Обучение учащихся началам исследовательской деятельно¬сти возможно и вполне осуществимо через урок, дополнитель¬ное образование, защиту проектов и рефератов, научно¬образовательную и поисково-творческую деятельность при сис¬тематическом применении исследовательского подхода в обуче¬нии. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам на¬учного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.docx
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
От мыслительных умений к исследовательским навыкам
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне
осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов,
научнообразовательную и поисковотворческую деятельность при систематическом
применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс
обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом
возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов
исследовательской культуры школьника:
1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение;
обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация,
доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3) умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
4) специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Далее представлены поэтапные действия по формированию исследовательской
культуры школьников с 1 по 4 классы.
1 класс
1. Учить разделять целое на элементарные составные части в несложных практических
Мыслительные умения и навыки
действиях, в логических играх (типа «Разрежь картинку», «Магазин»). Выделять на слух
основные
компоненты ритмически организованного текста. Разделять целостное изображение на
элементы. Коротко пересказывать основные этапы действия сказки, детского рассказа или
диа, теле, мультфильма. Проводить поэлементный эмпирический анализ небольшого
текста, завершая (сопровождая) его эмоциональной оценкой.
Учиться выделять предмет мысли, отвечая на вопрос: «О ком (о чем) говорится в
несложном рассказе (сказке)?», выделять смысловой центр картинки, основных
действующих лиц небольшого диафильма, мультфильма, сюжеты из телефильма, намечать
основное в несложном практическом задании, выделять ударный слог.
2. Учить соотносить два предмета, два живых организма, две картинки по форме,
величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки, слоги и слова;
короткие песенки, поступки персонажей сказок. Приводить сравнение на однотипном
материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличие или
сходство), завершая его эмоциональной оценкой детей.
3. Сравнивая и классифицируя игрушки, знакомые предметы, учебные принадлежности,
делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию. То же самое с
изображениями на картинках, аппликациях. Учиться делать элементарный индуктивный
вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера, несложных
практических действий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме.
4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ
определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых
предметов, явлений. Для облегчения понимания определений использовать наглядность.
5. Расшифровывать родовое понятие («Какие игрушки у вас на столе?», «Какие
учебные принадлежности?»). Уметь привести примеры, понимать картинный план,
отражающий объекты И порядок элементарной конкретизации.
6. Отвечать на вопросы типа «Почему?» на учебных занятиях, в играх, практических
действиях, на экскурсиях, накапливая опыт прямого индуктивного доказательства.
Использовать средства наглядности как образную опору. 7. Под руководством педагога учиться видеть противоречия при проведении
несложных опытов, анализе поступков действующих лиц сказок, рассказов, диа, теле,
мультфильмов. Высказывать простое предположение, отвечая на вопросы типа: «А как вы
думаете?», «Как это можно сделать?». Намечать последовательность действий, проверять
результат разрешения простейших противоречий по образцам.
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
1. Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных, научно
популярных текстов (соответствующих требованиям учебных программ). Слушать рассказ,
объяснение учителя, ответы товарищей. Уметь слушать радиопередачи, пересказывать
содержание и давать простейшую оценку услышанного.
2. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением: находить произведения,
названия учебных текстов в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться
заданиями и вопросами к тексту, упражнению, задаче, работать по образцам.
3. Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке, находить нужную книгу,
пользуясь открытым доступом к книгам и рекомендательными списками.
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
1. Уметь отвечать на отдельные вопросы и вопросы, объединенные темой, уметь
самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову; вести
простейший диалог на основе картинки, кадра диафильма; подробно, выразительно
пересказывать
компоненты ритмически организованного текста. Разделять целостное изображение на
элементы. Коротко пересказывать основные этапы действия сказки, детского рассказа или
диа, теле, мультфильма. Проводить поэлементный эмпирический анализ небольшого
текста, завершая (сопровождая) его эмоциональной оценкой.
Учиться выделять предмет мысли, отвечая на вопрос: «О ком (о чем) говорится в
несложном рассказе (сказке)?», выделять смысловой центр картинки, основных
действующих лиц небольшого диафильма, мультфильма, сюжеты из телефильма, намечать
основное в несложном практическом задании, выделять ударный слог.
2. Учить соотносить два предмета, два живых организма, две картинки по форме,
величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки, слоги и слова;
короткие песенки, поступки персонажей сказок. Приводить сравнение на однотипном
материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличие или
сходство), завершая его эмоциональной оценкой детей.
