Исследовательский проект "Чтобы помнили"
Оценка 4.6

Исследовательский проект "Чтобы помнили"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
pdf
история
3 кл—11 кл +1
02.06.2023
Исследовательский проект "Чтобы помнили"
Исследуется судьба выпускника школы №1 им. А.С.Пушкина 1941 года, отличника, золотого медалиста, погибшего в бою в 1942 году
проект ЧТОБЫ ПОМНИЛИ.pdf

 

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Пушкина»

 

 

Наименование секции: историко-краеведческая

 

 

 

 

Исследовательская работа: Чтобы помнили…

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Козлов Данил,7Б класс

Руководитель работы:

Хайруллина Диляра Аглямовна учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

В.Салда

2022 г

Содержание

Введение …. …...…………………………………………………………. .3

I.                   Память 

1.1.          Они сражались за Родину, они сражались за нас..…………..... 5

1.2.          О семье Широниных......................................................................7

1.3.          Годы учебы. Дневники матери………………………………....11

II.                Воинский путь солдата……..……………………………………18

2.1.          Письмо однополчанина………………………………………….18

2.2.          Как найти историю подвига (Интервью с Л.А.Карасевой)…....20

2.3.          Как найти историю подвига (Интервью с В.Е.Декун)………....22

2.4.          Воинский путь солдата…………………………………………...24

Заключение…………………………………………………….………….....25  Список литературы………………………………………………..….……..28

Приложение………………………………………………………………….29

Введение

          Моя работа познакомит вас с очень интересным и важным материалом из истории школы им. А.С.Пушкина: событиями, связанными с военным временем, судьбой ученика пушкинской школы, имеющим непосредственное отношение к героическим 40-м.  Я горд тем, что учусь в школе с уникальной историей - в годы войны в старом здании нашей школы располагался госпиталь1845.  В новом здании есть прекрасный школьный музей. Пожелтевшие странички писем, папки с документами учеников-участников войны, бережно хранившиеся когда-то у родственников погибших и переданные в музей, экскурсионные материалы по школе-госпиталю, фотографии учителей-ветеранов Великой Отечественной войны – все это связывает нас с историей школы военного времени. 

По совету руководителя музея Ольги Викторовны Балычевой я решил заняться исследованием судьбы одного из учеников школы №1, погибшего в самом начале 40-х.  Мой интерес к грозным военным годам можно объяснить тем, что в нашей семье есть участники Великой Отечественной войны: Упоров Валентин Николаевич и Булавин Герман Федорович.

                                   Память о прошлом... Это связующая нить между прошлым и

будущим. Память о событиях войны неподвластна времени, бережно хранимая

и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века.

Проблема, поднятая в исследовании: сохранение памяти, защита исторической правды, значения подвига народа при защите Отечества.  Актуальность темы в том, что необходимо использовать экспозиционный материал как одну из форм работы по воспитанию патриотизма учащихся пушкинской школы. Знание военных событий, героев, отдавших свои жизни во имя Родины - вопрос сохранения памяти, которая учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру молодому поколению. 

Я поставил для себя цель: увековечение памяти выпускника Пушкинской школы – героя Великой Отечественной войны, укрепление связи между поколениями.

Задачи:

-                     узнать о судьбе героя

-                     изучить архивы музея школы по данной теме

-                     оформить транспарант с портретом выпускника –участника войны

-                     составить сводную работу для экскурсии 

-                     познакомить с историей жизни и подвига выпускника школы учащихся школы, общественность Методы исследования:

-                     метод социального исследования (интервьюирование)

-                     метод анализа источников 

-                     работа с Интернет – ресурсами

Объект исследования: мужество и героизм, проявленные советским воином в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: судьба выпускника школы №1 Августа Широнина Практическая значимость исследования:

Как мы выяснили в процессе исследования, в рамках школьного курса истории Великой Отечественной войне отводится совсем немного времени, и учащиеся имеют отрывочные представления о героях войны. Поэтому данная работа имеет большую значимость и предполагает осуществление патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников в совместные мероприятия по патриотическому и духовнонравственному воспитанию, поиск новой информации.

Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, экскурсий, тематических классных часов и Уроков Мужества. При работе над исследованием использовались архивные документы музея школы №1.

 

I.        Память  1.1. Они сражались за Родину, они сражались за нас

         По данным из архивных документов музея школы №1, в списке учащихся-участников Великой Отечественной войны значится 31 фамилия. Выпускница школы 1979 года Лариса Карасева занималась поиском материалов о выпускниках, погибших на войне. В газете «Салдинский рабочий» от 22 февраля в рубрике «Никто не забыт, ничто не забыто» была опубликована статья юнкора школы №1 Ларисы Карасевой, и вот какие строчки подтверждают фактические данные: «В коридоре каждый день глаза мои обращаются к списку учащихся школы - участников Великой Отечественной войны. 31 фамилия. 16 из них в траурных рамках. Часто я задавала себе вопросы «Кто они? Как учились? Где воевали?» Решила начать поиск. Теперь знаю о троих из 16 погибших. Поиск продолжаю…» В последующих выпусках газеты продолжалась публикация результатов поисковой деятельности девушки. Рассказ ее о герое моей работы, Августе Широнине, называется «Он так хотел подняться в небо»:

 «Антонина Николаевна шла домой, опять бесполезно простояв в очереди за хлебом. Она спешила. Никто ее там не ждал. Муж, Николай Александрович, приходил домой всего на несколько часов и снова уходил на работу. А их единственный сын Август вот уже два года воевал с фашистами.   Август был гордостью матери. Радовалась, когда 17 июня 1941 года ему вручили аттестат с отличием. Поощряла его, когда он, учась в школе, поступил в двухгодичный заочный институт, который закончил наряду с десятилеткой. Да и теперь он не посрамил чести. Сначала из авиационного училища, а затем и оттуда, где он служил, пришло письмо. Командиры писали добрые слова о сыне, что служит отлично и всегда охотно помогает своим товарищам.  Сам Август писал не очень часто. Первое письмо немного огорчило мать. Сын сообщал, что его с группой товарищей переводят на важный участок. Потребовались механики-водители в танковые войска. Так надо. Но мать-то знала, что для него значит этот перевод. Август не мыслил себя без авиации. Еще учась в старших классах школы, он изучил основной курс авиации. И как она радовалась, когда Август сообщал, что при поступлении в училище, преподаватели, медицинская комиссия дали отличную оценку будущему курсанту. И даже позже поручили читать лекции. Но военное время требовало, чтобы стал Август водителем-механиком танка. И он им стал.

