Исследовательский проект "Сменившие указку на винтовку"
Оценка 4.6

Исследовательский проект "Сменившие указку на винтовку"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
pdf
история
7 кл—11 кл
02.06.2023
Исследовательский проект "Сменившие указку на винтовку"
Исследование истории школы-госпиталя в годы Великой Отечественной войны, в частности судеб учителей, ушедших на фронт из школы №1 с 1941-1943 гг.
проект СМЕНИВШИЕ указку на винто.pdf

Министерство общего профессионального образования Свердловской области

Управление Образования МО «Верхнесалдинский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.С.Пушкина»

 

 

Секция «Историко-краеведческая»  

Исследовательский проект: «Сменившие указку на винтовку»

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Носкова Кристина ученица 10А класса

 

 

Руководитель работы:

Хайруллина Д.А.

учитель русского языка и литературы 1 категории

школы №1 им. А.С.Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхняя Салда

2021г

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..2

 Теоретическая часть

1.История школы

1.1. Об истоках уникального учебного заведения –

 школы №1 им. А.С.Пушкина……………………………………………….4

1.2. Школа-госпиталь 1845……………………………………………..........7 

Практическая часть

2.

2.1. Школьная жизнь в военные годы………………………………………10

2.2. Сменившие указку на винтовку………………………...........................13  2.3. Воспоминания об учителях-фронтовиках……………………………...27

Вывод………………………………………………………………………….37

Список литературы…………………………………………………………...39

Приложение……………………………………………………………….......40

Введение

          Моя работа познакомит вас с очень интересным и важным материалом из истории школы им. А.С.Пушкина: событиями, связанными с военным временем, судьбами учителей пушкинской школы, имеющими непосредственное отношение к героическим 40-м.  

В годы войны в старом здании нашей школы располагался госпиталь 1845, потому одна из обязательных тем гражданско-патриотического воспитания в школе - тема военная. В старом здании школы проводились экскурсии, где экскурсоводы водили детей по коридорам и на каждом кабинете были надписи с номерами лечебных палат: «Главврач Л.И.Левандовский», «Операционная», «Медкабинет», «Перевязочная» и др. После переезда в новое здание в 2016-17 году восстановлены экспозиции военной тематики: «Школа в годы войны», «Школа – госпиталь», «Учителя – участники войны». Экскурсии теперь проводятся в музее виртуально: используются рисунки выпускников разных лет – изображение кабинетов, коридоров старой школы, фотографии экскурсии «Школа – госпиталь», пожелтевшие странички писем, документы учеников-участников войны, фотографии, биографические данные учителей-ветеранов Великой Отечественной войны, их воспоминания, другие материалы  по школегоспиталю.

Побывав в музее, прослушав экскурсию об истории школы во время войны, я узнала, что многие учителя школы уходили на фронт. Руководитель школьного музея О.В.Балычева, показывая фотографии учителейфронтовиков, сообщила, что один из них, Белов Илья Михайлович,– прадед ученика, обучающегося ныне в 8 классе. Золотая Ольга Федоровна – родственница учителя начальных классов Костроминой Марии Олеговны. Память о прошлом... Это связующая нить между прошлым и будущим. Память о событиях войны неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века. Если современное поколение не забудет событий, повлиявших на ход мировой истории, судьбу России, оно никогда не превратится в «Иванов, не помнящих родства». Проблема сохранения исторической памяти, защиты исторической правды, умаления значения подвига народа при защите Отечества во время Великой Отечественной войны волнует любого здравомыслящего человека в стране.  Актуальность темы в том, что использование фактического экспозиционного материала поможет в воспитании исторической памяти современной молодежи. Знание истории школы, судеб учителей, кто непосредственно участвовал в завоевании Победы – вопрос сохранения памяти, которая учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру в будущее своего государства молодому поколению. 

Я поставила для себя цель: дополнить и систематизировать  экспозиционный и фактический материал об учителях-участниках войны для экскурсии в школьном музее; увековечить память педагогов-ветеранов путем создания галереи портретов героев, чтобы ежегодно вести победным строем участников Великой Отечественной войны школы №1 во время шествия Бессмертного полка в городе Верхняя Салда.

         Задачи исследования:

1.     Изучить и проанализировать материалы  архива музея школы.

2.     Составить презентацию для экскурсии об учителях-фронтовиках.

3.     Оформление транспарантов с портретами учителей-фронтовиков.

4.     Встретиться с выпускниками, учителями, ветеранами педагогического труда, родственниками участников событий 1941-43гг.

5.     Провести экскурсию для учащихся школы по найденным материалам.

Предмет исследования: история школы в годы войны.

Объект исследования: архивные материалы школьного музея.

Методы исследования:

1.     Метод анализа источников.

2.     Метод социального исследования (интервьюирование).

 

 

1. История школы 1.1. Об истоках уникального учебного заведения – школы №1 им. А.С.Пушкина.

«Жители нашего небольшого города, ведущего свою историю с XVIII века (основан в 1778 г.) гордятся тем, что в городе в первой половине 20-го века возник интеллектуальный очаг с ярчайшей историей и богатейшим опытом «выращивания» настоящего человека»,- так начала свою статью В.И.Нерослова, руководитель школьного музея 2008-2016гг. [1]

Настоящим человек становится, не только получая знания, но  впитывая уникальные страницы героических событий, страницы биографии людей, связанных с военным временем. А потому углубимся в историю возникновения школы №1.

В 1922 году в бывшем Александровском училище (см. приложение 1), (ныне здание Управления образования), открывается школа-семилетка, преобразованная затем в среднюю фабрично-заводскую девятилетку №14.  1937 год был особенным для учителей и учащихся школы №14. В этом году отмечали столетие со дня смерти А.С.Пушкина. Областная комиссия отметила большую работу по подготовке к юбилею со дня смерти поэта. Было принято решение о присвоении школе №14 имени А.С.Пушкина. Возглавлял школу в то время Александр Иванович Темпалов.

 В 1935 году в Верхней Салде строится фабрично-заводская десятилетка №13 на 800 мест по улице Рабочей Молодежи. Эту школу можно по праву считать родоначальницей нашей школы. Директором этой школы был Владимир Адольфович Финн.  Учитель русского языка Нина Павловна Мосеева вспоминает: «В новой школе работать было трудно. Ни одна классная комната не была оборудована. Ученики сидели по 3-4 человека за партой, но был энтузиазм, любовь к детям, желание работать».[2]

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, здание школы №13, большое по размерам, наиболее удобное, было занято под госпиталь №1845 (см. приложение 2). Об этом достоверно мы узнаем из архивного документа – «Приказа №105 по Нижнесалдинскому районо от 16/ 07 – 1941 г»: «В связи с передачей Верхнесалдинской средней школы №13 для использования по особому назначению, приказываю… Зав. Районо А.М.

Чистякова».

 Начинается новая страница в истории школы – героическая. Учащиеся старших классов школы №13 были переведены в школу №14 на ул. Ленина (здание Управления образования), начальные классы и 5-7 классы – в неполную среднюю школу №19, расположенную напротив городской бани. Таким образом, слились два школьных коллектива, и в годы Великой Отечественной войны школа №13 была переименована и стала называться – школа №1 им. А.С.Пушкина. 15 сентября 1941 г. директор школы А.И.Темпалов добровольцем уходит на фронт вместе с четырьмя педагогами, которые погибли, это П.А.Кривых, В.А. Анисимов, А.Н.Гладких, Н.А. Сухоросов. Вместе с Александром Ивановичем ушли на фронт 14 его учеников, с войны вернулись только трое. Директором школы №1  становится с 15 сентября 1941 года Евсеев Василий Иванович.1942 году Евсеев В.И. уехал в Красноуфимск.[3] Директором была назначена эвакуированная в г. В.Салда из Одессы учительница географии Вайнберг Розалия Григорьевна, завучи: Тимохова А.Н., Балакина А.П. После ее отъезда в 1944 году директором назначается  Горшков, завуч – Зимина Г.А., но вскоре  Горшков с занимаемой должности был снят. Школу возглавила Румянцева З.А.

 Огромные испытания легли на плечи салдинских школьников, 10-14летних мальчиков и девочек. Им было очень трудно, но никто не жаловался, каждый стремился своим трудом помочь фронту. Они ходили в школу учиться, чаще всего полуголодные занимались в холодных помещениях.

После уроков многие из них дежурили в госпитале, заменяя сиделок, в школьных мастерских клеили пакеты для посылок на фронт, работали в колхозах на уборке урожая. А нормы были недетские: отсортировать 15 тонн сена, собрать солому с 45 га земли и т.д.

 1943 год называют переломным в войне с фашистской Германией. В марте 1943 года на Урале началось формирование добровольческого корпуса. Коллектив школы (учащиеся и учителя) организовал сбор средств на строительство танковой колонны «Свердловский школьник». В течение недели ученики и учителя собрали 20000 рублей. В этот же день написали письмо т. Сталину, а в апреле 1943 г. в школу приходит правительственная телеграмма за подписью И. Сталина с благодарностью коллективу нашей школы за участие в этой патриотической акции. В 1945 г. наступил священный май.

 Осенью 1949 г. школа №1 им. А.С.Пушкина переехала из старого здания по ул. Ленина в свое прежнее здание по ул. 25 Октября, в котором размещалась до 1 сентября 2011г  (см. приложение 3).

