Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)
Оценка 4.8

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русская литература
8 кл
16.06.2018
Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)
Творческий исследовательский проект по литературе. Работа написана в соответствии с ФГОС. В ней представлена интеграция знаний по литературе 19 века, по истории древнего Новгорода 13 века. Автор под руководством педагога совершает экскурсию в древний Новгород, описывает нравы древнерусского общества и государственное устройство вечевой республики. А также исследует происхождение и семантику городских имён (урбанонимов).Исследовательский творческий интегрированный проект по литературе, истории и топонимии. Исследование выполнено на основе драмы А.К. Толстого "Посадник", описана этимология и семантика древненовгородских урбанонимов.
Городские имена.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 УЧРЕЖДЕНИЕ город Боровичи Боровичского района Новгородской области  ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА: ГОРОДСКИЕ ИМЕНА НА СТРАНИЦАХ ДРАМЫ А.К. ТОЛСТОГО «ПОСАДНИК» Автор: Данилова Марина Валерьевна              ученица 8 класса Научный руководитель: Кодынева Людмила Юрьевна                                           учитель русского языка и литературы 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………..3 Основная часть. Описание исследования………………………….4 Анализ источников и литературы………………………………….13 Этапы исследования…………………………………………………13 Полученные результаты и выводы…………………………………14 Заключение……………………………………………………………14  Список литературы и источников…………………………………...14 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта по русской литературе состоит в обращении к жизни   и   творчеству   поэта,   писателя   и   драматурга  XIX  века   Алексея Константиновича Толстого, чьё 200­летие отмечалось в сентябре 2017 года в соответствии   с   календарём   знаменательных   дат,   рекомендованным Минобрнауки для воспитания патриотических чувств и уважения к русской истории и культуре. Обращение к драме «Посадник» актуально и с точки зрения   литературного   краеведения,   потому   что   А.К.   Толстой   создал историческое полотно быта и нравов древних новгородцев. А также актуальна работа по воспитанию творческого читателя, умению анализировать текст с точки   зрения   городских   названий,   интерпретировать   их,   развивая познавательную   активность.   Проект   по   древненовгородской   топонимии актуален в настоящее время ещё и потому, что многие древние городские топонимы   являются   возвращёнными   в   современное   пространство   Великого Новгорода. Цель  исследования  состоит   в   прочтении   произведения   на историческую   тему,   в   поиске   сведений   об   истории   создания   драмы «Посадник»,  в  определении   его   значения   в   литературном   краеведении   и  в исследовании   древненовгородской   городской   топонимии.   А   также   в формировании познавательной активности исследователя в ходе поэтапного выполнения   проекта,   в   развитии   умения   выбирать   и   обрабатывать информацию   в  соответствии   с  темой   исследования.  При   создании   проекта появляется возможность воспитывать патриотические чувства и уважение к истории и культуре родного края.    3 Задачи исследования   1. Прочитать драму  А.К. Толстого «Посадник».  2. Представить краткую историю создания драмы «Посадник». 3.  Исследовать   и   описать   топонимическое   пространство   драмы   с использованием специальных лингвистических терминов. 4. Рассмотреть этимологию древненовгородских топонимов. 5. Создать презентацию в соответствии с этапами исследования.  Результаты исследования могут быть интересны учащимся младших и средних   классов   как   заочная   экскурсия   по   древнему   Новгороду.   