Эссе написано по результатам изучения творчества А.С. Пушкина на уроках литературы. Рассматривается отношение поэта, писателя и драматурга к важнейшим событиям русской истории. Анализируется стихотворение "Была пора: наш праздник молодой...", в котором встречаются упоминания об исторических личностях пушкинской поры, обращается внимание на устаревшие слова и интерпретацию строк стихотворения.Эссе "Пушкин-историк" 8 класс литература
Эссе (2).doc
Эссе.
Пушкинисторик.
Каждый год, изучая творчество Пушкина, мы открываем для себя этого
великого человека с новой стороны. «История Пугачевского бунта» это не
вымышленное повествование, а изучение газет и книг, всего того, что « было
обнародовано правительством касательно Пугачева». Ему было разрешено
работать в архивах, знакомиться с материалами Главного штаба и Секретной
экспедиции Военной коллегии, и в 1833 году всего за пять недель он завершил
«Историю Пугачева». И в этой работе гениальный поэт создал первую в
России научнохудожественную летопись событий Пугачевского бунта, он
был первым историком крестьянской войны под предводительством Пугачева.
Особенность Пушкинаисторика состоит в том, что события русской истории
он воспринимал исключительно лично, интимно. И как тут не вспомнить слова
Марины Цветаевой: «Гринев Пугачеву нужен не для чего: для души».
Мудрость Пушкинаисторика в повести «Капитанская дочка» состоит еще и в
том, что писатель и гуманист Пушкин видит примирение враждующих сторон
в человеческих отношениях: «… Я помиловал тебя за твою добродетель,
объяснял он потом свой поступок Гринёву, за то, что ты оказал мне
услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов».
Такое трепетное отношение к событиям русской истории воспитано у
Пушкина ещё в отрочестве и в юности, в годы обучения в Царскосельском
лицее. Любовь к русской истории он пронес через всю жизнь, и
подтверждением этому является одно из его последних стихотворений
« Была пора: наш праздник молодой …»
В стихотворении нет ни одной даты, но, читая поэтические картины, мы
словно перелистываем страницы исторических сочинений. Оно написано в
1836 г. к 25летию со дня открытия Царскосельского лицея. Он был открыт по указу Александра I 19 октября 1811 г. Пушкин на протяжении жизни часто
писал стихотворения к этому дню:
Всему пора: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем лицея день заветный.
И эти две строки помогают определить дату создания стихотворения или
наоборот узнать, когда был открыт лицей.
...наш праздник молодой – празднование лицейской годовщины
И племена сразились – война 1812 г.
И заревом московским
озарились... – московский пожар 1812 г.
Агамемнон – так именем
древнегреческого героя в стихотворении назван Александр I. И нет его – и
Русь оставил он – Александр I умер в 1825 г. И новый царь, суровый и
могучий, – Николай I, взошедший на престол в 1825 г. Металися смущенные
народы – военные события 18041805 гг… игралища таинственной игры –
сложные дипломатические отношения между Россией и Францией. …и
высились и падали цари; – по условиям Тильзитского мира карта Европы
перекраивалась, и перераспределялись сферы политического влияния. Когда
возник лицей – 1811 г. Куницын Александр Петрович – преподаватель
нравственных, юридических и политических наук в Царскосельском лицее.
Как царь для нас открыл чертог царицын 19 октября 1811 г. в
Екатерининском дворце Царского села состоялась церемония открытия
лицея. Присутствовал сам Александр I. Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас …– лицеисты наблюдали, как уходили солдаты
участвовать в войне 1812 г.
Это стихотворение представляет своеобразный «кроссворд» по
русской истории. И читая эти строки, мы убеждаемся в глубоком историзме
пушкинского творчества.
Эссе "Пушкин-историк" 8 класс литература
Эссе "Пушкин-историк" 8 класс литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.