Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
изобразительное искусство +1
1 кл—4 кл
20.03.2017
Работа выполнена учащимися начальной школы. Материал о творчестве художника И.И.Шишкина может быть использован на классном часе, на уроках изобразительного искусства. В работе использованы факты жизни и творчества великого художника, фотографии его известных картин, сочинение и рисунки, математические задачи, энциклопедические данные о медведях.Исследовательская работа
Сказка о лесном художнике.doc
Творческая работа «Сказка о лесном художнике»
Творчество И.И.Шишкина – одно из самых оригинальных страниц
русской живописи XIX века. «Патриарх леса» так называли его современники.
Шишкин создал образ русской земли – необъятной и вечной. Его картины
дают зрительные аналогии словам «раздолье», «простор», «чащобы».
Как зелёный могучий лес поражал он всех своим здоровьем, хорошим
аппетитом и правдивой русской речью. Все ахали, когда он своими могучими
лапами и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнёт корёжить и
затирать свой блестящий рисунок, а рисунок от такого грубого обращения
автора выходит всё блистательней.
Главной темой Шишкина стал русский лес. Любимое время года –
лето, любимое время дня – полдень. Шишкин был равнодушен к изменчивым,
переходным состояниям природы. Первозданная красота мира. Эта тема – в
основе всех полотен художника.
1 Дубы. Вечер. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии
Художник родился в 1832 году в купеческой семье из небольшого
городка Елабуга на берегу Камы. Двадцати пяти лет окончил Московское
училище живописи, поступил в Санкт – Петербургскую Академию художеств.
Окончив её с золотой медалью, получил право продолжить обучение за
границей. В 1862 – 1865 годах он работает в Швейцарии и Германии. Но
Шишкин возвращается на Родину, его тянет на природу Отечества.
« Главная черта моего характера? Прямота, простота.
Достоинство, предпочитаемое мною у мужчин? – Мужество, ум.
Достоинство, предпочитаемое мною у женщин? – Честность.
Моё главное достоинство? – Откровенность.
Мой главный недостаток? – Подозрительность, мнительность.
Мой идеал счастья? – Душевный мир.
Что было бы для меня величайшим несчастьем? – Одиночество.
Кем бы я хотел быть? – Действительно великим художником.
Страна, в которой я всегда хотел бы жить? – Отечество…
Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия ».
Так ответил на вопросы анкеты «Петербургской газеты» в 1893 году Иван
Иванович Шишкин.
Сказка о лесном художнике
2 Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как Шишкин.
Больше всего на свете любил изображать леса, реки, деревья… всё вместе это
называется «пейзаж». И почти всегда на его картинах светило яркое солнце,
сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы всё было красивое,
сильное, здоровое.
Сосны, освещённые солнцем Берёзовая роща
Он и сам был такой – широкоплечий, с кудрявыми волосами и
бородой, с большими сильными руками. Возьмёт он карандашик – да как
станет листочки, корешки да веточки вырисовывать – глаз не оторвёшь!
Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется рожь, шелестят
листвой могучие дубы. Залюбуешься! Широка, просторна, нарядна, богата
наша земля! Живи, да радуйся!
Рожь
3 Вот пошёл однажды Шишкин в лес посмотреть на деревьявеликаны,
цветы да разных лесных обитателей. Шёлшёл, и не заметил, как забрёл в
глухую непролазную чащу. Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин
сквозь ветки, да и обомлел! Кувыркаются на полянке, на поваленных стволах,
три медвежонка. Карабкаются вверх, рычат, друг друга покусывают, а если
свалятся и ударятся побольнее, то начинают жалобно пищать – ну совсем, как
ребятишки.
Стоит Шишкин, любуется. И вдруг ктото ему на плечо словно руку
тяжёлую положил. Оглянулся и аж присел от неожиданности – позади него
стоит громадная медведица. «Ну, думает, пропал, брат Шишкин, конец
тебе пришёл».
Жарков Александр, 3 класс
А медведицато вдруг наклонилась и… говорит ему толстым
голосом:
Это ты чей же будешь? Как зватьвеличать прикажешь?
