Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"
Оценка 5

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история
6 кл
28.01.2018
Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"
В своей исследовательской работе ученик рассматривает загадку как малый жанр фольклора. Рассказывает историю якутских загадок, раскрывает их тематику, основываясь на авторские работы известных писателей Якутии, а также их своеобразие путём применения приёмов художественной выразительности. Таким образом, исследование по данной теме определило дальнейшее направление работы: создание сборника загадок собственного сочинения про современные технологии (гаджеты).
Якутские загадки Работа Ефимова Тимы.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мугурдахская средняя  общеобразовательная школа им.В.Н.Дохунаева» Абыйского улуса РС(Я)  Темы и своеобразие якутских загадок Исследовательская работа Работу выполнил: Ефимов Тимофей,  ученик VI класса Руководитель: Атласова Александра Васильевна,  учитель истории 2017г. Оглавление . .I. Введение  II. Основная часть       1.Изучение истории загадок      2.Исследование тем и своеобразие якутских загадок по авторским работам.       3. Загадки собственного сочинения про современные технологии. IV.Заключение V. Список используемой литературы  I. Введение. Мы очень часто в жизни   сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве,  когда   ребёнок  знакомится  с  миром  предметов,  отгадывая   загадки,  затем  в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и дальше  во взрослой жизни.    Жанр загадки принадлежит всем народам, и всё же везде он проявляется по­ разному, ведь в каждой стране своя культура, свои предметы обихода. Наши якутские загадки знакомы нам с детства, большинство из них мы знаем наизусть и,  конечно же, можем с легкостью разгадать.   Тема исследовательской работы «Темы и своеобразие якутских загадки». Цель   моей   работы:  изучить   историю   загадок,   их   темы,   своеобразие   и   попытаться сочинить  свои загадки про современные технологии (гаджеты).  Задачи: 1) изучить историю якутских  загадок;    2) выявить  своеобразие  загадок якутского народа;     3) определить темы якутских загадок по авторским работам;    4)  представить загадки собственного сочинения про современные технологии. Актуальность Загадка   живёт   много   веков.   С   раннего   детства   она   служит   и   забавой,   и своеобразной   «тренировкой»   ума.   В   школьной   программе     по   теме     «Загадка» отводится особое место, но нет изданного сборника на якутском языке загадок про современные технологии   (гаджеты), поэтому мы решили изучить историю якутских загадок и попробовать представить загадки собственного сочинения.   Объект исследования: якутские загадки   Предмет исследования: загадки    II.Основная часть                                             Что же такое загадка? Загадка – это один из жанров народного фольклора. По определению «загадка – это краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».   Само     слово "загадка" образовано   от   слова "гадать",   которое означало "думать", и "размышлять". Для каждого народа загадки имели большое значение: расширяли познание мира у подрастающего поколения, служили одним из способов испытания мудрости. О   происхождении   якутских   загадок   есть   только   предположение.   Что   они появились задолго до появления письменности.    Первые письменные сведения   о якутских загадках появились в середине  XIX века   в   трудах   Отто   Николаевича   Бетлингка   «О   языке   якутов»   (1851   г.)   А   также значительное   место   принадлежат   исследовательской   работе   И.А.   Худякова «Верхоянский   сборник.   Якутские   сказки,   песни,   загадки   и   пословицы»,   в   которой зафиксировано 320 загадок в русском переводе.  А      первым   опытом   монографического   изучения   якутских   загадок   является работа Сарданы Платоновны Ойунской «Якутские народные загадки» изданное в 1992г, где собрано  около 3000 (2855)  загадок.   