исследовательская работа"Моя родословная"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 22.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время, к сожалению, все больше утрачивается связь с прошлым, с историей. Мы не знаем отчества наших прабабушек и прадедушек, не имеем представления, кем были наши предки, откуда начинался наш род, чем прославил он великую державу.…Забываем свои корни, значит, теряем себя. Мы сами, наши дети и внуки должны знать историю своей семьи и гордиться своими предками, их делами и нашим Отечеством. Пришло время увековечить память о ваших родственниках и нас самих.на краеведческую конференцию
Иконка файла материала на конкурс2 (восстановлен).docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Бобровская средняя общеобразовательная школа №3 Районная краеведческая конференция обучающихся                         « Родословие» Исследовательская работа « Моя родословная»                                                      Выполнила : Юдина Екатерина Владимировна Учащаяся МКОУ БСОШ №3 Руководитель : Пуляева С.А. Учитель истории МКОУ БСОШ №3 Бобров 2014 1Оглавление:       1        Введение                                                                                       4 1.1Постановка темы исследования                                      1.2Цель и задачи                                                                                1.3Методы исследования  2.Основная часть                                                                             5 2.1Подготовительная работа 2.2. ИЗ истории  родословной.                                                6         2.3 Использование метода составления                                      8 генеалогического древа в различных науках.         2.4 Новые факты биографий моих родственников                  9 2.5    Составление генеалогического дерева.                          11      3 Заключительная часть                                                               13 3.1Результаты исследования и выводы 3.2 Заключение 4 Приложения и ссылки                                                                14­27 4.1Список использованной литературы, ссылки 4.2 Приложения 21.Введение                                                                                              1.1 Постановка темы исследования. Аннотация В настоящее время, к сожалению, все больше утрачивается связь с прошлым, с историей. Мы не знаем отчества наших прабабушек и прадедушек, не имеем представления, кем были наши предки, откуда начинался наш род, чем прославил он великую державу.… Забываем свои корни, значит, теряем себя. Мы сами, наши дети и внуки должны знать историю своей семьи и гордиться своими  предками, их делами и нашим Отечеством. Пришло время увековечить память о ваших родственниках и нас самих.        Сегодня, когда время вносит свои коррективы в историческое прошлое, очень важно не  растерять связь времен, связь поколений. На примере большой семьи Юдиных­ Пономаревых можно проследить перипетии жизненного пути многих представителей  русского народа. По­разному складывались их судьбы, но вся их жизнь была посвящена служению городу,  своей малой родине, и стране в целом. На примере этой семьи можно проследить новейшую историю России. Исследование можно использовать на уроках краеведения. Великий историк Василий Осипович Ключевский по этому поводу заметил: «Изучая дедов,  узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны  признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться».       Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость,  необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и  постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно  передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать,  откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена.  Почему? Неужели сменились ценности или сам человек? 3Актуальность и новизна В последнее время возрос интерес к собиранию сведений о своих предках, составлению  древа жизни.  Новизна в том, что современные  информационные технологии позволяют собрать и  систематизировать данные о родственниках и наглядно представить в виде родословного  древа. Объект и предмет исследования: Восходящая линия родословной Юдиных­Пономаревых. Предмет исследования  Предметом моей исследовательской деятельности стало определение особенностей ,  степени родства и составление семейного генеалогического  дерева.  Проблематика моего исследования состоит в сохранении знаний о моей родословной.  Цель работы – выявить неизвестных  родственников, факты их биографий в истории моей семьи,  многие из которых остались только на фото и в памяти последующих поколений.  