Для старшеклассников данная исследовательская работа интересна как начальный этап в исследовании городских имён Новгорода ХIII века. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ             Вначале   работы   над   проектом   необходимо   прочитать   драму   А.К. Толстого «Посадник», события которой происходят в древнем Новгороде в   особенности   планировки ХIII    представить   место   действия, веке, древнерусского   города   для   того,   чтобы   проанализировать   городскую топонимию, представленную на страницах драмы. (слайд 1, 2)   События разворачиваются на улице, когда толпа народа возвращается с городского веча.  Явление 1 Первый из народа. Конец вечу! Договорились до дела! Второй из народа. По шеям боярина Фому! Третий из народа. Давно бы так! Что он был за воевода! Суздальцам хотел ворота отпереть! Не можем­де доле держаться! Четвертый из народа. К черту его! Боярин Чермный не отопрет! 4 Третий из народа. Не таковский! Первый из народа. А и у Фомы сильна сторона! Я как увидел, что плотницкие   один   за   другим   в   доспехах   подседают,   ну,   думаю,   в   топоры пойдут. Второй из народа. И пошли бы в топоры, когда б не посадник! Дай бог ему здоровья, Глебу Миронычу! Не речист, да метко его слово: "Не о том, говорит,   спор,   кому   воеводой   быть,   а   о   том,   вольным   ли   нам   городом оставаться!   Хотите   ли   послушаться   Фомы?   Хотите   ли   суздальским пригородком   учиниться?"   Тут   мы   первые   закричали:   "Не   хотим!   Долой Фому!" Первый из народа. А плотницкие­то свое несут, как Фома их учил, так и долбят: "Не можем держаться! Приступом нас возьмут!" Второй   из   народа.   А   как   осерчал   это   на   них   Глеб   Мироныч! "Неправда! − говорит, − три дня еще продержимся, пока псковичи на выручку подойдут! Кто смелует мне, посаднику Глебу, не верить?" Так и сказал: "Кто смелует мне, Глебу, не верить?" Третий из народа.  Велик его почет в Новегороде! Как сказал: "Кто смелует мне не верить?"− так вся Добрынина улица в один Голос: "Верим тебе, верим! Долой Фому! Тебе, Глебу, воеводой быть!" Четвертый из народа. Нет, то не Добрынина, а наша Люгоша­улица напред всех закричала: "Тебе воеводой быть!"  Второй из народа. Обе улицы закричали. Да спасиба­то он никому не сказал: "Не мне, говорит, а Чермному быть воеводой! Чермный лучше всех дело знает, нет супротив Чермного во всем в Новегороде!" Четвертый из народа. А молодые, молодые­то и обрадовались. Во всех   концах   заголосили:   "Чермного!   Чермного!"   Они­то   и   перекричали плотницких! [11, с. 293 – 294]. 5 Так   драматург   А.К.   Толстой   показывает   новгородское   вече   перед битвой с суздальцами (слайд 10, 11)    Многогранность   имени   собственного   позволяет   обратиться   к древнерусской   истории   и   в   городских   названиях   прочитать   историю, культуру, нравы древнерусского общества периода вечевой республики. Приступаем   к   ономастическому   анализу   фрагмента   текста исторической   драмы.   Как   известно,   топоним   может   исследоваться   в различных аспектах. Психологический аспект ономастических исследований выявляет   мировоззрение   имядателя,   исторический   аспект   предполагает анализ   исторического   фона,   на   котором   складывались   и   формировались ономастические системы. Географический аспект также важен, потому что географическая   среда   оказывает   определённое   влияние   на   развитие человеческой   культуры.   Культурологический   аспект   исследований   изучает тот   национально­культурного   фон,   на   котором   возникают   имена   и развиваются их системы.          Уже   в   первом   явлении   драмы   «Посадник»   встречается   много городских   названий.   И,   конечно,   главным   является   имя   города.   