3. Сравнивая и классифицируя игрушки, знакомые предметы, учебные принадлежности,
делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию. То же самое с
изображениями на картинках, аппликациях. Учиться делать элементарный индуктивный
вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера, несложных
практических действий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме.
4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ
определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых
предметов, явлений. Для облегчения понимания определений использовать наглядность.
5. Расшифровывать родовое понятие («Какие игрушки у вас на столе?», «Какие
учебные принадлежности?»). Уметь привести примеры, понимать картинный план,
отражающий объекты И порядок элементарной конкретизации.
6. Отвечать на вопросы типа «Почему?» на учебных занятиях, в играх, практических
действиях, на экскурсиях, накапливая опыт прямого индуктивного доказательства.
Использовать средства наглядности как образную опору.
7. Под руководством педагога учиться видеть противоречия при проведении
несложных опытов, анализе поступков действующих лиц сказок, рассказов, диа, теле,
мультфильмов. Высказывать простое предположение, отвечая на вопросы типа: «А как вы думаете?», «Как это можно сделать?». Намечать последовательность действий, проверять
результат разрешения простейших противоречий по образцам.
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
1. Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных, научно
популярных текстов (соответствующих требованиям учебных программ). Слушать рассказ,
объяснение учителя, ответы товарищей. Уметь слушать радиопередачи, пересказывать
содержание и давать простейшую оценку услышанного.
2. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением: находить произведения,
названия учебных текстов в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться
заданиями и вопросами к тексту, упражнению, задаче, работать по образцам.
3. Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке, находить нужную книгу,
пользуясь открытым доступом к книгам и рекомендательными списками.
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
1. Уметь отвечать на отдельные вопросы и вопросы, объединенные темой, уметь
самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову; вести
простейший диалог на основе картинки, кадра диафильма; подробно, выразительно
пересказывать содержание учебного текста, сказки, басни, рассказа; передавать
содержание иллюстрации к произведению; нарисовать словами картинку к части текста;
связно передать содержание фрагмента детской радио и телепередачи; пересказать ус
ловие и ход решения задачи.
2. Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку,
изложение текста, сочинение рассказа. Правильно списывать текст с доски и учебника (с
постепенным ускорением связного, ритмичного письма); писать под диктовку текст под
руководством учителя, писать по вопросам небольшое изложение, составить и записать 23
предложения на заданную тему на основе просмотренного диафильма или картинок, пра
вильно оформлять тетради и письменные работы в них.
2 класс
1. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении,
Мыслительные умения и навыки
в предмете. Учить выделению существенных и несущественных признаков предметов,
несложных явлений. Различать основные действующие лица сказки, рассказа, видеть
последовательность действий в диа, теле, мультфильме для второклассников. Учиться
разделять условие задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ
завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей ло , гической оценкой. Выделять
предмет мысли, отвечая на вопро сы: «О ком (о чем) говорится?», «Что говорится об
этом?». Различать смысловой центр картинки, основные действующие лица сказки,
рассказа из диа, теле, мультфильма. Выделять основное в несложном практическом
задании.
2. Сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма,
картинки по количеству, форме, величине, цвету, целевому назначению. Сопоставлять
отрывки, слова, слоги, числа, геометрические фигуры, поступки, мотивы действия героев
сказок. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой
основе находить сходство
или отличие. Производить одновременно сравнение на основе конкретных признаков в
одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять
последовательность сравнения, понимать его целенаправленность, завершать
эмоциональной и простейшей логической оценкой.
3. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умения
элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая
и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения подводить их под общее родовое понятие. Осваивать картинный план, отражающий
объекты обобщения и обобщающее понятие, знакомиться с обобщением в стихотворной
форме. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом. Придумывать
заголовки, составлять картинный план, проводить практическую систематизацию.
4. Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ
предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых
предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных
понятий в дидактических играх.
5. Уметь расшифровать данное родовое понятие, привести 23 примера, изобразить
общее понятие в рисунке, раскрыть по
«краткому плану данное содержание, объяснить заголовок. Осваивать картинный план,
отражающий объекты и порядок конкретизации, формулировать вопрос к картинам.
6. Отвечать на вопросы типа «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается
дальше?». В различных учебных ситуациях накапливать опыт прямого (индуктивного и
дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
7. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной
информации. Высказывать простое предположение о возможном решении, намечать план
действий мод руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять
локальный перенос знаний.
