"Лирика Тютчева" литература 8класс
Оценка 4.6

"Лирика Тютчева" литература 8класс

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русская литература
8 кл
08.06.2017
"Лирика Тютчева"  литература 8класс
Материал , посвященный исследованию литературного творчества Тютчева, о именно "Денисьевский цикл".Определение историко-литературного значения творчества поэта.Тютчев стал предтечей символизма, обогатив сокровищницу русской литературы новыми изобразительными средствами: образностью, сжатостью и выразительностью стиля, способностью запечатлеть тонкую и сложную жизнь души в её сокровенной глубине; цельностью и полнотой поэтической «концепцией » бытия.исследовательская работа по литературному творчеству Тютчева
Лирика Тютчева.doc
Саитова М.К.           Лирика Тютчева. План 1.Основная тематика лирики. 2. «Денисьевский цикл Тютчева». 3. «Предопределение » Тютчева. 4. Историко­литературная значение стихов Тютчева о    любви. Пускай земное  небо в тучах, а ясных дней ­ неперечет, лишь о любви вздыхает Тютчев, она одна его влечет и золотит его седины закатной нежностью, и вновь не знает сердце середины и смертью платит за любовь! Сорокин А.   Расцвет творчества Тютчева приходится на 40­60 годы 19века, которые  знаменовались растущей популярностью революционно­ демократической  идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов  демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал  Некрасов.   «В России 60­х годов происходило размежевание литературных и  общественных сил под влиянием новых революционных  «базаровских»  веяний. Когда громогласно отвергалась «чистое искусство» во имя  практической пользы, когда декларировалась ставка на коренное  преобразование  всего государственного строя России, результатом которого  должны стать равенство, свобода и социальная справедливость».(Пигарев К.В. Тютчев и его время, Москва, 1978г., стр.10)  Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским.  Несмотря на то, что революционное начало глубоко «проникло в  общественную кровь», поэт видел в революции только стихию разрушения.  Тютчев считал , что спасение от кризиса, охватившего Россию, нужно искать в единении славян под эгидой русского «всеславянского »  царя.   «Несмотря на узость тематики Тютчева, вернее, его устремленность к  вечным, вневременным проблемам, современники отдавали должное его  мощному лирическому таланту. Весьма показательна тургеневская оценка: «О Тютчеве не спорят , кто его не чувствует, тем самым доказывает , что он не  чувствует поэзию». (Озеров Л. Поэзия Тютчева, Москва, 1975г. , стр16)   Основной темой творчества Тютчева является природа, любовь,  философские раздумья о тайнах бытия . Они , безусловно, и являются темами вечными, то есть не ограниченными той или иной эпохой. Таким образом,  первые две формулировки предполагают разговор пейзажной, любовной,  философской лирике великого поэта.   Среди поэтического наследия Ф.И.Тютчева особое и почетное место  занимает его любовная лирика. Замечательные стихи о любви сохранили до наших дней свою волнующую прелесть. В любовной лирике поэт передал  глубокие переживания, все богатство человеческих чувств.   Любовная лирика великого поэта пронизана мощным драматическим,  трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами личной жизни.  Тютчев пережил смерть любимой женщины,  оставившую в душе  незаживающую рану. Шедевры любовной лирики  Тютчева родились из  подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния.    «Наивысшим достижением любовной лирики Ф.И. Тютчева является так  называемый «Денисьевский цикл», посвященный любви, пережитой поэтом на  склоне лет» к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный  лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от  чахотки в 1864 году.   Но в глазах  общества это были «беззаконные», постыдные отношения.  Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в  ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от «суда  людского». (Бухштаб Б.Я. Тютчев, Ленинград ,1970 год, стр.32)   Стихотворения  о последней любви поэта по глубине психологического  раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:      О, как на склоне наших лет      Нежней мы любим и суеверней…      Сияй,  сияй, прощальный свет     Любви последней, зари вечерней!   Огромная сила воздействия на читателя этих строк коренится в искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности  огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в  представлении  Тютчева – это тайна, высший дар судьбы. Она волнующа,  причудлива и неподконтрольна. Смутное влечение, таящееся в глубине души , неожиданно прорывается  взрывом страсти. Нежность и самопожертвование  могут неожиданно превратиться в «поединок роковой»:       Любовь, любовь – гласит преданье       Союз души с душой родной.       