Направление: искусство
Культурно-просветительский исследовательский проект
Тема: «Сказки А.С.
Пушкина с иллюстрациями
И.Я. Билибина в домашних условиях»
Билибина Александра
МБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С.Пушкина»
6 класс
Научный
руководитель:
Ефремова Л.И.- учитель математики
г. Брянск, 2015/2016 учебный год
Содержание
I. Введение………………………………………………………………...3
II. Основная часть………………………………………………......... 4-16
II.1) Происхождение фамилии «Билибины»……………………... 4-6
II.2) Краткая биография Билибина И.Я. - русского художника,
автора иллюстрации к русским сказкам и былинам……….6-11
II.3) Двуглавый орел-эмблема Российской республики ………….12
II.4) Иллюстрации к русским сказкам ……………………………..13
II.5) Исследование экономии денежных средств при
изготовлении печатной продукции (книги)
Пушкина А.С. в домашних условиях. ……………………..14-15
III. Заключение…………………………………………………….
IV. Список используемой информации…………………………….
V. Приложения……………………………………………………….
I.Введение
Однажды утром я вышла как обычно из дома, и, идя в лицей, случайно нашла монетку достоинством один рубль. Не знаю почему, но я задалась вопросом: откуда появился двуглавый орел на монетах? Этот вопрос меня мучил весь день, пока я была в лицее и никак не могла дождаться окончания уроков, чтобы в интернете найти ответ на свой вопрос. Оказалось, что рисунок был сделан художником И. Я. Билибиным. Тогда я сразу же спросила своего отца: «Это случаем не наш родственник?» И удивилась, что Билибин И.Я. мой дальний родственник - двоюродный прапрадедушка. Меня охватила гордость, и возникло желание рассказать об этом другим людям через исследовательскую работу. Так появилась тема исследовательской работы.
Актуальность выбранной темы.
Почему о Билибине И.Я. так мало пишут взрослые, которые в детстве с увлечением рассматривали сказочные картинки? Ответить на этот вопрос сразу не получится.
Творческое наследие Билибина И.Я. до сих пор не изучено и не опубликовано. Смешно сказать, но создатель отечественной книжной графики малоизвестен и в кругах профессиональных дизайнеров. Не изданы достойные альбомы с его рисунками, не разобраны научные рукописи, никто не стремится защищать диссертации «по Билибину», а выставки его работ не проводятся. Наследие гения еще ждет своего исследователя! Конечно, я не считаю себя исследователем, но можно попробовать сделать исследовательскую работу и выступить с ней, например, на классном часу?
Цель работы:
Изучить удивительный мир сказок А.С.Пушкина глазами русского художника-иллюстратора И.Я. Билибина и провести исследование на предмет экономии денежных средств при изготовлении печатной продукции (книги) в домашних условиях на принтере или в типографии.
Задачи исследовательского проекта:
1.Узнать происхождение своей фамилии – Билибина.
2.Изучить кратко биографию своего двоюродного прапрадедушки
Билибина И.Я.
3.Провести социологический опрос среди жителей своего двора и класса на предмет выявления их знаний о происхождении двуглавого орла на монетах и иллюстраций к сказкам Пушкина А.С.и проанализировать полученные результаты.
4. Выяснить краткую историю создания двуглавого орла.
5. Ознакомиться с иллюстрациями Билибина И.Я к русским народным сказкам и сказкам Пушкина А.С.
6. Провести исследование экономии денежных средств при изготовлении печатной продукции (книги) Пушкина А.С. в домашних условиях.
2. Основная часть
II.1 Происхождение фамилии «Билибины»
Иван Яковлевич Билибин был одним из рода Билибиных, корни которого уходят в далекие года шестнадцатого века. Тогда впервые предположительно появилась фамилия Билибин. [1]
Иван Харитонович Билибин Иосиф Иванович Билибин
Яков Иванович Билибин
В далеком прошлом основную массу населения небольшого провинциального города Калуга составляло купечество. И биография Калуги в той или иной мере определялась эпохами знаменитых купеческих династий, многие представители которых были незаурядными личностями, оставившими яркий след в истории культуры об общественной жизни города. Билибины - довольно известная в Калуге и России фамилия. [1] Среди них были: ювелиры, певцы, врачи, фотографы, танцоры, поэты, часовых дел мастера, художники.
