Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
история +1
Взрослым
13.10.2017
Работа представляет собой исследовательский проект по этнопедагогике. Исследование проведено с обучающимся начальных классов. Публикация показывает, как в интересной форме можно раскрыть секреты марки, выпущенной в серии "Россия. Регионы". Исследование помогло открыть удивительный мир марийской культуры через разгадывание значения, изображённых на марке предметов. Работа представляет интерес для педагогов, работающих с проектной технологией.Документ Word
история марийской марки Ветлужских.doc
Содержание
Введение 35
1.Как почтовая марка помогла открыть Марийское междуречье 67
1.1.Древнее марийское женское нагрудное украшение 8
1.2.Реконструкция древнего марийского женского костюма 9
2.Как почтовая марка привела к секретам марийского орнамента 1011
3.Как почтовая марка привела к достопримечательностям родного края 12
Заключение 13
Список использованных источников 14
2 Введение
Наше исследование началось осенью 2016 года, когда к нам в руки попало
письмо, отправленное в МариТурек из Чехии переводчиком, филателистом
Павлом Фохлером. Он интересовался почтовой маркой, выпущенной в России в
2000 году в серии «Россия. Регионы». В этой серии было выпущено 6 марок,
одна из которых называлась «Республика Марий Эл» (Приложение №1).
Рассмотрев эту марку, мы назвали её для себя «марийской», так как она
символизировала Марийский край. Фохлера интересовало значение предметов,
изображённых на марке. Эта удивительная «марийская» марка помогла нам
заинтересоваться историей марийского народа, его древней культурой. Опрос,
проведённый среди учащихся вторых, третьих и четвёртых классов нашей
школы, показал, что дети считают свои знания о родном крае недостаточными
(Приложение №2). В настоящее время в начальной школе нет предмета
«История и культура народов Марий Эл». Некоторые сведения по истории и
культуре родного края ученики получают на уроках марийского языка. Но мы
знаем, что самые прочные знания могут быть только в том случае, когда у детей
возникает желание самим разобраться с загадками родного края.
Любой ученик мечтает стать «умнымразумным». А что означают эти
слова, мы выяснили с помощью «Толкового словаря» С.Ожегова (13, с.655,
с.834). Умспособность человека мыслить, основа сознательной, разумной
жизни. Эту способность мы накапливаем на школьных уроках. А вот разум это
способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты
познания. Нам показалось, что разум мы сможем развить в результате
разгадывания смысла «марийской» марки. В течение этой работы мы расширим
словарный запас марийского языка.
Когда началась работа над
исследовательским проектом, в нашей начальной школе проходил конкурс
чтецов на марийском языке в рамках Недели родного (марийского) языка. В
3 некоторых классах не нашлось ни одного ученика, который смог бы прочитать
стихотворение на марийском языке. Автор исследования «марийской» марки
попыталась на этом конкурсе рассказать сказку на родном языке. Это было
очень сложно, так как на марийском языке большинство учеников не говорит.
Любовь к родному языку начинается с любви к малой родине. Любить можно
только то, что очень хорошо знаешь и стремишься узнавать чтото новое.
Источником достоверных знаний являются книги. Во время нашей работы
мы столкнулись с проблемой нехватки литературных источников. Книг по
краеведению оказалось очень мало. Наиболее ценные были с пометкой
«списана». Библиотекарь центральной районной библиотеки п. МариТурек
С.М.Савельева объяснила, что книги по краеведению выпускаются очень редко,
поэтому, даже после списания этих книг, их хранят в книжном фонде.
Удивительным стало для нас и то, что близкие родственники (мама, папа,
бабушки и дедушки), носители марийского языка, не смогли помочь в разгадке
«марийской» марки.
Исходя из вышеизложенных проблем, объектом нашего исследования
стала почтовая марка из серии «Россия. Регионы» Республика Марий Эл, как
символ истории и культуры марийского края и интеллектуальная загадка.
