Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)
Оценка 4.7

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русская литература
8 кл
16.06.2018
Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)
Интегрированная творческая исследовательская работа написана на основе исторической драмы А.К. Толстого "Посадник". В ней автор под руководством педагога исследует этимологию древнерусских имён собственных (антропонимов). Исследование показывает знания истории новгородской вечевой республики, её государственное устройство, нравы и обычаи древнерусского общества, их отражение в именах собственных.Исследовательский проект по литературе, истории и древнерусской антропонимии.
Имена героев.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 УЧРЕЖДЕНИЕ город Боровичи Боровичского района Новгородской области  ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА: ЖИТЕЛИ ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА И ИХ ИМЕНА НА СТРАНИЦАХ ДРАМЫ А.К. ТОЛСТОГО «ПОСАДНИК» Автор: Жилич Софья Игоревна              ученица 8 класса Научный руководитель: Кодынева Людмила Юрьевна                                           учитель русского языка и литературы 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………3 Основная часть. Описание исследования…………………………….4 Анализ источников и литературы…………………………………..13 Этапы исследования. Полученные результаты…………………….15 Выводы………………………………………………………………..16 Заключение……………………………………………………………16  Список литературы и источников…………………………………...17 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта  по русской литературе состоит в обращении к жизни   и   творчеству   поэта,   писателя   и   драматурга  XIX  века   Алексея Константиновича Толстого, чьё 200­летие отмечалось в сентябре 2017 года в соответствии   с   календарём   знаменательных   дат,   рекомендованным Минобрнауки для воспитания патриотических чувств и уважения к русской истории и культуре. Обращение к драме «Посадник» актуально и с точки зрения   литературного   краеведения,   потому   что   А.К.   Толстой   создал историческое полотно быта и нравов древних новгородцев. А также актуальна работа   по   воспитанию   творческого   читателя,   по   формированию   умения анализировать текст с точки зрения происхождения и значения мужских и женских имён древних новгородцев. Выполнение исследовательского проекта развивает познавательную активность читателя и открывает мир литературной ономастики. Цель исследования состоит в прочтении произведения на историческую тему,   в   поиске   сведений   об   истории   создания   драмы   «Посадник»,   в определении   его   значения   в   литературном   краеведении   и   в   исследовании происхождения   и   значения   древнерусских   имён.  А   также   в  формировании познавательной   активности   исследователя   в   ходе   поэтапного   выполнения проекта,   в   развитии   умения   выбирать   и   обрабатывать   информацию   в соответствии   с   темой   исследования.   При   создании   проекта   появляется возможность воспитывать  патриотические чувства и уважение к истории и культуре родного края.    Задачи исследования   3 1. Прочитать драму  А.К. Толстого «Посадник».  2. Представить краткую историю создания драмы «Посадник». 3.  Исследовать   имена   и   фамилии   героев   драмы   с   использованием специальных лингвистических терминов. 4. Рассмотреть этимологию древненовгородских антропонимов. 5. Создать презентацию в соответствии с этапами исследования.  Результаты   исследования   могут   быть   интересны   учащимся   младших   и средних   классов   как   заочная   экскурсия   в   мир   древнерусских   имён собственных.   Для   старшеклассников   данная   исследовательская   работа интересна как начальный этап в исследовании антропонимии Новгорода ХIII века. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ          Прочтение драмы А.К. Толстого «Посадник» было занятием необычным, новым   и   поэтому   увлекательным.   