Оно употребляется в разных формах на страницах драмы:  Новегороде,  Новым­ городом, и Новгород, Новгород Великий. (слайд 3)  Последнее название с эпитетом великий в тексте драмы употребляется новгородцами   на   вече,   когда   они   решают   не   сдавать   город   суздальцам,   а умереть  за Софию, за грамоты, за волю. В настоящее время топоним Великий Новгород является наиболее употребительным и в тоже время возвращённым древненовгородским именем собственным.  Л.Ю.   Кодынева   в   статье   «Великий   Новгород   в   топонимической символике»   отмечает:   «Все   исторические   события   топонимичны   в пространстве   и   времени.   Имя  Новгорода   Великого  в   Средние   века   было наделено величественным смыслом. Это имя было пространством и временем 6 силы русского духа и святости. Величие города выражено в словах: «Кто против Бога пойдёт? На тебя кто Новгород встанет?» [4, с.189]. По мнению В.Л. Янина, И.И. Кушнира, Новгород возник из объединения трёх   разноэтнических   посёлков.   В.П.   Нерознак   в   книге   «Названия древнерусских   городов»   выражает   предположение,   что   это   название сохраняет память о тех временах, когда данная территория была ещё новой, неосвоенной.   Действительно,   название  Новъгородъ  относится   к   древнему индоевропейскому топонимическому обозначению новых поселений, нередко подчёркивающих   существование   на   этом   же   месте   старых   поселений, обозначаемых на Руси общим для многих территорий топонимом Городище» [6, с. 123].  Анализируя   этимологию   названия   древнего   русского   города,   учёный пишет: «О принадлежности топонима Новъгородъ к древнеиндоевропейскому ономастикону свидетельствуют точные параллели из других и.­е. языков, ср. галл.  Noviodunum,   немецк.  Neustadt.   По   своей   структуре   этот   топоним представляет   собой   сложное   имя   (композит),   состоящее   из   краткого прилагательного  новъ  и   топоосновы  –   городъ,  частой   в   древнерусской топонимии»  [6,  с.  124].  В   древнерусском   языке   оба  компонента   топонима находились в свободной связи и могли склоняться самостоятельно. Учёный приводит   парадигматический   ряд   топонима,   в   котором   в   сложной   форме название зафиксировано в Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку под 1169 г., где сообщается, что князь Андрей послал сына своего Мстислава со   всею   дружиною   на  Великыи   Новъгородъ.  Модель   имени    Adj. +  Subst. Великий Новгород засвидетельствована также под 1221 г. Под 1206 г. и 1368 г.,   как   отмечает   В.П.   Нерознак,   зафиксирована   форма   сложного   имени   с постпозицией   атрибутива   –   модель  Subst.   +  Adj.:   Всеволод   великий   князь послал сына своего Константина Новугороду Великому на княжение.  7 Совершим небольшой экскурс в историю. В основу драмы «Посадник» лег   реальный   трагический   эпизод   борьбы   новгородцев   с   суздальцами, пытавшимися военной силой овладеть Новгородом. Не было единства среди новгородцев, «суздальская» партия коварством и хитростью делает все, чтобы сдать   город   врагу.   Среди   них   есть   настоящие   изменники.   Они   обвиняют ненавистного   им   храброго   и   честного   воеводу   Чермного   в   измене,   чтобы воеводство   досталось   человеку   их   партии.  Посадник   Глеб   Мироныч   берет мнимую вину на себя, чтобы спасти город и Чермного. Город спасен, но вече приговаривает посадника покинуть город.  Драма   пленяет   картинами   героизма,   мужества   и   преданности новгородцев свободе. Они принимают решение погибнуть, но не поступиться свободой.   Несмотря   на   свои   «аристократические»   симпатии     к   боярству, которое стремится главенствовать  на вече, в целом А.К. Толстой в драме «Посадник»   воспел   республику   и   народ,   независимый   от   княжеского самовластия.  «Что   я   Вам   скажу   о   моих   занятиях?   