Предмет исследования:
предметы, изображённые на марке,
древнемарийское женское украшение и национальный марийский орнамент.
Цель исследования: изучение элементов «марийской» почтовой марки,
которые стали символами Республики Марий Эл.
Гипотеза исследования: предметы, изображённые на «марийской»
почтовой марке, хранят в себе страницы древней истории и культуры
Марийского края.
Для работы над этой гипотезой мы ставим следующие задачи:
1.Изучить достоверные источники информации, связанные с предметом
исследования, чтобы разгадать смысл «марийской» марки;
4 2.Попытаться полученные сведения в интересной форме донести до учащихся
нашей школы и их родителей;
3.Найти практическое применение знаниям и умениям, полученным в ходе
исследования.
Методы исследования: чтение литературы по списку, отобранному
учителем; анкетирование учащихся, составление таблицы, тематические
рисунки, интервьюирование знатоков народного творчества, ведение тетради с
рабочими заметками, практическая работа (освоение приёмов вышивки,
декоративная работа).
Мы понимаем всю ответственность и сложность поставленных задач. И
задаём себе вопрос: «Неужели мы сможем найти чтото новое в краеведении?»
А ответ кроется, пожалуй, в следующем размышлении. Всё на свете имеет
начало. Начало имеет дорога, река, наше образование в школе. Когдато мы
первый раз увидели книгу, когдато первый раз удивились красоте берёзки
около нашего дома. Это очень важно сделать правильно первый шаг. И этот
первый шаг к загадкам родного края мы сделали. На некоторые вопросы мы,
возможно, найдём ответы. Но важнее учиться ставить новые вопросы и искать
новое знание с помощью книг. Может быть, именно эта работа поможет по
настоящему полюбить маленькую родину – Марий Эл, поможет стать
настоящим читателем – любителем, ценителем и знатоком книги!
5 1.Как почтовая марка помогла открыть Марийское междуречье
Начали мы с того, что внимательно рассмотрели в увеличенном виде
почтовую марку из серии «Россия. Регионы» Республика Марий Эл (год
выпуска 2000, художникоформитель В.Бейлин). Выделили в ней три элемента:
на переднем плане красивый пейзаж родного края, два берега большой реки, в
правом верхнем углу предмет, напоминающий брошку (украшение), на заднем
плане марки видна полоса с марийским орнаментом. В современном марийском
костюме украшение, подобное на марке, не встречается. Возможно, что его
надевали в далёком прошлом. Обратились к книгам по марийскому
краеведению. В библиотеке средней школы п. МариТурек нам предложили
книгу «История марийского народа» (7). На странице 9 этой книги мы
обнаружили рисунки по теме «Предметы быта и украшения марийцев IXX вв.».
Рисунки мелкие, не цветные, не выразительные. Два предмета своими
очертаниями напоминают наше украшение. Значит, предположение о том, что
предмет на марке является украшением, находит подтверждение. Теперь мы
знаем, что нам потребуется книга по археологии. В центральной библиотеке п.
МариТурек специалисты подсказали, что нужно посмотреть книги Геннадия
Андреевича Архипова, известного марийского учёного, археолога (2, 3). В его
книге «Марийский край в памятниках археологии» на с.131 мы увидели
6 украшение, которое изображено на марке. Подпись под рисунком гласила:
«Коньковые нагрудные украшения. Веселовский могильник». Теперь нужно
выяснить: где работали археологи, где находился Веселовский могильник. В
книге Г.А.Архипова «Марийцы IX –XI вв. К вопросу о происхождении народа»
на с.193 нашли на карте раскопов отметку о Веселовском могильнике. По
современной физической карте узнали, что это захоронение находится у села
Семёново в Нижегородской области. Возник закономерный вопрос: «Неужели на
«марийской» марке изображено украшение не марийской культуры?» И снова на
помощь пришли книги. Марийский научноисследовательский институт языка,
литературы и истории им. В.М.Васильева выпустил книгу «К истокам
марийского искусства» (11) по гранту Президента Российской Федерации 2000
г. Один из авторов книги Татьяна Багишевна Никитина, даёт пояснение, что в
IXXIII вв. потомки марийцев жили в ВетлужскоВятском междуречьи, его по
другому можно назвать Марийское междуречье (11, с. 53). Значит, украшение на
марке действительно является древнемарийским украшением. Об этом
говорится и в интернетисточниках (4, 5).