 Антонина Николаевна подошла к дому, поднялась на крыльцо. И первым делом – к почтовому ящику. Но он был пуст. Через некоторое время подошел муж, Николай Александрович. За немудреным обедом поделился новостями с фронта, поговорили о сыне. И он снова отправился к себе в редакцию. Он был редактором городской газеты.

 Почему-то очень запомнился Антонине Николаевне этот ничем не примечательный обычный день. Она вспомнила его до мельчайших подробностей: утро в очереди за хлебом, обед с фронтовыми новостями, разговором о сыне, ожиданием весточки от него… Вспомнила, когда уже после окончания войны, в сорок пятом, случайно наткнулась на два страшных письма, не читанных ею. В одном на сером бланке холодные жесткие слова: «проявив геройство и мужество, погиб у деревни Каменка». А второе письмо от товарища Буркова. Он писал о последнем бое Августа.

… «Утром 17 июня, сообщал он, - подразделение вышло в атаку на Воронежском направлении у реки Дон, в четырех километрах от деревни Каменка. Танк вашего сына натолкнулся на немецкую засаду. Выстрелом в упор из пушки пробило броню. Августа ранило осколком. Он уже не поднялся. Сгорел вместе с машиной»[1].

 Потому, наверное, и запомнился тот день, что вещее материнское сердце почуяло беду. Непоправимую, горькую. Ведь Август у Широниных был единственным сыном. Поэтому и Николай Александрович не показал жене эти последние письма. Чтобы не убить последнюю надежду матери на то, что сын вернется…»[2]

1.2.  О семье Широниных

                         «…Приехали    супруги    Широнины    в    Верхнюю    Салду     из

Верхотурского уезда по направлению: Николай Александрович – директором школы №14 (ныне №1 им. А.С Пушкина), а Антонина Николаевна – преподавателем русского языка и литературы. (См. приложение 1) Затем она одновременно стала завучем.

Николаю Александровичу недолго пришлось работать в школе: его выдвинули на должность заведующего отделом пропаганды и агитации райкома партии. С 1 июня 1946 года он совмещал основную работу с редактированием городской газеты. 

И только в 1950 году, когда газета выпускалась на четырех полосах, увеличился штат, появились отделы партийной жизни, промышленный, отдел писем и, кроме их заведующих, пришли два литсотрудника, два корректора, машинистка, Николая Александровича утвердили редактором районной газеты.

Пришли в газету люди из разных коллективов, и лишь у одной было журналистское образование. Именно в этот момент и пригодился талант организатора Николая Александровича. Это он сплотил коллектив, перед каждым поставил конкретные задачи. 

С кем из бывших коллег Николая Александровича ни доводилось мне разговаривать о Широнине, в ответ только хорошее.  

Л.А.Новосадова, работавшая ответственным секретарем в газете, помнит его как доброго, отзывчивого, ответственного руководителя. Пунктуален до мелочей и, как каждый умный человек, немножко рассеянный. И всегда в его глазах замечала грусть и тоску. Знала, что поселились они там после потери единственного любимого сына Августа.

С.П.Васильев, бывший заведующий промышленным отделом:

-                     В моей памяти он остался добрым, отзывчивым, корректным, грамотным, эрудированным во всех вопросах. Он был прекрасным преподавателем, лектором. А с каким тактом он правил наши рукописи, по существу учил нас родному русскому… И делал это по-человечески, благородно. 

 К.В.Горшкова, учитель русского языка и литературы, бывший завуч школы №1 и ученица А.Н.Широниной. 

-                     Таких людей, как супруги Широнины, называют бессребренниками. Они приехали в В.Салду со старинной мебелью из красного дерева, поселились в школе. А когда купили свой дом, посчитали, что нетактично забирать и книжный шкаф, и стол, и другое, и свой дом обживали с нуля. (См. приложение 2) И было в нем все скромно и без излишеств. Но в этом доме витал, как бы выразиться точнее, русский далевский дух…

До 1941 года они жили дружной семьей. Отец, мама и их лучик и отрада, их единственный сын. Может, потому, что Антонина Николаевна осталась в три года без матери и воспитывал ее один отец, она всю свою ласку отдавала сыну. Но делалось это со стороны матери и отца не открыто. А он откликался на заботу, закончил школу и получил золотой аттестат, которые вручались очень немногим ученикам.

Антонина Николаевна в своих чувствах была очень сдержанным человеком, но когда ей сообщили, что Август будет получать свой танк на Уралвагонзаводе в Н.Тагиле, она поехала туда, зная, что там ее единственный сын. 

Это была их последняя встреча. Когда Антонина Николаевна узнала, что его отправляют на фронт из Челябинского гарнизона, сумела проводить только уходящий состав. Никакие слезы матери не смогли остановить состав, уходящий на фронт. Она кричала имя своего сына, а в ответ… стук колес. От выплаканных слез и горя Антонина Николаевна ослепла.

В 1942 году Август сгорел в танке .

О смерти Августа сообщил его друг, земляк. Их танк стал могилой молодого экипажа…

Мама получила законные орден Ленина и звание Заслуженного учителя РСФСР и его отец получил признание жителей этого города, ничего и никогда не смогло убить горечь и тоску в глазах родителей. И если мы пишем это, мы их помним!..»[3]

Так в газете «Салдинский рабочий» пишет в статье «О Широниных все… или ничего» Любовь Степановна Фоминская, корреспондент газеты

«Салдинский рабочий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Воспоминания коллеги 

