Исследовательский проект "Чудесная водица-везде пригодится" 4 класс
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
экология
4 кл
30.05.2017
Исследовательский проект актуален, т.к. в современном мире высоких технологий человечество забыло о простых истинах здоровой жизни: солнце, воздух и вода и семья. Все нравственные ценности мы закладываем в начальной школе. Мне очень важно как это делать, чтобы ребенок заинтересовался. Существует множество методов и приемов, но я взяла за основу принципы этнпедагогики. У народов Севера существует один из немаловажных принципов воспитания - это "Повторяй за мной, делай как я, действуй". Данный проект полностью погрузил учащихся 4 класса в исследовательскую работу. Во-первых мы поставили перед собой реальные цели, которые можно решить в нашем маленьком островном селе Айон.
Мои ученики увидели проблему, которая касается их ближайшего окружения. А чтобы решить эту проблему, нужно изучить свойства воды, а для этого нужно провести опыты, пользуясь несложными подручными средствами. Простые опыты с водой доставили участникам проекта необкновенные чувства удивления, открытия неизведанного. Работа над проектом сплотила моих учеников и научила их работать в команде, прислушиваться к мнению других. Потом я предложила учащимся 4 класса выступить с небольшими сообщениями на классном собрании вместе с родителями.Исследовательский проект "чудесная водица-везде пригодится"
Айон_Исследовательский проект Чудесная водица-везде пригодится!.docx
Муницпальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа с.Айон»
Исследовательский проект
«Чудесная водица всегда пригодится»
Выполнила:
Тоно Валентинга Викторовна,
учитель начальных классов,
МБОУ НШ с.Айон 2015 год
Оглавление:
1. Введение …………………………………………………….34
2. Основная часть ………………………………………………4
2.1.
Роль воды в жизни человека…………………… …..4
2.2.
Мы – исследователи…………………………………5
2.3.
Практическая часть………………………………….56
3.Заключение …………………………………………………7
4.Список литературы….………………………………………8
5. Приложения…………………………………………………89
2 Вокруг оглянись, в природу вглядись:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша вода!
1. Введение.
Земля – Голубая планета! Голубая, потому что 70 % поверхности Земли
занимает вода. Вода – это жизнь на Земле! В природе водой заполнены бескрайние
океаны и моря, быстрые реки и озеразеркала, таинственные болота. Она есть и в
глубине Земли, и в ее атмосфере. Обладая необыкновенными свойствами, вода
присутствует повсюду: в снежном покрывале над землей, в пушистых облаках в
воздушном океане, в обволакивающем тумане над водными пространствами, в косых
линиях дождя, в сверкающей россыпи росы и в правильных геометрических формах
снежинок. Вот такие волшебные превращения воды происходят в нашем родном
любимом крае.
Мы живем на маленьком острове Айон. Песчаный берег родного острова
омывается ВосточноСибирским морем. Наше море красивое всегда: в солнечную
погоду и в шторм, летом и зимой, осенью и весной. Когда идешь по золотистому
песчаному берегу моря, слушаешь шум прибоя, смотришь за движением волн, то
становится спокойно на душе и хочется петь и придумывать стихи. Наверное, вот
так приходит к поэтам вдохновение. Наше море это не только красота, но и
водное пространство дом для рыб, нерпочек, китов и моржей. Море нас кормит
вкусным омулем, сочным гольцом, ароматной ряпушкой.
На нашем острове много озер и речек. Среди них и Питьевое озеро, откуда к
нам в поселок привозят пресную и чистую воду. Около поселка протекает Седьмая
речка, по которой стекают в море ручьи из тундры. Нас окружает вода, она везде,
поэтому мы с вами привыкли к ней и часто забываем о том, что вода это самая
большая драгоценность на Земле. Но запасы воды не безграничны. Если исчезнет
вода, то наша планета станет безжизненной. Мы должны сохранить присутствие
воды в нашей жизни.
Актуальность темы:
Вода источник жизни. Она необходима для жизнедеятельности всего живого.
Необходимо беречь её, а для этого нужно воду изучать, понять её волшебные
превращения. Это как человек, который знает свой организм и поэтому умеет
укреплять и беречь своё здоровье.
Мы выдвинули гипотезу, что вода это единственное вещество, которое переходит
в природе из одного состояния в другое. Обладая такими свойствами, вода играет
большую роль в природе и жизни человека.
Цель проекта:
доказать, что вода в природе способна переходить из одного состояния в другое,
расширить знания о воде, её свойствах. путем экспериментальной деятельности
(игропытов) .
