Женское образование в провинции на рубеже XIX-XX вв..doc
«Женское образование в провинции в
XIXначале XX века»
Казакова Наталья Юрьевна,
учитель истории МОУ СОШ № 10
1 Оглавление
I. Введение ……… ………………………………………………………………………... с. 3
II. Основная часть………………………………………………………………………….с.313
1. Из истории развития женского образования в России…….......................................... с. 38
2. Развитие женского образования на Северном Кавказе……………………………….с. 812
3. Женское образование в селах и станицах Лабинского и Кавказского отделов Кубанской
области (ныне Новоалександровский район Ставропольского края)…………………с. 1214
III. Заключение
Тенденции развития женского образования в России………………………………….с.1415
Библиография и источники..………………………………………………………………...с. 15
Приложения ………………………………………………………………........................с.1624
2 I. Вступление
Сегодня получение основного образования девушками в России стало обыденным. Но для
полноценной жизни часто его уже недостаточно, требуется получение среднего или
высшего профессионального образования, а порой и не одного, постоянное повышение
квалификации. Сегодня никого не удивляют женщины юристы, экономисты и даже
ученые, космонавты и политики. А всего 100150 лет назад получение образования для
девушек было несбыточной мечтой. Меня заинтересовала проблема женского
образования в России, так появилась работа «Женское образование в провинции в XIX
начале XX в.».
Цель работы:
выяснить, когда возникло и в каких направлениях развивалось женское образование в
России в целом и в провинции в частности (на примере Северного Кавказа);
показать значение образования в жизни и судьбе женщины на конкретных примерах из
жизни моих землячек, живших в XIX начале ХХв.
Для этого я использовала в основном эмпирические методы (работа с источниками,
литературой) и научные методы (анализ, синтез). Эмпирическую базу исследования
составили статистические данные, взятые из различных источников (Интернетресурсы,
материалы местной прессы), материалы музея ст.Расшеватской.
Актуальность темы.
Образование одна из важнейших областей социальнодуховной жизни общества, поэтому
все вопросы, связанные с ним были и будут актуальны. Разрушение социальных устоев
советского общества сопровождалось и кризисными явлениями, и новыми идеями
духовного обновления, и поисками в социальном опыте прошлого ответов на вопросы
современности. Глубокие общественные изменения привели необходимости
преобразования системы образования на всех ее ступенях. Модернизация системы
образования просто немыслима без изучения исторического опыта ее создания и развития,
как в целом, так и в отдельных регионах. Ведь все новое, как известно, хорошо забытое
старое
II. Основная часть
3 Из истории развития женского в России
Первое известие об обучении девочек на Руси относится к XIв. Хотя в целом женское
образование широкого развития не имело. Существенные перемены произошли лишь в
первой половине ХIХв., но еще в 1762г. Екатерина II, начав царствование с желания
улучшить воспитание и школы, привлекла для этой цели И.И. Бецкого, который много лет
жил во Франции и встречался с просветителями. Он представил ей доклад «Генеральное
учреждение о воспитании обоего пола юношества», получивший силу закона в 1764г. В нем
говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий
путем организации закрытых воспитательнообразовательных учреждений, в которых дети
должны пребывать с 56 лет до 18 лет, изолировано от окружающей жизни, чтобы не
подвергаться ее «развращающему» влиянию. 1764г. можно условно считать годом начала
женского образования в России, в Петербурге был основан Смольный институт при
Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре. С созданным здесь же училищем для
малолетних девушек недворянского происхождения («мещанским училищем») он стал
центром женского образования, нацеленного на подготовку будущих «домоводок» и
хозяек. В нем в первой половине XIXв. воспитывалась наша землячка Юлия Варпаховская
(в замужестве баронесса Вревская), в будущем одна из выдающихся женщин России,
сестра милосердия, погибшая в годы русскотурецкой войны (18771778) – Приложение №
1. В 1764г. было также предписано открыть привилегированные учебные заведения для
детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по Уставу 1786г. малых
народных училищах также допускалось обучение девочек, но число их было намного
меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18 128 мальчиков и 1 787 девочек,
75% из них учились в столице). После смерти Екатерины по указу Павла I женским
образованием занималась его жена Мария Федоровна. В 1797 . она на свои средства
открыла в Петербурге училище для обучения 50 беднейших сирот мещанского сословия
(Мариинский институт). В 17981807 г. создали еще четыре подобных женских заведения
в Москве и Петербурге. С 1843 . создаются епархиальные училища средние учебные
заведения для дочерей духовенства, находившиеся в ведении Св. Синода. В 1875 г.
открылось Кавказское женское епархиальное училище первое в регионе среднее духовное
заведение для обучения дочерей православных священников Северного Кавказа. В 1886г.
