Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
изобразительное искусство
6 кл
23.08.2017
Исследовательская работа по изучении жизни и творсчества известных художников Саратовской области.Развитие у учащихся чувства прекрасного воспитание нравственно -патриотических чувств. Исследование творчества ВИКТОРА КУЗЬМЫ СЕРГЕЕВИЧА ПЕТРОВА-ВОДКИНА и
ЭЛЬПИДИФОРОВИЧА БОРИСА -МУСАТОВА. Знакомство с самыми известными картинами художников. вывод исследования- Саратовская земля богата знаменитыми художниками.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ "ИЗВЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Известные художники Саратовской области.doc
Обособленное структурное подразделение
филиал – муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка »
в селе Большая Каменка
412188, Саратовская область, Татищевский район, с. Большая Каменка,
ул. Рабочая,8 Тел.: (84558) 57537 Еmail kamenka2000@yandex.ru
АВТОР ПРОЕКТА:
ЕФРЕМОВА ВИКТОРИЯ
учащаяся 6 класса
РУКОВОДИТЕЛЬ
ПРОЕКТА:
ВИДИНЕЕВА
НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА
учитель изобразительного
искусства САРАТОВ 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
I.ЗНАМЕНИТЫЕ ХУДОЖНИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.......................6
1.1.Жизнь и творчество В. Э. БорисоваМусатова.....................................7
1.2. Жизнь и творчество К.С. ПетроваВодкина......................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................17 ВВЕДЕНИЕ
Художник пишет. Властная
рука
Вселенную окутывает дымом.
Круговоротом невообразимым
Свивайся, красок яркая река
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Данный проект направлен на то, чтобы все участники образовательного
процесса получили дополнительные знания об известных художниках
Саратовской области, развитие чувства гордости за свою Малую Родину. При
работе по проекту предполагается развитие навыков самостоятельной работы,
самообразовательной активности, умения ориентироваться в потоке
информации. Проект имеет образовательное и воспитательное значение.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
воспитания нравственно патриотических качеств у молодежи при
знакомстве со знаменитыми художниками своей малой Родины.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
«История родного края – это не все, но без истории родного края все –
ничто». ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:
Кто они талантливые художники Саратовской области?
ГИПОТЕЗА:
Богата русская земля талантами. Наш Саратовский край – часть
русской земли. Мои земляки – талантливые и известные люди.
ЦЕЛЬ:
Знакомство с известными Саратовскими художниками, их жизнью и
творчеством.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить материалы исторических источников, учебной литературы,
материалы в сети Интернет по творчеству Саратовских художников
2.Знакомство с картинами художников.
3. Оформить результаты над проектом и создать презентацию.
4. Создать условия для культурного самоопределения, творческой
самореализации личности, интеллектуального и духовного развития личности;
5.Привлечь к сотворчеству сверстников.
ТИП ПРОЕКТА:
Исследовательский, творческий
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Получение новых знаний о истории родного края.
Углубление знаний о знаменитых художниках Саратова. Учащиеся смогут выразить в творческой деятельности свое отношение к
творчеству художников.
Развитие чувства прекрасного, развитие эстетического восприятия.
Воспитание нравственно патриотических чувств: чувство гордости за
свою Малую Родину, за своих земляков.
Создание презентации.
Защита проекта.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
исследование (определение проблемы, задач, выдвижение гипотезы,
поиск информации и ее обработка), проектирование, анкетирование,
обработка полученной информации, защита проекта.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
книги, статьи, Интернет.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
I. Проблемно – целевой.
«Мозговой штурм» (формирование темы исследования).
На первом этапе ставится проблема: «История родного края – это не
все, но без истории родного края все – ничто». Мы хотим заглянуть в историю
родного края, чтобы познакомиться с известными художниками земляками.
II. Информационно – аналитический. Изучение документов, статей, образовательных сайтов о знаменитых
художниках Саратовской области.
Сбор и систематизация информации в соответствии с целями,
аналитическая работа.
III. Практическая этап.
Создание теоретической части проекта, подготовка презентации.
