исследовательская работа "Святыня земли Тамбовской"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 22.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последние годы в нашей стране произошла переоценка ценностей. Вечные ценности- духовные и нравственные, стали для многих жителей страны и нашей области более значимыми. Тамбовская область – один из регионов, который пошел по пути восстановления исторической справедливости в отношении Православной Церкви.
Иконка файла материала Святыня земли Тамбовской.docx
СВЯТЫНЯ ЗЕМЛИ ТАМБОВСКОЙОглавление Титульный лист ________________________________________ Рецензия консультанта ______________________________________2 Введение __________________________________________________4­6 Основная часть______________________________________________7­10 Глава 1.История Свято­Никольской Мамонтовой пустыни___________11­ 12 Глава   2.   Судьба   Мамонтовой   пустыни   после   октябрьской революции___13­14 Глава 3. Возрождение Свято­Никольской Мамонтовой пустыни_______15­ 16 Глава   4.   Святое   озеро­   неотъемлемая   составляющая   Мамонтовой пустыни__17 Заключение _____________________________________________________17­18 Приложения _____________________________________________________13­20Библиографический список_____________________________________21 Аннотация _______________________________________________30­31 Введение Многие   из   нас   полагают,   что   большинство   чудодейственных   мест разбросаны   по   всему   миру   и   для   встречи   с   чудом   нужно   отправляться   за тридевять земель. Но это совсем не так. Наша страна богаче святынями, чем любая другая. Прикоснувшись к ним , люди исцеляются, обретают надежду и смысл жизни, находят свою любовь, избавляются от вредных привычек…[1] Вы можете верить в чудо – и вам воздастся по вере вашей. Вы можете не верить – и чудо случится все равно. Оно необъяснимо… Оно происходит­ и все тут !   В   последние   годы   в   нашей   стране   произошла   переоценка   ценностей. Вечные ценности­ духовные и нравственные, стали для многих жителей страны и нашей области более значимыми. Тамбовская   область   –   один   из   регионов,   который   пошел   по   пути восстановления   исторической   справедливости   в   отношении   Православной Церкви.  Тамбовщина   ­   яркий   пример   того,   как   возрождаются   духовно­ нравственные основы общества. «Вера крепка делами»­ в Тамбовской области эта   пословица   воплощается   в   жизнь.   На   народные   пожертвования восстанавливаются   старинные   храмы   и   строятся   новые.   Во   время   своего пастырского   визита   на   Тамбовщину   в   1993   году   Святейший   Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй назвал отношения духовных властей в области идеальными и образцовыми для всей страны.[2] В полутора часах езды от Мичуринска есть храм в честь Святителя Николая . Получил он это название 3от чудесно явленной иконы Николая Чудотворца на берегу озера возле трех лип. Празднование Дня памяти Святителя Мирликинского привлекает все большее число паломников со всех концов нашего региона и из­за его пределов. Целью   нашей   работы   стало   изучение   истории   Свято­Никольской Мамонтовой пустыни и ее связи с историей государства. При этом решались следующие задачи : 1.Изучение истории Свято­Никольской Мамонтовой пустыни. 2. Исследование судьбы Мамонтовой пустыни после революции 1917 года. 3.Поиск материала о возрождении Мамонтовой пустыни. 4.   Знакомство   со   Святым   озером     как   неотъемлемой   составляющей Мамонтовой пустыни. Методы   исследования   :   изучение   и   анализ   литературных   источников, Интернет­ресурсов, анкетирование, работа с исследованиями МГПИ. Объект   нашего   исследования­   Свято­Никольская   Мамонтова   пустынь, расположенная на территории Тамбовской области, Сосновского района, села Мамонтово. Предмет исследования­  Свято­ Никольский  монастырь и его источник. Гипотеза   :   История   Мамонтовой   пустыни­   это   история   отношения государства к православной церкви. Актуальность   :   объект   выбран   нами   не   случайно.   Во­первых,   он расположен   недалеко   от   нашего   села.   