Министерство общего профессионалного образования Свердловской области
Управление образования МО «Верхнесалдинский городской округ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.С.Пушкина»
Исследовательский проект
Исполнитель:
Балычев Семен
Руководитель: Хайруллина Д.А. учитель русского языка
и литературы 1 категории
школы №1 им. А.С.Пушкина.
Верхняя Салда
2023
Содержание
Введение……………………………………………………………с 3
Глава 1
Салдинский тыл - фронту………………………………………..с 4
1.1. Начало войны. Эвакуация……………………………………….с 4
1.2. Перестройка работы предприятий на военный лад………….с 9
Глава 2
Ты и в работе – фронтовик, ты и в труде – участник боя……с 12
2.1 Работа под девизом: «В труде, как в бою!»……………………..с 12
2.2 Воспоминания заводчан, ветеранов тыла. Жизнь и быт в годы
войны………………………………………………………………..с 14
2.3 Значение оборонной деятельности заводчан в годы войны…с 27
Вывод………………………………………………………………..с 29
Список литературы………………………………………………..с 30
Приложение…………………………………………………………с 31 Введение
Прошло более 78 лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Победу над врагом приблизила самоотверженность тружеников военной поры. Я горжусь тем, что живу в городе, который стал одним из оплотов страны, над которой нависла смертельная опасность. Испытание на прочность прошли все: рабочие, дети, женщины, старики - простые люди, которые имели одну общую судьбу в то время – быть опорой страны, прочным тылом, основой ее оборонной мощи. В город Верхняя Салда был эвакуирован из Подмосковья завод № 95. Здесь же на площадке завода «Стальмост» был образован завод № 519. Работники этих заводов – и коренные салдинцы, и приезжие – самоотверженно трудились у прокатных станов, прессов и молотов, выполняя напряженные фронтовые задания и сутками не выходя из цехов. Трудно представить, сколько всего – боли, смирения, силы, неожиданных и преждевременных смертей – вместил наш маленький уральский городок в те годы. Из маленьких фрагментов жизни и трудовой деятельности эвакуированных ленинградцев, москвичей, рязанцев, ленинградцев, кольчугинцев, жителей Вологодской, Кировской, Орловской, Тульской областей, Средней Азии, Казахстана, Западной Украины и Белоруссии, коренных салдинцев складывается картина той жизни. Самоотверженная работа завода в годы войны во многом предопределила исход войны. Именно поэтому хочется узнать и понять, что пережили наши земляки в те годы, откуда брали силы и могли делать невозможное. В год 80летия ВСМПО хочется воздать должное людям, с чьим именем связаны важные вехи истории предприятия. Через их судьбы, как через некий срез времени, мы можем увидеть образ эпохи во всем ее многообразии.
Предметом моего исследования является изучение судеб салдинцев военного поколения, которые ковали Победу. Объектом моего исследования является деятельность завода в годы войны. Целью работы является доказательство неоспоримой значимости оборонной деятельности заводчансалдинцев. Отюда вытекают задачи: изучить и охарактеризовать вклад заводчан в Великую Победу, представить фактический материал – воспоминания ныне здравствующих ветеранов тыла, участников трудовых событий.
Глава 1
Салдинский тыл - фронту
1.1. Начало войны. Эвакуация
В предрассветный час 22 июня 1941 года войска фашистской Германии без объявления войны напали на Советский Союз. Мирная жизнь советских людей была прервана. Смертельная опасность нависла над нашей страной.
В эти тревожные дни сотни салдинцев пришли в военкомат, требуя отправки на фронт. Вчерашние рабочие и служащие становились солдатами, оставляли свой завод, свой город. К мартенам и домнам вместо ушедших на фронт мужчин пришли женщины и подростки.
Перед руководством города встала важнейшая проблема: в кратчайшие сроки обеспечить мобилизацию на фронт, перестроить работу предприятий на военный лад, принять эвакуированных в Салду, смонтировать оборудование оборонных заводов.
Быстрое продвижение вражеских войск к Москве к началу октября поставило под угрозу существование уникального производства на заводе №95 в Сетуни. Завод №95 был заложен в августе 1929г. место его рождения – поселок Сетунь, что в двух километрах западнее города Кунцево Московской области.
Кто скажет, чего нам стоило
Месить эту грязь болот…
Но мы строили, просто строили Столь нужный стране завод.
Не именами, не датами,
Не верою в чудеса…
Ломами, кирками, лопатами Мы строили путь в небеса.
В невероятно трудных условиях создавался этот уникальный завод.
Летом 1933 г. завод включается в число действующих предприятий «Главцветмета».
Завод являлся гигантом для своего времени, главным поставщиком полуфабрикатов для авиационной промышленности. Уже к ноябрю 1933г. Он имел более 40 заказчиков. К началу Великой Отечественной войны на заводе действовали мощные электроплавильные печи, улучшалось качество штамповок (лопасти, картеры, крыльчатки, поршни). На 1941 г. намечалось изготовить 33 тысячи тонн продукции. С началом войны связан новый этап истории завода №95. На седьмой день войны директор завода №95 И.С.Виштынецкий подготовил проект докладной записки за подписью наркома авиационной промышленности А.С.Шахурина на имя руководителя государства И.В.Сталина, где анализировал ситуацию, складывающуюся в этой важнейшей отрасли оборонной промышленности. Главной и первоочередной задачей считалось незамедлительное, вне зависимости от того, будут ли гитлеровцы продвигаться вглубь страны или нет, создание завода-дублера на востоке. Еще не шла речь ни о Верхней Салде, ни об Урале, где можно было бы разместить такое же по масштабам производство труб, профилей, прутков, поковок, штамповок и др. Говорилось лишь об острой необходимости и срочности. «В случае выхода из строя только лишь одного цеха завода №95 вся авиационная промышленность СССР будет парализована!»[1]
Государственный Комитет Обороны 8 октября 1941г. принимает решение о преобразовании завода №95 на площадку завода №491 в Верхнюю Салду. 9 октября приказом по наркомату эти заводы были слиты с присвоением объединенному заводу №95. В этот же день в Сетуни начались работы по демонтажу оборудования.
Старейший работник ВСМПО И.П.Пучков вспоминает:
«Демонтаж проходил под руководством начальников цехов, а ими были очень талантливые люди: М.Г.Кащеев, В.Д.Кузнецов, Ф.В.Журавлев, Е.Б.Журавский, М.И.Чекмарев, А.И.Попов и другие. Они сутками не выходили с завода! Эшелоны грузились, несмотря на то, что фашистские самолеты пролетали в 5-10 км от нас. Страшно было, когда мы грузили электрические печи, выглядевшие с воздуха, как танки. Мы покрывали эшелон ельником, особенно, конечно, печи…»2
В списке всего подлежащего демонтажу и эвакуации перечислялось оборудование основных цехов: литейного цеха – корпуса печей, электрооборудование, краны; прокатного цеха – станы, энергооборудование, печи, краны; трубного – гидравлические прессы, инструмент, энергооборудование; кузнечного цеха – штамповочные молоты, обрезные прессы, энергооборудование, печи, краны и т.п. Общий вес готовящегося к вывозу оборудования и материалов составлял 10062 тонн.[2]
Что же это был за город, что за завод, куда по воле судьбы было заброшено подмосковное предприятие, связавшее с ним свою судьбу? Поселок, образовавшийся вокруг металлургического завода, раньше так и называли – Верхнесалдинский завод. Выплавив первую партию чугуна в 1778 году, завод, а вместе с ним и поселок, год этот и почитал за дату основания. Завод работал, поселок разрастался, в декабре 1938 года заводской поселок официально получил статус города. Безусловно, определяющую роль здесь сыграло строительство и пуск нового, крупного и передового по тем временам предприятия – завода стальных мостов и конструкций. Завод «Стальконструкция» (или «Стальмост», как его звали в просторечии) расположился к северу, в полутора километрах от металлургического завода. По сметной стоимости «Стальмост» занимал третье место после Уралмаша и Уралвагонзавода – настоящих гигантов среди строящихся в годы первой пятилетки машиностроительных предприятий по Свердловской области. На строительстве будущего завода работали и салдинцы, и жители окрестных деревень, и спецпереселенцы, и трудармейцы. Но строителей не хватало. Стройка превращалась в долгострой. Все круто поменялось после посещения строительства Серго Орджоникидзе в августе 1934 года. На проведенном наркомом совещании был намечен план мероприятий по достройке и пуску в январе основных цехов и вводу в эксплуатацию импортного оборудования. Во главе строительства был поставлен опытный производственник, бывший директор единственного в стране Днепропетровского завода стальных конструкций Иван Васильевич Борисенко. Уральский завод тяжелого машиностроения ( так иногда торжественно именовали «Стальмост») стал крупнейшим специализированным предприятием не только в СССР, но и в Европе.
