ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
естествознание
4 кл
14.06.2017
Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают мультфильмы на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1) выяснить, когда появился жанр-мультипликация;
2) выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации;
3) провести анкетирование обучающихся 4Б класса, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
4) изучить, как влияют мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников;
5) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;
Гипотеза работы: мультфильмы, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми.
Дебют в науке.doc
Оглавление.
1. Введение. ………………………………………………………. 3
1.1 Актуальность, цель и задачи исследования ………………. 3
1.2 Гипотеза ………………………………. …………………….4
2. Основная часть.
2.1. Как появился жанрмультипликация………………………46
2.2. Какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации
…69
2.3. Практическая часть …………………………………………….1012
2.4. Результаты исследования……………………………………1213
3. Заключение…………………………………………………….1314
4. Список используемой литературы…………………………14
2 1. Введение
Детствоэто самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним
связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают
поколения!
Не так давно было время, когда ребенок смотрел только «спокойной ночи
малыши». Сегодня ситуация иная. По телевидению показывают множество
мультфильмов и передач для детей, которые идут сутками напролет. А режим
школьника вполне позволяет уделить просмотру его любимых мультиков пару
часов в день.
Но почемуто все больше родителей испытывают сомнения по поводу
безопасности и пользы для нас современных мультфильмов. Откуда у них
гнетущее чувство тревоги, откуда подозрение, что происходит чтото
неправильное и непоправимое?
1.1 Актуальность темы: эту тему считаю очень актуальной, так как
просмотренные мультфильмы оказывают влияние на формирование личности
ребёнка. Для меня важно задуматься над тем, больше вредны или полезны
мультфильмы.
Цель работы: на основе работы с литературой и практических
исследований выявить, какое влияние оказывают мультфильмы на сознание
детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1) выяснить, когда появился жанрмультипликация;
2) выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир
мультипликации;
3 3) провести анкетирование обучающихся 4Б класса, с целью выявления
наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
4) изучить, как влияют мультфильмы на тревожность и агрессивность
младших школьников;
5) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;
1.2 Гипотеза работы: мультфильмы, в которых больше добра, а не
насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в
которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи,
неуверенность в общении с взрослыми и детьми.
4 2. Основная часть
2.1 Как появился жанрмультипликация.
Анимация (animation) производное от латинского "anima" душа,
следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино
анимацию чаще называют мультипликацией (дословно "размножение").
Искусство анимации, как это ни парадоксально, старше самого кино, которое
во многом именно ей обязано своим рождением. Когда появились
мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить»
рисунки. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы I веком
до н.э.
В начале второго тысячелетия н.э. в Китае появились теневые представления.
Они очень были похожи на будущие мультфильмы.
А в 15 в. появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы
движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно
разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.
В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ
подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.
В конце 17 века А. Кишером был придуман «чародейственный фонарь»,
который показывал движущееся изображение на стекле.
5 В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был
сделан первый мультфильм. Автором его был Дж. Блэктон. Ранние
мультфильмы были чёрнобелыми и «немыми». В январе 1926 года в
Калифорнии открылась первая студия Уолта Диснея. Где рождается самый
популярный рисованный персонаж в истории анимационного кино Мышонок
Микки Маус. Облик и повадки мышонка были поначалу другими. Микки
Маус выглядел недобрым и язвительным. Родители юных зрителей
возмущались скверным характером героя. И Дисней изменил его, сделав
милым и добродушным.
Первый мультфильм со звуком создал в 1928 году У. Дисней. Это был
мультфильм «Пароход Вили».
В конце 19 века изобретатель из Франции Э. Рейно придумал проектор, в
котором использовался принцип последовательной передачи изображений –
одно за другим
Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих
произведениях подлинное движение жизни. Стремление человечества
запечатлеть в рисунке движение, наблюдаемое в природе и жизни, мы находим
в памятниках глубокой древности.
30 августа 1877 года, в Париже был запатентован праксиноскоп Эмиля
Рейно. Именно этот день можно считать днем рождения мультипликации.
Шли годы новых поисков, годы новых открытий... Возникла
фотографическая промышленность.
Открылись фабрики пластинок,
фотоаппаратуры, кинопленки. Успешное развитие фотографии позволило в
дальнейшем заменить в рисунки фотоснимками, а изобретение прозрачной
целлулоидной ленты и рождение киноаппарата дали большие перспективы по
"одушевлению" рисунка на экране.