Во­вторых,   духовно­нравственному воспитанию подрастающего поколения в настоящее время уделяется большое внимание. Знакомство с таинствами святых мест­ один из лучших вариантов решения задачи возрождения Русской Православной церкви. Проведя социологический опрос, нами было установлено, (было опрошено 100   учащихся   нашей   школы)   ,что   72%     не   знают   о   существовании   данного монастыря, и никогда там не были. Такой результат подтолкнул нас на изучение истории  Мамонтовой пустыни.( Приложение 1) 4Все   выше   сказанное   характеризует   значимость   нашей   работы   для сохранения истории и традиций родной Тамбовской области. Практическая значимость: ­изучение духовных и нравственных ценностей; ­приобретение навыков исследовательской работы; ­использование   материала     исследовательской   работы   на   уроках исторического краеведения. Исследовательская работа «Святыня земли Тамбовской» проводилась в 4 этапа : 1.Выявление информации из   всех печатных источников   о Мамонтовой пустыни. 2.Экскурсия к Свято­Никольскому монастырю Мамонтовой пустыни. 3.Изучение всех источников информации. 4. Сбор материалов, их редактирование. 5Основная часть Глава   1.История   Свято­Никольского   монастыря   Мамонтовой пустыни Среди   просиявших   на   Тамбовской   земле   святынь   совершенно   особое место занимает монастырь Мамонтова пустынь­святое озеро Глубокое, где по преданию в 17 веке старцем Мамонтом чудесным образом была обретена икона самого любимого в народе святого­Николая Чудотворца. Славная и трагичная судьба   этого   монастыря   тесно   связана   с   историей   местной   колонизации, распространения   и   укрепления   Православия   вТамбовском   крае.   Мамонтова пустынь   является   одним   из   наиболее   древних   монастырей   Центрального Черноземья. По народному преданию монашествующие селились в этом дивном месте уже во времена дикого поля. Еще до постройки Тамбова, в 1582 г., на месте   будущего   монастыря   возникла   слобода   с   деревянной   крепостью, заселенная выходцами из Никола­Радовицкого монастыря(Рязанской губернии). Однако   по­настоящему   широкая   слава   монастырю   пришла   со   старцем Мамонтом, который впоследствии стал считаться основателем этой обители.[2]   В 13­14 веках  в  глухих, заросших лесом,  заболоченных местах   жили старцы. Здесь была гора, в пещерах которой укрывались они от мирской суеты. Так   продолжалось   много   лет.  Но   однажды   на   монахов  напали   разбойники   и многих   из них убили. Тогда старец Мамонт перешёл через Цну на островок. 6Жил он очень бедно. Когда же господь через некоторое время стал приводить к нему   других   старцев,   они   построили   себе   скит.   Именно   к   этому   времени относится событие, положившее начало череде чудес, прославивших Мамонтову пустынь   на   всю   Россию.   Однажды   пасмурным   днём,   когда   солнце   не пробивалось сквозь тучи, а густые леса ещё больше усиливали темноту, словно солнечный   свет   пронизал   мрак.  Удивились   старцы:   солнца­то   нет,   пасмурно, откуда же свет? Отправившись ему навстречу, вышли на берег озера, где стояла огромная липа. Корень у неё был один, а стволов ­три. И на этом дереве монахи увидели   в   чудном   сиянии   икону   СвятителяНиколая   Угодника. Почувствовали   в   этот   момент   старцы,   как   на   землю   сошла   благодать. Возблагодарив   господа   за   явленное   чудо,  забрали   пустынники   икону   в   скит. Однако через некоторое время она чудесным образом вновь оказалась на той же самой липе. Поняли они, что это неспроста, и поставили на месте явления образа деревянную церковь в честь Святителя Николая. А в озере с момента первого   явления   иконы   стали   твориться   чудеса,   происходить   исцеления. В очередной раз Господь явным образом показал избранность этого места, когда обитателям образованной в 1629 году Свято­Никольской Мамонтовой пустыни явился в облике монаха Алексей, человек Божий. Было это так. Увидели старцы на противоположном от монастыря берегу реки Красная Дубравка, впадающей в Святое   озеро,   монаха.   Стоит   он   и   пояс   на   себе   развязывает.   Развязал   пояс, бросил   его   в   сторону   речушки   –   и   исчез,   как   растворился.   