Исследовательскую часть работы я начал с изучения  народных якутских загадок III. Исследовательская часть по авторским работам. Первым я взял в руки «Саха фольклора» Дмитрия Кононовича Сивцева ­  Суорун Омоллона   (1947 г.). В своей научной работе Дмитрий Кононович зафиксировал свои наблюдения о том, что древний народ саха  при сочинении темы загадок, в основном, связывали с мифологическими образами. Во­первых,  исследовал своеобразие  якутских загадок.  Я обратил внимание, что: 1. В   древних   якутских   загадках   (по   научной   работе   Д.К.   Сивцева­   Суорун Омоллона)   наблюдается   связь   с   якутскими   мифологическими   образами. Например, «айыы уола», «луук  мас», «к н кыы hа» γ Например:  Айыы уола к м с курунан далбаатыыр  h   (Ча5ыл5ан).                       Луук мас иhэ тонмот  h   (Ки γ γ hи силиитэ). ѳ γ γ γ 2. Слово   «миф»   с   греческого   переводится     как   «сэhэн»   и     « hγ γйээн».   Именно главная  часть слова ( h йээн) « h »  стоит  в  конце  почти у  каждой древней якутской загадки, что означает «говорят». Например: Кыhын тиллэр, сайын  л р баар  h   (Сулустар).  γ γ γ γ γ γ ѳ ѳ Из вышесказанного можно сделать вывод, что в якуты   свою веру в духов связывали с мифологическими образами. .  Во ­ вторых,  якутские народные загадки отличаются от  современных загадок своими богатыми художественными описаниями.  Возьмем примеры из авторских сборников 1947г. и 2002г. Описание   насекомого  таракана  дается         через         описательно­образное выражение другого предмета :  быка « Икки ураа ланкыр муостаахпын да, орто дойду о5уhа буолбатахпын», коня   «а5ыс адаар атахтаахпын да, аан дойду атыыра буолбатахпын » и человека «улуус   умнаhыта   буолбатахпын»    количественных числительных (шесть, два, восемь), которые намекают   на отгадку, указывая точное количество предметов или их частей.   и   через   употребление   Далее,  обратите внимание  на богатое описание  насекомого  бырдах (комарика) «Халлааңңа тиийэр тумустаах, икки кγкγр таас кынаттаах барылыыр бар  кс к ѳ ѳ γ кыыл, илин диэкиттэн кэлэн, тумулга иңэн хаалар γhγ». В данном примере,  мы  видим  мотив народного эпоса – олонхо,  который преподаёт   нам   яркий   образ   маленького   комарика   через   преувеличение     его   силы «халлааңңа   тиийэр   тумустаах»  ,   то   есть   через   изобразительно­выразительные средства как гипербола и сравнение (с образом орла)   «икки кукур таас кынаттаах барылыыр  кс к  кыыл».  ѳ ѳ γ Рассмотрим   современные  якутские загадки       Например:         Хонуу ортотугар холуода хаарты сытар үhү (Ампаар).      Икки  ттүнэн бастаах баар үhү  ( Ыскаамыйа). ѳ  В данных примерах мы  видим  употребление заимствованных  слов от русского    «холуода»  (колода), «ыскаамыйа» (скамья).   Исходя   из данных примеров   можно   сказать, что в народных загадках   при описании предмета чаще   употребляются   художественные средства выразительности (описание, гипербола, сравнение). Это говорит о том, что у древних якутов язык был богаче и  художественнее.  А  в современных   мы наблюдаем  заимствованные слова и просторечье.  Следующим   этапом   моей   работы   является   определение   тем   загадок якутского народа по авторским работам с1947­ 2006 гг.         В   ходе   изучения   теоретического   материала   я   выделил     следующие  темы народных загадок: темы Айыл5а кѳстүүлэрэ  От мас.  Υүнээйи  Υѳн ­ кѳйүүр  Уу – хонуу харамайдара  Кѳтѳр кынаттаахтар  Кыыллар  Дьиэ кыыллара  Киhиэхэ сыhыаннаах / Сокуон, итэ5эл Дьиэ­уот, мал­сал  Иистэнэр тэрил, таңас  ­сап  Киэргэл  С.И. Горохов, П.Е. Ефремов «Киhи тыла­ох», 1982 с.   Сивцев­ Д.К. Суорун Омоллоон «Саха фольклора», 1947 с.  С.П. Ойунская, Е.П. Чехордуна, «Саха таабырыннара. Якутские загадки» 2002 г. И.К. Попов «Саха таабырыннара, ѳ с хоhоонноро, чабыр5ахтара», 2006с.  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  + +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  +  + Аhыыр ас  Булт – алт тэрилэ  Υѳрэх, наука, техника  +  +  +  +  +  +  +               Из данной таблицы мы видим, если в научной работе    Д.К. Сивцева­ Суорун Омоллоона   «Саха фольклора» 1947 года    всего 6 тем народных загадок, то в книге С.И. Горохова, П.Е. Ефремова «Киhи тыла­ох»   1982 года добавлены ещё   4 темы о насекомых   ,  птицах,     диких   и   домашних   животных,  грамоте,  науке   и   технике,   а   в авторской  работе  С.