Ивван Ивванович , только и смог прошептать Шишкин.
Ну а меня Марья Михайловна зовут, рычит медведица. – Я тебя
уже давненько знаю. Сколько раз видала, как ты наш лес, деревья и цветы на
бумагу переносишь. Они у тебя как живые. И чей же ты сын, кто твой
батюшка?
Купец он, из Елабуги, отвечает Шишкин, а сам себя за руку
щиплет: уж не снится ли ему весь этот разговор?
4 Ааа, кивнула медведица. Знаю я те места. А чего ж тыто сам в
купцы не подался?
Да не вышел из меня купец, засмеялся Шишкин. – не торговый я,
знать, человек. Батюшка махнул на меня рукой. Езжай, куда хочешь, видно не
судьба тебе наследником моего дела стать. И поехал я в Москву на
художника учиться.
Что, хороши у меня детки? – спрашивает медведица.
Куда уж лучше, улыбнулся художник.
Жарков Александр, 3 класс
Слышько, Иван Иванович, нарисуй мне на память моих детушек.
Уж больно быстро они растут – не успеешь оглянуться, а их уж след простыл,
взрослыми медведями стали, в лес ушли. Нарисуй, а?
Да не умею я людей да зверюшек рисовать, испугался Шишкин. –
Вот честное слово, не умею!
Ты мне тут голову пустыми словами не забивай! осерчала
медведица. Умеешь рисовать, не скромничай! А то я тебя сейчас как ударю –
из тебя и дух вон!
Видит Шишкин – дело плохо. Надо чтонибудь придумывать.
Да ведь у меня тут ничего, кроме карандаша нет. А у медвежат
твоих, смотри, глазки чёрные, шёрстка бурая, язычки розовые. И хочется,
5 чтобы деревья зелёные были, чтобы солнышко золотилось. Карандашом так
не сделаешь. Отпусти меня домой, там у меня краски разноцветные есть, я
большую картину напишу, да и тебя с детьми туда вставлю.
И все меня с детишками увидят?
Ну конечно! – отвечает Шишкин.
А ведь мне то всёравно ничего не останется на память,
сообразила Марья Михайловна.
Зато её много людей увидят. Увидят, улыбнутся на твоих детушек, а
там, может, и не выстрелят лишний раз в лесу, пожалеют вас, лесных
жителей. А тебе потом маленькую картиночку с неё сделаю и вот сюда на
полянку принесу.
Вернулся Шишкин домой и стал новую картину писать. Всё изобразил
на ней: и лес дремучий, и сосновые стволы с корнями вывернутые, и, кажется,
даже сам лесной воздух. Всё, как живое, вышло, всё есть – но медвежата не
получаются! Вроде на игрушечных похожи, а весёлых, живых, озорных
детишек не выходит. Да и Марью Михайловну со страху не запомнил.
Пришёл тут в гости к Шишкину его друг, художник Савицкий
Константин Апполонович. Решил он другу помочь. И нарисовал медведей.
Утро в сосновом лесу
Получилась картина на славу. Сделал Шишкин маленькую копию,
отнёс её на поляну да и оставил на том месте, где с медведицей то говорил.
6 Пришёл дня через два – картинки нет, а кто уж взял, Марья Михайловна, или
грибник какой – неведомо. Через несколько месяцев оказался Шишкин в
компании охотников. Начались всякие охотничьи рассказы, а один вдруг и
говорит:
Слышька, художник, какой у нас случай вышел забавный. Обложили
мы недавно медвежью берлогу, собак натравили, стали зверя из берлоги
выгонять. Медведь рычит, а выходить не хочет. А потом высунул из берлоги
огромную лапу, а в лапе той, не поверишь, картинка! И на ней медведица с
медвежатами в лесу изображены летом. Видим, зверь не простой, отозвали
собак, спрятали ружья, «выходи!», кричим. И вылезла огромадная медведица,
старая уж, но ещё могучая. К груди картинку прижимает и медленно так в
сторону, в лес ушла.
Улыбнулся Шишкин и про себя подумал: «Значит помогла ей моя
картиночка. Ну и дела!»