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
1. Слушать чтение художественных и научнопопулярных текстов, выделяя основные
смысловые компоненты, последовательность и причинность событий в несложном рассказе,
сказке. Слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ.
Слушать и оценивать ответ товарища (по содержанию и выразительности речи). Слушать
детскую радиопередачу, учиться кратко передавать ее содержание, давать оценку
прослушанному.
2. Ориентироваться в структуре учебника, самостоятельно знакомиться с содержанием
учебных текстов, разбираться в заданиях, вопросах к текстам, упражнениям, задачам;
пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в
учебниках, при выполнении работы, в ходе самоконтроля и работы над ошибками.
3. Уметь различать основные элементы книги: переплет (обложка), корешок, страницы,
иллюстрации, уметь самостоятель но знакомиться с детской книгой, находить фамилию
автора, название произведения, по иллюстрациям составлять представление о примерном
содержании книги, учиться производить не» сложный ремонт книги.
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
1. Уметь отвечать на вопросы по тексту; отвечать на отдел к ные и связные вопросы по
теме, уметь сформулировать волр<н м к тексту, ответу ученика, вести диалог по
несложной теме им основе картинки; подробно пересказывать содержание прочтенного и
выслушанного текста (рассказа, сказки, басни); мер** сказывать учебные тексты,
содержание и ход решения задачи рассказывать о своих наблюдениях за природой в связи с
чтением, связно (по вопросам учителя) пересказывать содержит»* фрагмента детской
радио и телепередачи.
130
2. Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку,
изложение текста по готовому плану, сочинение рассказа. Совершенствовать технику
связного, ритмичного, ускоренного письма. Уметь правильно списывать текст с доски и
учебника, писать под диктовку текст, писать изложение текста по коллективно
составленному или готовому плану. Уметь составлять под руководством учителя и записы
вать небольшой рассказ на основе серии картинок, диафильма, детской теле и
радиопередачи, вести записи в «дневнике наблюдений». 3 класс Мыслительные умения и навыки
1. Уметь выделять существенные и несущественные признаки несложных предметов,
явлений, событий. Производить элементарный смысловой анализ печатного текста,
воспроизводить основные элементы прочитанного, увиденного в беседе. Анализировать
задачу по составным элементам, пользоваться картинным планомориентиром.
Выделять предмет мысли в тексте, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится?»,
«Что говорится об этом?». Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и
предложения.
«
Iвыделять на слух основные компоненты ритмически организованной информации (песни,
стихотворения, короткого текста), ориентируясь на плакат «Учись выделять главное»;
придумывать свои заголовки к сказке, рассказу, диа, теле, мультфильму, упражняться в
выделении главного в логических играх.
2. Сопоставлять и противопоставлять по конкретным при шакам два предмета,
явления, слова в родном и родственных милках, предложения, геометрические фигуры,
числа, простые мдачи, примеры и т. п. Сравнивать информацию на слух (два •ирывка из
стихотворения, две мелодии и т. д.), анализировать и Фшшивать поступки героев из сказок,
рассказов, диа, теле,
Руныфильмов. Осваивать сравнение несложных организацион
ных и практических действий (например, выполненных поделок, рисунков и т. д.). Учиться
последовательности сравнения и его целенаправленности. Уметь завершать суждение
простым логическим выводом.
3. На основе сопоставления и противопоставления двух несложных практических,
наглядных, словесных объектов (предметов, их свойств, фактов, явлений, событий)
формулировать частичные и поурочные обобщения индуктивным путем. Отвечать на
вопросы по общей теме. Отбирать объекты для обобщения из заданных учителем наборов,
оформлять обобщения в виде плана, заголовка. Проводить простейшую группировку и сис
тематизацию объектов и явлений. На основе анализа учебных рисунков, таблиц и схем
знакомиться с простейшими способами обобщения. Анализировать и сравнивать
простейшие организационные и практические действия и их результаты, делать выводы по
итогам анализа и сравнения.
4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический,
наглядный показ предмета, явления, через указание, описание. Знакомиться с
определениями единичных предметов и явлений в дидактических играх, словарно
логических упражнениях, в практических действиях.
5. Продолжить формирование элементарной эмпирической конкретизации (смотри
программу второго класса). Проводим, по плану несложные наблюдения, участвовать в
демонстрациях и практических работах, придумывать задачу по образцу, вопро* сы к
тексту и рисунку.
