Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
изобразительное искусство
8 кл
08.11.2019
Доклад составлен для выступления на краеведческой конференции. Он отражает творчество художника-самородка, жителя Российской глубинки, очень интересного человека. Николай Иванович своим талантом покоряет всех, кто видит его работы. Местечко "Березовый край", которое он создал своими руками вдохновляет художника на творчество. Кисть передает не только красоту природы, но и состояние души.
Живут на селе интересные люди. Доклад .doc
ТЕМА:
«Живут на селе интересные люди»
Выполнил:
Грызов Кирилл Максимович
Научный руководитель – учитель ИЗО, технологии,
педагог дополнительного образования
Петрова Надежда Петровна УстьУрень
2 Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………3
Основная часть ………………………………………………………………………………...5
Глава 1. Карсунский район богат талантами ……………………..…………………………..5
Глава 2. Жизненный путь и творчество моего земляка……………………………………….6
2.1. Детство Николая Гришина..…………………………………………………….6
2.2. Учёба и служба в армии………………………………………………………….6
2.3. Работа в родном селе …………………………………………………………….7
2.4. Рассказы земляков о художнике…………………………………………………7
2.5. Посещение квартиры и знакомство с семьей художника………….. …………7
2.6. Прекрасные картины и другие увлечения художника ………………………..8
2.7. Чудесные творения Николая Гришина…………………………………………9
2.9. Анкетирование обучающихся Устьуренской средней школы………………10
Заключение ……………………………………………………………………………………11
Библиографический список …………………………………………………………………12
Приложения …………………………………………………………………………………...13
3 Введение
Я родился и живу в селе УстьУрень Карсунского района Ульяновской области.
Рядом с моей родной школой уже четвертый год идет строительство храма в честь
Рождества Христово. 19 августа 2018 года в нашем селе состоялось освящение Часовни в
честь святителя Спиридона Тримифунтского при Храме в Честь Рождества Христова.
Поистине праздничный получился этот день! Главным украшением нашей
часовенки была икона самого Святого. И когда мы зашли в часовню, то увидели большую
и красивую икону. Бабушки, идущие следом за мной шептали, «вот как хорошо написал
наш Коля икону…Слава Богу!» Мне стало интересно, кто это «наш Коля»? «Вот это
художник!»подумал я. Мы обычно знакомимся с творчеством разных художников на
уроках изобразительного искусства, рассматриваем и составляем рассказы по картинам,
пишем сочинения на литературе. Как же я удивился, когда мама дома мне сказала, что эту
картину написал Николай Иванович Гришин, который, оказывается, живет в нашем селе?
Мне очень захотелось узнать об этом человеке, его жизни и творчестве. Я
предположил, что он специально гдето учился, чтобы так красиво рисовать. Хотелось
также проверить, а знают ли о нём мои одноклассники и ученики нашей школы? Поэтому я
и решил провести анкетирование.
Цель моей работы:
исследовать жизнь и творчества моего земляка Николая Ивановича Гришина.
Для достижения цели я поставил следующие задачи:
собрать информацию о жизни, творчестве, увлечениях Николая Ивановича
Гришина.
посетить его дом, встретится с его семьей;
познакомиться с его картинами;
встретиться с людьми, которые с ним учились, работали и общались;
провести анкетирование школьников разных классов.
Объектом моего исследования является жизнь и творчество Николая Ивановича
Гришина.
Предмет исследования: картины Николая Ивановича Гришина.
Гипотеза: чтобы так писать, надо специально учиться в художественной школе.
Методы исследования:
сбор информации, анализ, наблюдение, беседа,
анкетирование.
4 Моё исследование носит и теоретическое и практическое направление. Я
познакомлюсь с биографией местного художника, побеседую с людьми, которые знают
хорошо Николая Ивановича, постараюсь увидеть его картины и проверить свою гипотезу.
Считаю, что моя работа актуальна и имеет большое значение. Подрастая, мы
знакомимся с творчеством поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, художников
И.Левитана, А. Пластова…Имена этих талантливых людей знакомы всем. И порой не
каждый назовёт своих талантливых земляков!
Мы живём на селе. Каждый день проходим мимо друг друга и даже не
задумываемся о том, насколько талантливы люди в селе УстьУрень! Мне нравится, как
рисует наш учитель ИЗО, задушевно поёт вокальная группа «Устьуреночка», когда на селе
проходят разные праздники, замечательно вяжет и вышивает Спиченкова Александра
Дмитриевна. А сколько ещё таких! Мы можем любоваться красотой их труда, учиться у
них и, если надо, обратиться за помощью.
Мы должны знать историю своего села, гордиться замечательными земляками, и мой
материал поможет узнать о жизни и творчестве удивительного человека, нашего земляка –
Николая Ивановича Гришина.
