Гипотеза исследования предполагает, что при соблюдении необходимых условий применение проектной деятельности повышает эффективность развития познавательной активности младших школьников.
Цель исследования: повышение уровня познавательной активности детей через организацию проектной деятельности.
Задачи исследования:1. Изучить методическую литературу на тему проекта и исследовать роль проектного метода на развитие познавательной активности учащихся;2. Использовать метод проектов в классно-урочнойи внеурочной деятельности;3. Проанализировать и обобщить полученные результаты применения метода проектов;
Объект исследования проектная деятельность Предмет исследования развитие познавательной активности у младших школьников Методы исследования:• Теоретические (изучение литературы);• Экспериментальные (диагностика);• Эмпирические (наблюдение, описание, сравнение).
Методологическая база исследования
Познавательная активность – системообразующее свойство личности, при воздействии на которое можно осуществлять формирование развитой личности.
Проектное обучение – развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста .
Виды проектов
По виду деятельности: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.
По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
По месту проведения: урочные, внеурочные;
По теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения.
По продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
Проектный этап
Первый этап – организационный момент. Дети знакомятся с конкретной деятельностью на данном уроке, распределяются на группы.
Второй этап – формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.
Третий этап – подготовительный. Разрабатывается общий план деятельности по проекту, определяются основные разделы. Могут быть составлены опорные таблицы, схемы, чертежи.
Четвертый этап – собственно проектная или исследовательская деятельность. Работа, как правило, проводится в группах. Разделы могут разрабатываться каждой группой или каждая группа проектирует свой раздел (виды проектов).
Пятый этап – практическое применение разработанного проекта (ознакомление всех с продуктом деятельности), представление выводов.
Шестой этап – выявление положительных и отрицательных сторон своей деятельности, корректировка выводов.
Седьмой этап – подведение итогов всей работы в целом, закрепление, применение знаний на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации проектной работы;
2. Использование технологии проектной деятельности способствовало повышению качества обученности по предметным областям;
3.Стали ярче проявляться познавательные интересы детей, их творческое участие в проектах, конкурсах, конференциях, где учащиеся занимают призовые места;
4.Создан продукт проекта: памятка юному исследователю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.