ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СЕМЬЯ ППРОСТРАНСТВЕННЫХ ИС-КУССТВ»
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
8 кл
19.09.2017
познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные; развивать интерес к искусству; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
На уроках изобразительного искусства в шестом классе мы продолжим знакомиться с чудесным ми-ром красоты, с творчеством замечательных мастеров живописи, скульптуры, графики, будем осваи-вать приёмы рисования, конструкции, лепки, особенности композиционного построения и изображения натюрморта, портрета, пейзажа, пополним знания новыми сведениями о важнейших искусствоведческих понятиях.
пространственные искусства.урок.doc
Тема: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СЕМЬЯ ППРОСТРАНСТВЕННЫХ
ИСКУССТВ»
Цели: познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать
представление о видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и
изобразительные; развивать интерес к искусству; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: репродукции картин разных жанров искусства; фотографии архитектурных
сооружений; предметы декоративного искусства; краски, карандаши, альбомы.
Словарь: пластические виды искусств, конструктивные, декоративные, изобразительные искусства,
скульптура, живопись, графика, роспись, дизайн, архитектура.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
У: Дерзкими усильями
Устремляясь к высоте,
Дальше, прочь от грани теней,
Мы домчимся в мир чудесный
К неизвестной
Красоте!
(К. Д. Бальмонт)
На уроках изобразительного искусства в шестом классе мы продолжим знакомиться с чудесным миром
красоты, с творчеством замечательных мастеров живописи, скульптуры, графики, будем осваивать
приёмы рисования, конструкции, лепки, особенности композиционного построения и изображения
натюрморта, портрета, пейзажа, пополним знания новыми сведениями о важнейших
искусствоведческих понятиях.
Желаю, чтобы в каждой созданной вами работе просматривалась «личность творца», отражались
лучшие эмоциональноэстетические стороны вашей души, формировалось чувство нового искусства с
его непосредственностью восприятия мира, развивались эстетические чувства. Ведь «художественное
творчество – это буря эмоций и страстей, страданий и радостей…» (Е. Л. Фейнберг). Именно в
художественном творчестве можно увидеть модель творческого процесса вообще, который так
необходим в современном мире. Стремитесь быть творческой личностью, чтобы ваша жизнь была
насыщена любовью к новому художественному восприятию, видению изображаемого явления
странным, как бы впервые встреченным, чтобы уметь видеть необычное в обычном, поновому
взглянуть на привычное. Именно искусство и может выступать конденсатором творческой энергии,
которая заряжает каждого, кто вступает с ним в контакт.
II.Проверка готовности учащихся к уроку. Смачивание красок.
III.Сообщение темы урока.
У: Многие из вас, ребята, любят рисовать красками, карандашами, фломастерами, лепить из
пластилина, глины фигурки.
Но умеете ли вы быть хорошими зрителями?! Представляете ли себе, какое значение имеет живопись для человека, чем она наполняет его жизнь? (Ответы учащихся.)
Л. Фёдоров так оценил своё раннее увлечение живописью, и с этим мнением, пожалуй, нельзя не
согласиться:
«Одно время я увлекался живописью. Художника из меня не получилось, но это увлеченье помогло
мне увидеть чудесную по колориту картину природы. Словно волны, одна за другой проходят по земле
полосы красок, во сто крат прекраснее небесной радуги. Весна. Сошёл снег. На какойто период земля
остаётся бурой и неприветливой. Но вот начинается её пробуждение. Пробиваются первые изумрудные
былинки, зацветают травы. Первые цветы, почти все, за редким исключением, золотистые: матьи
мачеха, калужница, стародубки, купавка. Золотятся серёжки ольхи и вербы. Только волчье лыко да
медуница выделяются из этого буйства золота. В конце весны на смену жёлтым приходят белые
соцветия: груша, черёмуха, яблоня, вишня. А с наступлением лета на земле – настоящее
столпотворение красок. Жёлтые, синие и фиолетовые, розовые и багровые лепестки делают землю
похожей на ковёр. И только с приходом осени снова начинает преобладать жёлтый цвет с оттенком
бронзы и меди. И всё это венчается снежной белизной, синими тенями и холодной голубизной неба».