А картина эта, что Шишкин с Савицким написали , знаменитая стала.
Вот какая слава Шишкину да Марье Михайловне выпала!
В нашем классе есть несколько репродукций картин известных
художников, одна из которых «Утро в сосновом лесу».
Мы используем её в качестве наглядного материала на многих уроках.
На уроках русского языка часто обращаемся к творчеству Шишкина.
Составляем предложения и рассказыописания. Вот один из таких рассказов.
Утро. Тишина. Солнце проглядывает сквозь могучие сосны и освещает
небольшую поляну.
Поваленное дерево напоминает о грозе.
Многовековые сосны и ели стоят огромной высокой стеной. Они как
живые, стоят и наблюдают за тем, как резвятся медвежата. А их
мама зорко следит за ними. Она их учит, как слезть с дерева.
Медвежата её слушаются.
7 Ученики 1 класса на уроке математики придумали математические
рассказы. Вот что получилось.
Ранним утром к поваленному дереву вышли мамамедведица
и 3 её медвежонка. Сколько всего медведей делали зарядку в
лесу?
Мама Марья Потаповна, Косолапчик, Топтыжка и
Сладкоежка вышли утром на поляну. 2 медвежонка
забрались высоко на сваленное дерево. Сколько медвежат
осталось внизу?
На уроке окружающего мира в 1 классе была тема: Кто такие звери?
По заданию учителя нужно было найти интересные сведения о какомнибудь
звере. Мною был собран материал о буром медведе.
Бурый медведь.
Бурый медведь – самый крупный и сильный хищник, живущий в лесу.
Неудивительно поэтому, что его называют хозяином леса.
Бурый медведь весит 200 – 300 килограммов. При первом взгляде на
эту грузную тушу кажется, что видишь перед собой самое неуклюжее и
косолапое животное. Иногда о человеке с неуклюжей походкой говорят: «Он
ходит как медведь». Но несмотря на свою кажущуюся неловкость, медведь
обладает замечательным проворством и прыткостью. Он способен догнать не
8 только самого быстрого бегуна, но даже лошадь. Бурый медведь не боится
воды и отлично плавает, причём может проплыть до 10 километров. При
такой ловкости лесной богатырь обладает и соответствующей силой.
Одна из главных особенностей хозяина леса – его способность
бесшумно передвигаться. Свои владения он обходит в полной тишине.
Несмотря на слабое зрение, медведь издалека замечает малейшее движение.
Чистым хищником его назвать трудно, большую часть корма этого
зверя составляет растительная пища. Бурый медведь – животное всеядное. С
весны начинает мишка сочные травы леса – борщевик, сныть, дягиль. Ест он и
различные ягоды, орехи, грибы, жёлуди, корешки, фрукты, с удовольствием
поест недозрелого овса. А как он любит мёд! Нужно признать, что хозяин
леса – большой лакомка. Изза него медведю приходится переносить большие
страдания: ужаленный пчёлами, он ревёт до боли, катается по земле,
старается лапами сорвать мучителей, но убегает только тогда, когда ему
становится невтерпёж. Но и это никогда не отбивает у него охоты к
любимому лакомству, ради которого медведь готов на всё.
9 Пока растительная пища в изобилии попадается медведю, он
довольствуется ею. Но в случае её недостатка и раз попробовав мяса
животных, он становится хищником, особенно страшным для домашних
животных. Отведав мяса, медведь теряет свой добродушный нрав и делается
очень кровожадным. Один медведь в Киевской губернии в 1871 году зарезал
в течении дня 23 штук рогатого скота, причём не пользовался мясом ни одной
своей жертвы.
С удовольствием ест медведь мышей, лягушек, червей, насекомых,
их личинок. Много в медвежьем меню муравьёв. Пожалуй, обычная животная
пища у него – рыба, которую он мастерски ловит. Особенно много пищи у
медведей появляется тогда, когда вверх по реке на нерест идут стаи лососей.
10 Каждый медведь разрабатывает свой метод ловли рыбы. Чаще всего он стоит
в воде недалеко от берега и время от времени ударом лапы выбрасывает на
берег лосося или же спокойно садится на скалу посреди реки и ждёт
проплывающую рыбу.