 В 1949 г. директором школы был назначен энергичный, молодой учитель физики, который лечился после ранений в госпитале №1845, - Евгений Борисович Колтунов. И руководил он школой 28 лет. Период руководства Евгения Борисовича – ярчайшая страница не только в истории школы, но и г. Верхняя Салда. Евгений Борисович создал опорную школу в области, стартовую площадку новых педагогических технологий.   

Много директоров сменила знаменитая школа: Финн В.А. (1935-1941гг), Темпалов А.И. (1941г, 1945-1947гг), Евсеев В.И. (1941-1942гг), Вайнберг

Р.Г.(1942-1944гг), Румянцева З.А. (1944-1945гг), Горшков (1945г), Старков

В.М. (1947-1949гг), Колтунов Е.Б. (1949-1977гг), Вишневецкая В.Д.(19771981гг), Волкова А. П.(1981-1982гг),  Порядкова Т.В.(1982-1985гг),

Коврижина Л. В. (1986-1988гг), Алешин В.Н.(1989-2000гг), Попов В.М. (20012013гг). В новом здании  школы работает Самсонова Елена Алексеевна – директор школы с 2013г. 

1.2.Школа-госпиталь 1845

Госпиталь1845 был эвакуирован в Верхнюю Салду в сентябре 1941 года. Это было крупное военно-хирургическое учреждение. Он расположился в здании нашей школы. Вы можете посмотреть, как выглядела школа-госпиталь (см. приложение 5). Второе отделение госпиталя было в старом техникуме.

Отделение для выздоравливающих располагалось  на Ломовке. 

Когда проводились экскурсии по старой школе, то старшеклассницыэкскурсоводы проводили ребят по коридорам и на каждом кабинете были надписи с номерами и названиями лечебных палат: «Главврач Л.И.Левандовский»,  «Операционная», «Медкабинет», «Перевязочная» и др.

(см. приложение 4).

Главным врачом был назначен военврач 1 ранга (полковник медицинской службы) Леонид Иосифович Левандовский. (см. приложение 5) .

             В     характеристике     наградного     листа     мы     читаем:      «Товарищ

Л.И.Левандовский – образцовый начальник госпиталя, исключительно живой, оперативный, толково выполняет все задания командования. В госпитале создал хорошие условия для содержания раненых. Руководимый товарищем Л.И.Левандовским госпиталь состоит из вольнонаемного состава, работает с большим недокомплектом врачей и, тем не менее, товарищ Л.И.Левандовский обеспечил раненых квалифицированной хирургической помощью и уходом. Товарищ Л.И.Левандовский высоко авторитетен в коллективе, будучи строгим и требовательным к себе и подчиненным он в то же время являет собой пример того, как нужно по-отцовски заботиться о нуждах и быте работников своего коллектива. 

 Майор Л.И.Левандовский и его коллектив занял 1 место в системе госпиталей в вопросах организации донорства. Свыше 100 доноров из его госпиталя неоднократно сдавали и сдают свою кровь для раненых. 

Майор Л.И.Левандовский один из лучших, преданных Родине начальников госпиталей».

Начальник госпиталя Л.И.Левандовский награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени.

Боевой дух и веру в победу поддерживал художник Дризе И.Д., который оформлял наглядную агитацию для раненых, ему была выдана справка за подписью начальника госпиталя Л.И.Левандовского, объявлена благодарность за помощь госпиталю. (см. приложение 6). На документе написан номер госпиталя 25-45. Объясняется это тем, что эвакогоспиталь 25-45 сформирован Уральским военным округом 19.07.41 в городе Невьянск. Основанием формирования являлось дополнительное формирование по постановлению СНК СССР от 07.07.41. 01.09.41. госпиталь был переименован на 18-45. Госпиталь под таким номером действовал на территории Смоленской области. После присвоения этого номера Салдинскому госпиталю подвижной госпиталь стал тыловым. Он имел общехирургическое направление. Сюда поступали раненые в позвоночник, таз, верхние и нижние конечности. Госпиталь был рассчитан на 600 коек. 500 для раненых, 100 для больных.[4] Медицинский персонал, по воспоминаниям очевидцев, собирал среди населения подушки, постельное белье. Первых больных располагали даже на соломе. 

Вспоминает Эрих Фридрихович Кремер[5], хирург госпиталя: « Но были у нас и радости! Это радостные вести о победах Красной Армии над фашистами и когда раненые, врачи, медсестры, школьники давали концерты. Особенно запомнился всем один раненый – Колтунов Евгений Борисович. Он очень хорошо пел, особенно любил песни «Огонек», «В землянке», о Москве. Его не отпускали со сцены, пока он не споет все песни, которые знает». 

Бабкина Людмила Михайловна[6] вспоминает: «В госпиталь ходило много школьников-шефов. Они помогали перевязывать раненых, стирать бинты, убирали в комнатах». 

В фонд школьного музея была передана фотография медсестрой эвакогоспиталя Вяткиной Ю.И., которую подарили на память выздоравливающие бойцы (см. приложение 7).

По инициативе Совета ветеранов ВСМПО, школьного музея Пушкинской школы и руководителя поискового отряда «Память» Юлии Сергеевны Зорихиной в государственных архивах были найдены фамилии тех, кто умер от ран в салдинском госпитале. Накануне 55-летия Победы на фасаде школы № 1 появилась мемориальная доска с именами воинов, умерших от ран в военном госпитале, располагавшемся в здании школы в годы войны (см. приложение 8). Теперь эта доска хранится в музее школы.  А накануне 70летнего юбилея школы на старом кладбище Верхней Салды инициативной группой был установлен мемориальный крест с именами захороненных на салдинском погосте воинов.  Теперь стало традицией – проводить 9 Мая митинг у Памятного Креста  в честь воинов, умерших в школе-госпитале1845 (см. приложение 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Практическая часть

2.1. Школьная жизнь в военные годы

Война с первых дней коснулась нашего города. Вместе с перебазированными к нам заводами №519 и №95, к нам в Салду прибыли эвакуированные семьи из Москвы, Ленинграда, Одессы, Кольчугино и многих других мест. В школе произошли изменения: классы были переполнены, появилось очень много новых детей и учителей. Приехавшие ребятишки, конечно, отличались от местной детворы раскованностью, начитанностью, городской культурой. Им жилось нелегко. Вспоминают подростки военной поры, учителя... Лидия Андреевна Гулёва (Соколова): «У нас в классе появился эвакуированный двенадцатилетний мальчик Гена. Вся одежда его и мамы умещалась в одном маленьком чемодане. В лютые морозы мы не могли смотреть на мальчонку в старых туфлях и худых чулках. Моя мама отдала Гене свои валенки».[7]

Так и жили: салдинцы помогали приезжим, в то же время, общаясь с ними, обогащали свой словарный запас. Среди эвакуированных преподавателей школы многие до войны работали в университетах и академиях. Это говорит о высоком уровне преподавания в школе литературы, физики, английского языка и других дисциплин. Постепенно стала исправляться речь салдинской ребятни. Непонятные, смешные фразы («шапкам закидам», « ще ты делашь», «чо ты баешь» и т.д.) стали исчезать из обихода. Об этом оставила воспоминания ветеран педагогического труда нашей школы, Любовь Алексеевна Островко.[8]

Гулёва (Соколова) Лидия Андреевна вспоминает о школьных годах военного времени:

«В школу 1 сентября мы пришли притихшие, т.к. почти у всех учащихся кто-либо ушёл на фронт.

В кабинетах было очень холодно, нечем топить печи. Старшеклассники на лошадях ездили в лес, пилили там деревья и привозили на школьный двор. Все классы принимали участие в распиловке и колке дров. В основном это делали два-три урока, т.к. в школе не было света, Электроэнергию стали отключать, т.к. она подавалась на заводы. В 10-11 часов утра становилось светло в классе и вот тогда проводились письменные уроки, а 1,2,3 уроки проводились во тьме - устные. Помню: сидим мы за партами в пальто, ждем звонка, чтобы погреть руки у печки, в классе топится круглый камин, дверца у него открыта и вот при таком свете идет урок. Часто менялись учителя, бывало, и так, что какого-то предмета не было несколько месяцев, т.к. некому было учить нас.          

В 1942 году, я училась в 6 классе, в газете «Пионерская правда» мы прочитали о тимуровских отрядах, которые помогали семьям фронтовиков, в госпиталях и вот в нашем классе решили тоже организовать тимуровскую команду. Капитаном выбрали меня. Наша команда была разбита на пятерки, которые были прикреплены к нескольким семьям фронтовиков. Мы помогали семьям, в которых остались малые дети и школьники на руках матери, а отцы воевали, всем, что было нам, 12-легним, под силу: пилили и кололи дрова, приносили воду из ключа, топили печи, если хозяйка работала по двое суток, не выходя из завода.

Летом пололи грядки в огороде, окучивали картошку, причём мы сами тоже являлись семьями фронтовиков, но мы себя обслуживали сами, т.е. и с дровами возились, и воду носили, и в огороде управлялись. 

Тетрадей в школе не было, и мы сшивали их из старых газет, а по русскому языку старались сшить из обёрточной бумаги, которую с трудом доставали. И берегли же мы эти тетради! Чернила делали из сажи, из химического карандаша.                                                                                

В школе, на большой перемене, нам выдавали по 50 граммов чёрного хлеба, и мы эти перемены ждали с огромным нетерпением. А было и так: ктото из ребят потерял хлебную карточку на декаду, т.е. на 10 дней. И тогда мне, как капитану тимуровской команды, приходилось объявлять об этом в классе, и все ребята складывали на кафедру учителя свои 50 граммов в общую кучу, чтобы набрать вес «утерянного хлеба», а потерпевший ученик приносил этот хлеб домой в течение тех дней, на которые была утеряна карточка. И никто не ворчал, не говорил, что не отдам свой хлеб, хотя все жили впроголодь, - понимали, что с любым беда эта может случиться»[9].