Только человек, знакомый с живописью, умеет найти такое многообразие цвета в природе и во всём,
что его окружает, может быть столь чутким ценителем красочности, способен ощущать различные
цветовые оттенки.
Общение с изобразительным искусством – живая потребность каждого человека, вовсе не связанная с
какимилибо обязанностями. Зачастую она не означает и выбора будущей профессии, это просто
удовлетворение внутренней эстетической потребности, стремление к творческому самовыражению.
Основная цель уроков изобразительного искусства в шестом классе и заключается в том, чтобы
реализовать в «яличности» творческое художественное начало, научиться осмысленному и
эстетическому восприятию произведений изобразительного и декоративноприкладного искусства
(живописи, скульптуры, архитектуры).
Вводная беседа о значении искусства в жизни человека.
У: Занимаясь изобразительным искусством, человек не только овладевает практическими навыками
художника, не только осуществляет творческие замыслы, но и воспитывает свой вкус, приобретает
способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается
творчески мыслить, анализировать и обобщать.
А эти качества нужны всем. Трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не пригодилось
умение рисовать, способность чувствовать объёмную форму и цвет. Человек любой профессии
работает лучше, если он владеет средствами изобразительного искусства и привык ими пользоваться.
Многие выдающиеся люди, прославившие себя отнюдь не в области изобразительного искусства,
обращались к нему с увлечением и любовью.
Учёным, писателям, артистам владение изобразительными средствами помогало делать важные
открытия, создавать замечательные литературные произведения или сценические образы. Достаточно
вспомнить таких прославленных наших соотечественников, как Михаил Иванович Ломоносов,
Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Сергеевич Тургенев, Константин
Эдуардович Циолковский, Фёдор Иванович Шаляпин, космонавт Евгений Леонов. Всем им и многим
другим изобразительные средства помогали выражать волнующие их образы, научные и технические
замыслы.
Вот, например, что писал в воспоминаниях наш выдающийся авиаконструктор А. С. Яковлев: «И ещё
за одно благодарен я школе: там было хорошо поставлено рисование. Очень помогло мне в будущем
умение рисовать. Ведь когда инженерконструктор задумывает какуюнибудь машину, он мысленно во
всех деталях должен представить себе своё творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге». Однажды в газете была рассказана удивительная история о том, как детский врач и художник
любитель Ю. К. Матвеев с помощью своего весёлого карандаша помогал скорейшему выздоровлению
малышей. А известный географ А. А. Половинкин написал даже целую книгу, которую так и озаглавил
«География и рисование».
Можете ли вы ещё привести примеры пользы умения рисовать для специалистов других профессий?
(ответы учащихся.)
Порой считается, что не все способны заниматься тем или иным видом художественного творчества,
что подобные занятия – привилегия избранных, особо одарённых людей. Это неверно. В той или иной
степени художественные способности имеются у всех, надо их только развивать.
К ним в первую очередь относятся умение видеть, иметь «цепкий глаз» в наблюдении явлений
реальной жизни, активно и заинтересованно на них реагировать.
Другое важное качество, которое надо в себе развивать, это способность мыслить композиционно,
рассматривать чистый лист не как плоскость, где можно чтото как угодно изобразить, а в сущности
уже как составную часть будущего произведения, как изобразительное пространство.
Учиться надо везде и у всех – в музеях, на выставках, у товарищей.
Но известно, что можно слушать и не слышать, смотреть и не видеть. Есть люди, которые, побывав в
художественном музее, обойдя все залы и всё осмотрев, уходят оттуда, не вынося никаких
впечатлений, кроме лёгкой усталости. Такие люди смотрят, но не видят.
На уроках изобразительного искусства мы будем учиться видеть, то есть чувствовать, понимать и
воспринимать произведения искусства, вырабатывать свои критерии оценки произведений.
Для глубокого восприятия искусства надо, прежде всего, его любить, чувствовать в нём потребность,
не смотреть на него ленивым взором, а быть живо заинтересованным.