Летом хозяин леса может найти много разной пищи. А вот зимой с
пропитанием становится трудно. Чтобы не пропасть с голоду, медведь летом
и осенью копит жир, а на зиму залегает в берлогу, сделанную в какойнибудь
пещере, или в дуплах деревьев, или просто в лесной чаще.
Время, когда медведь залегает в свою берлогу, различно. Медведица
удаляется в берлогу уже в начале ноября, а некоторые бродят ещё в декабре,
невзирая на снег и морозы. А некоторые звери ведут бродячий жизнь всю
зиму.
Улёгшийся медведь не ест ничего и питается накопленным за лето и
осень жиром, поэтому за зиму сильно худеет. Говорят, что медведь
высасывает из лапы жир. На самом деле медведь сосёт лапы и при этом
ворчит и чмокает просто потому, что у него зимой линяет кожа на ступнях, и
он желает ускорить линяние, а может быть, и облегчить боль.
В берлоге, во время зимней спячки, у медведицы появляются
медвежата. Относится к своим детёнышам медведица с большой любовью.
Она защищает их от врагов, чистит, холит их, а когда они подрастут – учит
лазать по деревьям и находить себе пищу. Медвежата очень любят лазать по
11 деревьям. Это мы видим на картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Но
с возрастом интерес к этому занятию у медведей пропадает.
Медвежата родятся серожёлтого цвета, который через короткое
время меняется на бурый. Молодые 56месячные медвежата очень забавны:
борются, неуклюже бегают взад и вперёд, прыгают в воду. Но уже через
полгода они становятся злы, прожорливы и свирепы, приобретают себе
характер взрослых медведей.
Если вам в лесу встретились резвящиеся медвежата, не подходите к
ним близко, даже если захочется их погладить. Не забывайте, что гдето
рядом ходит медведицамать и ей не понравится, что её дети общаются с
незнакомцами. Если же вам встретились медвежата вместе с медведицей или
взрослый медведь, нудно уйти с места встречи, осторожно пятясь или отходя
в сторону (влево или вправо). Ни в коем случае нельзя поворачиваться к
медведю спиной.
В основе медвежьего характера лежит полное безразличие и любовь к
покою. Только выведенный из себя зверь приходит в бешенство. Обычно, при
встрече с человеком, он или не обращает внимания, или сам спешит убежать
от него.
12 Одна крестьянка несла обед своему мужу, работающему в лесу.
Вдруг навстречу ей попались медведица с тремя медвежатами. Крестьянка в
ужасе бросила корзинку и с криком бросилась назад, в деревню. А медведи
стали обнюхивать и осматривать незнакомый им предмет. Почуяв съестное,
они запустили свои лапы внутрь и потащили пироги, хлеб и горшки с
кушаньем. Очистив всё, они отбросили корзину, а сами не торопясь поплелись
в лес, не обратив ни малейшего внимания на перепуганную женщину, которая
в это время во всю мочь неслась к опушке леса.
По уму эти животные занимают выдающееся место в ряду других
зверей. Одних штук, которые учёные медведи выделывают в цирке,
достаточно, чтобы подтвердить это.
13 Использованная литература.
1. Г. Ветрова. И.И.Шишкин. «Белый город», 2001
2. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Жизнь животных.
Млекопитающие. Минск «Миринда», 2000
3. Е.Ю.Сухаревская. Занимательное естествознание. «Учитель»
4. А.Э. Брэм. Жизнь животных: в 3 т. Т. 1 : млекопитающие. М.: Терра,
1996.
5. Заповедники Дальнего Востока СССР. М.: Мысль, 1985.
6. Энциклопедия. Юный натуралист. Дикие животные. М.: Аст Пресс,
1997.
14 7. Энциклопедия. В мире дикой природы. Глава 1. Млекопитающие.
Издатель: ООО « Интернейшн Мастерс Паблишерс»
8. Детский журнал. Колобок. № 9. 2008, №1. 2009
15
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Исследовательская работа "Сказка о лесном художнике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.