Эта   драма   уводит   читателя   в   историю древнего   Новгорода,   когда   шумело   на   площади   новгородское   вече,   решая общественные проблемы в непрерывном поиске правды и справедливого суда. Интересны поступки и нравы героев драмы, необычны их имена. (слайд 1)            Филологи считают, что это произведение было незаслуженно забыто и мало   исследовано.   «Такая   ситуация   сложилась,   во­первых,   ввиду   явного художественного   «проигрыша»   пьесы   по   сравнению   с   драматической трилогией – главным творением А. К. Толстого в этом роде литературы. Во­ вторых, из­за незавершенности произведения, которая затрудняет в должной мере   оценку   его   поэтической   специфики   и   особенностей   психологии действующих лиц», – так пишет Е.А. Прокофьева, исследуя новгородскую государственность   и   её   доисторическое   понимание  [4]  http   .  info   ­ library    html (дата обращения 5.04.2018)  .  ua   /  books  ://   www   .  com  Последним   произведением   А.К.  ­  text  ­10604.         Толстого   стала   драма   из древненовгородской истории «Посадник» (1870 – 1871), завершить которую он   не   успел,   и   она   так   и   осталась   неоконченной   драмой.   Это   наименее 4 исследованное   сочинение   автора,   которое   редко   попадало   в   поле   зрения филологов.   Для   нас   это   произведение   интересно   как   страница   истории вечевой республики в годы войны с суздальцами.  Приступая к работе над новгородской драмой, А.К. Толстой обращался к   своей   жене   с   просьбой   рассказать   всё   про   Новгород.   Эта   просьба заключалась в поиске исторических названий улиц и должностей, имен людей, живших в то время; требовалось даже оправданное «домашнее занятие для патрицианских   женщин   в   Новгороде»,  причем   не   «только   одних   боярынь» [7,т.4,с.352]. В итоге появилось объемное, масштабное, красочное полотно, передающее   в   динамике   событийный   ряд   пьесы,   мотивы   поступков персонажей и особенности их характеров. Поиск сюжета для новой, «человеческой» драмы, как представлял жанр произведения А. К. Толстой, привел его к мысли о герое, который, «чтобы спасти город, берет на себя кажущуюся подлость» [7, т.4, с.347]. Однако, «нужно вдвинуть это в рамку, и Новгород − была бы самая лучшая» [7, т.4, с.347], − конкретизировал свое намерение автор.  Доисторическое   общечеловеческое   миропонимание   новгородского посадника  Глеба  Мироновича  восходит   к   жреческим   древним   культам.   У А.К. Толстого есть былина «Садко», где он обращается к проблеме жертвы, приносимой морскому царю. Автор замышлял принести его жизнь в жертву Великому Новгороду.  Тематической канвой пьесы, определяющей в ней фабульно­сюжетные фон и колорит, явилось военно­политическое противостояние Новгородской феодальной   республики   и   Суздальского   княжества   в  XIII  веке.   Оно   было вызвано борьбой двух сильных древнерусских государств за сферы торгового влияния в Восточной Европе и Прибалтике. Народ новгородский не хочет «суздальским   пригородком   учиниться».     Он   ценит   слова   посадника   Глеба Мироновича который говорит, что «не о том спор, кому воеводой быть, а о том, вольным ли нам городом оставаться»! [6, с. 293].  5 Конфликт произведения автор основал на стремлении положительных героев   отстоять   свободу   Новгорода   и   их   столкновении   с   корыстными имущественными намерениями отрицательных героев драмы.    Автор   достоверно   воссоздал   общественную   организацию   и психологическую атмосферу средневековой республики. Он показал вече − высший   орган   новгородской   власти,   включавший   городское   и   свободное сельское население.  (слайд 2)  Из среды боярства вече избирало посадника, тысяцкого   и   архиепископа,   фактически   управлявших   республикой.   Оно созывалось   посадником,   но   могло   сходиться   и   по   собственному   почину. Новгородский князь приглашался из других земель, с ним заключался договор − «ряд» на управление и пользование определенными территориями. При этом функции   князя   были   строго   ограничены.   