Исследовательская работа "Снег"
Автор: Алсуфьева Екатерина, ученица 1 «а» класса МБОУ Алтайская СОШ» 1 им. П.К. Коршунова 
Руководитель: Скулинец Наталья Александровна, учитель начальных классов. 
Цель работы: исследовать, что такое снег и изучить его свойства.Предмет исследования: свойства снега.
Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Метод наблюдения
3. Проведение анкетирования 
4. Проведение опытов
Гипотеза: снег скрипит под ногами, чистый и сохраняет тепло.Исследовательская работа "Снег"
Цель работы: исследовать, что такое снег и изучить его свойства.
Для выполнения этой цели мы поставили ряд задач: 
• Узнать, что такое снег и как он образуется
• Узнать, почему снег скрипит
• Определить чистоту снега
• Изучить пользу снега
            
        
        
        
                    
                
                    1 класс 
Исследовательская работа "Снег"
Автор: Алсуфьева Екатерина, ученица 1 «а» класса МБОУ Алтайская СОШ» 1 им. П.К. 
Коршунова 
Руководитель: Скулинец Наталья Александровна, учитель начальных классов 
Введение.
Мы живем в Сибири. С ноября по апрель в городах и селах лежит снег. Этой зимой было 
очень много снега, невероятная красота, не так ли? Давайте посмотрим вокруг. Снег на 
деревьях, полях, крышах домов. Снег – самый яркий признак зимы. 
Где и как рождается снег?
Снег – это твердые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде скопления 
ледяных кристаллов (снежинок). 
Он образуется, когда температура воздуха равна или ниже 0°C, и в воздухе присутствует 
достаточное количество влаги. 
Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. И там сразу же из 
водяных паров образуются крохотные льдинки – шестиугольные кристаллики. Но это ещё 
не те снежинки, что падают на землю. Они ещё очень малы. Кристаллик всё время 
увеличивается и становится красивой звёздочкой. Снежинки медленномедленно 
опускаются. Они собираются хлопьями и падают на землю. 
А каковы же основные свойства снега?
Цель работы: исследовать, что такое снег и изучить его свойства.
Для выполнения этой цели мы поставили ряд задач: 
• Узнать, что такое снег и как он образуется
• Узнать, почему снег скрипит
• Определить чистоту снега
• Изучить пользу снега
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: свойства снега.
Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Метод наблюдения
3. Проведение анкетирования 
4. Проведение опытов
Гипотеза: снег скрипит под ногами, чистый и сохраняет тепло.Методика и объем выполненных работ.
Хруст снега.
Я узнала, что каждая снежинка похожа на маленькую звёздочку. Если мы наступаем на 
снег, веточки в ледяных снежинках ломаются. Так при разламывании многих снежинок 
образуется хруст и скрип.
Наблюдая за этим свойством, мы определили, что скрип снега слышен при температуре 
ниже – 2°С. Выше этой температуры хруст не слышен.
Температура  Хрупкость
15° и ниже – высокая и звук скрипящий
2°  средняя и звук слышен
от 0° и выше  не скрипит, а звук исчез
Интересно, что снег скрипит сильнее в холодную погоду. Почему так происходит? Мы 
узнали, что в холод снег сухой, твердый и рыхлый, а в оттепель снег влажный и липкий. 
Проведем опыт на бумажной модели снежинки.
Нам потребуется вода и бумажные снежинки.
1. Первые два листочка – это модели мокрых снежинок, такие они бывают в теплую 
погоду. Опустим листочки в тарелку с водой и оставим намокать.
2. Вторые два листочка – это модели сухих снежинок, такими они бывают в морозную 
погоду. 
3. Теперь «послушаем» снежинки. Разорвем листочки «сухих снежинок». Звук хорошо 
слышен и трескуч. Разорвем «мокрые снежинки» – звук неслышен.
Исследование чистоты снега.
Рассмотрим снег: по цвету, он белый, а так ли он чист как кажется? 