его переименовали в Ставропольское. В правилах приема было написано: «В пансион
епархиального училища могут быть принимаемы девицы из других сословий со взносом
ежегодной платы за содержание и обучение 234 руб., для детей духовенства 117 руб.». В
4 нем учились 6 лет, с начала XXв. – 7 лет, изучали Закон Божий, церковнославянский и
русский языки, арифметику, физику, географию, историю, чистописание, педагогику,
церковное пение, рукоделие и ведение домашнего хозяйства, с 1877г. французский и
немецкий языки, позднее музыку и танцы, но эти необязательные предметы преподавали
за отдельную плату, т. е. и раньше учебные заведения оказывали дополнительные платные
образовательные услуги. По Уставу училищ его выпускницы готовились для того, чтобы
«быть достойными супругами служителям алтаря Господня». Но, судя по программе
преподавания, они получали образование не хуже, чем в светских учебных заведениях.
Училище располагалось на ул. Гимназической (ул. Морозова, 6), а в 1887г. для него
построили собственное здание (здание Аграрного университета на углу ул. Мира и пер.
Зоотехнического) Приложение № 2. На Северном Кавказе епархиальные училища не
получили широкого распространения. В 1917г. было всего 3 училища, хотя в России в
1896г. их было уже 51. В 1844г. местным властям предписывалось открывать женские
школы в там, где имелось более 25 девочек до 18 лет. Но школы не могли привлечь
значительного числа учащихся в условиях крепостничества. Для развития женского
образования в этот период характерно стремление утвердить сословную организацию
школ. В 1857г. известный педагог, профессор Н.А. Вышнеградский предложил создание
такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей
для основательного образования. В 1858г. в Петербурге открылось первое в России
женское среднее учебное заведение Мариинское женское училище, переименованное в
женскую гимназию в 1862г. Его основание стало началом системы женского среднего
образования в России. Мариинские женские гимназии появились и в других городах (в
Петербурге к 1866г. их было 7). Среднее образование девушки получали в женских
гимназиях Министерства народного просвещения (МНО), в учреждениях ведомства
Императрицы Марии и епархиальных училищах. Гимназии были платными, плата за
обучение превышала плату за обучение в мужских гимназиях. Изучали русский язык,
Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию,
французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение,
женские хозяйственные рукоделия, танцы. Иностранные языки и танцы были
необязательными, за их изучение вносилась дополнительная плата. Если в институты
ведомства Императрицы Марии принимались девушки только из привилегированных
сословий (это были закрытые учебные заведения), то в женские гимназии ограничений не
было. В первой половине 1860х гг. сеть женских учебных заведений быстро развивалась:
5 женские училища 1го разряда с 6летним курсом обучения и училища 2го разряда с 3
летним курсом обучения в 1870г. были реорганизованы в женские гимназии и
прогимназии. В 1880г. было 79 гимназий, 1887г. 106 гимназий и 180 прогимназий, в
1894г. 161 гимназия, 176 прогимназий МНП, 30 гимназий ведомства Императрицы
Марии, в 1909г. 958 гимназий. Быстро росло и число учениц в них: в 1856г. – 36 900
(8,2%), 1896г. – 810 300 (21,3%), 1911г. – 2 130 100 (32,1%). Низшее образование девочки
получали в начальных школах для детей обоего пола, но были и отдельные школы для
девочек. С 1872г. стали открывать частные женские гимназии, но изза высокой платы за
обучение посещать их могли только дочери состоятельных родителей.
В 1864г. организуются педкурсы при Петербургских женских гимназиях. Предыстория
развития курсов в России такова: первым опытом было слушание 10 женщинами платных
лекций по химии А.И. Шерера в 1823г. в Петербурге. В 185961гг. женщины посещали как
вольнослушательницы университеты в Москве и Петербурге, а в 186264гг. Медико
хирургическую академию. По инициативе русского педагога И. И. Паульсона были
открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге, Лубянские в Москве. В
1870г. в Петербурге открылись Владимирские курсы для лиц обоего пола, в 1872г. в
Москве историкофилологические курсы историка В. И. Герье и курсы учёных акушерок
при Медикохирургической академии в Петербурге (с 1876г. Женские врачебные курсы).
Первым женским университетом стали Бестужевские курсы в Москве, основанные в 1878г.
профессором А.Н. Бекетовым. МНП поставило во главе них профессора русской истории
К.Н. БестужеваРюмина, по его фамилии они и получили свое название. На курсах было
три отделения: словесноисторические, физикоматематическое (естественное) и
специально математическое со сроком обучения 3, а с 1881г. 4 года. На курсы
принимались женщины не моложе 21 года, имевшие среднее образование. К ним
предъявлялись высокие требования, сначала принимали лишь тех, кто имел золотую
медаль в женской гимназии. Кроме того, нужно было сдать экзамен в мужской гимназии по
латинскому языку и математике и свободно владеть французским и немецким языками.