Их съединенье, сочетанье,       И роковое их слиянье,       И … поединок роковой… Однако подобная метаморфоза все­ таки не способна убить любовь; более  того страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит  ему полноту  и остроту мироощущения. Даже смерть любимой не может  избавить человека от этого всепоглощающего чувства, заставляя его  вновь и  вновь переживать, уже  в воспоминаниях, неповторимые минуты счастья,  окрашенного страданием. « На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство –  любовь к Е.А. Денисьевой. Именно с этой « последней любовью» связаны  многие шедевры тютчевской лирики:     О, как убийственно мы любим,     Как в буйной слепоте страстей,       Мы то, всего вернее губим,     Что сердцу нашему милей,     Давно ль, гордясь своей победой ,     Ты говорил: она моя…     Год прошел – спроси и сведай,     Что уцелело от нее? (Пигарев  К.В. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева, Москва, 1962, стр.27)    Все это нанесло отпечаток  на лирику поэта, особенно пронзительны строки:     Чему молилась ты с любовью,     Что , как  святыню, берегла,     Судьба людскому суесловью     На  поруганье предала.   Дочь Ф.И.Тютчева вспоминала в «Дневнике» : «Елена Денисьева с отцом в  Германии. Он был в состоянии, близком к помешательству… Он всеми силами души был прикован к той земной страсти, предмета которой не стало. И это  горе, все увеличиваясь, переходило в отчаяние, которое было недоступно  утешениям религии…»    Самозабвенная , страстная любовь к молодой женщине, ровеснице его  дочери, сделала Тютчева навсегда ее пленником. Только сильное, глубокое,  всепоглащающее чувство могло вылиться в такие стихи:        О, этот Юг, о, эта Ницца!        О, как их блеск меня тревожит!        Жизнь, как подстреленная птица,        Поднять хочет – и не может…   Со смертью любимой женщины ушли жизнь, мечты, желания, померкли ее  прежде яркие краски. Точное до боли сравнение, уподобляющее человека  птице с поломанными крыльями, передает  чувство потрясения  от тяжелой  утраты, опустошенности, бессилия:           Любила ты, и так, как ты, любить­          Нет , никогда не удавалось!          О Господи! И это пережить…          И сердце на клочки не разорвалось.    «Денсисьевский цикл» Тютчева стал нерукотворным памятником его  возлюбленной. Она, подобно Беатриче Данте и Лауре Петрарки, обрела  бессмертие. Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической истории  любви, но вершиной  мировой любовной лирики она стали потому, что их  питала живая жизнь. (Гинзбург Л.Я.О лирике, издат. 2 Ленинград, 1974,  стр.12) Своеобразие любовной лирики Тютчева зиждется на представление поэта об извечной основе мира как о некоем «древнем хаосе»,  наследие которого  таится в душе человека. И даже любовь, как бы она ни была сильна, не только  не может вселить в поэта чувства «душевной полноты», неразрывно  связанного с ощущением общности человека и мира в целом, но напротив,  приносит ему противоречивые  и мучительные душевные переживания.    Анализируя стихотворение «Предопределение» (1851), необходимо выявить  какую роль играет здесь устойчивое сочетание «гласит преданье?»  Оказывается , что таким образом автор отсылает нас к устойчивой традиции в изображении  любви как гармонии, союза души  с душой родной. Но дочитаем  текст до конца. Любовь у Тютчева не  только съединение, сочетанье, но и ,  прежде всего поединок роковой. Любящие души будто стоят по две стороны  барьера.   Наиболее  значимыми оказываются здесь оппозиции слияния в одно целое­  разъединения, согласия­ борьба, равенства­ неравенства. Во второй строфе  поэт использует ряд прилагательных в сравнительной степени .   Таким образом поэт демонстрирует нам изначальное неравенство любящих :  «в борьбе неравной двух сердец » нежнее, а потому и беззащитное  оказывается сердце женщины, и именно ему неизбежно суждено «изныть» и  «зачахнуть».   «Следует обратить внимание на некоторые композиционные особенности  стихотворения. Как  можно объяснить  роль двойного многоточия в строке «И … поединок роковой…»?  Очевидно, этот пунктуационный знак играет здесь выделительную роль и  одновременно служит знаком паузы, той  самой остановки в развертывании  текста , после которой мысль совершает неожиданный поврот  и  традиционные рассуждения завершаются парадоксальным выводом .  