Старцы   говорят между собой: «Откуда к нам монах явился? Там же непроходимые леса, озёра и болота». И лишь одному из них Господь дал понять внутренним взором, что это был не монах, а Алексей, человек Божий. Подойдя к месту, где он бросил свой пояс, обитатели пустыни увидели, что  через реку перекинуто бревно. Вот такую святой. переправу устроил братии     для     Во времена царствования Алексея Михайловича, когда он услышал о чудесах, происходивших   в  Мамонтовой  пустыни,  государь  выселил   сюда  три  семьи  и 7выделил из своей казны средства на строительство второй церкви. Постепенно земли заселялись пришельцами из соседней Рязанской губернии. Были среди них вольные   люди,   бобыли   и   кабальные   крестьяне.   Всем   им   оказывалось гостеприимство, на обильных   территориях всего было достаточно, а рабочих рук не хватало. Здесь закладывались основы культуры земледелия, впоследствии поселенцам. передаваемые новым     В   1652   году   пустынь   была   приписана   к   Звенигородскому   Саввино­ Сторожевскому монастырю. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовой   пустыни   у   Глубокого   озера   был   один   храм   во   имя   святителя Николая   Чудотворца   с   правым   приделом   во   имя   преподобного   Алексия, Божьего   человека.   К   храму   примыкала   трапезная   и   паперть,   круглый   пятистенный прирублен отдельно. алтарь       был     В     царствование   Екатерины   II,   в   1764   году,   пустынь   официально   была   упразднена. Храмовые и хозяйственные постройки ещё долгое время являлись монастырскими.  Недолго святое место оставалось без постоянных обитателей. Через некоторое время здесь была основана Алексеевская женская обитель. Третьим чудесным явлением   в   Мамонтовой   пустыни   стало   явление   Покрова   Пресвятой Богородицы.   Низко   над   могилками   старцев   Мамонта,   Фёдора   и   Федота, которым была явлена икона Николая Чудотворца, опустилось облако, а на нём отчётливо виден Покров Божией Матери, зримо обозначая святость места. А в 1865   году   была   построена   третья   церковь   с   приделом   в   честь   Покрова Пресвятой   Богородицы.  К   маю   1912   года   в   Мамонтова   появился   первый каменный   храм,   построенный   на   средства   прихожан   и   местного   священника Алексея   Ивановича   Кринова.   Главной   реликвией   храма,   освященного   в  1915 году,   стала   древнейшая   икона   св.   Николая,   исполненная   на   липовой   доске высотой   в   два   аршина.   Святитель.   Николай   был   изображен   во   весь   рост   в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали 8венцы,   подобные   лубочным,   в   правой   руке   ­   стальной   меч,   в   левой   ­ дарохранительница.   На   обратной   стороне   иконы,   облаченной   в   серебряный оклад,   была   четкая   надпись   «Никола   Можайский».   По   устному   преданию, основатель   пустыни   старец   Мамонт   нашел   эту   икону   у   трех   лип;   на   том священном месте он и поставил первый монастырский храм. Из спиленных лип была   изготовлена   церковная   утварь,   столетия   хранившаяся   в   Николаевской церкви села. Согласно преданию, во время освещения церкви подошел старец перекрестился и сказал : «Долго строился храм , но мало служить будут. Все здесь уничтожат­ и храм, и монастырь.Будут уничтожать и Святое озеро, но не уничтожат. Исцелялись люди в этом озере, и будут исцеляться».[1]В годы перед революцией монастырь переживал период своего расцвета. По воспоминаниям матушки Ксении (Копыловой), здесь проживало около 85 насельниц. Земельные угодья составляли более 300 гектаров. Несмотря на то, что монастырь к тому времени   был   не   мужским,   а   женским,   его   обитательницы   занимались рыболовством, пчеловодством, держали  лошадей, коров, кур.  Сами пахали и полях.[5] сеяли в     Монастырский семейный приют давал кров многим и детям­сиротам,и матерям со своими чадами. 9Глава 2. Судьба Мамонтовой пустыни после октябрьской революции 1917 года После  октябрьской  революции 1917  года   монастырь   стал существовать как сельхозкоммуна, в которой насчитывалось около 50 сестер. До 1927 года Алексеевская   женская   община   продолжала   свое   существование   вопреки действиям новой власти, старавшейся закрыть обитель и конфисковать здание келейного корпуса под культурно­просветительские цели. Сестры неоднократно обращались в различные инстанции с целью сохранения за ними права владения жилым корпусом и скромным церковным имуществом.