Материал можно использовать на уроках окружающего мира и на уроках
изобразительного искусства.
5 Основная часть
Глава 1. Карсунский район богат талантами
Мое исследование началось со статьи «Самородок из УстьУреня» из газеты
«Аргументы и факты. Ульяновск» Затем я обратился в сельскую библиотеку. Там я
познакомился с альбомом «Живут на селе интересные люди», среди которых был материал
о Н.И.Гришине. Здесь же мне посоветовали прочитать Альманах «Памятники Отечества»,
Карсунская земля: ростки и корни, книгу И.В. Лежанина «Мои встречи с Пластовым» В
них было много фотографий и иллюстраций. Эта книга помогла мне не только при
подготовке к урокам, но и навела меня на мысль узнать о талантливых людях моего края.
Я узнал, что история культуры Карсунского района является составной
органической частью культуры Ульяновской области и всего Российского государства.
Из поколения в поколение передавался опыт мастеров, совершенствовалось их
мастерство. Темы для древних художественных произведений «предоставляла» среда
обитания – повседневная жизнь, окружающая природа, люди…
Природа нашего края поистине прекрасна. Природа завораживает своей красотой и
неповторимостью. Холмы и леса, равнины и бескрайние поля, леса, реки и озёра…
Своеобразная духовная атмосфера Карсунской земли способствовала развитию
даровитости и изобретательности наших земляков, их инициативы и предприимчивости, а
также реализации природных талантов. Тысячи талантливых мастеров прошлого сумели
высказать в создаваемых произведениях свои миропонимание, эстетические и нравственные
идеалы.[3. с.1927.)
Они бережно хранили культуру нашего края. А главное – они любили свою Родину.
Их вклад в культуру и историю области составляет бесценную копилку славных и
доблестных дел. Они – наша гордость.
Среди них – художник Аркадий Александрович Пластов, поэт Анатолий Чесноков,
писатель и поэт и писатель Татьяна Александровна Эйхман…и многие другие.
Я очень рад, что родился и живу на Устьуренской земле. Наша природа уникальна:
леса богаты грибами и ягодами, озёра – рыбой. Но не только этим славится наша земля!
Здесь жили, живут и трудятся замечательные люди, талантливые и работящие. Одним из
таких и является Николай Иванович Гришин. И я продолжил свой поиск.
Глава 2. Жизненный путь и творчество моего земляка
2.1. Детство Коли Гришина.
Николай Иванович родился в деревне Грязнуха в 1959 году в семье колхозника.
Учился в Белозерье. Учился хорошо, но главным его увлечением было рисование.
Маленький Коля любил подолгу стоять на берегу Уренки и любоваться красотой природы,
6 смотреть на воду и заходящее солнце. Затем он приходил домой и рисовал. Рисовал он в те
годы карандашами и акварельными красками. Первыми учителями рисования были
школьные преподаватели, которые, кто как мог, в меру своих талантов и образования, дали
ему первичные знания об изобразительном искусстве. Проходили годы учёбы в школе, а
увлечение не проходило. Он всё больше и больше уделял внимание рисованию.
2.2. Учёба и служба в армии
После окончания средней школы он ушёл в армию. Ему невероятно повезло, что его
срочная служба проходила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Город на берегах Амура с
его широкими проспектами, роскошными дворцами, обилием художественных памятников
и скульптур произвёл на молодого художника неизгладимое впечатление. Ничего похожего
ему в сельской глуши видеть не доводилось. Все сослуживцы уезжали домой с
оформленными им «дембельскими» альбомами.
2.3. Работа в родном селе
После окончания службы Николаю предложили остаться в армии на
«сверхсрочку», но любовь к родине оказалась сильнее, он вернулся домой и остался
работать в родном совхозе «Белозерский»», где его художественные способности по
достоинству были оценены руководством: его приняли на работу художником
оформителем при сельском Доме культуры.
Гришин оформлял наглядную агитацию для совхоза вплоть до женитьбы на девушке
из соседнего села УстьУрень, куда они переехали после свадьбы и где он проработал до
пенсии.
Он очень скромен. Всё время пытается увести разговор в сторону от своих картин,
называя фамилии и имена других художников, которых считает подлинными мастерами.
Родственники и знакомые даже поругивают Николая за его щепетильность и скромность.
2.4. Рассказы земляков о художнике.
«У него всегда была тяга к рисованию, он постоянно ещё пацанёнком крутился в
мастерской, как губка впитывал в себя все начальные азы работы с карандашом, красками.
Я рад, что ученик превзошёл учителя…», вот так рассказывал Виктор Зиновьев (ныне
покойный), житель села Белозерье, о художнике Николае Гришине.
А вот что поведала нам Надежда Владимировна о полотнах своего супруга: Вот вы
разглядываете его картины с лошадьми. А посмотрите, как он работает со светом и цветом.