Задачи:
Образовательные:
*расширить и углубить экологические знания, понятия и представления;
3 *учить добывать знания самому и оперировать ими, делать выводы, обосновывать
свои ответы.
Развивающие:
*развивать положительные эмоции от общения с природой;
* развивать наблюдательность и интерес к экспериментированию;
* развивать интерес к познанию экологии малой родины;
* развитие потребности применять эти знания в жизни.
Воспитательные задачи:
*воспитывать любовь, уважение к природе;
* с помощью фотографий из семейных архивов семей показать красоту
превращений воды на острове Айон.
Объект исследования: экология Айона.
Предмет исследования: вещество привычное и необычное вода и ее свойства.
Предполагаемый результат:
* участники проекта получат больше информации о воде, повысится интерес к
экспериментальной деятельности;
*научатся самостоятельно проводить опыты дома, привлекут родителей к
совместному проведению опытов.
Необходимое оборудование:
* Фотоаппарат, компьютер, глобус, физическая карта России.
* Любительские фотографии природы Айона: море в разное время года, туман над
поселком, радуга, сугроб, ледяные торосы, морозные узоры на стекле дома и т.д.
*Видеозаписи «Вода в природе».
*Для проведения опытов: посуда (тарелки, прозрачные стаканы), краски, свечка и
спички, картон, формочка для льда, лейка.
Продукт проекта:
Презентация «Чудесная водица – всегда пригодится».
Этапы проектной деятельности:
1. Изучение литературы о воде.
2. Практическая часть проекта. Проведение наблюдений за водой.
3. Обобщение наблюдений, выводы.
4. Составление презентации.
5. Выступление с проектом в классном мероприятии «Час общения», с приглашением
родителей.
II. Основная часть.
Роль воды в жизни человека.
Наш 4 класс – это небольшой коллектив, где мы выполняем школьные правила и
обязанности. И в нашем организме вода выполняет свои «обязанности»:
доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины;
регулирует температуру тела;
защищает жизненно важные органы;
помогает преобразовать пищу в энергию;
помогает питательным веществам усваиваться органами;
выводит шлаки.
б) в жизнедеятельности человека вода служит для:
питья и приготовление пищи;
4 соблюдения личной гигиены;
мытья посуды;
поливки растений;
используется в промышленности и в производстве.
Мы убедились, что вода играет огромную роль в жизни человека.
Мы – исследователи.
«Три состояния воды» (Приложение № 1);
«Удивительные свойства воды» (Приложение № 2);
«Берегите воду!» (Приложение № 3).
Посмотрите на фотографию планеты Земля. Такой её видят из космоса. Некоторые ученые
предлагали переименовать её в планету Океан. Если взглянуть на глобус, больше всего на
нём голубого цвета – это вода. Она занимает 3/4 поверхности земного шара. Интересную
информацию о воде мы нашли в энциклопедиях Кирилла и Мефодия, в сети
Интернет, в книгах и журналах школьной и сельской библиотеки. Работали в
группах, потом выступили с сообщениями на классном собрании «Чудесная водица
– всегда пригодится».
1.
2.
3.
Решили:
вместе с родителями выполнить рисунки по теме;
продолжить поиски фотографий природы Айона, организовать с родителями
прогулки по селу Айон, с целью
сфотографировать зимние пейзажи для
презентации);
обсудили вопрос проведения практической части проекта: зачем? как? и что для
этого понадобится?);
всю работу над исследовательским проектом мы решили показать в презентации
«Чудесная водица – всегда пригодится»;
с этой презентацией выступить на классном мероприятии «Час общения» (с
приглашением родителей).
III. Практическая работа.
Сейчас мы с вами окунемся в волшебный мир превращений. Нам предстоит
узнать некоторые свойства воды путем проведения нескольких опытов. Они нам
докажут, что с водой происходят чудеса и как эти чудеса использует человек в
жизни. А чтобы было еще интересней, мы будем проводить опыты, играя.
Играопыт № 1.
Перед нами два стакана: один с водой, а другой пустой. Что мы делаем?
Правильно, переливаем водицу в пустой стакан. Вывод: вода течет.
Играопыт № 2.
Возьмем формочку для льда, нальем в ячейки воду. Нальем воды в лейку и
польем
цветы.
Вывод: вода не имеет собственной формы и наливается в любые емкости.
Играопыт № 3.
Половину ячеек формочки с водой закрасим цветными красками. Вода в ячейках
стала разноцветной. Затем в тазик с водой бросим щепотку марганцовки.
Посмотрите, как красиво! Марганцовка в воде растворилась. Мы размешивали в
воде соль и сахар, они тоже растворились.
Вывод: вода хороший растворитель, поэтому наше море соленое.