[40] Нашлась   активистка,   которая   привязала   к   куполу   веревку   и сфотографировала   храм.   Его     признали   аварийным,   потому   что   на   снимке веревка смотрелась как трещина. Местные успели спасти крест .Они спрятали его  на  дне  озера  .Рабочие, которые  восстанавливали  храм  и  чистили    озеро, видели его, но поднять не смогли.[6] В 1925 году был разрушен деревянный 10Свято­Никольский   храм,   а   в   1928   году   и   сама   община   была   разогнана. Чудотворный образ Николая Можайского был отобран богоборцами и бесследно исчез. В келейном корпусе разместилась школа коммунистической молодежи. После   закрытия   обители   большинство   монахинь   в   поисках   пристанища расселились   в   окрестных     селах:   Отьяссы,Русское,   лишь   игуменья   Агния, монахиня Ксения, Анна, Евдокия. Ольга ,Пелагея остались в селе Мамонтово.В Никольском   храме   продолжали   богослужения   протоиерей   Петр Ястребцев.,иеромонах   Пантелеймон,   псаломщик   НикандрШербаков.     В   1933­ 1940 годы все они были арестованы.Им было предъявлено обвинение в создании контрреволюционной   монархической   организации.   Монахиня   Ксения   и   Анна после 10 лет  в конце 1950­х годов вернулись . Они поселились в домике­келье, который на долгие годы стал для верующих местом молитв. Жители уважали этих женщин за стойкость веры, доброту и благочестие. В годы жесткой антирелигиозной борьбы паломничество простых граждан к   Святому   озеру   продолжалось.   Особенно   много   верующих   приходило   на Николу Вешнего (22 мая). В 1950­х годах в этот день собиралось до 10  тысяч человек. В   результате   проведенных     мероприятий   в   1959­1961гг.   массовое паломничество удалось  приостановить. Однако посещение святыни отдельными паломниками все равно не прекратилось).  Под  предлогом строительства стойл для скота в 1952­1955 гг. был разобран трехпрестольный Никольский храм. А в 1970­х гг. по приказу совхозного начальства разрушен монастырский келейный корпус   ,   в   котором   в   разные   годы   размещались   клуб,   общежитие,   столовая, правление   отделения   обанкротившегося   хозяйства.   В   советские   годы территория пустыни была отдана под частную застройку.[47] Местные жители строили свои дома на месте монастырского некрополя. Сельчане рассказывали, что в стенках земляных погребов часто находили кости похороненных   здесь монастырских насельников. Сохранившийся цокольный этаж трехпрестольного 11храма долгие годы использовался в качестве овощехранилища. Из­за постоянных затоплений и промерзаний свод подвальной части храма частично обрушился. Но и после того , как о былой красоте и величии Мамонтовой пустыни уже ничего не напоминало, верующие люди продолжали приходить к Святому озеру, прикрепляли к тополям , растущим на его северном берегу , иконы и совершали свои молитвы к святителю Николаю. Борьба советских органов с почитанием святого источника не прекращалась. Подтвердились пророческие слова старца. Глава 3. Возрождение Свято­Никольской Мамонтовой пустыни Впервые перспектива возрождения обители появилась в начале 90­х гг. 20 века. В то время Мамонтова пустынь представляла собой руины, засыпанные землей, и больше походила на древний курган или братскую могилу, чем на святыню,   духовно   просветлявшую   многочисленных   насельников,   прихожан   и паломников на протяжении  трех столетий.[47] Одной из первых   добиваться возрождения стала простая православная женщина­Нина Федоровна Лютикова­ уроженка села Отъяссы Сосновского района, проживающая в городе Тамбове. С юных   лет   ,   воочию   убедившись   в   безграничной   силе   святителя   Николая, даваемой   православным   через   целебную   воду   озера,   она   проповедовала поруганную Мамонтову пустынь и заражала любовью к ней людей, разных по 12своим судьбам, складу души и характера, но объединившихся в желании помочь грядущему   возрождению   обители   .   