Исследовательский проект "Путешествие в прошлое предметов"
Оценка 4.9

Исследовательский проект "Путешествие в прошлое предметов"

Оценка 4.9
docx
20.02.2024
Исследовательский проект "Путешествие в прошлое предметов"
В путешествие в прошлое предметов.docx

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/5233785/img_id8310218582172376448.jpeg/600x800Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №10»

                  155815,  г. Кинешма, Ивановской области, ул. им. Ю. Горохова, д.10,

Тел:  2-06-12;2-23-64;  факс  2-06-12

E-mail: kindetsad-10@yandex.ru

 

 

 

 

"Путешествие в 
прошлое предметов",исследовательский проект
для старших дошкольников,Разработали воспитатель:
Подготовительной группы «Городок»
С.Н, Рыжова
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цель работы: сформировать представления детей об истории создания предметного мира.

Задачи для детей:

1)    Учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета).

2)    Расширять кругозор детей.

3)    Развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях  («человек – предмет», «ребенок – предмет»).

4)    Воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.

5)    Развивать фантазию, творчество, интерес к предметам.

 

Задачи для родителей:

1)    Создавать условия для повышения активности родителей воспитанников в участии в различных формах партнёрства с ДОУ.

2)    Пополнить знания родителей о прошлом предметного мира.

3)    Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи.


Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:   - Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

- Формулирование цели и задач проекта.

- Знакомство родителей с проектом, с целями и задачами проекта.

- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

 

II этап – основной: 


Перспективное планирование проекта «Путешествие в прошлое предметов»

 

Тема: Путешествие в прошлое счетных устройств.

Задачи:

- Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

- Развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

- Активизировать познавательную деятельность.

 

Работа с детьми:

- Рассматривание иллюстраций разных видов счетных устройств (по возможности и самих счетных устройств).

- Отгадывание загадок на данную тему, решение задачек.

- Разучивание считалки:  Маршак «Веселый счет» 

- «Игра – путешествие в прошлое счетных устройств» 

-  Выставка рисунков счетных устройств «Счетная машинка будущего»

- Организовать мини-музей: «Выставка счетных устройств».

 

Работа с родителями:

- Консультация для родителей на родительском собрании на тему: «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно»

- Участие родителей в сборе информации по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

- Помощь родителей в организации выставки мини-музея: «Выставка счётных устройств».

 

Тема: Путешествие в прошлое ручки и карандаша.

Задачи:

- Проследить вместе с детьми историю возникновения ручки и карандаша.

- Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления ручки и карандаша.

- Развивать интерес и желание узнавать прошлое предмета.

 

 

Работа с детьми:

-   Рассматривание разных ручек и карандашей.

- Просмотр презентации «История появления ручки»

- Просмотр презентации «История появления карандаша» 

- «Игра – путешествие в прошлое ручки». 

- «Игра – путешествие в прошлое карандаша».

- Рисование: «Ручка будущего».

 

Работа с родителями:

- Памятка для родителей «Три основных способа познания окружающего мира».

- Участие родителей в поиске информации по теме: «Путешествие в прошлое ручки и карандаша».

 

Тема: Путешествие в прошлое книги.

Задачи:

- Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека;

- Пробудить интерес к творческой деятельности человека;

- Воспитывать бережное отношение к книгам.

 

Работа с детьми:

- Рассматривание иллюстраций на тему: «Как к нам книга пришла».

- Игра – путешествие в прошлое книги.  

- Рисование обложки для книги.

- Выставка: «Моя любимая книга».

- Выход в музей (библиотеку) по данной теме.

 

Работа с родителями:

- Привлечение родителей в поиске информации по теме: «Путешествие в прошлое книги»

- Составление рассказов совместно с родителями: «О моей любимой книжке».

- Совместный выход в музей (библиотеку) по данной теме.

 

 

Тема: Путешествие в прошлое электрической лампочки.

Задачи:

- Познакомить детей с историей лампочки.

- Вызвать интерес к прошлому этого предмета.

 

 

Работа с детьми:

- Игра – путешествие в прошлое электрической лампочки. 

- Чтение: «Сказка про спички»  С.Я. Маршак.

- Рисование: «Лампа будущего».

- Лепка: «Дизайнерский торшер».

 

Работа с родителями:

- Консультация: «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Участие родителей в сборе информации по теме: Путешествие в прошлое электрической лампочки.

