Исследовательский проект "Бабочка"
Оценка 5

Исследовательский проект "Бабочка"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
4 кл
17.02.2019
Исследовательский проект "Бабочка"
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности. Позволяет почувствовать себя не просто обучающимся, юным исследователем, ученым.
Бабочка.docx
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Городской конкурс исследовательских проектов младших школьников «Юный исследователь» Секция: «Мир животных» «Бабочка. Этапы развития» Работу выполнил: Удальцов Владимир Михайлович,  ученик 4­А класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 7 г. Феодосии Республики Крым» Научный руководитель: Плотникова Вера Михайловна,  учитель начальных классов муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения  «Школа № 7  г. Феодосии  Республики Крым» Феодосия  2019 1 Содержание  1 Содержание…………………………………………………………  2 Введение …………………………………………………………... 3 Основная часть…………………………………………………….. 3.1 Обзор литературы……………………………………………... 3.2 Мои исследования…………………………………………….. Стр. 2 3 4 4 6 4 Выводы………………………………………………………………. 9 5 Список использованных источников литературы………………. 10 6 Приложения…………………………………………………………. 11 11 12 13 14 15 16 17 Приложение 1. Строение бабочки………………………………. Приложение 2. Сатурния грушевая……………………………... Приложение 3. Гусеница Сатурнии грушевой………………….. Приложение 4. Гусеница Сатурнии грушевой. Фазы …………. Приложение 5. Коконирование Сатурнии грушевой…………... Приложение 6. Сатурния грушевая. Имаго ……………………. Приложение   7.   Винсент   Ван   Гог   «Павлиноглазка»,   1889г. Приложение 8. Изучение взрослой особи Сатурнии грушевой учащимися   4­А   класса   МБОУ   «Школа   №7   г.Феодосии Республики Крым»……………………………………………….. 18 2 Введение           Еще с раннего детства началось мое увлечение насекомыми.   Я приносил домой   пауков,   бабочек,   богомолов,   жуков   и   т.д.   Кормил   их,   ухаживал   и наблюдал за их поведением. Однажды, когда мне было 6 лет, я нашел очень большую и необычную гусеницу. Я знал, что гусеница – одна из стадий развития бабочки. Принес ее домой, решил узнать об этой бабочке как можно больше.  Цель   работы:  проследить   за   циклом   развития   бабочки   в   искусственно созданных условиях (in vitro). Задачи работы:  выяснить классовую принадлежность бабочки; выяснить характерные особенности в строении бабочки;  изучить литературу о бабочках;    определить основные этапы развития бабочки;   проверить возможность содержания бабочки в условиях in vitro. вести дневник наблюдений за циклом развития бабочки; Актуальность   работы: результаты   исследования   можно   будет   применять   на занятиях   по   окружающему   миру   в   школе,   прививая   всем   детям   любовь   к природе, расширяя их кругозор, а так же воспитывать бережное отношение к живой природе.  3 Основная часть 3.1 Обзор литературы         О  бабочках  написано    много  литературы.  Я  узнал  о  разнообразии бабочек, их жизненном цикле, о пользе, которую они приносят природе. Интересно, что русское название «бабочка»   произошло от старославянс­ кого «бабъка», что означающее «старуха» или «бабка».                                                     В верованиях древних славян считалось, что это души умерших, поэтому люди относились к ним почтительно.             С научной точки зрения, бабочки  относятся  классу  Насекомые, типу Членистоногие, отряду Чешуекрылые – это самые   высокоразвитые животные среди беспозвоночных.           Чешуекрылые, или бабочки (в переводе с греческого языка означает чешуя и   крыло)   ­   отряд   насекомых     с   полным   превращением.     Свое   название   они получили за наличие членистых трубчатых конечностей. Другим характерным признаком является наружный скелет, образованный   пластинками   прочного полисахарида ­ хинина.         Тело бабочек состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка.   На груди у бабочек имеется две пары крыльев и  три пары ног. У бабочек ноги служат в основном   для   закрепления   на   определённом   месте   и   только   потом   ­   для передвижения.   У   некоторых   бабочек   на   ногах   расположены   вкусовые рецепторы:   до   того,   как   такая   бабочка   коснётся   конечностью   сладкого раствора, она не развернёт хоботок и к еде не приступит.             Крылья покрыты чешуйками, образующими на их поверхности пыльцу ­ этого   нет   ни   у   каких   иных   представителей   животного   мира.   Секрет фантастической   красоты   и   поразительного   разнообразия   бабочек   именно   в чешуйках,     цвет,     структура     и     расположение     которых     определяют причудливость   окраски.  