьбе  издают мелодичные звуки, которые по старинным верованиям означают очищение звуком, особенно колокольным. Звон колоколов на русских церквях очищал прилегающую местность, колокольчики на конской сбруе извещали об освобождении пути, звук колокольчиков сопровождает совершение как шаманского, так и ламаистского обряда. Наличие большого количества серебра в комплекте тоже имело магический смысл, т.к. серебро -  белый металл  является символом чистоты, святости.

      Замечательные свойства драгоценных камней и кристаллов, различных минералов известны и используются людьми с глубокой древности. Считается, что камни несут в себе способность преломлять энергию Земли и Космоса.

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Практическая часть.

1 этап

      Проектируя  украшения из рога, костей и конских волос с добавлением декоративных материалов (бусинок), за основу я взяла самые характерные черты символики национальных женских украшений. Обработанная кость - самая обычная находка во время археологических раскопок. В Сибири и на Чукотке, например, археологи нашли разные изделия из кости, относящейся к началу нашей эры (из книги С. Газарян «Прекрасное своими руками», стр. 132). Основным сырьем для ряда изделий служит так называемая цевка - трубчатая часть кости  конечности крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму, мастера – косторезы  искусно вписывают в нее фигурки различных животных, а порой- целые сценки по мотивам  народного фольклора.

    Учитель  технологии нашей школы Базаров Батожап Рабданович давно учит мальчиков   способам обработки рога и кости. Для выполнения элемента височно-нагрудного комплекта я выбрала рог и символику «рыба».

   В современном бурятском искусстве чешуйчатый орнамент и изображение парных рыбок встречаются на женских нагрудных украшениях. Изображение двух золотых рыбок - один из восьми буддийских символов (найман тахил). Это существо из-за отсутствия верхних век никогда не закрывает глаза, а как существо, связанное с водным царством и не могущее издавать звуки - символ тайны, неизведанности, бдительности.

    Прежде чем приступить к  механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилить кости, удалить костный мозг, затем выварить в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбелить кость можно и в растворе перекиси водорода, которая продается в любой аптеке. Выварка рога   крупного рогатого скота –более длительный процесс: необходимо варить  до тех пор, пока внутренняя мясожилистая часть не станет мягкой и ее можно будет удалить. Охладив, костную часть рога шлифуем наждачной бумагой, проводим разметку по эскизу каждой детали украшения. Выпиливаем детали ножовкой, обрабатываем напильниками, надфилями и шлифовальной шкуркой. Сделать заготовки из отбеленной кости и рога мне помог мой одноклассник Майдариев Баир. По  эскизам задуманного изделия распилили рог, просверлили сквозные отверстия. Выполнили рельефную резьбу по контуру рисунка, скруглили и зачистили острые  кромки.

 

 

                                          

 

2 этап

Применение метода гальванопластики в технологии изготовления декоративного элемента женского украшения.

    Жидкости, как и твердые тела, могут быть проводниками. При растворении электролитов под влиянием электрического поля полярных молекул воды происходит распад молекул электролитов на ионы. Этот процесс называется электрическая диссоциацией.

          При ионной проводимости прохождение тока связано с переносом вещества. Метод электролиза применяют  при получении алюминий из расплавов бокситов. Именно этот способ получения алюминия сделал его дешевым наряду с железом с самым распространенным  в технике и быту металлом. Электролитическим путем покрывают поверхности одного металла тонким слоем другого (никелирование, хромирование, омеднение и т.д.), можно получит копию с рельефной поверхности  в полиграфической промышленности.

    Пластилиновую заготовку помещают на лист бумаги, чтобы она не прилипла к столу во время работы. Намечаем контуры женского украшения, оставляя по краям поля 7-10 мм. На полученный контур при помощи стеков наносим рельеф (рисунок) будущего украшения. На оставленных полях формы по контуру будущего украшения закрепляем проводник из отожженной и тщательно зачищенной медной проволоки. Чтобы она хорошо держалась на поверхности заготовки, его специально изгибаем и вдавливаем в пластилин. Свободные концы проводника перекручиваем и затем один из концов обрезаем и вдавливаем в пластилин с обратной стороны, а другой используем для подвески в гальванической ванне. На изготовленную форму наносим с помощью кисточки бронзовый порошок (в качестве токопроводящего порошка используют также графит или порошковую медь) и тщательным образом втираем его пальцами или вдавливаем в стекло.

