Исследовательский проект "История войлока"
Оценка 4.8

Исследовательский проект "История войлока"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 3
6 кл—11 кл +1
31.03.2017
Исследовательский проект "История войлока"
Публикация является частью публикации:
Исследовательский проект История войлока.docx
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение                                                                                                                                    Оглавление Заключение Библиографический  список Список приложений Приложение Введение Не зная прошлого, невозможно понять  подлинный смысл настоящего и цели будущего... (М. Горький) . Манящая бесконечность… степь… океан пространства до краев наполненный цветом, запахами, звуками, жизнью. Здесь жили полулегендарные племена  воинов и кочевников, они были свободны как ветер, гуляющий по степи,  потому что только в движении была их жизнь, и не знали они другого дома,  кроме войлочного. Спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, войлок  был свидетелем свадеб, рождения и смерти, великих военных походов,  религиозных таинств, общения с богами. Войлок оберегал от холода и  невзгод, от злых духов и вражеских стрел, все в их не легкой жизни было  связано с войлоком. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода и  зноя, служил одеждой и кровом. Трудно представить путь и истории многих  народов и цивилизаций, если бы не была одомашнена овца. Также трудно представить жизнь и культуру кочевых народов без войлока. Но войлок  служил не только утилитарным целям. Это было также и обширное поле для  творчества ­ умелицы наносили самобытные узоры и орнаменты, проявляя  индивидуальность, творческий подход.  По рисунку определялся статус и  народность автора или обладателя изделия из войлока, а различные цвета и  оттенки помогали более ярко и жизнерадостно  смотреть на мир. Сегодня   войлоковаляние переживает свое  второе рождение, и из забытой техники  превращается в увлекательное и полезное занятие, обретая всё больше  приверженцев и почитателей. Но несмотря на научный прогресс, в наш век  комьютеров и нанотехнологий, принципы войлоковаляния, как и тысячи лет  назад остались прежними. Это шерсть, вода и умелые трудолюбивые руки  мастера. Тема исследования: «История войлока» Объект исследования: войлок и войлочные изделия у разных народов. Предмет исследования: Технология создания войлока в различные  исторические эпохи  Гипотеза исследования: При  условии, что основные принципы войлоковаляния  практически не  изменились по прошествии  тысячелетий, то следуя  технологии древних  кочевых племен, можно самостоятельно свалять изделие из овечьей шерсти.   Цель  работы:  Овладеть азами валяния из шерсти следуя технологии древних кочевников Это определяет  задачи исследования:  1. Изучить и проанализировать материалы по истории изготовления  и  применения  войлока; 2. Приобрести практические навыки по работе с войлоком, 3. Представить  собственное творческое видение выполнив практическую  часть работы: изготовление войлочной жилетки. 4. Раскрыть самобытность, духовное богатство культуры кочевых  народов. К сожалению, современные люди не всегда представляет, насколько  оригинален и своеобразен мир войлока. Подтверждением этому являются  результаты опроса, проведённого среди учащихся 5­11 классов  нашей школы. Было предложено назвать вещи и предметы изготавливаемые из войлока. Так,  из 76 опрошенных респондентов назвали по одному предмету (назывались  валенки, юрта, ковер). 22 человека  назвали 2предмета и лишь 16 учащихся  смогли указать область применения войлока в жизни и назвали более 4  предметов. При этом требуется отметить, что 73 респондента считают, что необходимо знать  творчество и культуру своего народа. (Приложение 1).  Результаты данного опроса подтверждают Актуальность исследования:   исследование материалов по истории  войлока, даёт возможность  популяризировать древнее искусство кочевых народов через стильные и  практичные предметы используемые в повседневной жизни. Новизна исследования:  Изделия из свалянного  вручную войлока не потеряли актуальности в наши  дни. Организация и этапы исследования: 20014 год – анкетирование учащихся  шестых классов на предмет знания и  применения в быту войлочных предметов. .(приложение №) Изучение научной, публицистической, справочной литературы по данному  вопросу;  2015 год – обобщение результатов исследования, оформление текста научной статьи. Практическая часть работы­ валяние жилета. Методы исследования: При проведении данного исследования использовались  как теоретические методы : 1. моделирование, 2.  анализ,  так и эмпирические: 1. сравнение 2. эксперимент Изучали научную, публицистическую, справочную историческую литературу;  проводили опрос  учащихся на предмет знания и  использования войлочных  предметов, обрабатывали  и анализировали собранный  материал. Все это   предшествовало, собственно практической работе. Данные методы способствовали широкому охвату и глубокому усвоению  информации по исследуемой  теме, детальному анализу полученных  результатов исследования.  