Вот наше первое «открытие»: современная территория Республики
Марий Эл не совпадает с землями, где проживали предки народа мари.
Марийское междуречье было значительно обширнее, чем границы Республики
Марий Эл.
7 1.1.Древнее марийское женское нагрудное украшение
В ходе нашего исследования мы доказали на документальных источниках,
что предмет в верхнем правом углу на «марийской» марке является
древнемарийским женским нагрудным украшением (Приложение №3). Теперь
нас стали интересовать вопросы: А каких размеров украшение? Из чего его
сделали? Что означает рисунок на этом украшении? В результате изучения
информационных источников (1; 2, с.26; 3, с.131133; 11, с.54, с.98) мы
выяснили:
1.Украшение является нагрудной подвеской в виде трапециевидной пластины.
Состоит из прямых и зигзагообразных медных проволок.
2.В верхней части подвеска оканчивается имитацией лошадиных головок.
Лошадьсимвол достатка. Лошадь помогала по водам священной реки доставить
умершего человека в небеса, в потусторонний, загробный мир.
3.Размеры щиткаосновы в самой широкой части 8 см, в верхней части2,54,5см.
Высота щитка6,27,5см. К щитку крепятся 10 шумящих подвесок. Овальные и
восьмёркообразные кольца цепочек означают защиту. Всё, что очерчено кругом,
8 находится под защитой верховных небесных сил. Всё, что гремит, всё, от чего
пестрит в глазах, является защитой от дурных сил.
4.Подвеска или привязывалась на верёвочку, или крепилась к одежде на груди.
5.Ажурное украшение подвески изготовлено в технике спайки гладких,
крученых, плетёных проволок. Для изготовления проволок существовали
специальные литейные формы. Изготовлением подобных украшений занимались
избранные женщины, которые пользовались особым уважением, почитанием.
Наше второе «открытие»: марийские женщины в древности были
искусными литейщицами, женское нагрудное украшение тех времён достойно
стать на «марийской» марке символом Республики Марий Эл.
1.2.Реконструкция древнего марийского женского костюма
Марийскими учёнымиархеологами в 1959 году была сделана попытка
реконструировать древнемарийский женский костюм по материалам
Веселовского могильника. Женский костюм IXXI вв. состоял из кафтана из
телячьей шкуры, рубашки, головного убора и кожаной обуви. Мы тоже решили
сделать свою реконструкцию древнемарийского женского костюма. Для этого
выполнили зарисовки деталей украшения женского костюма по фотографиям из
следующих информационных источников (2, рис.22; 11, с.62, с.75, с.98100),
(Приложение №4). На основе этого материала мы попытались сделать свой
рисунокреконструкцию древнемарийского женского костюма (Приложение №5,
см. стендовый доклад). Такое изображение поможет учащимся ярче, точнее и
выразительнее представить облик древнемарийской женщины. Каждый предмет
украшения несёт свою информацию, рассказывает о знатности, достатке,
профессии, семейном положении женщины. Все украшения являются оберегами.
Особое охранное значение имеют предметы округлой формы. Например, венчик
9 на голове, браслеты, кольца, розетки на груди. Даже подвески на обуви в виде
лягушачьих лапок несут охранную силу. Лягушка – животное, которое
периодически возрождается. Эту сезонную особенность поведения лягушки
древние марийцы считали проявлением сверхъестественных сил. Такая подвеска
хранила хозяина обуви.
В настоящее время в марийском женском костюме нагрудное украшение
«шыйаршаш» и «шыркама» тоже имеют охранную силу (Приложение №6).