Он   выступал   прежде   всего военачальником и резиденцию имел на «Городище», то есть за городом, а не в центре города, не в «Детинце». Если князь не выполнял принятых на себя обязательств, то ему «указывали путь».  Большим   значением   в   Новгороде   обладала   фигура   посадника   − выборного   должностного   лица,   ведавшего   управлением,   представлявшего республику   во   взаимоотношениях   с   внешним   миром,   выступавшего посредником между народом и князем. Печать посадника прикладывалась ко всем   новгородским   грамотам.   Он   выполнял   военные   функции,   укреплял Новгород и пригороды, вместе с тысяцким «вводил» в дом  Святой  Софии нового   владыку   −   передавал   ему   управление   новгородскою   церковью. Посадник   происходил   из   знатной   боярской   семьи,   полномочия   были бессрочными.   Но   его   могли   сменить   в   любое   время,   если   вече   посчитает нужным.  Князь сместить посадника не мог. (слайд 3,4,5)  А.   К.   Толстой   ввел   в   произведение   персонажей   с   подлинными историческими   именами,   упоминаемых   Н.   М.   Карамзиным   и   Н.   И. Костомаровым.   Среди   них:  Вышата,  Рагуйло  («История   государства 6 Российского» [1]) и Жирох, Ставр, Радько («Севернорусские народоправства во времена удельно­вечевого уклада» [2]). То же можно сказать о должностях и сословиях, возникших в специфических условиях феодальной республики.  В   первую   очередь   речь   идет   о  «подвойском»  −   гонце,  объявляющем волю   и   исполняющем   другие   поручения   вече.   Затем   упоминаются «кончанские   старосты»,   доводящие   приказы   высших   должностных   лиц   до жителей   своих   районов,   «гридьба»,   составляющая   войско   посадника   и тысяцкого, «ушкуйники» − молодые люди, искавшие раздолья и приключений за пределами  новгородских  земель. Зажиточные  республиканские  граждане   что   соответствует обобщены   в   пьесе   определением   «огнищане», самостоятельным   земледельцам,   дворянам   в   современном   понимании,   а   не княжеским тиунам (распорядителям домашнего имущества), как это было на других русских территориях.  «Патрицианские   женщины»,   представленные   в   «Посаднике», преимущественно ведут светскую жизнь. Они свободно, без сопровождения мужчин   передвигаются   по   городу,   высказывают   собственное   мнение   по любому   вопросу   и   не   обременены   теми   «прозаическими   занятиями»,   о которых в начале работы над пьесой думал драматург.  Вера, дочь главного героя, и Наталья, сожительница воеводы Чермного, часто посещают церковь. Боярыня Мамелфа Дмитровна, вдова предшественника Глеба, в своем доме «учиться благочестью / И вежеству» собирает «весь Новгород» [7, т.2, с.592]. Желание Натальи помочь двум прислужницам готовить стол к приему гостей − ввиду отправки многочисленной челяди на крепостные стены − встречает их тихое, но упорное сопротивление.  На   вече   по   инициативе   посадника   Глеба   Мироновича   произошло переизбрание воеводы. Вместо Фомы Григорьевича, который хотел заключить мир   с   суздальцами,   поставили  Андрея  Юрьевича  Чермного,   который   был готов   продолжать   оборону   Новгорода   и   ждать   поддержки   от   Пскова, входившего в состав новгородской феодальной республики. Так сталкиваются 7 две противоборствующие стороны. Новгородцы разбиваются на две «толпы», князь стоит на стороне Фомы и хочет заключить мир с суздальцами, а Глеб выступает за новый город. Обстановка накаляется. Далее   на   сцене   появляется   сам   главный   герой.   Степенный,   то   есть, действующий,   посадник   изображен   человеком   волевым,   решительным, твердым,   уверенным   в   своей   правоте.  (слайд   6)  Глеб   Мироныч   обладает непререкаемым авторитетом: «а что велит посадник, то у нас / И деется и свято!»  [7,   т.2,   с.  568],   −   признают   даже   его  противники.  Двадцать   лет занимает Глеб выборную должность, будучи несгибаемым и беспощадным в вопросах,   касающихся   исполнения   общественных   обязанностей.   «Мы Новгород Великим государем / Поставили и головы послушно, / Свободные, склонили перед ним. / Вот наша воля!» [7, т.2, с. 596], − определяет посадник социальное   кредо   соотечественников.  В   тяжелое   время,   в   «голодный   год» Глеб Мироныч скупил хлеб «да тотчас / За полцены спустил его в народ» [7, т.2,   с.   572].   Причем   это   нанесло   ощутимый   ущерб   капиталам   посадника. Потому часть его врагов − бояре Жирох и Кривцевич, бывший воевода Фома Григорьич   −   убеждена,   что   военные   действия,   ведомые   Новгородом, посаднику выгодны. Пока длится осада, «небось не правят / с него долгов», при   сдаче   города   −   «с   него­то   взятки   гладки»,   а   кредиторам,   живущим торговлей − «убыток от войны» [7, т. 2, с. 571], при победе суздальцев − вероятно полное разорение. (слайд 7) Другие,   среди   которых   влиятельная   боярыня   Мамелфа,   обвиняют посадника в безбожии. Его желание отстаивать город истолковывается как «лучше, / Чтоб приступом нас взяли? Из церквей / Иконы потащили б?» [7, т.2,   с.589].   Богатым   горожанам   мирные   переговоры   и   уступки   суздальцам представляются более заманчивыми, чем верность «Ярославлим грамотам» − новгородская независимость.  8 Посадника подобные разговоры не беспокоят, «то для меня равно, как если дождь / По крыше бьет» [7, т.2, с.598], − заявляет он. Глеб полагает важным «чинить безропотно и свято, / Что государь наш Новгород велит» [7, т.2, с.596]. В этой трудной миссии главным посадник считает возможность «для собственной своей / Чинить хочу для совести, и сам / Свое себе спасибо говорить» [7, т.2, с.598]. Так его почитание Великого Новгорода и служение патриотическому идеалу получают выражение в виде исключительной личной оценки   происходящего   и   соразмерения   этого   преимущественно   с собственными взглядами и убеждениями.    Бывший   посадник   с   поклоном   благодарит   «за   милостивый   суд»   и уходит сквозь толпу, которая, согласно ремарке, «перед ним раздается» [7, т.2, с.648]. Начинается штурм, враги с двух сторон идут на приступ. Воевода Чермный,   намеревавшийся   силой   заступиться   за   Глеба   Мироныча,   спешно отправляется   отбивать   атаку.   На   этом   заканчивается   третье,  последнее   из написанных А. К. Толстым, действие пьесы.  Друзья   и   родственники   драматурга   предполагали,   что   в   конце ненаписанного четвёртого действия посадник должен погибнуть и тем самым принести себя в жертву Великому Новгороду по языческим верованиям. Рассмотрим имена героев драмы "Посадник". Боярин  Глеб  Мироныч, степенный посадник новгородский. Вера, дочь посадника. Боярыня Мамелфа Дмитровна, вдова прежнего посадника. Вышата, Рогович, Жирох, Кривцевич −   новгородские   бояре.   Василько,   жених   Веры,   дочери   посадника.  Ставр, Головня,  Радько  –   товарищи     его.   Боярин  Фома  Григорьич,   бывший новгородский   воевода.   Боярин   Андрей   Юрьевич  Чермный,   новый новгородский воевода. Наталья, полюбовница Чермного. Рагуйло, брат ее, из неприятельского стана. Мечник. Гридень. Подвойский. (слайд 8) Определим этимологию и значение древних, вышедших из употребления имён: 9 Вышата   –  Вышеслав,   Вышослав,   Вишеслав,   Вишесав,   Выслав Происхождение   имени   от   общеслав.   "выше",   "высший"   +   "слава".  http   ://   kurufin    .  ru   /  html  /  Translate    /  Vysheslav    .  html (дата обращения 10.04. 2018)   Рогович   –  этимология   имени   или   фамилии,   прозвища   существует   в гипотезах:  1)  отождествления   Гюряты  Роговича   с посадником  Гюрятой, 2) трактовки имени Рогъ как усеченного Рогъволодъ и 3) предположения, что Рог­Рогволод   был   внуком   скандинава   Рёгнвальда­Рогволода.   Что   касается первого из этих шагов, то упоминание в ПНЛ об отроке Гюряты Роговича, посланном в Югру  за данью,  не оставляет  сомнения  в высоком  админист­ ративном   ранге   Гюряты   и   делает   его   тождественность   одноименному   по­ саднику   более   чем   вероятной.  https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/ (дата обращения 10.04. 