В 1943 году  Клара Васильевна Калугина начала работать пионервожатой в школе № 1. 

В военные годы работа пионерской организации была перестроена на военный лад. Вместо советов отрядов были тогда боевые пионерские штабы. Пионерские поручения назывались боевыми. Новую «струю» в работу внесли ребята, эвакуированные из Москвы и Ленинграда. О них штабы заботились особо. Впрочем, без внимания не оставался ни один школьник. Штаб дружины под руководством старшей пионервожатой взял себе за правило заботиться о каждом ребенке, ведь их родители трудились на заводе по две смены подряд, а некоторые и ночевать оставались в цехах. Завком металлообрабатывающего завода никогда не отказывал в просьбах: снабжал нуждающихся ребят одеждой, обувью.

Не оставались в долгу и ребята: они заготавливали в лесу дрова, а потом раз возили их на санках тем, кто работал и жил в заводских цехах. Помогали семьям фронтовиков по хозяйству. 20 тысяч рублей, заработанных на субботниках, пионеры школы №1 внесли на создание танковой колонны. Это был и вклад в разгром врага. Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин направил в адрес пионеров школы благодарственную телеграмму. Ее зачитали перед строем.          

На плечи  школьников легла вся тяжесть  военных испытаний в тылу, им было очень трудно, но никто не жаловался, каждый стремился своим трудом помочь фронту. 

 

 

 

 

 

2.2. «Сменившие указку на винтовку»

Сохранились архивные документы, которые собирали ребята для школьного музея. Это интервью, непосредственно взятые у учителей, еще работавших в те годы в школе. К сожалению, сохранились не все фамилии учеников, которые собирали биографические сведения, но оформление и фотографии в стиле той эпохи 70-х, когда еще не было компьютеров. Папки оформлялись не в печатном виде, текст записывался от руки, записи сохранили тепло рук девочек 70-90-х. Это Карасева Лариса (1978г.), Забулонова Алена (10Б 1982г), Пантелеева Ирина, Поединщикова Лариса (10А, 1983г), Бабинова Таня (11В, 1995г.), Сафарян Манана (11Б, 2007г). 

 С фотографий на нас смотрят ветераны-учителя. Документы, письма, телеграммы,  награды, воспоминания о боевом и трудовом пути учителей пушкинской школы, – все это передано в музей самими учителями, «сменившими указку на винтовку».

Биография первого директора школы №1 Темпалова Александра Ивановича (см. приложение 10). 

Это директор школы, при котором была основана школа №1 из слияния школы №13 и №1. Темпалов Александр Иванович 1911 года рождения. Родился в семье рабочего в городе Нижняя Салда         Свердловской     области, русский, беспартийный. С 1929 года – заведующий   начальной школы деревни Северной Нижнесалдинского района (по командировке райкома ВЛКСМ). В 1932 году возглавил    Нижнесалдинскую        фабрично-

заводскую семилетку, затем школу №3 города Нижняя Салда. 

С 1935 года переведен для налаживания работы в Верхнесалдинскую школу №14. В сентябре 1941 года Темпалов А.И. добровольно едет на фронт.

Участвовал в защите города Москва. После тяжелого ранения работает в Нижнесалдинском военкомате начальником 4-й части. С сентября 1945 года работает директором школы №1, затем переводится в школу №2 (школа рабочей молодежи). С августа 1954 года снова директор новой школы №4. С 1967 года директор школы №17 в районе Народной стройки города Верхняя

Салда. С 1972 года – директор школы №14.Темпалов А.И. – бессменный директор школ города в течение 52 лет.

Шивырталова Александра Кирилловна

Член КПСС, родилась 22 апреля 1921 года в городе Сарапул в Удмуртии, воевала радиотелеграфисткой в распоряжении штаба войск противовоздушной обороны (ПВО) города Москвы. Звание: старший сержант. Имеет награды: медаль «За оборону Москвы», медаль «За боевые заслуги», нагрудные знаки отличного связиста, 5 юбилейных медалей. Народному образованию в качестве учителя начальных классов отдала 39 лет. Родители

Александры Кирилловны были военнослужащими. Девочка была воспитана честной, доброжелательной, с высоким чувством патриотизма, любви к Родине. Росла она очень любознательной, любила книги и много читала. Главным примером во всем для нее был Павка Корчагин – герой книги «Как закалялась сталь».

Александра Кирилловна хорошо окончила среднюю школу и поступила в педучилище г. Каменскуральска. По окончании его стала учительницей начальных классов. 

Шел далекий 1941 год. Страшный удар обрушился на мирную страну 22 июня в 4 часа по среднеевропейскому времени. Кончилось мирное время.

Июль 1941 года. Город Камышлов. Первые беженцы, первые эвакуированные дети. Александра Кирилловна помнит на многих порванные платьица, следы засохшей крови. Некоторые детишки босиком. Первые санитарные поезда, прибывшие с дальнего фронта Великой отечественной войны в г. Камышлов. Вагоны пробиты осколками снарядов, пулями. Первые раненые защитники Родины. Школы отданы под госпиталя. Сердце сжималось от негодования! Было одно желание, одно стремление – попасть на фронт, вместе со всеми быть на переднем крае. Молодая учительница, член ВЛКСМ  в возрасте 20 лет, через Горком Комсомола идет на фронт.

Первую команду девушек провожали торжественно. Играл духовой оркестр, звучали напутственные речи провожающих. Последние рукопожатия, прощания, и поезд медленно трогается от вокзала. Слез не было, неизвестность нового военного пути не пугала.

Свердловск. Прошли медосмотр и были расформированы на команды. Команда, где находилась Александра Кирилловна, была отправлена учиться на 3 месяца на только что открывшиеся курсы военных радиотелеграфистов.

Спали на голых сетках кроватей, без одеял и подушек, укрывались шинелью. Но не хныкали, настроение у всех было бодрым. Учились по ускоренной программе, овладевая военной специальностью, одновременно изучая курс молодого бойца и занимаясь строевой подготовкой.  22 августа 1941 года приняли военную присягу.

В конце ноября Александра Кирилловна кончает курсы радиотелеграфистов. Первый выпуск Александры Кирилловны попадает в первую команду комсомолок в городе Москва, в штаб войск Противовоздушной Обороны. В столицу прибыли ранним утром. Казанский  вокзал. В штабе девушек встретило высокое начальство. Провели беседу, объяснили обстановку, задачи, дали сутки на отдых, а после девушки приступили к выполнению своих прямых обязанностей. Держали связь со всеми фронтами и даже с партизанскими отрядами. Работа было очень ответственная. От правильного приема и передачи шифровок зависела оперативность боев.

Шел 5 месяц войны. Враг, как говорили, у ворот Москвы. Но Москва не  дрогнула! Александре Кирилловне особенно запомнилось, как стояла она, грозно ощетинившись зенитными орудиями, покрытая густой сетью аэростатов. На улицах – штабеля мешков с песком и нескончаемые суровые ряды ополченцев – добровольцев. Из радиорепродукторов ежедневно разносится песня-призыв «Вставай, страна огромная!»

Такой Москва стояла неприступной, гордой, величавой в своем железном спокойствии, с непреклонной верой в победу над врагом.

Девушки работали, не зная усталости и страха. А первая победа Советской Армии была уже не за горами.

С первых дней войны и до последних Александра Кирилловна не снимала с плеч шинели. Нет, она не бросалась под танки со связкой гранат, не закрывала своим телом амбразуры вражеских дотов. Она была простой, нужной и точной радисткой. Часто дежурили на чердаках домов, сбрасывала с крыш зажигалки. «Не испытывали ни страха, ничего, лишь чувство ответственности за свой народ, за родную землю. И еще четко осознавалось тогда, что заменяешь мужчину, что хоть одной минутой приближаешь долгожданную победу» - говорит Александра Кирилловна. В 1944 году в Главным Политическом Управлении Красной Армии ей был вручен партийный билет. В начале 1945 года части были перебазированы в Вильнюс, где Александра Кирилловна дослужила до демобилизации.

После войны работала учителем. Вела начальные классы в сельской школе, где проработала 25 лет. Все это время была бессменным группарторгом. Затем, переехав в г. Верхняя Салда, работала в школе №1, в школе №3. Очень любима своими учениками. Они не забывают ее, часто навещают. Пишут письма. У этой женщины замечательная судьба. Она сумела выдержать важнейшие испытания в жизни – проверку совести, силы любви.

     Маслов Александр Семенович

Александр Семенович Маслов родился 6 марта 1917 года в городе Верхняя Салда. С 1931 года по 1935 год учился в городе Нижняя Салда. В 1933 году закончил ФЗО и получил специальность токаря-универсала  четвертого  разряда.

               В 1935 году закончил Н-

салдинский рабфак и поступил в Свердловский институт инженеров коммунального   строительства (СИИКС).

         С 1935 по 1937 год Александр Семенович        закончил    два    курса

СИИКСа. В 1937 году СИИКС расформировали.

 С октября 1937 года он перешел на заочное обучение КИИКСа и устроился на работу учителем физики и математики в Бетьковскую среднюю школу Рыбно-Слободского района Татарской республики.