Усадьба Билибиных-Чистоклетовых в Калуге.
Род Билибиных имел славные старинные корни. Часть истории семьи связана с Калугой, но купцы Билибины покинули ее в начале девятнадцатого века, переселившись в Санкт-Петербург. [3]
II.2 Билибин И.Я. - биография
Иван Яковлевич Билибин — русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно - графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.
Иван Билибин родился 16 августа 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900).
Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». О детских годах будущего художника сохранилось очень мало сведений. Известно, что из-за болезни ноги Иван стал систематически посещать гимназию только с четырнадцати лет, а до этого занимался дома. [2]
В годы обучения в Петербургской гимназии юноша интересовался иностранными языками, литературой и историей, а также сочинял стихи и сказки. Особые успехи он делал в математике, за что по решению совета гимназии был удостоен серебряной медали. Однако больше всего молодого человека привлекало рисование, именно этому занятию он посвящал все свое свободное время. Отец встретил увлечение сына настороженно, а вот мать - ученица Антона Рубинштейна, хорошо понимала увлечение сына и разделяла его. Искусству рисования Иван учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене, а потом продолжил обучение в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у великого русского художника Ильи Ефимовича Репина, там познакомился с Марией Яковлевной Чемберс, впоследствии ставшей его женой. [1]
С детства мы знакомимся с творчеством Ивана Билибина. Сказки читали родители, бабушки с дедушками из детских книг с рисунками. Мы каждую сказку знали наизусть и каждую картинку в любимой книжке. Картинки из книг со сказками были одними из первых наших образов, которые мы впитывали по-детски естественно. Именно как в этих картинках, мы представляли себе потом Василису прекрасную, Шемаханскую царицу, царя Дадона, царевну-лягушку.
Воспитанный в петербургской среде художник проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству! Им было написано большое количество иллюстраций к сказкам, журналам. Иван Билибин был молод, хорош собой и изобретателен на всяческие проделки, впрочем, вполне безобидные. Один из его сокурсников впоследствии вспоминал: «Вначале я отнесся к нему как-то недоброжелательно потому, что когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков по части острот, веселых разговоров и общих песенок за рисованием бывал часто Иван Яковлевич, но потом увидел, что это был милейший человек, очень веселый, общительный...» [6]
Созданы эскизы декораций к театральным постановкам.
[4]
Сказочника Ивана Билибина следует благодарить за двуглавого орла, который изображен на гербе центрального банка Российской Федерации, на рублевых монетах и бумажных купюрах.
Октябрьские события заставили художника переехать из Петрограда в Крым, откуда позже он эмигрирует из России.
Египет не лучшее место для художников: ислам не признает изображений живых существ — человеку негоже соперничать с создавшим их Аллахом. И все же дела обстояли неплохо: консул устроил ему заказы на портреты и декоративные панно. [2]
Какое-то время Билибин живет в Каире,
Мастерская в Каире
затем в Александрии, а потом в Париже. Работает для русских издательств в Берлине, для французских издательств иллюстрирует сборники русских, французских и немецких сказок. Занимается оформлением обложек, титульных листов, адресов, афиш, торговых марок. Спустя десять лет И.Я. Билибин принимает гражданство СССР, а через год, после завершения работы над панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже, возвращается с семьей на родину. Преподавал в Академии художеств, а также работал в области книжной графики, иллюстрируя сказки Пушкина, народные русские сказания и былины. Великая отечественная война застала Ивана Билибина в Ленинграде. Ленинградцы не просто выживали — они даже в невыносимых условиях продолжали доказывать силу и мощь человеческого духа. В подвале Академии художеств жил и творил 65-летний художник с мировым именем Иван Билибин. Иван Яковлевич Билибин сам отказался покинуть Ленинград. Он ответил: «Из осажденной крепости не бегут — ее защищают. Под фашистскими обстрелами и бомбежками художник создавал патриотические открытки для фронта, писал статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. В ночь под Новый 1942 год он собрал в своей квартире на Мойке друзей и читал им свою "Оду". Были в ней и полные веры и надежды слова:
Проходят дни, проходят годы,
Иссякнет сей кровавый пир.