Мы решили проверить чистоту снега. В пластиковые стаканчики набрали снег из различных
мест: 1 – у дома, 2 – в парке, 3 – у дороги. После того как снег растаял, сравнили чистоту 
воды и сделали вывод. 
Первое, что бросилось в глаза, – вода, получившаяся из снега, выглядела совсем не чистой. 
Грязнее всего снег, взятый около дороги. В стаканчике мы увидели песок, волоски, опилки 
и грязь. Но и у дома он не был чистый, в нем мы обнаружили следы пепла. Это можно 
объяснить тем, что у нас дома печки, и когда мы их топим, то на снег вылетают частицы 
пепла. Чище всего снег оказался в парке, в котором зимой никто не ходит, но и там мы 
обнаружили частицы песка или пепла.
Польза снега.
Снег, покрывающий землю, подобен одеялу: сам по себе он тепла не дает, но препятствует 
потере тепла земной поверхностью, уменьшает промерзание почвы и способствует лучшему
сохранению растений .
Если внимательно рассмотреть снежинки, то можно заметить, что между отдельными 
снежинками имеются промежутки, которые заполнены воздухом. Воздух между 
снежинками плохо проводит тепло и не дает теплу уйти от земли.
Действительно ли снег «согревает» все живое в морозы? Мы проделали такой опыт: в две 
баночки налили холодной воды. Вынесли их на улицу. Температура воздуха была –9 0С. 
Одну баночку оставили на воздухе, вторую закрыли крышкой и закопали в снег. Через 
некоторое время мы проверили их и увидели, что вода в баночке стоящей на улице 
замерзла, а та, что была зарыта в снег, даже не покрылась льдом.
Снег не дал замерзнуть воде, значит, он защищает растения и землю от мороза, хоть сам и 
холодный.Выводы.
В процессе работы я узнала, что снег – это чудесная явление нашей планеты. Снег – это 
красота зимнего пейзажа. Снег – это хорошие, устойчивые урожаи. Он пушистый, 
искрящийся, дарит нам радость.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. В ходе нашего исследования мы 
убедились, что снег хоть и холодный на ощупь, но при этом сохраняет тепло. Под снежным 
покровом растения не замерзают. Весной снег растает, и почва впитает в себя много воды. 
Изза этого растения будут расти быстрее и лучше. Снег оказался полезным. Этот факт 
знают большинство учащихся начальной школы – 85%.
Узнали на опытах, что снег не всегда скрипит под ногами. Это свойство снега зависит от 
температуры и погоды. 80% детей, по результатам нашей анкеты, знают это свойство снега.
Сухой снег в морозную погоду скрипит под ногами громко, потому что лучики снежинок 
звонко ломаются при низких температурах. А влажный или мокрый снег в теплую погоду 
почти не скрипит. При малом морозе они, вероятно, более гнутся и слипаются, т.к. 
влажные.
Снег белый и кажется чистым, но 95% учащихся считают, что это не так, и они правы. Снег
на наших улицах часто бывает грязный, хоть и кажется чистым.
Мои друзья любят зиму и в анкете они предложили, что можно сделать из снега. Все любят 
лепить снеговика, многим нравится строить замки и горки, играть в снежки, кататься на 
санках и коньках.
Я тоже люблю зиму. Я катаюсь на лыжах, папа делает рядом с домом горку, с которой 
очень весело кататься. Иногда, в теплую погоду мы лепим снеговиков и играем в снежки, 
можно даже рисовать на снегу. Ведь гулять на свежем воздухе зимой – это не только 
полезно, но и интересно.
Список литературы:
1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Л.: Гидрометеоиздат, 1982. 
2. Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М.:ООО «Издательство АСТ», 2012.
3. Энциклопедический словарь юного географакраеведа. Сост. Карпов Г.В. – М.: 
Педагогика, 1995.
 
Анкета.
1. Как ты думаешь, снег чистый? ДА/НЕТ
2. Всегда ли хрустит (скрипит) снег? ДА/НЕТ
3. Полезен ли снег для природы? ДА/НЕТ
4. Что можно сделать из снега (несколько вариантов).