Разработка урока Ч.Айтматов "Плаха"
Оценка 4.6

Разработка урока Ч.Айтматов "Плаха"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
23.01.2018
Разработка урока Ч.Айтматов "Плаха"
Цели и задачи: 1. Образовательные: Дать основные сведения из жизни и творчества Чингиза Айтматова; раскрыть идейный замысел романа «Плаха»: Обогатить словарный запас учащихся с новыми словами, научить учащихся кратко излагать прочитанный текст. 2. Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, творческих способностей учащихся, развивать умения свободно рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, делать выводы 3. Воспитательные: воспитать у учащихся бережное отношение к природе, чувства милосердия и доброты. Тип урока: комбинированный Вид урока: Изучение художественного произведения Форма урока: урок-исследование Методы и приемы обучения: проблемно – исследовательский, ассоциации, мозговой штурм, беседа, ролевая игра «Суд». Оборудование урока: таблица, портрет писателя, карта, «Животный мир Казахстана», рисунки Межпредметная связь: биология, георафия Ход урока: І. Оргмомент 1. Приветсвие учащихся 2. Отметка отсутствующихся 3. Психологический настрой учащихся ІІ. Эпиграф к уроку «Настало время, когда никто из писателей не должен оставаться в стороне от важнейшей темы века, техническая революция на глазах меняет облик нашей страны. Это закономерно. Но потомки не простят нам, если мы протянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у нее, а природа просит эту милость у нас» Максим Зверев
Ч.Айтматов Плаха.doc
Ибраева Г.К. СШ №12 имени А.Буркитбаева  Каркаралинского района Карагандинской области Тема урока: Чингиз Айтматов «Плаха» Цели  и задачи: 1. Образовательные:   Дать основные сведения из жизни и творчества Чингиза Айтматова; раскрыть   идейный   замысел   романа   «Плаха»:     Обогатить   словарный   запас   учащихся   с новыми словами, научить учащихся кратко излагать прочитанный текст. 2. Развивающие:  развивать   навыки   самостоятельной   работы,   творческих   способностей учащихся, развивать умения свободно рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, делать выводы 3. Воспитательные:  воспитать   у   учащихся   бережное   отношение   к   природе,   чувства милосердия и доброты. комбинированный  Изучение художественного произведения Тип урока: Вид урока: Форма урока: урок­исследование Методы и приемы обучения: штурм, беседа, ролевая игра «Суд». Оборудование урока:  таблица, портрет писателя, карта, «Животный мир Казахстана», рисунки Межпредметная связь: биология, георафия Ход урока: проблемно – исследовательский, ассоциации, мозговой  І. Оргмомент 1. Приветсвие учащихся 2. Отметка отсутствующихся 3. Психологический настрой учащихся ІІ. Эпиграф к уроку «Настало время, когда никто из писателей не должен оставаться в стороне от  важнейшей темы века, техническая революция на глазах меняет облик нашей страны. Это закономерно. Но потомки не простят нам, если мы протянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у нее, а природа просит эту милость у нас» Что хотел сказать  Максим Зверев этими словами? Беседа: Максим Зверев этими словами хотел сказать, что природа и человек тесно взаимосвязаны  друг с другом, что человек   вершина природы, у него душа живая. Он должен помогать    природе, приумножать ее богатства. Бережные отношения людей к природе. Как вы понимаете слово милосердие? Максим Зверев ­   Соглашусь   с   вами:   это   милое   сердцу   деликатное   проявление   души   человека.   Ребята, сегодня речь пойдет о милосердии к природе, а именно к братьям нашим меньшим, к волкам.  Какие          ассоциации вызывает слово «волк»? Показ рисунка «Волки»  хищник зверь Злой Волк Оборотень серый Санитар  природы Какие пословицы и поговорки вы знаете на русском и казахском языках? Ученики приводят несколько примеров. Волка бояться – в лес не ходить. Қасқырды қанша бақсаңда, орманға қарап ұлиды. Учитель: Серый хищник в мифах народов мира стал воплощением зла и сил тьмы,  жаждущих поглотить солнце. И все же, я отмечаю слава у этих животных недобрая. Почему? На этот вопрос ответит биолог     Биолог:   ­   Семейство   собачьих   –   самое   древнее   из   отряда   животных.   Волки   обитают   на   всех континентах, кроме Антарктиды. Самая главная и крупная собака – серый волк. Именно волк родоначальник многочисленного племени домашних собак. Живут они парами или семьями. Зимой несколько семей могут объединиться в стаю. Слово географа.  ­ Волки искусные охотники. Их главная добыча – копытные животные, хотя охотятся на зайцев, лисиц, мышей. Их по праву называют санитарами природы, так как они поедают павших и   заболевших   животных,   регулируя     таким   образом   их     численность.   