Я   написал   много   маленьких стихотворений,   баллад   и   других;   несколько   из   них   уже   переведены   по­ немецки;   но   моя   главная   работа   (Hauptwerk),   которую   я   начал   и   которая прервана головными болями и отсутствием нравственного спокойствия, это – новгородская драма XIII столетия; она будет называться «Посадник»… Одно действие   окончено,   другие   же   только   набросаны,   и   я   жду   «счастливой минуты», чтобы сесть за работу. Так как сюжет не исторический, а взят лишь из нравов того времени и народа, то у меня шире поле и я мог сделать «ein regelrechetes Stuck» с «Steigerung», «Hohenpunkt»  и  т.п. …Эта работа меня привлекает;   лишь   бы   наступил   благоприятный   час,   я   надеюсь   ее   скоро докончить. < … > [12, т. 4, с. 354]. Так писал А.К. Толстой о своей работе над драмой 25 марта 1872 года из Венеции к К. Сайн­Витгенштейн.  8 А. К. Толстой придавал  большое значение точности воспроизведения обычаев и нравов изображаемой в произведении эпохи. Драматург приступил к работе над «Посадником» за границей, потому обратился с просьбой к своей супруге,   пребывающей   в   России.   Она   заключалась   в   поиске   исторических названий улиц и должностей, имен людей, живших в то время; требовалось даже   оправданное   «домашнее   занятие   для   патрицианских   женщин   в Новгороде», причем не «только одних боярынь» [12, т. 4, с. 352]. В итоге появилось объемное, масштабное, красочное полотно, передающее в динамике событийный   ряд   пьесы,   мотивы   поступков   персонажей   и   особенности   их характеров.  Автор   достоверно   воссоздал   общественную   организацию   и психологическую атмосферу средневековой республики. Он показал вече − высший   орган   новгородской   власти,   включавший   городское   и   свободное сельское население. Из среды боярства вече избирало посадника, тысяцкого и архиепископа,   фактически   управлявших   республикой.   Оно   созывалось посадником, но могло сходиться и по собственному почину. Новгородский князь приглашался из других земель, с ним заключался договор − «ряд» на управление и пользование определенными территориями. При этом функции князя были строго ограничены. Он выступал прежде всего военачальником и резиденцию имел на Городище, то есть за городом, на другом берегу Волхова, напротив Кремля, а не в центре города, не в Детинце. Если князь не выполнял принятых на себя обязательств, то ему указывали путь.  Во втором действии во время обороны города посадник в своей речи употребляет городские топонимы: «Должно быть, к Словенскому концу хотят стянуться под  Городище. Много городских имён и в речи боярина Вышаты: «Последний от Прусских мы ворот отбили. Вновь там не начнут. Чай, кинутся к Торговой; Затем они, должно быть, к Городищу стянулися». Рогович, второй боярин, говорит: «По мне, скорей к Бояним воротам их надо ждать». Третий 9 боярин Жирох сообщает: «Чай видели они, как закипел Детинец.  [11, с. 337 – 340]. Как   видим,   небольшой   эпизод   древнерусской   обороны   Новгорода переполнен городскими топонимами. Здесь необходимо остановиться на двух центральных названиях Городище и Детинец.  Городище  как   древнее   укреплённое   поселение   является   нелинейным объектом   городской   номинации.   Известно   близ   Новгорода  Рюриково Городище,   которое   в   работе   В.П.   Строговой   и   Л.А.   Секретарь   «Древние топонимы   Великого   Новгорода   и   его   окрестностей»   определяется   как «возвышенная   местность   на   правом   берегу   Волхова   у   его   истока   из   озера Ильмень…» [10, с. 44]. В летописи впервые Городище упоминается в 1103 г.: «Въ л то 6611 (1103)… заложиша церковь Благовещение Мстиславъ князь на ѣ Городищи» [7, с. 4]. (слайд 4) Детинец – сердце древнерусского города, его композиционный центр. К нему   лучами   сходятся   самые   красивые   и   протяжённые   улицы  Софийской стороны,   которая   названа   так   потому,   что   в   кремле   расположен   главный каменный   храм   новгородской   вечевой   республики   Софийский   собор.   