Вот сюда, в далекую Верхнюю Салду, почти за полторы тысячи километров от Москвы, отправились в июле 1941 года главный инженер М.П.Семенов и начальник ОКСа П.П.Мочалов. Позже сюда прибыл и главный металлург С.М.Воронов. Они составили костяк руководства будущего предприятия-дублера.
Несмотря на важность и особую значимость завода
«Стальконструкция», оставшегося, по существу, единственным в стране, его производственные площади были переданы новому заводу «по обработке алюминиевых сплавов», которому присваивается номер 491». Решением ГКО завод «Стальконструкция» переводился в Челябинск, освобождая площади для завода №95 НКАП СССР и для вновь образованного завода №519 Наркомата цветной металлургии СССР.
Первоначальный план создания Уральского металлообрабатывающего завода (так в директивных документах 1941 года назывался завод №519 НКЦМ СССР) был утвержден приказом наркома П.Ф.Ломако от 8 августа 1941 года: «…организовать производство прокатно-тянутых изделий из тяжелых цветных сплавов на Верхнесалдинском заводе, бывший «Стальконструкция», для чего:
а) запроектировать, смонтировать и ввести в действие электролитейный и прокатный цехи к 1 февраля 1942г;
б) построить и ввести в действие цех для волочения прутков и труб цветных металлов к 1 февраля 1942г… Использовать для организации прокатного цеха демонтируемое прокатное и вспомогательное оборудование заводов им. К.Е. Ворошилова, «Красный Выборжец», «Свобода», а также несмонтированное оборудование Кольчугинского завода им. Орджоникидзе…»[3]
Частичная эвакуация ленинградских заводов «Красный Выборжец» и им. К.Е.Ворошилова началась еще в июле 1941 года, но была проведена не полностью: предприятия продолжали работать и в блокадном Ленинграде. Руководителем демонтажа завода им. Ворошилова были главный механик Н.Н.Буловский и начальник энергоцеха А.М.Потапов. Люди работали, как все в то время, - по 12 часов, без выходных. Были демонтированы двухклетьевой стан 750, 3 гидравлических пресса, 2 листопрокатных стана, трубопрокатный и волочильные станы. Также проходила эвакуация завода «Красный выборжец». Оборудование цехов Кольчугинского завода намечалось смонтировать в Ревде, Орске, Балхаше, Каменске-Уральском, Верхней Салде. Первый эшелон с кольчугинцами ушел 25 октября, последний – 19 ноября. Всего было отправлено 2,5 тысячи вагонов с оборудованием и эвакуировано около 4 тысяч работников.
С большим трудом вывозили людей из блокадного Ленинграда: «Эвакуация проходила таким образом: сначала нас отвезли поездом, потом автомашинами через Ладогу, а затем снова поездом. Нашу группу разместили сначала во Дворце культуры Кировоградского медеплавильного завода для поправки здоровья. Нас очень почеловечески встретили, за нами ухаживали и откармливали и добились того, что мы после месячного пребывания и своего рода послеблокадной реанимации могли уже работать. После привезли в Верхнюю Салду.»[4]
Только 30% всех работавших тогда на заводе №519 составили те, кто имел опыт работы на предприятиях цветной металлургии. На заводе №95 положение было несколько лучше: здесь в первые месяцы число квалифицированных работников доходило до 57%. Остальную же часть работников на обоих заводах составляли салдинцы, бойцы строительного батальона, а также мобилизованные по Указу от 13.02.42г. «О мобилизации городского населения для работы на производстве и строительстве»
На завод №519 по направлению прибыли выпускники Московского института цветных металлов и золота, не успевшие защитить диплом: В.Г.Лебедев, К.А.Казаков, И.Н.Каганович, М.Р.Есиков, И.Я.Рязанцев и др. Из Москвы было эвакуировано железнодорожное училище №3, ставшее впоследствии базовым ремесленным училищем №27, готовившим квалифицированные кадры.
Среди его первых выпускников были: П.Ф.Оськин, Н.Е.Телегина, Е.А.Казакова, будущий Герой Советского Союза В.С.Смирнов. И все же проблема с кадрами стояла остро, вспоминает главный инженер завода №519 А.А.Теняева: «Обучать пришлось всех, начиная с начальника цеха, кончая браковщиками – местными молодыми девушками, впервые поступившими на производство».
Много замечательных людей работали тогда на заводах №95 и №519: ленинградцы, москвичи, кольчугинцы… Талантливые и самобытные. Да и местное население, потомки уральских мастеровых людей, тоже не оказались не без искры божьей. Завод №95 в полном составе должен был быть эвакуирован из Сетуни. Но на 1 января 1942 года здесь, в Верхней Салде, работали лишь 1080 человек, прибывших из Сетуни. Многие мужчины ушли на фронт; женщины-работницы эвакуировались с мужьями, работавшими на других предприятиях. Были случаи невозвращения из отпусков, да и просто бегства. Положение с кадрами складывыалось серьезное. И все же…
Большинство (более 34%) составляли люди, привезенные из различных регионов Советского Союза (Ленинградской, Вологодской, Кировской, Орловской областей, республик Средней Азии). Значительную часть (около 20%) – учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО, тоже эвакуированные из западных регионов. Примерно одинаковым (чуть более 8%) было соотношение принятых на завод из числа местного населения и спецпереселенцев ( в дальнейшем это число значительно выросло). 5% эвакуированные из Ленинграда и мобилизованные из Татарской ССР, Свердловской и других областей. И 25% составляли эвакуированные из Сетуни, с завода №95.[5]
Похожая ситуация сложилась и на заводе №519. Правда, количество специалистов-металлургов здесь было выше (19% кольчугинцев и 10% ленинградцев против 25% сетунцев). Существенно большую часть составляло местное население – около 30%. 16% - бойцы строительного батальона.[6]
Большую роль в пополнении кадрового потенциала заводов сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 года «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». Число мобилизованных по этому Указу – 12-15%. Ремесленников, работавших на 519 заводе, было 5%, чуть меньше – спецпереселенцев, привезенных из Казахстана и других мест.[7]
1.2. Перестройка работы предприятий на военный лад
Большая часть, примерно 70%, производственных площадей бывшего завода «Стальконструкция» отошла к более крупному заводу №95. Из-за нехватки жилья часть рабочих была вынуждена поселиться за 10 км от завода в Нижней Салде.
9 ноября 1041г., когда первые эшелоны еще только начали прибывать в Верхнюю Салду, ГКО утвердил график пуска завода №95 и план производства полуфабрикатов на декабрь 1941-январь 1942г. Работы по монтажу велись в сложных условиях: одновременно с прибытием эшелонов из Сетуни производились демонтаж, упаковка и погрузка оборудования завода «Стальконструкция» для отправки на юг Урала, в Челябинск. Сам же монтаж шел недостаточно быстрыми темпами из-за несвоевременного и некомплектного поступления узлов, агрегатов и др., тем не менее, рабочие, инженеры показывали примеры настоящего трудового героизма.