7 Светлая солнечная дорожка пробежала по реке, и заискрилась, засверкала вода, серебром
отливая на солнце. Огромная роль принадлежит цвету. Он, как аккорд в музыке, сообщает
картине сразу определённое эмоциональное звучание. Сочетание серебристого блеска
речной глади, залитой лучами солнца, приведённое художником к общему тональному
единству, создаёт удивительно бодрое, светлое настроение. Чувствуется рука уже
состоявшегося мастера кисти…
О Николае Ивановиче нам рассказал местный житель Максим Муравьёв, который вместе
с земляками четвертый год уже возводит однопрестольный храм Рождества Христова.
Кстати, среди его добровольных помощников и Николай Иванович.
Я когда увидел его картины лошадок, мне сразу же захотелось их покормить... –
рассказывает нам Максим Юрьевич.
Сам Гришин не считает себя художником: «В нашем селе не все знают, что я
пишу картины». Хотя его работами ежегодно любуются люди на выставках на
традиционных праздниках – День Карсуна, Троицкая ярмарка, День села и др. Когда
смотришь на его работы, сразу создаётся впечатление, что они сродни глубиной народной
поэзии.
Летние и зимние природные пейзажи. Они реалистичны и очаровывают своей трогательной
красотой. Пишет Николай Иванович и портреты. На написание одного уходит недели две
три: «Если заказчик, видя свой портрет, расчувствовался и даже расплакался, то
это значит, что я попал в самую точку. И мне становится радостно. Но это
очень тяжёлый труд. И по времени, и по душевным, физическим
затратам. Сколько раз приходится замазывать и стирать нарисованное,
переделывать, начиная всё заново – этого никто не видит. Это хлеб со слезами».
В разговоре о друзьях вдруг всплыло, что Николай Иванович, оказывается,
поддерживает добрые отношения с родственниками великого живописца Аркадия
Пластова, а именно до недавнего времени с Еленой Николаевной Холодилиной (женой
сына Аркадия Александровича – Николая Аркадьевича) и с единственным внуком
Николаем Пластовым. К сожалению, он говорит, правнуки художника живописью не
занимаются. Но Николай Иванович с гордостью нам рассказал о своей племяннице Ксении,
нашей сверстнице, выпускнице художественной школы Ульяновска. «У неё здорово
получаются пейзажи и натюрморты…», продолжил он.
2.5. Посещение квартиры и знакомство с женой Николая Ивановича.
8 Мы побывали в доме у Николая Ивановича и познакомились с его женой –
Надеждой Владимировной. Она
показала семейный фотоальбом. Там было множество фотографий. На одной Николай
Иванович стоит вместе с Надеждой Владимировной около белоствольных берёз. На другой
– они уже с сыном на озере «Берёзовый край». А вот Николай Иванович присел и гладит
любимого кота по кличке Василий.
Я заметил, что на всех фотографиях на лице у Николая Ивановича улыбаются не
только губы, но и глаза. Мы долго беседовали с Надеждой Владимировной. Я узнал, что
они вместе уже более 30 лет в любви и согласии. Вместе преодолевают трудности и делят
радости.
2.6. Прекрасные картины и другие увлечения художника
Николай Иванович очень увлечённый человек. Ему нравятся лошади, и ещё он очень
любит рыбачить. Он вроде как все, но с другой стороны человек необычный, даже
нетипичный для наших мест. Вот взял и соорудил своими силами и средствами пруд под
очень красивым названием «Берёзовый край». Очень много сил и времени уходят на
благоустройство места отдыха и рыбалки, но истинным призванием всетаки остаётся
живопись.
Картины висят во всех комнатах в доме у Николая Ивановича, но особенно много их
в одной. Это как маленький музей в доме (Приложение 3). Я очень долго стоял и
рассматривал эти полотна. Среди них узнал нашу школу, строящийся храм, улицы моего
села… И подумал, как это здорово! Я смотрел и смотрел. Здесь были портреты,
натюрморты, но больше всего пейзажей. На многих живописных полотнах Николай
Иванович написал нашу речку Уренку, так им любимую А ещё у него есть серия картин
«Деревенька моя» Все они написаны с любовью, яркими, сочными красками, в них много
солнечного света. Когда смотришь, становится радостно и тепло на душе. Любимую
природу поселка Грязнухи, села УстьУрень художник отобразил в разные времена года.
Да, Николай Иванович стал для меня очень уважаемым человеком.
Пусть не подтвердилась моя гипотеза. Не учился он специально в художественной
школе. Николай Иванович добился всего собственным трудом. Я ещё больше полюбил
этого человека.