Обучение было платным. Бестужевские курсы с 2летним, а с 1881г.. – 3летним курсом
обучения на физикоматематическом и словесноисторическом отделениях открылись в
Киеве в 1879г. В 1879г. в Казани были созданы курсы по университетской программе.
Активное участие курсисток в революционном движении привело к тому, что приём на
курсы правительством был запрещен и возобновлён после настойчивых ходатайств
представителей прогрессивной интеллигенции лишь в 1889г., и только на Бестужевские
6 курсы. Их лишили автономии, повысили плату за обучение, ввели ряд ограничений. Но
стремление получать образование у женщин было очень высоким. Образ русской девушки
курсистки получил свое наиболее совершенное художественное выражение в известной
картине Н. Ярошенко «Курсистка» (Приложение № 3). Его «Курсистка» это борьба
передовых людей и сотен юных девушек с «взглядами общества», предрассудками
сословий и семейств, с произволом родителей, со своим воспитанием и привычками, это
утверждение себя, вопреки административным мерам, травле, сплетням и клевете. Вот, что
писали о его картине: «Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ,
грязные юбки, … бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных
глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть… Она остригла волосы… Ее
некому пожалеть, о ней некому помолиться все бросили». Хотя мы с вами видим перед
собой миловидную, энергичную, целеустремленную девушку. Права Бестужевских курсов
частично восстановили в 1906г., их выпускницы могли преподавать в женских средних
учебных заведений и в 14 классах мужских средних школ. Число курсисток росло:
1878г. 800 человек, в 1914г. – 6 996, в 1916г. 6 000. Снижение их числа объяснялось
развитием новых форм обучения в системе женского образования. В 1896г. в Петербурге
П. Ф. Лесгафт организовал Курсы воспитательниц и руководительниц физического
образования. Учащейся этих курсов в 19151917гг. стала выпускница Ставропольской
женской Ольгинской гимназии Мария Вальяно, увлекшаяся с гимназической скамьи
идеями марксизма и ставшая позже первой в России женщиной – военным прокурором
(Приложение № 4). В 1900г. восстановили курсы В. И. Герье, в 190510гг. женские
курсы в Киеве, Одессе, Казани, Томске, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве.
Создавались частные курсы по программам университетов (юридические и историко
литературные курсы Н. П. Раева, юридические Е. И. Песковской в Петербурге,
юридические и историкофилологические В.А. Полторацкой в Москве) и институтов
(Стебутовские сельскохозяйственные в 1904г., Женские политехнические в 1906г.). В
1915г. последние преобразовали в женские институты. В 1911г. высшие женские курсы,
программы которых признали равными университетским, стали ВУЗами. В 1912г. на
курсах МНП обучалось 25 тыс. слушательниц, в. т. ч. 15 тыс. в Петербурге и Москве. В
России долгое считалось, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в
ВУЗах женщин. Они стремились получать высшее образование наравне с мужчинами, учась
за границей, как первая в России и Европе женщинапрофессор (первая в мире женщина
профессор математики) С. Ковалевская, учившаяся в университетах в Германии брата Н.
7 Ярошенко, окончившая юридический факультет в Берне и не нашедшая применения своим
знаниям в России.
В 1896г. и в России женщинам разрешили поступать в ВУЗы. Права выпускниц были
ограничены, им не присваивали никакого звания. В 1897г. в Петербурге открыли женский
мединститут, единственное в дореволюционной России учебное заведение, дававшее
женщинам высшее медицинское образование, окончив его, они получали равные с
мужчинами права на врачебную деятельность и госслужбу. В 1903г. открыли Женский
педагогический институт в Петербурге на базе педкурсов с двумя отделениями: словесно
историческим и физикоматематическим. Обучение и педпрактика в приюте, детском
саду, начальной школе, женской гимназии длились 44,5 года. Вопрос о
женском профессиональном образовании в России в конце XIXв. был связан с вовлечением
в производство большого количества женщин, требовавшего от них предварительной
подготовки. В Петербурге открыли женское коммерческое училище, готовившее «ученых
конторщиц». В 1899г. появились Общества содействия женскому сельскохозяйственному
образованию. К концу XIXв. было около 200 женских школ (рукодельных, кулинарных,
ремесленных, хозяйственных). К началу ХХ в. еще 129 небольших женских
профессиональных школ, созданных частными лицами, обучавших белошвейному,
вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому ремеслам. Открываясь, они
развивались без определенного плана. В целом отсталость женского профессионального
образования отмечало даже правительство. Важным событием в истории женского
образования стал I Всероссийский съезд по вопросам образования женщин в 1912г. На
нем критиковалась существующая система образования женщин, в которой длительное
время, воспитание и формирование личности девушки шло в одном направлении
раскрытие в ней тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни, был жестко
поставлен вопрос о равенстве прав женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много
решений, дав толчок дальнейшему развитию женского образования.
