Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»
Оценка 4.7

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
2 кл
10.02.2017
Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»
Работа посвящена актуальной проблеме – изучению зимующих птиц посёлка Локня Псковской области и помощи птицам в зимнее время. Описаны некоторые виды птиц, особенно часто встречающиеся. Выявлено, что дети младшего школьного возраста ещё мало знают о птицах и не всегда задумываются о помощи птицам. Тема исследования родилась после занятия о зимующих птицах, проведённого в 1-б классе. Выбор темы, ее обоснование, исследование проводилось автором самостоятельно в течение 1 года. Помощь руководителя оказана при работе с литературными источниками и в оформлении работы.
работа Авдеева Алина.doc
Секция «Окружающий мир» Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»                       Выполнил: Авдеева Алина  Михайловна, ученица 2­б класса МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа» Локнянского района Псковской области Руководитель: Игнатьева Наталья Борисовна учитель начальных классов  МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа» 2 Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой» Авдеева Алина Михайловна Российская Федерация, Псковская область, п. Локня,  МОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа», 2 «Б» класс Аннотация  Работа посвящена актуальной проблеме – изучению зимующих птиц посёлка Локня Псковской   области  и  помощи  птицам в  зимнее  время.  Описаны   некоторые  виды  птиц, особенно часто встречающиеся.  Выявлено, что дети младшего  школьного возраста ещё мало знают о птицах и не всегда задумываются о помощи птицам.  Тема исследования родилась после занятия о зимующих птицах, проведённого в 1­б классе.  Выбор темы, ее обоснование, исследование проводилось автором самостоятельно в течение 1 года. Помощь руководителя оказана при работе с литературными источниками и в оформлении работы. 3 Содержание  Введение………………………………………………………………………………………4 Основная часть………………………………………………………………………………..6 1.  Видовой состав зимующих птиц нашего края…………………………………….         6 2.  Акция « Помоги птицам»                                                                                                   9 3.Творческий этап                                                                                                                   14 Заключение…………………………………………………………………………………  15 Список литературы..............…………………………………………………………………16 Приложения………………………………………………………………………………… 17 4 Введение В этой работе я рассмотрела разные виды птиц, которые встречаются в нашем посёлке Локня Псковской области. Часто   мы     не   замечаем   этих   маленьких   пернатых,   но,   познакомившись   с   ними поближе,   мы   понимаем,   что     они   делают   очень   много   полезного.   В   своей   работе   я рассмотрела особенности поведения некоторых птиц. Эти птицы живут рядом с нами,  приносят большую пользу, радость людям. На птиц невозможно взглянуть мельком и тотчас же отвести равнодушный взгляд. Встреча с ними – всегда событие. Это поистине восхитительное зрелище, когда среди ветвей деревьев мы видим таких разных   птиц. Как не спешишь по своим делам, непременно постоишь под деревом и полюбуешься. И надо не забывать, что птицам нужна наша помощь. Актуальность темы Мой родной посёлок Локня находится на юге Псковской области. Он очень  красив. Весной и летом мы любуемся зеленым нарядом белоствольных берез, заворожено, слушаем пение птиц. Они радуют нас стремительным лёгким полётом. Способность птиц летать всегда   завораживала   человека   и   манила   в   небо.   Наверное,   поэтому   птицы   являются излюбленным объектом изучения биологов и простых любителей природы. Мне тоже было интересно   узнать   о   птицах,   живущих   в   нашем   посёлке.   К   сожалению,   с   лица   Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Каждый из нас должен охранять и беречь птиц, поэтому тема моей работы является актуальной.  Основная цель моей работы  –  обследовать   видовой состав зимующих птиц на территории посёлка Локня ­ узнать, почему птицам нужно помогать зимой  ­научиться помогать птицам зимой Задачи:   ­изучить и систематизировать  информационный материал  о зимующих птицах посёлка Локня;        ­исследовать видовой состав зимующих птиц нашего посёлка;      ­   понаблюдать за повадками птиц, научиться любить и любоваться ими; ­спланировать работу по оказанию помощи птицам в зимнее время; ­сделать кормушки и подкармливать птиц; ­изучить стихи и загадки про птиц; ­оформить проект в виде мультимедийной презентации.  