И.А. Зайцев, И.И. Кушнир в справочнике «Улицы Новгорода» рассказывают историю этого исторического   топонима: «К 1044 году относятся первые летописные сведения о новгородском кремле (кром, кремник, кромлёное место», в Древней Руси   эти   слова   означали   огороженное   пространство)»  [3,   с.   62].  Авторы справочника рассматривают топоним  Детинец    как древнее название кремля. Этимология этого топонима сложна, в ней выделяется корень дет­, ассоциации со словом  детина, понятные современному читателю, но, видимо, имеющие иное лексическое значение в древности. (слайд 5)  Большим   значением   в   Новгороде   обладала   фигура   посадника   − выборного   должностного   лица,   ведавшего   управлением,   представлявшего республику   во   взаимоотношениях   с   внешним   миром,   выступавшего 10 посредником между народом и князем. Печать посадника прикладывалась ко всем   новгородским   грамотам.   Он   выполнял   военные   функции,   укреплял Новгород и пригороды, вместе с тысяцким вводил в дом Святой Софии нового владыку   −   передавал   ему   управление   новгородскою   церковью.   Посадник происходил из знатной боярской семьи, полномочия были бессрочными. Но его могли сменить в любое время, если вече посчитает нужным.  В одном из писем А. К. Толстого посадник назван «новгородским мэром» [12, т. 4, с. 437]. Так автор представлял европейский характер новгородской общественной   структуры.   Князь   располагался   на   Городище   и   сместить посадника не мог.  Как   указано   в   статье   Е.А.   Прокофьевой,   население   Новгорода разделялось на три группы:         Торгово­ремесленное население Новгорода имело свои объединения.                  Это   были:  1)   кончане  (жители  «концов»,  пяти   районов   города)   − Гончарского,  Загородного,  Неревского,   составлявшие  Софийскую  сторону, Славенского и Плотницкого, входивших в Торговую сторону [9]; (слайд 6)                 Конец  древнерусского  города являлся его  важной хозяйственно – административной частью. По плану Новгорода 1756 г. [13, с. 139] известны новгородские   концы:  Гончарский,  Загородский,  Людин,  Неревский, Петровский,  Плотницкий,  Славянский.  Данный  тип   древнерусских топонимов построен по одной суффиксальной онимической модели, но эти внутригородские   топонимы   относятся   к   разным   лексико­семантическим группам:   названия,   мотивированные   ремесленной   деятельностью   горожан: Гончарный,  Плотницкий;   названия,   мотивированные   социальной   и этнической   принадлежностью   горожан:  Людин,  Неревский,  Славянский; топоним,   отражающий   планировку   городской   территории:  Загородский; топоним, связанный с культовым сооружением: Петровский. Семантика этих древних новгородских топонимов прозрачна.  11 В   свою   очередь   этимология   термина  конец  семантически   связана   с термином ряд: «кон – начало, ряд, порядок; др.­рус. Поконъ – начало ; конъ – предел» [5, с. 288]. Исходя из семантики слова конец, приходим к выводу, что конец древнерусского города являлся основой, одним из его начал.  2) уличане (жители улиц), из которых в пьесе упоминаются реальные Добрынина и Люгоша [9]; (слайд 7)  Добрыня  ул.   Софийской стороны (1181 г.). Л.В. Васильев в работе «Архаическая   топонимия   Новгородской   земли»   пишет:   «Название   по происхождению   йотовый   поссесив   от   личн.  Добрыня   /   Добрына, топонимический   вариант   с   суффиксом  ­ин­   Добрынина  возник   ради избежания нежелательной омонимии» [2, с. 339]. Людогоща ул. Софийской стороны в Новгороде впервые упоминаемая летописью   под   1230   г.   «Данный   урбаноним   в   различных   вариантах (Людьгоща,  Людгоща,  Люгоща,  Лугоща,  Легоща,  Лягоща)   часто фиксируется летописными источниками ХIII – ХVI  вв. Восходит к др.­слав. личн.  Людьгост   /   Людогость,   которое   было   в   ходу   в   северной   зоне восточного славянства» [2, с. 342].  3) известное «Ивановское сто» − первая купеческая гильдия на Руси. Они непосредственно участвовали в политической жизни вечевой республики. Вече   часто   становилось   инструментом   в   политической   борьбе   боярских группировок [9].  Редятинцы, уличане посадника, помня, как тот помог во время голода, ограждают Глеба от растерзания. За измену посадника могли бы приговорить к смертной казни. Похоже, что Глеб готов к такому повороту в судьбе. Но, учтя его многолетние заслуги, вече выносит другой приговор и изгоняет Глеба из города.  Рядятина  ул.   на   Софийской   стороне.   Варианты   наименования Радятина,  Редятина,  Рядитина.  Первое   упоминание   датируется   1211г.: 12 ѣ «Загор ся   на   Радятинѣ  улици   и   сгоръ   дворовъ…»   [7,   с.   52].   Название образовано от др.­новг. личн. Рядко 1225 г. В этом имени выделяется корень ­ряд­,   известно   однокоренное   слово   «порядок»   и   географический   термин «ряд» как топооснова внутригородских названий. Имя было распространено у древних новгородцев.  Следует остановиться на городских топонимах, употребляемых в речи бояр: Бояни ворота, Прусские ворота.  Бояна  ул. Торговой стороны. «Старейшая фиксация в письменности – под 1300 г.: «Того же л та срубиша 4 церкви: святыя Богородица в манастыри Бояни улк »ѣ ...» [7, с. 91]. Это название образовано как  йотовое прилагательное от личн.  Боянъ − въ Зв ринци, и святого Лазоря, и святого Дмитрия на  ѣ ѣ «праславянского   мирского  имени,  которое  отмечено  в  древности у  разных славянских народов» [2, с. 341]. (слайд 8)  Прусская ул. Софийской стороны впервые указана летописью в связи с голодом 1230 г.: «И постави скуделницю у святыхъ Апостолъ, въ ям , на ѣ Просьскои  улици»   [7,  c.   70].   Это   название   важно   для   этноистории   и этнотопонимии древнерусского города Новгорода и всей восточнославянской территории. Его история связана с западнобалтийским народом пруссы. И.В. Аничков   в   работе   «Историческое   значение   названия   Прусской   улицы   для Новгорода   Великого»   предполагает,   что   «Новгород,   вероятно,   стал   для многих беглецов убежищем и новым Отечеством…» [1, с. 6].  Таким образом, проведя комплексный исторический, этимологический, географический   анализ   древненовгородской   городской   топонимии,   мы приходим к выводу, что городские имена при внимательном прочтении драмы «Посадник»   открывают   перед   читателем   таинственный   мир   истории   и культуры   древнего   Новгорода.   Все   значительные   события   в  судьбе   города запечатлевались на иконах. И битва с суздальцами тоже нашла своё отражение в древнерусской иконописи. (слайд 9).  13 АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Для выполнения исследовательского проекта  использовались сведения из   Новгородской   летописи,   изучались   работы   новгородских   лингвистов, посвящённые   этимологии   городских   топонимов,   а   также   исторические сведения,   помещённые   в   справочнике   улиц   города.   Вся   использованная литература находится в библиографическом списке.  ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  Как   уже   отмечалось   во   Введении,   проект   начинался   с   обращения   к юбилейной знаменательной дате – 200­летию А.К. Толстого и проецировался на   тему   по   литературному   краеведению,   к   исследованию   произведения драматурга,  где   он  обращался   к  страницам   истории  новгородской  вечевой республики.   