Сами   же  чешуйки ­  это   изменённые   волоски.  Число чешуек на одном крыле может достичь миллиона. Строение бабочки приведено в приложении 1.                    Жизненный   цикл.   Бабочки   относятся   к   насекомым   с   полным превращением.  Их жизненный цикл  состоит из следующих  четырех фаз: яйцо,  личинка (гусеница), куколка, взрослое насекомое (имаго). На  стадии  яйца начинается  новый  цикл  в  жизни  бабочки.  Яйца бабочек   покрыты   плотной   твёрдой   оболочкой   и   могут   быть   разнообразной   круглыми,   формы:   угловатыми.   цилиндрическими,     шаровидными,     яйцеобразными,          На стадии гусеницы накапливаются  питательные  вещества. Большинство гусениц   питаются     листьями,     цветками     и     плодами     растений.   Они   ведут наземный   образ   жизни.   Физиологической   особенностью   гусениц   является наличие  пары  изменённых  слюнных  желез,    вырабатывающих особый секрет, который быстро затвердевает на воздухе, образуя шёлковую нить. Окраска тела гусениц взаимосвязана с их образом жизни. Гусеницы, ведущие  открытый  образ жизни,  имеют  покровительственную  окраску, сочетающуюся  с  определённой формой  тела,  порой  напоминающей  части растений.                  На   стадии   куколки происходят   сложные   изменения,   связанные   с перестройкой  и  образованием  органов  взрослого  насекомого.  Куколки  не питаются и часто являются покоящейся фазой развития, у видов из северных и умеренных широт ­ впадающей в зимнюю диапаузу.          Из куколки выходит взрослое насекомое ­ имаго.                  Примерно за сутки до выхода бабочки, оболочка куколки становится маслянисто­прозрачной.   Затем   происходит   разрыв   куколки   вдоль   головы   и 5переднего  края  крыльев,  а  имаго,  цепляясь  ногами  за  край  разорванной оболочки, выползает наружу.                    В первые минуты после выхода из куколки бабочка ещё не способна летать.   Она   взбирается   на   вертикальные   возвышения,   где   остаётся   до расправления   крыльев.   Расправленные   крылья   отвердевают   и   приобретают окончательную   окраску.   Продолжительность   жизни   имаго   колеблется   от нескольких часов до нескольких месяцев (у видов впадающих в диапаузу) и в среднем   составляет   2—3   недели.   Главная   задача   стадии   бабочки   ­   поиск партнера и продолжение рода. Бабочки защищают себя от врагов, используя разные виды окраски, а также распространяя неприятный запах, издавая резкие звуки.                 Питание бабочки.  Бабочки   питаются   нектаром. Некоторым   видам необходимы минеральные  соли. Многие  пьют сок пораненных  деревьев,  едят гниющие   фрукты.   А   есть   бабочки,   которые   не   едят   вовсе.   А   сами   бабочки являются пищей для других насекомых, птиц, млекопитающих и т. д. Бабочки приносят пользу, опыляя многие виды растений, но так же и вред.          Мои исследования          Самой большой бабочкой Крыма и всей Европы является Павлиноглазка грушевая,   а   научное   название   –   Сатурния   грушевая.   Свое     название   вид Сатурния грушевидная получил: 1) 2)   благодаря   особенностям   окраски:   на   каждом   крылышке   имеется дискообразное глазчатое пятно, похожее на пятна хвоста павлина; гусеницы этой бабочки живут на плодовых деревьях, в том числе, и не грушах;  3) грушевидная форма кокона.         Это и есть та бабочка, гусеницу которой я нашел. Наглядное изображение представлено в приложении 2.           Мне стало очень интересно, когда найдя впервые гусеницу и узнав название бабочки, я решил понаблюдать, за этапами развития бабочки. Из источников литературы   я   узнал,   что     Павлиноглазки   очень   редко   размножаются.   Как правило,   за   год   такие   бабочки   способны   размножиться   лишь   один   раз.   При начале сезона спаривания самцы бабочки начинают чувствовать самок благодаря своему обонянию и их запаху. Их хоботки невероятно хорошо улавливают запах самки, они их чувствуют за 10 километров друг от друга.  Ж. А. Фабр своими классическими   опытами   доказал,   что   самцы   утрачивают   это   свойство   после удаления   усиков.   что   поиск   особей   Существует   предположение, противоположного пола возможен не только благодаря тончайшему обонянию, но и другим, пока не известным нам, механизмам обнаружения.                    Взрослая бабочка Павлиноглазка грушевая не питается, а срок жизни большого ночного павлиньего глаза составляет от 4­5 дней до 2­х недель. Самцы живут примерно 8 дней, самки – до 20 дней. После спаривания самки большого ночного   павлиньего   глаза   ищут   подходящее   место   для   яйцекладки.   