Маргарита Георгиевна Злыгостева, учитель начальной школы, педагогветеран (См. приложение 3), работала в редакции газеты «Салдинский рабочий», которую возглавлял Николай Александрович Широнин.  Встретиться с коллегой Николая Александровича, мне, к сожалению, не удалось, Маргарита Георгиевна не решилась принять нас в условиях пандемии. Но любезно согласилась написать свои воспоминания о своем руководителе и передать их в музей.  Вот как рассказывает о той поре и характеризует коллегу по цеху Маргарита Георгиевна: «Я работала в газете «Салдинский рабочий» с 1951 по 1954 год. Есть такая запись в моей трудовой книжке. Работать было сложно: нас было в штате не так много. И потому очень сильно ощущалось, как бережно к своим сотрудникам относился Николай Александрович Широнин, в большинстве случаев взваливая на свои плечи ответственный фронт работы, было отрадно слушать его ободряющие слова поддержки, замечания по работе делались тактично и всегда по существу. Интеллигентный, умный, деликатный человек умело руководил дружной командой. Годы работы в редакции вспоминаются с большой теплотой именно в связи с личностью нашего наставника.  Многому мы научились у нашего руководителя и в организационном плане и в плане чистоты русского языка. Николай Александрович навсегда останется в памяти образцом человечности и порядочности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Годы учебы. Дневник матери

«Верхнесалдинская средняя школа №1 Широнин Август с 1-10 класс обучался в данной школе  с 1932-1941гг.» Август до поступления в школу

Август до поступления в 1-й класс начальной школы умел читать, писать, считать. Лето. Вижу: он скучает. Нужно во что бы то ни стало развеять его скуку. Я взяла задачник и сказала ему, что эта книга называется задачником потому, что она состоит из задач. А задача – это небольшой печатный текст, который заканчивается вопросом. Я спросила его, знает ли он эту книгу, которая называется задачником. Он сказал, что первый раз видит такую книгу и впервые слышит такое название. Услышав от него такой ответ, я продолжила свое сообщение о задачнике, чтобы он ответил на вопрос задачи, нужно решить задачу – сделать несколько действий, решений и последним решением ответить на вопрос задачи. В конце задачника, рядом с номером этой задачи стоит ответ на эту задачу. И, закончив сообщение, сказала: «Прочитай внимательно задачу и решай!» он взял задачник, прочитал содержание задачи и решил. Ответ его задачи совпал с ответом задачника. Он пришел в восторг.

И с этого времени ежедневно решал задачи. И все задачи, ответы их, совпадали с ответом задачника. Это его очень обрадовало, и он заявил: «Этот учебник, задачник, очень интересный. Я буду каждый день решать задачи.»  С этого времени у него возникла горячая любовь к математике. Эта любовь в нем разгоралась все больше и больше с каждым годом, с поступления в 1 класс до окончания 10 класса.

В результате, когда он перешел в 7 класс, в летний период, Август изучил Высшую математику. Это была его громадная победа!

Лето закончилось.

 

 

Август. Его успеваемость с 1-4 класс.

«Скорей бы прозвенел последний звонок!»

Август зачислен в 1 класс. Я дала ему все учебники за 1 класс. Он с интересом рассматривает их. Я сказала, что нужно знакомиться с их содержанием, сообщила, что ему будут давать по одному учебнику, т.к. они рассеивают его внимание. Дала ему «Букварь» и сказала, чтобы он прочитал его. Через неделю он возвратил его, сказав, что весь прочитал. Я дала ему книгу для чтения после букваря. Он прочитал ее за три недели  сказал, что это очень интересная книга, рассказал, что ему показалось интересным. Затем я дала «Грамматику» и сообщила, что этот учебник заставляет ученика думать, мыслить, соображать. Текст учебника «Грамматика русского языка» состоит из правил и упражнений. Правило печатается крупным шрифтом, упражнения нормальным шрифтом. Правило печатается вверху, а упражнение внизу под правилом. Тот, кто понимает правило, пишет грамотно. Правило нужно запомнить на всю жизнь. Август к учебнику русского языка проявлял интерес, испытывал удовлетворение при выполнении упражнений. По грамматике он проработал самостоятельно неделю. И я взяла у него этот учебник. Выдала последний учебник – задачник. Это его любимый предмет. И так он основательно познакомился со всеми учебниками 1 класса перед началом учебы, поэтому он и учился отлично. 

Учебный год закончился. Август перешел во 2 класс. В дальнейшем при переводе его в 3 и в 4 классы в летний период времени он заявлял мне, что будет самостоятельно и основательно знакомиться с учебниками каждого предстоящего года при переходе из класса в класс. И он это знакомство с учебниками выполнял. 

Итак, Август закончил 4 класс. Начались экзамены. По русскому языку – письменно и устно получил «5». По математике – письменно и устно – «5». Придя домой, Август сообщил, что эти 4 года ему ничего не дали. Уроки были скучные, нудные, утомительные, неинтересные. Я ходил в школу с тяжелым настроением. Звонок на 1 урок… Садясь за парту, сразу мечтал о последнем звонке, который возвещал о конце всех занятий в школе. И я стремглав вылетал из класса и мчался домой. Наскоро пообедав, садился за свое любимое занятие – решение задач. Меня радовало, что решение каждой задачи совпадало с ответом задачника. Мне становилось весело, я прыгал, скакал и опять садился решать.

Август с отличными оценками перешел в 5 класс.

5 класс

Август. Его успеваемость по 5 классу.

«Интересно учиться»

Август закончил начальную школу, перешел в 5 класс. Летние каникулы. Я купила все учебники за 5 класс: русский язык, литература, география, история, естествознание, математика. Он с первого дня покупки учебников начал основательно знакомиться с каждым учебником. В течение двух месяцев он познакомился с каждым учебником. В его распоряжении осталось полмесяца, и он опять сел за решение задач.

Каникулы закончились. Начался учебный год. Август знал, какие будут уроки. Он проявлял большой интерес к учебе. Знакомство с учебниками у него вызвало большой интерес к их содержанию.

Литературы много: по литературе классики XVIII-XIX вв.; по географии - пятнадцать томов; по истории – тридцать томов; по естествознанию – тридцать пять томов. Август в восторге от такого объема литературы.

Дала ему большой материал о наших великих естествоведах:

И.М.Сеченове, И.И.Мечникове, К.А.Тимирязеве, Д.И.Менделееве, Ч.Р.Дарвине, А.Э.Бреме – о развитии животного мира и предложила познакомиться с их трудами и достижениями. Память у Августа отличная, содержание материала учебников ему понятно, и он запомнил материал дословно.

