Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"
Оценка 4.6

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
02.05.2018
Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"
Материал может использоваться как пример практических занятий во внеурочной деятельности учителя. Даются рекомендации по выращиванию однолетних цветов и деревьев.В работе описаны сроки посева, особенности выращивания, наблюдения и результат. Детям интересно получить практический навык по посеву, пикировке и дальнейшему уходу за популярными цветами, которые можно вырастить на пришкольном участке.Материал может служить частью практических занятий во внеурочной деятельности по биологии
Исследовательская работа по биологии.Выращивание цветов и деревьев из семян .docx
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №7 Тема работы:  Цветник и лес на подоконнике.                          Как приумножить красоту  Донского края?                                                                                 Работу выполнили:                                                                                              ученики   класса                                                                                              МОБУ Лицей №7                                                                                               Елоев Георгий                                                                                              Свидан Анастасия                                                                                               Коледа Ольга                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Руководитель ­ учитель биологии                                                                                              Шик О.В.                                                                                                                      г. Таганрог –2013 1 Оглавление:                                                                                                      стр. Введение                                                                                                                3 Часть I. Особенности экосистемы Основное содержание:                                   4                                   Часть II. Выращивание древесных культур на подоконнике.                                 5 Часть III.   Озеленение  однолетними  цветами территории лицея.                   9  Часть IV  Наши питомцы летом и осенью                                                            20 Выводы                                                                                                                  27 Приложение к части II. Выращивание древесных культур на подоконнике.    28 Список литературы                                                                                                  32   2 Введение: Название проекта: «Цветник и лес на подоконнике». Как приумножить красоту  Донского  края?  Цель проекта: Вырастить древесные и цветочные культуры из семян для озеленения  пришкольной территории и дома.  Задачи:  ­ Познакомиться с научной литературой.   ­  Изучить методику выращивания древесных  и цветковых культур из семян.                               ­ Заложить опыт по выращиванию березы и других деревьев из семян.                    ­ Заложить опыты по выращиванию цветочной рассады ­  Побудить школьников к охране природы, озеленению  пришкольного участка и домашних клумб  Актуальность:  Чтобы уменьшить негативное воздействие влияние на жителей, городской ландшафт  не  должен быть однообразной «каменной пустыней».                                                                         Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей  среды важно создавать зеленые уголки, где бы мог каждый  человек отдохнуть в тишине,  любуясь красотой природы. Сохранение и специальная посадка деревьев и кустарников,  создание газонов, клумб и цветников являются  неотъемлемой частью комплексных мер по  защите и  преобразованию окружающей среды. Пусть даже один, маленький, скромный  цветочек , выращенный своими руками украсит уголок родного дома, свою малую  Родину – Донской край.    