П.  Ойунской, Е.П.  Чехордуной, «Саха таабырыннара.  Якутские загадки»  2002  года  загадки переведены на русский язык и  включена новая тема о вере и   законе   якутов,   в   сборнике   И.К.   Попова   «Саха   таабырыннара,   с   хоhоонноро, чабыр5ахтара»     2006   года   по   теме   «Υ рэх,   наука,   техника »   (в   связи   с   развитием технологии)  я выделил   современные  загадки  о  космосе, электростанции,  подводной лодке, пароходе и географическом  глобусе. ѳ ѳ Изучив  15 тем (теоретический материал)  по содержанию якутских загадок   по авторским работам и страничкам в интернете,   я заметил, что в последнем печатном сборнике И.К. Попова «Саха таабырыннара, ѳс хоhоонноро, чабыр5ахтара»  2006 года по теме «Υ рэх, наука, техника»   (в связи с стремительным развитием   электронной технологии) нет  загадок о гаджетах (о компьютере, ноутбуке, планшете и  др.)  ѳ И пришел к выводу, что нужно попытаться  придумать  загадки новой эпохи, то есть про современные технологии (про гаджеты) на  родном языке.  Почему именно гаджеты? В нашем современном мире невозможно представить человека, который бы не пользовался гаджетами. Они так глубоко проникли в нашу повседневную жизнь и стали привычной вещью, что и телевизор, что и электрическое освещение…    А что такое гаджеты? Гаджеты     ­   (в   переводе   с   английского   языка  «gadget»)   это   приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая ограниченный круг задач (это смарт­ телефоны, компьютер. ноутбуки, планшеты и другие электронные устройства). Загадки собственного сочинения про гаджеты и их частей. Киhи ытыhын са5а, Илин­кэлин барар, Сүрэ5э электрод баар үhү.  (Мышка) Аан дойдуга туох баарын чыпчылыйыах түгэн иhигэр баар гынар баар үhү (Интернет). Остуолга сытан эрэ алфавиты барытын этэр, уhун тыллаах баар үhү (Клавиатура). Мин саңа үйэ малабын, Мин киhи до5оро буолабын, Күннэри­түүннэри  дьон­сэргэ Мин сирэйбин маныыллар, О5олор барахсаттар оонньоон, Улахан дьон саңата суох кэпсэтэн тиңинэтэллэр  (Мобильный телефон). Мин баар буоламмын Υ лэ­ сырыы түргэтиир Дьон­аймах оло5о сайдар (Сотовый телефон) Олус куhа5ан о5о баар Бары программаны алдьатар, Антивирус кинини кыайар Бары киhи бэркэ билэр  (Вирус). ѳ Кини кыра да буоллар,  Элбэх  киинэни  йүгэр тутар, ѳ ѳ ѳ К рд р р да салайаат,  Сылайбытын билинэр баар эбит (Флешка). Ѳйгѳ, дьыала5а кѳмѳлѳhѳр Кѳмпүүтэргэ эрэ үлэлиир, Ийэ курдук  үѳрэтэр Кинитэ суох  үлэ сатаммат (Программа). Ноутбуктаа5ар кыра Телефоннаа5ар улахан баар уhу (Планшет). Заключение  В ходе  исследовательской работы    я узнал, что    древние якуты   свою веру в духов связывали с мифологическими образами,   к тому же в народных загадках   при описании предмета чаще   употреблялись   художественные средства выразительности (описание, гипербола, сравнение), поэтому у них язык был богаче и  художественнее.  А в современных   мы наблюдаем  употребление заимствованных слов и просторечье.   По результатам сравнения тем  этого жанра якутского фольклора по авторским работам  я зафиксировал  всего 15 тем. А   так   же   выяснил,   что     нет   изданных   загадок       про   технологии   ,   которыми пользуется человек   ХХI   века, и поэтому решил попробовать сочинить свои загадки про гаджеты на родном языке. Таким образом, исследование истории якутских загадок определило дальнейшее направление   моей   работы:     создание   сборника   загадок   собственного   сочинения   про современные технологии (гаджеты).  Использованная литература 1. Д.К. Сивцев­ Суорун Омоллоон. «Саха фольклора». Дьокуускай,  2006 с.  2.  С.П.  Ойунская.  «Киhи тыла­ох».  Якутск, 1982с. 3. Н.М. Смирнов. «Фольклор народов России».      Москва,  2003. 4. И.К.Попов. «Саха таабырыннара,  ѳс хоhоонноро, чабыр5ахтара». Якутск «Бичик». 2006г. 5.  П.Н.Дмитриев, Г.В.Попов.  «Саха фольклора». Якутск, 1986г. 6. «Саха фольклора. Хомуурунньук». Якутск, 1970г.

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"

Исследовательская работа ученика 6 класса Ефимова Тимофея на тему "Якутские загадки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018