Установка и монтаж уникальных прокатных станов на новой площадке завода №95 были начаты в ноябре 1941г. В цехе ими руководил его начальник Д.А.Цыценко. заводская многотиражка тогда писала: «Исключительные образцы самоотверженного труда проявил в восстановлении завода коллектив одного из ведущих цехов, которым руководит Д.А.Цыценко. темпами военного времени коллектив смонтировал сложнейший головной агрегат (вес всех деталей 1000т) за две недели!..» «Не считаясь ни с чем, мы работали по две смены. Чуть перекусим – и обратно. Цех был холодный, мы разжигали костры, чтобы отогреть руки. Монтаж вести в таких условиях непросто, а нам нужно было кабели подключать к щитам. Работа тонкая – приходилось руки греть у костра… Очень тяжело было…»9
В трубном цехе пришлось преодолевать те же трудности, что и в других цехах: некомплектность оборудования, острый недостаток рабочей силы. Тем не менее, по свидетельству И.С.Воеводина, работавшего в то время слесарем, «фундаменты под оборудование сооружались очень быстро, еще быстрее проходил монтаж.
Приходилось работать, не выходя из цеха по несколько суток…» В результате выпуск труб в годы войны составил: в1941 – 1154т, в 1942 – 1182т, в 1943 – 1749т, в 1944 – 1899т, в 1945 – 1713т. 10
Хорошей работе цеха в этот период способствовали умелое руководство коллективом и грамотная организация производства
9 Воспоминания участника монтажа оборудования в прокатном цехе А.А.Иванушкина, А.О.Ежов, Е.Г.Ежова Металл скрепляет времена и судьбы, 1998, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 39
10 А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Металл скрепляет времена и судьбы, 1998, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий,
стр. 58
начальника цеха Ф.В.Журавлева, заместителя начальника А.Н.Миронова, старших мастеров А.С.Балабанова, Ф.Г.Ногинова,
И.И.Терехина; мастеров И.М.Громова, И.Я.Коровякова и др.
Производству штамповок, необходимых для создания боевых самолетов в годы войны, придавалось на заводе №95 особое значение. Поначалу кузнечно-штамповочное производство существовало только на заводе №95 в Сетуни, чем и было вызвано создание дублирующих производств в Верхней Салде и Каменске-Уральском.
В суровые дни ноября 41-го в заводской многотиражке можно было прочитать: «…едва землекопы кончали рытье котлованов, плотники сооружали леса, арматурщики укладывали арматуру, а монтажники параллельно вели монтаж центрального отопления и водопровода. В результате самоотверженного труда людей цех сдан на сутки раньше срока…»[8]
За короткий срок было налажено серийное производство лопастей. Здесь же, впервые в мировой практике, была исследована и внедрена в производство штамповка полуфабрикатов и носков картеров звездообразных авиационных двигателей с воздушным охлаждением. Это обеспечило бесперебойное снабжение самолетных заводов моторами и лопастями винтов. Работами руководил главный металлург С.М.Воронов и главный технолог Д.А.Петров. К концу войны производство картеров увеличилось с 1941 г. Более чем в три раза.
Как же проходило становление и развитие производства на новой площадке, в основных цехах завода-соседа?
Завод №519 разместился в восточной части промплощадки. Оборудование литейного цеха монтировалось в бывшем метизном цехе «Стальмоста» - в коробке без водопровода, канализации, отопления, вентиляции и освещения. Прокатный цех занял помещение бывшего склада металла, крыша которого была серьезно повреждена и протекала. Вспомогательные цехи разместились в бывшей шаблонной мастерской и главном магазине – помещениях небольших и малоприспособленных для производства продукции.
Трудностей было много. Шихту, например, возили вручную за 200-250 м , неудачно стояли печи «Аякс» и изложницы. Вновь поступившие рабочие учились работать под руководством опытных литейщиков К.С. Гусарова, А.И.Титова, И.Е.Титова, И.Е.Сысоева, К.А.Пахомова и др.
Основным цехом завода №519 был прокатный. От «Стальмоста» ему осталось 4 крана «Моррис» - все остальное прибыло с разных заводов. Из-за этого возникли сложности в период монтажа оборудования и на начальном этапе работы. Неудачная планировка.
Некомплектность, разнородность поступающих станов и агрегатов, зачастую полное отсутствие запчастей и инструментов – вот далеко не все проблемы, с которыми пришлось столкнуться начальнику цеха М.Ф.Баженову. Буквально не выходила из цеха главный инженер завода А.А.Теняева.
8 января 1942 г. пустили стан 450 «Демаг», на котором работали кольчугинские вальцовщики М.И.Пименов и Т.П.Сайканов. Пристальное внимание уделялось монтажу и пуску стана горячей прокатки ДУО «750». Нарком П.Ф.Ломако в своих мемуарах об этом эпизоде говорит особо, отмечая самоотверженную работу как работников завода им. Ворошилова (откуда прибыл стан), так и специалистов других заводов. Стан был пущен в первом квартале 1942г. Особой страницей стало освоение станов «Кварто» монтаж их, как и всего оборудования, возглавил главный механик завода Н.Н.Буловский.
Большую работу по становлению прокатного цеха проделали специалисты ленинградских заводов: Л.Н.Сергеев – заместитель главного технолога; И.Н.Кузьмин – зам. начальника цеха; А.М.Вострухин – начальник производства; А.А.Зинченко – начальник производства завода и др.
Если в начальный период ставились задачи налаживания серийного производства наиболее массовых сплавов и проката, то в дальнейшем упор делается на улучшение качества продукции. С огромным старанием работало абсолютное большинство заводчан – голодных, разутых, в потрепанных телогрейках. Им приходилось решать, казалось бы, неразрешимые задачи. Именно они в конечном итоге обеспечивали успех любого дела. И основой этого была их уверенность в том, что для приближения победы в справедливой войне с захватчиками они сумеют справиться с самыми невероятными трудностями.
Глава 2
Ты и в работе – фронтовик, ты и в труде – участник боя
2.1. Работа под девизом: «В труде, как в бою»!
Мощным средством, организующим и стимулирующим работу предприятий в годы Великой Отечественной войны, стало социалистическое соревнование между заводами, цехами, сменами, бригадами, отдельными рабочими.
Официально установленный режим работы в две смены (с 8.00 до 20.00 и с 20.00 до 8.00 часов) фактически ежедневно нарушался: важные и срочные фронтовые заказы диктовали совершенно иной график. До 70% работающих составляли подростки и молодежь, младшим из которых едва исполнилось 13 лет. Они работали наравне со старшими, стараясь перевыполнить норму, и оставались ночевать здесь же, в цехе, выбрав место потеплее. И так – изо дня в день, из месяца в месяц!
Весной 1942 года на заводах появились первые фронтовые бригады. Их девиз «В тылу, как на фронте!» для каждого работающего стал руководством к действию. Вывешенная в прокатном цехе завода №519 «молния» сообщала: «…22 марта в нашем цехе на стане ДУО – 750 организована первая фронтовая бригада в составе: командир т. Недотко, политрук – т. Цукерман; бойцы тт. Катушкин, Фомин, Бошарин, Домбачев, Мазепа, Вознесенская, Санников, Костомаров. Желаем ей высокоорганизованной работы, четкости и фронтовой напористости в выполнении двух-трех норм в смену!»
В ремонтно-механическом цехе первой фронтовой бригадой стала бригада слесарей-ремонтников Михаила Осколкова. В ее составе активно трудились В.Парафинович, В.Торопов, А.Балабанов, В.Федорович и др. примером трудолюбия был сам бригадир. Ветеран труда Ю.И.Минаев вспоминает: «был случай, когда М.Осколков выполнял срочнейший заказ… плотно поработав 2-3 часа, подошел ко мне, повалился на верстак. «Как дела, Миша? – спрашиваю.- Чего молчишь?» - «Ты знаешь, устал и есть хочу…»Отломил ему полкуска хлеба. «Ешь!» Прожевал Миша хлеб и отправился к своему верстаку. Задание он выполнил к обеду, а по норме нужно было затратить больше смены…»[9]
Лучшим фронтовым бригадам присваивались имена Героев Советского Союза – Наташи Ковшовой, Александра Матросова, Лизы Чайкиной и др.