Математика – любимый предмет, он не оставляет занятия – ежедневно решает большое количество задач.

Так интересно для Августа прошел этот год. Учебный год закончился. С отличными оценками он перешел в 6 класс, получив Похвальную грамоту. 

Август. Его успеваемость по 6 классу. «Очень интересно учиться»

Учебники куплены. Он знакомится с каждым учебником, с его содержанием. Это знакомство у него заняло полтора месяца. Учебные предметы те же, что и в 5 классе: русский язык, литература, география, история, естествознание, математика – новые предметы – алгебра и геометрия. Материал по данным предметам расширяется и углубляется. Август в восторге от нового вида математики - алгебры и геометрии. Решает бесконечное количество задач по алгебре и геометрии. Много читает по географии, истории, естествознанию. Продолжает читать о трудах и достижениях наших великих естествоиспытателей.

Учебный год прошел незаметно и интересно. Август перешел с похвальной грамотой в 7 класс. Начались летние каникулы. 

7 класс

Август изучает и изучил в 100 дней Высшую математику  «Победа! Восторг!»

Август, перейдя из 6 класса в 7-й, на четырнадцатом году в течение ста дней усиленной беспрерывной умственной работы одержал большую победу – изучил высшую математику. Математик университета дал отличную оценку его умению в решении задач.

Закончились каникулы. У Августа настроение восторженное. С этого времени он решал все задачи по алгебре на основе высшей математики –  7-89-10 класса. Предметы по расписанию идут те же, что и в 5-6-7 классах, новыми предметами являются физика и химия.

Август очень радуется каждому новому предмету. Я даю ему для чтения материал о выдающихся математиках и физиках Маркове , Островском.  Он с огромным интересом читает. По химии занимается с трудами Менделеева, Арбузова. Материал учебника не удовлетворял. Он стремился знать больше.

Память у него была отличная – один раз прочитает содержание материала по учебнику – дословно передаст, поэтому он и стремился пополнять знания из других источников.

Теперь он стремится знать как можно больше и по физике, и по химии. 

Математика – его любимейший предмет. Не оставляет привычки ежедневно решать задачи, бесчисленное количество, и остановиться не может.

Любовь к учебе у него исключительная. Он неоднократно говорил: «Я так хочу учиться, учиться и учиться, работать и учиться». Так интересно и незаметно прошел год, он перешел в 8 класс.

Начались летние каникулы. Участились полеты летчиков. Это заинтересовало летчика. Он купил программу по Теории авиации и соответствующие учебники. И в летний период начал изучать программу.

Продолжал изучать ее и в учебное время. Закончились летние каникулы.

8 класс

Август. Его успеваемость по 8 классу.

Изучил Теорию авиации

Начался учебный год. Август перешел в 8 класс. По расписанию остаются те же предметы, что и за 5-6-7 классы: русский язык, литература, география, история, естествознание, алгебра, геометрия. Новый предмет – физика. Августа не удовлетворяет материал учебников. Память у него отличная – прочитает один раз и все помнит. Он поэтому все стремился изучить больше учебников. Я стремилась удовлетворить его стремление к знаниям. В связи с введением нового предмета – физика я дала ему материал о наших выдающихся математиках, физиках Маркове, Островском. Он с громаднейшим интересом читает об их трудах и достижениях. Чем больше Август пополняет свои знания, тем он лучше чувствует себя.

Свой любимый предмет математику он продолжает изучать, не оставляет, после изучения Высшей математики в 7-8-9-10 классах решает задачи на основе Высшей математики. Учебный год идет к концу, одновременно он заканчивает изучение и Теории авиации.

Закончился учебный год, Август перешел в 9 класс с отличными оценками, закончил изучение Теории авиации.

9 класс

Август в 9 классе. 

Изучил заочно материал 1 курса института

Август перешел в 9 класс. Начались летние каникулы. Еще до летних каникул он съездил в Свердловск, оформился заочно в энергетический институт, купил программу, все учебники и решил в период 9 класса изучить 1 курс энергетического института. Он пришел к мысли - большую часть учебного времени уделять изучению материала по институту, а потому ему необходимо весь школьный учебный материал изучить основательно в летний период времени. И он с первых дней каникул взялся за изучение, и все лето с раннего утра до позднего вечера прорабатывал школьный материал и закончил его изучение за неделю до окончания каникул. Теперь он вздохнул легко. У него будет время для системного изучения материала по институту.

Август не бросил школу. Он ежедневно ходил на занятия, с интересом слушал объяснения учителя, слушал ответы учащихся, очень слабые, улыбался. Преподаватель заявил, что Август «смеется над вашими ответами», а Август заявил: «Я не смеюсь, а улыбаюсь.» Все письменные классные работы Август выполнял. За свои знания по всем предметам получал отличные оценки.

Как только кончились занятия, он бежит домой, один час отдыхал, о потом наконец садился изучать материал по институту.  С 16.00 до 23.00 вечера. Регулярно получал задания и регулярно отвечал на эти задания. И так в течение всего года он за все задания получал положительные оценки. 

Учебный год закончился. Август перешел в 10 класс. Он закончил успешно и 1 курс института и перешел на 2 курс. 

10 класс

После окончания 10 класса он был взят в армию и отправлен в г. Курган, где солдатам объявили, что их будут готовить на летчиков, а потому им будут читать курс Теории авиации. Август объявил, что он изучил этот курс. Его проверили, признали его знания отличными и зачислили в лектора. И так

Август стал лектором по Теории авиации.[4] (См. приложение 4)

 

При расшифровке дневниковых записей Антонины Николаевны Широниной помогал мой руководитель: почерк в последних записях очень неразборчив и многие слова даны в сокращении. С большим трудом, сличая первые странички дневниковых записей с заключительными строчками, мы восстановили документ.

О том, как учился Август Широнин в школе и что, обучаясь в 8-9-10 классах заканчивает изучение и Теории авиации и институт, мы узнаем из его характеристики. (См. приложение 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   II.      Воинский путь солдата

2.1. Письмо однополчанина

Август Широнин был гордостью школы и родителей, Антонины Николаевны и Николая Александровича. Свидетельство об отличном окончании 8 класса в 1938 году. Аттестат об отличном окончании школы в 1941 году (См. приложение 6), благодарственное письмо родителям из Курганского авиационного училища. - всё говорило о том, что жизнь удалась. Но война всё изменила. Августа переводят в танковую часть.

