Исследовательский проект "Каменск-Уральский - колокольная столица России"
Оценка 4.9

Исследовательский проект "Каменск-Уральский - колокольная столица России"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
4 кл
11.01.2017
Исследовательский проект "Каменск-Уральский - колокольная столица России"
Исследовательский проект "Каменск-Уральский - колокольная столица России" выполнила ученица 4 класса Дергунова Валерия. Целью работы является стремление выяснить, какое место в культуре, духовной жизни уральцев и, в частности, жителей Каменска-Уральского, занимают колокола и искусство колокольных звонов. Проект состоит из следующих частей: введения, в котором попытались обосновать актуальность исследования, цели и задачи; основной части, в которой говорится о колоколах, их видах и функциях, об истории литья колоколов в России и на Урале, о судьбе уральских колоколен, о достижениях современных уральских звонарей; и заключения, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы исследования; списка литературы.
Проект Каменск-Уральский - колокольная столица России.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

 

 

 

 

 

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

«Каменск-Уральский колокольная столица России»

 

 

 

Выполнила:

Учащаяся 4 «а» класса

Дергунова Валерия

 

 

Руководитель:

Долгополова Раиса Григорьевна,

классный руководитель

 

 

 

 

 

г. Каменск-Уральский

2015

Содержание

Введение                                                                                        

     1. Колокол церковный как музыкальный инструмент.                

          1.1.Виды церковных колоколов.                                                      

          1.2. Классический колокол как музыкальный инструмент.         

         1.3. Колокол – «язык земли».                                                        

2. Искусство колокольного звона.

          2.1 Виды колокольного звона.                                                         

         2.2. Целительство колокольным звоном.                                        

3. Производство колоколов.

          3.1. Основания для литья колоколов.                                             

         3.2 Литье колоколов в России                                                

         3.3. Литье колоколов на Урале                                                

4. Колокольни.

          4.1. Колокольни и звонницы.                                                          

          4.2. Уральские колокольни.                                                             

5. Колокольный звон на Урале.

          5.1. Уральские звонари.                                                                    

Заключение.                                                                                                

Список литературы.                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

                                       И вечна сторона,

                      Что русскою зовется,

                     Где разволнует вдруг

                     То новь, то старина,

                          Где царствует метель,

                                                                            Качаются колосья,

                 И, вторя поездам,

                              Гудят колокола!.. 

А. Ф.Бондаренко.

Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа и в традиционной русской культуре воспринимался как «глас Божий». На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании.

Колокола и звоны являются большой ценностью культурного наследия русского народа. В прошлом они составляли значительное явление в общественной жизни и народной культуре России. Изучение прошлого и настоящего колоколов, их многочисленных и разнообразных функций в русской культуре позволит более глубоко понять также суть духовности уральцев.

        Целью работы является стремление выяснить, какое место в культуре, духовной жизни уральцев и, в частности, жителей Каменска-Уральского,  занимают колокола и искусство колокольных звонов.

Таким образом, необходимо  решить ряд  задач:

·                      Изучить научную, публицистическую литературу, периодические издания, материалы Интернет-ресурсов, раскрывающие роль колоколов в жизни россиян.

·                      Узнать назначение, функции колоколов. 

·                      Ознакомиться с искусством литья колоколов в городе Каменске-Уральском.

·                      Показать значение колоколов и колокольного звона в жизни Урала.

            Объект исследовательской работы – колокол в жизни и культуре. Предмет исследования – история уральских колоколов, искусство колокольного звона, искусство литья колоколов в Каменске-Уральском.

Новизна исследовательской работы – попытка создать цельное исследование  по данной теме, показать связь творческого начала  и стремление к духовности русских людей и вообще уральцев в частности.

Для подтверждения собранных данных, автор  выдвинул гипотезу: есть будущее у земли уральской, возрождающей колокольный звон.

Методы исследования: экскурсия, наблюдение, анализ литературы и архивных материалов, анкетирование, интервью, систематизация изучаемых явлений.

      Проект состоит из следующих частей: введения, в котором попытались обосновать актуальность исследования, цели и задачи; основной части, в которой говорится о колоколах, их видах и функциях, об истории литья колоколов в России и на Урале, о судьбе уральских колоколен, о достижениях современных уральских звонарей; и заключения, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы исследования; списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Колокол - церковная принадлежность и музыкальный инструмент

1.1.Виды церковных колоколов

      Колокола были единственным музыкальным инструментом, используемым в православном богослужении. К тому же они были вообще единственным на Руси монументальным инструментом, а потому использовались очень разнообразно.

      Ко́локол — металлический инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).                                               

        В церкви колокола используются приблизительно с конца IV века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, которое изобретение колоколов приписывается Святому Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков. По легенде «изобретателем» колокола считается Святой Павлин Милостивый, епископ итальянского города Нола (IV–V вв.). Его молитва: «Воззови, Господи, к этой бедной темной земле гласом свыше…  Соедини сердца наши при нашей разрозненности узами крепчайшими цепей…», - была услышана, и маленький звенящий полевой цветок-колокольчик стал прообразом сегодняшнего символа единения всех христиан вокруг своего храма. В VII веке римский папа Сабиниан официально ввел колокольный звон в христианское богослужение, а через триста лет папой Иоанном XIV был установлен обряд крещения колокола: его кропили святой водой, нарекали именем, одевали в крестильную рубашку…

В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола. Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Благовестники можно подразделить на 5 видов:

·                     Праздничные колокола;

·                     Воскресные колокола;

·                     Постные колокола;

·                     Полиелейные колокола;

·                     Будничные (Простодневные) колокола.

Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост. Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение. Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

В группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые "отбиваются" часы.

Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Средние колокола используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.
Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.
Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

На Руси колокола (от среднелатинского clocca) зазвучали вскоре после принятия христианства в Х веке, но прочно вошли в церковный обиход во второй половине XVI века. С тех пор колокольный звон стал своеобразным символом русского народного благочестия.

 

1.2. Классический колокол как музыкальный инструмент.

          Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола  бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колокола средних размеров пишется в басовом ключе, для колокола малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

          Колокола применяются в оркестрах симфоническом и оперном ради особых эффектов, связанных с сюжетом.

          С конца XIX в театрах стали применять колоколы-колпаки из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

          В XX веке для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые в виде длинных трубок.

          Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется  курантами.  Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте.

          Карильон - это музыкальный инструмент, источником звука у которого являются колокола, выстроенные по хроматическому ряду от двух до шести октав. Колокола закреплены неподвижно и в них ударяют укрепленные внутри языки. Сейчас в России много механических курантов, но нет карильонов. Карильон - инструмент, приспособленный для исполнения музыки равномерно-темперированного строя, музыки, основанной на традиционных мелодиях и созвучиях. В Западной Европе и Северной Америке это имеет глубочайшие корни. В России получили распространение куранты, а карильон не получил распространения. Это не удивительно, так как здесь в народной и церковной музыке имеются очень сильные самобытные традиции, отличные от западноевропейских.

1.3. Колокол – «язык земли».


Бытование колоколов, их функции, их использование с давних времен на Руси в разных ее областях и районах имело в целом один и тот же характер. 

Многое может рассказать колокол. Ведь он грустил и радовался вместе с Россией, вместе с русскими людьми.

         Мощно и грозно звучал колокольный призыв в годы бедствий. Наполнял душу радостью тихий благовест. Колокольный звон встречал возвращавшихся с победой на родную землю Александра Невского; полки Дмитрия Донского с Куликова поля; войска Ивана Грозного после взятия Казани; Ополчение Минина и Пожарского; солдат Суворова. Громкий колокол звал матросов отважного «Варяга» занять места по боевому расписанию в русско-японскую войну.

       Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства. Есть свидетельства очевидцев, что колокольный звон сопровождал почти все пребывание Петра I в Архангельске.

        Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемой функцией в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием.

       Также колокола сообщали о приближении неприятеля, например, в годы Крымской войны назначены были на колокольнях постоянные караулы, таким образом, что при первом появлении неприятеля караульный ударял в набат.

Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки.
       Били в колокола, чтобы заблудившийся человек мог выйти на звон к жилью. Так использовали колокола почти во всех русских деревнях.

      Еще одной немаловажной функцией колоколов являлось размерение времени. В общественной практике сам распорядок церковных звонов уже служил сигналом времени. Начиная с XVI в. в большом количестве появляются также башенные часы на колокольнях со специальными часовыми колоколами.

        Наконец, колокола сообщали о важных государственных или местных событиях.

Таковы некоторые наиболее значительные функции у колоколов в общественной жизни Руси.

Для русского народа звуки колокола были голосом с неба. Звон невольно отрывал все мысли и помыслы от земли и уносил в поднебесную высь, наполняя сердце радостным светлым чувством, как будто в него вливались небесная гармония, отголоски далекого рая.


2. Искусство колокольного звона

2.1 Виды колокольного звона

Вместе с пришедшим на Русь православием «звонение» очень быстро и навсегда занимает подобающее место в культурной жизни  наших предков. В житиях самых первых русских святых постоянно упоминается «звон велик, разносящийся над городом». Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа и в традиционной русской культуре воспринимался как "глас Божий".

Русский колокольный звон уникален: в основе его лежат ритм, темп и тембр. Отсюда главное достоинство колокола - его благозвучие.

Существует несколько видов звонов: благовест - одиночные удары в большой колокол, перебор - по одному удару в колокола от малого к большому, перезвон - поочередные удары в колокола от большого к малым и трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

      Благовест совершается так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем следуют мерные удары.

      Перебор - это скорбный звон. Он представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно.

      Перезвон представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с большего и до самого малого от одного до семи раз в каждый.

      Трезвон - самый сложный по сравнению с другими звонами, он является наиболее ярким выражением колокольного звона  и совершается так: сначала звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными", использовались, как музыкальный инструмент.

      Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.   Колокольный звон в России всегда имел местные особенности. По-разному звучали звонницы в Москве, на Севере и на Урале… Удивительные по красоте звоны были рождены местными традициями.  Колокольные церковные звоны прошли длительный путь развития, вобрав в себя весь опыт народного творчества. К началу ХХ столетия каждый регион России, каждая епархия имели свою сложившуюся каноническую систему звонов в рамках общерусской традиции.

2.2. Целительство колокольным звоном.

Магия колокола и колокольного звона проникла и в народную медицину. Существует предание, будто висевший на одной из колоколен Сольвычегодска разбитый колокол — это тот самый колокол, который в свое время известил Углич об убиении царевича Димитрия, был за это сечен кнутом и сослан в Тобольск. Народ считал этот колокол чудотворным. Колокол, возмутивший народ, «защитник» невинного убиенного младенца, несет в себе силу, способную помогать больным детям, исцелять их. Оказывается,  звон колокола способствует более быстрому расщеплению негативных энергий и более полному выводу их из биополя человека. Наблюдения ясновидящей целительницы Ермаковой Ольги показали - звон колокола генерирует в пространстве исключительно позитивные энергии белого и зеленого цветов! Поэтому неудивительна информация, что колокольным звоном ранее в России спасались даже от эпидемий.

Теперь у нас почти всегда при чтении исцеляющих молитв звучит колокольный звон.              

Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых буйных душевнобольных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Производство колоколов

3.1. Основания для литья колоколов

       Спрос на колокола рождает и предложение. Лаврентьевская летопись упоминает о русских литейщиках в Киеве 1194-м годом. Позднее в московском государстве колокольные мастера числились за государевым Пушечным двором, так как работа с колоколами считалась делом такой же государственной важности, как и вооружение. Первое в России частное колокольное производство был пущено в конце XVII века в уездном городе  Слободской Вятской губернии. В XIX веке колокола отливались уже на двух десятках заводов – в Москве, Ярославле, Валдае, Тюмени, Костроме, Енисейске и других городах.

Если проследить, по какому поводу отлит тот или иной колокол, то можно наметить несколько групп.

Есть колокола, отлитые в память исторических событий. Нередко встречаются колокола, отлитые в поминовение умерших. Известны колокола, отлитые «по обету», то есть по обещанию.