Материалы данного исследования могут быть использованы:  на уроках истории; уроках ИЗО, факультативных и элективных курсах  составляющих региональный компонент; на классных часах, посвященных  краеведению; на занятиях прикладным творчеством. Исследование решено было начать  с истории данного вопроса. Большую  помощь мне оказал Интернет, посещение библиотеки, историческая  энциклопедия. Глава 1 Истории возникновения войлоковаляния Валяние, пожалуй, один из древних способов обработки шерсти, возникших  еще до нашей эры, его история так глубока, что точно сказать, как и когда  появился войлок, сложно. Об этом мы можем судить только по находкам  археологов.  История войлока начинается в пятом ­ шестом тысячелетии до нашей эры.  Считается, что первыми прототипами войлока были кусочки шерсти диких  овец, выпавшие на землю внутри пещер. С течением времени эти кусочки  шерсти уплотнялись, и сваливались в своеобразные плоские комки и люди  стали использовать их как подстилки.  Войлок изобрели после того как, были  одомашнены овцы. Шерсть диких овец не валяется из­за того, что на волокнах шерсти диких овец нет чешуек, которые позволяют волокнам шерсти  цепляться друг за друга. Кроме того, для валяния войлока требуюется много  шерсти. Для примера, изготовление небольшой юрты требует около 100 кг  шерсти, соответственно нужны большие отары овец. Несмотря на то, что овец  одомашнили достаточно рано, организовать овец в большие стада не возможно без лошадей. Так, что полноценное валяние войлока началось тогда, когда  были одомашнены овцы и лошади, это произошло в пятом ­ шестом  тысячелетии до нашей эры. Вот это время и принято считать рождением  валяния войлока. теплый, живой, рожденный самой природой, на протяжении нескольких  тысячелетий служащий человеку помощником, защитником и доктором... Что  же известно нам о появлении этого удивительного материала? В культурах  разных народов сложено множество легенд о происхождении войлока. Вот  самые любопытные из них.   Легенда о Ноевом Ковчеге и первом войлочном ковре.   Легенда гласит, что Ной  (ок. 8000 лет назад) выстелил свой ковчег овечьей  шерстью, которая за время путешествия в результате намокания и  вытаптывания животными стала войлочным ковром.  Легенда о валяной обуви странствующего монаха  Однажды монах отправился в дальнее странствие. Путь его лежал через  огромную пустыню и был столь труден, что обувь монаха вскоре сносилась, а верблюд умер. Тогда монах взял немного верблюжьей шерсти и обернул ею  ступни, чтобы продолжить свое путешествие. Шерсть увлажнялась потом  монаха, прогревалась песком, утрамбовывалась давлением ног при  ходьбе.  Через некоторое время монах заметил, что на подошвах шерсть  стала плотной и эластичной­ была изобретена первая валяная обувь. 1.2 Археологические находки. Достоверных данных о том, где же зародилось валяние, нет и с научной точки  зрения. Существует множество теорий. По одной из них, создание войлока, как и множество других изобретений,  приписывается одной из древнейших известных нам цивилизаций, шумерам. Выявлено, что уже в 4­3 тыс. до н.э. древние шумеры носили одежду из  войлока, в основном используя его при создании военных доспехов. Вот как,  например, описывается войско одного из шумерских правителей:  тяжеловооруженные воины были защищены тяжелыми войлочными бурками с  большими медными бляхами, метатели дротиков первыми стали использовать  щит и «мягкие» доспехи, изготовленные из войлока или кожи, копейщики  были защищены «мягкими» доспехами или войлочными накидками. При раскопках в шумерском городе Уре найдены остатки материи, похожей  на войлок, которой был подбит знаменитый золотой шлем Мескаламдуга,  одного из первых царей, правящего в XXVI в. до н.э. Известно, что египтяне для защиты использовали войлочные шапки,  напоминавшие парики, а торс защищали легкими войлочными доспехами,  сделанными по шумерскому образцу. Легкая пехота носила войлочные,  обшитые тканью передники. В древнем Вавилоне и Ассирии войлок применяли при изготовлении одежды. Викингами (IX­XI вв.) использовались варианты кожаного или войлочного  доспеха. В ходу были также войлочные шляпы. Вообще весьма вероятно, что валяние возникло практически одновременно в  разных местах, где человек одомашнил овцу.  Легендарные Скифы – Скотоводческие племена. Многочисленные  изображения на скифских золотых изделиях свидетельствуют о  существовании у северных кочевников большого количества войлочных  изделий, а Геродот описывает, как Скифы носят войлочные шапки и кафтаны,  живут в войлочных шатрах.  На данный момент самым древним войлоком являются обнаруженные  археологами фрагменты войлока из шерсти овец в одном из древнейших  поселений времен неолита Чатал­Хююк, существовавшем в 7­6 тыс. до н.э. на  территории Анатолии в Турции. В начале XX в. на территории Китая были  найдено захоронение европейцев, так называемые Таримские мумии, самые  древние из которых датируются 2 тыс. до н.