- выход в музей по теме: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

 

Тема: Путешествие в прошлое дома.

Задачи:

- Пополнить знания детей о конструкциях домов.

- Продолжить знакомить с различными строительными материалами.

- Воспитывать уважение к человеку труда.

 

Работа с детьми:

- Игра- путешествие: для чего нужны дома.

- Викторина по сказкам: «Кто, где живёт».

- Аппликация: «Дом моей мечты».

 

 

Работа с родителями:

- Участие родителей в поиске информации по теме: Путешествие в прошлое дома.

- Создание альбома: «Дома».

 

Тема: «Путешествие в прошлое швейной машины»

Задачи:

- Научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. - Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования. 

- Развивать фантазию и творчество.

 

Работа с детьми:

- Просмотр презентации «История создания швейной машины» 

- Игра – путешествие в прошлое швейной машины. 

- Беседа с детьми «Бытовые приборы – наши помощники» 

- Д/игра: «Родственные предметы» 

- Рисование: «Какими предметами ты украсишь комнату»

 

Работа с родителями:

- Консультация для родителей: «Бытовая техника и дети».

- Участие родителей в сборе информации по теме: «История создания швейной машины».

Тема: «Путешествие в прошлое одежды»

Задачи:

- Познакомить с одеждой прошлого.

- Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.

 

Работа с детьми:

- Беседа: «Почему я так одеваюсь»

- Игра-путешествие в прошлое одежды.

- Рисование: «Моя любимая одежда»

- Аппликация: «Одежда будущего».

 

Работа с родителями:

- Участие родителей в поиске информации по теме: путешествие в прошлое одежды.

- Создание д/игры: «Бумажные куклы».

- Создание альбома: «Мода – вчера и сегодня».

 

Тема: «Путешествие в прошлое транспорта»

Задачи:

- Развить ретроспективный взгляд на предметы.

- Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.

- Развитие фантазии и творчества.

 

Работа с детьми:

- Беседа: «Летательные аппараты вчера и сегодня», «Как раньше передвигались по дорогам, и как сейчас», «Водные средства передвижения».

- Игра – путешествие в прошлое транспорта. 

- Чтение: С. Михалков «От кареты до ракеты» 

- Д/игра: «Транспорт», «Что было - что будет» 

-  Аппликация: «Транспорт будущего».

 

Работа с родителями:

- Составление ребусов совместно с родителями на тему: «Транспорт».

- Составление альбома: «Транспорт вчера и сегодня».

- Отчет на итоговом родительском собрании о проделанной работе по теме: «Путешествие в прошлое предметов».

 

III этап – заключительный.

 

Создание куклы -  обереги.

Поход в музей «Валенок»

Поход в школьный музей «Школьные принадлежности»

Поход в музей «Русский быт»

Создание мини музея «Забытые вещи».

Развлечение «Масленица пришла»

 

 

https://image.shutterstock.com/shutterstock/photos/458964676/display_1500/stock-vector-sketches-of-vintage-drugstore-objects-on-vintage-background-pharmacy-bottles-mortar-and-pestle-458964676.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: приобщение к истокам русской народной культуры, воспитание любви к семье, Родине.
Задачи: уточнить и закрепить знания детей о народном празднике Масленице, её традициях;
формировать представление о жизни своих предков и народной культуре.

Ход праздника:

Дети под музыку входят в зал.
Ведущая:
Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званые и желанные.
Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Мои любимые, смешные шалунишки!
Гостей давно я жду-поджидаю,
Масленицу без вас не начинаю!
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Сегодня все мы собрались, чтобы петь, плясать, играть и весёлый народный праздник отмечать. А что это за праздник, вам моя загадка подскажет.
В этот праздник все стремятся долго дома не сидеть,
Идут семьёй всей на гулянье представления смотреть.
А там их скоморохи да разные ряженые встречают:
Играют, поют, танцуют, блинами вкусными угощают.
Семь дней этот праздник продолжается.
Скажите дружно, как он называется?
Все: Масленица!
Ведущая: Правильно. Это Масленица: широкая, весёлая, радостная, сытная, потешная, гостеприимная. Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица-не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей. По сути масленица-это земледельческий Новый год. Помимо встречи весны и празднования начала Нового года, в этот день также почитали славянского Медвежьего Бога. Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком (и отсюда поговорка-«первый блин комам», т.е. медведям).Поэтому ранним утром ,до завтрака, с песнями, плясками и прибаутками жители деревни несли в лес Медвежьему Богу «блинные жертвы»(испеченные к празднику блины) и раскладывали их на пеньках. Комоедицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катания крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. А после этого уже начинались широкие гуляния.
- Как же созывали народ на Масленицу:
Ребёнок 1:
Эй! Веселей собирайся народ,
Нынче Масленица идёт
Спешите, спешите, спешите,
Друзей с собою захватите.
Ребёнок 2:
Тары - бары, тары- бары,
Заходите во дворы
Будем пляски начинать,
Будем Масленку встречать.
Ведущая:
А как же звали Масленицу в гости?
Уж ты, моя Масленица, чёрная коса, русская коса.
Тридцати братьев сестра, трёх матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться, речью насладиться.
Что встречает Масленица? (Весну)
А что провожает? (Зиму.)
Игра «Солнцеворот»
В центре круга ведущий с обручем, на котором привязаны цветные ленты.
«Гори, гори ярче, летом будет жарче,
А зима теплее, а весна милее»
За ленты водят хоровод, ближе подходят к солнцу. На слово – ГОРЮ, «солнце» ловит детей.
Ведущая:
А сейчас, мои ребятки, загадаю вам загадки,
А в сундуке серебряном лежат отгадки.
Ведущая загадывает загадки. Когда получает ответ, дети по очереди вынимают из сундука отгадку и кладут на специально приготовленный столик.
Загадки:
1. Из неё пекут ватрушки, и оладьи, и блины.
Если делаете тесто, положить её должны. (Мука)

2. Из водицы белой всё, что хочешь делай:
Сметану, простоквашу, масло в кашу вашу.
Каждый день его ты пей. И для Кота не пожалей.
Что это? Загадку отгадать легко. Конечно это … (Молоко)

3. Мы на хлеб его намажем и добавим к разным кашам.
Сделано из молочка. Без него не спечь блинка. (Масло)

4. Хоть кристаллик, но не лёд. Сладкий-сладкий, но не мёд.
Белый - белый, но не снег. Бывает крепким, как орех.
Если в рот к тебе попал, Там растаял и пропал. (Сахар)

5. Хоть на сахар и похожа, вряд ли много съесть ты сможешь.
Есть в слезах твоих она. На столе стоит всегда. (Соль)

6. За скорлупой – белок, а за белком - желтка глазок. (Яйцо)
Ведущая:
Что же можно приготовить из этих продуктов? (Блины)
Наши дети стихи про блины знают.
Выходят дети, читают стихи.
1. Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
Блинчик прыг, и прямо в рот

2. На горячей сковородке
Нужно печь их очень ловко.
Зазевался разговором
И они вмиг станут комом.

3. Лежит передо мною,
Как солнышко блестит!
Люблю его, не скрою!
Когда медком полит.

4. И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Масленичные блины.

Хороводная игра « Ровным кругом»

Слова к игре:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так

( Звучит веселая музыка, выбегает Скоморох).

Ванька: Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки
Смешливые девчонки, короткие юбчонки
Я – скоморох Ванька
По всему свету гуляю
Все на свете знаю
Пришел к вам позабавиться да повеселиться
Праздник Масленицы встретить!
А у Масленицы герой один —
Круглый и вкусный, а зовут его?..

Дети: Блин!

  Ведущая: Как румяны и вкусны наши круглые блины!
Игра «Горячий блин».
Дети встают в круг, передают друг другу «блинчик» из картона, приговаривая: «Ты катись, горячий блинчик, быстро-быстро по рукам. У кого горячий блинчик, тот сейчас станцует нам». У кого в руках оказался блин, тот выходит в середину круга и танцует под русскую народную мелодию.
Ведущая: Молодцы, ребята! Кажется, я что-то слышу! Масленица едет!
Иди сюда, Масленица- кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
(Под русскую народную мелодию на саночках завозят чучело Масленицы)
Ребёнок.
Идет Масленица,
Красна - распрекрасна!
Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
Сыром, маслом да яйцом,
И румяным калачом!
Ребёнок. Масленица! Масленица!
В гости к нам пришла!
Масленица! Масленица!
Счастья принесла!
Масленица! Масленица!
Зиму унеси!
Масленица! Масленица!
К нам весна приди!
Русская народная игра «Масленица».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Выбирают 1 водящего - Масленицу. Дети идут по кругу и произносят:
«А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду».
Водящий идёт в противоположную сторону. По окончании слов, 2 детей , между которыми остановился водящий, встают друг к другу спиной. Водящий говорит:
«На плече платок лежит,
Кто быстрее добежит?
1,2,3 – лови!»
Дети бегут в противоположные стороны и стараются быстрей схватить платок у водящего и занять пустое место. Кто не успел, становится Масленицей
Ведущая: Живет Масленица семь деньков, Оставайся, Масленица, семь годков! А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами вспомним, как называются каждый из дней Масленицы.
1. Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!
2. Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
3. Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
4. Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!
5. «Тещины вечёрки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
6. А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!