II. ЗНАМЕНИТЫЕ ХУДОЖНИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
На уроках изобразительного искусства мы изучали великих зарубежных
и русских художников разных эпох. Это удивительный мир красоты,
гармонии и красок. Было очень интересно знакомится с работами таких
великих мастеров таких как, И.Е. Репин, И.И. Левитан, В.А. Серов,
В.И.Суриков. Виртуальное посещение Государственной Третьяковской
Галереи, Государственного Русского музея, Саратовского музея имении А.Н.
Радищева оставило незабываемое впечатление.
Мир искусства увлекателен, ярок, вызывает много эмоций. Мы каждый
день видим, как нам кажется обычную жизнь, но на картине художника это же
видится подругому. Каждая картина это – не только пейзаж, натюрморт,
портрет, но и чувства и переживания самого художника.
Наша Саратовская область имеет своих знаменитых художников. Но мы
не так много знаем о них. Нам захотелось, поближе познакомится с
творчеством Саратовских художников, а потом поделиться со своими
друзьями. 1.1.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА
ЭЛЬПИДИФОРОВИЧА БОРИСА МУСАТОВА
Одним
из
известных
художников земли саратовской,
первых русских
одним из
живописцев, соединивших в своем
творчестве жизненную правду с
символикой, страстную любовь к
природе с остро индивидуальным
ее преломлением по праву считается Виктор Эльпидифорович Борисов
Мусатов.
БорисовМусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье
мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. В раннем детстве с мальчиком случилось несчастье, — после неудачного падения у него
образовался горб. Несмотря на это БорисовМусатов рос общительным,
живым, хотя и мечтательным ребенком.
На формирование его индивидуальности оказали влияние и бережное
отношение родителей к его раннему увлечению рисованием, и уроки молодого
саратовского живописца, выпускника Петербургской Академии художеств В.
Коновалова; но главное — это впечатления от природы окрестностей
Саратова, от голубой шири и глади Волги, покрытых лесом прибрежных
холмов, выжженных солнцем, дышащих зноем заволжских степей.
Энергичный, деятельный, он по натуре своей был организатором и
вожаком. В русское искусство, несмотря на свою трагически короткую жизнь,
БорисовМусатов вошел как создатель живописного направления, и имел
счастье видеть молодежь, которая развивала его находки и идеи.
В 1890 году, когда БорисовуМусатову исполнилось двадцать лет, он
счел себя готовым для получения систематического образования в столичных
художественных школах. В течение четырех лет он учится в Москве и
Петербурге, возвращаясь ежегодно на лето в Саратов. Московское училище
живописи, ваяния и зодчества, Петербургская Академия художеств и
особенно частная мастерская замечательного русского педагога П.П.
Чистякова, посещения Третьяковской галереи и Эрмитажа, знакомство с
новым живописноэмоциональным направлением в русском искусстве,
сочетавшим лиризм переживания, правду видения и достижения пленэризма –
все это расширяло кругозор Борисова Мусатова. Большое влияние на
формирование вкуса молодого художника оказало знакомство с творчеством
В. Серова, И. Левитана, К. Коровина, А. Архипова, А. Васнецова, Н. Ге.
В 1898 году БорисовМусатов окончательно возвращается в Россию. В
течение пяти лет он живет в родном городе, проводя лето в старинных
помещичьих усадьбах Слепцовке и Зубриловке, в тенистых парках которых
рождаются замыслы картин. Первым произведением, в
котором
сумел
синтезировать впечатления от
художник
Основной работой 1901 года
стала картина “Гобелен”, самое
название которой говорит о
декоративных задачах,
поставленных художником. Поэзия
картины, при всей ее камерности,
чрезвычайно действенна“.
увидеть в частном,
натуры,
конкретном общее, стала “Весна”.
БорисовМусатов создает
“Водоем”, картину, ставшую такой
же кульминацией живописных
исканий первых лет XX века,
какими были “Девушка, освещенная
солнцем” Серова для конца 1880х
годов, “Демон” Врубеля для 1890
х.
Лето 1903 года БорисовМусатов с женой, художницей Е.В.