 

Наращивание медного слоя.

  Опускаем форму в гальваническую ванну, при этом надо следить, чтобы в рельефе не остались воздушные пузырьки. Если появились пузырьки, удаляем мягкой кисточкой. Затем подключаем форму к катоду (-), а анод (+) к медной пластине. Включаем источник тока и поддерживаем в сети слабый ток до тех пор, пока вся форма не затянется тонким слоем отложившейся меди. После этого устанавливаем нормальный рабочий ток в пределах 1-1,5 Ампер.

 

 

Отделка изделия.

      По истечении расчетного времени форму вынимаем из ванны и промываем в воде. Вычищаем пластилин, его остатки промываем керосином при помощи жесткой кисти. С изделия обрезаем лишний металл. Зачищаем поверхность войлоком, труднодоступные места- палочками из твердой древесины с пастой Гой.

    Некоторые элементы височно-нагрудного украшения покрасила природным красителем- отваром луковой шелухи. Можно попробовать и другие растительные красители, отвары которых дают следующие цвета: листья крапивы - зеленый, кора лиственницы - коричневый, крепкий чай – золотистый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

     Для сохранения культуры своего народа, национальной самобытности, духовных заветов, обрядов и традиций нам необходимо знать и изучать азы народного искусства. Я постаралась сохранить национальные фольклорные традиции, учесть стилевое разнообразие современных украшений, В данной работе я хотела отразить свой индивидуальный подход к традиционным женским украшениям. Создание украшений- работа трудоемкая, ювелирная, но использование доступных материалов значительно сокращает финансовые расходы. Кроме расходов на электроэнергию и инструментарий, материалы бесплатные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема проектирования женского нагрудного украшения

 

Радиальная диаграмма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моя прабабушка в традиционных

женских украшениях

 

 

            

 

   Имитация традиционных

женских украшений

       

 

 

Фольклорный ансамбль

 «Ажалчин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

Детский фольклорный ансамбль

«Магтаал»

 

 


МОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»

МОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»

Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят

Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят

Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят

Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят

Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят

Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят

Литература. 1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят

Литература. 1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят

Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят

Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят

Кроме этого, методом гальванопластики получают в металле различные рельефы, снимают копии с памятных медалей и, наконец, создают круглую (объемную) скульптуру

Кроме этого, методом гальванопластики получают в металле различные рельефы, снимают копии с памятных медалей и, наконец, создают круглую (объемную) скульптуру

Повседневно могли носить медные браслеты, считая, что они помогают при вывихах и растяжениях мышц

Повседневно могли носить медные браслеты, считая, что они помогают при вывихах и растяжениях мышц

Практическая часть. 1 этап

Практическая часть. 1 этап

Применение метода гальванопластики в технологии изготовления декоративного элемента женского украшения

Применение метода гальванопластики в технологии изготовления декоративного элемента женского украшения

Отделка изделия. По истечении расчетного времени форму вынимаем из ванны и промываем в воде

Отделка изделия. По истечении расчетного времени форму вынимаем из ванны и промываем в воде

Вывод. Для сохранения культуры своего народа, национальной самобытности, духовных заветов, обрядов и традиций нам необходимо знать и изучать азы народного искусства

Вывод. Для сохранения культуры своего народа, национальной самобытности, духовных заветов, обрядов и традиций нам необходимо знать и изучать азы народного искусства

приложения

приложения

Схема проектирования женского нагрудного украшения

Схема проектирования женского нагрудного украшения

Исследовательская работа "Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовленияженских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовленияженских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовленияженских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовленияженских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовленияженских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовления женских украшений восточных бурят."

Исследовательская работа "Символика и технология изготовленияженских украшений восточных бурят."

Моя прабабушка в традиционных женских украшениях

Моя прабабушка в традиционных женских украшениях

Имитация традиционных женских украшений

Имитация традиционных женских украшений

Фольклорный ансамбль «Ажалчин»

Фольклорный ансамбль «Ажалчин»

Детский фольклорный ансамбль «Магтаал»

Детский фольклорный ансамбль «Магтаал»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2017