2. Из истории развития образования в Ставропольской губернии
Начало женскому образованию на Кавказе было положено в первой половине XIXв.
Первый частный женский пансион в Ставрополе открыла жена приходского учителя Анна
Гололобова в 1838г., в 18421846гг. она же содержала училище для девочек. В 1839 г.
Елизавета Ивановна Крупье открыла частный 2классный женский пансион, в в 184249 гг.
нем обучалось в среднем по 25 учениц. Частные школы и пансионы открыли Александра
Щербо (184449гг.) и Октавия Федорова (184849гг.), в Пятигорске Ф.Д. Назарова и
8 Людмила РавелБарановская. В 1848г. по инициативе жены наместника Кавказа княгини
Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой в Ставрополе открыли женское частное 6классное
училище благотворительного общества Св. Александры. Его возглавила вдова полковника,
выпускница Александровского института Мария Лучкина. Целью училища, по Уставу,
было «воспитание набожных девиц, хороших матерей семейств, скромных и попечительных
хозяек». За парты сели 75 учениц, в 185060гг. их было уже более 100, 73% из них
воспитывалось за счет благотворительных средств. Изучались катехизис, священная,
всеобщая и русская истории, арифметика, грамматика, чистописание, русский язык,
география, танцы. В нем до отъезда на обучение в Смольный институт воспитывалась и
Юлия Варпаховская. Первый выпуск был сделан 1854 г. В 1855г. начали строительство
дома для училища на ул. Комиссариатской (ул. Советской, 1) на деньги, пожертвованные
коллежским регистратором Л.Е. Павловым смотри Приложение № 5. Когда в 1859г.
правительство выступило с инициативой создания всесословных училищ для девочек,
директор Ставропольской мужской гимназии Я. М. Неверов предложил преобразовать
училище в женскую гимназию. Но получил отказ. Но группа выпускников мужской
гимназии, организовав в городском парке благотворительные спектакли, собрала 900 руб.,
на которые в 1861г. было открыто женское училище 2го разряда в доме мещанина Н.
Соннова по ул. Комиссариатской (ул. Советская, здание платной поликлиники). Так Я.М.
Неверов стал основателем среднего женского образования в Ставрополе, а инспектором
училища преподаватель мужской гимназии Компанский. Здание не соответствовало
своему назначению, и начался сбор средств для строительства специального здания. В
1862г. училище преобразовали в перворазрядное, в нем стало 6 классов. В 1869г. в
училище открыли ремесленный класс по белошвейному, портновскому и башмачному
мастерству, существовавший до 1880х гг. Позже занятия ремеслом превратились в уроки
рукоделия. В 1870г. училище Св. Александры и училище 1го разряда соединили для
лучшей организации учебного процесса. В 1872г. училище 1го разряда преобразовали в
женскую гимназию. Архитекторы Соколов и Прозоровский уже начали строительство
здания гимназии, на которое жена наместника Кавказа великая княгиня Ольга Федоровна
пожертвовала 40 000 руб. серебром. Строительство закончили к 1879г., и гимназия
получила название Ольгинской в честь своей главной покровительницы (Приложение № 6).
Открылся 7ой класс. Обязательными были Закон Божий, русский язык и словесность,
математика, география, история, физика, космография, чистописание, рукоделие,
необязательными немецкий, французский, армянский языки, музыка, пение, гимнастика,
9 танцы, рисование. В 187879гг. открыли 8ой педагогический класс с отделениями
русского языка и математики, в 1892г. его разделили на два: 8 кл. теоретический, 9 кл.
практический. Открыли и подготовительный класс для девочек 7 лет. Ольгинская
гимназия стала первым женским всесословным учебным заведением в губернии. В 1872
97гг. ее окончило 540 учениц. В гимназии учились дочери главного губернского
архитектора Г. Кускова (Приложение №7), одного из основателей музея Г. Праве
(Приложение №8), младшие сестры (Приложение №9) и дочери писателя И. Д.
Сургучева (Приложение № 10), дочь известного публициста и общественного деятеля Я.