Ребята нашей школы выполнили исследовательские работы о дубе и березе, мы узнали много  интересного, и нам захотелось вырастить  именно эти  и другие деревья своими руками, хотим внести свой вклад в озеленение пришкольной территории, чтобы и через много лет наши  деревья радовали людей. Цветочные клумбы доставляли эстетическое удовольствие  горожанам и удивляли   своей красотой. Изучив научную литературу ,мы научились выращивать и ухаживать за сеянцами деревьев и  цветочных культур. Вырастили более 150 растений однолетних и высадили растения  около школы и дома.  Сеянцы деревьев высадим согласно методике. Выводы:                                                                                                                                                   1.Деревья можно вырастить из семян своими руками,  изучив  методику.                      2.Растения для создания клумб можно вырастить  самостоятельно .                                3.Выращивание  цветочной рассады экономически выгодно.                                                      4.Опыт по выращиванию растений пригодится в жизни .                                                5.Выращивая растения из семян, учишься бережно относиться к природе, ценить красоту  и  пользу растений.                                                                       3 4 Часть I.Особенности экосистемы города. На протяжении многих тысячелетий человек жил в естественной среде обитания, не  оказывая серьезного воздействия на  процессы, происходящие в биосфере. С развитием  цивилизации отношения человека и природы существенно изменились. Человек все чаше использовал природные ресурсы, разрушая сложившиеся  экосистемы, и создавал  искусственные. Наряду с агробиоценозами экосистемы городов и промышленных  предприятий занимают все большее место в развитии биосферы на нашей планете. Уже  сейчас более половины населения Земли живет в городах или поселках городского типа,  а в промышленных странах эта цифра доходит до 70%.. В городской экосистеме   нарушено  соотношение  продуцентов , консументов и редуцентов. В город поступает  энергия и ресурсы, необходимые  для промышленности, транспорта и  жизнедеятельности  его жителей.                                                                                    Город производит огромное количество  ядовитых газов , токсичных отходов, загрязняющих  атмосферу. Очень важно, чтобы город был экосистемой, пусть не абсолютно  благоприятной, но хотя бы не вредящей  здоровью людей.                                                      Еще в средние века было замечено, что продолжительность  жизни горожан меньше, чем  у сельских жителей. Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или   иной мере сказываются на физическое и психическое здоровье человека.                             Оказывается, важно в каких условиях живет человек, какова высота потолков,  насколько  звуконепроницаемы  стены, сколько времени добирается до работы, с кем  общается, и какой ландшафт его окружает. Чтобы уменьшить негативное воздействие  влияние на жителей, городской ландшафт  не должен быть однообразной «каменной  пустыней».                                                                                                                                  Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние  окружающей среды важно создавать зеленые уголки, где бы мог каждый  человек  отдохнуть в тишине, любуясь красотой природы. Сохранение и специальная посадка  деревьев и кустарников, создание газонов, клумб и цветников являются  неотъемлемой  частью комплексных мер по защите и  преобразованию окружающей среды.  Особое  место вокруг автострад и промышленных предприятий должны занимать  зеленые зоны.  По  мнению ученых необходимо высаживать такие растения, которые устойчивы  к  загрязнениям. Это  клен американский, тополь канадский, липу сердцевидную, иву  белую, крушину ломкую, дуб черешчатый, можжевельник казацкий. В размещении  зеленых зон необходимо соблюдать принцип непрерывности и   равномерности.                 Сады, парки, скверы, внутригородские бульвары следует объединять с как между собой, так и с загородными насаждениями. Очень важно, чтобы зеленых насаждений было  достаточно около  детских домов, школ, спортивных комплексов и лечебных  учреждений. Ухаживая за зелеными насаждениями,  оберегая,  и умножая, их каждый  житель города может внести свой вклад в улучшение экологии города.                                