Ведь в изобразительном искусстве важно не только то, что изображено, не менее важно, как это
изображено, какими художественными средствами. Эти средства составляют композиция, рисунок,
пластическая форма, колорит, светотень, манера письма и др.
С этими и другими художественными средствами мы будем знакомиться на уроках изобразительного
искусства в этом учебном году, постараемся понять основные особенности некоторых видов и жанров
изобразительного искусства.
Приведу пример текста стихотворения А. С. Пушкина, в котором развивается образная параллель
«жизнь – картина гения, поправленная рукою варвара». Послушайте и попытайтесь объяснить, о какой
особенности отображения мира в искусстве говорит автор.
Художникварвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней. «Заблужденья» человеческой души в поэтическом тексте включаются в образный ряд: рисунок
беззаконный, краски чуждые, ветхая чешуя. В слове тем самым актуализируются смыслы «отклонение
от нормы», «внешнее поверхностное» «наносное», которые противопоставляются смыслам «красота»,
«чистота», «первоначальность». «Нормой», таким образом, признаются порывы «первоначальных
дней», входящие в замысел «гения».
IV
.Изучение нового материала.
1. Рассказ «Искусство и его виды».
У: Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем
симфонии, читаем романы и поэмы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за
движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные,
казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом – искусство.
Искусство (от старославянского искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда
говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по
какомуто главному и общему для всех них признаку. Например, если заходит речь об архитектуре, то
подразумеваются произведения всех её типов и назначений: дворцы и храмы, заводские корпуса и
жилые дома, деревенские избы и газетные киоски.
Основными видами искусства являются: архитектура, декоративноприкладное искусство, живопись,
литература, музыка, кино, фотография, танец, театр и др.
2. Ознакомление с пластическими видами искусства.
У: Принятый в настоящее время термин «изобразительное искусство» не совсем точен и не
полностью отражает характер тех искусств, которые он охватывает. Как мы уже знаем, главное
в произведениях изобразительного искусства не то, что они изображают, а то, что они
выражают. Да и то, если речь идёт о живописи, скульптуре и графике, то есть об искусствах,
чтото впрямую изображающих. А что сказать о декоративноприкладном искусстве? Что
изображает старинный расписной ларец или изящно орнаментированное блюдо? Как быть с
архитектурой? Она совсем ничего не изображает, но выражает очень много. Для обозначения
этих искусств иногда употребляют термин «пластические искусства», но это тоже не совсем
определённо и точно.
Пластические искусства (иначе называемые пространственными) – те виды искусства,
произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.
Произведения пластических искусств создаются посредством обработки вещественного
материала. Поэтому их образность определяется как замыслом автора, так и качествами
материала.
Пластические искусства принято разделять на изобразительные и неизобразительные. К первым
относят живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство. Ко вторым – архитектуру
(конструктивное), художественноприкладное искусство (декоративное) и художественное
конструирование (дизайн). Их зрительные формы не предполагают прямых аналогий с реальной
действительностью.
Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами достаточно условны,
поскольку в одном из них могут использоваться образы и приёмы другого. 3. Терминологическая работа «Изобразительное искусство и его виды».
У: Изобразительное искусство многолико и многообразно. До XIX века тремя главными
видами искусств считались архитектура (зодчество), скульптура (ваяние) и живопись. А к
концу XIX века из служебного и вспомогательного превратился в отдельный и совершенно
самостоятельный ещё один вид искусства – графика (рисунок, гравюра, литография).
Скульптура – это искусство, которое без колебаний можно назвать изобразительным: она
действительно изображает людей, животных, различные предметы. Есть у неё нечто общее с
архитектурой: её главное выразительное средство – объёмная форма, и она также делается из
твёрдых и долговечных материалов – дерева, камня, металла.
Живопись – наиболее богатый и полнокровный вид изобразительного искусства, обладающий
широкими и разнообразными средствами выражения. В этой необъятной области искусства
художники очень часто избирают какието свои любимые мотивы и темы. Один любит писать
портреты, другой увлечён пейзажами, третий – изображением исторических, военных или
бытовых сцен. Такая специализация изобразительного искусства называется делением на жанры.