7. У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения
Ведущая: Эй, детишки-ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а в веселится и танцует?
Танец «Валенки».
Ведущая: А теперь предлагаю вам поиграть в старинную русскую игру «Посигутки».
Дети делятся на 2 команды. Сидя на стульчиках, ставят на пол вытянутые ноги. Последний участник команды встаёт и начинает перепрыгивать через ноги остальных игроков. Когда он перепрыгнул через ноги последнего члена команды, игроки дружно встают и пересаживаются на следующий стул. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не окажется на своём месте. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит это задание.
Ведущая: Ни один русский праздник не обходится без задорной частушки.
3. Я на Масленку готов
Скушать 50 блинов,
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую!
4. Кабы, кабы, да кабы,
На носу росли грибы
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися.
Частушки.
1. Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
2. Как на масляной неделе
Из трубы блины летели
Ой, блиночки мои,
Подрумяненькие!

7. Дети! Масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрухи во дворе
Сивка пропадает!.
8. Мы кончаем петь частушки
До другого вечера,
Авы сидите до утра,
Коли делать нечего!.
5. Платье шила из капусты
Огурцом оделася,
Рассердилась, платье съела
Что же я наделала?!
6. Семь блинов я слопала,
На мне юбка лопнула,
Пойду юбку зашивать,
чтобы есть блины опять.

Ведущая: Главное развлечение на Масленицу - катание. Кататься можно на чем угодно - катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на коньках. На Руси женщины катали детей - "чтобы лен долгий, хороший вырос".
Вот и мы с вами теперь покатаемся на лошадках.
Эстафета «Лошадки».
Ведущая: На Масленицу принять гостей встречать, да блинами угощать. К нам в гости пришли соседи наши дорогие, приготовили нам танец весёлый!
Танец с ложками(исполняют дети средней группы)
Ведущая: Ваша пляска весела,
А у нас опять игра.
Перетягивание каната.
Ведущая: Повеселились мы на славу, да, пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.
1. Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Раскрасавица!
2. Ты пришла с добром,
Сыром, маслом, яйцом,
С блинами, пирогами
Да оладьями.
3. Но, к большому сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Увозят чучело Масленицы.
Ведущая:
Будем мы Весну встречать.
И блинами угощать!
Ведущая: Для вас готово угощенье, всем на удивленье!
Угощайтесь, гости дорогие!

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №10» 155815, г

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №10» 155815, г

Цель работы : сформировать представления детей об истории создания предметного мира

Цель работы : сформировать представления детей об истории создания предметного мира

Отгадывание загадок на данную тему, решение задачек

Отгадывание загадок на данную тему, решение задачек

Игра – путешествие в прошлое книги

Игра – путешествие в прошлое книги

Участие родителей в поиске информации по теме:

Участие родителей в поиске информации по теме:

Развитие фантазии и творчества

Развитие фантазии и творчества

Цель: приобщение к истокам русской народной культуры, воспитание любви к семье,

Цель: приобщение к истокам русской народной культуры, воспитание любви к семье,

Спешите, спешите, спешите, Друзей с собою захватите

Спешите, спешите, спешите, Друзей с собою захватите

За скорлупой – белок, а за белком - желтка глазок

За скорлупой – белок, а за белком - желтка глазок

У кого в руках оказался блин, тот выходит в середину круга и танцует под русскую народную мелодию

У кого в руках оказался блин, тот выходит в середину круга и танцует под русскую народную мелодию

В этот день Весну встречают,

В этот день Весну встречают,

Платье шила из капусты Огурцом оделася,

Платье шила из капусты Огурцом оделася,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2024