Ф.Д.Муратова (Коршунова), бригадир одной из первых комсомольскомолодежных фронтовых бригад рассказывала о том периоде: «С начала 1942 года на нас, девчат, наложили броню, затем перевели на казарменное положение. Один раз в месяц выходили с завода, чтобы помыться. Было голодно, холодно, но все равно никто не унывал. Когда наши войска пошли в наступление, казарменное положение отменили. Опять стали работать по 12 часов в цехе, по 6-8 часов на субботниках: зимой заготовляли дрова для госпиталя; помогали медперсоналу, чем могли; шефствовали над ранеными. Успевали и концерты ставить для раненых – пели песни, переходя из палаты в палату. Запевалами в нашей бригаде были Женя Голышева (Казакова), Нина Рощина (Колесникова), Клава Скидан…»[10]
Заводу №519 за годы войны неоднократно присуждались первые, классные, места во Всесоюзном соцсоревновании среди предприятий наркомата. К концу войны на этом заводе 26 бригад и смен носили звание фронтовых. Свыше 100 человек являлись, как сказано в документах того времени, «лучшими из лучших», постоянно перевыполняя план на 150-180%.
Гремели стахановцы и на заводе №95. Вся страна узнала о соревновании вальцовщиков Георгия Волкова и Алексея Незнанова, о машинисте самого большого в мире молота Василии Кочеткове и его чудо-бригаде, о знатном кузнеце Алексее Левченкове, число учеников которого уже тогда перевалило за три сотни, и о многих других. В одну из смен токарь Николай Смирнов изготовил 10 сложных деталей. Это был рекорд! Но он не успокоился: фронт требовал напрячь все силы. Новый рекорд – 23 детали в смену. Казалось, это предел… и вот все с удивлением узнают: токарь Смирнов дал 25 деталей – 483% нормы![11] Так работали многие.
Почти 100% работающих было охвачено соревнованием. До сих пор помнят ветераны зачинателя здесь движения «тысячников»(перевыполнявших норму в десять и более раз) фрезеровщика А.Н.Скотскова. «Моя норма – пять норм в смену!» - говорил он. Движение «двухсотников», «трехсотников» стало воистину массовым. Фронтовые бригады на заводе №95 возникли весной 1942г. Одними из первых, кто стал трудиться под девизом «В труде, как в бою!», были бригады прессовщиков А.И.Гайгерова, А.И.Парфенова, бригада вальцовщиков М.Д.Григорьева, бригада литейщиков С.Ф.Ятайкина, бригада волочильщиков И.М.Громова, смена кузнеца
Н.Г.Анисимова и др.
Ради победы трудились тысячи тружеников Верхней Салды, совершая ежедневный подвиг.
2.2. Воспоминания заводчан, ветеранов тыла. Жизнь и быт в годы войны
Воспоминания Ходанецкой Таисии Александровны (член семьи эвакуированных рабочих из Кольчугино).
«…Мой папа, Александр Кириллович Михайлов, приехал на заработки в Кольчугино. Сначала работал краснодеревщиком, потом перешел на завод по обработке цветных металлов, перед войной работал бригадиром в сборочном цехе. Через два года папа перевез всю нашу семью в Кольчугино. Жили в Кольчугино у бабушки Дергуновой ( маминой матери), дом на три окошка, тесновато, но, как говорится, «в тесноте да не в обиде». Работник один папа, мама совсем неграмотная, все мальчишки ходили в школу. Начали думать о постройке собственного дома. Взяли участок. Папа со своими сыновьями строили дом. В 1940 году мы уже переехали в новый пятистенный дом под железной крышей. Мама тоже стала у папы в цехе работать сборщицей. Началась война. Город опустел, притих, словно вымер. На окнах в каждом доме наклеены полоски бумаги, чтобы на случай попадания осколка от снаряда не выпадали стекла; затемнение, возле каждого частного дома выкопаны землянки – окопы, куда мы уходили во время налетов немецких самолетов.
Через неделю после начала войны папу Александра Кирилловича взяли на трудовой фронт: оказывается, мужчины вокруг города копали огромные глубокие траншеи, чтобы не могли пройти танки. Через неделю-две через наш город стали прогонять скот из оккупированных немцами городов. Картина страшная, незабываемая. А в июле уже начались ночные налеты немецких самолетов. Но они перелетали Кольчугино, видимо, не опознав его.
А бомбы сбрасывали на ближайшую от Кольчугино узловую железнодорожную станцию Бавлены. Но благодаря огромному энтузиазму населения разбитые пути восстанавливались быстро, и эшелоны с солдатами и военным снаряжением шли на запад, на фронт.
Немцы изменили тактику налетов на Кольчугино. Самолеты стали летать утром и днем, чтобы видеть город. Летали низко, над самыми крышами домов, можно было видеть свастику, летчика. Но зенитчики, их штаб, находился в церкви, не стреляли. Почему? Да потому что на крышах домов находились люди, которые во время воздушной тревоги поднимались на крышу собственного дома, чтобы погасить на случай попадания бомбу. Вспоминаю такой случай. Сентябрь, начались занятия в школе. Наша начальная школа, в которой мы учились, была в доме бывшего попа за церковью. Перед церковью большой луг. Мы учились с двух часов. Мы, ребятишки, шли в школу. Вдруг над нами низко появился немецкий самолет, с которого разбрасывали листовки, много-много. Самолет направился к лесу, за городом задымил, все думали, что подбили. Оказалось, что он выпустил дымовую завесу. Долетев до леса, поднялся выше и исчез. Его сбили под Москвой. Потом сообщили по радио, что у немцев были снимки города Кольчугино и какие-то карты. Разбросанные листовки мы, конечно, собирали. Пришли в школу, явились зенитчики, попросили выложить листовки. Выложили, но не все. Мальчишки кое-какие спрятали, потом мы их читали. Содержание некоторых я помню до сих пор:
«Советские дамочки, не ройте себе ямочки,
Поедут наши таночки, засыплют ваши ямочки»
«Советские детки, утром ваши мамочки будут месить тесто,
А вечером вы не найдете себе места»
Декабрь 1941 года. Началась эвакуация оборудования Кольчугинского завода по обработке цветных металлов вместе с рабочими. Наша семья из шести человек была в сборе: папа пришел с трудового фронта, Анатолий вернулся из Нижнего Тагила, Юрий прибежал из разбитого немцами эшелона, в котором их эвакуировали из РУ, мама, Алексей и я.
Эшелон из 13 товарных вагонов стоял на территории завода. В каждом вагоне слева и справа полки. В середине вагона печка-буржуйка. В вагоне четыре семьи: слева на полу и на полке, справа на полу и на полке. В нашу семью на полку попросился начальник эшелона Егунов Леонид с женой, детей у них не было. Было много тревог, шума, слез, плакали провожающие, отъезжающие…
Находились в пути с 14 декабря по 11 января 1942г. Подолгу стояли на станциях, пропуская военные эшелоны, идущие на фронт. В дороге питались, кто чем богат. На станциях и вокзалах набирали кипяток, когда видели вывеску. Кое-где нам наливали похлебку, оставшуюся после солдатских эшелонов, кое-что варили сами на буржуйках.
Приехали в Свердловск. Наш эшелон поставили на сортировке на запасные пути и объявили, что повезут не на Балхаш, как вербовали в Кольчугино, а в Верхнюю Салду. Что за Салда? Не слыхивали! Устроили вроде бунта. Начальник эшелона Егунов Л. сжег списки эвакуированных в нашем вагоне в буржуйке. Никакого расследования, по-моему, не было. Две недели мы там простояли, и все же нас повезли в Верхнюю Салду.