Абрамова (Приложение №11). Среди выпускниц было немало в будущем знаменитых
женщин. Писательница Ольга Форш мастер исторического романа («Одеты камнем»,
трилогия «Радищев», «Михайловский замок»), воспевшая события 190507гг. и жизнь
художественной интеллигенции 191020гг. в романах «Горячий цех», «Ворон»,
«Сумасшедший корабль» (Приложение №12). Римма Иванова сестра милосердия,
единственная женщина, удостоенная ордена Св. Георгия, погибшая в годы Первой
мировой войны (Приложение №13). Шушаник Манучарьянц стала в будущем личным
библиотекарем В. И. Ленина (Приложение №14). Поразному сложились судьбы
воспитанниц, но одно очевидно: многие из них, став учительницами, служили делу
просвещения, как и сама гимназия. В 1880г. стало гимназией училище Св. Александры,
еще с 1860г. в нем были открыты педклассы. В 1905г. в Ставрополе появилась еще одна
женская гимназия. В 1910г. на 18 средних женских учебных заведений Северного Кавказа
выделяли из Государственного казначейства 37700 руб. в год, в среднем по 2094 руб. на
гимназию. На содержание мужских гимназий выделяли 195 872 руб. в год, в среднем по
17 806 руб. на гимназию. Это, конечно, средний показатель, больше всех получала
мужская гимназия в г. Ставрополе 89 183 руб. Тем не менее, женское среднее
образование к 1910г. стало более доступным для всех сословий. Рассмотрим таблицу:
1910 г.
Состав учениц Ставропольской гимназии Св. Александры
571
Всего учениц
в т. ч. дворянок
потомственных дворянок
личных дворянок и дочерей чиновников
дочерей духовенства
дочерей почетных граждан и купцов
других сословий
крестьянок
дочерей нижних чинов и казаков
иностранок
прочих
50
73
16
51
202
116
59
1
3
1901 г.
253
100
1
6
95
34
15
2
10 По другим гимназиям сведений нет. В женских гимназиях Северного Кавказа обучалось в
1910г. 7 928 человек, в т. ч. дочерей потомственных дворян 316 чел, личных дворян и
чиновников 1631, духовного звания 165, почетных граждан и купцов 837, мещан и
цеховых 2871, казаков 591, крестьянок 1271, иностранок 89, прочих 157. Быстро
развивалось частное образование. С 1855г. в Ставрополе работала частная школа
отставного капитана Демидова, в которой в 1872г. училось 23 мальчика и 10 девочек.
Пансион для девочек в 1862г. открыла жена поручика Елисавета Николаевна Римская
Корсакова. В 1872г. в частной школе вдовы статского советника Е.А. Смолевской
училось 28 девочек. В 1879г. открылось частное училище 2го разряда Галатузовой, 1896 г.
Первушиной, в 1889г. учебное заведение смешанного типа 3го разряда Ивановой. В
1870ые гг. в Ставрополе было 9 частных училищ 3го разряда, в которых к 1880г.
обучилась 91 девочка. Были также учебные заведения Семеновой (с 1879г.) и Карягиной.
Часто большую часть учебных дисциплин преподавали сами устроители школ, поэтому они
подчас они напоминали обычные репетиторские курсы. Директор народных училищ
губернии Леденев, посетив их в 1909г., сообщал попечителю учебного округа, что
«учебные заведения Ивановой и Семеновой противоречат закону… Учебное заведение
Карягиной во всех отношениях поставлено прекрасно. Пять девочек живут у нее, … в
комнатах, занимаемых самой госпожой Карягиной... Этот способ содержания …
представляется скорее семейным, чем пансионным, и я предлагал бы возможным его
сохранить. Все учащиеся малолетние, содержание их образцовое». Большинство учебных
заведений были небольшими (411 учащихся), не всегда соответствовали общепринятым
нормам и закону о частных учебных заведениях, плата за обучение составляла 30180 руб.
в год. В Ставрополе в начале ХХв. семьи с меньшим достатком могли дать свои дочерям
образование в 18 смешанных одноклассных начальных и церковноприходских .)
училищах (Пушкинском, Жуковском, Софийском, Гоголевском, Некрасовском и др. Так в
Некрасовском, судя по отчету в Городскую управу, подписанному заведующей В.
Розановой, в 19161917гг. было 103 ученика: 58 мальчиков и 45 девочек. Здание училища,
находившееся на углу ул. Серова и Пушкина, не сохранилось. Но углу ул. Серова и пер.
Одесский хорошо сохранился одноэтажный корпус, в котором в 1900г. открылось такое же
училище им. В.Г. Короленко (ныне средняя школа № 13).Учениками училищ были дети из
беднейших семей, именно для них они и предназначались. Трудности и лишения
испытывали и те, кто обучал детей Подтверждение тому – полное отчаяния обращение в
управу, подписанное 30 учителями этих школ: «Переживая тревожнотяжелое время и
11 страх перед будущим, при безумно возрастающей дороговизне, собрание учителей
городских начальных училищ постановило: просить городскую управу довести содержание
учащих (так именовались учителя) до прожиточного минимума». Дата
документа16.10.1916 года. Видно, что в нашей стране положение учителей всегда было
тяжелым.