 Последняя встреча с мамой состоялась в Нижнем Тагиле, куда Август должен был приехать, чтобы получить свой танк. Его отправляют на фронт из

Челябинского гарнизона. (См. приложение 7)

В доме Широниных свято хранились две горькие весточки о сыне. Одна официальная, написанная на государственном бланке, заканчивается словами: «…проявив геройство и мужество, был убит 17 июня 1943 года в деревне Каменка». Во втором письме член экипажа, друг и земляк, товарищ Бурков подробно рассказывал родителям о гибели сына:

«Добрый день, товарищ Широнин.

Ваше письмо я получил и очень рад, что с вами имею переписку. Еще раз сообщаю, что с Вашим сыном служил в одном экипаже, и из всего экипажа погиб Ваш сын. Я был ранен в обе ноги и правую руку; механик – в левую ногу, и командир – в правую руку.

Случилось это так: наутро наше подразделение пошло в атаку на Воронежском фронте у реки Дон, километрах в 4 от деревни Каменка. Наш танк наткнулся на немецкую засаду, и выстрелом в упор из 76 миллиметровой пушки пробило портовую бронь. Бронь пробило см в 40 от правого бока Августа и осколками от снаряда он был убит наповал, так что и крикнуть не успел. Головой он упал к моим ногам. Нам удалось выпрыгнуть. А я был ранен вне танка. Труп его сгорел в машине.

Если поедете к нам, то ехать нужно на поезде «Свердловск-Кузино» №10 до станции Подволошная. Живу по улице Чапаева д. №16.

У меня сейчас почти совсем не гнется левая нога.

Пока до свидания, с приветом к Вам, Бурков.

17/VI-43 г.» (См. приложение 8)

 Все эти документы переданы в музей вместе с фотографиями матерью Августа Широнина - Антониной Николаевной. Но как восстановить историю подвига, о котором знают друзья-фронтовики, родители из писем однополчан. Да, есть записи в Книге Памяти, но мои поиски на сайтах Бессмертного полка, «Дорога памяти» и др. не дали подробных результатов. Я решил обратиться к Ларисе Карасевой, которая еще в 10 классе занималась поисковой работой об участниках войны – выпускниках 1941года. (См. приложение 9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Как найти историю подвига (Интервью с Л.А.Карасевой,  начавшей поисковую работу об Августе Широнине в школе в 1979г)

Я была юнкором школы. Действительно, были опубликованы в городской газете статьи по результатам поисковой работы о выпускникахучастниках Великой Отечественной войны. Валентина Ефимовна Декун, наш учитель истории, предложила мне написать реферат. Реферат получил отличную оценку на городском уровне, позже, в рамках областного конкурса наша работа тоже заняла первое место. У меня взяли интервью для радиопередачи.

Стенд с фотографиями погибших на войне, который висел на стенах школьного коридора был до меня создан. Я уверена, что инициатором оформления памятного списка был Евгений Борисович Колтунов, сам участник Великой Отечественной войны, он очень трепетно относился к памяти обо всем, что касалось военной темы. Тем более, что среди наших учителей были участники Великой Отечественной войны: Шивырталова Александра Кирилловна, Александр Семенович Маслов, Золотая Ольга Федоровна, Зиновьев Михаил Акимович, Белов Илья Михайлович, Широковский Леонид Иванович, Мосеев Петр Григорьевич. И очень много ребят фронтовиков, ушедших на войну со школьной скамьи. 

Поисковую работу начинала со встреч с теми, кто был знаком с семьями выпускников-участников войны. Потом обратилась к Любови Степановне Фоминской. Она работала в то время заведующей отделом писем в редакции, много работала с фронтовиками, семьями фронтовиков. Август Широнин в списках Книги Памяти уже значился. Материалов в школе не было: еще не было музея в школе, Ленинская комната только начинала работу по сбору информации. Руководила работой Ленинской комнаты Валентина Ефимовна Декун. Можно обратиться к ней за помощью. Советую встретиться с представителями Совета Ветеранов, с 4 отделением военкомата, в мое время военного Комиссариата, там ведется сбор всех данных о ветеранах Великой Отечественной войны, к сожалению, их становится все меньше. Недавно умер последний реальный участник Великой Отечественной войны Григорий Владимирович Рыбаков. 

Рекомендую с возникшими вопросами обратиться в военкомат. 

Желаю успехов в поисковой работе. Очень рада, что поисковая работа в школе продолжается, что в музее сохранились материалы, статьи, опубликованные 42 года назад. Горда за школу, которая чтит память о героях Великой Отечественной войны: учителях-участниках войны, выпускниках, ушедших на войну со школьной скамьи и погибших совсем юными в боях за

Родину. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Как найти историю подвига (Интервью с В.Е.Декун)

Валентина Ефимовна Декун, педагог-ветеран, учитель истории, руководитель Ленинской комнаты с 1980-1985г. (См. приложение 10)

Валентина Ефимовна рассказала по телефону о том, как работала с автором реферата о судьбах выпускников-участников Великой Отечественной войны.

Очно встретиться тоже не рискнула – пандемия. 

«Работу по поиску информации о фронтовиках мы строили на сведениях, полученных от свидетелей тех грозных событий: родственников, однополчан, одноклассников выпускников, ушедших на фронт. Старались полученные материалы публиковать в СМИ. С Ларисой Карасевой мы работали интересно и плодотворно, она очень старательно собирала свидетельства, касающиеся судеб наших героев, очень хорошо, в художественной обработке умела передать полученную информацию в своих статьях в газете «Салдинский рабочий» - работала в школьной редколлегии юнкором. Много было найдено документов, родственники с пониманием относились к нашей поисковой работе и с удовольствием отдавали в будущую Ленинскую комнату фотографии красноармейцев, помогали в восстановлении событий, связанных с довоенной жизнью фронтовиков, учебой в школе. Все документы хранятся в музее школы№1, если они не были утеряны во время переездов. Сейчас, конечно, невозможно найти живых свидетелей тех событий – слишком много времени прошло, но вашу поисковую работу можно вести, основываясь на архивных документах школы».