Собрав   огромный   объем   исторических сведений   о   монастыре,   она   стала   историографом­летописцем   Мамонтовой пустыни. Тамбовская епархия приступила к возрождению древней святыни в 2003   году.     С   этого   года   началось   возрождение   Мамонтовой   пустыни   как женской   обители   по   благословению   епископа   Тамбовского   Феодосия.В Тамбовской области по благословению Святейший Патриарх Московский и всея Руси   Алексия   началось   возрождение   старейшего   в   Центральном   Черноземье православного   монастыря   –   Мамонтовой   пустыни.   Для   этого   в   обитель, созданную в 17 веке и разрушенную в 1930­е годы прибыли первые монахи­ строители.  Такое сообщение передает ИТАР­ТАСС.[1] В 2005 году в области был создан общественный фонд «Возрождение Православных святынь», одной из задач   которого   является   средств,   направляемых   на   воссоздание   Мамонтовой пустыни.За 1,5 года был воздвигнут храм­часовня в честь святителя Николая Чудотворца.   Вокруг   церкви   ,   часовни,   келейного   корпуса   обновленного монастыря   решено  заложить   сад  на 800  фруктовых   деревьев.  Деревья   будут высажены весной на болотах , окружающих монастырь, которые спасли его в   22   мая   2005   года   на   престольный старину   от   набегов   кочевников.[7]   монастырский   праздник   Николая   Вешнего   эта   церковь   была   торжественно освещена Преосвященнейшим владыкой Феодосием. ( Приложение 2) Скульптор Зураб Церетели подарил епархии бронзовую скульптуру Николая Чудотворца для   установления   в   Мамонтовой   пустыне,   но   в   июле   2007   года   епископ Тамбовский Феодосий, ссылаясь на то , что статуя выполнена с нарушениями православных канонов возвратил ее автору .[1] Вместо нее 22 мая 2008 года в пустыни   был   открыт   памятник   святителю   Николаю   созданный   заслуженным художником России Сергеем Исаковым.(Приложение 7) Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма. [2] 13К настоящему времени на территории монастыря завершено возведение келейного   корпуса,   купальня   на   берегу   Святого   озера,   благоустроенна территория,   восстановлен   монастырский   некрополь   ,   часовня   Николя Угодника ,домик монахини Ксении ,строится Свято­Никольский храм. Сегодня посещают   паломники   не   только   из   Тамбовской   области,   но   и   из   соседних областей.(Приложение 2,5) Глава   4.   Святое   озеро   –   неотъемлемая   составляющая   Мамонтовой пустыни Вода   на   Руси   издавна   считалась   Божьим   даром,   источником   духовной благодати   и   телесного   здоровья.   Святые   источники   оформляли   иконами   и рушниками, над ними строили навесы от дождя, возводили от дождя. Взрослые люди пили воду с непокрытой головой, перекрестившись. Считалось, что она излечивает от недугов. 14Святое озеро  как и сам монастырь ,имеет большое историческое значение. По   народному   преданию,   на   его   берегах   старец   Мамонт   в   начале   17   века чудесным образом обрел образ святителя Николая Можайского. В советское годы,   после   закрытия   монастыря   ,   озеро   испытывало   умышленное   сильное негативное воздействие со стороны человека. В это время берега озера были распаханы , на озеро был прекращен свободный доступ паломников, а в самом водоеме пытались разводить большое количество домашних уток, сбрасывали большие объемы прибрежного грунта. Оно расположено на южной окраине села Мамонтова Сосновского района Тамбовской области в пойме реки Цна. Святое озеро является проточным водоемом. В его северо­западную часть впадает река   монастырь Красная   Дубрава.   На   северном   берегу   озера   располагаются   Мамонтова пустынь и село Мамонтово.(Приложение 4 ) Форма Святого озера вытянута   с   небольшим   изгибом.   Площадь   водоема   ­5,45   га.   Мичуринский педагогический институт проводил исследования воды Святого озера .Изучение водного баланса озера показало, что объем воды, поступающий в водоем из реки Красная Дубрава, в 4,68 раза меньше объема, вытекающего из озера  в протоку. На основании этого можно сделать вывод о значительной   роли близлежащего болота и подземных вод в питании исследуемого водоема. Подземные ключи в озере   разбавляют   загрязненную     органикой   и   биогенными   веществами   воду, делая   ее   более   чистой   .