Каждый колокол российский бывает отлит по определенному поводу либо по заказу. Чаще всего появление колокола в приходе было актом благотворительности. Колокола дарили церквям, соборам, монастырям не только цари и члены царской фамилии, не только богатейшие купцы (например, Строгановы), но также мелкие и средние купцы, зажиточные крестьяне.

3.2. Литье колоколов в России

В царской России отливали колокола 25 предприятий. Россия всегда превосходила все страны величиной и весом своих знаменитых колоколов. Колокола весом свыше 1000 пудов имелись при многих монастырях. В 1760 году в Москве был отлит колокол в 3351 пуд. Он разбился в 1812 году, и взамен в 1817 году был отлит новый — в 4000 пудов (Большой Успенский). Такого же веса колокол имеется и в Троице-Сергиевой лавре. В XVII веке были отлиты замечательные по своему певучему звону колокола: Саввино-Сторожевский в Звенигороде и Симоновский в Москве.

Колокола и колокольчики, отлитые в России, считались лучшими в мире.

А создавали их наши русские мастера. В 1530 году Иван Афанасьев вылил для Новгорода колокол, какого раньше там не бывало; звон его, по словам летописца, употреблялся «страшной трубе гласящей». Андрей Чохов отлил колокол Реут в 32 тонны 700 килограммов.

В 1819 году Яков Завьялов отлил для колокольни Ивана Великого в Москве колокол весом в 58 тонн 165 килограммов. И, наконец, 25 ноября 1735 года закончено литье Царь-колокола весом в 201 тонну 924 килограмма. Лил сей колокол российский мастер Иван Федорович Моторин с сыном своим Михаилом. Высота колокола 6 метров 14 сантиметров, а диаметр – 6 метров 60 см. Царь-колокол является изумительным произведением русского искусства. Он не имеет себе равных во всем мире как по величине, так и по весу.

       Уже к началу 30-х годов XX века все церковные колокола в России замолчали. Большинство было уничтожено. В 1933 году на секретном заседании ВЦИК был даже установлен план по заготовке колокольной бронзы. Ее пускали на технические нужды, но не только – из 100 тонн церковных колоколов отлили горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.

        Небольшую часть колоколов удалось сохранить в музеях и частных коллекциях, несколько было продано за границу. В США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря, колокола Сретенского монастыря в Англии. Недавно колокола вернулись в Россию.

        В конце XX - начале XXI века искусство колокольного звона переживает второе рождение после многолетнего запрета. Строятся новые храмы, для которых уже не на одном десятке предприятий льют колокола, созданы школы звонарей. И хотя возрождение - дело всегда не простое, хочется верить, что колокольный звон скоро вновь станет неотъемлемой частью русской жизни.  

3.3. Литье колоколов на Урале

Во времена бурных петровских преобразований начала XVIII века началось освоение природных кладовых Урала. За короткий срок на нескольких «поставленных» заводах начало действовать свыше двух десятков доменных и более 60 медеплавильных печей. 15 октября 1701 года вступил в строй петровский первенец – Каменский завод, давший уже до конца года 557 пудов чугуна. Только этот завод с 1702 по 1709 год, то есть до Полтавской битвы, дал 854 артиллерийских орудия общим весом более 38 тысяч пудов, а к ним свыше 27 тысяч пудов снарядов, и именно здесь подготавливал Петр I разгром Карла XII на берегах Ворсклы.

         На Урале в начале 90-х годов появились энтузиасты колокололитейного дела и первые новые колокола. Предприятие «Пятков и Ко» в Каменске-Уральском было основано в 1991 году инженером-металлургом Николаем Пятковым, художником-декоратором Андреем Ворожейниковым и мастером-литейщиком Модестом Ощуковым.

        Братьям Николаю и Виктору Пятковым пришлось начинать фактически с чистого листа. Первые отливки они делали вечерами, уединившись в домашней мастерской. Это было еще при коммунистах, в конце 70-х. В 1990 году они уволились с местного металлургического завода, на котором работали литейщиками, арендовали производственные площади и стали лить колокола.

Первая звонница из семи колоколов для нового храма была отлита в медеплавильном отделении Уральского алюминиевого завода и вскоре зазвучала на колокольне.

В 1991 году Николай Геннадьевич и Модест Васильевич зарегистрировали свою фирму и арендовали небольшой уголок в медеплавильном отделении Синарского трубного завода, а в 1992 году — еще один маленький участок на Каменск-Уральском металлургическом заводе.

         Искусству литья учились по книжкам, перенимали опыт в тех странах, где традиция литья колоколов не прерывалась со Средних веков, – в Германии, Голландии, Австрии. Состав бронзы у всех колоколов примерно одинаков: 4/5 меди и 1/5 олова. От литейщика зависит, каким окажется зерно у металла. При одной и той же форме звучание колоколов может оказаться различным. Пять лет ушло у Пятковых на то, чтобы научиться получать такое зерно, какое надо. – Звук у колокола должен быть мощным, бархатистым, долгим, и это определяется, прежде всего, качеством бронзы, то есть микроструктурой металла. А нужный тон обеспечивает правильно выбранный профиль, – говорит Николай Пятков. По неписаным правилам колокол должен звучать не менее 4-х секунд. Все, что недотягивает до этих стандартов, идет в переплавку.

В год «Пятков и Ко» выполняют заказы более 100 церквей, расположенных в разных концах бывшего СССР: от Анадыря до Клайпеды. Даже новые колокола для храма Василия Блаженного отливать поручили именно Пятковым. Колокола Донского монастыря в Москве, городские куранты Ярославля, Великого Новгорода и Мраморного дворца в Санкт-Петербурге также отлиты в Каменске-Уральском. Самый большой колокол, весом 18 тонн, находится в Алатыре в Чувашии. В Екатеринбурге самый большой колокол весит 16 тонн и находится в храме Большой Златоуст на пересечении улиц Малышева и 8 Марта. Все больше заказов получает предприятие из-за границы, у него даже есть собственный дистрибьютор в Америке. Кстати, цены там в 5–6 раз выше российских.

