Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"
Оценка 5

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
8 кл
22.06.2017
Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"
Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины, преумножать её богатства, заботиться о её будущем. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о серебряном веке в литературе, дают возможность познакомиться с творческим наследием поэтессы и переводчицы А. Радловой, особенностями её лирики . Работа может быть использована на уроках литературы, уроках краеведения.
Радлова.doc
XХVI муниципальный конкурс исследовательских работ обучающихся – участников туристско – краеведческого движения РФ «Отечество» ­Золотарёвские краеведческие чтения  Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой Ерко Михаил, учащийся 9 класса МОУ ООШ № 15 имени Н.И.Дементьева.  Научный руководитель:  Алексеева Елена Анатольевна,  учитель русского языка и литературы МОУ ООШ № 15 имени Н.И.Дементьева Рыбинск 2015 Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 1.Жизнь и судьба в творчестве А. Д. Радловой…………………………………..5 1.1Происхождение…………………………………………………………………...5 1.2Литературная деятельность……………………………………………………...5 1.3Чета Радловых, их окружение………………………………………………………...5 1.4Особенности лирики А.Д.Радловой……………………………………………..7 1.5А.Д.Радлова и А.Блок…………………………………………………………….10 1.6Радлова глазами Михаила Кузмина……………………………………………..10 1.7Переводы Шекспира……………………………………………………………...11 1.8Трагические страницы жизни……………………………………………………12 1.9Переборский ГУЛАГ……………………………………………………………..12 Заключение………………………………………………………………………..14 Приложение……………………………………………………………………….15 Литература. Источники…………………………………………………………..20 Введение В конце девятнадцатого — начале двадцатого века Россия переживала  интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в  философии и поэзии. Философ Николай Бердяев называл это время русским  культурным ренессансом. По словам Сергея Маковского, именно Бердяеву  принадлежит и другое, более известное определение этого периода —  «Серебряный век». Понятие это не столько научное, сколько эмоциональное,  2 вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории русской  культуры — с «золотым веком», пушкинской эпохой русской поэзии (первая треть XIX века). «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, — писал о  Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии»  «Самопознание».  Многое из творческого подъёма того времени вошло в  дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских  культурных людей. Появились новые души, были открыты новые источники  творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с  надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом  кругу...» Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века, всем известны:  Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок,  Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова ,  Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Борис  Пастернак, Георгий Иванов и многие другие. Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их  творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств  выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к  культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И  почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной  жизни, а многие из них плохо кончили. В результате сталинских репрессий картина русской литературы ХХ века  изобиловала белыми пятнами. Положение стало меняться лишь в последние  десятилетия. Некоторые имена уже вошли в сознание читателей, интересующихся  3 поэзией, в лучших случаях при помощи самостоятельных изданий, в худших – в  результате публикаций подборок отдельных стихотворений.  