Слабая   минерализация   воды   указывает   на   то,   что   в Святом озере застоя водных масс не происходит[45] Святое   Озеро   радует   православных   своей   чистой   ,   исцеляющей   водой. Приезжают   паломники   ,  молятся,  купаются   в   озере,   набирают   воду.   Многие принимают   крещение   прямо   в   озере.  (Приложение  4)   Вода   здесь   необычная­ святая,   целебная.   Она   может   стоять   годами   и   не   портиться.   Брать   пробы приезжали не только из Тамбова, но и из Москвы. Анализ показал, что эта вода уникальна:   в   ней   много   полезных   элементов­   йода,   брома,   кальция,   магния, железа,   серебра.[48]   Сделано   место   для   забора   воды   из   святого   источника. 15(Приложение   6)   Он   известен   как   исцеляющий.Поток   верующих   к   нему бесконечен. Ворота Мамонтовой пустыни открыты до позднего вечера. В   настоящее   время   монастырь   является   местом   паломничества   тысяч верующих. Ежегодно 22 мая на престольный праздник Николу Вешнего сюда приезжают   5­10 тысяч верующих со всей Тамбовщины и соседних областей. (Приложение 3) На протяжении последних трех лет в этот день перед глазами паломников происходит чудесное явление. В любую погоду  во время службы в небе над молящимися появляется радуга. Заключение Мамонтова   пустынь   ,   Святое   озеро   имеет   богатую   и   в   то   же   время трагическую   историю,   схожую   с   историей   всей   Тамбовщины.   Монастырь Мамонтовой пустыни, выросший на берегах озера Глубокое ( старое название 16Святого озера) является одним из наиболее древних поселений в Тамбовской области. Он играл важную роль в колонизации края Российским государством, миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. В советские годы монастырь был уничтожен, а его насельники подверглись репрессии.Но и после закрытия и разрушения монастыря верующие люди со всех концов   Тамбовщины   приходили   поклониться   Николаю   Чудотворцу,   в   честь которого был основан монастырь . Единственной   святыней,   напоминавшей   людям   о   былом   величии Мамонтовой пустыни в эти годы оставалось Святое озеро, на берегу которого , по преданию, старец Мамонт обрел икону с изображением святителя Николая   старалась   испортить Можайского.   Партийная   власть   разными   путями   православную веру и стереть из исторической памяти русского народа особое почитание     святителя   Николая.   Святое   озеро   окружали   высоким   забором, препятствуя   свободному   доступу   паломников,   в   нем   пытались   разводить домашних   уток.   Окрестности   Святого   озера     распахали   и   превратили   в сельхозугодья. В 1925 году был разрушен Свято­Никольский храм, а в 1928 году и   сама   община   разрушена.Чудотворный   образ   Николая   Угодника   бесследно исчез. Но и после того , как о былой красоте и величии Мамонтовой пустыни уже ничего не напоминало , верующие продолжали приходить к Святому озеру, прикрепляли к тополям иконы и совершали свои молитвы к святителю Николаю. В   настоящее   время   полным   ходом   идут   работы     по   возрождению Монастыря пустыни. Построены храм­ часовня в честь святителя Николая и келейный   корпус   с   домовой   церковью,   отреставрирован   домик   монахини   строительные   работы   по   восстановлению Ксении,   идут   к   завершению   трехпрестольного   храма.   Ворота   Мамонтовой   пустыни   открыты   до   позднего вечера. Тысячи верующих со всей Тамбовщины и соседних областей  приезжают сюда. 22 мая на престольный праздник перед глазами паломников происходит 17чудесное явление. В любую погоду во время службы в небе над молящимися появляется радуга. Таким   образом   ,   в   ходе   проведенного   исследования   наша   гипотеза подтвердилась. История Мамонтовой пустыни – это отношение государства к православной церкви. Выводы 18Свято­Никольский   монастырь   Мамонтовой   пустыни   появился   на Тамбовской земле в 17 веке. Мамонтова   пустынь   является   одним   из   наиболее   древних   монастырей Центрального Черноземья. Славная и трагичная судьба монастыря тесно связана с историей местной колонизации, распространения и укрепления Православия в Тамбовском крае. Святое озеро­ неотъемлемая часть Мамонтовой пустыни, источник святой целебной воды. В 2005 году в области создан фонд «Возрождение православных святынь, одной   из   задач   которого   является   возрождение   и   воссоздание   Мамонтовой пустыни. Тамбовщина   ­   яркий   пример   возрождения   духовно­нравственных   основ общества. 