Графика – это понятие включает очень широкий и многообразный круг деятельности
художников. С графикой, в отличие от живописи, мы встречаемся везде и всюду. Иллюстрации
в книге, зарисовки и карикатуры в газете, плакаты на улице – всё это произведения
художниковграфиков.
4. Понятие о неизобразительных видах пластического искусства.
У: К неизобразительным видам пластического искусства относится декоративное искусство.
Декоративным искусством называют создание практически полезных вещей, обладающих
эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой. Это искусство по своей природе
сродни архитектуре: в нём сплавляются польза и красота. Декоративное искусство особенно тесно
связано с народным творчеством. К произведениям такого искусства относятся мебель, ковры, посуда,
другие предметы домашнего обихода, игрушки.
Декоративное искусство каждого народа имеет особенности, которые связаны с национальным
характером, своеобразием истории, жизненного уклада, быта, трудовой деятельности.
Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить
себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи,
дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости,
вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного
творчества.
Роспись художественная – вид монументальнодекоративного и декоративноприкладного искусства, в
котором изображения на поверхность наносятся кистью или другим заменяющим её инструментом.
Роспись различают:
o по родам изобразительного искусства: декоративная, миниатюрная, монументальная;
o по изобразительному началу: орнаментальная, пейзажная, сюжетная, цветочная и др.;
o по художественным промыслам: городецкая (г. Городец Нижегородской области),
дымковская (слобода Дымково, г. Киров), уральская; народная роспись;
o по оценке зрителей: великолепная, выразительная, замечательная, неповторимая,
оригинальная, уникальная, эффектная и др.;
o по образности художественной речи: богатая, броская, нарядная, праздничная, скромная, сочная.
Роспись игрушки – это подлинно художественное творчество. Каждое красочное сочетание, каждый
орнамент рождаются непосредственно в момент работы, как результат творческой фантазии
художника. Цвет дополняет и органически завершает пластический образ. (Д. К. Розова. Цитата по кн.:
Дымковская игрушка: из собрания Музея народного искусства и Загорского музея игрушки. – М.,
1970. – С. 5.)
Росписью называют композиции на поверхности стены, потолка, свода; в декоративноприкладном
искусстве – на поверхности художественных изделий.
Росписи можно придать какуюлибо особенность (блеск, декоративность).
Роспись можно выполнить, нанести, осуществить, покрыть чемлибо (глазурью); отделать, покрыть,
украсить предметы росписью, воплотить, воспеть, воспроизвести, появиться, развить, увидеть чтолибо
в какойлибо росписи.
Роспись выделяется чемлибо; изображает чтолибо; поражает чемлибо; состоит из чеголибо (из
орнамента, какихлибо фигур); смотрится какимлибо образом (в движении); привлекла, украсила что
либо, проникнута, отмечена какимилибо особенностями: декоративна; оригинальна; проста;
своеобразна и др.
Дизайн – это искусство художественного проектирования, превращения машин просто полезных в
машины и полезные, и красивые. Внешняя красота, подчёркивающая технические достоинства и
назначение предмета, достигается совместным трудом инженераконструктора и художника
дизайнера.
Архитектура всегда была главнейшим из пластических искусств. Она с наибольшей силой выражала
идеи эпохи и определяла стиль других изобразительных искусств своего времени – скульптуры и
живописи. Это и самое долговечное искусство: египетские пирамиды или древние храмы американских
индейцев дошли до нас, простояв многие тысячелетия.
В то же время нам зачастую трудно воспринимать архитектуру как искусство. Вопервых, очень
многое её отличает от скульптур и картин – она ничего не изображает и ничего не воспроизводит. Во
вторых, с архитектурой мы общаемся ежедневно и ежечасно – живём, учимся и работаем в
архитектурных сооружениях. Архитектура – это особый вид человеческой деятельности, где сплетены
воедино техника и искусство, польза и красота.
И хотя архитектура впрямую ничего не изображает и не воспроизводит, она является искусством,
пожалуй, наиболее выразительным из всех видов изобразительного искусства, наиболее способным
действовать на наши чувства.