Январь, мороз под 30 градусов. Квартир для размещения эвакуированных не хватило. Такие большие семьи, как наша, некуда было селить. Повезли так в Нижнюю Салду. Родители ходили по Балковским улицам, никто не пускал, на четвертый день нас поселили на Третьей Балковской в двухэтажном доме на второй этаж. Внизу бабушка с дедушкой и их дочь учительница. А нас восемь человек, Егуновы тоже с нами попросились. Вечером, когда все соберутся, шум, разговоры, половицы скрипят, лесенка на второй этаж еле мужиков выдерживает. Хозяева пошли в горисполком: «Убирайте!» Нас переселили в барак за хлебозаводом, в нем жили рабочие со свинарника, их забрали в армию, барак освободился. Барак большой: две комнаты и зал с печкой посередине. Здесь раньше проходили собрания рабочих хлебозавода.
В этом бараке мы прожили до 1947 года, потом нас переселили в новый барак 519 завода. В Верхнюю Салду ходил так называемый рабочий поезд, три вагончика. В 7 утра рабочие уезжали, в 21. 30 вечера приезжали.
Мама не работала, была домохозяйкой. Юрий работал на хлебозаводе: возил на лошади отходы на свинарник. Я училась в школе №4, на берегу пруда, здание с высоким крылечком. Сейчас там мастерские ГПТУ. Здесь окончила в победном 1945 году семь классов.
В 1943 году Алексею исполнилось 18 лет. Забрали в армию. Служил в авиации, был воздушным стрелком. Он воздушный стрелок 945 Берлинского, 58 гвардейского штурмовых авиационных полков. Участвовал в боевых действиях в составе I Белорусского фронта на территории Белоруссии, Украины, Польши. В составе 16 воздушной армии штурмовал Берлин. В 1944 году был ранен. Демобилизован в октябре 1950 года. Имеет награды: медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 19411945гг», «Ветеран труда», юбилейные.[12] С 1950 по 1978 год работал на заводе №519 и ВСМПО вальцовщиком в цехе №2. несколько лет его портрет был на заводской доске почета.
В 1975 году вышел на пенсию. Продолжал работать. Погиб от ножа рецидивиста 3 февраля 1978 года. Был женат на Кочетковой Екатерине Максимовне. У них двое детей: Сергей и Татьяна.
Сергей – старший инженер-компьютерщик цеха №33 ВСМПО, жена
Наталья Васильевна работает в этом же цехе.
У Сергея с Натальей двое детей: Алексей (в честь деда) и Сергей. Оба работают на ВСМПО. Алексей – мастер в цехе №32, Сергей – газосварщик в цехе №50. Младший Сергей женат, имеет двухлетнего сына, тоже Сережа. Татьяна Алексеевна замужем, живет в Калининграде. Работала в институте океанологии. Трижды была в научно-исследовательских экспедициях: в Сингапуре, США, Венеции. Муж авиамеханик. Дочь Екатерина Михайловна окончила в Калининграде институт
Старший сын Михайлова Александра Кирилловича Анатолий
Александрович 1923 года рождения всю жизнь проработал вместе с отцом в цехе №2 завода №519 и ВСМПО вальцовщиком. Во время войны его несколько раз (11) призывали в армию, но из Свердловска возвращали по броне. Он на заводе был одним из первых на освоении титана. У него на глазах погиб вальцовщик Т.П.Сайканов, которому прямо в сердце попал осколок от титановой плиты во время прокатки. Он видел трагедию с А.А.Теняевой, бросившейся с крыши цеха. Рабочие очень любили и ценили ее. Он сильно переживал ее трагическую смерть и провожал в последний путь.
Анатолий был рационализатором, в его трудовой книжке масса благодарностей, записей о выделении премий за рационализаторские предложения.
Анатолий был женат на Тонковой Дарье Ивановне. Они работали в одном цехе. В семье Анатолия две дочери – Валентина и Нина. Валентина с мужем Челышевым Юрием уехали в Ленинград. Там он окончил академию. Служил. С Камчатки, когда глава семейства вышел в отставку, семья Челышевых вернулась в Верхнюю Салду, где живут до настоящего времени. Многие из семьи тоже работают на ВСМПО.
Младшая дочь Анатолия Александровича Нина вместе с мужем Токаревым Юрием тоже до пенсии проработали на ВСМПО.
Младший сын Михайлова Александра Кирилловича – Юрий
Александрович 1927 года рождения работал, как и старшие братья, в цехе №2 519 завода тоже вальцовщиком. Анатолий, старший брат, был его наставником.
Ценили братьев Михайловых, все были классные работяги. Начальник цеха Горохов Алексей Иванович всегда говорил: «Орлы братья Михайловы, люблю я их, особенно Анатолия. Он был моим помощником, производство знал лучше меня».
Воспоминания Лесневской Марии Федоровны (эвакуированной из Сетуни)
Немцова (Лесневская) Мария Федоровна родилась 7 апреля 1923 года. Закончила 7 классов в деревне Отъезжее Калужской области. Затем поехала работать в Москву, работала прислугой в семье, которая проживала в Сокольниках. Через два с половиной года получила паспорт и устроилась на завод в поселке Сетунь, где жила ее уже пожилая тетя (жена папиного брата) вместе со взрослой дочерью. Трудилась подручной на прокатном стане. До войны проработала один год и два месяца. Мария Федоровна вспоминает, что когда жители поселка услышали первую военную тревогу, начался переполох, ужас, смятение охватило всех, всем велели бежать в убежище.
Но позже люди привыкли к тревогам, перестали ходить в убежище. А если тревога заставала на заводе, то отключали станки и прятались на территории своего цеха.
К эвакуации начали готовиться очень быстро, люди семейные заранее собирали вещи, продукты. Мария Федоровна ехать не хотела, поэтому ничего не собирала.
За два часа до отправления эшелона пришли военные люди и сказали, что если она, тетка и ее дочь не поедут, то попадут под судебный трибунал. Взять с собой успели только самое необходимое, так, с небольшим узлом и поехала.
До Верхней Салды добирались 25 дней, голодали, выдавали только по 200 грамм хлеба в день на одного человека. Пока добирались до Урала, часто объявляли тревогу. Бросали все и бежали в лес. Эшелон привезли в Салду 2325 октября. Когда приехали, то в Салде их встретили радушно, хорошо накормили. Расселили всех на втором поселке в двухэтажных домах (рядом с железнодорожным вокзалом), им на троих дали комнату. В комнате было только два топчана, матрасы, набитые соломой. Но долго там девушка не прожила, когда вышла на работу, получила общежитие на Молодежном поселке, в комнате кроме Марии Федоровны жили еще две девушки. На работу вышла в третий цех, где и проработала всю войну. На заводе дали спецовку и ботинки на «деревянном ходу» ( с деревянной подошвой). Вспоминает Мария Федоровна как весной по бездорожью, по глине бежала на работу и потеряла подошву. Пришла на работу, плачет. Выдали ей после этого рабочие ботинки 41 размера, а носила 33 размер! Чтобы ботинки не спадывали, кучу тряпок «вертела», ощущение такое, что на лыжах была. Когда первый раз пришла на площадку своего завода, там стоял один пресс, прессовали медные трубы. Но монтировали волочильные и другие станки с такой огромной скоростью, что даже до сих пор Мария Федоровна удивляется, кажется: только что ничего не было, но вмиг появилось! Девушка работала подсобным рабочим, учетчицей, оформляла продукцию, носила образцы на исследование, выполняла все, что могла, а сама была маленькая, худенькая. Все работали очень дружно, старались, не ленились. Сначала работали по 12 часов, а потом бывало по 18 часов. С трудом домой возвращались, ноги болели. Мария Федоровна вспоминает, что когда по карточке кормили, давали баланду с овсянкой, иногда рыбные котлеты, иногда они были из несвежей рыбы, но при этом никто не травился, не болел кишечными инфекциями. Те, кто работал на вредной работе, получал усиленный паек.
Мария Федоровна за работу в военное время получала грамоты, благодарности.