Рассматривалась   история   создания   неоконченной   драмы   «Посадник», создавалось   описание   общественной   структуры   Великого   Новгорода, определялось идейное значение произведения, патриотический пафос драмы. Затем проводилось повторное перечитывание отдельных явлений драмы и выбор топонимического материала для многоаспектного анализа. В   ходе   исследования   создавалась   интегрированная   презентация, показывающая художественные и фотографические изображения древнего и современного   Великого   Новгорода.   Красота   этих   изображений   вызвала положительные эмоции и пробудила творческую мысль.       ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ 14 Создан   своеобразный   краткий   топонимический   дневник   драмы   А.К. Толстого «Посадник» с описанием истории, средневекового общественного устройства и городского ландшафта Великого Новгорода. ЗАКЛЮЧЕНИЕ           Цель исследования достигнута. Проанализирована городская топонимия на страницах драмы А.К. Толстого «Посадник». В рамках данного проекта есть   новые   направления   поиска   тем   для   литературного   краеведения, связанные   с   анализом   не   только   городской   топонимии,   но   и   других ономастических единиц (имён, фамилий, прозвищ, культовых сооружений).  Поставленные   в   проекте   задачи   выполнены:   прочитана   драма,   найдены сведения из истории создания произведения, даны исторические комментарии к   устройству   вечевой   республики,   проведён   лингвистический   анализ городской средневековой топонимии и создана красочная презентация  https    ://   yandex  .  ru   /  images  /  search        ?  text  =  Улицы  (Дата обращения 10.04.2018)   ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ  1.   Аничков,   И.В.   Историческое   значение   названия   Прусской   улицы   для Новгорода Великого / И.В. Аничков – Новгород, 1916. с.   Васильев,   Архаическая   топонимия   Новгородской   земли. 2. (Древнеславянские   деантропонимные   образования)   /   В.   Л.   Васильев   –   В.Л. Великий Новгород: Изд­во НовГУ имени Ярослава Мудрого 2005. – 468 с. (Серия «Монографии»; Вып. 4.). 3. Зайцев, И.А., Кушнир И.И. Улицы Новгорода. Справочник – Л.: Лениздат, 1980. – 184 с. 15 4. Кодынева, Л.Ю. Великий Новгород в топонимической символике / Л.Ю. Кодынева   //   Ономастика   Поволжья.   Материалы  XIII  Международной конференции. – Ярославль, 2012. – С. 188 – 191. 5. Мурзаев, Э.М. Словарь народных географических терминов. / Э.М. Мурзаев – М., Мысль, 1984. – 653 с.  6.  Нерознак,  В.П. Название  древнерусских  городов /  В.П.  Нерознак. – М.: Наука, 1983. – 208 с. 7.   Новгородская   первая   летопись   старшего   и   младшего   изводов. [Электронный ресурс]. – М.: Л.: 1950. – Режим доступа (свободный)  URL: http   /  gif. (Дата обращения 5.04.2018)  /  Novgorod    .  ru   /  rus   _  letopisi  ://   www   .  lrclib     8.   Мурзаев,   Э.М.     Словарь   народных   географических   терминов.   /   Э.М. Мурзаев – М., Мысль, 1984. – 653 с.  9.   Прокофьева   Е.А.   Драма   А.К.   Толстого   «Посадник»:   средневековая  http://www.info­ государственность,   доисторическое   миропонимание library.com.ua/books­text­10604.html (Дата обращения 05.04.2018) 10. Строгова, В.П., Секретарь, Л.А. Древние топонимы Великого Новгорода и его окрестностей / В.П. Строгова, Л.А. Секретарь – Великий Новгород, 2011. – 96 с. 11. Толстой А.К. Князь Серебряный; Роман; Драма; Стихотворения; Баллады; Былины; Избранные письма / Составитель В. Базанов. – Л.: Лениздат, 1982. – 512 с.  12. Толстой А. К. Собрание сочинений: В 4 т. – М., 1963 – 1964 гг. 13. Янин, В.Л. Планы Новгорода Великого ХVII – ХVIII веков / В.Л. Янин. – М.: Наука, 1999. – 158 с. https://be1.ru/antiplagiat­online/?text=b090a8a09e4490076a31f97f33d815b7 Уникальность текста 70% ­ текст допустимо уникальный. 16

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Городские имена на страницах драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2018