э. Среди прочего неплохо  сохранились и их плащи из войлока. Одними из древнейших изделий, сохранившихся в хорошем состоянии и  поражающих своим великолепием, являются найденные учеными в  многочисленных захоронениях древнеалтайских кочевников разных периодов, таких как скифы, хунну: тонкие войлочные сапоги и различная одежда с  аппликацией из цветного войлока, войлочные ковры, среди которых  встречаются изготовленные из разноцветно окрашенных кусочков войлока,  войлочные чепраки с аппликацией из тонкой кожи и цветного войлока,  используемые под седла. Настоящий переворот в представлении об искусстве войлоковаляния у ранних кочевников, произошел с открытием царских Пазырыкских курганов на  Алтае, датируемых 6­4 вв. до н.э. .(приложение №)  Найдены великолепные образцы войлочных изделий со сложными узорами: ковры из белого войлока,  украшенного цветными аппликациями, огромные полотнища (около 30 кв.м)  Сложно­декорированные войлочные изделия являются самыми известными  войлоками в мире. По версии исследователей войлочный ковер мог являться  занавесом или частью шатра. Размер полотна впечатляет ­ 450 х 650 см (почти 30 квадратных метров)! По расчетам ученых на изготовление  Пазырыкского ковра ушла шерсть, состриженная не менее чем со 100 овец.  Основа ковра выполнена из белого войлока, который со временем приобрёл  серовато­бежевый тон. К основе кручёной сухожильной нитью пришиты  фигуры из разноцветного войлока удивительно ярких цветов.  Тончайшая ювелирная войлочная аппликация состоит из чередования  орнаментальных фигур и несколько раз повторяющейся композиции. Композиция изображает всадника, приближающегося к креслу­трону, на  котором восседает женщина­богиня с цветущей ветвью в руке.  Богиня  символизирует плодородие природы. Поражает воображение тщательная детализация образов и костюмов.  Голова богини, по­видимому, обрита (как и у погребенных в Пазырыкских  курганах женщин). Коронообразный головной убор с назатыльником и платье­ халат покрыты причудливыми орнаментами.  У обращенного к богине всадника густые волосы и пышные усы. Куртка  украшена шитьем, развевающийся плащ декорирован крупными кругами. Пазырыкский ковер стал поистине культовым для любителей войлока во всем  мире и дал название пазырыкской линии войлоков, отличающейся яркостью  красок и изящностью аппликаций.  Благодаря находкам ученых известно, что древние алтайцы валяли войлок  различных сортов и качества из шерсти и пуха овец. Натуральный цвет  войлока белый или чёрный, в зависимости от масти овец, но нередко войлок  окрашивали. Наблюдающийся теперь желтоватый цвет является результатом  долгого пребывания войлока во влажной земле. Войлок лучшего сорта тонкий, не более 2­3 мм, и именно из этого войлока шили кафтаны, чулки, носки,  изготавливали ковры и седельные попоны. Во время многочисленных  раскопок в Помпеях, разрушенных в результате извержения Везувия в I в. н.э,  были найдены мастерские фуллонов (сукновальни). Уцелело некоторое  оборудование, сохранились надписи и фрески, рассказывающие о процессе  изготовления сукна.(приложение №)  1.3 Технология производства войлока в различные исторические эпохи. Существует две техники валяния: сухое и мокрое. Сухое валяние – это валяние при помощи специальных иголок с засечками.  Такая техника подходит для создания объемных вещей (украшений, игрушек)  и нанесения узоров на войлок или уже свалянное изделие. Мокрое валяние –  валяние при помощи воды и мыла. Этот способ применяется при изготовлении плоских изделий (картин, одежды), используя мыльный раствор,  изготавливают различные изделия. .(приложение №) Выделка войлока, будучи ручным производством, представляла собой  трудоемкий и напряженный процесс. На изготовление одного войлока средних размеров (120x240 см) привлекалось 3­4 человека, которые в силу трудности  процесса сменялись другими участниками обряда. Заранее подготовленную шерсть раскладывали на какой­либо подстилке,  например, конопляном полотне, старом покрывале, рогоже, старой шкуре или  на тряпичном половике, который предварительно расстилали на земле или на  дощатом помосте. На разостланный материал, несколько больших размеров,  чем предполагаемый войлок, равномерно раскладывали шерсть в виде ровного настила высотой 3­5 см. Для этого опытная мастерица, руководящая работой,  брала шерсть в левую руку и прикладывала ее к материалу, держа руку  ладонью вверх. Правой рукой, отрывая шерсть щипками, она настилала ее  ровным слоем на материал, следя все время за равномерностью покрытия  поверхности. Застелив первый слой, определяющий размер войлока,  мастерица приступала ко второму и т.д. Затем приступали к свойлачиванию, т.е. к подготовке основы для будущего  войлока. Готовую основу увлажняли, смачивали горячей водой. По нашим  полевым данным для увлажнения войлока использовали кипяток, а по данным  некоторых исследователей ­ горячий мыльный раствор (1/5 часть куска  хозяйственного мыла на 6 л воды). Затем войлок аккуратно накрывали сверху  тонкой тканью и все вместе туго наматывали на круглую скалку диаметром не менее 6 см и длиной на 30­40 см больше ширины будущего войлока.  