1895 г. в Пятигорске открылась 4классная женская прогимназия, содержавшаяся на
проценты от капитала, завещанного графиней А.А. Евдокимовой вдовой генерал
адъютанта. В ней училось 60 учениц. В 1909г. в с. Прасковея открыли частное учебное
заведение 2го разряда (прогимназию) учительницы Н.Ф. Шидловской, для детей обоего
пола до 11 лет, позже в нем учились одни девочки. Обучение вели по программам
правительственных средних учебных заведений. В 1909г. его посетил инспектор народных
училищ Соколов и писал: «учебное дело в общем поставлено вполне удовлетворительно,
весь учащий персонал занимается с усердием». Но отметил недостаток наглядных пособий
и отсутствие «однообразия в одежде» у учащихся. Актуальная тема в связи с введением
школьной формы. Там же было и подготовительное частное училище для детей обоего
пола М.Г. Сандецкой. В селе с. Белая Глина (ныне в Краснодарский край) еще 1850г. в
открылось сельское народное училище для девочек, содержавшееся их родителями.
Частное образование во второй половине XIX начале XX вв., довольно широко
распространившись на Северном Кавказе, сыграло важную роль в развитии женского
среднего образования, но качество преподавания сильно уступало средним учебным
государственным заведениям. Были здесь и воскресные школы для женщин.
В 1902г. открылась Ставропольская учительская семинария, преобразованная в 1912г. в
Учительский институт, в котором до 1920г. и мужчины, и женщины получали
педагогическое образование. В школах ст. Расшеватской работали учителями его
выпускники Кумичев Василий Иванович, Черепова Мария Григорьевна.
3. Женское образование в селах и станицах
В с.Новоалександровском в 1826г. открылась приходская школа при церкви во имя
архистратига Михаила. В ст.Новоалександровской (село получило этот статус в 1832г.) в
1860г. работало полковое училище 1го Кубанского полка, в нем училось 43 мальчика и 9
девочек. Есть ведения о том, что в 1867г. работала школа, в которой училось 40 детей, а в
1880г. – в станичном училище училось 45 детей. Думаю, что среди них были и девочки. В
1904г. на общественные средства была построена двухклассная школа, дети казаков
учились бесплатно, а иногородние за 3 руб. в год. В 1915г. было четырехклассное училище
12 и 4 одноклассных, в т. ч. женское, которым заведовала В.В. Зеленина.
В ст.Расшеватской в первой половине XIXв. была школа, но пожар 1857г., уничтожил
архив. В 1857г. открылось одноклассное начальное училище для детей казаков, в 1881 г.
преобразованное в двухклассное училище. В 18571885гг. в нем обучилось 16 девочек. В
1889г. открылась церковноприходская школа при Вознесенской церкви, а 1890г.
одноклассная женская школа, отмеченная на картосхеме станицы за 1918г. (Приложение
№15), в 1893г. двухклассное реальное училище, где дети казаков обучались бесплатно. К
1918г. станице было четыре начальных школы и 7летняя школу, в которую преобразовали
реальное училище (Приложение №16). В.Ф. Репников, окончивший Кубанскую
учительскую семинарию в ст.Ладожской (Краснодарский край) в 1860х гг., рано понял,
что грамотность среди казаков низкая, а поэтому с первых лет своего учительства (он
работал учителем и директором школы 11 лет) принимал все доступные ему меры для
увеличения числа учащихся, именно благодаря ему в школах стали учиться и девочки.
Став атаманом, он пригласил в станицу своего товарища по семинарии Кирилла
Трофимовича Живило, работавшего народным учителем в ст.Григорополисской, который
потом 12 лет своей жизни посвятил плодотворной учительской и общественной
деятельности, а его труды на педагогическом поприще получили признание и Кубанском
войске, и во всей России. Он стал первым историком станицы, собирал фольклор, даже
раскапывал с учениками курган, потом опубликовал ряд статей в «Кубанских областных
ведомостях», газете «Северный Кавказ», других изданиях в 18851901гг., издал в Тифлисе
в 1889г. книгу «Расшеватская станица».Тогда же К.Т. Живило был награжден серебряной
медалью «За усердие». По предложению сына атамана В.Ф. Репникова Александра,
который был атаманом в 191018гг., построили кирпичные школы (одну в центре и четыре
на окраинах), получившие названия Чижова, Булгакова, Репникова и Никольская
(Приложение №15,17). Согласно «Истории рода Репниковых», все дети В. Ф. Репникова
(от двух браков их было 13) получили хорошее образование, в т. ч. его дочери. Екатерина
(18781968) училась в Ставропольской женской гимназии, работала учителем математики
в станице. Затем она училась на математическом факультете в Тартуском (Юрьевском в
18931919гг.) университете в Эстонии. Женщинам посещать этот университет в качестве
вольнослушательниц разрешили лишь в 1906г., первых студенток он принял в 1917г.