В нашей стране первый мультипликационный фильм появился в 1924 году.
6 С появлением звука в кинематографии для мультипликации открылись новые
пути. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины:
"Почта" по произведению С.Я.Маршака, "Улица поперек" и "Сказка про
белого бычка" (реж. В.Сутеев и Л.Атаманов).
В 1936 г. в Москве была создана специальная студия "Союзмультфильм".
Основная задача, которая была поставлена перед студией "Союзмультфильм"
это обслуживание детского и юношеского зрителя.
Художники мультипликационного фильма стали глубже осваивать
традиции нашей литературы, фольклора и изобразительного искусства. Они
обращаются к русским, зарубежным классическим и народным сказкам.
Персонажи в картинах жили своей жизнью и имели не только свою особую
внешность и повадки, но и свой характер. Остроумные сюжетные положения,
изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой
происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка
композиторов все это заставляло зрителя с неослабевающим интересом
смотреть мультфильмы от первого до последнего кадра.
Так российская мультипликация создала себе прочное положение на
международном кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней
стали писать за границей.
2.2 Какие опасности скрывает в себе выдуманный мир
мультипликации.
Никто не сомневается, что мультики оказывают сильное влияние на сознание
наших детей. В сознании взрослых, со времен СССР заложено, что мультики
должны учить добру. Но в современном мире многие родители впадают в
сомнения, стоит ли смотреть их детям иностранные мультики. Ходят мнения,
что к просмотру иностранных мультиков лучше вовсе не подпускать своих
детей, иначе получиться, что вырастите их не вы, а монстры и инопланетные
герои.
7 Разница между мультиками 90х годов и современными огромна. Советские
мультфильмы всегда учат детей, что можно делать, а что нельзя. Фраза
«всегда добро побеждает зло» – это наверно девиз старых добрых мультиков.
Выражение, которое можно применить к современным мультикам, скорее
всего, звучит так: «Победит сильнейший, не зависимо добро это или зло!».
Характер, ценности, эмоциональное и психологическое состояние наших
мальчиков и девочек закладывается в них с раннего детства. Основы всех
составляющих внутреннего состояния наших детей берутся из окружающего
их мира. Из того, что они видят, что слышать и что чувствуют.
Ребенок при просмотре мультфильма окунается в него с головой.
Союзмультфильм, как и сказка, это то, что формирует в сознании детей все
основные образы жизни. Образ мамы и папы, образ добра и зла, друга и врага,
плохого и хорошего. Как же может повлиять современный мультик аниме на
психологическое состояние наших малюток, и какие образы сформирует у
ребенка такого рода фильм? Чему он может научить? Грубости, убийству,
жадности, злу. И после этого не надо удивляться, почему дети так жестоки!
Почему ваш ребенок смог поджечь мышке хвостик и весело смеяться, когда
животное мучилось и страдало. Почему, когда его друг разбил коленку и в
слезах ушел домой, надо с хохотом рассказывать об этом всем
присутствующим детям во дворе. Все это результат просмотра плохих
мультиков.
Наши бабушки и дедушки никогда не могли себе представить, что слово
«мультик» можно будет сопоставлять со словом «опасность». Необходимо
следить за тем, что делают дети, что они смотрят, какие посещают сайты в
интернете.
В том, что мультфильмы определенным образом воздействуют на психику и
сознание ребенка, сомнений уже не осталось ни у кого. Как же именно
осуществляется это влияние?
8 Исследователи выделяют три основных
средства
влияния
мультипликационных фильмов на сознание человека. В первую очередь, это
«заражение». Суть механизма в том, что ребенок эмоционально включается в
происходящее на экране, начинает сопереживать героям, «заражаться» их
чувствами и идеями.
Вторым по степени значимости психологи называют внушение. Просмотр
мультфильма может ввести ребенка в определенное состояние, причем
воздействуя через подсознание. Например, так может быть внушено состояние
тревоги, одиночества, паники, агрессии.
Но, конечно, это совершенно необязательно будут негативные состояния!
Нередко мы по несколько раз пересматриваем любимые мультфильмы
потому что они внушают нам состояние покоя, радости, оптимизма или
творческого воодушевления.