Да, действительно, время создания Ленинской комнаты -1980 год. Об этом свидетельствует статья, опубликованная директором школы Т.В.Порядковой в 1981 году. Статья использована в книге, созданной к 85-летию Пушкинской школы:

«Всего год назад создали в школе №1 им. А.С.Пушкина Ленинскую комнату. А сегодня она стала настоящей гордостью нашей школы. Здесь собран не только богатый материал о В.И.Ленине. В Ленинскую комнату ребята приносят свои лучшие сочинения, в материалах можно разыскать и рассказы о шефах школы, о ее выпускниках, об учителях, об интересных школьных мероприятиях.

В начале каждого учебного года совет Ленинской комнаты дает задания всем классам. В течение всего учебного года учащиеся собирают необходимый материал, обрабатывают, оформляют его. А когда материал готов, ребята в торжественной обстановке передают его в ленинскую комнату…

Ученики школы №1 говорят, что не смогли бы создать такую замечательную комнату, если бы не учителя. Большую помощь оказала ребятам учитель истории Валентина Ефимовна Декун. Под ее руководством делал первые шаги совет ленинской комнаты, учитель помогает ребятам подбирать задания для классов, руководит оформлением.»[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Воинский путь солдата

По совету Ларисы Анатольевны мы обратились в военкомат. Лобашова Ольга Петровна, специалист военкомата, старший помощник начальника отделения социального и пенсионного финансо-экономического отдела военного комиссариата Верхнесалдинского района, помогла найти свидетельства, дающие более полную картину воинского пути рядового солдата, танкиста, сгоревшего в бою в 1942 году. Мы выяснили, что в Книге Памяти, которая хранится в музее школы, есть фактическая ошибка – в ней указано, что Август Широнин сгорел в танке в 1943 году. В статье Любови Степановны Фоминской тоже указана дата из Книги Памяти - 1943 год. По документу из Интернета от Лобашовой Ольги Петровны, специалиста военкомата, мы видим дату смерти - 1942 год.  

Также мы выяснили, что Август Широнин сражался в составе 49 танковой бригады, что помогло обнаружить его боевой путь на сайте

«Память народа». (см. приложение 11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Считаю, что с задачами, которые перед собой поставил, я справился.  Изучил теоретический материал, касающийся истории школы №1 от ее истоков до сегодняшнего дня. Проанализировал экспозиционный и фактический материал по теме с помощью руководителя музея Ольги Викторовны Балычевой (См. приложение 12). Составил экскурсию о судьбе выпускника-участника Великой Отечественной войны: «Чтобы помнили»; провел ее в 9-11 классах (См. приложение 13) и собрал отзывы ребят о судьбе нашего выпускника (См. приложение 17). Оформил транспарант (См. приложение 14). с портретом героя-фронтовика Великой Отечественной войны школы №1 для участия в шествии Бессмертного полка 9 Мая (см. приложение 15).

Встретился с ученицей 70-х Ларисой Анатольевной Карасевой, которая начала поисковую работу о наших выпускниках-фронтовиках. Провел интервью по телефону с учителями-ветеранами педагогического труда нашей школы, которые поделились воспоминаниями об отце Августа Широнина Николае Александровиче Широнине: это Маргарита Георгиевна Злыгостева, учитель начальной школы, педагог-ветеран, работавшая в редакции газеты «Салдинский рабочий» под руководством Н.А.Широнина; о работе по сбору информации на военную тему: это Валентина Ефимовна Декун, педагогветеран, учитель истории, руководитель Ленинской комнаты с 1980-1985гг. 

 Благодарен за существенные дополнения к имеющимся архивным документам Ольге Петровне Лобашовой, специалисту военкомата.

 Кроме того, для популяризации имени и увековечения памяти Августа Широнина опубликовал в газете «Городской вестник» материалы о судьбе нашего героя, отзывы молодого поколения о том, для чего мы храним память о людях и событиях, связанных с историей Великой Отечественной войны. К празднику Победы опубликую результат поисковой работы о судьбе и подвиге

Августа Широнина, т.к. изложенный в статье газеты «Городской вестник»,  в экскурсии, проведенной для ребят, материал не охватывает всей информации по теме исследовательского проекта. 

Во время проведения экскурсий уяснил для себя, что необходимо варьировать представляемый материал, учитывая возрастные особенности восприятия публики: младшая школа, старшеклассники или взрослые. Экскурсии я буду проводить в дни боевой славы в мае этого года и в последующие годы обучения в школе. Бессмертный полк пополнит свои ряды именем героя первой школы в шествии 9 мая 2022 года.

Через архивы Минобороны на сайтах «Дорога памяти» и «Память народа» узнал о боевом пути красноармейца-добровольца, танкиста 49 танковой бригады Августа Широнина. Фотографию героя и письмо боевого товарища о гибели Августа Широнина разместил в галерее фотографий  участников Великой Отечественной войны сайта «Дорога памяти» (см. приложение 16). Найденные на сайтах материалы пополнили фонд школьного музея, теперь ребята смогут посмотреть, какой короткий, но такой большой путь к Победе проделал ученик нашей школы, золотой медалист, заочно, обучаясь в 8-9-10 классах, закончивший курсы авиации и два курса института. Планирую разместить фотографию и найденную информацию на стену мемориального комплекса «Дорога памяти» главного Храма Вооруженных Сил РФ и Галерею памяти краеведческого музея г. Верхняя Салда. 

Считаю, что мой проект стал по мере его реализации коллективным: в создании штендера выпускника-фронтовика помогал учитель технологии Иван Владиславович Логинов, в сборе материалов помогали учителя школы: Ольга Викторовна Балычева, Диляра Аглямовна Хайруллина; педагогиветераны: Маргарита Георгиевна Злыгостева, Валентина Ефимовна Декун. Помогли организовать правильное направление поисковой работы выпускница школы Лариса Анатольевна Карасева; специалист военкомата, старший помощник начальника отделения социального и пенсионного финансо-экономического отдела военного комиссариата Верхнесалдинского района Ольга Петровна Лобашова. В оформлении новой экспозиции к экскурсии «Чтобы помнили» участвовала Людмила Николаевна Николаева, художник-оформитель, учитель ИЗО.