Среди имен непризнанных, мало публикуемых, малоизвестных фигурирует имя  замечательной поэтессы и переводчицы Шекспира Анны Дмитриевны Радловой  (приложение1 , фото 1), встречи с судьбой и творчеством которой нередко  происходят в школе на уроках краеведения. Меня заинтересовало, какой отклик  нашла её трагическая судьба в поэтических опытах. Этой проблеме и посвящена  данная исследовательская работа, занимаясь которой мне пришлось обратиться к  мемуарной литературе, дневниковым записям, поэтическим сборникам. Цели исследования: ­ сбор и систематизация материалов о жизни и творчестве Анны Дмитриевны  Радловой; ­ изучение творческого наследия поэтессы и переводчицы, особенностей её лирики Задачи работы: ­ познакомиться с литературным творчеством А.Д.Радловой; ­ выявить отражение её судьбы в поэтических опытах 1.Жизнь и судьба в творчестве А.Д.Радловой 1.1 Происхождение Анна Дмитриевна Радлова, урождённая Дармолатова, родилась 22 января  1891 года в Петербурге. Её бабка была крепостной крестьянкой,  выкупившей себя на волю. Позже такое происхождение будет стоить ей  4 же немалых забот. Отец — личный дворянин. В Ленинграде закончила  Бестужевские курсы (высшее учебное заведение, основанное в Петербурге в 1878 году, по существу первый женский университет в России). 1.2. Литературная деятельность После окончания этого университета началась литературная деятельность Анны  Радловой. Начала писать стихи с весны, а печататься с декабря 1916 года (в журнале  «Аполлон»: стихотворения «Перед вечером мы шли среди поля», «Италия», «Горят два  солнца»). Выступала на литературных вечерах. Содержала в Петрограде литературный  салон. В 1918—1923 годы вышло три сборника стихов («Соты», «Корабли», «Крылатый  гость»(приложение1, фото 2)) и драма в стихах «Богородицын корабль», посвящённая  хлыстовству. Написанная в 1931 году «Повесть о Татариновой» была издана только в  1997 году. 1.3. Чета Радловых, их окружение В это же время жизнь сводит её с Сергеем Эрнестовичем Радловым (советский  театральный режиссёр и педагог, Заслуженный артист РСФСР (1933), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)) (приложение 2, фото 3) Чета Радловых считалась «своей» в кругу высшей культурной элиты Петрограда,  но саму личность поэтессы не все современники воспринимали однозначно. С  плохо скрытой иронией описывает Радлову в своих мемуарах Ирина Одоевцева  (русская поэтесса и прозаик, любимая ученица Николая Гумилева): «Мы  возвращаемся с Васильевского Острова от Анны Радловой. Анна Радлова славится  своей несколько тяжеловатой, но бесспорной красотой, своим мужем Сергеем  Радловым, передовым режиссером и особенно двумя строчками своих стихов: «Нет губ, чтоб с тобой целоваться, Нет рук, чтоб с тобой обниматься»… 5 Своей красотой, впрочем, она не гордится. – Гордиться мне нечем, объясняет она,  опуская глаза, ­ ведь красота от Бога». Известны сатирические стихи Мандельштама (Радлова являлась сестрой первой жены  младшего брата выдающегося поэта): Архистратиг вошел в иконостас…  В ночной тиши запахло валерьяном (Намек на Валерьяна Адольфовича Чудовского – верного рыцаря Радловой)  Архистратиг мне задает вопросы  К чему тебе… косы  И плеч твоих сияющий атлас… Пародию на стихи Радловой он сочинил из веселого злорадства, а не раrdepit [по  злобе (фр.).] и с притворным ужасом, где­то в гостях, шепнул мне: «Архистратиг  дошел», т. Е. Радловой кто­то сообщил об этом стихотворении. Однако прав Михаил Кузмин, писавший, что «современники не прощали Радловой  того, что она являлась атомом какой­нибудь ячейки, и того, что она не сидела у  ног студийных учителей, и того, что современность слишком патетично и глубоко  отразилась в ее стихах, не прощали ей лирического восторга, свободного стиха,  рифм «кровь» и «любовь», вплоть до ее наружности. Конечно, главным образом не  прощалось несомненная подлинность ее таланта, того, что современность слишком патетично и глубоко отразилась в её стихах. 1.4 Особенности лирики А.Д.