6. Накапливать практический опыт прямого (индуктивном», дедуктивного и по
аналогии) доказательства. Строить элемеи тарное доказательство (тезис конкретное
понятие, аргументы примеры, факты). Отвечать на вопросы «Почему?», «Можешь доказать
свою правоту?», «Что об этом говорится дальше?».
7. Учиться осмысливать противоречия при проведении и»' сложных опытов,
наблюдений, анализе простой вербальной И наглядной информации. Упражняться в
распознавании нож)!
функции объекта (отвечая на вопросы типа «Как еще можно использовать этот предмет?»),
высказывать простое предположение о последовательности действий, необходимых для
разрешения проблемы, о возможных способах решения.
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации 1. Слушать чтение, рассказ, объяснения учителя, усваивая основные положения,
мысленно производя смысловой анализ, воспроизводить основные смысловые компоненты
беседы. Слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.
2. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать с
оглавлением, словарем, материалами приложения учебника; использовать образцы, данные
в учебниках, в процессе самостоятельной работы; учиться самостоятельно составлять
простой план, схемы, таблицы при изучении текста учебника; учиться постоянно
обращаться к учебнику при проверке качества выполненной работы.
3. Пользоваться рекомендательными библиографическими тисками, картотеками,
указателями, открытым доступом к книжным полкам, доступной справочной литературой
(энцик юпедиями для детей, энциклопедическими словариками серии «От А до Я...» и т.
п.); учиться ориентироваться в каталожной карточке, правильно записывать на каталожную
карточку данные о книге, статье из газеты, журнала. Самостоятельно выбирать и читать
детские книги, детскую периодику, использовать помещенные там материалы на уроках по
всем предметам и во •«неурочное время.
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
[ I. Отвечать на вопросы к тексту и по теме в соответствии * их характером, ставить
вопросы к тексту учебника, рассказу ригеля, ответу ученика; вести несложный диалог по
теме
на основе картинок, иллюстраций, диафильма; учиться связно отвечать по плану:
самостоятельно строить небольшой рассказ; учиться сжато пересказывать содержание
прочитанного или выслушанного текста, использовать в пересказе отдельные образные
слова и выражения, научные термины, строить связные высказывания на основе текста и
иллюстраций, текста и наблюдения за природой; кратко передавать свои впечатления о
просмотренном детском фильме, теле и радиопередаче, связно излагать свои учебные
действия.
2. Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку,
изложение текста, сочинение рассказа, письмо товарищу, дневниковые записи. Писать под
диктовку текст; писать изложение по самостоятельно составленному плану; писать
небольшой рассказ с элементами описания, рассуждения на основе прочитанного,
диафильма, детской теле и радиопередачи, фрагмента кинофильма; писать письмо
товарищу, вести записи в читательском дневнике, «дневнике наблюдения».
4 к л а с с
1. Осуществлять комплекс действий, составляющих элементарный эмпирический
Мыслительные умения и навыки
анализ различной информации. Разделим, целое на составные части в практических
действиях, при вое приятии и осмыслении изображений в тексте, в логических И1 рах.
Проводить элементарный смысловой анализ текста, расска* за учителя, воспроизводить
основные смысловые части пройду шанного, увиденного в беседе. Учиться анализировать
отнп товарища по плану. Выделять субъект и сюжет учебного те|С1| и ею части, отвечая на
вопрос: «Что говорится об этом?». Ри» делять информацию на логические части,
вычленять родовые И видовые понятия. Находить в тексте наиболее важные по смы» лу
слова и предложения, придумывать заголовки, составит» простой план небольшого текста.
Определять на слух компоненты ритмически организованного текста.
Находить основные смысловые группы, картины, читать простые таблицы, использовать
простые схемы. Учиться выделять главное в практических заданиях.
2. Продолжить формирование умения сравнивать до качественной ступени, за которой
идет обобщение. Учиться полному сравнению с соблюдением его последовательности:
определение объекта и цели сравнения; выделение основных признаков; установление отличия и (или) сходства; формулировка выводов.
Сравнивать различную по характеру и целевому назначению информацию на основе
существенных конкретных и общих признаков. Проводить (одновременное, параллельное и
отсроченное) сравнение двух объектов с введением третьего, контрастного объекта и
контробраза. Сопоставлять и противопоставлять явления и факты двух родственных
языков. Овладевать правиломориентиром для сравнения.
3. Осуществлять весь комплекс действий, составляющий индуктивное эмпирическое
обобщение: проводить отбор необходимых объектов, сравнивать их по определенным
признакам, делать выводы, оформлять их в виде картинного и простого сло иесного плана,
заголовка, условной схемы, правильного умозаключения. Осмысливать структуру
эмпирического обобщения и данное учителем правилоориентир.