О том, что наступил день Победы, узнала на рабочем месте, вспоминает, что было всеобщее ликование. После войны эвакуированные стали уезжать, Марии Федоровне ехать было некуда и не к кому, поэтому она решила остаться.
Проработала на заводе 40 лет, последние годы работала в цехе № 10 полировщицей.
Дочь Марии Федоровны тоже работала на заводе в цехе №15 начальником караула, а сейчас успешно трудятся на ВСМПО трое из пяти внуков Лесневской Марии Федоровны.
Воспоминания Ивана Петровича Пучкова (эвакуированного из Сетуни)
Ивана Петровича Пучкова без преувеличения можно назвать живой легендой объединения: 52 года отдал он предприятию, из них сорок лет проработал в третьем цехе.
Уроженец Белоруссии, на Витебщине он закончил семь классов, и родители отправили паренька в Москву. Здесь работали дядя и старший брат.
Москва встретила Ваню без распростертых объятий. Своей продовольственной карточки у него не было, поэтому поначалу просто голодал. Спал в общежитии на кроватях тех, кто уходил работать в ночную смену. А в сентябре 1934 года поступил в ФЗО учиться на прокатчика. В группе электриков учился Вася Юдин. Наверное, многие заводчане помнят ветерана труда цеха связи Василия Романовича Юдина.
В училище кормили три раза в день, для отощавшего подростка это был праздник. На ленточно-прокатном стане Ваня работал подручным у Степанова, отца шестерых детей. Подросток всю смену при собственном весе 36 килограммов ворочал 30-килограммовые рулоны. А затем смышленого паренька перевели препаратором-лаборантом в центральную заводскую лабораторию. Его руководителем стал Леонид Германович Рожковский, человек, который свободно владел четырьмя иностранными языками и переводил статьи Савватию Михайловичу Воронову. Общение с грамотными людьми оказало на Ивана самое благоприятное влияние, и он поступил в Московский авиационный техникум. Коллектив лаборатории освоил тогда сплав М95 (Музалевский плюс завод №95), обладающий отличным антикоррозионными свойствами. Конструктор А.Н.Туполев сказал: «Сплав М95 – это революция в самолетостроении».[13] Участники экспериментов были награждены, а Иван Пучков получил 600 рублей премии – огромные деньги по тем временам, ибо велосипед стоил 170 рублей.
В последний предвоенный год Иван закончил техникум и стал техником-механиком по монтажу самолетов. Его избрали секретарем комсомольской организации ЦЗЛ.
Все планы юноши нарушила война. Его назначили начальником предпоследнего эшелона, и 350 человек в октябре 1941 года отправились на Урал, в Верхнюю Салду.
«21 октября помощник директора по кадрам А.И.Никитин вызвал меня и предложил выехать в Верхнюю Салду начальником предпоследнего эшелона. Перед этим полтора месяца я работал по мобилизации и призыву на военную службу на Немчиновском призывном пункте. Москва была подвержена массированным налетам немецких самолетов. 21 октября мы грузили эшелон: люди и все электрические печи литейного цеха. А что такое электрическая печь? Это с воздуха танк, маскируй ее, не маскируй – все равно сверху имеет вид танка. Мы грузимся, а над головой самолеты со свастикой бомбы бросают. В товарных вагонах выехало 350 человек. Никаких больших перевозок вещей не разрешалось, кроме чемодана и узелка. Люди приходили с минимумом вещей, необходимых в дороге, - кружкой, ложкой и т.д. Нас бомбили очень здорово, самой непропускаемой станцией была станция Петушки: через каждые сорок минут ее бомбили немцы. Мне повезло, у меня удостоверение, подписанное Сталиным. Я показал его начальнику станции Петушки, и нас двинули за товарняком, частично разбомбленным, успели проскочить в течение 40 минут. Потом нас бомбили в Горьком 7-8 ноября: в семи-двадцати километрах от него простояли на торфяном болоте около двух недель. Пришлось мне добираться до города на товарняке и в политотделе железной дороги добиваться, чтобы нам дали продуктов. На второй день нас отправили в Салду, даже извинились, что мы стояли в лесу. Ехали мы не так сладко, хотя питание и было организовано на эвакопунктах, но такую массу народа накормить было трудно. Мы ехали, не зная куда – в город или в чистое поле. Ехали около полутора месяцев до Салды…»[14]7
Добирались полтора месяца. Приехали. Директор завода Исай Соломонович Виштынецкий сказал, что в Верхней Салде жилья нет, и сетунцы разместились по квартирам в Нижней Салде. У завода тогда было всего две легковые машины и 14 грузовых. Многие ходили на работу и с работы пешком: в те годы девять километров расстоянием не считалось.
Директор поручил И.Пучкову курировать монтаж оборудования цехов №2 и №3. а на слова москвича, что механик по монтажу самолетов, ответил: «Строительство – это проще». Оборудование разгружалось и монтировалось рядом с уже действующим. Так, первые два стана были смонтированы еще осенью, и первая продукция с них была выпущена 6 октября 1941 года. Этот день и считается днем рождения прутково-профильного и трубного цеха №3 на уральской земле.
Кранов не было, и тяжеленные детали оборудования разгружались и монтировались такелажным способом. Так были установлены волочильные станы, немецкая конвейерная печь, 3000-тонный пресс, селитровая ванна емкостью более 70 тонн и многое-многое другое. Селитровая ванна охранялась особо: взрыв мог разнести весь завод. Цех выпускал прутки, профили и трубы, которые шли на строительство самолетов и кораблей. В 1942 году цех выполнил срочный правительственный заказ по обеспечению медными трубными заготовками один из заводов для изготовления танковых радиаторных труб. И каждый год коллектив осваивал какую-то новую продукцию. К маю 1942 года цех выпускал столько же продукции, сколько на старой площадке до войны. В 1942 году было изготовлено 1182 тонны труб, а в 1944 – уже 1899 тонн, профилей соответственно – 2796 тонн и 4447 тонн, прутков в 1943 – 5405 тонн. Колоссальные объемы![15]
Старшими мастерами отделов в те годы работали: Федор Георгиевич Ногинов – в прессовом, Николай Семенович Новосадов – в прокатном, Алексей Алексеевич Балабанов – в трубном и волочильном, Иван Яковлевич Коровяков – в отделе сдачи. Ф.Ногинов был парторгом цеха. Отличными производственниками и честнейшими тружениками остались в памяти отжигальщик и вакуумщик Михаол Марасанов, трубопрокатчик, волочильщик и наладчик Григорий Шепетков, трубопрокатчики Геннадий Лунин и Галина Распопова, волочильщицы Валентина Петренко и Тамара Пузанова, прессовщик Николай Казуков, резчица Анна Пряничникова, правильщик Семен Дикий, травильщица Елена Сенькина, крановщица Антонина Юрчук, термисты Александр Максимовский и Роза Барашкова. Сорок шесть лет отдал третьему цеху Петр Михайлович Бычков. Алексей Филиппович Кондратьев из крановой службы также десятилетия отдал цеху. А мастер Павел Григорьевич Оносов запомнится как самый справедливый: последние сто граммов хлеба он делил с окружающими. А мастера Андрей Пупков, Федор Бабанов, Сергей Рябов, Василий Щапов, Иван Громов, Алексей Матвеев! Все они творили историю предприятия, жили одной дружной семьей.
Иван Петрович Пучков награжден орденом «Знак Почета», бронзовой медалью ВДНХ, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия В.И.Ленина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «Ветеран труда», знаками «Победитель соц.соревнования 1973-1975гг», присвоено звание
«Почетный ветеран ВСМОЗ им. В.И.Ленина» и «Ударник коммунистического труда», семь раз избирался депутатом городского Совета, десять лет возглавлял цех.
Заместитель начальника цеха №3 Кунцевич Е.В. написал в честь И.П.Пучкова стихотворение, сам его прочитал на праздновании юбилея именинника :
Крестьянский сын из Беларуси Решил столицу повидать.
Там ФЗУ успешно кончил И специальность получил.