5 Гипотеза:  если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края,     знать особенности   обитания   разных   птиц,   уметь   различать   их   голоса,   заботиться   и охранять их, то: ­     возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица ­    станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и  друг к другу; ­     и тогда на земле будет меньше зла, а   наш мир станет красивее, прекраснее и Земли; радостнее. Методика исследования видового состава зимующих птиц Я   проводила   исследование   видового   состава   зимующих   птиц   посёлка   Локня Псковской области, пользуясь следующей методикой: 1. Определила  маршрут наблюдений: школа ­   сквер около школы ­поселковый  парк­ сквер около дома на улице Первомайская 2. Посещая   (не  реже   1  раза  в   неделю)  намеченный   маршрут,   наблюдала  (пользуясь памяткой «Как проводить исследования» из Приложения1): а) виды встречающихся птиц; б) места наиболее частых встреч с птицами того или иного вида; в) поведение встреченных птиц (как отдыхают, кормятся, перемещаются в воздухе); г) число встреченных птиц: одиночные или в стайке (указывали число птиц в стайке); д) пищу, употребляемую птицами. Наш проект состоит из 3 этапов: 1.Птицы нашего края 2.Помоги птицам 3.Творческий 6                                                     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Видовой состав зимующих птиц нашего края. Сначала   я   решила   выяснить,   каких   птиц   мы   называем  зимующими.   Сделала предположение, что это те птицы, которые остаются на зиму в нашем крае. Узнала, что зимующие птицы делятся на оседлых и кочующих. Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми. Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают   богатые кормами районы, называют кочующими. Продвигаясь по намеченному маршруту, мне встречались воробьи, вороны, синицы, сороки, снегири, голуби. Чаще всего встречались воробьи. Само название воробей возникло, видимо, из слов: вора   бей!   Так   русские   крестьяне   называли   воробьев,   которые   склевывали   в   полях созревшее зерно. Воробьи, в отличие от многих птиц, остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются они в укромном местечке, где­нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнезда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом. Воробьи, которые встречались мне, держались стайкой, примерно в 10­15 птиц. Я попробовала подойти поближе и рассмотреть птиц. Заметила, что воробьи в стайке были разные.   Большинство   из   них   (6   ­7)   были   птички   меньшего   размера,   они   отличались коричневой яркой шапочкой, отделенной белым «ошейником» от яркой пестро­коричневой спины. По этим признакам, сверяя с иллюстрацией, я узнала полевого воробья. Зимой он приносит   пользу,   склевывая   семена   сорняков.   Несколько   воробьев   были   крупнее остальных: с черным клювом, серым низом и более ярким каштаново­коричневым  верхом тела, на груди и шее у них было видно черное пятно, а щеки были сероватые без черного. Мне   пришлось   полистать   страницы   книг,   чтобы   узнать,   что   это   были   самцы   домового воробья. Две птички были меньших размеров, буровато­серые с неяркими перышками на спинке и желто бурым клювом. Я узнала, что это самки домового воробья. Воробьи несхожи и поведением. Полевой воробей более робок, да и чириканье его не такое звонкое. Домовой воробей очень любит ягоды и всходы, а полевой воробей их почти не трогает. Домовой воробей ведет практически оседлый образ жизни, полевой чаще кочует.  Из информационных источников узнала, что в России   водятся 8 видов воробьев. Всего же в небольшом семействе воробьиных насчитывают 33 ­38 вида. Значение воробьев 7 Воробьи как насекомоядные птицы уничтожают вредителей лесов садов и огородов. Наряду с вредителями птицы истребляют и полезных насекомых, однако подсчитано, что вредных насекомых они уничтожают в четыре – пять раз больше чем полезных, снижая их численность   на   45­75%.   Ученые   провели   специальные   исследования   и   установили,   что птицы, поедая вредителей сельского и лесного хозяйства, снижают убытки от них на 28%. Исследования ученых подтверждает и исторический факт, произошедший в истории Китая. Как мы знаем, основной сельскохозяйственной культурой является рис.  Китайцам   показалось,   что   воробьи   вредят   посевам   риса.   