Радловой Ознакомившись с её поэзией 1917­1920 годов, я поняла, что Кузмин был прав. Анна Радлова не приняла революцию: В жилах победителей волчья кровь. 6 С молоком волчицы всосали волчью любовь. И в России моей, окровавленной, победной                                                     или пленной, Бьется трепетное сердце вселенной. Это явствует в каждой её стихотворной строчке. В них, как в зеркале, отразилось время «сумасшедшего» корабля. Стихотворения, в которых прослеживается тема «корабля», написаны под впечатлением увиденного крейсера «Аврора», который и положил начало революции. Под знаком Стрельца, огненной медью Расцветал единый Октябрь. Вышел огромный корабль И тенью покрыл столетья. Или: То не город, не дом, а корабль, Гиблый ветер, смертельный Сентябрь. Несмотря на любовь и нежность, которую она испытывала к России, поэтесса не  приняла новую власть, она ненавидела убийства и насилие: И в России моей, окровавленной, победной или пленной,          Бьется трепетное сердце вселенной. Здесь Радлова задает вопрос читателю: победная иль пленная была Россия после  революции? Сама она склоняется ко второму варианту. 7 Город, как заколоченный дом, Небо в клочьях и ветер кругом. У большинства стихотворений А.Радловой нет заголовка. Это придает её  творчеству в какой­то степени незапрограммированность. Возможно, она просто не хотела «расшифровывать» свои чувства, идеи.  По оценке С. Осовцева «стихам поэтессы присущи раскованность, драматизм и  особая эмоциональность, они несколько аритмичны и отличаются вольностью  рифмы». Им присущи мотивы разочарования и трагизма, но вместе с тем просматривается  надежда на лучшее, нежелание отдаваться во власть жизненным обстоятельствам: Бывают же на свете лимонные рощи,  Земля, рождающая вдоволь хлеба,  Нестерпимо теплое, фиалковое небо  И в узорчатых соборах тысячелетние,  не страшные мощи. Стихотворения её наполнены тревогой за будущее, скорбью о прошлом: Желтый смерч листовой кружит, кружит, Рваным шелком шуршит, шелестит. На приступ идет вода и земля, Не спасти, не спасти корабля. Повторы усиливают в этом стихотворении состояние тревожности. Чувство  смятения, неизбежности беды возникает при чтении этих строк. Как ни странно, но в сборнике стихов 1917 года очень много и любовной лирики.  Возможно, эти стихи посвящены мужу поэтессы Сергею Эрнестовичу Радлову. Но  эпоха «сумасшедшего корабля» наложила и на них свой отпечаток: 8 Ну, а когда пришла пора Расстаться, мы узнали:                      Бывают белые утра Острее острой стали. Или: Ты подошел, но преклонить свой слух К речам любовным я не захотела, И раненая радость улетела. Даже радость у Радловой раненая, к любви она нисходит преклонить слух. По мнению М.Л.Гаспарова,  многие стихотворения Анны Радловой говорят о  человеческом взаимонепонимании (эпиграф из A.M.Ремизова: «Человек человеку  – бревно»). Этому способствует и особая рифмовка – охватная; она звучит  напряжённее, чем обычная.  Мало того, именно эта рифма– тавтологическая, т.е.  возвращается не новое слово, созвучное заданному, а само заданное слово;  ожидание обманывается. Можно сказать, что рифмовка вторит теме: первое  рифмующее слово вылетает, словно от человека к человеку, в надежде на отклик,  но отклика нет, и вместо второго рифмующего слова безрадостно возвращается,  как эхо, то же первое. Крепче гор между людьми стена, Непоправима, как смерть, разлука. Бейся головою и в предельной муке Руки ломай – не станет тоньше стена. 1.5. А.Д.Радлова и А.Блок 9 Литературная деятельность свела Анну Дмитриевну со многими известными  поэтами своего времени. Среди них был и Александр Блок (Приложение 2, фото  4). Они познакомились, вероятно, в ноябре 1918 года. 29 июня 1920 года Блок  делает запись в её альбоме «писать стих забывший Блок», а 6 ноября вместе со  своим мужем А.Радлова приходит к поэту в гости, о чем сохранились записи в  дневниках Блока. 1.6 Радлова глазами Михаила Кузмина С начала 20­х годов А.