Он стал работать на заводе, С ним навсегда себя сроднил.
Он в цехе два начал работать,
Потом в ЦЗЛ переведен,
И за научную работу Достойно был вознагражден.
Закончил техникум заочно, И в институт была мечта.
Мечта его сбылась бы точно, Но тут нагрянула война.
И он опять был очень нужен, Чтоб эшелон в Салду сопровождать. И тех людей, что с ними были, Всех по квартирам размещать. Куратором по монтажу назначен Прокатных, прессовых цехов.
И даже бегать приходилось, Чтоб все вопросы разрешать.
Имеет орден и медали И благодарностей полно.
Он прожил жизнь свою достойно И делал людям лишь добро.
Воспоминания Булавиной (Третьяковой ) Антонины Григорьевны
(коренной жительницы г. Верхняя Салда)
Булавина Антонина Григорьевна родилась 26 июня 1923 года в городе Верхняя Салда. Свердловской области в семье рабочих (демидовских кержаков). Родители работали в прокатном цехе старого завода. До 8-го класса училась в школе №13 (впоследствии школа №1 им. А.С.Пушкина). После 8 класса тяжело переболела крупозным воспалением легких, были осложнения, в школе учиться было тяжело. И Антонина Григорьевна поступила учиться на курсы счетоводов при школе ФЗУ Алапаевского металлургического завода. После окончания курсов была напрвлена в Северский мехлесопункт (Верхняя Салда). Но у девушки была мечта: она хотела стать агрономом. Антонина Григорьевна поступает в Ирбитский агротехникум, это был уже 1940 год. Когда началась война, девушка была на практике, она осваивала трактора. Чувство тревоги, недоумение охватило всех. Через три дня всех юношей из техникума забрали на фронт. Практика перешла в обязательную работу. На полях трудились до поздней осени, уже плуг с трудом входил в промерзшую землю. Булка хлеба в тот период стоила 500 рублей, а стипендия была 75 рублей. Чтобы выжить, пришлось вернуться обратно домой в Верхнюю Салду. В это время создавался завод 519 для производства прокатных изделий из тяжелых цветных металлов, оборудование для которых шло с ленинградских предприятий им. Ворошилова, «Красный Выборжец», «Свобода» и Кольчугинского завода.
В декабре 1941 года Антонина Григорьевна устроилась на завод учеником пирометриста, она должна была измерять температуру жидкого металла. В один из дней, вспоминает она, загрузили дополнительно в печь шихту, раздался сильнейший взрыв, оказалось, что в промерзшую шихту попали гильзы. Антонина Григорьевна чудом спаслась.
Затем на работу пирометриста поставили более старших по возрасту женщин. А Антонину Григорьевну и других девушек перебросили в прокатный цех завода №519. Когда девушка пришла в цех, там царил жуткий холод, кругом рыли котлованы под станки. Антонина Григорьевна должна была работать на стане «Кварто-250», привезенном из Ленинграда с завода «Красный Выборжец», стан стоял только смонтированный и еще толком не опробованный, пока везли, потеряли некоторые детали. Какое-то время операторами были инженеры. На стане катали латунную ленту для дальнейшей штамповки патронов. Ширина ленты была около 50 сантиметров. Затем на стане стали учить работать 17 девчонок, среди них была и Антонина Григорьевна. Но через некоторое время их осталось всего трое. Работали операторами по сменам, неделями, рабочий день длился 12 часов, один выходной и снова работа. Несмотря на молодость девчонки буквально падали с ног от усталости. Трудовая дисциплина была очень жесткая, за опоздание можно было попасть под суд.
В один из дней на стане лопнул волок, стан остановился. В цехе сразу появилась комиссия из НКВД. Но инженер Серафим Александрович Кушакевич смог найти причину произошедшей аварии, и никто не пострадал. Отстраивался завод, росли и темпы производства. Антонина Григорьевна рассказывает, что скорость прокатки сначала была 5 метров в минуту, затем 15 метров, а позже ближе к сотне метров.
Антонину Григорьевну сразу заметили как ответственного трудолюбивого и серьезного работника.
Кроме холода рабочих, конечно, мучал голод. Паек, который выдавался , позволял разве что не умереть с голоду. Передовикам производства давали УДП (дополнительный паек), рабочие его расшифровывали так: «Умрешь днем позже» (полпорции каши-заварихи с лярдом – смазкой для станков). Но самая вкусная еда была картошка, принесенная из дома, испеченная в обжиговой печи. Тяжело было Антонине Григорьевне, но с огромным чувством сожаления и сострадания, вспоминает она о казахах, которые трудились с ней в цехе: маленькие, худенькие, не привыкшие к холоду, они болели, умирали с голоду.
В декабре 1943 года у Антонины Григорьевны родилась дочь. А в 1945 году она вернулась на завод 519 техником в отдел главного технолога в БРИЗе (Бюро рационализаторства и изобретательства).
И в этом же году стала руководителем БРИЗа завода. Антонина Григорьевна принимала рацпредложения и всегда с присущей ей ответственностью, досконально следила за их внедрением. Параллельно Антонина Григорьевна училась в вечернем техникуме, она была не только ответственным работником, но и серьезной студенткой. У Атонины Григорьевны хранится удостоверение, выданное Народным Комиссариатом Цветной Металлургии СССР, которым подтверждается, что она обучалась на курсах техминимума при заводе №519 по специальности «оператор стана «Кварто» и сдала экзамен на «отлично», имеет право работать оператором на стане «Кварто». О ней отзывались так: «…отличный организатор. Упорно и настойчиво следила за внедрением рацпредложений…»[16]
День Победы вызвал у Антонины Григорьевны смешанные чувства. Собрались все дома, накрыли на стол, пришла сестра матери. Плакали и радовались одновременно, потому что трое двоюродных братьев погибли, а шестеро пропали без вести.
За стахановскую работу премировали Антонину Григорьевну отрезами на платье, а однажды выдали американские туфли 40 размера, а она носила 36!.
23 ноября 1946 года по Указу Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года Антонина Григорьевна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Судьба Антонины Григорьевны неразрывно связана с судьбой завода. Муж Антонины Григорьевны (1913гр) Жилицкий Борис Иосифович, был эвакуирован из Ленинграда 4 февраля 1942 года, во время войны работал инженером завода 519. В послевоенное время Антонина Григорьевна и Борис Иосифович продолжали работать на заводе. Антонина Григорьевна ушла на пенсию из отдела 22 заводоуправления в должности старший инженер. Все дети и внуки получили высшее образование. Две дочери Антонины Григорьевны трудились на ВСМПО: Степанцева Мария Борисовна и
Вишневецкая Валентина Дмитриевна (один из директоров школы №1). Сейчас трудовую династию продолжают внуки: Степанцев Максим Александрович (заместитель начальника по оборудованию алюминиевого комплекса), Мещанинова Светлана Александровна (ведущий специалист отдела 39 цеха 12)
Послесловие
Время идет, и вот уже нет многих из тех, кто спас нашу страну, тем ценнее становятся воспоминания свидетелей тех событий. Для многих из нас – жителей будущих тысячелетий – важно и полезно узнать, как трудились во время войны работники предприятия, на котором трудятся наши родители, а возможно, придем и мы. Узнать и понять, что трудности сегодняшних дней – это пустяки по сравнению с тем, что пережили они. Где бы ни трудились ветераны, они делали все, что от них зависело, а часто неизмеримо больше, чтобы приблизить Победу над ненавистным врагом. Каждый из тружеников тыла внес славные строки в летопись объединения, их труд и после войны позволил заводу долгие годы оставаться в числе лидеров отечественной промышленности. Глядя на них, не перестаешь восхищаться жизнелюбием, энергией, оптимизмом, которые до сих пор слышатся в звуке их голосов, в манере держаться, несмотря ни на возраст, ни на болезни. Судьбы ветеранов тыла – самый грандиозный памятник эпохи.
2.3. Значение оборонной деятельности заводчан в годы войны
Заводы №95 НКАП СССР (директора И.С.Виштынецкий и С.М.