Полученный рулон перевязывали в трех­четырех местах тесьмой. Далее рулон катали возвратно­поступательными движениями рук по направлению от  кистей к локтям и обратно. В процессе 40­50­минутного катания рулона  брезент раскрывали несколько раз, и войлок снова сбрызгивали горячей  мыльной водой. .(приложение №) Полученный войлок поливали еще раз горячей водой, расправляли, если  нужно, выравнивали и вытягивали смятые или неровные края. Таким образом,  в результате свойлачивания получали "основу" для войлочного изделия,  которая пока еще представляла собой рыхлый материал­полуфабрикат. На  эту основу наносился рисунок путем накладывания на нее, предварительно  заготовленной шерсти. Вваливание (вкатывание) в основу прядей или слоев шерсти другого цвета ­  наиболее древний способ изготовления войлоков, знакомый в Евразии и  преобладающий у алтайцев, каракалпаков, балкарцев, карачаевцев и у башкир. Вваливание узора производилось следующим образом: удерживая шерсть  нужного цвета в одной руке, мастерица раздергивала эту шерсть и  выкладывала из нее узор по уже готовой основе. Для того чтобы шерсть  возможно плотнее прилегала к основе, она одновременно с укладкой узора  постоянно прихлопывала той же рукой, прибивая шерсть. Ей помогали и  другие женщины, которые заполняли шерстью внутриконтурные участки  намеченного узора и разравнивали поверхность войлочного изделия. В связи с  тем, что данный обряд проводился на открытом воздухе, по мере  выкладывания орнамента готовые части кошмы сразу же прикрывались  тканью, чтобы шерсть не сдвинулась и не оказалась растрепанной ветром. После нанесения рисунка войлок вновь туго сворачивали в рулон и начинали  валять (катать) на брезенте, располагая на земле, полу или дощатом помосте.  Рулон катали руками, с силой надавливая на него. Через 3­5 минут катания  работу разворачивали и при необходимости поправляли рисунок и  подкладывали шерсть. В зависимости от толщины будущего войлочного ковра процесс валки длился не менее часа. Войлок неоднократно раскрывали,  переворачивали то на одну, то на другую сторону и увлажняли при этом  горячей мыльной водой. В результате механического воздействия на войлок  он уплотнялся и прессовался. Чем дольше изделие подвергали такой  обработке, тем плотнее оно становилось. Однако необходимо учитывать, что  в результате длительного валяния рисунок мог размыться. Несмотря на почтительное отношение кочевников к белому войлоку, в  кошмах, изготовленных в прошлом столетии, основа могла быть как светлой  (белой), так и темной (черной). Поэтому наиболее естественным способом  орнаментации кошмы было сочетание темной и светлой шерсти в процессе  скатывания войлока. Для этого шерсть, предназначенную для орнамента, в  виде полос или прядей "внедряли" в разложенный основной слой. Разметка  орнамента производилась на глаз. Хотя и предусматривалось симметричное  построение узора, при уплотнении волокон отдельные элементы слегка  смещались, полосы теряли жесткую линейность, создавая тем самым рисунок  с размытыми контурами. Войлочные изделия небольшого формата валялись вручную, считалось, что  это сравнительно не сложная работа, делали её женщины, а вот большие  полотнища для покрытия юрт изготавливались мужчинами особым  способом.  Рулон, заготовка будущего войлока, зашивали в сырую коровью  кожу, к краям шеста привязывали веревки, свободные концы постромок  соединяли со стременами осёдланной лошади и прокатывали по ровному  травяному полю , пока войлок не сваляется. Считалось, что для получения  доброкачественного войлока достаточно расстояние 15­20 дистанций полета  стрелы, что равняется приблизительно 1.5­2 км. Только на строительство  одной небольшой юрты, требовалось войлока от 90 до 150кв.м. а ведь многие  семьи имели по 2­3 юрты. Как отмечают специалисты, "... в технологии изготовления кошем выявляется  древняя основа, объединяющая в один ареал монгольские, многие тюркские,  некоторые ираноязычные, отдельные яфетические (кавказские) народы. У  тюрков эти традиции затрагивают почти всю северо­западную (кипчакскую)  ветвь народов (башкир, казахов, киргизов, каракалпаков, ногайцев, кумыков,  карачаевцев, балкарцев, южных алтайцев), частично северо­восточных  (хакасов и скотоводов тувинцев), юго­восточных (кочевых узбеков, раньше ­  уйгуров), юго­западных (туркмен)". [2] Повсюду соблюдался коллективный  характер труда по выделке кошем с использованием обычая взаимопомощи,  были известны одинаковые приемы "взбивания" шерсти и "катания" кошем.  Одни из них тяготели к традициям коневодов Центральной Азии (работа  верхом на лошадях), другие (ручное валяние) ­ вели в оседлый быт овцеводов  Средней Азии и Северного Кавказа. Если говорить о казахах, то  исследователи отмечают, что они, "зная все способы получения войлоков,  предпочитали тот или иной, руководствуясь целесообразностью: количеством  шерсти в хозяйстве, назначением и размерами кошмы. Тяжелые войлоки для  юрт катали на лошадях, домашние ­ руками и ногами. Иногда начинали  уплотнение с более интенсивной обработки, затем переходили на ручную  отделку".