«Сегодня все европейские фирмы льют от 10 до 20 тонн в год. – рассказывает Николай Геннадьевич Пятков, – Это против наших 200. Наша только одна фирма льет больше, чем вся Европа вместе взятая. Каждый год раскрываются новые секреты, появляются талантливые литейщики, но рынок всё расставляет по полочкам. Конечно, есть какая-то конкуренция, но те, кто понимает, кто разбирается, всё равно идут к нам.»

       Колокол и его язык сделаны из разных материалов. Бронза, медь, сталь и чугун. Колокол ударит, а потом в воздухе еще стоит какой-то гул, вибрация долгая. Как эхо. Очень красиво. Украшения на наружной стороне колокола – строго лимитированы. Будет много – будет не тот звук.

Мастера «Пятков и Ко» используют только чистый, сертифицированный исходный материал — медь и олово (они давно отказались от использования разбитых колоколов, медного и оловянного вторсырья). Это помогает добиться очень качественного литья, которое дает стабильное звучание и повышенную надежность колоколов. Интересно, что и на колокола дается гарантия качества: 1 год для обычных колоколов и 5 лет — для колоколов, дополнительно упрочненных по специальной технологии в Колокольном центре.

       Стоимость колокола обычно устанавливается из расчета примерно 1000 рублей за килограмм. Впрочем, даже близкие по тону и звучанию колокола могут сильно различаться по весу, не говоря уже о богатстве и красоте орнамента. Значительная часть цены приходится на сам металл, точнее, на входящую в сплав медь. Она должна быть высочайшей чистоты. Любая примесь сильно ухудшает звучание.

      Как-то одного священника, посчитавшего, что ему назначили слишком высокую цену, литейщики пригласили в цех. Выдержал он там недолго – выскочил наружу с опаленной бородой и говорит: «И правда адова работа. Давайте счет на оплату».

     О колоколах тупых, попросту гудящих (а вернее сказать: «мычащих») или кластерного («кастрюльно-тазового») звучания, которыми сегодня, к огромному сожалению, буквально наводнен российский рынок, говорить не стоит вообще. Говорить следует только о колоколах поющих. Колокол должен звучать: первое – конечно же громко, и второе – красиво! Красота звучания определяется силой, длительностью и сочетанием выделенных литейщиком тонов, ведь по своей природе колокол – инструмент многоголосый. Позволить звучать все положенные нормальному колоколу тона явно, отчетливо и громко может только безупречная металлургия. Самый легкоизвлекаемый звук в спектре звучания колокола – это гудение. Наиболее громким из последующих тонов является тот, за который отвечает «юбка», куда и приходится удар. Чем выше по высоте профиля и ближе к короне находится зона, отвечающая за тот или иной тон, тем труднее литейщику заставить ее «запеть». Главная задача мастера – это «раскачать» верхний купол, наиболее удаленный от места удара, отвечающий за так называемый (по европейской терминологии) основной тон.

Каменск-Уральские мастера с самого начала стали ориентироваться на отливку певучих колоколов, комплектуемых в звонницы по 6—10 штук. Выпускаемые ими колокола весят от 8 до 660 кг. В результате целенаправленной работы предприятие «Пятков и Ко» к середине 1990-х годов стало признанным лидером российских производителей колоколов. Каменские колокола установлены на колокольне собора Василия Блаженного в Москве, на колокольнях храма  Всех святых на Кулишках (напротив памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади), в надвратной церкви Донского монастыря. Летом 2002 года специалисты Московского колокольного центра установили новую звонницу с уральскими колоколами в греческом монастыре Ксиропотам на Афоне, а в 1995 году мастера предприятия «Пятков и Ко» отлили большой набор колоколов для Богоявленского собора в Иркутске, но, так как этот собор тогда еще ремонтировался, сибиряки преподнесли готовые колокола в дар собору святого Иннокентия Иркутского на Аляске.

      Доказательством безупречного качества выпускаемых колоколов фирмы «Пятков и Ко» являются многочисленные дипломы всевозможных выставок и ярмарок. Сегодня общее число храмов России, ближнего Зарубежья, а также США, Канады, Греции (Афон) и стран Восточной Европы, поющих голосами уральских колоколов, давно перевалило за тысячу. В 1995 году за исключительный вклад в дело возрождения традиций колокольного литья предприятие было отмечено Благодарностью Президента России.

Колокола предприятия «Пятков и Ко» высоко оценены специалистами, отмечены многими наградами и дипломами на выставках и фестивалях колокольного искусства. «Пятков и Ко» является единственным российским предприятием, принятым в Европейский клуб производителей колоколов. Его технология наиболее близка к традиционному способу литья колоколов в глиняную керамику, а качество колоколов отвечает европейскому стандарту.

«Восстанавливаются храмы и монастыри, и все больше нужно лить колоколов, — говорит Николай Пятков. — Но маленькие помещения и устаревшее оборудование государственных заводов не позволяли производить нужное количество колоколов. Поэтому в 2001 году у нас родилась идея — построить свой колокололитейный завод, спроектированный по специальному проекту, в котором предусмотрены производственные корпуса, конструкторское бюро, конференц-зал, столовая и даже музей. Производительность нового предприятия  в несколько раз больше. Вес колоколов можно значительно увеличился, а литье «про запас», на склад, даёт возможность храмам и монастырям покупать уже готовые колокола и подбирать звонницы на месте по благозвучию и на любой лад.

«Нам гораздо легче, чем тем мастерам уникальным, которые отливали уникальные колокола, - говорит Николай Геннадьевич. - У нас, конечно, с точки зрения стерильности производства, колокола более устойчивые, крепкие. В любом случае нужна безупречная металлургия, чтобы из этой геометрии профиля извлечь правильный звук. Нужно получить именно тот металл, ту структуру, которая поет. Учиться ни тогда, ни сейчас было не у кого в России. 20-й век Россия в колокольном плане потеряла».