И только третьим выступает механизм подражания. Действительно, мы
часто можем видеть, как ребенок после просмотра мультфильма
воспроизводит в игре определенные действия персонажей, их реакции, или
даже целые сюжетные линии увиденного на экране.
Это естественный процесс. Некоторые элементы моделей поведения любимых
героев, получив социальное подкрепление в семье или ближайшем окружении
(группа детского сада, класс), усвоятся и постепенно включатся в сложную
поведенческую систему личности.
Психологи составили общую характеристику героев
мультфильмов,
указывая связь между мультипликационными образами и психологическим
восприятием детей.
Персонажи Внешние
и
Влияние образа на детскую
психику.
внутренние
факторы
9 Роботы,
монстры
Непонятные формы,
часто очень высокий
Именно тот факт, что роботы
по разуму и по
превосходят,
(покемоны).
или наоборот очень
голос,
низкий
дают
способностям
основания утверждать, что у ребёнка
человека,
большие
гипнотизирующие
при продолжительном просмотре
понижение
может
произойти
способность
глаза,
делать то, что не
самооценки, чувство, что люди ниже
роботов, может значительно изменить
делать
способны
люди.
Крики, озлобленные
персонажи, массовый
хаос.
Насилие,
как
персонаж.
мировосприятие ребёнка.
Практически не один мультфильм
не может обойтись без сцен насилия
(массовые
одиночные
войны,
сражения), это в ребёнке вызывает
потребность постоянно
наблюдать
сцены (насилия) в реальной жизни,
либо на экране всю последующую
жизнь.
Люди
Сильное
отличие
главного героя от
Главный герой стоит выше
второстепенных персонажей (часто
других
(гораздо
приятнее внешне и
ими является народ), тем самым у
ребёнка
возникнуть
может
внутренне).
отрицательное отношения к людям.
Таким образом, мультфильмы оказывают сильное влияние на сознание детей.
Элементы моделей поведения любимых героев, получив социальное
подкрепление в семье или ближайшем окружении, усвоятся и постепенно
включатся в сложную поведенческую систему личности.
10 2.3 Практическая часть
Исследование 1
Я провела анкетирование среди обучающихся 4 Б класса, которое
включало вопросы:
1.
2.
Смотришь ли ты мультфильмы? (да, нет)
Когда ты предпочитаешь смотреть мультики? (утром, в обед, вечером)
3. Какие мультфильмы ты предпочитаешь?
(российские или иностранные)
4. Как называется твой любимый мультик?
5. Твой любимый герой?
С помощью анкеты мне удалось выяснить наиболее предпочтительных героев
мультфильмов и какие мультфильмы предпочитают смотреть учащиеся 4
класса, а также выяснить, какое влияние оказывают мультфильмы на
эмоциональное состояние детей.
В анкетировании принимали участие 30 человек. Анализ результатов
анкеты показал, что на момент исследования наиболее часто встречающимся
мультфильмом, который смотрят дети, являются мультфильмы иностранного
производства: "Спанч Боб" его смотрят 40% опрошенных, "Наруто" 14%,
«Джонни Тест» 9%, диснеевские мультфильмы – 6%, «Бэтмен», «Скуби ду»,
«Небесные феи», «Принцесса и лягушка», «Золушка» их смотрят 12%
опрошенных. Мультфильмы российского производства «Ну, погоди», «
Простоквашино» назвали 10% и 9 % соответственно.
На вопрос "Кто твой любимый мультгерой?" были получены следующие
ответы:
Планктон – 20%
Патрик – 10%
Спанч Боб 10%.
Сквидвард – 10%
11 Наруто 10%
Джонни Тест 10%
Бэтмен– 10%
Герои диснеевских мультфильмов – 4%
Герои мультфильма «Простоквашино», «Золушка» – 9%
Герои мультфильма «Ну, погоди!» 7%
Как уже видно,
среди предпочитаемых мультгероев мало
положительных героев. В качестве наиболее предпочитаемых героев дети
выбрали героев мультфильмов «Спанч Боб», «Наруто» и «Джонни Тест» . Из
этого следует, что дети
предпочитают идентифицировать себя с
супергероями, наделенными сверхвозможностями. Эти герои применяют
активные оборонительные действия и из всех ситуаций выходят
победителями.