2018) Жирох   –  известно,   что  фамилия     Жирохов   образовалась   от дохристианского   мужского   имени   Жирох,   которое   является   одной   из производных форм имени Жирослав. Это имя встречается  в новгородских берестяных грамотах, а также в Киевской летописи. Имя Жирослав является составным и восходит к двум корням: «жир» и «слав» («славный»), однако значение   первого   из   них   требует   разъяснения.   Следует   отметить,   что исторически слово «жир» связано с глаголом «жить» и ранее обозначало то, что   необходимо   для   жизни,—   корм,   пищу.   Соответственно,   в   переносном смысле   существительное   «жир»   употреблялось   по   отношению   к   богатым,  /(дата   обращения состоятельным   людям. http   .  ru   /  names  /  order    ://   www   .  ufolog     10.04. 2018)  Кривцевич –  фамилия  образована от личного прозвища и относится к распространенному типу польско­белорусских фамилий.  В основе прозвища Кравец лежит нарицательное слово украинского происхождения «кравец», т.е. «портной».   Менее   вероятно,   что   фамилия   Кравцевич   связана   со   словом «кравчий», т.е. «слуга, подносящий вино царю и его гостям». В любом случае, эта фамилия содержит указание на род занятий предка. Кравец, со временем 10 получил   фамилию   Кравцевич обращения 10.04. 2018)  http   ://   www   .  ufolog    .  ru   /  names  /  order    /    (дата Ставр   –  Станимир,   Стамир.   Происхождение   имени   определяется   по созвучным   именам   от   общеслав.   "становиться,   устанавливать"   +   "мир"      .  ru   /  html  ://   kurufin (дата   обращения   10.04.2018) http  Можно предположить, что в этом древнерусском имени также есть значение  /  Translate    /  Stanimir    .  html  «ставка», «ставить». Головня  –  Головняя.  Общеславянское   слово,  образованное  от  той  же основы,   что   и голова.   Исходное   значение   —   «передняя   часть   горящего полена». Головняя. Общеслав. Суф. производное от *golva «голова». Исходное значение  –  «обгорелое   с   головы   полено»  >  «горелое   (черное)   зерно»  (при (дата болезни   злаковых   растений).  https://lexicography.online/etymology  обращения 10.04. 2018) Фамилия Головня восходит к одноименному прозвищу предка. Головня –   это   тлеющее   или   обгоревшее   полено,   бревно.   Не   исключено,   что   такое прозвище   человек   мог   получить   за   свои   внешние   данные,   либо   свойства характера.  https://arc.familyspace.ru/catalog/Golovny  (дата   обращения   10.04. 2018)                       Радько   –  эта  фамилия   относится   к   распространенному   типу украинских   фамилий   и   образована   от   крестильного   имени. https://7lafa.com/pagefamilies (дата обращения 10.04. 2018) Чермный  –  первое  упоминание прозвища Чермный относится к  XVI столетию, о чем свидетельствуют записи в «Ономастиконе» академика С.Б. Веселовского:   Чермный   Иван   Иванович   Годунов,   1551   г.   Поскольку топонимические фамилии содержали указание не только на принадлежность к конкретной   семье,   но   и   на   отношение   к   определенному   географическому объекту, то изначально они представляли собой прилагательные с различными формантами: фамилии на – ский /­цкий и –анинов /­янинов принадлежат в основном знати и дворянству; фамилии на –итов /­ичев, ­инов, ­цев, ­ яков 11 /­аков, ­ ников, ­ин, ­их /­ых. В результате, потомок человека, обладающего   фамилию прозвищем   Чермный, временем   получил со     Чермных. http   ://   www   .  ufolog    .  ru   /  names  /  order (дата обращения 10.04. 2018)   Версия   топонимического   происхождения   фамилии   не   соответствует тексту драмы «Посадник», действия в которой происходят в ХIII  веке. Это говорит о сложности и неоднозначности этимологии имён собственных. Тогда  «красный», цслав., народн. следует обратиться к этимологии слова  ч рмный черемный «рыжеволосый», вятск., перм., сиб. (Даль; см. Шахматов, ИОРЯС 7, ея I,   305),   черемнуха   «краснуха,   скарлатина»,   др.­русск.   