Александровой, проводит в двухстах километрах от Саратова, в местечке
Черемшаны под Хвалынском. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую
картину — “Изумрудное ожерелье”. И в прежние годы он не раз писал живую природу, — это были то этюды
к картинам, то самостоятельные пейзажи и изображения цветов. Но вершины в
пейзажной живописи БорисовМусатов достигает в последние месяцы своей
жизни. В акварели “На балконе. Таруса”, в пастелях “Куст орешника” и
“Осенняя песнь” природа как бы растворена в чувстве художника.
Необычайно простые по композиционному решению, с ясно ощутимыми
ритмами линий и красок, полные прозрачной голубизны и бледного золота
осени, эти произведения — прекрасные образцы открытого Борисовым
Мусатовым особого вида пейзажа — декоративного пленэра.
В 1907 году в Москве, а в 1908 году в Петербурге прошла
ретроспективная выставка его работ. В статьях и книгах были сделаны
попытки определить место БорисоваМусатова в русском искусстве.
БорисовМусатов скончался неожиданно, 26 октября 1905 года, и был
похоронен в Тарусе, на высоком берегу Оки. Через несколько лет на могиле
был поставлен памятник работы его друга и почитателя, прекрасного
русского скульптора А. Матвеева. Спящий мальчик на саркофаге — память о
том, как когдато в Саратове БорисовМусатов пытался спасти тонущего
ребенка. Вместе с тем, это напоминание о бессмертной красоте человека и его
творчества. 1.2.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
КУЗЬМЫ СЕРГЕЕВИЧА ПЕТРОВАВОДКИНА
«Отсюда я всматривался в мир...»
Знаменитый художник, без которого немыслимо русское искусство
предреволюционной и революционной поры, сын горничной и обыкновенного
сапожника, своим необычным видением мира был обязан родным местам,
Волге, где прошло его детство, куда он постоянно стремился вернуться. Годы художественного формирования ПетроваВодкина проходили в
условиях решительных перемен в русском и европейском искусстве.
Учился Московском училище
живописи, ваяния и зодчества. Там
были написаны первые работы :
„Эгитаф",
„Каменный остров", „Прометей" (все 1904 года), а затем и о первые
большие композиции „Элегия" (1906), „Берег" (1908), „Сон" (1910).
Творческое формирование молодого художника осложнилось тем, что
с пятнадцати лет он делил время и свои художественные интересы между
живописью и литературой и более десяти лет не знал, чему отдать
предпочтение. Победила стихия живописи, особенно после усиленной, более
чем трехлетней работы в студиях Парижа, а также после поездки в Африку в
1907 году.
В художественной жизни России начало 1910х годов, когда Петров
Водкин выступил с первыми своими картинами. В этой наполненной борьбой
интеллектуальной атмосфере Кузьма Сергеевич занял совершенно особое
место, решительно отойдя от требований академизма и не приняв крайне
левых теорий и направлений.
ПетровВодкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых
церквей. В это же время он пишет картины „Юность" (1912) и „Играющие
мальчики" (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур.
В новых картинах вдохновляющим началом стала сама жизнь, именно
жизнь Хвалынска. Приехав в родные места вместе с молодой женой,
француженкой по происхождению, он снова пережил красоту приволжских
полей, холмов и лесов и теперь уже навсегда связал свое творчество с жизнью
близких ему людей и с природой родного края.
Первой картиной на этом пути стало его знаменитое „Купание красного
коня" (1912). В образах картины многие зрители увидели предзнаменование
грядущих перемен в жизни общества. Недаром устроители выставки „Мир
искусства" сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей
выставки 1912 года.
появилась картина „Мать", начатая
еще в 1911 году и впервые
показанная на выставке в 1913 году.
Вслед за „Купанием красного коня" Мать в розовой кофте и
красной юбке сидит с ребенком на
руках на фоне уходящих в глубину
картины приволжских степей.
Прекрасный образ женщины, простой русской крестьянки, представлен
как обобщенный образ материнской любви и человеческого счастья.