[2] При соблюдении всех технологических процессов поверхность войлочного  изделия становилась ровной, гладкой, плотной, без отслаивающихся волокон,  без дыр и щелей. По окончании валки готовый войлок стирали, полоскали,  сушили и придавали ему товарный вид. [2] Не удивительно, что и оседлые народы со временем переняли секреты  изготовления войлочных изделий. Славянские народы кочевниками никогда  не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо  известны так называемые полувойлоки ­ тканые и потом подваляные  материалы. Сейчас очень не привычно звучат древнеславянские названия  шерстяных тканей: водмол, апона, орниц, ерига, сукно. Упоминания о сукне встречается в письменности с 12 века. У славян был  оригинальный способ валяния сукна или сермяги.  Разложенную на доске  шерсть понемногу поливали горячей водой. А двое мужчин устроившись друг  против друга, ногами двигали ткань по доске, то к себе, то от себя, при этом  образовался слой шерсти, похожий на тонкий войлок.  В холодную погоду и в  зимнее время  славяне носили длинные теплые одежды из сукна. Эти одежды  назывались свитами, от слова свивать, это значило кутать. Считается, что в  России войлок появился в эпоху монголо­татарского ига. В России понятие  «войлок» связано в первую очередь с валенками, войлок также традиционно  использовался для хозяйственных нужд как теплоизолятор. Использовался  войлок в конском убранстве.  Кроме этого шёл на изготовление мягких  подкладок в шлемы. Такая войлочная подкладка смягчала удары топора и  меча. В разрушенных Помпеях  сукновальня была одновременно и прачечной.  Чтобы смыть с шерсти грязь, ее замачивали в чане с теплой водой, в которую  добавляли вещества, помогающие удалить жир, оставшийся в шерсти. Чаны  стояли в небольших загородках и сукновалы, влезая в эти чаны, опирались  руками о перегородки и начинали топтать содержимое, равномерно  подпрыгивая. Эти движения получили название «танец фуллонов» (saltus  fullonicus). После высыхания приступали к ворсованию, сукно надирали  вручную шкуркой ежа или специальными ворсильными щетками из репейника. Начиная с XI в., в Европе стали применять мельничный механизм с водяным  колесом. Хотя первые упоминания о таких валяльных мельницах датируются  X в. и относятся к Персии ко времени первых крестовых походов в конце XI  в. валяльные мельницы уже активно применялись во всем исламском мире,  откуда и распространились в Европу.(приложение №) В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины, в которых  пропитанная теплой жидкостью шерсть пропускалась между двумя  вращающимися цилиндрами и протискивалась в узкий желоб с крышкой,  придавленной грузом. Продвигаясь с трудом, сильно сжималась, терлась о  стенки желоба, крышку и таким образом сваливалась. В некоторых машинах  валяние происходило при механическом воздействии специальных иголок,  которые спутывали шерстяные волокна. Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп,  обуви и других формовых изделий. Вообще фетровые шляпы начали  производить в Голландии и Испании в XIV в. из меха бобра. .(приложение №)   Достаточно сложный процесс формовки шляп был упрощен изобретением в  1855 г. американской шляпной машины. С середины XVIII до середины XIX в. производство фетра было опасным  занятием, поскольку в этот период для промывания шкур применяли ртуть. И  случаи отравления шляпных мастеров в результате действия токсичных паров  были весьма распространены.  В настоящее время войлок переживает свое второе рождение. Изделия из  войлока входят в моду, а декорирование войлока становиться отдельным  ремеслом, позволяющим зарабатывать на жизнь.  1.4 Войлочные традиции: Итак, до наших дней дошли основные войлочные традиции:  1. Иранская традиция, в которой выполнены первые из известных войлоков ­  вваливание узора. .(приложение №)  Носителями этой традиции являются  современные туркмены, которые и сегодня изготавливают кошмы точно так  же, как это делалось тысячи лет назад. Основные цвета туркменских войлоков ­ белый, красный и черный, а основной узор ­ стилизованный бараний рог.  Узор выкладывается шерстью на циновке, затем циновка скручивается, и  приступают непосредственно к валянию кошмы. . 2. Пазырыкская линия войлоков получила свое название от самого знаменитого, можно сказать, культового войлока ­ занавеса площадью более  30 кв.м, найденного в одном из Пазырыкских курганов. .(приложение №)   Сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Войлок  отличает тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов.  Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для  декорирования войлочных изделий.  3.Сюнская традиця.  Толстое многослойное войлочное полотнище крытое  тканью, сцены борьбы животных и другие мифологические сюжеты,  украшения в виде аппликаций с обязательной стежкой и окантовкой толстым  витым шнуром, такова манера валяния и декорирования войлочных изделий,  найденных в курганах Ноин­Улы (хунну, 2­1 вв. до н. э.) во внутренней  Монголии. .