Мотивы древнемарийского украшения на марке использовали современные
мастера из Горномарийского района при изготовлении украшений (9, с.99).
Наше третье «открытие»: древнемарийское украшение на «марийской»
марке является оберегом.
2.Как почтовая марка привела к секретам марийского орнамента
На заднем плане «марийской» марки мы видим полосу с национальным
марийским орнаментом. Для того чтобы разобраться, какую информацию несёт
эта деталь марки, мы решили обратиться к марийской вышивке. Прежде всего,
мы поинтересовались у близких родственников автора исследования, есть ли у
них национальная одежда. Оказалось, что обе бабушкиПавлова (Никитина)
Зинаида Павловна (1939 г.р., место рождения д. Илетнур Параньгинского района
МАССР) и Курочкина (Васильева) Галина Васильевна (1950 г.р., место
рождения д. Малая Купта МариТурекского района МАССР), не имеют
национального женского костюма. Также мы заметили, что при проведении
воспитательных мероприятий в школе девочки очень редко надевают марийский
национальный костюм с ручной вышивкой. Самый доступный детский
марийский костюм выполнен из ткани, на которую нашиты полоски с набивным
10 национальным орнаментом. В нашем классе только Александра Романова имеет
детский национальный костюм с ручной вышивкой. Можно сделать вывод, что
со временем искусство марийской вышивки может потеряться. Поэтому в ходе
исследования мы решили опросить тех людей, которые имеют отношение к
марийской вышивке (Приложение №6,7). В результате опроса выяснили:
1.Марийская вышивка с изнаночной стороны –очень сложный технологический
процесс. В настоящее время в марийских костюмах преобладает упрощённая
техника вышивания и цветочный орнамент.
2.Орнамент на «марийской» марке имеет древнюю историю. Вышивку с
подобным орнаментом можно увидеть в краеведческом музее п. МариТурек в
зале «Этнография». Женский костюм с вышивкой принадлежит Прасковье
Сергеевне Окуневой (1890 г.р.).
3.Значение рисунка орнамента на «марийской» марке: красный ромб в середине
жилище человека, синие зигзагообразные линии справа и слева «бараньи рога»,
защита дома и признак достатка, красные ломаные линии сверху и снизу от
ромба помогают «отражать», «отбрасывать» несчастья и беды от жилища.
В ходе исследования мы попробовали освоить технику марийской вышивки
и повторить элементы орнамента на «марийской» марке, попытались украсить
марийским вышивным орнаментом вещи повседневного пользования
(Приложение №8).
Наше четвёртое «открытие»: марийская вышивка имеет свой язык, надо
учиться его понимать.
11 3. Как почтовая марка привела к достопримечательностям родного края
Результаты опроса учащихся вторых, третьих, четвёртых классов МБОУ
«МариТурекская средняя общеобразовательная школа» показали, что только
половина из опрошенных учеников знают, что такое почтовая марка. Всего 25
человек из 62 опрошенных детей знают, что такое филателия. Очень немногие
смогли правильно предположить, кто занимается выпуском почтовых марок.
Нас порадовало, что опрошенные ученики могут назвать темы рисунка для
марки и хотели бы подробнее узнать об этом. Для создания эскиза марки на
тему «Республика Марий Эл» дети предлагают чаще всего такие варианты:
изображение достопримечательностей ЙошкарОлы, рисунки людей в
национальных костюмах, многие пожелали изобразить природные объекты. 10
человек затруднились с выбором ответа. Почти все ученики уверены, что в
12 МариТурекском районе есть объекты, которые могут стать символом
Республики Марий Эл.
В ходе работы над исследованием «История «марийской» марки» мы
поняли, что нужно обязательно использовать приобретённые знания и умения
для создания эскиза собственной марки. В результате обдумывания темы
рисунка марки на тему «Республика Марий Эл» мы пришли к решению, что в
МариТурекском районе есть объект, достойный стать символом республики.