У каждой постройки, у каждого сооружения, созданного одарённым архитектором, есть своё лицо, в
него вложено особое настроение.
Архитектура может быть суровой и даже мрачной, величественной и спокойной, тревожной и
напряжённой, патетической и радостной.
5. Беседа по представленным произведениям пластического искусства.
Вопросы и задания:
o Определите вид пластического искусства каждого из представленных произведений.
o Назовите характерные черты того или иного вида пластического искусства на
конкретном произведении.
o Поделитесь вашими зрительскими впечатлениями о какомлибо произведении по
желанию. V.Актуализация знаний.
У: Сегодня мы вспомним основные приёмы работы карандашом и красками. Предлагаю вам рассказать
в рисунке о ваших ярких летних впечатлениях.
Какой жанр изобразительного искусства вы при этом выберите? От чего это может зависеть?
О: От характера наших воспоминаний, от творческого замысла того, что хотим изобразить.
У: Это может быть и натюрморт с изумительными ягодами, выросшими у вас на даче, и великолепный
пейзаж, запомнившийся вам во время путешествия, и неотразимый портрет нового друга, в котором
непременно будут заметны ваши чувства по отношению к нему.
Главное – рисунок должен передать ваши ощущения, настроение от прошедшего лета.
Физкультминутка
Выполнение упражнений:
1. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счёт «раз» поднять руки вверх, потянуться; на
счёт «два» вернуться в исходное положение (повторить 56 раз).
2. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счёт «раз» поднять правую руку вверх, левую
ногу отставить назад, прогнуться; на счёт «два» вернуться в исходное положение; на счёт «три»
поднять левую руку вверх, отставить правую ногу, прогнуться; на счёт «четыре» вернуться в
исходное положение (повторить 56 раз).
3. Дадим отдохнуть глазам. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова
неподвижна; повторить 812 раз).
VI. Практическая работа.
Задания.
1. Выполните рисунок на свободную тему красками или в карандаше.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы, контролирует
организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, её объём и
качество.
2. Составьте и запишите 34 предложения о тех произведениях народного декоративного
искусства, которые делают в вашей местности (которые видели в музеях или дома, у себя или у
знакомых).
VII. Итог урока.
1. Выставка рисунков учащихся.
2. Обобщающий опрос:
Что нового вы узнали на уроке?
Кем вы хотите стать после окончания школы?
Нужно ли вам знание изобразительной грамоты? Если да, то почему?
Чему вы больше всего хотите научиться на уроках изобразительного искусства?
Как вы думаете, может ли умение рисовать, понимать изобразительное искусство, знание
истории искусства помочь вам в изучении других школьных предметов?
С каким мнением вы бы согласились или не согласились? Ответ аргументируйте. На доске:
1. Увлекаться изобразительным искусством сейчас несовременно.
2. Понимать и ценить искусство должен любой уважающий себя человек.
3. Совершенно не важно, как кто относится к искусству. В жизни это мало кому
пригодится, поэтому по большому счёту ничего не значит.
4. Интеллектуальный, образованный человек не может быть безразличен к искусству.
Человек без искусства – ничто.
Домашнее задание: собрать информацию по теме урока; подготовить сообщение об
одном из видов искусства.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СЕМЬЯ ППРОСТРАНСТВЕННЫХ ИС-КУССТВ»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СЕМЬЯ ППРОСТРАНСТВЕННЫХ ИС-КУССТВ»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СЕМЬЯ ППРОСТРАНСТВЕННЫХ ИС-КУССТВ»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СЕМЬЯ ППРОСТРАНСТВЕННЫХ ИС-КУССТВ»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СЕМЬЯ ППРОСТРАНСТВЕННЫХ ИС-КУССТВ»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СЕМЬЯ ППРОСТРАНСТВЕННЫХ ИС-КУССТВ»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СЕМЬЯ ППРОСТРАНСТВЕННЫХ ИС-КУССТВ»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СЕМЬЯ ППРОСТРАНСТВЕННЫХ ИС-КУССТВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.