В нашем любимом городе Таганроге много деревьев  кустарников и цветов! В любое  время года он по ­ своему красив. С наступлением весны и до поздней осени он утопает  в зелени. Могучие деревья зеленым шатром накрывают уютные городские улочки, а у  каждого дома зацветают всеми любимые городские цветы.        Мы, учащиеся лицея №7 тоже хотим внести свой вклад в озеленение пришкольной  территории, чтобы и через много лет наши деревья радовали людей.    5 Часть II. Выращивание древесных культур на подоконнике. Наш лицей  находится в чистой зоне, так называется зона, удаленная от основных  загрязнителей – заводов, промышленных предприятий. Лицей  окружен зелеными насаждениями: деревьями и кустарниками (тополь, каштан,  клен, черешня, орех грецкий и т.д.). Ученые установили, что каштаны – идеальные  очистители загрязненного воздуха. Листья одного дерева высотой 10 м нейтрализуют  выхлопные газы автомобилей в 100 м3 загрязненной атмосферы. Липа и акация хорошо поглощают окислы тяжелых металлов, а клен остролистный  впитывает соединения фенола.  Зеленая листва S ­ 25 м2  дает за 1 час столько кислорода, сколько требуется одному  человеку. Территория лицея   большая , В прошлом году учащиеся 7 класса изучили видовой состав   участка, состояние деревьев и кустарников. В зеленой зоне нашего лицея произрастают.          Древесные культуры Береза бородавчатая Тополь пирамидальный Тополь белый Черемуха обыкновенная Катальпа  Каштан конский Ясень обыкновенный Клен ясенелистный Клен остролистный Клен мелколистный Шелковица черная Рябина мучнистая Ива белая Софора японская Жерделя Черешня желтая Кустарники Бирючина гладкая  Чубушник обыкновенный  Сирень обыкновенная Спирея серая Розы  сортовые Бобовник обыкновенный            В прошлом году была проведена вырезка аварийных деревьев и возникла  необходимость высадки новых деревьев и кустарников. Старшеклассники  посадили  катальпы, рябины, кусты сирени   розы. Но, даже, несмотря на полив и уход, некоторые  саженцы погибли, видимо сказались несколько очень жарких недель августа. Мы решили своими руками вырастить саженцы дуба, березы , ели  и липы, а так же  высадить  однолетние цветы.  6 Почему  мы сделали выбор в пользу этих деревьев?            Ребята нашей школы выполнили исследовательские работы о дубе и березе, мы  узнали много интересного, и нам захотелось вырастить  именно эти деревья своими  руками. Часто под  кленам  и   вязами,  можно увидеть молоденькие проростки, но как  бы не дружны были всходы, зарастания не происходит по разным причинам. А вот под  березой никогда не увидишь  всходов  ведь семена берез очень легкие и нужно, чтобы  сложились особые условия для  их  прорастания. Но, даже, если в городских условиях,  где то  семена прорастут, всходы могут быть затоптаны или пропадут от пересыхания.          Под дубом можно осенью найти желуди, собрать и попытаться посадить их в почву  весной. Желуди собраны нами  весной  под листьями.   Желуди очень капризны: они  совершенно не переносят высыхания . Стоит им потерять небольшую часть воды,  как   они погибают. Нужно хранить зимой желуди в  ящиках с опилками  при  +3С0 при  влажности не менее 60%,но любое прогревание может привести к загниванию.      Липа еще более капризна чем, дуб, т.к. орешки липы могут долго оставаться в  спящем состоянии, для зародыша необходим период покоя  до 3­4 лет. По этой причине  не найти всходов и под липой. Мы уже в этом году собрали семена липы, для того,  чтобы переждав период покоя зародыша вырастить  липу.  1. Практическая часть: Для того, чтобы вырастить   древесные культуры  на подоконнике, а не в питомнике  на  улице необходимо придерживаться методики. 1. Проращивание  начинать в феврале – марте при температуре 18 С0­ 20С0  2.Ухаживать согласно  виду древесной культуры. 3.Проводить  закаливание  сеянцев. После установления стабильно теплой погоды на  улице,  сеянцы   надо закалять слегка затеняя.                                                                          4.Высадка в грунт  в июле  или  осенью  после сбрасывания листьев, или следующей  весной при условии, что сеянец зимует  не в комнате. 5. Береза высаживается в грунт с комом земли без удаления более слабых растений.  