19Приложения Приложение 1. Анкетирование учащихся 20Приложение 2.Возрождение Мамонтовой пустыни Часовня Николая УгодникаДорожка к часовне Сестринский корпусСтроящийся Свято­Никольский храм 21Поднятие крестов на строящийся храм Торжественное освещение часовни Восстановленный дом матушки Ксении 22Приложение 3.Праздник Николы Вешнего (22 мая) Епископ Тамбовский и Мичуринский.                      Первые лица Тамбовской  области Служба под открытым небом 23Крестный ход до Святого озера Приложение 4.Святое озеро ­ неотъемлемая составляющая Мамонтовой пустыни Святое озеро 24Купание паломников в Святом озере                  Купальня для паломников 25Приложение 5 .Место отдыха для паломников 26Приложение  6. Место для забора воды 27Приложение 7.Скульптура Николая Чудотворца , созданная заслуженным художником России Сергеем Исаковым 28Библиографический список  1.Барышников ,С. Возродим Мамонтову пустошь //С.Барышников// Тамбовская  жизнь – 1992 2. Дубасов, И.И. Очерки из истории Тамбовского края/И.И.Дубасов.­Тамбов:  ТГПИ, 1993.­445с. 3. Дубасов, И.И.Очерки из истории Тамбовского края//И.И.Дубасов.­Тамбов:  Юнис, 2006.­786 с. 4. Мамонтова пустынь Тамбовской губернии: документы, относящиеся к  истории пустыни/ сост.П.И.Пискарев//Приложения к «Известиям Архивной  комиссии». Тамбов: Губернская Земская Типография, 1887.­149с. 5. Мамонтова Свято­Никольская Пустынь//Информационно­издательский отдел  Тамбовской епархии, 2008 г. 6. Фонд «Возрождения православных святынь».­Тамбов: Юлис, 2007.­28с. 7. А.Ю.Околелов, В.Н.Яценко, М. М.Золотов, Р.А.Чмир . Экология Святого  озера монастыря Мамонтова пустынь  под. общей редакцией А.Ю.Околелова­  Мичуринск : МГПИ, 2008.­190 с. 8. http://www.eparhia­tmb.ru/monastery/mamontovo.php 9. Страница официального сайта Тамбовской епархии:  o  http://www.eparhia­tmb.ru/monastery/mamontovo.php  10. [1]  http://www.pravda.ru/news/culture/10­07­2007/231172­cereteli­0/ 11. [2]  http://www.nikola­ygodnik.narod.ru/Raznoe_089.html 29Выводы : Свято­Никольский   монастырь   Мамонтовой   пустыни   появился   на Тамбовской земле в 17 веке. Мамонтова   пустынь   является   одним   из   наиболее   древних   монастырей Центрального Черноземья. Славная и трагичная судьба монастыря тесно связана с историей местной колонизации, распространения и укрепления Православия в Тамбовском крае. Святое озеро ­ неотъемлемая часть Мамонтовой пустыни, источник святой целебной воды. В 2005 году в области создан фонд «Возрождение православных святынь, одной   из   задач   которого   является   возрождение   и   воссоздание   Мамонтовой пустыни. Тамбовщина   ­   яркий   пример   возрождения   духовно­нравственных   основ общества. 30Библиографический список . 1.Барышников ,С. Возродим Мамонтову пустошь //С.Барышников// Тамбовская  жизнь – 1992 2. Дубасов, И.И. Очерки из истории Тамбовского края/И.И.Дубасов.­Тамбов:  ТГПИ, 1993.­445с. 3. Дубасов, И.И.Очерки из истории Тамбовского края//И.И.Дубасов.­Тамбов:  Юнис, 2006.­786 с. 4. Мамонтова пустынь Тамбовской губернии: документы, относящиеся к  истории пустыни/ сост.П.И.Пискарев//Приложения к «Известиям Архивной  комиссии». Тамбов: Губернская Земская Типография, 1887.­149с. 5. Мамонтова Свято­Никольская Пустынь//Информационно­издательский отдел  Тамбовской епархии, 2008 г. 6. Фонд «Возрождения православных святынь».­Тамбов: Юлис, 2007.­28с. 7. А.Ю.Околелов, В.Н.Яценко, М.М.Золотов,Р.А.Чмир . Экология Святого озера монастыря Мамонтова пустынь  под. общей редакцией А.Ю.Околелова­  Мичуринск : МГПИ, 2008.­190 с. 8. http://www.eparhia­tmb.ru/monastery/mamontovo.php 9. Страница официального сайта Тамбовской епархии:  o  http://www.eparhia­tmb.ru/monastery/mamontovo.php  10. [1]  http://www.pravda.ru/news/culture/10­07­2007/231172­cereteli­0/ 11. [2]  http://www.nikola­ygodnik.narod.ru/Raznoe_089.html 31Фотографии Свято­Никольской Мамонтовой пустыни 3233