Он оставался обособленной фигурой. Понастоящему ему было близко,
пожалуй, лишь творчество незадолго до этого умерших В.А. Серова, М.А.
Врубеля и В.Э. БорисоваМусатова.
Первым послереволюционным произведением стала картина "1918 год в
Петрограде" (1920). Женщина с ребенком, стоящая на балконе дома,
олицетворяет не просто образ материпролетарки, а образ матери
хранительницы судьбы и счастья детей, в духе традиционных изображений на
ранних итальянских фресках или на древнерусских иконах.
Недаром картина имеет и
второе название "Петроградская
мадонна". Действительно,
обобщение и символизация
образа матери наполняют картину определенным философским
смыслом и общечеловеческим чувством материнской любви
Еще более прямым откликом
реальные
на
художника
революционные события стала
картина "После боя" (1923). Взволнованное чувство любви
художника к героям революции
проявилось в полотне "Смерть
комиссара" (1928), написанном к
десятилетию Красной Армии.
Еще в 1922 году ПетровВодкин написал портрет Анны Ахматовой. В
отличие от тех, кто обычно подчеркивал эффектный и красивый облик
поэтессы, Кузьме Сергеевич оттенил в ее лице строгую сосредоточенность,
серьезную работу мысли. Она как бы прислушивается к своей музе
вдохновительнице, зримый облик которой тоже изображен художником за
головой поэтессы.
В графических искусствах
ПетровВодкин также сказал свое
слово: «Хвалыноск»,«Пространство
Эвклида», «Самаркандия»
Последней большой картиной
мастера стало полотно "Новоселье"
(1937). В целом творчество Кузьмы Сергеевича ПетроваВодкина предстает как
искусство большого масштаба, идущее от традиций древнерусской живописи
классического искусства, а также от традиций Александра Иванова,
Венецианова и Врубеля. Он владел своеобразным, только ему присущим
художественным языком, неожиданным и прекрасным. Он умел видеть дорогу
к будущему искусству и открывал новые его дали. Своей творческой жизнью
ПетровВодкин показал, что истинные достижения в искусстве возможны
лишь в близости художника к истокам жизни своего народа и своего времени ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Словно волшебнику радужной сказки,
Бог дал Художнику кисти и краски,
Чудо – палитру, мольберт и холстину,
Чтоб сотворил он такую картину
ВЫВОД ИССЛЕДОВАНИЯ:
Мы установили, что Саратовская земля богата знаменитыми
художниками. Мы познакомились только с двумя яркими представителями
мира искусства нашей области, но таких художников много. В. Э. Борисов
Мусатов и К.С. ПетровВодкин яркие представители мира искусства,
прославившиеся своим творчеством не только в России, но и во всем мире.
Картины художников неповторимы в своем колорите, выразительности,
сюжетах. Путь, избранный саратовскими художниками, плодотворен.
Саратовский музей имени А.Н. Радищева гордится тем, что произведения
художников «саратовской школы» занимают особое место среди многих
музейных экспонатов.
«История родного края – это не все, но без истории родного края все –
ничто». Мы подрастающее поколение должны знать историю своего края,
должны помнить о великих людях нашей родной земли, чтобы передавать
историю из поколения в поколение.
Виктор Эльпидифорович БорисовМусатов и Кузьма Сергеевич Петров
Водкин – это наша история, наша гордость, наша слава. Мы должны гордиться
своими земляками. Мы продолжим свои исследования по изучению знаменитых
художников Саратовской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
БорисовМусатов и Саратовская школа живописи». Сборник статей.
Саратов, 2000
Русакова. А.А. Автор вступительной статьи и составитель альбома
БорисовМусатов.// А.А. Л.: Худож.издво "Аврора", 1975
. Водонос Е.И. «Выдающиеся мастера «Саратовской школы» в зеркале
художественной критики 19001933», Саратов, 2003
Савельева Е. Дом, удобный для вдохновения. Памятники Отечества:
Сердце Поволжья. М.: Памятники Отечества, 1998.
Сайты:
1. «Архитектурные памятники Саратова»
2. «Река времени»
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Исследовательский проект "Известные художники Саратовской области"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.