В   Казахстане   волков достаточно много. (показ по карте, где обитают волки)         Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы подробно остановимся на творчестве Ч.Айтматова (Запись в тетради) тема нашего урока Чингиз  Торекулович Айтматов (1928­2008гг) Давайте заполним с вами таблицу. Что мы знаем о Чингизе Айтматове? Я знаю Киргизский писатель.  Родился и жил в  Киргизии. Автор повести  «Белый пароход»,  «Первый учитель» Хочу знать Побольше узнать о  творчестве  Ч.Айтматова. Какова   основная проблематика  романа  «Плаха» Я узнал Классик современной киргизкой   литературы, лауреат  самых  престижных  премий общественно­ политический деятель. Автор многих произведений: (романов, повестей,  рассказов) Трагедия человеческого  существования  После заполнения раздела таблицы «хочу знать» слово предоставляется биографу.  Слова биографа Чингиз Айтматов написал более 40 произведений:  рассказов, повестей, романов. Мы поговорим с  вами   о   романе   Чингиза   Айтматова   «Плаха».   Как   вы   понимаете   значение   слова   «плаха»? Лингвист дает толкование по словарю Ожегова. Плаха – это возмездие( жаза), плаха – правда и истина  (шындық және ақиқат). Каждый из героев романа выбрал свою дорогу к плахе.              В романе   можно   выделить   три   основные   сюжетные   линии,   связанные   общей   проблематикой (Учащиеся дают краткое содержание текста) Ребята,  в    вашем учебнике даны только отдельные фрагменты из этого романа. Я вам дала задание на дом, чтобы вы хорошенько прочитали и подготовили краткий пересказ содержания текста. Кто перескажет главу «Волчица Акбара»? После пересказа последней главы провожу вопросно­ответную беседу: ­ Почему эта глава называется «Суд над Базарбаем»? ­ В чем провинился Базарбай? ­ Как вы думаете, кто кого судит? «Суд» ­ Слушается дело по обвинению человека в преступлении против природы. Слово  Игра: Секретарша: ­ Здравствуйте! Встать! Суд идет. Прошу садиться.  Судья: предоставляется обвинителю Акбаре. Слово Волчицы Акбары:    Я волчица. Я мать. Я живое создание природы. Жестокий человек похитил моих щенят, четыре комочка­молочника. О, как плохо мне ! Вся утроба моя горти от боли. Некого вспоить мне, некого вскромить, лишилась я моих волчат. Я несчастная и одинокая. Нет нигде в моих краях места для волков: ни в степи, где я родилась, ни в этих каменных горах. О, как бы я хотела жить на Луне, жить с богиней волков Бюри­Ана и плакать о земле, где остались мои дети  ­ самый шустрый, с белым кончиком хвоста, и мой самый слабенький, тот, кто засыпал с сосцом в пасти, и третий мой малыш – драчливый и плаксивый, и крошка моя, девочка с синими глазами. Как бы я хотела вдохнуть их сладостный запах!   Как я хочу унести детей своих из плена и помчаться как на крыльях прочь отсюда в другие края и там зажить жизнью вольной и суровой...    Судья: Приглашается свидетель обвинения  Гулюмкан    Выступление Гулюмкан    ­ Я тоже мать. Мой Кенджеш   достался мне слишком  дорогой ценой. Как же я хотела, чтобы мой малыш стал младшим беком!   Будь проклят Базарбай! Зачем ему надо было   трогать логово?   Любая тварь   детенышей своих любит, кто этого не знает. Горе Акбары   ­ это мои страдания... Судья,   выслушав обе стороны, суд выносит решение: люди виноваты перед Акбарой. Бостон,  стреляя в волчицу, убивает своего сына, а затем и Базарбая.  Он сам себя наказал, преступив заповедь святости человеческой жизни. Он будет мучиться этим до конца  своих дней. Смысл жизни, истина открывается  Бостону лишь после трагедии, когда он понял, что весь мир до сих пор заключался в нем самом, и ему этому миру пришел конец.      Обобщение и подведение итогов. Подвожу итог нашим размышлениям на уроке:   ­ Разум и память – вот что отличает человека от животного. Герой, стремящийся подчинить свою жизнь « велению разума », в критические моменты, перед лицом смерти и зла, ведет себя как безумец, как одержимый. Лишь разум способен искоренить зло. Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам. Будьте достойными гражданами страны. Выслушав решение суда, можно сделать следующие выводы. Плаха  ­  это возмездие. Человек, разрушая мир природы, уничтожая его в будущем, уничтожает и себя. Живите с чувством любви   к   природе,   к   людям,   к   родным   местам!   Берегите   природу!   Будьте   достойными гражданами страны.           Домашнее задание:   Пересказ содержания  текста «Плаха» Комментированне выставление оценок.

Разработка урока Ч.Айтматов "Плаха"

Разработка урока Ч.Айтматов "Плаха"

Разработка урока Ч.Айтматов "Плаха"

Разработка урока Ч.Айтматов "Плаха"

Разработка урока Ч.Айтматов "Плаха"

Разработка урока Ч.Айтматов "Плаха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018