чьрмьнъ   «красный, рыжий». https://lexicography.online/etymology (дата обращения 10.04. 2018) Глеб –  имя древнерусского происхождения, означающее «защищенный Богом».   Скорее   всего,   это   имя   пришло   на   Русь   из   Скандинавии.   В православный   именослов   было   включено   после   причисления   князя   Глеба Владимировича   к   лику   святых.  http://amazingwoman.ru/znachenie­muzhskix­ imen/imya­gleb/(дата обращения 10.04. 2018) «Древнерусские   имена   представляют   огромный   интерес.   Они раскрывают   богатство   русского   народного   языка,   показывают   широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность,   порой   грубоватую   простоту   и   язвительность,   когда   дело касается нравственных пророков или физических недостатков» − так пишут о значении имён в древнерусском обществе А.В. Суслова и А.В. Суперанская в книге «О русских именах» [5, с. 42]. Древнерусские имена дохристианского периода   были   выразительными,   характеризующими,   самобытными, созданными   на   основе   русской   и   славянской   бытовой   лексики:  Добрыня, Любим, Ярослав. Семантика этих имён прозрачна и не требует пояснений.  Для   того   чтобы   было   понятно   появление   таких   имен,   приводим выдержку   из   одного   азбуковника,   которую   даёт   в   своей   книге   известный советский писатель Л.В.Успенский: "Первых родов и времен человеци... до некоего времени даяху (т.е давали) детям свои  имена, якоже  отец и мать 12 отрочати (т.е ребёнка) изволят: или от взора или от естества (т.е по виду и природным   свойствам   дитяти),   или   от   вещи,   или   от   притчи.   Такожде   и словене прежде их крещения даяху имена детям своим сице (вот так): Богдан, Божен, Первой, Второй, Любим и ина такова. Добра же суть и та (т.е. и эти имена были недурны)" [9, с. 409 – 410].  И языческие, и христианские имена были творчеством рядовых людей разных национальностей, бравших именования из своего обиходного языка. Так, например, древнееврейское  имя  Фома  обозначает  «близнец».  Бывший новгородский воевода в драме «Посадник» назван этим именем, возможно, потому, что он является не природным, но общественным близнецом нового воеводы боярина Андрея Чермного.    Благодаря   исследованию   мы   оказались   в   удивительном   мире   было   Это   небольшое древнерусских   имён.   "приключение" непродолжительным,   но   очень     увлекательным.   Мы   узнали   множество распространённых древнерусских имён, которыми драматург в соответствии с замыслом пьесы назвал своих героев.   Работая над проектом, появляется желание узнать этимологию и своего имени. Моё имя – София, у него тоже очень интересная история. Имя Софья (стар.   София)   в   переводе   с   древнегреческого   языка   означает   «мудрость», «премудрость»,   «мудрая».   Существует   вариант   перевода   «разумность», «наука».   На   Русь   имя   Софья   пришло   вместе   с   принятием   православия. Изначально   употреблялось   лишь   в   аристократических   кругах.   Так   звали единственную   дочь   2­го   московского   князя   Юрия   Даниловича   (родилась между   1297–1316   годами),   жену   Великого   князя   Московского   и Владимирского Василия I, жену Ивана III – Софью Палеолог. В дальнейшем это имя носили царевна Софья Алексеевна и две императрицы конца  XVIII века, при крещении получившие иные имена, – Екатерина  II  и жена её сына Мария Фёдоровна (носили имена, соответственно, София Августа Фредерика и   София   Мария   Доротея   Августа   Луиза).   Имя   Софья   использовалось 13 преимущественно   в   дворянской   среде.   В  XVIII–XIX  веках   это   имя   было пятым по счету в рейтинге имён фрейлин российского аристократического двора после имён Екатерина, Анна, Мария и Елизавета. К концу XIX века имя стало 20­м по популярности и употреблялось уже не только среди дворян, а также   и   в   других   сословиях. обращения 5.04.2018)   https://kakzovut.ru/names/sofiya.html  (дата В   советский   период   это   имя   было   одним   из   самых   непопулярных, вернулось оно в обиход лишь к началу ХХI  века. В 2008 году по данным ЗАГСов Москвы имя Софья стало 9­м в списке самых распространённых имён для   новорождённых   девочек,   а   в   2011   году   стало   самым   популярным   в Москве.  