«От древнего литейщика мы отличаемся только наличием кранов, что не на пупке нужно тащить. Вместо древесного угля, от которого остается зола, мы используем газ, от которого золы не остается, это углеводород. 20-й век дал множество крепителей разных. Мы немножко ушли от той глины древней из фильма «Андрей Рублев», песчинки с чем слепляются. А песок — он так песок и остался, ничего мы другое не придумали. Главное — мастерство. Чуть ослабнет, чуть спустя рукава что-то сделал и вся цепочка рушится».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Колокольни

4.1. Колокольни и звонницы

Храм часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

      Исторически сложились два типа таких сооружений: звонница и колокольня. Первая представляет собой стену с проемами для подвески колоколов,  вторая — многогранную или округлую башню (нередко ярусную), внутри которой подвешиваются колокола, а звук распространяется через слуховые проемы в виде окон, часто во всю ширину колокольни. Таким образом, звон с колокольни распространяется по горизонтали одинаково, а от звонницы — не одинаково. Возможен и сложный комплекс, соединяющий оба этих вида.

Как же получилось, что, имея многовековую историю, колокольный звон не был осмыслен в России как инструментальная музыка, а звонница с подбором колоколов — как музыкальный инструмент? Звон использовали в качестве инструментального сопровождения службы в православной церкви, что было одной из главных его функций. В православной службе, в отличие от католической, инструментальной музыки нет, и звон не считали «музыкой».

В этой связи существуют интересные истоки обычая крещения колоколов, наречения их человеческими именами и прозвищами.

Звонница, или колокольня, с музыкальной точки зрения стали представлять собою своеобразный музыкальный инструмент или, вернее, своеобразный оркестр из оригинальных музыкальных инструментов-колоколов. Звук колоколов обладает всеми свойствами музыкальности, но каждый колокол как музыкальный инструмент, не снабженный приспособлениями для изменения высоты звука, может издавать только по одному звуку определенной высоты, вследствие чего колокольня при ограниченном числе колоколов в музыкальном отношении может быть использована в очень ограниченном количестве гармонических сочетаний. Ансамбль колоколов по технике исполнения был бы очень близок к роговому оркестру, если бы более многочисленные колокола были хорошо подобраны и гармонично настроены. На наших колокольнях последнего совершенно не замечается, а поэтому ансамбль их, за редкими исключениями, бывает очень далек от ясных музыкальных гармоний. От звонарей требуется немало художественного чутья, чтобы хаотическому морю звуков наших больших звонниц придать хоть какие-нибудь музыкальные контуры и этим сообщить интерес и смысл массам нагромождающихся и переплетающихся звуков.

 4.2. Уральские колокольни

       На Урале множество знаменитых и неизвестных колоколен. К примеру, Невьянская башня, словно создана для того, чтобы поражать воображение. Историки так и не нашли ни одного документа или свидетельства очевидца о том, кто ее проектировал. Но есть легенды и по одной из них, архитектором невьянской красавицы был заезжий итальянский зодчий. Тогда было модно приглашать иностранцев. Дескать, и уральское чудо мастер возвел наподобие падающей башни в Пизе.

Невьянская башня была построена в 1722-1732 годах по типу русских шатровых колоколен. Основание башни – квадрат, со стороной 9,5 метров, высота – 57,5 метров. Отклонение башни от вертикали — около 1,85 м.

Храм воздвигли в 1824-1830 годах в 13 саженях от наклонной башни. В середине XIX века храм активно расширяется, строится колокольня. И вот у этой колокольни есть одна интересная легенда…

Говорят что, то ли новые хозяева, то ли священник, принимавший непосредственное участие в постройке колокольни, поставили одно интересное условие: чтобы колокольня была непременно выше башни Демидовых. Именно с таким учетом и строилась новая колокольня. Однако когда колокольня была построена, она все равно оказалась ниже башни, тогда решено было на верхушку колокольни водрузить шпиль с крестом. Только так колокольня стала выше башни. Сегодня эта колокольня является одной из самых высоких колоколен Среднего Урала и высота ее составляет 64 метра.

В годы Советской власти собор подвергся полному разорению. В 1922 году изъяты украшения из золота и серебра, в 30-е годы сняты медные колокола. В 1932 году храм закрыли. Хозяином храма стал военный механический завод, управленцы которого снесли колокольню, разобрали купол, сводчатые перекрытия и практически разрушили храм. В 2003 году храм восстановили.

Другой пример – Максимилиановская церковь-колокольня города Екатеринбурга. До революции церковь называлась Максимилиановской - по главному приделу, освященному во имя Великомученика Максимилиана. 77 метровое здание русско-византийского стиля с пятью куполами - было самым высоким зданием всего дореволюционного Екатеринбурга. Его история как колокольни, стоявшей напротив Свято-Духовской церкви, утратившей свою звонницу в результате пожара, началась 21 сентября 1847 года с закладки епископом Екатеринбургским Ионой. Во внутреннем помещении - 32 на 24 с половиной метра - был устроен алтарь во имя Великомученика Максимилиана, а под каменной звонницей - подземный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Надо сказать, что подобный тип сооружений - храм-колокольня - в церковной архитектуре встречается нечасто.

Храм-колокольню первоначально проектировал знаменитый уральский архитектор Михаил Малахов - по-видимому, это была последняя его работа в Екатеринбурге. Работа над проектом продолжалось с большими трудностями целых шесть лет: то Синод не утверждал присланные документы, то прихожан не устраивали размеры храма. Потому по некоторым сведениям автором окончательного варианта был известный петербургский архитектор В.Е.Морган. Но утверждал проект достоверно Император Николай Первый. Вмещал храм до трех тысяч прихожан. Строительство велось 29 лет, а освящение состоялось 24 июля 1876 года. Совершил его епископ Екатеринбургский-Вассиан.           