5 Играопыт № 4.
Помещаем формочку для льда в морозилку. Через некоторое время
выкладываем из
ячеек льдинки цветные и прозрачные. Вывод: при температуре ниже 0 градусов
вода замерзает и становится твердой. А цветными льдинками можно поиграть.
Играопыт № 5.
Переложим льдинки в тарелку . Посмотрите, лед тает и опять превращается в
воду. Вывод: при температуре 0 градусов и выше лед тает и превращается в
воду.
Играопыт № 6. Перекладываем льдинки в стакан с водой. Посмотрите,
лед на поверхности воды . Вывод: лед плотный и легче воды.
Играопыт № 7.
Ставим кастрюлю с прозрачной крышкой (с водой) на плитку, доводим до
кипения. В кипящей кастрюле с водой мы видим капельки воды под крышкой.
Аккуратно приподнимаем крышку над кастрюлей. Пар поднимается вверх, а при
охлаждении превращается в капельки воды, вода опять стекает в кастрюлю.
Вывод: превращения с водой происходят постоянно это круговорот воды в
природе.
Играопыт № 8.
Поиграем с водой. Под струйку воды поднесем ладошку, вода расплескивается.
С помощью профессионального фотоаппарата снимаем несколько кадров
расплескавшейся воды. Посмотрите, мы «поймали» необычные кадры
движения
воды. Вывод: мы видим, что капельки воды выпуклые .
Играопыт № 8.
Наливаем подкрашенную воду в тарелку, с помощью свечки греем стакан
изнутри.
Опускаем стакан в тарелку с водой. Посмотрите, вода втянулась в стакан!
Вывод: мы грели воздух в стакане, давление повысилось и часть воздуха из
стакана вышла. Теперь стакан помещаем в тарелку. Воздух в стакане остыл,
давление уменьшилось, поэтому часть воды вошла в стакан. Это атмосферное
давление.
Играопыт № 9 «Сухая салфетка в стакане»
По этой же причине салфетка в стакане остается сухой.
Благодаря экспериментам, мы увидели, что вода – единственное вещество на
Земле, которое существует сразу в трех различных состояниях: жидком,
газообразном и твердом.
IV. Заключение.
Благодаря нашим исследованиям мы убедились, что вода обладает свойствами:
1. Она не имеет собственной формы и обладает текучестью;
2. При температуре ниже 0 градусов вода превращается в лед.
3. Лед превращается в воду при 0 градусов, а при 100 градусах вода – в пар;
4. Вода хороший растворитель, поэтому в природе преобладает соленая вода;
5. Лед плотный и легче воды;
6. Узнали что такое атмосферное давление и теперь нам понятно как на глубину
опускаются батискафы.
6 Наша гипотеза подтвердилась:
Обладая такими удивительными свойствами, ВОДА играет большую роль в
природе и жизни на Земле!
Вывод: нам вода даёт огромные возможности. А мы должны
охранять и беречь это чудо природы! Беречь воду — это значит
беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы!
Ι
V. Используемая литература:
1. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся средних школ
/Сост.А.Н.Захлебный. – М.:Просвещение, 1986. – 175 с., ил.
2. Большая и Детская энциклопедии Кирилла и Мефодия.
3.«Мир моря»: Детская энциклопедия – 2изд.,Москва изд., «Махаон», 2007г
4. Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом
«Современная педагогика», 2004.
4. Самое необыкновенное вещество в мире. Петрянов И.В., Москва, 1975г.;
Три состояния воды.
Приложение № 1
Известно, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях, таких
как: газообразное, жидкое или твердое.
Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако
состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинкаэто
совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождьэто всего лишь жидкая вода.
Вода, находящаяся в газообразном состоянии, называется водяным паром. Когда
говорят о количестве влажности в воздухе, обычно подразумевают количество
водяных паров. Если воздух описывается как «влажный», это означает, что в воздухе
содержится большое количество водяных паров.
Лед – твердое состояние воды. Толстый слой льда имеет голубоватый цвет, что
связано с особенностями преломления им света. Сжимаемость льда очень низка. Лед
при нормальном давлении существует только при температуре 0° С или ниже и
обладает меньшей плотностью, чем холодная вода. Именно поэтому айсберги
плавают в воде. При этом, поскольку отношение плотностей льда и воды при 0° С
постоянно, лед всегда выступает из воды на определенную часть, а именно на 1/5
своего объема.
Приложение № 2
Удивительные свойства воды.
Давайте поговорим об удивительных свойствах воды.