Герои мультфильма «Спанч Боб» хаотичные. Нелогичный и
чрезвычайно быстрый видеоряд приводит детей в состояние повышенного
возбуждения. Было проведено более десяти различных тестов, которые
показали, что если четырехлетний ребенок посмотрит хотя бы пять минут
популярного анимационного фильма, то сразу же начнет решать разные задачи
намного медленнее, чем дети, которые занимались рисованием и смотрели
менее насыщенный мультфильм.
Наруто Удзумаки, шумный и непоседливый ниндзяподросток, который
мечтает достичь всеобщего признания и стать Хокагэ — главой своего
селения и сильнейшим ниндзя.
Остальные выбрали в качестве предпочитаемых мультгероев Дядю
Фёдора, Русалку, Алладина, Золушку, Принцессу Лебедь. Объясняя это тем,
что, они веселые, смешные, добрые, потому что он попадают в смешные
12 ситуации. В этих ответах присутствует момент одобрения юмора героя,
сопереживания ему, выбор такого качества героя как доброта.
Исследование 2.
При обработке анкет было выявлено две группы детей. В первую группу
вошли 4 ученика, просматривающих мультфильмы, в которых больше
насилия. Эти учащиеся составили экспериментальную группу. В контрольную
группу вошли так же 4 ученика, просматривающих мультфильмы, в которых
больше добра. В экспериментальной и контрольной группах был проведен
рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек».
Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности,
недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности,
трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и
поэтому
при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое
представление
каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует
для
него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека это своеобразный
автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те
черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
2.4 Результаты исследования:
В результате исследования учащихся, составляющих экспериментальную
группу, выявлено, что просмотр мультфильмов, в которых присутствуют
13 конфликты, драки, сражения, перестрелки, убийство, влияет на повышение
уровня тревожности, незащищённости, трудности в общении. Так у:
75% детей имеют высокий уровень;
15% детей средний уровень;
10% детей имеют низкий уровень.
Уровень незащищённости, тревожности,
трудности в общении учащихся в
экспериментальной группе
10,0%
15,0%
высокий
средний
низкий
75,0%
Результаты учащихся, составляющих контрольную группу, показали, что
просмотр мультфильмов, где больше добра не оказывает отрицательного
влияния на тревожность и агрессивность детей. Показатели в этой группе
следующие: 40% низкий уровень, 50% средний уровень, 10 % высокий.
Уровень незащищённости, тревожности,
трудности в общении учащихся в
контрольной группе
40,0%
10,0%
50,0%
высокий
средний
низкий
14 3.Заключение.
Результаты данного исследования показали, что просмотр анимационных
фильмов, где больше насилия, агрессии является одной из причин высокого
уровня незащищённости, тревожности и порождают у детей агрессивные
фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым —
животным и маленьким детям. Мультфильмы, которые учат добру и
справедливости, не обманывать и не предавать, они излучают добро и любовь
к каждому маленькому зрителю. А отъявленные злодеи (совсем не страшные и
посвоему обаятельные) к финалу непременно исправляются.
Таким образом, гипотеза, которую мы выдвинули, что мультфильмы, в
которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному
развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка
15 тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми,
подтвердилась.
Совсем убирать мультфильмы из жизни ребенка, конечно же, не надо.
Просто нужно подумать, логически поразмыслить, или даже побеседовать с
психологом, о том нужно ли смотреть вашему ребенку тот или иной мультик.
Существует и другой способ. Давать смотреть ребенку проверенные временем
мультфильмы, такие как «Винни пух», «Ну погоди» и т.п. Стоит подумать
об этом. Ведь дети это будущее.
Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской
работы – достигнута. Мультипликация — это даже не кино, а шире —
культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают
их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе
формирования человека колоссальна. Поэтому важно понимать, что к
просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать
возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться
победам.
4.Список используемой литературы
1. Шишова Т. Л. Вред американских мультфильмов. 2007г.
2. И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова «РЕБЕНОК И КОМПЬЮТЕР» 2007г.
3. Интернет – ресурсы: ru.wikipedia.org
4. www.fun4child.ru; www.baby.ru;
5. http://www.zayka.net/vredipolzamultikov.html
6. http://www.glogster.com/edit/g6l0rvlib4kac0q2jvugs7a0
16
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Вред и польза от мультфильмов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.