На колокольне из 10 колоколов, общим весом почти 24 тонны, был и 16-тонный колокол: его точный вес - 16 тысяч 625 килограмм - и был он четвертым по значимости во всей России. Уральский колокол-великан уступал лишь двум колоколам колокольни Ивана Великого в Кремле (65-ти и 19-ти тонн) и главному колоколу Исаакиевского собора Санкт Петербурга (28-ми тонн весом). Его звук был слышен на Шарташе, в Палкино, на Уктусе и, говорят, даже в Арамиле. Последнее - вполне возможно, если учесть высоту храма и малоэтажность дореволюционной екатеринбургской застройки. От этого-то колокола Максимилиановский храм и получил в народе свое второе название - "Большой Златоуст". В 1922-м году большевики изъяли из храма все церковные ценности - около 16 килограмм серебряных окладов от икон, а также 234 драгоценных камня также украшавших иконы. В подвале храма было размещено овощехранилище. В 1928-м с храма были сброшены колокола, а 17 февраля 1930 года храм был властями закрыт.

В настоящее время храм-колокольня восстановлен. Колокольный ансамбль составляет 15 колоколов, все они отлиты в Каменске-Уральском на предприятии «Пятков и Ко».

        А вот история совсем незаметной колокольни села Бичур Артемовского района Свердловской области. Заложена в 1878 г. Приход открыт в 1888 году, образован из деревень Бичурской и Костроминой. До этого село входило в Антоновский приход. Бичурская церковь деревянная, построена на средства народа и освящена 18 декабря 1888 года во имя святого Модеста, архиепископа Иерусалимского. Деревянная церковь построена в канун первой мировой войны, в 1908 году. Старожилы помнят ее двадцатитрехпудовый колокол. Церковь закрыли в 1931 году, колокол был разбит.

         Совсем другая судьба у Спасо-Преображенской церкви в Синячихе Алапаевского района. Ее строительство было начато еще в 1794 году. Освятили его в 1923-ем. По местной легенде церковь построил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возвел тобольский зодчий, так как эта церковь является редким образцом так называемого сибирского барокко. В 1969 году церковь была взята под охрану государства. Сейчас она является центром Нижнесинячихинского музея-заповедника. К сожалению, церковь - недействующая, в ней сейчас находится музей. Внутри самой церкви очень тихо и уютно, на подставках - коллекция колокольчиков.

Свято-Троицкая церковь  города Ирбита построена в 1835 году при кладбище в связи с указом Святейшего Синода 1771 года, запрещавшего погребение тел при церквах в черте города. Единственная церковь Ирбита, не закрывшаяся за годы советской власти.

          В 2005 году в Ирбите произошло долгожданное событие – «возвращение малинового звона».  Звонница пополнялась семью новыми колоколами, искусно изготовленными Каменск-Уральской компанией «Пятков и Ко». Пожертвования на это благое дело собирали, как принято на Руси, всем миром.

Рабочий поселок Красногвардейский (Ирбитский завод) - Свято-Троицкая церковь, каменная, однопрестольная. Построена на средства заводовладельцев Яковлевых. Освящена в честь Святой Животворящей Троицы в 1839 г. Расширена в 1895 г., построена новая колокольня. Закрыта в 1930 г. и после была разрушена. Сейчас в новом Свято-Троицком храме поселка Красногвардейский, возведенном в 2004 году на средства прихожан,  также есть звонница. На ней пять  колоколов, отлитые в Воронеже и Каменске - Уральском. Колокольный звон слышен далеко по всей округе.

На Урале - множество колоколен, - у нас и простор для колокольного звона. В час летний всенощный смолкает шумливая рабочая суета, и колокольная музыка тихо играет в небе, давая красоту акустических явлений высшего порядка. Эту музыку можно слышать во множестве мест родного Урала. В лесах и на берегу озера или вдоль реки в каждый тихий вечер можно насладиться симфонией соснового бора и звона в отдаленном храме.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Колокольный звон на Урале

5.1. Уральские звонари

Наверное, можно назвать колокол музыкальным инструментом, но гармоника, мелодика, содержательность звука колокола превосходят любой музыкальный инструмент. Обертона: основной, верхний и нижний - это целая акустика, это звучащая атмосфера. Ни одна струна, ни одна клавиша не дает такого звука, и в этом сила колокола.

          В колокольнях большого состава, с несколькими большими колоколами, звонят несколько человек - звонарей. Этот звон всегда представляет собою лишь громогласнейшую  бестолковщину, в которой теряются подробности звона мелодического и ритмического. Известно, что языки больших колоколов не меняют скорости своего качания по самой простой причине: они тяжелы и подчинены законам маятника. Поэтому одновременный звон в 4-5 таких колоколов производит только ритмический разнобой и помеху для звонаря-художника. Художественный звон возможен лишь на малых колокольнях, где все колокола подчинены воле одного звонаря.

          Талантливых звонарей у нас - сотни. Все они передают по преданию давние, конечно, сочинения весьма многих художников старобытной России и прибавляют к ним свои вдохновения. Бывают и истовые любители, кровные русаки. Существует рассказ о каком-то солдатике, изумившем болгар мастерством звона в присланные из России колокола. Совершенно бестолковый звон у св. Краль в Болгарской Софии возмутил этого артиста, и он, неожиданно для себя, вдруг дал в болгарской столице "колокольный концерт"... Но тут же и сказалась "история". Хотя впечатление было, очевидно, очень сильное, но оно не пробрало звонарей-болгар до сути колокольного искусства. И до сих пор в Болгарии нет хороших звонов. Впрочем, и удивляться нечему. Ведь у болгар колокола появились всего четверть века тому назад, а у нас колокольному звону уже несколько сот лет. Понятно, что церковный звон давно стал у нас народным искусством.

          Исторически на Руси никогда не было централизованной школы звонарей. Обучение происходило на местах, традиция передавалась из рук в руки, из уст в уста. Сейчас образовались центры в крупных городах, Хорошие звонари работают в тех местах, где после будет развиваться колокольное искусство, ездят по стране, как Владимир Марьянович Петровский. Работал он и в Екатеринбурге, Каменске – Уральском, Магнитогорске. На это его благословил Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Он стал заниматься звонами с 1985 года, а раньше был профессиональным музыкантом.