Неизвестно, в какие годы училась там Екатерина Репникова. Посещала ли она его как
вольнослушательница или училась уже в годы Гражданской войны? (Приложение №18).
Позже преподавала в немецких поселениях Саратовской губ., потом, переехав на х.
13 Романовский (г.Кропоткин), где преподавала там до 1954г. Последние годы жила у
племянницы Елизаветы Ивановны Репниковой (Архангельской) в АлмаАте, которую ее
сестры Анастасия и Елена воспитали после смерти брата отца девочки. Елена (1883
1929), окончив Ставропольскую женскую гимназию и медицинский институт (в каком
городе в рукописи не уточняется), работала зубным врачом в Кропоткине (Приложение
№19). Анастасия (18821929), окончив Ставропольское женское училище, работала
учителем шитья в станице, потом жила в Кропоткине. Полина (18951980), окончив
Ставропольскую женскую гимназию, жила и работала в Майкопе. Кстати, первое частное
учебное заведение в этом городе в 1884г. открыла выпускница Ставропольской женской
Ольгинской гимназии М. Голубенкова. В 1910г. жена священника, учительница Надежда
Александровна Архангелова была награждена золотой медалью за успешный выпуск
группы в школе. Ее дети продолжили дело матери, сын Евгений Александрович учитель
физики и математики, дочь Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы –
работали в школах станицы в советский период. Захар Романович Чернышов – атаман
станицы в 18891891гг. тоже много внимания уделял образованию, приобретая все
необходимое для двуклассного училища и церковноприходской школы, организовывал
празднества и торжества для детей , в 1889г. приобрел для школы икону Св. Благоверного
князя Александра Невского.
В ст.Григорополисской первая церковноприходская школа была открыта только в 1870г.
Возможно потому. что дети многих казаков обучались в полковой школе в
ст.Прочнооокопской (Краснодарский кр.) и в учебных заведениях Армавира. В 1875г.
школа была преобразована в двухклассное училище. В 1889г. богатый казак Коренев на
свои средства открыл платную школа для иногородних.
В ст.Кармалиновской в 1884г. открыли церковноприходскую школа при Николаевской
церкви. В 1896г. в с. Привольном (ныне с. Раздольном) казаки открыли церковно
приходскую школу при Успенской церкви. Думаю, что в них учились и девочки.
Заключение. Тенденции развития женского образования в России
Начиная с 1764г., в своем развитии женское образование прошло несколько этапов. Для
конца XVIII первой половины XIXв. характерно стремление утвердить сословную
организацию школ. В условиях крепостничества школы не могли привлечь большого
числа учащихся. Существенные перемены наметились лишь в середине ХIХв. Основание
Мариинской гимназии в Петербурге положило начало системе женского среднего
образования в России. Девушки получали его в женских гимназиях МНО, в учреждениях
14 ведомства Императрицы Марии и епархиальных училищах. Плата за обучение превышала
плату за обучение в мужских гимназиях. В 18501870гг. в провинции быстро развивалось
частное начальное и среднее женское образование. Получив к началу XXв. довольно
широкое распространение на Северном Кавказе, оно по качеству преподавания намного
уступало государственным учебным заведениям. В 18701900гг. шел процесс
преобразования уже имеющихся училищ в средние учебные заведения, профессиональная
направленность женского образования начинается лишь в 1890е гг. С момента
становления женское образование, пройдя сложный путь, обнаружило ряд противоречий.
Образование и воспитание девушек проводилось в соответствии с потребностями
общества, носило прикладной, практический характер и напрямую зависело от
общественного мнения, которое формировало женский «идеал» (набожная мать семейства,
скромная и попечительная хозяйка). Долгое время в обществе сохранялось негативное
отношение к женскому образованию, поэтому у женщин, особенно из низших сословий,
были трудности в получении любого образования. Высшего женского образования не было
в России до конца XIXв., т. к. с момента появления высших учебных заведений в XVIIIв.