Они откладывают  250­410  яиц   в  один   слой   несколькими   кучками   или   рядами   на тонких   ветвях   или   листьях   деревьев,   которые   подходят   для   дальнейшей кормежки гусениц. За 24 часа самка может отложить до 140 яиц, правда к концу жизни это количество сокращается до 2­3 штук. Отложив все яйца, бабочка умирает. Яйцо плодовой  Сатурнии имеет бело­серый цвет и размеры 2х2,5 мм. Гусеницы Сатурнии грушевой вылупляются через 10­20 дней. После вылупления они съедают часть оболочки яйца, в котором они находились, а затем активно едят листья плодовых деревьев.             Чем больше я узнавал об этом виде, тем все интереснее мне было,  и я решил   узнать,     на   каких   деревьях   у   нас   в     п.   Приморский   размножаются Павлиноглазки грушевые.           Гуляя по поселку в июле ­ августе я внимательно рассматривал деревья и кустарники. Так как грушевые деревья на улицах не встретишь, я искал гусениц на абрикосах, вишне и алыче. Всегда находил гусениц на алыче или рядом с деревом.             Каково было мое удивление, когда я нашел гусеницу на алыче. Гусеница была размером около 5­6 мм, но, отъевшись, они становилась более крупной ­  9­ 10 см длину и толщиной в палец взрослого человека.            Развитие гусеницы длилось около 2­х месяцев, а ее окрас менялся:  изначально   гусеница   грушевой   Павлиноглазки   имела   темно­коричневый цвет.   На   теле   гусеницы   было   четыре   ряда   бородавок,   из   которых   торчали длинные волоски, окрашены в светло­коричневые тона.  Приложение 3;  затем,   на   следующей   стадии   развития   бородавки   стали   оранжевыми. Приложение 4;  затем,   тело   гусеницы   приобретало   зелено­голубой   оттенок,   бородавки стали желтыми, голова и анальные сегменты приобрели  коричневый окрас;  во время крайней­четвертой   стадии развития гусеница была желтовато­ зеленого цвета с  небесно­голубыми  бородавками, на которых кроме волосков появились   шипы, наполненные жидкость, а на боковой части туловища стала хорошо видна длинная желтая полоса;  перед окукливанием, гусеница Сатурнии грушевой, приобрела золотисто­ коричневую  окраску;             Спустя  несколько часов гусеница начала выпускать шелковую нить и обматывается   (коконирование).     Кокон   был   очень   плотный,   грушеподобной формы, коричневого цвета, длиной 50 мм.             Уже будучи в коконе, гусеница превращается в куколку. В таком виде она и зимует.             Я ждал всю зиму, когда появится бабочка. В  начале весны я вынес кокон на   балкон,   чтобы   ему   было   не   жарко.   Если   температура   воздуха   слишком высокая, то бабочка вылупится рано и на улице для нее будет холодно, а если температура низкая, то куколка может остаться на вторую зиму Поэтому так важно сохранять  оптимальную  температуру  воздуха  ­ около 16 градусов по Цельсию.              В мае бабочка покинула кокон, 2 дня просушивала крылья и улетела. Вывод: узнав   о   жизни   бабочки   Павлиноглазки   грушевой,   и   проведя исследования, я сделал следующие выводы:  Сатурния   грушевая   отпугивает   птиц   с   помощью   своей   окраски:   при приближении врага она раскрывает крылья, и птица, видя направленные на нее глаза, пугается;  бабочка   не   причиняет   особого   вреда   ни   на   одной   стадии   жизненного цикла;  в  нашем крае предпочитает окукливаться на дереве алычи;  в  домашних условиях быстро окукливается и в мае вылупляется;  Сатурния грушевая охраняется в Казантипском и Опукском природных заповедниках и в природном парке «Караларский»;  занесена в Красную книгу Ростовской области и Европы.           Этот проект меня заинтересовал, и  я стал привлекать к изучению этих бабочек своих друзей и одноклассников.                     В  перспективе  было  бы  интересно  вывести  Сатурнию  грушевую  в домашних условиях уже не из гусеницы, а из двух бабочек. Список литературы 1.Энциклопедия «Бабочки», М., «ТЕРРА», 1999. 2.Дж. НИРИ «Насекомые и пауки», М., «ТЕРРА», 2006. 3.Яхонтов А. А. Зоология для учителя. Т. 1­ М.: Просвещение, 1968. 4.Интернет ­ ресурсы. 5.Фото из личного архива и интернета. Приложения Приложение  1 Строение бабочки Приложение 2 Сатурния грушевая Гусеница Сатурнии грушевой Приложение 3 Гусеница Сатурнии грушевой Приложение 4 Коконирование Сатурнии грушевой Приложение 5 Сатурния грушевая. Имаго  Приложение 6 Приложение 7 Изучение взрослой особи Сатурнии грушевой учащимися 4­А класса МБОУ «Школа №7 г.Феодосии Республики Крым» Винсент Ван Гог Приложение 8 «Бражник мертвая голова», современное название «Павлиноглазка», 1889г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"

Исследовательский проект "Бабочка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019