Смысловой оттенок вывода, итога имеет и слово наконец, завершающее  вторую строку стихотворения. По мысли поэта, возникновение чувства любви  не зависит от самих людей, а предопределено судьбой, но ею же пред указан и  трагический исход этого чувства.» (Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева,  Москва, 1978, стр.34)    Главное проявление душевной жизни человека, открывающее ее смысл, есть  любовь, и тут опять наш поэт сильнее и яснее других отмечает ту самую  демоническую и хаотическую основу, к которой он был чуток в явлениях  внешней природы. Этому вовсе не противоречит прозрачный одухотворенный  характер тютчевской поэзии. Напротив, чем светлее  и духовнее поэтическое  создание,  тем глубже  и полнее, значит, было прочувствовано и пережито,  то  темное, недуховное, что требует просветления и одухотворения. Жизнь души, сосредоточенная в любви, есть по основе своей злая жизнь, слушающая мир  прекрасной природы.     Что это, друг? Иль злая жизнь недаром,­      Та жизнь­ увы!­ что в нас тогда текла, Та злая жизнь с её мятежным жаром     Через порог заветный перешла?     Эта злая  и горькая жизнь любви убивает и губит:     О, как убийственно мы любим,    Как в буйной слепоте страстей     Мы то всего вернее губим ,    Что сердцу  нашему милей. И это не есть случайность, а роковая необходимость земной любви, её  предопределение. «Злая жизнь», преращающая саму любовь в роковую борьбу, должна кончиться смертью. Но в чем, же тогда смысл существования? Смысл  природы был в создании разумного существа­ человека. Но разум в природном человеке оказывается лишь формальным преимуществом, он не в силах  овладеть самою жизнью, сделать её разумною и бессмертною, на зло разуму и  на гибель человека поднимается в нем демоническое и хаотическое безумие.   К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения  проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью,  благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний:       Я встретил вас – и все былое       В отжившем сердце ожило;       Я вспомнил время золотое­       И сердцу стало так тепло…  Эти и другие стихотворения взятые вместе, образуют так называемый  «денисьевский цикл», по своей проникновенности и трагической силе в  передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющих равного не только в  русской, но и  мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной  лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное ,  пережитое самим поэтом , поднято до значения общечеловеческого.   Тютчев стал предтечей символизма, обогатив сокровищницу русской  литературы новыми изобразительными средствами: образностью, сжатостью и  выразительностью стиля, способностью запечатлеть тонкую и сложную жизнь  души в её сокровенной глубине; цельностью и полнотой поэтической  «концепцией » бытия.   Таким образом, поэт «чистого искусства» дополнил актуальные для данного  исторического периода проблемы темами вечными, общечеловеческими,  создав многообразную , насыщенную , глубокую, объективную картину мира.   Поэзия Тютчева­ это своеобразная лирическая исповедь человека,  посетившего «сей мир в минуты роковые», в эпоху «старых поколений»,  вынужденных уступить дорогу «новому , младому племени». И то же время  он сам­ детище  нового века­ несет в своей душе «страшное раздвоение». Как  ни горько ему плестись  «с измождением в кости, навстречу солнцу и  движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а страшное  влечение к настоящему. Лирику Тютчева отличает неисчерпаемое богатство русского языка, взыскательное отношение к своему стихотворному  творчеству.   В своем знаменитом стихотворении «Silentium» (Молчание) поэт признавал:         Как сердцу высказать себя?         Другому как понять тебя?         Поймет ли он, чем ты живешь?         Мысль изреченная есть ложь. Стихи Тютчева служат  лучшим доказательством могущества слова. Мысль  никогда не оборачивается в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта  строй «таинственно­ волшебных дум», они, вопреки его собственному  сомнению, все больше находят путь к сердцу другого.                          Литература: Бухштаб Б.Я.Тютчев , Ленинград, 1970 Гинзбург Л.Я. О лирике, Ленинград, 1974 Озеров Л. Поэзия Тютчева, Москва, 1975 Пигарев К.В. Ф.И.Тютчев и его время, Москва, 1978 Пигарев К.В. Ф.И.Тютчев и его поэтическое наследие, Москва, 1980 Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений , Ленинград, «Советский  писатель», 1957 Касаткина В.Н.Поэзия Ф. И.Тютчева , Москва, 1978

"Лирика Тютчева" литература 8класс

"Лирика Тютчева"  литература 8класс

"Лирика Тютчева" литература 8класс

"Лирика Тютчева"  литература 8класс

"Лирика Тютчева" литература 8класс

"Лирика Тютчева"  литература 8класс

"Лирика Тютчева" литература 8класс

"Лирика Тютчева"  литература 8класс

"Лирика Тютчева" литература 8класс

"Лирика Тютчева"  литература 8класс

"Лирика Тютчева" литература 8класс

"Лирика Тютчева"  литература 8класс

"Лирика Тютчева" литература 8класс

"Лирика Тютчева"  литература 8класс

"Лирика Тютчева" литература 8класс

"Лирика Тютчева"  литература 8класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017