 С 1 февраля 1940 года Александр Семенович призван в Красную Армию на Украину в город Винница.

          В марте 1941 года окончил полковую школу в звании сержанта саперных войск и был направлен в саперную роту при вновь организованной мотомеханизированной стрелковой дивизии в городе Староконстантинове, Хмельницкой области.

 С первого дня Великой Отечественной войны участвовал в должности старшины саперной роты. В результате превосходства сил противника были неудачи на фронте, при выходе из окружения попадали в новое окружение, и в августе попал в плен в районе Подвысокое Кировоградской области. 

В сентябре 1941 года во время перехода пленных в Германию Александр Семенович бежал из плена. Он временно проживал на оккупированной территории в селе Сорокотяшинцы Немировского района Винницкой области до прихода нашей Красной Армии и был мобилизован в действующую Красную Армию в составе II Украинского фронта 42 стрелковой дивизии 46 отдельного саперного батальона.

 Александр Семенович участвовал в освобождении Молдавии, Румынии и Венгрии.

 На фронте он выполнял различные работы по обеспечению прохождения и обороны наших передовых войск: производили переправы через водные препятствия, разминировали шоссейные дороги, устанавливали противотанковые и противопехотные минные поля. Впереди передовой линии обороны, а затем снимали их и устанавливали в новых местах, разминировали и расчищали лесные завалы на дорогах, исправляли разрушенные участки шоссейных дорог и мостов, строили наблюдательные и командные пункты на новых позициях для командного состава дивизии, участвовал в блокировке вражеских дотов и т.д.

 28 января 1945 года Александр Семенович получил тяжелое ранение в ногу на разминировании лесного завала при выходе из Венгрии в Чехословакию под городом Зволен.

 На фронте он был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом «Красной Звезды», а затем медалью «За победу над Германией», в 1983 году медалью «Ветеран труда» и другими юбилейными медалями.

 Александр Семенович был демобилизован по ранению в июне 1945 года из госпиталя, является инвалидом Великой Отечественной войны 3 группы. С октября 1945 года работал преподавателем математики в В-Салдинском техникуме. С 1947 года по 1973 год работал учителем физики в школе №1 (26 лет).

В 1952 году он закончил Н-Тагильский учительский институт заочно. С выходом на пенсионный возраст в 1973 году Александр Семенович перешел работать в школу рабочей молодежи учителем физики. 

  

Особенно    тепло          хочется рассказать об уникальном человеке, до ухода на фронт работавшей в школе и помогавшей организовать шефскую работу в школе-госпитале. Молодая учительница со своими ребятишками ходила к раненым. Это

Золотая     Ольга        Федоровна. Родилась и       выросла     Ольга Федоровна в Верхней Салде. До Великой         Отечественной    войны училась в педагогическом училище в Нижнем Тагиле 

          22      июня           1941 года на выпускном      вечере        учащимся вручили дипломы. А когда по радио объявили о начале войны, все девушки сразу подали заявления на фронт. Женщин в первый год войны на фронт не брали.

 Тогда Ольга Федоровна пошла работать в нашу школу. Ей дали четвертый класс. А в нашем городе было два госпиталя. Она со своими ребятишками ходила к раненым. Дети показывали им спектакли, концерты, плясали «Барыню», «Русского». После представлений писали под диктовку раненых письма их родственникам.

Каждый день в госпиталях нашей страны увеличивалось число раненых. Погибших было еще больше. И тогда главнокомандующий фронтом товарищ И.В.Сталин отдал распоряжение посылать на фронт женщин. В июне 1941 года десять девушек из В.Салды, в том числе и Ольга Федоровна, были отправлены на Дальний Восток обучаться военному делу. После обучения ей присвоили звание радистки и отправили служить в 805 батальон авиационного обслуживания (бао). Ольга Федоровна вспоминает: «Вскоре прибыли на фронт под Витебск. Сначала было страшно воевать, все-таки не женское это дело. Но что ж поделаешь! Надо, так надо! Погнали немца. Везде лежали трупы людей, лошадей, оставлена техника».

         Вот что рассказывала о тех трудных днях Ольга Федоровна.

 Однажды 805 батальон авиационного обслуживания переправлялся вброд через реку. Неожиданно налетели немецкие бомбардировщики и стали бомбить переправу. После бомбардировки Ольга Федоровна увидела около трупа старушки мальчика. Его звали Саша Петров, ему было 13 лет. Саша был из Ленинграда. Летом он поехал отдыхать к бабушке в деревню на Украину. Там его и застала война. Они вместе с бабушкой и другими людьми из деревни стали отступать. И здесь, на этом поле бабушку убили. Саша не знал, где находятся его родители сейчас и стал проситься с бойцами на фронт. Его пожалели и взяли. Саша был смелым и мужественным мальчиком. В одном бою он убил 13 фрицев. За это его наградили орденом Славы 3 степени. А для тринадцатилетнего мальчишки это большая честь. 

 После войны Александр Петров вернулся в Ленинград и стал военным. Больше о нем Ольга Федоровна ничего не знала.

 Войну Ольга Федоровна Золотая закончила в немецком городе Штедтене, что в шестидесяти километрах от Берлина. Со своим 805 батальоном она освобождала от фашистского  ига города: Витебск, Вильнюс, Шаулий, Дзядлово, Плоньск, Аллентштейн, Грудзянс, Тчев, Вейхарено, Пуцк, Гдыня, Гданьск, Млава, Цехенуй.[10]

 После войны Ольга Федоровна вернулась в В.Салду и стала работать в любимой школе, вступила в ряды КПСС. Учителем она проработала 44 года. 

Работала на ВСМПО.

 Посмотрите на уникальный экспонат, переданный в музей самой Ольгой Федоровной (см.приложение 32). Справка сержанту Душиной (Золотой) О.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Зиновьев Михаил Акимович

Родился 4 января 1917 года в городе В.Салда Свердловской области. 

Призван в Красную Армию 24 марта 1943 года Нижнесалдинским РВК Свердловской области. Служба в Красной Армии с 24 марта 1943 года по 20 октября      1945 года. Участник Великой        Отечественной    войны         в составе       армейского          полевого  госпиталя     №528157    армий Вороножского,    Степного,   Юго-

Западного и III Украинского фронтов,

старший лейтенант, методист лечебной физкультуры госпиталя. Имеет ранение и контузию. Награды М.А.Зиновьева:

Орден Отечественной войны 2 степени

Медали «За боевые заслуги», «За Отечествената война 1944-1945 г.г.» (НРБ), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», памятный знак «Ветеран 57-й армии», «Ветеран труда», юбилейные.

Трудовая деятельность: в течение 10 лет работал на ВСМПО, был завучем школы №1, с 1954 по 1977 год – директором вечерней школы №1.

    Белов Илья Михайлович

Родился 30 июля 1921 года в деревне Недорезы Тогауровского   района Кировской области.

Образование: окончил три курса     Пермского художественного училища. Призван в Красную Армию в 1940 году. Участник Великой Отечественной войны         в составе стрелковой дивизии.

          Награжден орденом Отечественной войны         II степени, медалями   «За отвагу», «За победу над Германией». 

Трудовая деятельность: 1946-1951гг. – художник-рекламист в Д/К имени 1 Мая. 1951-1981гг. – учитель черчения и рисования, завуч производственного обучения Верхнесалдинской средней школы №1. 

Сведения с сайта МИНОБОРОНЫ «Память народа»

Звание: гвардии лейтенант, старший адъютант стрелкового батальона 36 гвардейского стрелкового полка 14 гвардейской стрелковой дивизии[11].

 Широковский Леонид Иванович

Учитель физкультуры. Родился 18 марта 1924 года в деревне ПервухиноТалицкого района Свердловской области. Образование среднее специальное. Призван в Красную Армию в июле       1942 года Тугулымским РВК

Свердловской области. 

           Служба в рядах Красной Армии с июля

1942 года по октябрь 1945 года. Участник Великой Отечественной войны в составе Западного, Калининского, I Прибалтийского и II Украинского фронтов, старший сержант, стрелок-разведчик. Имеет три ранения, инвалид 2 группы. Награжден орденами «Славы I и II степени», «Отечественной войны I степени», медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией», юбилейными, знаком «Отличный разведчик».

 В августе 1942 года 18-летнего комсомольца, только что закончившего 10 классов, направили учиться в пехотное училище. Обстановка на фронте в то время была тревожная, и курсанты военного училища, не закончив курс обучения, были отправлены на Калининский фронт, где влились в бывшую 74ю добровольную бригаду им. И.В.Сталина. 

 Свое боевое крещение красноармеец Широковский получил 23 февраля 1943 года в бою за деревню Рожнево. Из взвода в 40 человек к концу боя в живых осталось только 17. Поредевшую в боях 74-ю бригаду вывели в район города Вязьмы на кратковременный отдых. Здесь на бригады переформировали бывшую 56-ю гвардию стрелковую дивизию, в 258 стрелковом полку, во взводе разведки, продолжал свою службу сержант Широковский. 

3 октября 1944 года дивизия вместе с другими соединениями фронта освобождала столицу Латвии город Ригу. За эту операцию 5-я стрелковая дивизия была удостоена ордена Красного знамени. В составе этого полка прошел гвардии старший сержант, помкомвзвода, а позднее – командир взвода разведки Л.И.Широковский по дорогам войны. 