ущемление прав женщин в этой сфере было официальной политикой власти. Первым
женским университетом стали Бестужевские курсы, основанные в 1878г. Лишь в 1896г. и в
России женщинам разрешили поступать в ВУЗы. Но права выпускниц были ограничены, им
не присваивали никакого звания. Женское высшее образование – это великое завоевание
российских женщин XIXв. Образование давало им возможность самим заработать на хлеб
себе и своим детям, выбирать свою судьбу, выжить даже в условиях тяжелейших
катаклизмов ХХв. (революции, Гражданская война). Примером этого являются судьбы
выпускниц Ставропольских женских гимназий, в т. ч. моих землячек дочерей казачьего
атамана В. Ф. Репникова из ст. Расшеватской. Изменение отношения к женщине изменило
отношение к ее образованию. Уже более 100 лет женщины России идут на пути, который
сделал их одними из наиболее образованных женщин мира. Сегодня перед ними открыты
двери самых разных учебных заведений. Выбор за ними, и я честно сказать, не понимаю тех
моих сверстниц, для которых ВУЗ – это «выйти удачно замуж». Стоит ли нам возвращаться
в прошлое, ведь каждый человек, создан для какогодела.
Библиография и источники
1. Белоконь С. «Синий магистр» Памятники отечества (альманах), № 48.
2. История городов и сел Ставрополья: краткие очерки. Ставрополь, книжн. издво, 2008
3. История педагогики. М., Просвещение, 1993
15 4. Колесников В. А., Федосов П. С. Два века станицы Расшеватской. Ставрополь: ООО
«ЮРКИТ», 2001
5. Коршунов М. С. Просветитель, педагог, гуманист // Молодой ленинец – 10.11. 1985
6. Ованесов Б.Т. Армянская община города Ставрополя. Ставрополь, 2005
7. Расшеватской школе средней школе 100 лет. – Новоалександровск, 1993
8. Репников К. А. История рода Репниковых. Семейная хроника. – Рукопись (музей ст.
Расшеватской Новоалександровского района)
9. Родные просторы. История образования Новоалександровского муниципального района
и его поселений… Изд. ИП Кротенко В.Н., Ставрополь, ООО «ФакторияЮг», 2009
10. Федосов П. С. Станица Расшеватская – годы и люди. К 210летию со дня основания.
Ставрополь: ООО «ЮРКИТ», 2011.
11. Энциклопедический словарь Ставропольского края
Большая энциклопедия. Кирилл и Мефодий. 2009 г. – компьютерная версия.
2stavropol.ru
http://www.stapravda.ru
dinastiastv.ru
newlocalhistory.com
stavarhiv.ru/deyatelnost/publikacii...
vechorka.ru/gazeta/.
№ 1.
Приложения
16 Сестра милосердия, баронесса Юлия Вревская ученица Ставропольского училища
Святой Александры и выпускница Смольного института благородных девиц.
№ 2.
г. Ставрополь. Епархиальное женское училище.
№3.
17 № 4
Н. Ярошенко «Курсистка» (1883).
Ставропольской женской Ольгинской гимназии, первая в России женщина – военный
прокурор
Мария Вальяно выпускница 1914 г.
18 №5)) )
Женское училище Святой Александры, позже женская гимназия Святой Александры
№6
Ставропольская Ольгинская женская гимназия
Ныне лицей для глухонемых детей
19 №7.
Аттестат Нины Кусковой – дочери главного губернского архитектора Г. Кускова
№8.
20 .
Г. К. Праве одного из основателей Ставропольского краеведческого музея
№9
Аттестат Зинаиды Георгиевны Праве – дочери
Ученицы Ставропольской женской Ольгинской гимназии
Ефросинья и Елизавета Сургучевы. 1910е гг.
№ 10.
21 .
гимназии Клавдия и Вера Сургучевы. 1920 г.
№ 11.
Выпускницы Ставропольской женской Ольгинской
Ольгинской гимназии Надежды Абрамовой
№12
Аттестат Выпускницы Ставропольской женской
22 Писательница Ольга Форш –
выпускница Ставропольской женской Ольгинской гимназии
№13
Сестра милосердия Римма Иванова – выпускница
Ставропольской женской Ольгинской гимназии
№ 14
Шушаник Манучарьянц – выпускница Ставропольской женской Ольгинской
гимназии, личный библиотекарь В. И. Ленина
23 №15
24 №16.
№ 17
В гостях у директора Расшеватской школы. Начало ХХ в.
25 Атаман В. Ф. Репников учениками Чижовой школы. 1900 г.
№ 18. Неизвестные выпускницы Ставропольской женской гимназии
фото надпись.
Екатерина Васильевна Репникова. На обороте
Фотография А. Шавловского.
Екатеринодаръ Графская улица
Против Армянской аптеки
Золотая медаль
Международной выставки
Брюссель, 1905г.
№19
26 Елена Васильевна Репникова. 17.08.1906 г. На обороте фото та же надпись.
27
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Исследовательская работа «Женское образование в провинции в XIX-начале XX века»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.