Сеянцы дуба  после пересадки  в грунт, надо огородить, чтобы зимой не было сквозного  ледяного ветра.                                                                                                                Постановка опыта по выращиванию березы, липы, ели, дуба из семян на  подоконнике.(8) Оборудование и материалы: Семена древесных культур: около 100 штук 10 штук 10 штук 15 штук семена березы бородавчатой Желуди дуба черешчатого липа  крупнолистная семена ели обыкновенной Емкости  для проращивания, грунт.  I.  Подготовка почвы под древесные культуры.  1.Березы, липы, дубы не требовательны к качеству почв, но предпочитают почвы  средней питательности, поэтому мы  приготовили  почвосмесь из перегноя и почвы  пришкольного участка (бедная подзолистая ) в пропорции1/4.  Почву для семян ели приготовили  в пропорции 1/1. II. Высев семян   7 1.Посев  березы  провели в емкости  до 10 см глубиной диаметром 20 см. так как семена мелкие , посеяли на глубину 0,5 см.накрыли пленкой и выставили на подоконник  .Температура на подоконнике +18+20 2.Желуди посеяли двумя способами: В одних стаканчиках желуди слегка заглубили и накрыли пленкой, в других желуди  заглубили на глубину 3см.  3. Перезимовавшие семена  ели и семена  липы прошлого года посеяли в стаканчики на  глубину 0,8­ 1 см. III. Уход                                                                                                                                 1.  Полив отстоянной, водопроводной водой  по мере высыхания почвы.              2.  Опрыскивание почвы  сеянцев березы. IV.Наблюдения  9.03.13   16.03  Наблюдения 28.02.13 7.03. 13    Заносим результаты в таблицу №1 Приложение фото1 ,2,3,4,5,6 Береза бородавчатая    (Betula pendula Roth) Посев Первые всходы, единичные всходы, первые зародышевые листочки 2мм. , над почвой на1мм. Дружные всходы. Вся площадь емкости занята всходами  Подрастание сеянцев, стебелек высотой 1см. , зародышевые  листочки2мм., наблюдается гибель некоторых (10шт) сеянцев и   опережение в росте части сеянцев. Стебельки красноватого цвета , гибкие, настоящие листочки с  характерными зубчатыми краями около4 мм. Для пересадки из мелкой емкости в глубокую выкопали несколько  растений .Корневая система березки почти 4 см. Наблюдается опережение в росте единичных растений и явное  отставание нескольких сеянцев. Среди сеянцев появляются растения  с 2­3 настоящими листочками 13.04 16.04 1.04.13 7.04.13 Заносим результаты в таблицу№2 Приложение 14 Ель обыкновенная   (Pícea ábies) Посев Набухание семени Семена почернели, и гниения Наблюдения 25.02.13 9.03.13 20.03.13    Заносим результаты в таблицу№3 Приложение фото 7,8,9,10 Наблюдения 25.02.13 10.03.13 16.03.13   Дуб черешчатый     (Quercus robur L.) Посев Набухание желудей,  5 штук  заплесневели Набухание желудей ,глянцевая кожура лопнула в нескольких местах ,под 8 1.04.13 7.04.13 13.04 16.04 ней видна волокнистая поверхность Появление трещины между семядолями только у одного Корешок около  1см у одного желудя ,4 набухли без признаков гниения Появилась верхушка корня у второго желудя. Остальные без изменения.  Опрыскивание cлабым раствором КMnO4 У желудя углубилась трещина в блестящем  околоплоднике.   Заносим результаты в таблицу№4 Приложение фото 11,12,13 Наблюдения 25.02.13 9.03.13.  13.03.13 1.04 7.04 13.04 Липа крупнолистная  (Tнlia platyphэllos) Посев 6 семян  , 3 семени оказались пустые Набухание 3 семян  .поверхность орешка стала мягкой, 3 орешка  заплесневели Проростков нет орешки  потрескались, почернели , размягчились, легко разрушаются в  руках.  Хорошо видны в волокнистой оболочке набухшие семена. Семена без  признаков гниения Это наш лес на подоконнике. Ребята стали приносить  к нам в «лес» растения :Нашли проросший орех грецкий, чтобы он не погиб решили посадить его в грунт около начальной школы. После праздника Масленицы в вазе дали корни побеги  ивы. 9 Выводы к проведенной работе. 1.Семена  березы  хорошо прорастают  (10 дней) и развиваются при выращивании на  подоконнике, необходимо следить за тем, чтобы грунт не пересыхал. Сеянцы березы не  любят прямых солнечных лучей                                                                                                     2. Желуди прорастают через 1,5­ 2 месяца, не переносят повышения температуры.               3.Семена липы требуют периода покоя  не менее 2­3 лет, перед проращиванием  желательны скарификация и стратификация орешков.                                                                