Исследовательская работа "Вездесущая плесень"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
экология
3 кл
18.10.2018
Исследовательская работа "Вездесущая плесень"
Этот материал позволит учителям подготовить детей по теме исследования. Актуальность темы заключается в том, что плесень поселяется во всех уголках предметов. Практическая часть позволяет выполнить ряд опытов по нарастанию плесени в домашних условиях. Опыты позволяют наблюдать наращивание плесени и их спорангий.Исследовательская работа с разработанными опытами по выращиванию плесени в домашних и классных условиях.
VII Школьная научно.docx
VII  Школьная научно – практическая конференция «Взгляд в будущее»                                                 (начальная школа) «ВЕЗДЕСУЩАЯ  ПЛЕСЕНЬ»  ( исследовательская  работа) Работу подготовили: 1. Корнева Варвара Евгеньевна 2. Корчагов Максим Алексеевич 3. Тихонова Екатерина Евгеньевна Руководитель: Михайлова Е. В. учитель начальных классов                          1 Оглавление I. Введение  ­ с. 3 II. Основная часть (теоретическая часть) – с. 4 ­ 5 II.1. Результаты опроса одноклассников. II.2. Что такое плесень? II.3. Интересные факты. II.4. Как защитить пищу от плесени? III. Практическая часть. Эксперимент – с. 6 ­ 7 III.1. Опыт № 1. Вывод. III.2. Опыт № 2. Вывод. III.3. Опыт № 3. Вывод. III.4. Опыт № 4. Вывод. IV. Заключение  – с. 8 V. Используемая литература – с. 9 2 ВВЕДЕНИЕ С раннего детства мы видим вокруг себя множество организмов. Плесень и  плесневые грибки тоже скрытно сопровождают нас в течение всей истории  существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека.  Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии,  плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и появляется  каждый раз в новом качестве.  Актуальность данного исследования определяется широким распространением  плесени на Земле, и тем, что с каждым годом ее изучения человечество открывает  новые свойства и особенности плесневых грибов. Мы выбрали именно эту тему,  потому что нам интересно понять, что такое плесень? Почему на одних и тех же  продуктах плесень растет, а бывает и не растет? Что влияет на развитие плесени? Цель:  ­ определить и проверить на практике благоприятные условия появления и развития плесени. Задачи:   изучить научно­популярную литературу по данной проблеме; провести анкетирование на знание особенностей плесени среди своих  одноклассников; определить экспериментальным путем условия развития плесени на продукте  питания ­  хлебе; расширить общий кругозор сверстников, развивая их познавательную  активность; дать рекомендации по защите продуктов питания от «вездесущей» плесени. Объект исследования: плесень. Гипотеза: на прорастание плесени влияют благоприятные условия: влажность,  температура, наличие сахара в продуктах питания и перекрытие доступа  кислорода. Методы исследования: Мы прочитали дополнительную литературу о плесени,  опросили одноклассников, посмотрели документальный фильм о плесени,  вырастили ее в классных школьных условиях, зафиксировали результаты,  сфотографировали работу в группах. Краткий обзор используемой литературы: Для выполнения работы мы  пользовались толковым словарем, энциклопедиями из серий «Я познаю мир»,  «Аванта плюс», «Все обо всем», «Мир растений», «Место эксперимента кухня»,  а так же интернет – источниками.    3 Основная часть 2.1. Прежде чем начать свою исследовательскую работу, мы провели среди  своих одноклассников анкетирование. В ходе которого мы хотели узнать, что  знают о плесени наши сверстники. Нами было предложено ответить на 3  вопроса: 1. Что такое плесень? 2. Полезная плесень или вредная? 3. Где используется плесень? В результате опроса было установлено, что 36% учащихся нашего класса  частично знают о плесени, 57 %  ­ думают, что плесень приносит вред. О пользе  плесени никто ничего не сказал.   После изучения научной литературы мы провели классный час «Загадочная или  вездесущая плесень» и рассказали ребятам о вреде и пользе плесени. 2.2.Что такое плесень? ­ При подборе материала по данной теме мы выяснили, что плесень появилась на Земле 200 млн. лет назад. «С тех пор она убивает и спасает от смерти. Плесень  сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Плесень способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она  объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить и мы даже не предполагаем,  какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень» ­  (фрагмент из документального фильма «Плесень»)   Из толкового словаря С. И. Ожегова: «Плесень – это образуемые особыми  грибами налеты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чем – нибудь  гниющем, сыром».    В простонародье собирательным словом «плесень» называют колонии грибков,  которые бывают самые разные: плесневые грибки (они распространены повсюду, и могут жить даже на камнях); грибки синевы (обитают в клетчатке дерева); грибки гниения (их представителями является бактериальная, белая, бурая  гниль); дрожжевые грибки (специфический налет на растениях).     