(приложение №) Сюны, народ который отличался воинственностью и приверженностью  кочевому образу жизни, особенностью их культуры было отсутствие  ткачества. Единственным текстилем который они производили, были войлоки, поэтому последние имели для них особое значение. Изображение огромной  юрты Чингисхана крытой войлоками, традиционные монгольские войлочные  изделия, старинные и современные, подтверждает, что монголы прямые  наследники и продолжатели "сюнской" традиции войлоковаляния. Яркими  последователями этой традиции стали многие народы Центральной Азии:  тибетцы, тувинцы, алтайцы, казахи. Сюнская манера войлоковаляния  распространилась вплоть до Северного Кавказа, каждый народ вносил в  украшения войлочных изделий свои национальные элементы, но все степные  народы воспринимали и воспринимают войлок, как гарант их образа жизни. Там где когда­то зародилась сюнская традиция войлоковаляния, она  продолжает жить и теперь, в современной Бурятии.  С древнейших времен войлоки научились декорировать, и способов  украшения изобрели довольно много. Наиболее известны способы:  Изделия из войлока украшают различными способами:  Аппликация. Она может быть сделана как из войлока, так и из других  подходящих материалов, например из кожи или ткани. Вышивка. Украшается войлок и бисером, и бусинами. А для вышивки  применяются шерстяные нити, которые могут быть разнообразной  толщины и фактуры. Роспись по войлоку. Можно использовать натуральные краски, ведь  шерсть хорошо держит краситель, цвет получается ярким и стойким. Инкрустация войлоком.    1.5 Применение войлока и целебные  свойства шерсти.  Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Традиционное  жилище кочевников – юрта – состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Кочевники первыми оценили  изоляционные свойства войлока – он предохранял от дождя, холода или жары, и, кроме того, был достаточно легким. Казахские, киргизские, туркменские  войлочные ковры – кошмы также служили для укрепления и утепления  жилища и повозок.  Кочевники Евразии изготавливали  из войлока не только покрытия для юрты и предметы интерьера (ковры, дорожки, войлочные подушки, подстилки для  сна), но и скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда,  потники под верховые седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные  сумки для перевозки грузов и др.), одежду и обувь  (стельки, прокладки для  подметок, чулки­вкладыши в кожаный сапог, всем известные валенки – это  образчик самой теплой обуви в мороз, бурки и мужские головные уборы),  утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят. Люди спали на войлоке, одевались в  войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от  злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.  В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как  подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали  снаружи верх крепостной стены при обороне города, чтобы в нем застревали  стрелы. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в местах с засоленной почвой, чтобы соль не разъедала стены.  Войлок использовали в кузнечном деле. В медицине ­ с давних пор использовались  целебные свойства шерсти.  Она состоит из белков и кератина, как и наша кожа. Поэтому изделия из  натуральной шерсти очень полезны. Шерсть содержит ланолин, который широко применяется в косметологии при  изготовлении кремов и мазей. Хорошо пропускает воздух, позволяя коже дышать. Не позволяет размножаться грибкам и бактериям. Шерсть также гигроскопична, она отлично впитывает воду. Но самое главное ­ она помогает при болях в суставах, поясничной боли, при  нарушении кровообращения. Спать под одеялом из шерсти и полезно, и тепло.  Как показывают результаты иглотерапии и акупунктуры, воздействуя на  биоактивные точки, войлок может не только производить массаж, но и  вырабатывать статическое электричество.  Как видим, многофункциональность использования войлока в семейно­ бытовых обрядах способствовала сохранению традиций кошмоделия . Но история войлока на этом не заканчивается,  Войлоковаляние переживает второе рождение, и из забытой техники  превращается в увлекательное и полезное занятие, обретая всё больше  приверженцев и почитателей. С помощью этой нехитрой техники можно сделать замечательные вещи ­ неповторимые и оригинальные. .(приложение  №) Войлоковаляние органично, наполнено энергетикой древних традиций, а  предметы просты в уходе. Необычный, природный колорит придаёт войлочным изделиям креативность  и, в тоже время, практичность, что актуально для современного дизайна.  