4.Семена ели требуют   скарификации  и стратификации.  Часть III.   Озеленение  однолетними  цветами территории лицея.    Место высадки.  1.Узкие полосы вдоль розария. Возможна высадка низкорослых виолы, петуньи или  тагетеса(бархатцев). 2. Для озеленения  территории мы выбрали места с просветами между деревьями, где   тень не весь световой день. Овальные или прямоугольные клумбы .                                       3.Ипомеи высаживаются между кустарниками с опорой на бобовник.                          Обоснование выбора растений. 1. Для оформления  клумб  выбрали однолетники, всеми  любимые  городские цветы,  цветение которых продолжается до заморозков, а в Таганроге понижение температуры в  октябре.                                                                                                                                            2. Растения неприхотливые, устойчивые к жаркому, сухому лету. Конечно, необходим  полив, подкормка. 3.Цветовая  гамма цветов (красный, фиолетовый, желтый, оранжевый, розовый, белый) ,  позволяет создавать различные сочетания.                                                                                    Оборудование и материалы: палочки для пикировки, стаканчики, грунт. Семена цветочных культур: 10 петунья гибридная  (petunia hybrid)  Aстра Александрия(Callistephus chinensis) Bиола смесь (Viola mixed) Бархатцы (Tadetes erecta mixed ) Циния смесь (Zinnia mixed) Вьюнок(ипомея)  (ipomoea purpurea)    Ипомея квамоклит(ipomoea quamoclit) Сальвия (Salvia 0,2 гр. 0,5гр. 0.1гр 0.2гр. 0,5гр. 2 гр. 0,5гр. 0,5гр На наших городских рынках можно купить  рассаду  самых разнообразных  цветов. Но мы  решили оформить клумбы цветами, выращенными  на подоконнике самостоятельно. Все  цветы мы вырастили рассадным  способом. Методика:                                                                                                                                         1.Подготовка почвы :смесь почвы пришкольного участка с грунтом «Живая земля»             2. Высев семян в емкости для проращивания  при температуре +18,+20 0С                              3.Заделка семян  на глубину, в зависимости от размера семени.                                                4.Обрабртка почвы с семенами раствором KMnO4                                                                       5. При появлении всходов  следить за состоянием почвы (увлажнять умеренно)                     6. После появления хорошо развитых зародышевых листьев пикировать в отдельные  емкости.                                                                 Пикировка Пикировка представляет собой рассаживание сеянцев с целью обеспечения большей  площади их питания. Распикированные растения будут лучше и быстрее развиваться.  Поэтому пикировка очень важна для их жизни. За несколько часов до рассаживания почву нужно обильно полить — это облегчит  извлечение растений из земли и предохранит корни от механических повреждений.  Пикировка должна проводиться в месте закрытом от солнца и ветра!!! Необходимые  инструменты — двузубая вилка (для извлечения сеянцев из почвы) и заостренный  колышек (для создания лунок в почве и прикапывания пересаживаемых сеянцев). Для извлечения сеянцев из почвы используется двузубая вилка, которой необходимо  поддеть сеянец и аккуратно извлечь из почвы. Затем колышком в нужном месте делается лунка, растение углубляют в неё до уровня семядольных листьев. Так же нужно следить  за тем,чтобы корешок, помещенный в лунку, не загибался вверх (иногда полезно  укоротить корешок на 1/3 — это сделает растение более сильным и выносливым).  Придерживая одной рукой растение в лунке, другой рукой нужно воткнуть колышек в  землю на расстоянии 2 см от лунки под углом 50­600 к земле, а затем аккуратно  переместить колышек в сторону прямого угла с землей, закапывая тем самым корень  растения в почву. Почва при извлечении растений и их посадке по возможности должна  быть рыхлой. Завершается пикировка поливом пересаженных растений из мелкой лейки или обильным опрыскиванием. Критический период длится 3­4 дня. В это время нужно поддерживать  температуру 23­25 0С, держать растения в условиях рассеянного света и беречь от ветра  и сквозняков. В некоторых случаях, особенно если корневая система проращиваемых растений  неустойчива к повреждениям, пикировка нежелательна и лучше вместо неё применять  прореживание всходов, оставляя наиболее крепкие и перспективные растения.  