Основные задачи    : ­ проследить генеалогию семей Юдиных­Пономаревых. Выявить новых родственников;  ­обобщить полученные данные; ­ составить генеалогическое дерево Юдиных­Пономаревых. Работа была написана на основе воспоминаний моих родственников, а также большого  количества фото и документов. 2.Основная часть 2.1Подготовительная работа    Исследование осуществлялось в двух направлениях.             1 направление ­ изучение родословной своей семьи учащимися, родителями и  педагогами школы. 4Вся работа была разбита на этапы. Подготовительный этап: определение темы, цели, задач исследования.  2.  Основной этап ­ сбор информации по данной теме (история вопроса, способы составления родословного  древа, изучение генеалогических древ известных людей); ­  проведение социологического исследования среди учащихся, родителей и педагогов  школы; ­ сбор информации, составление и оформление генеалогического древа своей семьи. 3.  Заключительный этап.  Подведение итога работы. 2  направление ­  проведение  социологического  исследования  среди учащихся,  родителей, педагогов. Цель: изучить отношение учащихся, родителей и педагогов к проблеме поиска родственных корней.  Задачи: 1.   Определить методы социологического исследования. 2.   Провести количественный и качественный анализ полученных данных. 3.   На основе полученных результатов сделать вывод по проведенному исследованию. Объект исследования: учащиеся, родители и педагоги школы.  Предмет исследования: отношение учащихся, педагогов, родителей к проблеме   родословной своей семьи. 4.Результаты социологического исследования. Данные исследований показали , что как среди учителей ,так и учащихся мало кто  занимается изучением своей родословной. 2.2.История родословной.    Родословие – это русский синоним греческого слова «генеалогия», которое обозначает  «учение о роде» и представляет собой запись представителей того или иного рода по  поколениям. Л.М. Савелов, крупнейший генеалог дореволюционной России, считал, что  5«Генеалогия есть 1) построенное на достоверных документах и других источниках  доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц; 2) история того или  другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и  семейной»[1].     Составлением родословных люди занимаются на протяжении многих столетий. Впервые  о происхождении и родстве многочисленных народов, населяющих Землю, мы узнаем из  Библии. Перед первыми генеалогами стояла лишь одна задача ­ перечислить всех отцов от  предка до того лица, для которого выводилось родословие. Расцвет генеалогии во многих  странах Европы совпадает с развитием феодализма, когда в обществе появляется  собственность и обсуждаются права ее наследования.   На Руси слово «генеалогия» в  составе греческих рукописей стало известно в XI веке при  Ярославе Мудром и было  переведено как «родословие», т.е. учение о происхождении.     Первые сведения о происхождении племен и народов, правящих династий, отдельных  семей появились уже в «Повести временных лет».  В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого  государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего  класса. В 40­е годы XVI века появляются первые Родословные книги, составленные в  Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу. При Петре I была создана  Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917  года. Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, и составлялись  генеалогические документы. Таким образом, в обществе начинают составлять родословные в ответ на ту или иную  историческую потребность, в частности, несколько веков назад родословные стали  составлять с целью разделения людей на имущих и неимущих. Сегодня главным мотивом  является не только обывательский интерес к прошлому своих предков, но и сохранение  национальной самобытности.    В Европе родственные связи семьи чаще всего изображались графически, в виде  родословного древа. В корнях родословного древа помещался родоначальник семьи, а на  ветвях в определенной последовательности ­ его потомки, часто с женами или мужьями. 6В России генеалогические древа не привились. Лишь в XVII веке, когда семьи  разрослись, в родословных росписях иногда рисовались маленькие графические схемы,  чтобы было проще разобраться в степени родства между отдельными лицами. В России  родословные росписи были официальным документом, необходимым для обоснования прав на должность.      В 18 веке генеалогия находит применение в научных исторических трудах. В 19 веке  появляется большое количество работ, посвященных истории различных дворянских семей, издаются исторические документы, родословные справочники. В 1898 году в Санкт­ Петербурге организуется русское генеалогическое общество, в 1904 году ­ историко­ родословное общество в Москве. Они имели свои печатные органы. Занятия генеалогией  объединяли профессиональных историков и любителей, собирающих материалы по истории своей семьи.      