 Много «языков» с немецкой стороны доставил гвардии сержант Широковский с товарищами. Три раза раненого, истекающего кровью Леонида товарищи выводили к своим. Побеждала молодость, раны затягивались, и он вновь возвращался в строй.

  Мосеев Петр Григорьевич 

Петр Григорьевич проработал в школе совсем немного.

Родился 29 июня 1917 года в городе Нижняя Салда Свердловской области. Образование высшее. Призван в Красную Армию в сентябре 1941 года Нижнесалдинским РВК Свердловской области.  

Служба в Красной Армии с сентября 1941 года по ноябрь 1945 года. Участник Великой Отечественной войны в составе 23 отдельного инженерно-саперного батальона 50-й штурмовой Витебской, Хинганской инженерно-саперной бригады Северо-западного, Калининского, I и II Прибалтийского, Ленинградского и Забайкальского фронтов, старшина, помощник командира взвода.

 Ранен в 1945 году, инвалид 2 группы. Награжден орденами: «Красной Звезды», «Отечественной войны II степени», медалями: «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейные.  П.Г.Мосеев вспоминает:

- В первые два года войны я строил оборонительные рубежи под Ленинградом, Москвой, в Ростове-на-Дону на всех опасных направлениях. В последующие годы служил на северо-западе России, Белоруссии, Литве, Латвии. После победы над Германией воевал против Японии в северо-восточном Китае. 

Служил рядовым, командиром отделения, помощником командира взвода, штабным писарем, в одном из боев командовал штурмовой группой, заменив раненого офицера.

 Один из наших командиров внушал солдатам, что сапер – это золотой человек, он все должен уметь делать. Пехота, артиллерия. Танки в присутствии саперов чувствуют себя уверенно. Наш батальон обеспечивал продвижение войск по военным дорогам, в том числе через водные рубежи, мог поставить и снять минное поле, штурмом взять долговременную оборону противника. 

 В марте 1945 года мы прибыли на территорию Германии, охранял город Франкфурт. В этом я городе встретил Победу.

Евгений Борисович Колтунов – один из излечившихся раненых госпиталя 1845. Он остался в городе Верхняя Салда, став впоследствии самым знаменитым директором школы №1.

Евгений      Борисович Колтунов родился в 1920 году. В 1937 году закончил    среднюю    школу,       а        затем поступил в Нежинский государственный педагогический институт на физикоматематический факультет.  После его окончания, в 1941 году добровольцем пошел на фронт. Евгений Борисович был

направлен на курсы командного состава в Москву, в артиллерийскую академию имени Дзержинского. 

 Академия была эвакуирована в Самарканд. Курсы вывели из Москвы, направили до Кирова своим ходом, а потом на поезде до Семенова. Затем был отправлен для продолжения службы в парашютно-десантные войска. Евгений Борисович был направлен в 204 воздушно-десантную бригаду 1-го воздушнодесантного корпуса, формирование которого начиналось в Марксштате у немцев Поволжья. 

 Учиться было очень трудно. Прыжки повторялись через день. Днем – занятия, ночью – дежурства, чтобы обезвреживать зажигательные бомбы, сбрасываемые немцами…

 Однажды всех подняли по тревоге, погрузили в эшелон и доставили в город Люберцы Московской области. Здесь происходило также обучение. В 1941 году в ноябре бригада была переброшена на северо-западный фронт в Старую Руссу. Оттуда в тыл врага, чтобы вести там боевые действия. За участие в этой операции Евгений Борисович был награжден медалью «За отвагу». 28 марта 1942 года получил ранение в правую ногу, а в апреле вторично ранен в правую руку. Валдай, Кострома, Омск – города, где Евгению Борисовичу пришлось лежать в госпиталях.  В декабре 1942 года он был выписан инвалидом 2 группы.

 С этого времени проживает в городе Верхняя Салда. С декабря 1942 года по 1977 год работал в школе №1.

С 1942 года по 1947 год – учитель физики. 

С 1947 года по 1949 год – заведующий гороно.

С 1949 года по 1977 год – директор школы №1.

 Евгений Борисович – член партии; награжден орденом Октябрьской революции, а также другими юбилейными наградами.

 В 1964 году указом президиума Верховного Совета РСФСР Евгению Борисовичу Колтунову было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР.

С 1977 года – персональный пенсионер. Умер в 1979 году.

 

 

 

 

 

 

2.3. Воспоминания об учителях-фронтовиках

Александр Семенович Маслов

Из интервью с внучкой Александра Семеновича Маслова Гребенкиной Мариной Викторовной (см. приложение11): 

Александр Семенович Маслов родился 6 марта 1917 года в городе Верхняя Салда. С 1931 года по 1935 год учился в городе Нижняя Салда. В 1933 году закончил ФЗО и получил специальность токаря-универсала четвертого  разряда.

 В 1935 году закончил Н-Салдинский рабфак и поступил в Свердловский институт инженеров коммунального строительства (СИИКС).

 С 1935 по 1937 год Александр Семенович закончил два курса СИИКСа. В 1937 году СИИКС расформировали, младших студентов отправили в Казань. Студенческие годы были голодными

 С октября 1937 года он перешел на заочное обучение КИИКСа и устроился на работу учителем физики и математики в Бетьковскую среднюю школу Рыбно-Слободского района Татарской республики. Здесь он встретил свою вторую половинку Клавдию Ивановну. В 1940 году 1 февраля родился сын. Александр Семенович призван на службу в Красную Армию. Война застала его старшим сержантом в городе Староконстнтинове Винницкой области. На второй день войны получил боевое крещение. Через месяц от начала войны попал в плен в Кировоградской области. Еще через месяц пленных солдат перегоняли в Германию. Пятерым солдатам удалось совершить побег. Продолжил воевать в 26 отдельном саперном батальоне  II Украинского фронта. Освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию. Саперы разминировали дороги, минные поля, восстанавливали переправы через малые и большие реки. 28 января 1945 года Александр Семенович получил тяжелое ранение в правую ногу во время разминирования лесного дорожного завала. Несколько месяцев провел в госпитале. Излечился, вернулся летом 1945 года. Он был в должности старшины саперной роты. На фронте награжден Орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги», в мирное время всеми юбилейными медалями.

Вернувшись с войны, работает учителем математики.

С 1947-1952 гг. заочно учится в Н.Тагильском учительском институте. С 1947-1973 гг. трудится учителем физики в школе №1. После  выхода на пенсию продолжает работать преподавателем физики в школе рабочей молодежи, заменяя болеющих учителей.

Маслов Александр Семенович Детям и внукам запомнился заботливым, внимательным, добрым, мудрым, трудолюбивым человеком. Его нет с нами более 25 лет, но мы его вспоминаем с теплом и добротой. Рады, что в школе

№1 проводится работа по увековечиванию памяти учителей-фронтовиков.

 

Воспоминания Натальи Васильевны Головаш (см. приложение 12), школьного психолога, выпускницы школы 1973 года: 

Александр Семенович был человеком, прошедшим войну, и это было заметно по его физическому состоянию: он ходил прихрамывая. Но несмотря на то, что ему было тяжело, он всегда приходил на уроки вовремя.

 В среднем звене Александр Семенович преподавал у нас физику, он с большой любовью относился к своему предмету. По просьбе учеников очень кратко, но емко рассказывал о событиях, которые ему пришлось пережить на войне. Александр Семенович был человеком с тонким чувством юмора, и мы ходили на уроки физики с предвкушением услышать интересные рассказы и ожиданием встречи с участником войны, умевшим без всякой помпы и даже с юмором поведать историю военных событий. Он умел расположить к себе людей, ценил жизнь и ценил знания.

 

Воспоминая Елены Викторовны Шуровой (см. приложение 13), учителя начальной школы, выпускницы 1979 года :

Александр Семенович был весьма оригинальным человеком, с чувством юмора, он любил подтрунивать над учениками, пошутить на уроке, но к преподаваемому предмету относился серьезно, объяснял все очень понятно, доступно.

 

Архивы школьного музея позволяют посмотреть страничку из дневника 1971-72 учебного года Гомоновой Ирины. Оценка по физике поставлена рукой

Александра Семеновича (см. приложение 19)

 

 

Золотая Ольга Федоровна

Воспоминания Елены Викторовны Шуровой, учителя начальной школы, выпускницы 1979 года :

 Золотая Ольга Федоровна была моей первой учительницей.  Когда мы собираемся с одноклассниками на вечере встречи, всегда ее вспоминаем добрым словом. Все очень любили Ольгу Федоровну. Она запомнилась нам как педагог, увлеченный своим делом, любящий детей, уважающий личность каждого ребенка, интеллигентный и спокойный человек. У нас был большой класс, 42 человека. Дети были разными: послушными и исполнительными, беспокойными и шаловливыми, но учительница никогда на нас не повышала голоса, ровным, спокойным тоном объясняла тему, общалась на переменке. В те годы, когда я училась, краеведческий музей был только в Нижней Салде. 

Ольга Федоровна, видимо, занималась краеведением. Почему я так решила? Потому что на уроках учительница рассказывала нам о Демидовской истории города Верхняя Салда, увлекала нас в историю старого города.  Мы проводили мероприятия для учеников начальной школы, где рассказывали о старинном Демидовском районе. Весь класс был разделен на группы, звездочки. Наша звездочка рассказывала о здании, где сейчас находится музей. Тогда в нем располагался Дом пионеров, а в старой Салде - заводоуправление. Моя подруга была в другой звездочке, ребята рассказывали о красивом двухэтажном здании из красного кирпича, которое находится на перекрестке улиц Ленина и III Интернационала. Раньше там был горсовет, а во времена Демидова там жил какой-то купец. Откуда эти сведения добывала Ольга Федоровна? Интернета не было, скорее всего, эти материалы по крупицам собирались учительницей из газеты «Салдинский рабочий». 

