Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга
«ПЕТЕРГОФ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ЕЛОЧКА, ЖИВИ»!
Номинация «Экспозиция»
Авторы проекта:
Амурлаев Фарман Амирланович, Востряков Тарас Германович,
Казонурдов Антон Егорович;
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», ГБОУ школа № 430, 1 класс
Руководитель проекта:
Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»,
Сроки выполнения проекта:
Декабрь 2019 – февраль 2020
Санкт-Петербург
2020
Краткое описание проекта.
Название проекта: «Елочка, живи!».
Введение.
В декабре на занятиях нам прочитали сказку Андерсена «Ель», которая нас очень тронула. Настроение, которое сложилось после знакомства со сказкой, было грустное. Главный герой сказки – ель. Она чудесная, маленькая, хорошенькая, все время мечтает вырасти и сделаться большим деревом. Её мечты сбылись, но это не принесло ей счастья.
Нам было понятно, что главные герои этой сказки – люди, которые иногда не думая, совершают такие поступки.
Проблема, на решение которой направлен проект. Каждый год после новогодних праздников мы наблюдаем картину, как около мусорных баков валяются елочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда, ли грустная картина? Мы задумались, а чем мы можем помочь лесным красавицам? Поэтому и решили до наступления новогодних праздников привлечь внимание детей, педагогов и родителей к этой проблеме – сохранения лесных красавиц.
Актуальность нашего проекта заключается в том, что от предновогодних вырубок ежегодно страдают хвойные деревья. Очень часто их рубят браконьеры, выбирая самые лучшие – пушистые и раскидистые и не думая о том, что не только дерево лишается жизни, но и многочисленные лесные обитатели теряют свой зимний приют и пищу. Тема вырубки хвойных будет актуальна до тех пор, пока будет спрос на новогодние елки, а не будет спроса, не будет такой большой необходимости в вырубке. Такое отношение к лесным богатствам нашей страны и края кажется нам недопустимым, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта «Елочка живи»!
Цель работы: Определить какие мероприятия способствуют сохранению хвойных пород деревьев.
Задачи:
1. Изучить литературу о хвойных деревьях.
2. Выявить, какие хвойные деревья растут в нашей местности.
3. Выяснить «Не наносит ли урон природе массовая вырубка елок?».
4. Определить, путем опроса, какую ёлку ставят на новогодние праздники учащиеся нашей школы; выяснить, есть ли альтернатива живой ели.
5. создать буклет с интересным материалом о ели; привлечь внимание учащихся, педагогов, родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников.
6. Сделать выводы и обобщение по своей работе; оформить экспозицию по теме.
Предмет исследования: хвойные деревья.
Гипотеза: Возможно, последствия новогодней праздничной традиции губительно отражаются на природе леса.
Методы исследования: анализ, анкетирование, опрос, сравнение, обобщение.
Время проведения исследования: декабрь 2019 – февраль 2020
Продукт проекта: экспозиция творческих работ по теме (елочки, сделанные своими руками, листовки).
Этапы работы над проектом
1.Подготовительный
- выбор темы;
- определение цели и формулирование задач, гипотезы, проблемы;
-определение названия проекта; обсуждение плана работы, возможных источников информации, ожидаемых результатов;
- выбор способов работы (используемые методы исследования).
- подборка литературы по теме проекта:
- стихотворения: «Лесная красавица» (Т. Волгина), «Искусственная ёлка» (Н. Шемякина), «Приглашаем в лес на ёлку» (К. Ибряев) «В снегу стояла ёлочка…» (С. Михалков), «Живи, ёлочка» (И. Токмакова);
- загадки;
- физминутки по теме: «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу»;
- пословицы: «Ель – не сосна: шумит неспроста», «Мы в дом ель, а она с собой – метель»;
- дидактические игры: «Найди сходство и отличие», «Собери ёлочку» (пазлы), «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку»;
- подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Найди пару – высокая и низкая елочка», «Какие бывают елки».
2.Поисково-исследовательский этап (решение поставленных задач)
1).Изучить литературу о хвойных деревьях.
Из литературных источников выяснили о роли хвойных деревьев и об обычаях наряжать елку.