Это памятник торфу в районе биологического заказника «Холодный ключ». Мы
представляем свой вариант подобной марки (см. стендовый доклад).
Наше пятое «открытие»: память о событиях Великой Отечественной войны,
память о земляках, чувство любви к малой родине можно выразить в марке.
Заключение
В результате исследования «История «марийской» марки» подтвердилась
наша гипотеза. Древнемарийское женское украшение, национальный орнамент,
изображённые на почтовой «марийской» марке, действительно хранят в себе
страницы древней истории и культуры Марийского края.
Мы смогли в результате проведённого исследования дать достойный ответ
на запрос жителя Чехии о содержании «марийской» марки.
Пять маленьких «открытий» нашего исследования помогли нам стать
«умнымиразумными», что очень важно в современном образовании.
Проведённая работа позволяет нам в интересной форме донести
достоверный материал о родном крае ученикам и их родителям.
13 Мы убедились, что книга помогает сделать правильный первый шаг в
освоении марийского краеведения.
Надо изучить возможности выпуска почтовой марки с собственным
рисунком. Это память о Великой Отечественной войне, о трудной доле
земляков, это достойный подарок жителям МариТурекского района к Дню
Победы.
Список использованных источников
1.Акцорина, С.Н. Из истории женских украшений народа мари/ С.Н.Акцорина.
Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kmkmuzey.ru/index.php/2014
0521064056/articles/1865
2.Архипов, Г.А. Марийцы IX –XI вв. К вопросу о происхождении народа/
Г.А.Архипов.ЙошкарОла: Марийское книжное издательство, 1973.
3.Архипов, Г.А. Марийский край в памятниках археологии/ Г.А.Архипов.
ЙошкарОла: Марийское книжное издательство, 1976.
4.Березин, П. Наш край/ П.Березин. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://azaryj.narod.ru/Native/nashkraj.html
5.Ветлужский краеведческий музей. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.turionn.nnov.ru/weekend_vetluga_muzei.html
14 6.Глзырина, А.И. Марийский свадебный костюмный комплекс невесты луговых
мари Сернурской стороны/ А.И. Глзырина. Электронный ресурс. Режим доступа:
https://infourok.ru/issledovaniepotememariyskiysvadebniykostyumniy
kompleksnevestisernurskoystoroni549925.html
7.Иванов, А.Г. История марийского народа: Учебное пособие для учащихся
среднего и старшего школьного возраста/А.Г.Иванов, К.Н.Сануков.Йошкар
Ола: Марийское книжное издательство, 2011.
8.Марийский национальный орнамент. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://mariobereg.narod.ru/novosti16.html
9.Меджитова, Э.Д. Марийское народное искусство/ Э.Д.Меджитова.Йошкар
Ола: Марийское книжное издательство, 1985.
10.Молотова, Т.Л. Марийский народный костюм/ Т.Л.Молотова.ЙошкарОла:
Марийское книжное издательство, 1992.
11.Никитин, В.В. К истокам марийского искусства: Научное
издание/В.В.Никитин, Т.Б.Никитина.ЙошкарОла: МарНИИЯЛИ, 2004.
12.Никонова, Н.В. Марийский орнамент из далёкого прошлого/ Н.В.Никонова,
А.Я.Павлова. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.kmkmuzey.ru/index.php/20140521064056/articles/1253ornament
13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов,
Н.Ю.Шведова.М.: ООО «Инфотех», 2010.
14.Особенности вышивок венгров и марийцев. Электронный ресурс. Режим
доступа: https://infourok.ru/osobennosti_vyshivok__vengrov_i_mariycev
413177.htm
15.Родина моя. Духовное величие марийского народа: [фотоальбом].М.:
Галерия, 2007.
Информаторы
Окунева Надежда Васильевна (1956 г.р.), п. МариТурек
Соснова Надежда Геннадьевна (1959 г.р.), п. МариТурек
15
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Исследовательский проект "История "марийской" марки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.