2.7. Чудесные картины Николая Ивановича Гришина
9 Сколько же картин было написано Николаем Ивановичем? Об этом я спросил
художника. Много. Очень много людей через своих знакомых просят написать портреты,
пейзажи, животных. Но среди всех его работ особенно хочется выделить иконы, который
украшают и его дом, и нашу часовенку Спиридона Тримифунтского. А вот какое чудо
получилось совсем на днях в нашем селе: на месте свежевыпиленной ветки проявилось
лико. Удивление вызвало всех односельчан: все выходные дни люди подходили к чудо
дереву, а некоторые проезжающие останавливались около дерева, даже молились…
2.9. Анкетирование учащихся Устьуренской средней школы
Мне захотелось проверить, знают ли мои одноклассники и ученики нашей школы
талантливых людей России, Ульяновской области, Карсунского района и села УстьУрень.
Назовут ли они фамилию Николая Ивановича Гришина?
Мы решили провести анкету (Приложение 5). Школа у нас небольшая, классы
маленькие. В анкетировании принимали участие учащиеся 311 классов в количестве 47
человек. Из общего количества опрошенных 27 учащихся могут перечислить людей,
прославивших Россию, 39 человек назвали знаменитых людей Ульяновской области и
только 28 человек знают своих известных земляков. Николая Ивановича Гришина отметили
в анкетах 17 учащихся.
В результате этой работы я пришёл к следующим выводам.
Большинство учащихся нашей школы знают талантливых людей России и
Ульяновской области, но затрудняются назвать имена и фамилии известных людей,
живущих или живших рядом. В школе надо обязательно говорить об этом. Об этом могут
рассказать также и родители.
У нас в школе есть краеведческий музей, где собрано много материала об истории
села и людях села УстьУрень. Я считаю, что собранный мною материал можно поместить
именно туда.
10 Заключение
В нашем современном обществе часто приходится слышать разговоры о том, что мы
живём в бездуховном мире, что стали чёрствыми и злыми. Но у меня возник внутренний
протест: неправда, не оскудела земля талантами, творческое горение и оптимизм и поныне
присущи людям. И мы постарались это доказать.
Я познакомился со своим земляком – Николаем Ивановичем Гришиным.
Я получил огромное удовольствие от проделанной работы и навсегда запомню
встречу с ним. Я изучил этапы его жизненного пути и творчества, посмотрел множество
фотографий, любовался прекрасными картинами, встречался с близкими ему людьми и
открыл для себя много нового и интересного.
Вот мои выводы:
1. Николай Иванович Гришин, мой земляк, очень разносторонний человек. Он пишет
прекрасные картины и иконы, в которых воспевает свою малую родину. Он добрый, очень
скромный, трудолюбивый, любящий свою семью человек, уважаемый на селе Николай
Иванович.
2. В нашем селе есть ещё много талантливых людей. Они живут рядом с нами, и
обязательно надо знать это, встречаться с ними и учиться у них мастерству, пока они живы.
3. Материал, который я собрал, можно использовать на уроках окружающего мира
при изучении своего края и на уроках изобразительного искусства.
Но самое главное, я понял, если есть у человека мечта, надо обязательно к ней
стремиться. Надо постоянно работать над собой, совершенствоваться, как это делает
Николай Иванович Гришин.
Я плохо рисую. Но теперь обязательно научусь!
11 Библиографический список
1. Альманах «Памятники Отечества» №42 (78/1998)
2.Карсунская земля: ростки и корни, Ульяновск. 2005
3. И.В. Лежанин «Мои встречи с Пластовым», Ульяновск. 2007
4. Симбирск и его прошлое. – Хрестоматия краеведческих текстов.
Ульяновск: «Лаборатория культурологии», 1993.
5. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебнометодическое
пособие в 2 частях. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
6. Историческое краеведение. Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений. – Ульяновск: «Корпорация
технологий продвижения», 2000.
7. Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 12/04/2017.
Анкета
Приложение 1
1.Знаете ли вы известных талантливых людей России? Если да, то напишите, каких?
• нет
• да
2.Знаете ли вы известных талантливых людей Ульяновской области? Если да, то напишите,
каких?
• нет
• да
3.Знаете ли вы талантливых людей Карсунского района? Если да, то напишите, каких?
• нет
• да
4.Знаете ли вы талантливых людей села УстьУрень? Если да, то напишите, каких?
• нет
• да
Анализ анкетирования учащихся 311 классов
МКОУ Устьуренская сш им. Н.Г. Варакина
Классы
34
Количество
учащихся
14
Количество учащихся, ответивших «да» на вопросы
1 вопрос
4 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
9
6
2
0
Мошинское озеро
Зимний пейзаж
12 58
911
Всего (311)
20
13
47
20
12
41
17
11
34
19
11
32
7
4
11
13
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Исследовательская работа "Живут на селе интересные люди"(8 класс, Изобразительное искусство)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.