Радлова входит в круг литераторов ­ единомышленников  Михаила Кузмина. Вместе с Кузминым в 1923 году становится одним из авторов  «Декларации эмоционализма».  Кузмин высоко ценил стихи Радловой, особенно её сборник «Крылатый гость». В  рецензии, опубликованной в 1922 г. В журнале «Жизнь искусства», он  провозглашал, что основа художественного творчества – «женское начало  Дельфийской девы­пророчицы, вещуньи… Самый мужественный поэт пророчески  рождается из материнского лона женского подсознательного видения». По поводу  сборника он писал: «“Крылатый гость” настолько проникнут одним духом, что  кажется скорее поэмой… Это – может быть самая необходимая, самая  современная теперь книга, потому что современность, глубоко и пророчески  воспринятая, выражена с большой силой, пророчеством и пафосом… Прекрасная,  крылатая книга».  Свидетельством увлечения Кузмина Радловой является и посвящение ей поэмы  «Форель разбивает лёд» (Приложение 3, фото 5) , в которой, по признанию самого  автора, именно Анна Дмитриевна появляется в виде «Красавицы как полотно  Брюллова». Впрочем, увлекался ею не один Кузмин. В альбом Радловой написал  Вагинов свои известные строки: «И страшно под зрачками римской знати / Найти  хлыстовский дух, московскую тоску / Царицы корабля».  Однако были у неё и ненавистники – в лице Анны Ахматовой (Приложение 3,  фото 6) и её круга. Ахматова ненавидела тёзку как соперницу и в поэзии, и в  10 личной жизни (есть свидетельства того, что Анна Андреевна была неравнодушна к  Сергею Радлову), и не останавливалась даже перед бездоказательными  обвинениями её в сотрудничестве с чекистами.  1.7 Переводы Шекспира После выхода третьей книги стихов Радлова увлеклась переводами. Трагедии  Шекспира, переведенные ею, были поставлены ее мужем, известным режиссером  С.Э.Радловым на нескольких сценах и имели значительный успех. Однако  принципы перевода, выдвинутые Радловой и апробированные прежде всего в  работе над Шекспиром, вызвали грандиозную полемику в 1936­40, бушевавшую на  страницах периодики и завершившуюся на Шекспировской конференции в 1940.  Сущность полемики емко сформулирована одним из ее участников: «Радлова  сводит Шекспира с тех ходулей, на которые его ставили переводчики, режиссеры,  актеры. Она хочет вернуть Шекспира земле. Не риторический, ораторский,  адвокатский Шекспир, а вся его плоть и кровь, его мясо и мускулы. В этом  крупная культурная заслуга Радловой. Но не слишком ли много этой «плоти», этой «земли»…» (Юзовский Ю. Разговор затянулся за полночь: Статьи разных лет. М.,  1966. С.160). Резко и непримиримо выступил против «живого Шекспира»  Радловой К.И.Чуковский: «Дело шло о сплошном огрублении Шекспира, об  огрублении его мыслей, его лексики, его интонаций, его стихового звучания, его  синтаксиса, о страшном огрублении психики его персонажей и всех их  человеческих отношений. Советскому народу не нужен такой одичалый и  отупелый Шекспир, ему нужен Шекспир — гуманист, Шекспир — лирик,  Шекспир — вдохновенный и тонкий поэт». Между тем в статье о Радловой в IX т.  «Литературной энциклопедии» (М., 1935) ее переводы названы «шедеврами»,  точно воссоздающими характер оригинала (С.502). В защиту Радловой выступили  актеры (в т.ч. А.А.Остужев), которые видели в радловских версиях  шекспировского текста путь к преодолению рутины «шекспирообразных»  постановок с их тяжеловесной риторикой и статичностью. 11 1.8 Трагические страницы жизни Когда началась  Великая Отечественная война популярнейший молодежный  радловский театр оставлен в блокадном Ленинграде вместе с театром оперетты  для поднятия духа народа.  31 марта 1942 гола его переправляют в Пятигорск, где большая часть труппы  угодила в плен к фашистам. Тем времен пленные радловцы проделали путь от  России до Берлина, откуда Радловых с частью труппы, разделенной на три  части, переправляют на юг Франции городок Ляфосет.  