          Для того, чтобы стать звонарем, необязательно музыкальное образование. Главное – чувство ритма. Ну и чтобы человек был православный верующий, направление на курсы звонарей дает священник храма, куда этот потенциальный будущий звонарь ходит. Звонарями могут быть и женщины – это решили в 20-е годы 20 века, когда после гражданской войны и первых чисток на церковном всероссийском соборе поняли, что мужчин не хватает катастрофически. Правда, женщины и до этого звонили – в монастырях. Возраст – не имеет особого значения. Нужна только физическая подготовка. То есть теоретически начать заниматься может и 13-14-летний подросток.      Звон - это поток откровений Свыше. Чтобы суметь передать его людям, звонарь должен обладать терпением и смирением.     

          На Урале роза ветров расположена так, что ветер обычно дует с запада. А храмы обычно стоят так, что звонарь на колокольне сидит (или стоит) лицом к западу, то есть к ветру. Так что физическая подготовка звонаря – разговор отдельный. И в жару, и в холод, и в ветер. Перед глазами – снег, дождь, капель, град. А звонарь – всегда на своем посту.

          Священник Дмитрий Бажанов - руководитель курсов православных звонарей екатеринбургской епархии. Дмитрий Бажанов – специалист замечательный. Он может одновременно управлять 12 колоколами, так что каждый издает свою мелодию. Искусством звона начал заниматься в 12 лет. Сделал звонницу из глиняных горшков у деда в саду. И учился.  Готовит звонарей в Свердловской области.

          Вот какая обстановка в звонарном классе Храма на Крови. Во время служб в классе поддерживают тишину. Звукоизоляции действительно никакой. Опять те же бетонно-беленые стены. Всё очень просто, строго. Пара икон, свечка горит перед ними, на стене - церковный календарь и фотографии слушателей курсов во время занятий, старинные какие-то парты, (храму их пожертвовали), цветы в вазе. Всё. Ну, и, конечно, звонница – специальное такое сооружение для учебы. Перед звонарским уроком короткая молитва, крестятся…

          Желающих освоить это искусство очень много: и взрослых, и подростков. Занимаются три месяца. Потом экзамен, потом с год стажировки практической. Потом еще экзамен по повышению квалификации. Чтобы быть звонарем, не обязательно быть при церкви как на работе – с утра до вечера. Человек может быть студентом, бизнесменом – хоть кем. А по выходным и праздникам приходить по графику звонить в церкви. Труднее всего звонить в маленькие колокола – они называются трельные. Особенность уральской звонарной школы – то, что звонят с помощью такой специальной деревянной ручки. К ней веревками (кстати, особенными, подойдет не каждая, нужна особая упругость, крепость и натяг) прикреплены маленькие колокола.

          На Урале традиционными стали концерты, конкурсы и фестивали колокольного звона.  26 июня 2008 года в Храме-на-Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших состоялся конкурс звонарей. Конкурс стал не только неким соревнованием, но, прежде всего, творческой мастерской, где можно обменяться опытом, услышать оценку своего труда и получить добрый совет. Оценивало  мастерство звонарей авторитетное жюри, в состав которого вошли опытные действующие звонари Екатеринбургской епархии и инструкторы курсов православных звонарей.

Увеличение числа уральских храмов, располагающих полным набором колоколов, развитие звонарного искусства и рост интереса к нему обусловили проведение этого конкурса. Курсы православных звонарей, начавшие свою работу в декабре 2006 года, обучили искусству колокольного звона сотни человек. Среди православных звонарей – студенты и бизнесмены, преподаватели вузов и госслужащие, юристы и музыканты, программисты и военные. И, что самое удивительное, есть среди мастеров колокольного звона и представительницы слабого пола.

       Ярким примером возвращения звонов на уральскую землю служит фестиваль колокольного звона «Благовествуй, земля Уральская!», который прошел в июле 2008 года в Храме-на-Крови в Екатеринбурге в рамках Царских дней. Жители и гости Екатеринбурга смогли услышать колокольные звоны в исполнении уральских звонарей, а также звонарей Храма Христа Спасителя (Москва). Пожалуй, самым ярким моментом праздника стало совместное исполнение увертюры Чайковского "1812 год" сводным военным оркестром и мастерами колокольного звона. В открытии фестиваля приняли участие архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, а также старший патриарший звонарь, звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. На открытии также состоялось награждение лауреатов конкурса православных звонарей, прошедшего в июне в Екатеринбурге.  Фестиваль завершился 18 июля, в пятницу большим концертом колокольного звона в городе Алапаевске.

       Ежегодно, начиная с 24 июля 2008 года, в Каменске – Уральском проводятся всероссийские фестивали колокольной музыки "Каменск-Уральский - колокольная столица". В старинный уральский город приезжают мастера колокольного звона со всей России. Лучшие звонари показывают свое умение и талант, обмениваются между собой накопленным опытом и секретами мастерства. Благодаря фестивалю возрождается русский церковный колокольный звон. Он приобщает жители города и Уральского региона к истории и традициям Церкви. Благозвучный праздничный звон колоколов льется по живописным городским улицам. В уральском граде и в его окрестностях царит спокойная атмосфера. С самого утра и в течение всего дня жители и приезжие наслаждаются звонами со всех городских колоколен.

          Тысячи каменцев и гостей собираются на главной городской площади Каменск-Уральского возле часовни во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, чтобы послушать всё разнообразие языка колоколов. Специально для фестивальных дней на центральной площади устанавливают передвижную колокольную звонницу, на которой лучшие звонари России из разных городов страны: Москвы, Архангельска, Ростова Великого, Ярославля, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других, по очереди демонстрируют свое мастерство.   

Юрий Смирнов, звонарь храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы из города Каменск-Уральский, занимается добрым и богоугодным делом на протяжении двадцати лет. Услышав впервые мелодичный звон колокола, Юрий не устоял и попробовал звонить сам.  Одним из главных участников фестиваля стал колокол весом 18 тонн, который "родился" на заводе Каменск-Уральского «Пятков и Ко» - это уже второй величественный колокол, изготовленный на предприятии. Первый, весом в 16 тонн установлен на звоннице екатеринбургского храма Большой Златоуст. Второй гигант, дебют которого состоялся на фестивале, отправился через всю Россию в Свято-Троицкий мужской монастырь города Алатырь. Лучшие звонари страны исполняют праздничные колокольные звоны каждый на свой манер.