Роль хвойных деревьев:
- хвойные деревья, как любые зеленые растения очищают воздух;
- дают ценный строительный материал;
- из ели изготавливают вискозные ткани;
- если срубленное дерево используется разумно и экономно, из него можно получить много разных полезных продуктов: из хвои – витаминную муку для домашних животных, из веток – древесноволокнистые плиты, из коры – удобрения, из пней – скипидар и др.
Кроме того, еловые породы деревьев очень важны в природном сообществе. Они очищают воздух; задерживают осадки, закрепляют почву; место обитания животных; использование в качестве зоны отдыха, использование как сырье.
Обычай наряжать елочку очень давний: ему около двух тысяч лет. Это дерево с древнейших времен радует нас во время самых добрых, веселых и любимых всеми праздников: Рождества и Нового Года.
Украшенная блестящими игрушками, мишурой, плодами, сладостями, освещенная свечами или цветными электрическими лампочками новогодняя елка появилась сравнительно недавно. Предшественниками елки были ветки плодовых деревьев, которые ставили в домах в воду задолго до Рождества, чтобы они зацвели к праздничному дню. Но из опасения, что ветки по какой-либо причине не зацветут (а это был плохой признак), их стали заменять вечнозеленой елкой.
Каждый год ель украшается со всевозможной пышностью, вокруг нее водят хороводы, поют песни. То есть она – центр большого праздника. И под нее мы кладем подарки, чтобы радовать близких и родных, и радуемся сами, находя там же подарки для себя. Не правда ли, замечательно? Стоит отдать ели должное – без нее праздник был бы не таким торжественным...
2). Выявить, какие хвойные деревья растут в нашей местности.
В декабре мы отправились в первую экспедицию в музей-заповедник «Ораниенбаум» с определенной целью: выявить многообразие хвойных деревьев, растущих в парках заповедника. Мы искали хвойные деревья и определяли их названия, пользуясь определителем деревьев в осенне-зимний период. Определитель помог нам, начинающим исследователям природы, узнать научные названия знакомых деревьев и определить названия деревьев, которых мы не знали.
Для определения названий мы рассматривали небольшие веточки (по возможности срезали образец для создания экспозиции) и искали шишки под деревьями. У нас образовалась коллекция хвойных, которая включает в себя следующие образцы: туя западная, сосна сибирская (кедровая), ель европейская, пихта сибирская, сосна обыкновенная, сосна веймутова, лжетсуга тисолистная, лиственница европейская. Мы приобрели первый опыт по выявлению и определению хвойных деревьев и надеемся.
3). Выяснить «Не наносит ли урон природе массовая вырубка елок?».
На сайте Ломоносовского лесничества нашли информацию, что браконьерами вырубаются сотни лесных красавиц. Это наносит существенный вред природе.
Заготовка новогодних деревьев лесничеством осуществляется на предназначенных для этого плантациях, а также из числа тех деревьев, которые вырубаются по производственной необходимости – в порядке расчистки трасс, просек, полос отвода, линий электропередач, на лесосеках главного пользования и сплошных санитарных рубок, если на данных лесосеках подрост не подлежит сохранению. Таким образом, не наносится вред природе, растительному миру.
Всё это позволило нам сделать вывод: незаконная вырубка хвойных деревьев к новогодним праздникам наносит определенный урон природе нашего края.
Одну бесплатную елку в руки смогут получить все обратившиеся в Ломоносовское лесничество. Акция стартует не первый год (с 1 декабря по 15 января). Решение о безвозмездном подарке принял региональный комитет по природным ресурсам с целью сократить незаконную вырубку деревьев.
Памятка по действиям для бесплатного приобретения ели высотой до 3 метров выложена на сайте Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
Порядок действий:
- При обращении в лесничество предъявить документ, удостоверяющий личность, и заключить договор на заготовку елей для новогодних праздников, для собственных нужд.
- Осуществить заготовку елей на лесном участке, указанном в договоре.
Лесные участки под заготовку елей для новогодних праздников отводятся во всех лесничествах, во всех районах Ленинградской области. Адрес и телефон Ломоносовского лесничества: 198412, Ленинградская область, г. Ломоносов, ул. Черникова, д. 20А; 423-03-37, 423-06-20, Дикий Алексей Владимирович.
4). Определить, путем опроса, какую ёлку ставят на новогодние праздники учащиеся нашей школы; выяснить, есть ли альтернатива живой ели.