По отношению к истории Новгорода Великого имя София имеет особое значение. Главный храм Великого Новгорода называется  Софийский  собор. (слайд 9)  А главная храмовая икона написана в честь Софии Премудрости Божией. (слайд 10)  Бесспорно, что (агоронимы), по определению Т.В. Шмелёвой, данному в статье   «История   государства   российского   в   зеркале   названий   новгородских площадей», «площади – важный фрагмент городской среды: это пространство публичности» [8, с. 20]. Они отражают особенности культурно­исторического и хозяйственно­экономического     развития   города.  Софийская   площадь в Великом   Новгороде   исторически   является   главной   общественной   площадью города.   Нынешние   её   границы   определены   в   1945   году,   когда   началась послевоенная   реконструкция   города,   и   площади,   примыкающей   к   западным стенам кремля, было дано название площадь  Победы в честь великой победы над   фашистской   Германией.   Площадь,   именованная   по   названию   главного древнего храма города Софийского собора, была создана в начале  XIX  века, когда Новгород становится центром военных поселений. Софийская площадь использовалась как территория для плаца и неоднократно переименовывалась. 14 В   1919   году   её   переименовали   в  площадь   9 Января в   память   о   Кровавом воскресенье.  Идея   священной   середины   воспроизводит   идеальную   иерусалимско­ царьградскую  модель пространства с великим господским храмом и крестом в центре. Это пространство святости существует идеально, без примеси времени. В  XI  веке   представлялось   в   святой   Софии   какое­то   особое   мистическое присутствие креста. По летописным сведениям похищение креста из святой Софии обозначало захват власти в Киеве, а потеря власти осмысливалась как возвращение   креста   из   Киева   в   святую  Софию   Новгородскую.  Интересны летописные   характеристики   единства   святой   Софии   и   креста:   «Нъ   Богом диявол попран бысть и святою  Софиею крест възвеличян бысть» [3, с. 59]. Святая   София   –   священная   середина   Новгородской   земли,   её   символ, своеобразное олицетворение: «нъ къде святая София, ту Новгород…» [3, с. 55]. Всё обширное пространство древнего города воспринималось как пространство святости. Так, ссорясь с князем Ярославом в 1270 году, новгородцы говорят: «Княже, сдумал еси на святую Софью; поеди, атъ изъмрём честно за святую Софью; у нас князя нетуть, но Бог, и правда и святая Софья, а тебе не хочем» [3, с. 62]. Власть пространства святости в древнем городе в княжеские времена осмысливалась сильнее, чем власть князя, оно придавало людям силу и свободу выбора,   смелость   решения,   самоотверженность   –   ценность   вневременную.   В сознании древних новгородцев именование святая Софья содержало указание и на главный храм города Софийский собор, и на сам город Великий Новгород.  Экклезиотопоним  Софийская  площадь   мотивирован   названием Софийского собора. Это навание семантически связано с антропонимом София и  образовано   как   относительное   прилагательное   от   топоосновы  Софьj­  при помощи топоформанта ­ск­. (слайд 11) Таким   образом,   антропонимы   на   страницах   драмы   «Посадник» представляют   мировоззрение   древнерусского   человека   и   своеобразную 15 философскую   картину   мира.   Литературная   ономастика   –   комплексная дисциплина, связанная с историей, бытом, нравами и мировоззрением людей далёкого   прошлого.     Размышляя   над   значением   древнерусских   имён,   мы понимаем, что они не потеряли свой смысл и по сей день.  АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Для   выполнения   проекта   необходимо   прочитать   специальную литературу об истории русских имён, об изменениях, которые происходили в русском   именослове   на   протяжении   многих   веков   его   существования,   об основных тенденциях его развития в настоящее время. Вся использованная литература находится в библиографическом списке.  ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  Как   уже   отмечалось   во   Введении,   проект   начинался   с   обращения   к юбилейной знаменательной дате – 200­летию А.К. Толстого и проецировался на   тему   по   литературному   краеведению,   к   исследованию   произведения драматурга,  где   он  обращался   к  страницам   истории  новгородской  вечевой республики.   Рассматривалась   история   создания   неоконченной   драмы   «Посадник», создавалось   описание   общественной   структуры   Великого   Новгорода, определялось идейное значение произведения, патриотический пафос драмы, посвящённой битве с суздальцами. Затем проводилось повторное перечитывание отдельных явлений драмы и выбор антропонимического материала для лингвистического анализа. 16 В   ходе   исследования   создавалась   интегрированная   презентация, показывающая   художественные   и   фотографические   изображения   героев драмы, красота которых активизировала творческую мысль.       ВЫВОДЫ Проанализирована   система   образов   исторической   драмы,   создан краткий   антропонимический   словарь   драмы   А.К.   Толстого   «Посадник»   с привлечением   сведений   средневекового   общественного   устройства   и характеристикой городского населения  Великого Новгорода. ЗАКЛЮЧЕНИЕ    Цель исследования достигнута. Проанализированы имена героев драмы А.К.   Толстого   «Посадник».   В   рамках   данного   проекта   есть   новые направления   поиска   тем   для   литературного   краеведения,   связанные   с анализом   не   только   дохристианских   имён,   но   и   других   ономастических единиц (фамилий, прозвищ, культовых сооружений).  Поставленные в проекте задачи выполнены: прочитана драма, найдены сведения из истории создания произведения, даны исторические комментарии к устройству вечевой республики, и краткие характеристики действующих лиц древнерусской истории, проведён лингвистический анализ антропонимии и создана красочная презентация.   ?  text https    .  ru   /  images  /  search    ://   yandex        =  Улицы  (Дата обращения 10.04.2018) ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ  17 1. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12 т., 4 кн.  − Тула, 1990.  2.   Костомаров   Н.   И.   Исторические   монографии   и   исследования.   Т.7. Севернорусские   народоправства   во   времена   удельно­вечевого   уклада (История Новгорода, Пскова и Вятки): Историческая монография: [В 2 т]. − СПб., 1886 3.   Новгородская   первая   летопись   старшего   и   младшего   изводов. [Электронный ресурс]. – М.: Л.: 1950. – Режим доступа (свободный)  URL:  ://   www   .  lrclib     http  4.   Прокофьева   Е.А.   Драма   А.К.   Толстого   «Посадник»:   средневековая  /  gif. (Дата обращения 5.04.2018)  /  Novgorod    .  ru   /  rus   _  letopisi государственность, library.com.ua/books­text­10604.html (Дата обращения 05.04.2018)    доисторическое   миропонимание  http://www.info­ 5.Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Изд. 2­е, испр. и доп. − Л., Лениздат. 1991. – 220.  6. Толстой А.К. Князь Серебряный; Роман; Драма; Стихотворения; Баллады; Былины; Избранные письма / Составитель В. Базанов. – Л.: Лениздат, 1982. – 512 с. 7. Толстой А. К. Собрание сочинений: В 4 т. – М., 1963 – 1964 гг. 8.   Шмелёва,   Т.В.   История   государства   российского   в   зеркале   названий новгородских площадей. / Т.В. Шмелёва // Чело. – 2012. № 2.– С. 20 – 25.  9. Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. Л.: Лениздат, 1962. С. 409 – 410.  https://be1.ru/antiplagiat­online/?text=4b4cb18801d15509ad2dc3154c3ccb0 Уникальность текста 50 %. Текст допустимо уникальный. 18

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)

Исследовательский проект "Имена героев драмы А.К. Толстого "Посадник" (8 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2018