Мастера­ремесленники создают замечательные валяные вещи: одежду, обувь,  сумки, игрушки, различные аксессуары Как изделия ремесленного производства, войлочная продукция остаётся  вполне жизнеспособной и сегодня. Валенки, потники, кошмы, ковры,  подстилки и юрты ручного изготовления находят своё место и в современном  мире. Не утрачивает своих позиций промышленное производство изделий из  войлока и фетра. Ассортимент постоянно расширяется, тут и знаменитые  шляпы­федоры  и береты, и сумки. Большими объёмами выпускаются  валенки, ковры, кошмы, войлоки бытового и технического назначения. Они  могут выполняться без отделки, могут декорироваться вышивкой,  аппликацией или стёжкой в подражание старым традициям. Поточное  производство допускает раскрой, влажно­тепловую и машинную обработку  войлока, в результате которых получаются доступные изделия массового  потребления. Как явление декоративно­прикладного искусства, валяние  поражает воображение обширностью затрагиваемых сфер. Создаются  исключительные по красоте головные уборы, обувь, оригинальные аксессуары, предметы одежды, интерьера, быта… Валяные игрушки радуют и детей и  ценителей, светильники, выполненные из войлока и в смешанных техниках,  создают особую атмосферу в помещении. Использование войлока, как сырья и техники в художественных работах позволяет «писать» полноценные картины, «ваять» скульптуры, создавать образные объёмные композиции камерного и  монументального характеров. Войлок – универсальный материал для  реалистического и абстрактного отображения действительности. Уникальные  интерьеры создаются дизайнерскими группами для офисных помещений и  общественных мест. Творческие коллективы грамотно решают задачи  звукопоглощения, фактурного и колористического оформления стен Подводя итоги первой главы приходим к следующему: Валяние,  один из древних способов обработки шерсти, возникших еще до  нашей эры. Технология и основные принципы войлоковаляния  практически  не менялись по прошествии  тысячелетий.  Доподлинно известно, что  войлок  изобрели после того как, были одомашнены овцы и лошади.  Шерсть диких овец не валяется из­за того, что на волокнах шерсти диких  овец нет чешуек, которые позволяют волокнам шерсти цепляться друг за  друга.         Технология валяния войлока была известна древним шумерам, в древнем  Вавилоне и Ассирии, племенам викингов (IX­XI вв.) и легендарным скифам,  на территории Анатолии в Турции (7­6 тыс. до н.э.),  на территории Китая (2 тыс. до н.э.) на Алтае( 6­4 вв. до н.э.), на территории современной Италии  (1 тыс.до н.э.).Упоминается войлок и в летописях древних славян. Самыми известными и древними войлоками являются войлоки из царских Пазырыкских курганов. Древнейших поселений Чатал­Хююк, (7­6 тыс. до н.э). на территории  современной Турции.   И так называемые Таримские мумии на  территории Китая (2 тыс. до н.э. )        Существует две техники валяния: сухое и мокрое.         Также известны три основные войлочные традиции ­ Иранская,  Пазырыкская и Сюньская линия войлоков.        Кочевники изготавливали из войлока не только покрытия для юрты и  предметы интерьера, но и скотоводческое снаряжение, одежду и обувь,  домашнюю   утварь. Войлок использовали в военном и кузнечном деле. А благодаря уникальным целебным свойствам овечьей шерсти еще и в  медицине. Существуют различные способы украшения изделий из войлока.          В наши дни войлоковаляние переживает свое  второе рождение. И  поражает воображение обширностью затрагиваемых сфер.          Выделка войлока, во все времена, будучи ручным производством,  представляла собой трудоемкий и напряженный процесс. Глава 2. Практическая часть 1.2 Композиционный этап.  На данном этапе работы мы разрабатывали  эскизы, искали варианты моделей жилета. Так же необходимо было определить цветовую гамму будущего  жилета. Основным  цветом был выбран черный, белым решено  выполнить   узор на жилете. За основу узора был взят  элемент орнамента звериного стиля  Пазырыкских царских курганов..Затем приступили к основной  технологической части работы. 2.2 Подготовительный этап.  Вначале шерсть необходимо обработать: вручную очистить от сора, а потом  разрыхлить волокнистую массу, то есть распушить ее. .(приложение №)  Далее по выкройке выложили  три слоя шерсти, перпендикулярно друг другу. Затем начинается процесс валяния, поверхность шерсти уваливается  растиранием. Этот способ наиболее простой на нем основаны техника  быстрого валяния и скатывания.  Поверх разложили  шерсти сетку, смочили  горячей мыльной водой и приступили к сваливанию. В ходе изготовления  жилета  использовали горячий мыльный раствор (1/5 часть куска  хозяйственного мыла на 6 л воды). Затем войлок накрыли сверху тонкой тканью и все вместе туго намотали на  круглую скалку большого диаметра и длиной на 30 см больше ширины  заготовки. .(приложение №)   Далее рулон необходимо катать 40­50 минут, несколько раз сбрызгивая  горячей мыльной водой. Этот процесс оказался наиболее тяжелым и  утомительным. Полученный войлок еще раз полили горячей водой, расправили, выровняли,  вытянули смятые края. Сушка такого войлока осуществлялась в течение 1 дня при комнатной температуре (Приложение ) 2.3 Декорирование войлока Полученная на предыдущем этапе войлочная деталь является только основой, которому  было необходимо придать форму и  украсить орнаментом. В  качестве украшения был выбранэлемент  мотив звериного стиля из  Пазарыкских царских курганов.