Я всегда мечтала стать учителем либо начальных классов, либо истории. Это желание заниматься историей родного края возникло у меня благодаря Ольге Федоровне. Когда я только начинала работать, приходила к ней в гости и просила совета, как провести то или иное занятие, просила из ее «копилочки» старые заметки о Верхней Салде.

Мы не знали, что Ольга Федоровна - участник войны, она никогда этим не хвасталась. Но о войне рассказывала, благодаря ей мы узнавали о пионерахгероях. Она очень много читала на уроках, особенно запомнился рассказ про Лару Михеенко. Уже став учителем, я своим ученикам читала произведения, запавшие мне в душу еще в начальной школе.

Мы учились в седьмом классе, когда страна праздновала 30-летие Победы. Ольга Федоровна пришла на урок Мужества со своими боевыми наградами (см. приложение 1). Весь класс был рад и очень горд, что это наш учитель – ветеран Великой Отечественной войны, радистка, удостоенная боевых наград!

 

Воспоминания Светланы Борисовны Бабиной (см. приложение 14), учителя русского языка и литературы, выпускницы школы 1977 года

Я попала в 1А класс к Ольге Федоровне, потому что умела бегло читать, читала с пяти лет. Нас встретила маленькая, но строгая, серьезная учительница. Когда заканчивались уроки, обсуждали вместе книги, проводили часто читательские конференции. Теперь учительница нам не казалась такой строгой: могла смеяться, улыбаясь, рассказывала интересные истории, подтрунивала над нами. В нашей школьной жизни замечательно было то, что на первой парте стоял красный флажок на тяжелой подставочке. Это был своего рода переходящий вымпел. Он переходил от ряда к ряду, от группы к группе по результатам подведенных итогов по успеваемости, активности в классных, общешкольных делах. Еще была копилка, в которую мы опускали своей рукой листок с фамилией ребенка, на котором стояла «5», листок подписывала Ольга Федоровна. В конце недели подводились итоги. Это было личное соревнование между отличниками. В классе было пять отличников.[12]

Однажды учительница преподала мне урок дисциплины за невнимательность и детскую шалость: при раздаче тетрадей я услышала свою фамилию и оценку «2». Я сразу замерла, но в тетради оказалась «5». Это учительница пошутила, таким образом научив меня быть внимательной и дисциплинированной.

Мы знали от родителей, учителей, что наш учитель – ветеран Великой

Отечественной войны. Нам очень нравилось, когда Ольга Федоровна приходила в праздничные дни при орденах. Мы сжимались от историй о войне и совсем по-другому смотрели на нее: хрупкая женщина сразу становилась большой и мужественной. 

 

Воспоминания Натальи Васильевны Головаш, школьного психолога, выпускницы 1973 года.

 Эта учительница с волшебным именем некоторое время заменяла у нас учителя в начальных классах. Ольга Федоровна полностью соответствовала своей фамилии – Золотая, добро лучилось в ее глазах, слышалось в словах ободрения слабых, похвалы сильных школьников, она уважала и любила всех детей, ценила каждого человека и поддерживала в человеке стремление к достижениям. Мы с огромным удовольствием ходили на ее уроки! Ольга Федоровна никогда не рассказывала нам о войне, потому в младших классах не знали, какой героической женщиной, оказывается, была наша любимая учительница.

 

 

Колтунов Евгений Борисович

Воспоминания Ходанецкой Таисьи Александровны, педагогаветерана, заслуженного учителя РФ, Почетного гражданина г. В.Салда):

Хорошему учителю достаточно иметь 

только два качества – большие знания и большое сердце Л.Н.Толстой

Память о Евгении Борисовиче Колтунове живет не в одном поколении салдинцев, в сердцах тысяч людей, которые получили от него прочные знания, умения добросовестно учиться, уважать себя и всех, кто с тобой рядом. Хочется отметить его любовь к ученикам, желание помочь каждому, умение вселить уверенность в свои силы и способности. «У тебя все получится, старайся, трудись, уверенно иди к звдуманной цели, умей преодолевать трудности, которые встретятся на жизненном пути», - любил повторять Евгений Борисович. Школьники любили его, хотели быть на него похожими, подражали во всем.я имею право заявить об этом, потому что я проработала с Евгением Борисовичем с 1949 по 1977 годы, из них 22 года была его заместителем по учебно-воспитательной работе (завучем старших классов). 

 Все годы Евгений Борисович был моим наставником, моим учителем, моим авторитетом. Судьба наградила меня счастьем жить и работать с этим легендарным человеком.

 В 1948 году после окончания Нижнетагильского педучилища я приехала по направлению в Верхнюю Салду. Евгений Борисович исполнял обязанности заведующего гороно. Диплом у меня был отличный. Он уговорил меня согласиться сразу на 4-й класс. Я колебалась. Но как он умел уговаривать! Внимание, вежливость, тактичность покорили меня. Я согласилась!..

 В 1949 году начальные классы из школы №9, которая расположилась в здании пушкинской школы,  влились в  школу №1, где директором был Евгений Борисович. Снова у меня четвертый класс, 1950-1951 учебный год. В

1951 году поступила на заочное отделение Свердловского пединститута.

Попросила у Евгения Борисовича первый класс. Хотела проверить, сумею ли научить малышей читать, писать, решать. Класс был замечательный! Ребята полюбили меня. Я их тоже. Но Евгений Борисович переводит меня на работу учителем русского языка и литературы в средние классы. 5 класс, классное руководство. Дети переходили из класса в класс, а я – с курса на курс института. В 1956 году окончила институт, а в 1958 году у меня был первый выпуск…

 1961 год. Евгений Борисович назначает меня своим заместителем. О ужас! Такая большая школа (1350 учеников, больше 50 учителей)!.. Больше 20 лет мы работали вместе. Школа всегда была в десятке лучших школ области. Работать с Евгением Борисовичем было нелегко. Но я старалась. Он был очень умным, талантливым директором. Меня поражала его любовь к детям. Приведу несколько примеров.

 На комиссии по делам несовершеннолетних при горисполкоме обсуждали третьеклассника Володю Ш. (он был из школы №9) Приняли решение определить в детскую колонию. Евгений Борисович предложил перевести его в нашу школу. Может быть, в новом коллективе исправится. Володя окончил 8 классов. Много было трудностей, но терпели, очеловечивали. Другой пример. Экзамен в десятом классе по химии. Готовится отвечать ученица К. Нинель Михайловна Калугина предложила написать сразу на доске. Девочка начала писать, руку подняла, а из-под пояса у нее веером выпали шпаргалки. Нинель Михайловна сердито заворчала, а Евгений Борисович (председатель экзаменационной комиссии) встал из-за стола, подошел к девочке, присел на корточки и вместе с девочкой собрал шпаргалки. «Завтра придешь сдавать с 10Б», - сказал он.

Вот таким был Евгений Борисович. Интеллигентность придавала его внешности особую прелесть. Он – настоящий педагог Советской школы! А для меня – вся моя школьная жизнь, все 53 года. За все, чего я достигла в народном образовании, я благодарна Евгению Борисовичу, мудрому человеку, гордости нашего города. Память о нем будет вечно жить! 

 

Воспоминания Елены Викторовны Шуровой, учителя начальной школы, выпускницы 1979 года:

Осталась в памяти такая история: Евгений Борисович не хотел принимать меня в школу. Мне было шесть лет, а в школу принимали с семи. Мы с мамой пришли к нему в кабинет, я очень оробела. Директор, такой большой, красивый, умный и важный, очень серьезно произнес фразу: «Если в первой четверти будут тройки - выгоню». Я приняла это за чистую монету и очень старалась хорошо учиться. Вот такое наставление в большую жизнь я получила в начале школьного пути, и оно возымело действие. Несмотря на то, что я была младше всех в классе, я успевала все: и учиться, и в общественной жизни школы активно участвовать. Отсюда, наверное, и моя будущая вожатская деятельность, и выбор профессии.

А вот уже когда я стала постарше, я открыла для себя директора совсем другого. В школе проводилось очень много разнообразных мероприятий, и я с восторгом вспоминаю, как Евгений Борисович пел на торжественных линейках, праздничных концертах. У него был прекрасный голос! Мы всегда завороженно его слушали, было удивительно, что такой строгий и серьезный человек лирик в душе!» 

 

Воспоминания Марины Сергеевны Балабановой (см. приложение 15), учителя математики, выпускницы школы 1981 года: 

В то время, когда наш класс  учился физике, Евгений Борисович уже был в возрасте, но все еще очень активно вносил свою лепту в развитие школы. Евгений Борисович добывал для учеников лучшую дополнительную литературу. Он давал нам знания не по учебникам, а по своим конспектам. Его уроки запомнились мне своей лаконичностью и четкостью.

 

Воспоминания Натальи Васильевны Головаш, школьного психолога, выпускницы школы 1973 года: 

Этот человек был безусловно авторитетным для всех учеников и очень уважаем ими. Даже самые отъявленные хулиганы после «ковра» у директора ходили, как шелковые. Но на них никто не оказывал психологического давления, Евгений Борисович просто умел грамотно, с большим уважением к личности донести свои требования и претензии.