Чаще всего встречаются плесени желтые, зеленые, голубые, черные, бурые,  серые. Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор.   Тело плесневых грибков представляет собой грибницу – мицелий (от греч.  «микес»  ­ гриб), состоящий  из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных)  нитей – гиф (от греч. «гиф» ­ ткань, паутина) с неограниченным ростом и  боковыми ветвлением. Некоторые гифы растут вертикально и на своих концах  образуют расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Они служат  для плесени тем же, чем корни для растений, так как не только помогают  закрепиться на одном месте, но и всасывают питательные вещества. Вывод: Плесень – это гриб, который приспосабливается к любым условиям  жизнедеятельности; она всеядна и вездесуща.     4 2.3. Интересные факты        *  Когда в 18­м веке биолог Карл Линней составлял свою знаменитую « Систему  Природы », грибы он поместил в категорию "Хаос" (с греч. «первобытный мрак, из  которого возник мир»). В самых древних растениях были обнаружены следы мицелия.  Считается, что именно грибной мицелий мог стать прообразом кровеносной и нервной  системы живых организмов. То есть даже человек имеет общие черты с грибами.  Миллионы различных видов организмов появлялись и исчезали в ходе эволюции жизни на  Земле. Самыми живучими оказались человек и плесень. За кем будет последнее слово? Для науки это большой вопрос.          *  В начале 20­х годов английский археолог Говард Картер обнаружил  в египетской  Долине Царей нетронутую гробницу. Лорд Карнарвон, финансировавший проект и лично  участвовавший в открытии гробницы Тутанхамона, вскоре умер от загадочной болезни.  Вслед за ним скончался и  другой участник раскопок, Артур Мейс.           *  Позже выяснилось, что в тканях легких найденных в гробнице мумий все еще жил  плесневый грибок, находившийся на высокой стадии развития. Пресса заговорила о  "Проклятии Тутанхамона", не обратив внимания на тот факт, что, в частности, Мейс был   болен еще до начала раскопок, а лорд Карнарвон когда­то очень увлекался автоспортом,  однажды попал в аварию и повредил легкое. Ослабленная иммунная система англичан  оказалась идеальной средой для проявления смертоносных качеств плесени. Тем более что  в гробнице жила самая опасная из всех существующих ее видов – черный гриб Аспергилус  Нигер.     * Под саркофагом 4­го энергоблока Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное  количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучения.      * Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в  космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства  «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее. Возможно, поражения,  нанесенные плесенью аппаратуре орбитальной станции «Мир», были одной из причин ее  затопления.     * В Средние Века плесень считали изобретением дьявола, придуманным им для того,  чтобы нарушать гармонию и приводить людей в отчаяние. Науке понадобилось несколько  столетий, чтобы доказать – плесень не нарушает гармонию системы, напротив, она  является индикатором нарушений. защитить пищу от плесени? (рекомендации) 2.4. Как     * закрывать готовую пищу пленкой, чтобы защитить ее от спор плесени из воздуха;    *  выкладывать скоропортящуюся пищу из открытых консервированных банок в чистые  контейнеры и немедленно ставить их в холодильник; 5 *   хранить остатки пищи не более, чем 3­4 дня, чтобы плесень не успела вырасти;   *   хлеб необходимо хранить в сухих, хорошо проветриваемых местах, не допуская  проникновения влаги;                                   Практическая часть Исследование мы начали проводить с 13 января 2017 года. Из дополнительных источников  мы узнали, что для комфортного проживания человека достаточно 60 % влажности, в то время как для развития плесени – 95 %.   Мы с ребятами провели ряд опытов. 3.1. Опыт № 1. Мы взяли 2 кусочка хлеба. Один положили плотно в закрытый  полиэтиленовый пакет и положили в ящик, находящийся рядом с батареей, второй  – на тарелку около подоконника. Через 3 дня мы заметили, что на кусочке хлеба,  завернутым в пакет выступили капли воды. Еще через день стали образовываться   небольшие пятна плесени. Кусочек, находившийся около подоконника, стал  засыхать, пятен плесени не обнаружено.                                   Результаты опыта № 1 Объект  исследования Хлеб без  пакета Хлеб в  пакете 1 день 3 день 5 день 7 день 9 день ­ ­ ­ ­ Небольшой  «пушок» Появились  капельки  жидкости на  пакете Хлеб стал  черствым Пятна  плесени  стали ярче и  крупнее Пятен  плесени нет,  хлеб чистый Зеленовато – желтая  плесень  отчетливо  видна Вывод: плесень может развиваться только в теплом и влажном месте, особенно, богатом  питательными веществами; сухость воздуха и низкая температура являются главными  препятствиями для развития плесени.        