Воробьям   объявили настоящую войну: их отстреливали, ловили специальными ловушками, капканами, травили. Сотни миллионов китайцев в один день принялись колотить в кастрюли, чтобы шумом спугнуть птиц. В конце концов, не имея возможности сесть на землю, воробьи погибали. Каждый   китаец   был   обязан   сдать   определенное   количество   убитых   птичек,   которых грузовиками и вагонами вывозили на свалки и «наконец» настал такой день, когда по всему Китаю невозможно было найти не одного воробышка. Люди победили в этой неравной войне…….. И что же. В первый год урожай риса был действительно хорош. А о том, что было потом, китайцы   до   сих   пор   вспоминают   с   содроганием.   Огромные   полчища   вредителей, размножившиеся       и   безнаказанные   в   отсутствии   воробье   превращали   рисовые   поля   в бесплодные пустыни.  Погиб один урожай, второй, третий: наступил голод. Вот тогда ­ то китайцы поняли, что они натворили, уничтожив всех воробьев. Птиц стали завозить из других   стран,   специально   создавая   им   условия   для   размножения.   Так   бывает,   когда человек бездумно вмешивается, преследуя лишь  выгоду. В природе все взаимосвязано и любые изменения влекут за собой множество других, последствие которых могут быть не предсказуемы и драматичны.   На  деревьях в сквере около школы частыми гостями были синицы. Это были стайки от 14 до 16 синиц. Рассматривая синиц сделала вывод, что размером она примерно с воробья и имеет довольно яркое оперение. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто­зелёная или голубовато­серая, брюшко чаще жёлтое, а щёки и пятно на затылке белые. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Прокормиться в городе или поселке большой синице проще, она   не   связана   жестко   с   хвойными   лесами.   Добывается   любая   живая   мелочь,   что   в трещинах коры или на ветвях деревьев зимует. Семена трав и деревьев в пищу годятся, дойдет дело до ягод, и они не лишние. Станет совсем голодно, на крошках хлеба вместе с воробьями продержится. А уж если сердобольная душа кусочек сала за окном повесит или семечек насыплет, тут уж у синичек пир горой.  Большая   синица  –  самая   крупная   в   нашей   стране,   размером   она   примерно   с воробья и имеет довольно яркое оперение. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто­зелёная или голубовато­серая, брюшко чаще жёлтое, а щёки и пятно на затылочке белые. Большая синица широко распространена в смешанных и лиственных лесах. Эта птица осёдлая и кочует лишь местами. У жилья человека синичка появляется с холодами. Прилетает к кормушке каждый день. Во время моего наблюдения в поселковом парке я увидела снегирей.  Они стайками сидели на кустарниках, отыскивая корм.  Пока леса утопают в сугробах, встреча с этими красавцами не редкость на наших улицах.   К   великой   радости,   птицы   вовсе   не   пугливы,   и,   если   воздержаться   от   резких движений, они позволяют любоваться собой с близкого расстояния.  Снегири на протяжении всего наблюдения    встречались мне только в парке, рядом с деревьями. Возник вопрос: почему? 8 Оказывается,   снегирь   зимой   кормится   семенами   ольха,   ясеня,   клёна,   липы,   сирени, особенно любит рябину. Поэтому они и старались не улетать далеко от источников корма. Также я думаю, что в парке их привлекала и тишина.  Я прочитала о снегирях и узнала, что лишь пригреет весеннее солнышко, снегири отправляются подальше от людских глаз в самую глушь леса. Рассматривая птиц, я заметила, что вороны не попадались стайками. Это были пары или   группы   из   3­5   птиц.   Чаще   стали   встречаться   вороны   около   школы.   Рассматривая ворону, заметила, что она вся черная с металлическим синим и пурпуровым блеском. Зиму птицы проводят у жилья человека, где могут легче прокормиться на свалках и помойках различными отходами и отбросами. Перед тем как подняться на крылья, ворон делает несколько   прыжков.   Голос —   очень   характерное   карканье:   «крук…   крук».  Ворона— птица семейства вороновых. Весит примерно 450 г. Голова, горло, крылья и хвост чёрные, остальное   оперение   серое.   Распространена   в   Европе,   в   Малой   и   Передней   Азии,   в Туркмении и на большей части Казахстана, в дельте Нила, на островах Средиземного моря. Населяет опушки и окраины лесов, рощи, заросли речных долин, город и посёлки. Зиму вороны   проводят   вблизи   жилья   человека.   Кормятся  на   помойках   и   свалках   пищевыми остатками. Особенно большие скопления вороны образуют вместе с галками и грачами в крупных городах. Ворона — всеядная птица. Она поедает различных жуков, прямокрылых, гусениц, бабочек, личинок мух, моллюсков, дождевых червей, а также грызунов, ящериц, лягушек,   рыб,   птичьи   яйца.   