4. Использовать накопленный практический опыт определения и объяснения понятий
для осмысления логического определения через родовые и видовые отличия. Знакомиться
с простейшей структурой логического определения на наглядных моделях, в
дидактических играх, в словарнологических упражнениях.
5. Осуществлять весь комплекс действий, составляющих элементарную эмпирическую
конкретизацию, анализировать условие задания; выделять известное и неизвестное;
вспомнить Привило, необходимое для данного случая; в случае недостатка лишний
обратиться к учебнику; решив задачу, проверить ее правильность; распознавать в реальной
жизни изученные общие
понятия, закономерности. Уметь расшифровать данное родовое понятие, привести 34
примера, конкретизировать заголовок, рисунок, простой словесный план. Связно отвечать
по плану. Осмысливать структуру приема учебной деятельности.
6. Совершенствовать практический опыт прямого (индуктивного, дедуктивного и по
аналогии) доказательства. Знакомить с сутью, структурой и правиломориентиром
доказательства (тезис, аргументы, способ доказательства, выводы). Строить элементарное
доказательство по заданной структуре и правилу ориентиру (тезис конкретное понятие,
прямой способ демонстрации, 23 аргумента конкретные суждения, примеры, факты).
Осваивать правилоориентир, данное в картинной форме с краткими пояснениями,
использовать средства наглядности и простейшие технические средства обучения.
7. Учиться видеть противоречия в различных ситуациях учебнопознавательной
деятельности, новую функцию объекта, структуру объекта. Учиться понимать
предложенную проблемную ситуацию, высказывать эмпирическое предположение о
возможных способах разрешения противоречия. Намечать в коллективной и парной работе
простой план действий при решении познавательных задач, проверять сообща результаты
решения. Осуществлять частичный перенос известных знаний и способов в новую ситуацию
(в различных видах учебной, игровой, практической деятельности).
Умения и навыки работы с книгой и другим источниками информации
1. Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные
мысли, определяя их взаимосвя п., логическую (последовательность, языковое оформление
вое* производить основные мысли прослушанного в беседе, сохри« няя, если необходимо,
особенности стиля высказывания; анализировать и рецензировать ответы учеников по
определенному плану; учиться слышать и исправлять свою речь). Слушит|
учебные и детские радиопередачи, использовать их содержание в учебной работе.
2. Под руководством учителя учиться выделять главное в текстах различного
характера и назначения, работать с понятиями, выделяя существенные и второстепенные
признаки предметов; использовать прием сравнения на однотипном материале учебника;
пользоваться приемом составления простого плана при усвоении содержания учебника.
Составлять схемы, таблицы, диаграммы, овладевать простейшими формами системати
зации учебного материала (на основе установления причинно следственных, временных, пространственных связей, элементарной логической последовательности).
3. Подбирать книги по теме, пользуясь библиотечным каталогом, аннотациями в
каталожных карточках, выставкой, поклассными рекомендательными списками,
тематическими картотеками, открытым доступом к книгам. Ориентироваться в структуре
книги, использовать знания о структуре книги при ее выборе и работе с нею. Использовать
в тех же целях элементы оформления книги (фотографии, чертежи, карты, рисунки и т. д.).
Составлять каталог прочитанных книг. С помощью учителя или библиотекаря составлять
индивидуальный план чтения. Привлекать материалы дополнительного (внеклассного)
чтения на уроках и во внеклассной работе.
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
1. Отвечать на вопросы различного характера (на воспроиз иедение, творческое
осмысление, на применение); учиться ста иить разные по характеру вопросы к тексту,
рассказу учителя, ответу ученика. Вести диалог на материале несложных учебных 1ем с
использованием наглядных пособий или без них, по плану пересказывать подробно, сжато
или выборочно содержание учебных текстов; отрывка из художественного произведения,
фрагмента телепередачи, детского кинофильма; давать связные высказывания, различные
по типу речи (повествование, описание, рассуждение).
2. Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку,
изложение, сочинение, письмо, записи в дневнике, отзыв. Написать под диктовку текст в
90100 слов; изложить текст в 110115 слов по самостоятельно составленному плану;
написать сочинение (100 слов) с элементами повествования, описания, рассуждения на
заданную тему на основе прочитанного, детской теле и радиопередачи, кинофильма; на
писать отзыв о прочитанной книге.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.