Практическая значимость исследования доказана при использовании собранной информации на экскурсиях в 9-х классах.

Очень удовлетворен, что проделал такую работу, многое узнал впервые, горд, что учусь в школе с необыкновенной историей, которую необходимо помнить, передавать эту память о легендарных участниках великой войны, чтобы трагедии не повторялись, как об этом писали в своих отзывах экскурсанты 9Б класса. Хочется поделиться полученными сведениями, своими переживаниями и эмоциями с учащимися не только Пушкинской школы. С данной работой я хочу принять участие в областном конкурсе исследовательских проектов «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Люди и судьбы» и в III Всероссийском конкурсе "Я расскажу Вам о войне...".  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Балычева О.В., Хайруллина Д.А. За годом год, за вехой веха, за полосою полоса…, В.Пышма, Издательство ИП Пиджаков А.В., 2020, 91 с.

2.     Газета «Салдинский рабочий» 1979

3.     Газета «Салдинский рабочий» 2002 

4.     Архивные документы школьного музея

5.     Архив семьи Широниных

6.     https://foto.pamyat-naroda.ru/about

7.     https://doroga-pamyati.org/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Родители Августа Широнина

 

Николай Александрович – директор школы №14 (ныне №1 им. А.С Пушкина), позже – главный редактор газеты «Салдинский рабочий»

 

 

 

Антонина Николаевна – преподаватель русского языка и литературы школы №1

 

 


2

Дом семьи Широниных

 

Приложение 3

 

Маргарита Георгиевна Злыгостева,  учитель начальной школы, педагог-ветеран 

 

Работала в редакции вместе с Н.А.Широниным в 1951-53гг.

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

Характеристика ученика 10 класса Августа Широнина за период обучения в 9-10 классах в В-Салдинской полной средней школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

7

Курсант Курганской школы авиамехаников Август Широнин

 

 

 

 

 

8

Письмо танкиста, члена экипажа, с котором воевал Август Широнин.

Адресовано отцу Августа. В письме сообщается о смерти сына

 

 

 

9

Интервью с Ларисой Анатольевной Карасевой

 

Приложение 10 Валентина Ефимовна Декун, педагог-ветеран, учитель истории, руководитель Ленинской комнаты с 1980-х гг.

 

 

 


11

Документ, полученный от О.П.Лобашовой, специалиста военкомата.

Причина и дата смерти танкиста 49 танковой бригады А.Н.Широнина

 

Информация с сайта «Память народа»

 

 

 

11

 

Боевой путь танкиста 49 танковой бригады А.Н.Широнина

 

Приложение 12

Работа с архивами музея школы с руководителем О.В.Балычевой

 

13

Экскурсия в 11А классе

 

 

Экскурсия в 9А классе

 

 

 

 

14

Изготовление транспаранта с портретом А.Н.Широнина

 

15

Транспарант для шествия в колонне «Бессмертного полка» 9 Мая

 

 

 

 

 

 

16

Отзывы учащихся 9Б класса о судьбе Августа Широнина, выпускника школы №1 1941 года, красноармейца-добровольца,  павшего смертью храбрых в боях за Родину

Август Широнин – герой города, области, страны. Он героически погиб, сражаясь за свою Родину. Это сильный, умный, достойный памяти человек. Его подвиг повлиял на будущее страны: он, боец Красной Армии, внес свой собственный вклад в большую Победу России в Великой Отечественной войне! 

У этого молодого человека было блестящее будущее, которое он мог посвятить науке, культуре, но война забрала такую яркую перспективную личность… Нельзя, чтобы война повторилась!

Больше всего из истории жизни нашего выпускника, Августа Широнина, меня затронула его трагическая смерть. Поразило, что несмотря на свой юный возраст, он совершил мужественный поступок…

Что я могу сказать о человеке, который ушел из стен нашей школы на войну добровольцем и был готов отдать жизнь за свободу своей страны?.. Я горжусь этим парнем! Считаю, что это Герой, обычный парень из Салды, очень хороший, настоящий, благородный, который действительно любит свою Родину. Он достоин того, чтобы его помнили!

 Смерть мальчика затронула меня больше всего. Его великий поступок - уйти на войну добровольцем – мужество. Так рождаются настоящие мужчины. Но смерть сына родители пережили очень тяжело.

Фронтовики защищали нашу страну, спасали от угрозы уничтожения. Нельзя забывать то, что было сделано ради нас, чтобы мы сейчас могли жить. Из нашей школы вместе с другими выпускниками ушел на фронт Август Широнин в 1941 году и погиб в 1942. В самом начале войны! Он наш герой, и нам нельзя о нем забывать. И он жив для нас, пока мы помним его!

История жизни совсем молодого юноши тронула меня до глубины души! С такими колоссальными знаниями, перспективным будущим покинул отчий дом и отдал свое сердце Родине. Талант, молодость, достижения – сгорели в танке… Семья осиротела, родители лишились единственного сына… Сколько горя и лишений принесла война людям! Потому и не надо этого забывать, чтобы больше ничего подобного не совершалось.

Молочкова Александра 

Очень жаль такого талантливого молодого человека, который таким юным

отправился добровольцем на фронт и так печально погиб…                            Салмин Архип

Я очень сопереживаю горю и сочувствую родителям Августа, Николаю Александровичу и Антонине Николаевне, потерявшим единственного сына. Сколько боли им пришлось пережить!.. Война приносит много горя людям, у каждого есть свои семьи, родители, дети… Всем им сложно терять близких. Цените мир, люди!        Головина Варя Меня удивило то, что маленьким мальчиком Август все лето учился -  читал, решал задачки, а не занимался своими ребячьими делами, как остальные дети. Это очень волевой человек, а еще очень смелый: не каждый сможет в 18 лет уйти добровольцем на войну. Мне очень жаль его родителей, им было очень тяжело пережить его смерть – это их единственный сын… 

Как же восстановить справедливость в отношении безвестно погибшего юноши на большой войне? Надо рассказывать всем его историю жизни!

Салогуб Сергей


Приложение 17

Вопросы для интервью Ларисы Карасевой

-   Лариса Анатольевна, я пишу исследовательский проект о герое Великой Отечественной войны Августе Широнине, выпускнике школы 1941г. Вы в 10 классе занимались поисковой работой об учащихся школы№1 – участниках Великой Отечественной войны, кто из учителей являлся Вашим руководителем?