 

Белов Илья Михайлович

 

Воспоминая Елены Викторовны Шуровой, учителя начальной школы,  выпускницы 1979 года: 

Илья Михайлович Белов – чудесный человек! Мы его просто обожали. Он вел у нас ИЗО и черчение –  наши любимые уроки, которые мы с огромным удовольствием посещали.  Это был удивительно скромный человек, человек дела!

Воспоминания Марины Сергеевны Балабановой, учителя математики, выпускницы 1981 года: 

Илья Михайлович учил рисовать нас нестандартно и очень серьезно подходил к своей работе, прививал нам любовь к творчеству. Он уважал учеников за рисунки, сделанные с душой, и высоко их оценивал. У меня дома до сих пор хранится пейзаж, на котором стоит пятерка, поставленная рукой Ильи Михайловича.

Воспоминания Натальи Васильевны Головаш, школьного психолога, выпускницы школы 1975 года: 

Илья Михайлович вел у нас сначала рисование, позже – черчение. Это был настолько интеллигентный, уравновешенный, спокойный и справедливый человек, что мы всем классом обожали эти предметы. Прекрасно рисовал сам и сумел привить любовь к творчеству школьникам. Черчение, которое он вел – сложный предмет. И мы до самого утра делали домашнее задание, но не потому, что боялись двоек, а потому, что мы не хотели подвести этого замечательного человека. 

В дополнение к воспоминаниям учениц найден экспонат в школьном музее – школьный дневник очень старательной девочки Ушковой Людмилы. То, что Илья Михайлович очень серьезно подходил к своей работе, был требователен к ученикам подтверждает страничка из этого дневника 1954-55 учебного года. Оценка поставлена рукой Ильи Михайловича (см. приложение

19).

 

Шивырталова Александра Кирилловна Воспоминания Мыздриковой Галины Васильевны,

 учителя начальных классов, педагога-ветерана.

Александра Кирилловна приехала в наш город в 1976 году из города Сарапул и пришла работать в школу №1 учителем начальных классов. Учила детей удивляться, быть чуткими, заботливо следила за развитием каждого ребенка, воспитывала наблюдательность, умение самостоятельно работать. Всегда тактичная, скромная, чуткая и душевная, она умела найти «ключик» к сердцу любого ученика. Её отличают прекрасные душевные качества: любовь к детям, своей профессии, честность, принципиальность, готовность всегда прийти на помощь. Скромная и тихая, Александра Кирилловна была участницей Великой Отечественной, с 1941 по 1945 прошагала по дорогам войны. Об этом ребятишки узнавали на уроках Мужества, где видели своего учителя с медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», с удивлением слушали рассказы о войне из уст отличного связиста.

Учителя-коллеги говорили о ней: «Учитель-профессионал с большой буквы, мастер своего дела, надёжный друг и товарищ». Ее ученики, которым сейчас за 50 вспоминают о ней с благодарностью и теплотой.  

 

 

 

 

Вывод

Считаю, что с задачами, которые я перед собой поставила, я справилась.  Изучила теоретический материал, касающийся истории школы №1 от ее истоков до сегодняшнего дня. Проанализировала   экспозиционный и фактический материал по теме с помощью руководителя музея

О.В.Балычевой, (см. приложение 16). Составила презентацию для экскурсий о школе по военной теме: «Сменившие указку на винтовку»; с помощью ребят из 8-9-х классов оформила транспаранты с портретами педагоговфронтовиков Великой Отечественной войны школы №1 (см. приложение 17).

Встретилась с выпускницей школы 1973 года Головаш Н.В. выпускницей   1977 года      Бабиной С.Б., выпускницей 1979 года Шуровой Е.В., выпускницей 1981 года Балабановой М.С., выпускником 1986 года Логиновым И.В. (см. приложение 11-15), которые  в интервью поделились воспоминаниями о своих учителях: Колтунове Е.Б., Золотой О.Ф., Маслове А.С., Белове И.М. Благодарна за помощь в систематизации материала, за существенные дополнения к имеющимся архивным документам Злыгостевой М.Г., учителю начальной школы, ветерану педагогического труда, Мыздриковой Г.В.,  учителю начальной школы, ветерану педагогического труда,   Ходанецкой Т.А., заслуженному учителю РФ, ветерану педагогического труда, которые трудились в нашей школе вместе с учителями - ветеранами Великой Отечественной войны. Гребенкиной (Масловой) М.В., внучке Маслова А.С., передавшей в музей фотографии и воспоминания мамы Масловой К.П. (дочери Маслова А.С.) (см. приложение 11). Кроме того для популяризации и увековечения памяти легендарного директора школы Е.Б.Колтунова опубликовала воспоминания в газете к 1 марта (дню его рождения). К празднику Победы опубликую воспоминания родственников, коллег и учеников о И.М.Белове, А.С.Маслове, А.К.Шивырталовой, О.Ф Золотой.  Представленный в работе материал не охватывает всей фактической архивной документации. Я представила в презентации судьбы учителей, связанные с историей военного времени.  Кроме того, уяснила для себя, что во время проведения экскурсий (см. приложение 18) необходимо варьировать представляемый материал, учитывая возрастные способности восприятия публики: начальная школа, старшеклассники или взрослые. Экскурсии я буду проводить в дни боевой славы в мае этого года и в последующие годы обучения в школе. Бессмертный полк пополнит свои ряды именами героев первой школы в шествии 9 мая 2021 года.

Очень удовлетворена, что проделала такую работу, многое узнала впервые, хочется поделиться полученными сведениями с другими учащимися нашей школы. Через архивы Минобороны на сайтах «Дорога памяти» и «Память народа» узнала о боевом пути  А.И.Темпалова, Е.Б.Колтунова, А.С.Маслова, найденные материалы пополнили фонд школьного музея, теперь учащиеся смогут посмотреть, какой большой путь к Победе проделали учителя нашей школы, сменившие указку на винтовку. Считаю, что мой проект стал по мере его реализации коллективным: в создании штендеров учителей-фронтовиков приняли участие ребята из 9 классов, в сборе материалов помогали учителя-выпускники школы разных лет, педагогиветераны.

Фотографии Маслова А.С. переданы музею его внучкой Гребенкиной (Масловой) М.В., воспоминания родных, коллег, учеников учителейфронтовиков сданы в архивы школьного музея, зарегистрированы в качестве новых экспозицилнных материалов.

С данной работой я хочу принять участие в областном конкурсе исследовательских проектов «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Люди и судьбы»

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Балычева О.В., Хайруллина Д.А. За годом год, за вехой веха, за полосою полоса…, В.Пышма Издательство ИП Пиджаков А.В.,   2020, - 276 с.

2.     Заводская Л. Учитель, перед именем твоим…, Екатеринбург «Уральский рабочий» 2006,-  49 с.

3.     Рыбакова  С.Н. Воспоминания ветеранов педагогического труда Пушкинской школы, В Салда, 52 с.

4.     Трифонова З.Т. Страницы детской памяти времен войны, В Салда,-7 с.

5.     Письма родственников, фронтовиков, телеграммы выпускников

6.     Газета «Новатор» 2015

7.     Газета «Салдинский рабочий» 1982

8.     Газета «Салдинский рабочий» 1995 

9.     Архивные документы школьного музея

10. https://foto.pamyat-naroda.ru/about

11. https://doroga-pamyati.org/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

          

Приложение 1

Бывшее Александровское училище (ныне здание Управления

Образования), в котором открылась школа-семилетка, преобразованная затем в среднюю фабрично-заводскую девятилетку №14.

 

 

 

Приложение 2 Фото 40-х: Госпиталь 1845 расположился в здании нашей школы.

Подвоз раненых осуществлялся на санях, запряженных лошадьми

 

 

Приложение 3

Фото здания школы, в которую вернулась школа после эвакуации госпиталя 1845

                                        

Приложение 4

 

Надписи на кабинетах во время проведения экскурсий в старой школе

 

 

 

 

 

Приложение 5

Фото 40-х: Главврач Леонид Иосифович Левандовский работает в своем кабинете

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

 

Приложение 7 Фото раненых бойцов, идущих на поправку.

(передано в музей медсестрой госпиталя 1845   Вяткиной Юлией Ивановной)

 

 

Приложение 8

Накануне 55-летия Победы на фасаде школы № 1 появилась мемориальная доска с именами воинов, умерших от ран в военном госпитале

 

Приложение 9 9 Мая - митинг у Памятного Креста  в честь воинов, 

умерших в школе-госпитале1845

 

Приложение 10

Темпалов Александр Иванович, учитель-фронтовик школы №1

 

Боевой путь А.И.Темпалова (снимки с сайта «Дорога памяти»)

 

 

 

 

 

 

Шивырталова Александра Кирилловна, учитель-фронтовик школы №1

 

На уроке мужества

 

 

Маслов Александр Семенович,  учитель-фронтовик школы №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На уроке мужества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На уроке мужества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фронте

 

 

 

 

Боевой путь А.С.Маслова в составе II Украинского фронта,  в составе 42 гв. сд. (снимки с сайта «Дорога памяти»)

 

 

 

 

Золотая Ольга Федоровна, учитель ветеран школы №1

 

 

На уроке мужества

 

Справка сержанту Душиной (Золотой) О.Ф.