7.При стабильно теплой погоды ( май ) высаживать на подготовленное место.                     11 1.Петунья. Мелкие семена высевают,  не заделывая в грунт, выставляя на свет. Для  предотвращения пересыхания  почвы почву опрыскивали из пульверизатора и до всходов  закрывали пленкой. 12 4.03.13  Посев петуньи в контейнеры            8.04 ­12.04.13 Пикировка в отдельные стаканчики Наблюдение 4.03 12.03 15.03 21.03 1.04 8.04­ 12.04. май Посев  семян  Первые всходы Дружные всходы, прореживание Появление первых настоящих листьев Прореживание Пикировка в контейнеры Высадка в грунт 2. Астра Александрия. Семянки мелкие, заделывают в почву на 0.5 см, регулярно  увлажнять почву, высадка пикированных растений в грунт в мае.  13 5.03.13 Посев                                          10.03.13  Первые всходы  12.03.13 Пикировка в стаканчики    Наблюдение. 5.03 10.03 13.03 20.03 Посев  семян  Первые всходы Дружные всходы, прореживание Появление первых настоящих листьев 14 1.04 8.04­ 12.04. май Прореживание Пикировка в контейнеры Высадка в грунт 3.Виола. Очень красивая крупная фиалка с гофрированными лепестками. Хорошо  переносит пересадку в цветении. Обычно виола зацветает на второй год, но если  выращивать ее рассадой, посев, в марте или  апреле  она, зацветет уже в июне – июле.  Семена заделывают в почву  на 0,5 см. Посев 5.03.13                              25.03.13 Проростки без настоящих листьев                                   8.04.13 Пикировка                                                                           Наблюдение 5.03 12.03 Посев  семян .Семена круглые  2мм Первые всходы 15 18.03 24.03 1.04 8.04­ 12.04. май Дружные всходы  Появление первых настоящих листьев Прореживание Пикировка в контейнеры Высадка в грунт 4.Бархатцы. Бархатцы ­ неприхотливое растение, цветет с июня  до глубокой осени. Но  зацветает быстрее, если вырастить рассаду  и первый бутон отщипнуть.         Высев семян 5.03.13                    Дружные всходы  13.03.13 16 7.04.13 Растения с хорошо развитыми настоящими листочками Наблюдение 5.03 10.03 13.03 19.03 14.04 май Посев  семян  на глубину1­1,5 см Первые всходы Дружные всходы  Появление первых настоящих листьев Выращивание  в контейнере Высадка в грунт 5.Циния. Мы выбрали махровую форму растения. Растения  высеяли в контейнер с  большим расстоянием  между семенами и в отдельные стаканчики. 17 Высев семян 5.03.13              25.03.13 Растения с 2 настоящими листочками Наблюдение 5.03 Посев  семян  18 10.03 13.03 25.03 14.04 май Первые  дружные всходы  Быстрый рост и появление настоящих листочков Появление первых настоящих листьев Выращивание  в контейнере до высадки в грунт Высадка в грунт 6.Ипомея. Очень красивые вьюнки могут украсить и  внести яркие нотки в любом  уголке территории лицея .Они могут оплести кустарники , стволы деревьев или любую  изгородь. Можно ипомею высевать сразу в грунт, но зацветут они в конце лета, а если  вырастить  рассаду, то цветение начнется на 3 недели раньше. Мы ипомею высеяли не в  марте, а в 10.04.13 т.к. лианы очень быстро растут и им нужна опора.                                                          Посев семян 10.04.13 19 Семена проклюнулись 12.03.13  15.03.13 Первые зародышевые листья Наблюдение 10.04 12.04 15.04 Посев  семян  Семена проклюнулись  Быстрый рост и появление настоящих листочков 7.Сальвия.  Сальвия  яркое и неприхотливое растение, украшает многие уголки нашего   города. Но, у нас семена сальвии не проросли и их можно посеять повторно т. к. высадка в грунт рекомендуется  в конце мая. 20 В клумбах и цветниках  сальвия  дает яркие акценты.        Подрастающие растения необходимо  защитить от корневой и стеблевой гнили. Для  этого мы при высыхании кома проливаем и опрыскиваем  саженцы  слабым раствором   KMnO4 (бледно­ розовый раствор). До высадки в грунт, при повышении температуры   +18, +200С растения надо приучать к улице. Это возможно, выставляя контейнеры на  козырек под окнами кабинета.             21

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"

Исследовательская работа учащихся по биологии"Цветник и лес на подоконнике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2018