Лещенко, главный инженер М.П.Семенов) и №519 НКЦМ СССР (директора
П.В.Яковлев и В.С.Киселев, главный инженер А.А.Теняева) в годы Великой Отечественной войны обеспечивали заводы – изготовители боевой техники качественной продукцией во все возрастающих объемах.
Следует отметить, что вплоть до 1944 года завод №95 являлся практически единственным поставщиком полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов не только для авиации, но и для различных оборонных отраслей. Поэтому и сроки выполнения заказов устанавливались крайне жесткие: например, приказом наркома от 2 января 1942 г. предписывалось поставить партию новых специальных прессованных профилей, а также штамповок и труб на самолетыТУ-2 уже к 10-15 января.
Ход боевых действий корректировал планы выпуска различных видов полуфабрикатов. В условиях военного времени, работая на новых площадях, предприятие выполнило программу первого года на 107,2%. Этому способствовал самоотверженный труд всего коллектива, сумевшего в сложнейших условиях начального периода войны восстановить производство.
Завод №95 не только обеспечивал серийное производство самолетов, но и поставлял полуфабрикаты для нужд опытного самолетостроения различным конструкторским бюро и заводам, а также для танковой промышленности, электротехнической, для судостроения, снабжал производителей различных видов артиллерийского и стрелкового вооружения, электроторпед. Проводилось множество мероприятий, позволившие существенно улучшить качество и увеличить объемы производимой продукции.
На заводе №519 также проводились мероприятия, позволившие к концу войны значительно улучшить качество слитков и проката, повысить выход годного.
Основной цех завода трудился над выпуском капсульной и радиаторной ленты; проката из спецсплавов; а также другой необходимой фронту продукции, обеспечивая главным образом производство боеприпасов. В годы войны сотни работников заводов №95 и №519 за самоотверженный труд были награждены орденами и медалями СССР.
В июле 1942г. 19 работников завода №519 за успехи в монтаже и организации производства были отмечены правительственными наградами. Весь коллектив завода №95 был награжден высшей наградой государства – орденом Ленина «за образцовое выполнение заданий правительства по обеспечению заводов авиационной промышленности прокатом и поковками».[17]
В июне 1945 г. заводу №95 по итогам работы в мае в двадцать первый раз в годы войны было присуждено Красное знамя Государственного комитета обороны. Подтверждая громадный вклад в дело победы над врагом коллектива завода, 16 апреля 1946г. ВЦСПС и Наркомат авиапромышленности постановили оставить знамя заводу на вечное хранение.
Выводы
Задачи, которые я перед собой ставил, начиная проектную деятельность, а именно: изучить и охарактеризовать вклад заводчан в Великую Победу, представить фактический материал – воспоминания ныне здравствующих ветеранов тыла, участников трудовых событий – мною выполнены. Изучив материалы из книг, отобранных в библиотеке профкома ВСМПО, школьного музея, материалов из личного архива участников событий 1941-1945гг, а также непосредственно общаясь с ветеранами тыла, мне удалось самому проникнуться значимостью происходившего в маленьком уральском городке Верхняя Салда, волею судьбы ставшего настоящим оплотом страны в трудные для нее годы. Хочется надеяться, что материалы, собранные мною в небольшой сборник «Воспоминания ветеранов тыла г. Верхняя Салда», окажутся нужными и востребованными не только в школьном музее школы №1. Судьбы людей, израненных войной, удивляют своим оптимизмом, умением жить красиво, ценить каждое мгновение, учат стойкости, учат умению отбирать в жизни главное и отметать второстепенное. Они занимали разные должности, имели разные профессии, разное социальное происхождение: ученые и рабочие, спецпереселенцы и мобилизованные на работу «согласно законам военного времени», ученики школ ФЗО и принятые на работу «по вольному найму» - но все имели одно предназначение, одну общую судьбу в то время – быть опорой страны, прочным тылом, основой ее оборонной мощи.
Эти Уроки жизни – бесценны для каждого, начинающего свою жизнь.
Я считаю, что цель работы - доказательство неоспоримой значимости оборонной деятельности заводчан-салдинцев - мною достигнута.
Список литературы
1. А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Металл скрепляет времена и судьбы, 1998, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий
2. А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Постигая суть титана, 2005, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий
3. А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Автографы войны: Фотокнига, 2010, Екатеринбург, Филантроп
4. Л. Заводская, Всю жизнь, без остатка, на благо другим, 2008, Верхняя Салда
5. Н.П.Кондрашов, Труженики тыла 1941-1945, 2010, Верхняя Салда
6. В.С.Прядеин, А.С.Чеканов, И.Н.Танкиевская, А.О.Ежов, Верхняя Салда, 1998, Издательство СВ-96
7. А.А. Червов, А.О.Ежов. Е.Г.Ежова, Мы в битвах решали судьбу поколений, 2000, Екатеринбург, Издательство СВ-96
8. www. vcmpo. ru. Из истории завода в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
9. Е.Г.Ежова Новый сплав судеб людских, Газета «Новатор»№49 от 9 декабря 2011
10. М.Пономарева Как Иван Пучков за правительственными грамотами в Москву ездил Газета «Новатор»№25 от 27 июня 2003
11. А.Иванов Годы военные – трудовые, О. Журавлев Мы – с Сетуни, Ю.Минеев Как «старики» озадачили комсомольцев, С.Степанова …Такая короткая долгая жизнь, З.Шепоренко И вспомнили минувшие годы, Газета «Новатор»№89-90 от 6 декабря 1992
12. А.Ежов И в тылу трудом неистовым… Газета «Новатор»№25 от 1 июля 1995
13. А.Ежов …И обеспечили промышленность Газета «Новатор»№25 от 1 июля 1995
14. Г.Берстенева Тобой заложены рассветы прогресса нынешнего ВСМПО Газета «Новатор»№25 от 4 июля 1998
15. А.Евсеев Ты знаешь, детка, сколько мы пережили… Газета
«Новатор»№17 от 27 апреля 2002
16. Е.Ежова Во время великого переселения (к 100-летию со дня рождения Б.И.Жилицкого) Газета «Новатор» №5 от 1 февраля 2013
[1] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Постигая суть титана, 2005, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 52 2 В.С.Прядеин и др. Верхняя Салда, Верхняя Салда-Екатеринбург СВ-96, стр. 256
[2] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Постигая суть титана, 2005, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 59
[3] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Металл скрепляет времена и судьбы, 1998, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 28
[4] Воспоминания Б.И.Жилицкого; А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Металл скрепляет времена и судьбы, 1998, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 29
[5] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Автографы войны: Фотокнига, 2010, Екатеринбург, Филантроп, стр. 71
[6] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Автографы войны: Фотокнига, 2010, Екатеринбург, Филантроп, стр. 78
[7] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Постигая суть титана, 2005, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 46
[8] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Металл скрепляет времена и судьбы, 1998, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 56
[9] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Металл скрепляет времена и судьбы, 1998, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 45
[10] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Металл скрепляет времена и судьбы, 1998, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 43
[11] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Металл скрепляет времена и судьбы, 1998, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 47
[12] А.А. Червов, А.О.Ежов. Е.Г.Ежова, Мы в битвах решали судьбу поколений, 2000, Екатеринбург, Издательство СВ-96, стр. 330
[13] А.Евсеев Ты знаешь, детка, сколько мы пережили… Газета «Новатор»№17 от 27 апреля 2002
[14] . 17 А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Автографы войны: Фотокнига, 2010, Екатеринбург, Филантроп, стр. 30
[15] Г.Берстенева Тобой заложены рассветы прогресса нынешнего ВСМПО, Газета «Новатор»№25 от 4 июля 1998
[16] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Автографы войны: Фотокнига, 2010, Екатеринбург, Филантроп, стр. 99
[17] А.О.Ежов, Е.Г.Ежова, Металл скрепляет времена и судьбы, 1998, Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, стр. 56
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.