-   В здании старой школы в коридоре был список учащихся погибших на войне, Вы не помните, кто составлял – оформлял этот список? 

-   С чего Вы начали поиск: с работы с архивами музея-Ленинской комнаты? Или со встречи с родственниками? Вообще были ли в наличии какие-то документы в музее?    

-   Читая Вашу статью «Он так хотел подняться в небо» об Августе Широнине, я немного узнал о его родителях,  прочитал о них в статье другого журналиста Любови Степановны Фоминской воспоминания ученицы Антонины Николаевны, коллег Николая Александровича. А Вы встречались с родителями Августа Широнина? Хочется от Вас узнать, какие они, родители, воспитавшие такого сына – отличника школьника и отличника курсанта, патриота красноармейца, героя Великой Отечественной войны, погибшего на Курской дуге.

-   С кем еще Вы встречались в ходе поисковой работы о подвиге Августа Широнина? Можно ли найти сейчас родственников этой семьи?

-   Спасибо за интервью.

 

 



[1] Архив музея школы

[2] «Салдинский рабочий» 22.02.1979

[3] «Салдинский рабочий» 2002г.

[4] Архив музея школы

[5] «За годом год, за вехой веха, за полосою полоса…», В.Пышма Издательство ИП Пиджаков А.В.2020, 91 с.

Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

В.Салда 2022 г Содержание

В.Салда 2022 г Содержание

Великой Отечественной войны – все это связывает нас с историей школы военного времени

Великой Отечественной войны – все это связывает нас с историей школы военного времени

Интернет – ресурсами Объект исследования: мужество и героизм, проявленные советским воином в годы

Интернет – ресурсами Объект исследования: мужество и героизм, проявленные советским воином в годы

Великой Отечественной войны. 31 фамилия

Великой Отечественной войны. 31 фамилия

Николай Александрович. За немудреным обедом поделился новостями с фронта, поговорили о сыне

Николай Александрович. За немудреным обедом поделился новостями с фронта, поговорили о сыне

См. приложение 1) Затем она одновременно стала завучем

См. приложение 1) Затем она одновременно стала завучем

И делал это по-человечески, благородно

И делал это по-человечески, благородно

О смерти Августа сообщил его друг, земляк

О смерти Августа сообщил его друг, земляк

Воспоминания коллеги Маргарита

Воспоминания коллеги Маргарита

Годы учебы. Дневник матери «Верхнесалдинская средняя школа №1

Годы учебы. Дневник матери «Верхнесалдинская средняя школа №1

В результате, когда он перешел в 7 класс, в летний период,

В результате, когда он перешел в 7 класс, в летний период,

Учебный год закончился. Август перешел во 2 класс

Учебный год закончился. Август перешел во 2 класс

Каникулы закончились. Начался учебный год

Каникулы закончились. Начался учебный год

Учебный год прошел незаметно и интересно

Учебный год прошел незаметно и интересно

Начались летние каникулы. Участились полеты летчиков

Начались летние каникулы. Участились полеты летчиков

Изучил заочно материал 1 курса института

Изучил заочно материал 1 курса института

Август стал лектором по Теории авиации

Август стал лектором по Теории авиации

II. Воинский путь солдата 2

II. Воинский путь солдата 2

Если поедете к нам, то ехать нужно на поезде «Свердловск-Кузино» №10 до станции

Если поедете к нам, то ехать нужно на поезде «Свердловск-Кузино» №10 до станции

Как найти историю подвига (Интервью с

Как найти историю подвига (Интервью с

Книги Памяти уже значился. Материалов в школе не было: еще не было музея в школе,

Книги Памяти уже значился. Материалов в школе не было: еще не было музея в школе,

Как найти историю подвига (Интервью с

Как найти историю подвига (Интервью с

Да, действительно, время создания

Да, действительно, время создания

Воинский путь солдата По совету

Воинский путь солдата По совету

Заключение Считаю, что с задачами, которые перед собой поставил, я справился

Заключение Считаю, что с задачами, которые перед собой поставил, я справился

Салдинский рабочий» под руководством

Салдинский рабочий» под руководством

Победе проделал ученик нашей школы, золотой медалист, заочно, обучаясь в 8-9-10 классах, закончивший курсы авиации и два курса института

Победе проделал ученик нашей школы, золотой медалист, заочно, обучаясь в 8-9-10 классах, закончивший курсы авиации и два курса института

Мои земляки в годы Великой Отечественной войны

Мои земляки в годы Великой Отечественной войны

Приложение

Приложение

Приложение 1 Родители Августа

Приложение 1 Родители Августа

Антонина Николаевна – преподаватель русского языка и литературы школы №1

Антонина Николаевна – преподаватель русского языка и литературы школы №1

Дом семьи Широниных Приложение 3

Дом семьи Широниных Приложение 3

4

4

Характеристика ученика 10 класса

Характеристика ученика 10 класса

6

6

7

7

Курсант Курганской школы авиамехаников

Курсант Курганской школы авиамехаников

Письмо танкиста, члена экипажа, с котором воевал

Письмо танкиста, члена экипажа, с котором воевал

Интервью с Ларисой Анатольевной

Интервью с Ларисой Анатольевной

Документ, полученный от О.П.Лобашовой, специалиста военкомата

Документ, полученный от О.П.Лобашовой, специалиста военкомата

Боевой путь танкиста 49 танковой бригады

Боевой путь танкиста 49 танковой бригады

Экскурсия в 11А классе

Экскурсия в 11А классе

Изготовление транспаранта с портретом

Изготовление транспаранта с портретом

15

15

Транспарант для шествия в колонне «Бессмертного полка» 9

Транспарант для шествия в колонне «Бессмертного полка» 9

Отзывы учащихся 9Б класса о судьбе

Отзывы учащихся 9Б класса о судьбе

Как же восстановить справедливость в отношении безвестно погибшего юноши на большой войне?

Как же восстановить справедливость в отношении безвестно погибшего юноши на большой войне?

Приложение 17 Вопросы для интервью

Приложение 17 Вопросы для интервью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2023