Как же к нам поступает вода в поселок? У нас вода завозится машиной –
водовозкой. Из Питьевого озера привозят питьевую воду, а из плотины – непитьевую
воду. В каждом доме жители готовят разные ёмкости для питьевой воды. А
7 непитьевую воду заливают в ёмкости в котельной. Эта вода нагревается на
котельной и по водосточным трубам приходит к нам домой, поэтому дома тепло.
Вот видите, даже по тому, как вода к нам поступает, можно уже говорить о её
удивительных свойствах.
а) Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, который заполняет.
б) В питьевых бочках через воду мы видим дно значит вода прозрачна, бесцветна.
Она также без запаха и вкуса.
в) Воду заливают в ёмкости на котельной, а потом она у нас дома. Весной ручейки из
тундры стекаются в искусственный водоем – плотину. Это свойство воды
называется текучестью. Им обладают все жидкости6 молоко, соки.
г) Когда мы дома пьём чай, то в кружку наливаем горячую воду и заварку – вода
становится светло – коричневой. Затем мы добавляем в кружку сахар – чай становится
сладким. Значит – вода хороший растворитель. В воде растворяются и другие
вещества: соль, лимонная кислота, всевозможные красители. А как минеральные
вещества попадают в растения? Конечно, растения всасывают корнями минералы,
растворенные в воде.
д) Туман над нашим поселком – это мелкиемелкие капельки воды.
е) Морозные узоры на окне дома переход вещества из газообразного состояния в
твёрдое. В комнате тепло, а на улице мороз, пар из дома охлаждается. Научно этот
процесс называется конденсацией.
ё) На море у нас иногда даже летом плавают льды крупные и маленькие, они не
тонут, а могут только растаять. Лед плавает, потому что он легче воды, а при
температуре 0 и выше лед начинает таять.
Еще можно привести множество примеров из жизни об удивительных свойствах
Воды. Мы ещё вернемся к ним, в роли волшебников и проделаем опыты с водой.
Берегите воду!
Приложение № 3
Борьба с загрязнением окружающей среды – одна из важнейших проблем
современности.
Жидкие отходы производства, сбрасываемые в водоемы, отравляют все живое и
представляют опасность для людей. Попавшие в воду удобрения могут вызвать
бурный рост сине зеленых водорослей, поглощающих из воды кислород, отчего
другие растения и животные гибнут.
Одним из загрязнителей водоемов являются вещества, которые используются в
качестве моющих средств. Если современные моющие средства быстро расщепляют
жир и имеют свойства убивать на 100% микробы, то что случается с живыми
организмами, живущими в загрязненных водоемах? Исследователи утверждают, что
эти вещества покрыли слоем пены многие реки. Загрязнения воды вызывают
ухудшение состояния здоровья.
Причина заключается в том, что население недостаточно информировано о
последствиях воздействия некачественной воды на организм каждого из нас.
Многие имеют поверхностные, отрывочные знания о проблеме воздействия воды на
живые организмы, в том числе и организм человека. Взрослые и школьники
недооценивают вред, наносимый такой питьевой водой всем живым существам и
человеческому организму.
Эта проблема актуальна и важна для каждого из нас. Недаром А.Де СентЭкзюпери
писал «Ведь вода – это и есть жизнь».
8 Предлагаем ряд мероприятий, которые помогут частично решить данную
проблему. А начинать нужно всегда с самого себя, со своего дома, двора,
улицы, класса, школы, поселка, города, района, округа:
1. Давайте вести здоровый образ жизни и пропагандировать этот образ жизни с
помощью рисунков, плакатов, игровых и спортивных мероприятий, акций. Будем
примером для наших младших братьев и сестер.
2. Будем заботиться о своем здоровье, о здоровье близких;
3. Не будем сбрасывать бытовой мусор, отходы в реки и на берег моря, в тундре;
4. Проводить вместе с родителями регулярные мероприятия по очистке берега моря
и улиц от бытового мусора;
5. Будем рационально и бережно использовать драгоценную воду;
6. Необходимо охранять водные богатства.
9
Исследовательский проект "Чудесная водица-везде пригодится" 4 класс
Исследовательский проект "Чудесная водица-везде пригодится" 4 класс
Исследовательский проект "Чудесная водица-везде пригодится" 4 класс
Исследовательский проект "Чудесная водица-везде пригодится" 4 класс
Исследовательский проект "Чудесная водица-везде пригодится" 4 класс
Исследовательский проект "Чудесная водица-везде пригодится" 4 класс
Исследовательский проект "Чудесная водица-везде пригодится" 4 класс
Исследовательский проект "Чудесная водица-везде пригодится" 4 класс
Исследовательский проект "Чудесная водица-везде пригодится" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.