3.2. Опыт № 2. Мы убрали из пакета кусок хлеба с плесенью и положили туда новый  свежий кусочек хлеба. Взяли еще чистый пакет и в него положили такой же кусочек  свежего хлеба. Через 2 дня наша группа заметила, что споры плесени «атаковали » кусок  хлеба, и он полностью ими покрыт. В чистом же пакете находился кусочек без плесени.                                          Результаты опыта № 2                                     Объект  исследования Хлеб в пакете  1 день 2 день 5день 7 день ­ ­ Небольшой  Зеленоватая  6 без спор плесени Хлеб в пакете со  спорами плесени ­ Края кусочка  хлеба  покрылись  плесенью «пушок» Пятна плесени  стали крупнее и  ярче плесень  отчетливо видна Плесень  полностью  окутала кусок  хлеба Вывод: кусок хлеба заражается плесенью быстрее, если он находится рядом со спорами  плесени. 3.3. Опыт № 3. Мы вернули кусочек хлеба с плесенью (опыт № 1) обратно в пакет и  стали ждать, когда же плесень начнет свои разрушительные действия.                                                Результаты опыта № 3 Объект  исследования Хлеб в пакете, обросший  плесенью.  Условия  хранения  стабильные 1 неделя 2 недели 4 недели 1 месяц Зеленоватая  плесень  отчетливо  видна, кусочек  сохранил форму и запах сырости Окрас плесени  меняется,  кусочек  сохранил  форму, но  наблюдается  характерный  неприятный  запах. Окрас плесени  сохранился,  кусочек хлеба  сохранил  форму,  усилился  неприятный  запах. Окрас плесени  изменился,  форма кусочка  хлеба не  сохранилась.  Хлеб  рассыпался на  маленькие  кусочки, запах  очень  специфический. Вывод: Этим опытом мы доказали, что плесень при определенных условиях и  определенном времени разрушает пищевые продукты. 3.4 Опыт № 4.Мы вырастили низший плесневый гриб – это мукор, представляющий  серьезную опасность для людей. Споры мукора, попав в благоприятные условия,  быстро прорастает и образует сильно развлетвленный белый мицелий с  шарообразными черными вздутиями на конце­ спорангии. В банку с небольшим количеством воды мы поместили кусочек хлеба, прикрыли  салфеткой и поставили на подоконник.                                        Результаты опыта № 4 Объект  исследования Хлеб в банке 3 день 6 день 9 день 2 недели Хлеб впитал  влагу  и стал  появляться  белый «пушок» (редкий) Кусок хлеба  полностью был  покрыт белым  «пушком» с  небольшим  Кусок хлеба  был полностью  покрыт мукором со спорангиями Кусок хлеба  было не видать.  Его поверхность полностью  покрыта грибом 7 количеством  черных шариков ­ споранг – мукором. Вывод:  мукор развивался на субстрате (хлебе), пронизывая его спорами.  Грибница мукора, как и всех грибов бесцветна, не содержит хлорофилла. Вот  почему он питается готовыми органическими веществами. Такой продукт  ворошить нельзя.                                                   Заключение В ходе выполнения  исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам: 1. Плесень относится к царству грибов и является прирожденным разрушителем. 2. Экспериментальным путем нами были выявлены благоприятные условия для  развития плесневых грибов. В основном это: влага, тепло, сахар и когда перекрыт  доступ кислорода. 3. В разных условиях на одном и том же субстрате может развиваться разная плесень. 4. Мы увидели, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются,  образуя как бы паутину (гифы). На концах гифов мы рассмотрели спорангии. 5. Научились находить нужный материал из различных источников, проводить опыты,  наблюдать, делать выводы. 6. Плесень миром не правит, миром и плесенью, в том числе, управляет человек. 7. Поставленные нами в ходе исследования задачи выполнены. В результате  эксперимента была достигнута основная цель нашей работы «Вездесущая плесень». 8 Список используемой литературы 1.   Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Медицина   Москва. ООО   «   Издательство   АСТ   ЛТД   »,   1997г.   Под   редакцией   М.   Д.   Аксенова. Биология, том 2, Аванта +, 1998     с .224­ 245 2.  Детская энциклопедия. Кирилл и Мефодий. CD­ROM, 2002.  3.  Журнал «Вокруг света» №7 (2826)/ июль 2009 ­ Краски тлена 4. Журнал «Здоровье» №2 / февраль 2011 – Плесень: опасный сосед Экспериментальная деятельность – детские проекты. 4.   Под редакцией Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей "Аванта плюс". Биология, том 2,  Москва, «Аванта +», 1998 г.      5.  Под редакцией М. Д. Аксенова. Биология, том 2, Аванта +, 1998     с .224­ 245 6. Под редакцией Шалаева  Г.П. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей”, том 10. Москва  АСТ, 1999 год. 7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва ООО «ИМИ Технология», 2003 г. 8. Смирнов А.В. «Мир растений» Москва «Молодая гвардия», 1982 г. 9.Трифонова М.М. «Место эксперимента – кухня». Саратов .«Детская книга», 1991 г. .  Интернет сайты. http://beaplanet.ru/griby/plesnevye_griby.html http://medivin.ru/default_941.html       http://www.artofcare.ru/poleznie­soveti/1495.html       http://www.prog132007.narod.ru/Issl_rab/Plesen.htm       http://www.probiotica.ru/folder86/folder17/folder30/      9

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"

Исследовательская работа "Вездесущая плесень"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2018