Фестиваль в Каменске-Уральском собирает много гостей. Послушать звон колоколов приезжают священники и звонари со всей России. Фестивальная программа разнообразна и насыщена. Перед зрителями выступают различные хоры, такие как хор "Русские певчие", хор мальчиков "Вдохновение" и ансамбль русских народных инструментов.     

      В каждом регионе веками складывались свои, особые традиции колокольного искусства. Фестивали, конкурсы на уральской земле олицетворяют торжество православия, побуждают уральцев к творчеству.

 

 

 

 

 

Заключение

       Работать по данной теме автору было интересно: приходилось много читать, совершить экскурсию на колокололитейное предприятие в Каменске-Уральском, в колокольни и храмы; брать интервью у Н.Г. Пяткова.  Завершая исследования по теме, можно сделать следующие выводы:

1. Колокола... На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан.

2. Колокольный звон можно образно назвать языком Православия.                    

3. Колокольный звон, слушаемый издали - это целая симфония, дающая самые восхитительные впечатления.

4. Колокольный звон – это один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. И как хорошо, что на Урале, а именно в городе Каменске-Уральском, снова льют колокола и  возродилось искусство звонов и стало поистине всенародным достоянием!

5. Чтобы узнать, что такое колокольный звон, нужно побывать на современных конкурсах, фестивалях колокольных звонов.

6. Материал работы может быть использован на уроках окружающего мира, музыки, как материал для экскурсий, для бесед на классных часах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

Список литературы

 

·                   Благовещенская Л.Д.,  Звонница — музыкальный инструмент. История и современность. М., 1999,

·                   Задубовская Е.  Лечение колокольным звоном. СПб., Лениздат, «Ленинград», 2006,

·                   Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни. Колокола. История и современность. М., 1985,

·                   Коновалов И.В. Вопросы обучения церковному колокольному звону. Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1997,

·                   Михайлов Е.Д. Колокола. История и современность. М., 1985,

·                   Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., Русская панорама, 2003,

·                   Потапов А. П.  Колокола: Верхотурская повесть. Североуральск: Лавка, 1997,

·                   Пятков Н.Г. Лит сей кампан в Каменске-Уральском, 2014

·                   Сараджев К.К., Колокол. Музыка колоколов. СПб., 1999,

·                   Устав церковного звона: на русском, английском, немецком, французском и греческом языках. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005,

·                   Шашкина Т. Б. Колокольная бронза. Колокола: История и современность. М., 1985.

Интернет-ресурсы:

·       www.zvon.ru

·       www.kolokola.ru

·       www.muzey-factov.ru

·       www.petrovskijj.com

·       www.pyatkov.ru


·       Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание Введение 1

Содержание Введение 1

Введение.

Введение.

Узнать назначение, функции колоколов

Узнать назначение, функции колоколов

Колокол - церковная принадлежность и музыкальный инструмент 1

Колокол - церковная принадлежность и музыкальный инструмент 1

Праздничные колокола; ·

Праздничные колокола; ·

Классический колокол как музыкальный инструмент

Классический колокол как музыкальный инструмент

В России получили распространение куранты, а карильон не получил распространения

В России получили распространение куранты, а карильон не получил распространения

Наконец, колокола сообщали о важных государственных или местных событиях

Наконец, колокола сообщали о важных государственных или местных событиях

Искусство колокольного звона 2

Искусство колокольного звона 2

Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными", использовались, как музыкальный инструмент

Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными", использовались, как музыкальный инструмент

Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном

Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном

Производство колоколов 3.1

Производство колоколов 3.1

А создавали их наши русские мастера

А создавали их наши русские мастера

Каменский завод, давший уже до конца года 557 пудов чугуна

Каменский завод, давший уже до конца года 557 пудов чугуна

Николай Пятков. По неписаным правилам колокол должен звучать не менее 4-х секунд

Николай Пятков. По неписаным правилам колокол должен звучать не менее 4-х секунд

Стоимость колокола обычно устанавливается из расчета примерно 1000 рублей за килограмм

Стоимость колокола обычно устанавливается из расчета примерно 1000 рублей за килограмм

Василия Блаженного в Москве, на колокольнях храма

Василия Блаженного в Москве, на колокольнях храма

Нам гораздо легче, чем тем мастерам уникальным, которые отливали уникальные колокола, - говорит

Нам гораздо легче, чем тем мастерам уникальным, которые отливали уникальные колокола, - говорит

Колокольни 4 .1. Колокольни и звонницы

Колокольни 4 .1. Колокольни и звонницы

Ансамбль колоколов по технике исполнения был бы очень близок к роговому оркестру, если бы более многочисленные колокола были хорошо подобраны и гармонично настроены

Ансамбль колоколов по технике исполнения был бы очень близок к роговому оркестру, если бы более многочисленные колокола были хорошо подобраны и гармонично настроены

В годы Советской власти собор подвергся полному разорению

В годы Советской власти собор подвергся полному разорению

Исаакиевского собора Санкт Петербурга (28-ми тонн весом)

Исаакиевского собора Санкт Петербурга (28-ми тонн весом)

Свято-Троицкая церковь города

Свято-Троицкая церковь города

Колокольный звон на Урале 5

Колокольный звон на Урале 5

Исторически на Руси никогда не было централизованной школы звонарей

Исторически на Руси никогда не было централизованной школы звонарей

Вот какая обстановка в звонарном классе

Вот какая обстановка в звонарном классе

И, что самое удивительное, есть среди мастеров колокольного звона и пр едставительницы слабого пола

И, что самое удивительное, есть среди мастеров колокольного звона и пр едставительницы слабого пола

Святого Благоверного Князя Александра

Святого Благоверного Князя Александра

Заключение Работать по данной теме автору было интересно: приходилось много читать, совершить экскурсию на колокололитейное предприятие в

Заключение Работать по данной теме автору было интересно: приходилось много читать, совершить экскурсию на колокололитейное предприятие в

Список литературы ·

Список литературы ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017