Был проведен опрос среди учащихся 1-х классов. Цель опроса: установить, сколько семей предпочитает ставить натуральное хвойное дерево; какой вид хвойных пород предпочитается; есть ли те, кто применяет альтернативное украшение и как обойтись без натуральной елки.
Результаты нашего опроса.
На первый вопрос: «Что Вы планируете украшать на Новый год: ель, сосну или искусственную елку?»
44 % - респондентов ответили ель,
7 % – сосну,
49% - ставили искусственную ёлку.
На следующий вопрос о том, какую ёлку лучше нарядить к празднику – искусственную или живую, мнения разделились практически одинаково: 46% – за искусственную и 54% – за живую.
На вопрос: «Что вы делаете с деревом после праздников?».
92% - выкидывают.
8% - используют на дрова.
Последний вопрос был о том, какую альтернативу можно предложить настоящему дереву?
89% - предложили ставить искусственную елку;
11% - предложили сделать своими руками елку из различных материалов.
Вывод: для нашего города ущерб оказался незначительным, но если задуматься, то оказывается, что большинство деревьев было срублено и выброшено через 13 дней после праздника на свалку.
5). Создать буклет с интересным материалом о ели; 1. привлечь внимание учащихся, педагогов, родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников.
Нас такая ситуация не устроила. Поэтому, следующим этапом нашей работы стала акция «Ель просит защиты» среди обучающихся первых классов. Цель: призвать поэтической строкой всех ребят не губить хвойные леса, которые являются настоящим богатством и гордостью.
В процессе работы изготовили елочки своими руками, организовали выставку творческих работ. Выпустили листовки «Ель просит защиты» со стихотворениями, рисунками и раздавали их ученикам на параллели 1-х классов, призывая всех ребят не губить хвойные леса. В результате акции были выпущены и распространены буклеты «Не рубите елки – берегите лес».
После каникул провели повторное анкетирование, попросив обучающихся 1 - классов снова ответить на вопросы: какую ель лучше наряжать «живую» или «искусственную», какая ель была наряжена к празднику в их семье, что сделали с «живой» елкой после праздников? Цель: сравнение результатов.
Вывод: были приятно удивлены, что наши труды не прошли даром, и большинство опрошенных выбрали искусственную ель. А те, кто все-таки отдали предпочтение «живой» елочке, после праздников использовали ее повторно: на дрова.
6). Сделать выводы и обобщение по своей работе, оформить экспозицию по теме.
3 этап: Завершающий
Формулирование выводов.
Оформление проекта, подготовка презентации проекта.
Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, узнали много нового и интересного о хвойных деревьях, об их значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации по экологическому поведению. Гипотеза подтвердилась, незаконная вырубка хвойных деревьев к новогодним праздникам наносит определенный урон природе нашего края.
Возвращаясь к проблеме нашего проекта: Как сохранить лесную красавицу, в заключении мы рекомендуем:
- Не рубить елочку, где придется, а только с разрешения лесника.
- Нельзя, проходя по лесу, просто так обломить макушку молодого дерева.
- Не обязательно украшать квартиру на Новый год целым деревом, его может заменить композиция из хвойных лап, игрушек, гирлянд, или украсить искусственное дерево. А еще лучше сделать ёлочку своими руками используя различные материалы.
- Кроме этого, если вы ставили натуральную елку, стоит подумать, как ещё можно использовать отслужившее в праздники хвойное дерево, например, в качестве дров.
На экспозиции представлены результаты работы по проекту «Елочка, живи!»: лучшие творческие работы: елки, сделанные своими руками, листовки и буклеты.
Список использованных источников:
1. Азбука природы. М. Издательский дом «Ридерс Дайджест», 1997
2. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Деревья и кустарники. Т.7. М: ООО «Мир книги», 2004
3. Дмитриев Ю. Большая книга леса. М.: «Детская литература», 1994
4. Край родной. Азбука краеведения/автор-составитель О.Н. Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001
5. Я познаю мир. Детская энциклопедия Растения. М.: ТКО «АСТ» 1997.
6. Экология леса. Хрестоматия: учебно-методическое пособие/ Н.А. Иванова, Т.В. Сторчак, Г.Н. Гребенюк; Под общ. Ред. Н.А. Ивановой. – Ханты – Мансийск: Полинрафист, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.