(Приложение 4) Сначала необходимо приложить пучок шерсти основного цвета к войлоку,  заполнить шерстью внутриконтурные участки намеченного узора. Шерсть  должна как можно плотнее прилегать к войлоку. Для этого приходилось ее  прихлопывать. 2.4 Валяльная работа После нанесения рисунка мы снова скрутили войлок  в тугой рулон для того,  чтобы начать валять. Полученный рулон  катали руками, с силой надавливая  на него. .(приложение №) Через каждые 5 минут катания войлок необходимо  было  разворачивать, поправлять  рисунок, добавлять шерсть. Необходимо  соблюдать осторожность, чтобы рисунок не размылся, не потерял свою  форму. Процесс валки длился чуть более часа. Наконец войлочное изделие  стало плотным, спрессовалось. 2.5 Заключительный этап На заключительном этапе изготовления войлочного жилета все работы велись  с уже  со свалянным войлоком. (Приложение 6). Сначала расправленное уже плотное войлочное изделие еще раз осматрели на  предмет необходимых доработок. Затем сшили  детали, пришили  пуговицы  и элементы декора. Готовый жилет  в течение суток находился  в сухом месте, чтобы  зафиксировать приданную войлоку форму. Войлочный жилет  с казахским  орнаментом готов. Анализируя проделанную работу прихожу к выводу, что процесс валяния  очень трудоемкий, требующий терпения и соблюдения строгой  последовательности технологических процессов. Войлок рождается из шерсти и воды. Поэтому он не боится воды и стирки. Мы точно соблюдали   технологию древних кочевников, войлок у нас вышел плотным, без отслаивающихся деталей и зазоров.  Приобретя необходимые навыки, можно  изготовить как простые, так и сложные валяные вещи.   Заключение Данное исследование позволило прийти к следующим выводам: Войлок ­ это плотный материал из валяной шерсти. Единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок ­ это  шерсть, причём шерсть домашней овцы. Шерстяные волокна имеют верхний  чешуйчатый слой ­ кутикулу. Благодаря нему волокна могут сцепляться друг  с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип  войлоковаляния.  Войлок издревле широко применялся в быту ­ им покрывали стены и купол  юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящего  солнца, ливневых потоков, ветров и ураганов; его использовали и в  изготовлении одежды, головных уборов, сумок. Трудно представить путь и  истории многих народов и цивилизаций, если бы не была одомашнена овца.  Также трудно представить жизнь и культуру кочевых народов без войлока. В итоге выполнения работы я углубил теоретические знания и приобрел  практические навыки по работе с войлоком; изготовил из войлока жилет.  Считаю, что процесс изготовления войлочного жилета был сложным,  длительным, трудоемким, требующего большого терпения. Но в процессе работы я нашел ответы на поставленные перед собой вопросы, смог  воплотить в жизнь свою творческую идею и ощутить свою причастность  к культуре древних кочевников. Мною строго соблюдались методы и приемы валяния, применяемые   несколько тысячелетий назад древними кочевыми народами. Таким образом, нашла подтверждение гипотеза исследования: освоенное человеком войлочное производство не прерывалось никогда, и  почти не изменялось за прошедшие века, Это шерсть, вода и умелые  трудолюбивые руки мастера. Только  из разряда простого ремесла войлоковаляния, давно перешло в  ранг высокого искусства.   Следовательно, результаты исследования имеют практическую  направленность: дают возможность популяризировать прикладное народное  творчество казахского народа. Поэтому предлагается использовать  представленный в работе материал  как дополнительное пособие  по  культурологическим дисциплинам, а также в качестве наглядного материала  по предметам ИЗО в 5­6 классах и истории Казахстана, факультативных и  элективных курсах составляющих региональный компонент; на классных  часах, посвященных краеведению, на  школьных выставках, библиотек,  занятиях по декоративно­прикладному искусству Оригинальностью решения исследовательской деятельности является  популяризация древней культуры кочевых народов через стильные и  практичные предметы используемые в повседневной жизни. Валяние это не только замечательный способ занять свободное время, это еще удивительный мир многообразия и положительных эмоций. Мы обязаны   сохранить то, что досталось нам от предков. Библиографический  список  Научно­познавательный фильма “История войлока” 2002г.  http://inhandmade.ru/vojlokovalyanie/istoriya­vojloka.html  Санкт­Петербург 2001 ББК ТЗ(0)313.Ш­7 УДК 935.8 В. В. Емельянов.  Древний Шумер. Очерки культуры. — СПб.:  «Петербургское Востоковедение», 2001. — 368 с. («Мир Востока», VII)  http://mir­kostuma.com/mesopotamia/item/15­mesopotamia  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/strab/16.php  http://www.sib.net/n_russia/1_vol/pole09.html ещено

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"

Исследовательский проект "История войлока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017