Придет весна, пройдут невзгоды,
И снова улыбнется мир. [5]
К сожалению, до этих мирных дней Иван Яковлевич не дожил. Не суждено было пережить даже первую блокадную зиму. Он умер от голода и холода в начале февраля в больнице при Академии художеств.
Братская могила профессоров Академии художеств
Социологический опрос
После того, когда я изучила биографию своего родственника, то решила провести социологический опрос среди учеников своего класса и своих друзей со двора (80 человек). Были заданы два вопроса:
1) Слышали Вы о художнике - оформителе Билибине И.Я.?
2) Кто автор орла изображенного на монетах и денежных купюрах?
Слышали Вы о художнике - оформителе Билибине И.Я.?
Друзья со двора
Одноклассники
Кто автор орла изображенного на монетах и денежных купюрах?
Друзья со двора
Одноклассники
Хочу заметить, что правильные ответы среди одноклассников были даны моими друзьями из класса, которые вскользь слышали о моей работе. Проанализировав результаты соцопроса, я решила написать эту исследовательскую работу, т.к. эта тема мало изучена, среди людей, с которыми я общаюсь.
II.3 Двуглавый орел-эмблема Российской республики
Вернемся к тому, с чего все началось - к случайно найденной монете.
Расскажу немного о двуглавом орле, который был изображен на этой монете. Двуглавый орел официальный символ России (с 14 сентября — Российской республики) с 21 марта 1917 года до 10 июля 1918 года.
Эскиз эмблемы был разработан группой специалистов, в которую входили известные геральдисты и художники Владислав Лукомский, Сергей Тройницкий , Георгий Нарбут и Иван Билибин. Считая, что новую эмблему может утвердить только Учредительное собрание, они предложили использовать в качестве временной эмблемы двуглавого орла эпохи Ивана III без атрибутов царской власти.
В современной Российской Федерации рисунок Билибина положен в основу официальной эмблемы Центрального банка Российской Федерации, в силу чего воспроизводится на монетах и банкнотах, эмитируемых ЦБ России. С 1992 года эта эмблема является символом Банка России и присутствует на российских монетах.
Из-за этого периодически её ошибочно принимают за государственный герб.
II.4 Иллюстрации к русским сказкам
Билибин И. Я. выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим. Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина. Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки. Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И.Я. Билибина с натуры. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Лист, с плывущей по морю бочкой, напоминает знаменитую "Волну" Хокусаи.
Дальнейшее развитие «билибинского стиля» состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль. [6]
Так рисовать мог только весёлый и остроумный человек, каким был Билибин.
II.5 Исследование экономии денежных средств при изготовлении печатной продукции (книги) Пушкина А.С. в домашних условиях.
Я решила подарить своим одноклассникам по книжке с рисунками своего дальнего родственника Ивана Яковлевича Билибина. Для этого мне нужно было где-то напечатать листы с иллюстрациями, и я через интернет нашла типографию, в которой мне посчитали стоимость всей работы по изданию 33 книг. Сумма получилась:
3585р+почтовые расходы 300р. Итого:3885р, но у меня в копилке было всего 2500р. Их не хватало, и я подумала, может, есть другой способ напечатать эти книжки? Мой папа предложил попробовать сделать это дома на нашем принтере.
Для начала я подсчитала, сколько будет стоить напечатать один лист книги в типографии, у меня получилось:
3588/33=117р.73коп. - стоимость одной книги.