В 1980 году генеалогия вновь возрождается как знание истории своей семьи, знание  своих предков. Создаются общественные организации, куда входят потомки русских  дворян и купцов: их объединяет во многом интерес к генеалогии. Среди других  гуманитарных наук генеалогия оказалась наиболее близкой к компьютерной технике,  поэтому сейчас создаются банки генеалогических данных. В Москве вновь появилось  историко­родословное общество, а в Санкт­Петербурге при Российской национальной  библиотеке создан Институт генеалогических исследований. С 1993 года в Екатеринбурге  стал выходить научный журнал «Историческая генеалогия».    Как и в прошлом, занятия историей своей семьи приводят к тому, что люди начинают  больше интересоваться историей страны: ведь именно в генеалогическом поиске  общественное сознание смыкается с профессиональным исследованием историка. 2.3 Использование метода составления генеалогического древа в различных науках.  Нисходящее древо    Такое древо популярно у аристократических слоев. Это древо можно назвать фамильным.  Во главу древа ставится предок, от которого произошел тот или иной  род (фамилия) ­  например, Рюрик, и изучаются его потомки. Стоит отметить, что потомство от браков по  женской линии рода (рожденные в браках дочерей членов рода и их потомки) в таком древе не указывается, так как после замужества девушка берет фамилию мужа, и, следовательно,  7ее дети перестают относиться к данной фамилии. Иногда в древе выделаются разными  цветами те или иные ветви рода, то есть ряд членов рода, произошедших от того или иного  члена рода.  Восходящее древо     В восходящем древе за основу также берется человек (например, автор исследования), но изучаются, наоборот, его предки по мужской и женской  линии. Сначала отец и мать, потом 2 дедушки и 2 бабушки, 4 прадедушки и 4 прабабушки и т.д.           2.4 Новые факты биографий моих родственников  Свое повествование хочу начать с себя. Зовут меня Екатерина Владимировна Юдина.  Родилась я в селе Анновка  Бобровского района в семье предпринимателей в 2000 году.   Мои  родители Юдина Оксана Владимировна (1975 г.р.)  и Владимир Александрович (1972  г.р.)(см. приложение­1). Моя мама родилась  в селе Анновка Бобровского района, в семье  фельдшера и простого труженика колхоза. Всю свою сознательную жизнь она провела на  родной земле. После учебы в Острогожском медучилище (1992­1995 гг.) работать  вернулась в Анновский медпункт. Там с 1995 по 2009 год оказывала помощь заболевшим  односельчанам. Потом стала индивидуальным предпринимателем. Мама пошла по стопам  своей мамы, Пономаревой Зинаиды Васильевны, которая также, окончив Борисоглебское  медучилище, фельдшерское отделение ( 1965­1969гг. ) , вернулась  в родное село Анновку , стала работать заведующей медпункта по 1995 год. За добросовестный труд  по решению  Совета народных депутатов Бобровского муниципального района (ноябрь 2012 г.) вошла в  золотой фонд женщин Бобровского муниципального района в номинации « Лучший по  профессии» ( см. приложение ­9).  Благодаря рассказам моей бабушки я много узнала о своих родственниках, сестрах  Зинаиды Васильевны, живущих как в России, так и за рубежом. Узнала, что есть у меня  родня и в  воюющей Украине. Шоференко ( в девичестве Севостьянова ) Евгения  Васильевна (1927­1983), Билюк Александра Васильевна (1929­2002) ( в девичестве  8Севостьянова ) вышли замуж и уехали в Украину: одна в город Житомир, а другая в  Луганск. Мне бы они доводились двоюродными бабушками. Сегодня дети Евгении  Васильевны ­ дочь Галина Николаевна (1955г.р.) осталась в городе Житомир ( Украина), а  сын­Юрий Николаевич(1956 г.р.)­ в самом Киеве , работает кузнецом. Дети Александры  Васильевны проживают в городе Луганске – сын Билюк Владимир Николаевич (1961 г.р.)  шахтер, а дочь ­ Третьякова Валентина Николаевна(1965 г.р.) работает швеёй. Особое внимание хочу уделить  моему деду­Пономареву Владимиру Ивановичу (1946­2011  г.р. ) , мужу моей бабушки. Дед прошел путь от простого колхозника (работал  механизатором, инженером ) до председателя  колхоза. Родился он в крестьянской семье.  Его отец, мой прадедушка, Пономарев Иван Федорович( 1920­ 1982) был агрономом и с  детства привил любовь к земле своим детям Вере ( 1956 г.р. ) , Владимиру и Вячеславу  (1948г.р. ), то есть моим двоюродным бабушке и дедушкам. Мама деда­Пономарева  Екатерина Степановна – прабабушка (1923­1995гг.)  