После освобождения Франции от фашистов супруги вместе с остальными  переправляются в Париж. 22 февраля 1945 года супруги Радловы вылетают в  Москву по предложению советской комиссии для того, чтобы выбрать новый театр для руководства. Но это была ловушка. Далее – обвинение в измене Родине, арест  на 10 лет.  1.9 Переборский ГУЛАГ 31 января 1946 года за супругами захлопнулись ворота лагеря, находившегося на  станции Переборы близ Рыбинска. Так судьба привела этих людей в наш родной  поселок. Крушение и без того трагического мира началось с ареста и закончилось  предательством друзей. Самым страшным для супругов было предательство сына.  Очень скоро он прервал с ними переписку. Выжить им помогла потрясающая любовь друг к другу. В письме 26 декабря 1946  года Анна Дмитриевна пишет сестре: «Больше всего на свете я боюсь расстаться с  Сережей, и даже самая дивная свобода без него горше и хуже заключения с ним. В  лагере они оставались вместе. 12 Анна Дмитриевна вновь занималась переводами и даже организовывала вечера  «Шекспириады». А Сергей Эрнестович возглавлял театр под названием «Джаз­ банд врагов народа». Отношения между супругами значительно улучшились. Возможно, годы  заключения – самый счастливый промежуток в жизни Радловой. А.Д.Радлова всю жизнь находилась, хотя и незаслуженно, в тени мужа,  обстоятельств. Но, возможно, ей просто не хватило времени. Ведь смерть настигла  поэтессу на 59 году жизни. Эти строки, на мой взгляд, лучше всего отражают  трагизм её судьбы: Господи, ты самый справедливый из судей, Зачем же судил Ты, чтобы наша жизнь была так темна и так убога,  Что самая легкая из всех наших дорог, — к Тебе дорога?  13 Заключение Анне Дмитриевне не суждено было выйти на свободу. Она умерла в центральной  больнице Волгостроя поселка Переборы на руках своего мужа 23 февраля 1949  года от инсульта.  Похоронена в окрестностях деревни Стерлядево. Посмертно  реабилитирована. На могиле мужем был поставлен чугунный крест. Но  захоронение было утеряно.  В 60­х годах сын Анны Дмитриевны и Сергея Эрнестовича разыскивал могилу  матери.  На рубеже XXI века могила поэтессы найдена учащимися нашей школы; уже  после этого был украден крест, на месте которого по инициативе рыбинского  Центра детского и юношеского туризма и экскурсий была установлена  мраморная глыба (Приложение 4, фото 7). Сейчас на месте кладбища ГУЛАГА растет картошка­ картошка на костях.  Сбылось то, о чем писала Анна Дмитриевна Радлова, восторжествовала стена  непонимания между людьми. Творчество её не оценили при жизни, да и сейчас  мало что изменилось. 14 Приложение Приложение 1 15 Фото 1. Анна Дмитриевна Радлова Фото 2. Сборник стихов А.Д.Радловой «Крылатый гость№ Приложение 2 16 Фото 3. Сергей Эрнестович Радлов Фото 4. Александр Блок Приложение 3 17 Фото 5. Сборник М.Кузмина «Форель разбивает лёд», посвященный А.Д.Радловой Фото 6. Анна Ахматова Приложение 4 18 Фото 7. Могила А.Д.Радловой Литература. Источники 1. Гаспаров М.Л. Русские стихи. – М.: Высшая школа, 1993. 2. Гайдабура В.И. Наша любовь горит последнею любовью. //Театр – 1992. ­ № 10 3. Гусман Б. Сто поэтов. — Тверь, 1923. 19 4. Кузмин М. Условности. — П., 1923 5. Кузмин   М.А.   Арена:   Избранные   стихотворения//   сост.   Вступит.   Статья А.Г.Тимофеева. – СПб: Северо­Запад, 1994 6. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. 7. Осовцев С. Так расскажи правдиво. // Литературная газета,1996, № 34 8. Флит А. Из цикла «Переводы Шекспира» ­ В.кн: Русская литература в зеркале пародий. – М.: Высшая школа, 1993 9. Чекалов И. Переводы «Гамлета» М. Лозинским, А. Радловой и Б. Пастернаком в оценке советской критики 30­х годов // Шекспировские чтения. — М., 1990 10.Чуковский К.И. Высокое искусство. М., 1941. 20

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"

Исследовательская работа "Жизнь и судьба в творчестве Анны Дмитриевны Радловой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017