117,73/14=8р.50коп. - стоимость одного листа формата А5
Потом я решила посчитать стоимость печати одного листа на принтере и тут у меня возникли сложности. Стоимость одного чистого листа формата А4 получается 7р. На нем можно напечатать 2 листа книги, следовательно, стоимость одного чистого листа получается 3р. 50коп.
А сколько расходуется краски на этот лист, я не смогла определить.
Мы с папой много времени провели в интернете, пересмотрели кучу компьютерных журналов и, наконец, нашли одну программу APFil . Я загрузила в нее одну страницу из моей книги и она выдала вот такую диаграмму.
В принтере используются для печати четыре цвета: пурпурный, голубой, черный и желтый.
Стоимость красок одинакова и составляет 700 рублей за 500 мл краски. Но определить точно, сколько же краски расходуется на лист я так и не смогла. И тут мне пришла идея использовать для расчета весы.
Но где же взять такие точные весы? Для взвешивания золотых украшений используются весы с точностью измерения- 0,02г.
Я попросила папу купить мне такие весы. Стоимость их 650р.
650/33=19р.70коп. Добавим эту сумму к стоимости каждой книги.
Сначала я взвесила на них чистый лист и получила 8,2 г.
Потом я взвесила его после печати, у меня получился его вес 8,28 г.
Я подсчитала, сколько стоит один 1мл. краски:
700/500=1,4 руб.
1мл=1г
8,28-8,2=0,08мл - расход краски на один лист формата А4
0,08*1,4=11 коп. - стоимость израсходованной краски на один лист
Стоимость одного листа формата А4 получается:
7+0,11=7р.11коп.
Стоимость одного листа формата А5
7,11/2=3р55коп.
Всего в книге 14 листов, значит, стоимость книги будет:
3,55*14=49,7+19,7=69р.40коп. - стоимость изготовления одной книги на принтере дома.
69,4*33=2290р. 20коп. - стоимость изготовления 33 книг для своих одноклассников.
Следовательно, экономия в деньгах при печати одной книги:
117,73-69,4=48р. 33коп.
и 3885-2290,2=1594р.80коп. - экономия в деньгах при печати 33 книг.
Получается дома выгоднее печатать, чем в типографии.
III. Заключение.
Проделанная мною работа была для меня очень полезной и продуктивной. Я познакомила с творчеством И. Я. Билибина своих одноклассников, рассказав им о своей исследовательской работе.
Мои одноклассники с таким увлечением рассматривали эти книжки и благодарили меня, что наверно, придя домой, они обязательно покажут мой подарок своим близким и знакомым. Круг расширится.
Книги И. Я. Билибина несут ту «благородную роскошь изданий», которая до этого была принадлежностью только «богатой» книги для избранных. Иван Яковлевич первый из мира искусников применил обширный опыт изданий высокохудожественных книг для работы над детской книгой.
4. Список источников информации.
1. Иван Яковлевич Билибин: Статьи, письма, воспоминания о художнике / Сост. С. В. Голынец. Л., 1970.
2. И. Я. Билибин в Египте (1920—1925): Письма, документы и материалы / Сост., предисл. и примеч. В. В. Беляков. — М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына / Русский путь, 2009.
3. ГАКО, ф. 49, оп. 1, д. 34, 92, 193, 218, 238; Морозова Г. М. Билибины // Провинция-информ. 1991, 12 ноября; Пухов В. История города Калуги, Калуга, Золотая аллея, 1998; Калужская энциклопедия / под ред. В. Я. Филимонова, Калуга, изд-во Н. Бочкаревой, 2000.
4. Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С. 5.
5. М. Гордеев. Великие художники. Том 53 «Иван Яковлевич Билибин». Издательство «Директ - Медиа». – М.,2010
6. Семёнов О. С. Иван Билибин. М., Детская литература, 1986.
7. Материал с сайтов:
http://graphic.org.ru/bilibin.html
http://www.artsait.ru/art/b/bilibin/main.htm
http://www.bibliotekar.ru/kBilibin/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47699
5. Приложения
Приложение №1
(«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина с иллюстрациями И.Я. Билибина), изготовленная в домашних условиях.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.