всегда поддерживала мужа и также  работала на земле. А ее отец, то есть мой прапрадедушка Селиванов Степан Николаевич  (1901­1965г.) являлся участником даже Гражданской войны. Рука об руку с ним прошла  дорогой жизни его жена Селиванова Анна Степановна (1903­1977г.). Смотря на  фотографии , можно представить себе участниками каких исторических событий стали мои предки! Судьбе было так угодно, что  дочь Вера окончила высшее учебное заведение Новосибирске, стала инженером­программистом ,  вышла замуж за военного врача ,уехала  вместе с ним во Владивосток работать в штаб  Тихоокеанского морского флота. Там у неё родилась дочь  Дина в 1988 году ( Гриб Дина Анатольевна ) , которая сегодня работает в Японии  переводчиком, преподает в ВУЗе. Вячеслав  Иванович стал комбайнером  и работает в  Анновке, награждался неоднократно за труд почетными грамотами и медалями . Имеет  орден. Владимир Иванович окончил Калачеевский техникум механизации сельского хозяйства.  В1976 году был принят в ряды Коммунистической партии. О нем даже была статья в  районной газете « Звезда» от 13 апреля 1976 года под названием « Коммунист» ( см.  приложение ­ 7). А в той же газете от 27 ноября 2003 года сам дед пишет о своей работе,  проблемах. Статья называлась « Как бы тяжело нам не было, но народ мы не бросаем».  9Являясь руководителем СХА имени Крупской, главным для него всегда оставались люди,  их проблемы. Дед неоднократно награждался почетными грамотами и благодарностями  (см. приложение 4­6), судьба подарила ему подарок , он встречался с космонавтом  Г.Титовым и  депутатом тогда Д. Рогозиным. Мне стал интересен факт, что его хозяйство  моего деда было единственным,  которое  платило стипендии отличникам и хорошистам сельской школы. С 1­ по 9 класс кормили в  школьной столовой бесплатно обедом из трех блюд. Дед вспоминал. что старожилы села  рассказывали ему о том селе Анновка , которое  снабжало вишней весь Бобровский район , что был когда­то огромный яблоневый сад ,  запах от цветущих веток доходил и до города. Дед всегда болел душой за судьбу села. К  сожалению в 2011 году его не стало , но оставшиеся жители долго будут помнить его за  доброту , отзывчивость , понимание и труд . У прадедушки, оказывается, была сестра Пономарева Зоя Федоровна (1925­2005г.),  которая преподавала в университете  имени А.И.Герцена,  являлась кандидатом   педагогических наук (см. приложение­ 11). Зоя Федоровна преподавала на кафедре  педагогики и психологии. У нее есть опубликованные работы (см. приложение  12,13).  Были в родословной и участники войны. Так мой прапрадед Севостьянов Василий  Павлович (1905­1981г.р. ) по материнской линии , по отцовской линии Юдин Захар  Степанович (1910­1963г.р. ) ( см. приложение ­ 3) дошли до Берлина , имели медали «За  отвагу», за взятие Берлина. 3.5Составление генеалогического древа( см. приложение) 103.Заключительная часть 3.1 Результаты исследования и выводы 11Итак, собранный мной материал:  Во­первых, помог мне разобраться с теоретическими основами генеалогии, раскрыть  значение основных понятий и терминов.  Во­вторых, я сумела составить древо родства своей семьи со стороны матери, обогатила свой словарный запас терминами родства ,узнала факты биографий новых  родственников.  Тихими осенними и зимними вечерами, когда никуда не нужно спешить, а за столом   собралась вся семья, нет ничего лучше, чем вспомнить с благодарностью о своих   истоках ­ о своем роде, о своих предках, наделивших тебя чертами, талантами и даже обликом. Так  почему бы, рассматривая семейные фотографии и слушая истории из жизни родственников, не объединить всё это в  самое настоящее генеалогическое  дерево?     При нынешнем темпе жизни теряются многие родственные связи, и мало кто помнит, как  звали прабабушку, чем она занималась, где она жила, не говоря уже о других дальних  родственниках. Начатое родителями семейное генеалогическое древо продолжат дети,  которые наглядно получат представления о том, что такое настоящая семья. «Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда и  воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни".                                                                                    Василий Песков Приложения: Приложение ­1 12Родители, я и мой родной брат Александр Владимирович (1984 г.р.) Приложение ­2 13сверху: дедушка и бабушка Юдины Александр Захарович и Галина Сергеевна; Внизу: Пономаревы Владимир Иванович и Зинаида Васильевна,  Пономарёвы Екатерина Степановна и Иван Фёдорович ( отец и мать деда)со свекровью  Марией Николаевной (1897­19851) 14Зинаида Васильевна  Её родители: Севостьяновы Василий Павлович и Анна Ивановна Приложение ­3 15Юдин Захар Степанович(1910­1963)­участник Великой Отечественной войны (1941­1945) Прадедушка  16Приложение­4 Дедушка Пономарев Владимир Иванович  на встрече с Д. Рогозиным и космонавтом  Титовым; ­ со своим братом Вячеславом Ивановичем 17Приложение­5 Приложение­6 18Придожение­7 192021Приложение ­8  мммП  Сверху:прапрабабушка Селиванова Анна Степановна(1903­1977),родители деда Владимира Ивановича с  детьми и прапрабабушкой. Внизу­ бабушка Зинаида Васильевна и семья Пономаревых. Приложение ­ 10 22Приложение­11 23Пономарева Зоя Федоровна (1925­2005)­4 степень родства Приложение­12 24Приложение ­13 2526