 

 

 

Михаил Акимович Зиновьев, учитель-фронтовик школы №1

 

 

Белов Илья Михайлович, учитель-фронтовик школы №1

 

 

Широковский Леонид Иванович, учитель-фронтовик школы №1

 

Мосеев Петр Григорьевич, учитель-фронтовик школы №1

 

 

Евгений Борисович Колтунов, учитель-фронтовик школы №1

 

 

Боевой путь Е.Б.Колтунова (снимок с сайта «Дорога памяти»)

 

 

На фронте (снимок с сайта «Дорога памяти»)

 


11

Интервью с М.В.Гребенкиной (внучкой А.С.Маслова)

 

 

 

Приложение 12

 

Интервью с Н.В.Головаш (ученицей И.М.Белова)

 

 

 

 

13

Интервью с Е.В.Шуровой (ученицей О.Ф.Золотой, И.М.Белова)

 

 

Приложение 14

 

Интервью со С.Б. Бабиной  (ученицей О.Ф.Золотой, И.М.Белова)

 

 

 

15

Интервью с М.С.Балабановой (ученицей И.М.Белова, Е.Б.Колтунова)

 

 

Экскурсия для 9Б класса

Приложение 16

Работа с архивом музея школы. Руководитель музея О.В.Балычева

 

 

Приложение 17

Изготовление штендеров с портретами педагогов-ветеранов  с помощью ребят из 8-9-х классов  


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 18 Экскурсия «Сменившие указку на винтовку» в 5В классе

 

Приложение 19 Оценка по физике и роспись А.С.Маслова

 

Оценка по черчению и роспись И.М.Белова

 



[1] Статья из газеты «Новатор» от 25 мая 2015г

[2] Из воспоминаний Н.П.Мосеевой (архивные материалы музея школы №1)

[3] «Воспоминания ветеранов педагогического труда Пушкинской школы» Рыбакова С.Н., стр.52

[4] Материалы руководителя поискового отряда «Память» Зорихиной Ю.С.(архивные материалы музея школы №1)

[5] Из воспоминаний Э. Ф. Кремер (архивные материалы музея школы №1)

[6] Из воспоминаний Бабкиной Л. М. (архивные материалы музея школы №1)

[7] «Страницы детской памяти времен войны» Трубина З.Т.

[8] «Страницы детской памяти времен войны» Трубина З.Т.

[9] «Страницы детской памяти времен войны» Трубина З.Т.

[10] Заводская Л. Учитель, перед именем твоим…

[11] https://foto.pamyat-naroda.ru/about

 

[12] Балычева О.В., Хайруллина Д.А. «За годом год, за вехой веха, за полосою полоса…»

 

Министерство общего профессионального образования

Министерство общего профессионального образования

Содержание Введение ……………………………………………………………………

Содержание Введение ……………………………………………………………………

Л.И.Левандовский», «Операционная», «Медкабинет», «Перевязочная» и др

Л.И.Левандовский», «Операционная», «Медкабинет», «Перевязочная» и др

Победы – вопрос сохранения памяти, которая учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру в будущее своего государства молодому поколению

Победы – вопрос сохранения памяти, которая учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру в будущее своего государства молодому поколению

В.И.Нерослова, руководитель школьного музея 2008-2016гг

В.И.Нерослова, руководитель школьного музея 2008-2016гг

В связи с передачей Верхнесалдинской средней школы №13 для использования по особому назначению, приказываю…

В связи с передачей Верхнесалдинской средней школы №13 для использования по особому назначению, приказываю…

А нормы были недетские: отсортировать 15 тонн сена, собрать солому с 45 га земли и т

А нормы были недетские: отсортировать 15 тонн сена, собрать солому с 45 га земли и т

Коврижина Л. В. (1986-1988гг),

Коврижина Л. В. (1986-1988гг),

Майор Л.И.Левандовский и его коллектив занял 1 место в системе госпиталей в вопросах организации донорства

Майор Л.И.Левандовский и его коллектив занял 1 место в системе госпиталей в вопросах организации донорства

Колтунов Евгений Борисович. Он очень хорошо пел, особенно любил песни «Огонек», «В землянке», о

Колтунов Евгений Борисович. Он очень хорошо пел, особенно любил песни «Огонек», «В землянке», о

Практическая часть 2.1. Школьная жизнь в военные годы

Практическая часть 2.1. Школьная жизнь в военные годы

Так и жили: салдинцы помогали приезжим, в то же время, общаясь с ними, обогащали свой словарный запас

Так и жили: салдинцы помогали приезжим, в то же время, общаясь с ними, обогащали свой словарный запас

Мы помогали семьям, в которых остались малые дети и школьники на руках матери, а отцы воевали, всем, что было нам, 12-легним, под силу: пилили и…

Мы помогали семьям, в которых остались малые дети и школьники на руках матери, а отцы воевали, всем, что было нам, 12-легним, под силу: пилили и…

Москвы и Ленинграда. О них штабы заботились особо

Москвы и Ленинграда. О них штабы заботились особо

Это Карасева Лариса (1978г.),

Это Карасева Лариса (1978г.),

Салда. С 1972 года – директор школы №14

Салда. С 1972 года – директор школы №14

Камышлов. Вагоны пробиты осколками снарядов, пулями

Камышлов. Вагоны пробиты осколками снарядов, пулями

Шел 5 месяц войны. Враг, как говорили, у ворот

Шел 5 месяц войны. Враг, как говорили, у ворот

Маслов Александр Семенович Александр

Маслов Александр Семенович Александр

Подвысокое Кировоградской области

Подвысокое Кировоградской области

В-Салдинском техникуме. С 1947 года по 1973 год работал учителем физики в школе №1 (26 лет)

В-Салдинском техникуме. С 1947 года по 1973 год работал учителем физики в школе №1 (26 лет)

Тогда Ольга Федоровна пошла работать в нашу школу

Тогда Ольга Федоровна пошла работать в нашу школу

После войны Александр Петров вернулся в

После войны Александр Петров вернулся в

Зиновьев Михаил Акимович Родился 4 января 1917 года в городе

Зиновьев Михаил Акимович Родился 4 января 1917 года в городе

Трудовая деятельность: в течение 10 лет работал на

Трудовая деятельность: в течение 10 лет работал на

Широковский Леонид Иванович

Широковский Леонид Иванович

Л.И.Широковский по дорогам войны

Л.И.Широковский по дорогам войны

Служил рядовым, командиром отделения, помощником командира взвода, штабным писарем, в одном из боев командовал штурмовой группой, заменив раненого офицера

Служил рядовым, командиром отделения, помощником командира взвода, штабным писарем, в одном из боев командовал штурмовой группой, заменив раненого офицера

Борисович был направлен в 204 воздушно-десантную бригаду 1-го воздушнодесантного корпуса, формирование которого начиналось в

Борисович был направлен в 204 воздушно-десантную бригаду 1-го воздушнодесантного корпуса, формирование которого начиналось в

Воспоминания об учителях-фронтовиках

Воспоминания об учителях-фронтовиках

Саперы разминировали дороги, минные поля, восстанавливали переправы через малые и большие реки

Саперы разминировали дороги, минные поля, восстанавливали переправы через малые и большие реки

Он умел расположить к себе людей, ценил жизнь и ценил знания

Он умел расположить к себе людей, ценил жизнь и ценил знания

В те годы, когда я училась, краеведческий музей был только в

В те годы, когда я училась, краеведческий музей был только в

Весь класс был рад и очень горд, что это наш учитель – ветеран

Весь класс был рад и очень горд, что это наш учитель – ветеран

Отечественной войны. Нам очень нравилось, когда

Отечественной войны. Нам очень нравилось, когда

Хочется отметить его любовь к ученикам, желание помочь каждому, умение вселить уверенность в свои силы и способности

Хочется отметить его любовь к ученикам, желание помочь каждому, умение вселить уверенность в свои силы и способности

Евгений Борисович назначает меня своим заместителем

Евгений Борисович назначает меня своим заместителем

Осталась в памяти такая история:

Осталась в памяти такая история:

Этот человек был безусловно авторитетным для всех учеников и очень уважаем ими

Этот человек был безусловно авторитетным для всех учеников и очень уважаем ими

И мы до самого утра делали домашнее задание, но не потому, что боялись двоек, а потому, что мы не хотели подвести этого замечательного человека

И мы до самого утра делали домашнее задание, но не потому, что боялись двоек, а потому, что мы не хотели подвести этого замечательного человека

Учителя-коллеги говорили о ней: «Учитель-профессионал с большой буквы, мастер своего дела, надёжный друг и товарищ»

Учителя-коллеги говорили о ней: «Учитель-профессионал с большой буквы, мастер своего дела, надёжный друг и товарищ»

Маслова А.С., передавшей в музей фотографии и воспоминания мамы

Маслова А.С., передавшей в музей фотографии и воспоминания мамы

Фотографии Маслова А.С. переданы музею его внучкой

Фотографии Маслова А.С. переданы музею его внучкой

Приложение

Приложение

Бывшее Александровское училище (ныне здание

Бывшее Александровское училище (ныне здание

Приложение 3 Фото здания школы, в которую вернулась школа после эвакуации госпиталя 1845

Приложение 3 Фото здания школы, в которую вернулась школа после эвакуации госпиталя 1845

Приложение 5 Фото 40-х: Главврач

Приложение 5 Фото 40-х: Главврач

Приложение 6 Приложение 7

Приложение 6 Приложение 7

Приложение 8 Накануне 55-летия

Приложение 8 Накануне 55-летия

Приложение 10 Темпалов Александр

Приложение 10 Темпалов Александр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2023