Потребляет   также   семена   подсолнечника,   сорных   и дикорастущих растений. Самка откладывает от З до 6 яиц. Она же их и высиживает, но выкармливают птенцов оба родителя. Найти гнездо вороны не всегда просто: в гнезде она ведёт себя очень тихо. И птенцы в гнезде очень спокойны и смирны. Ворона – птица очень осторожная и умная. Уничтожением грызунов и насекомых­вредителей ворона приносит пользу.  При наблюдении обнаружила небольшую стайку птиц, состоящую из 2­4 сорок. Она постоянно   мне   попадалась   в   сквере   около   дома.   Сороки   были   всё   время   в   движении, перелетая   с   дерева   на   дерево.   Садились   обычно   на   верхушку   деревьев.Но   чаще   всего встречались мне сороки ­ одиночки. Одна сорока долго сидела на сугробе, вглядываясь вдаль. Встречались птицы, которые слетали с ветки дерева на дорогу, что­то выискивая в снегу. Заметил, что сороки обычно встречаются в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Узнала из книг, что она избегает густого леса.   Рассматривая сороку, я отметила, что по бокам  пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто  стрела.  Перья  на  нём  не  просто  чёрные,  а  с   красивым  зеленоватым  отливом.   Я наблюдала   за   птицей,   которая   сидела   на   изгороди   ограды,   крича   о   чем­то.   Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно по голосу с типичным звучанием «ча, ча, ча». Из источников информации узнала, что сороки обычно   не   образуют   стай   и   групп;   они   предпочитают   держаться   парами,   а   после гнездования – семьями, но только определённое время. Сорока ведёт оседлый образ жизни: ни осенью, ни зимой она не удаляется далеко от гнезда. У   сороки  –  есть   прозвище   –   белобока.   Всем   известна   её   привычка   красть   и   прятать блестящие предметы.     Характерно и своеобразно её гнездо – большое, сверху прикрытое колючей крышей. Оно построено из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи, а уж за ним – лоток из корешков, стеблей, листьев и шерсти. Диаметр гнезда от 80 до 120 см. Гнездо чаще всего находится высоко от земли в кроне дерева, а если деревьев мало – ниже, в кустах. Как правило, сороки строят несколько гнёзд, а потом выбирают одно, в котором   и   гнездятся.   Сороки   постоянно   живут   в   нашей   местности,   совершая   только 9 пищевые перелеты. В апреле или мае в нём появляется 5 – 8 яиц. Самка насиживает их сама около двух недель. Самец начинает помогать ей после появления на свет потомства – оно   очень   прожорливо.   Спустя   месяц   после   рождения   птенцы   вылетают   из   гнезда   и держатся вблизи него.       Корм   сорок   разнообразен.   Во   время   выкармливания   птенцов   сорока   пожирает мелких млекопитающих, насекомых, гусениц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки. Подсчитано, что во время выкармливания птенцов сороки тщательно   очищают   окружающую   территорию   от   вредителей   сельскохозяйственных культур   .   Поэтому   помощь   этой   болтливой   соседки   для   человека   считается   довольно ощутимой. Проводя   наблюдения   за   птицами   нашего   посёлка,   я   выяснила,   что   у   нас   зимуют воробьи, сороки, синицы, галки, снегири, дятлы. Больше всего мне встретилось воробьёв (50%), затем синиц (25%), снегирей (10%), сорок (10%), ворон (5%) .Эти птицы постоянно находятся на территории посёлка. Залетают в поисках корма в зависимости от погоды галки, дятлы. Место наибольшего скопления птиц –поселковый парк. Здесь они находят себе пищу. Объекты питания птиц: плоды рябины, семена деревьев, семена трав, пищевые отходы, личинки насекомых, отыскиваемые на деревьях и кустарниках. Во дворах домов птицы встречаются  чаще всего рядом с кормушками. Наблюдая за поведением птиц, я сделала     вывод,   что   сороки   чаще   встречались   мне   в   полёте,   воробьи,   синицы   – кормящимися. 2.                            Акция «Помоги птицам!» В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Чем же может помочь человек?                                        Н. Малиновская «Письмо на снегу»    Вышит снег красивой строчкой   Словно белая сорочка.   Папу я зову во двор. ­Погляди, какой узор.  Смотрит папа сверху вниз  ­ Тут письмо тебе, Денис.   Пишут птицы и зверюшки:  ­Сделай нам, Денис, кормушки! На   уроке   Окружающего   мира   мы   говорили   о   птицах   зимой.   Решили   вместе   с родителями сделать для птиц кормушки, чтобы нашим «меньшим братьям» было бы, где отдохнуть и поесть. ( При изготовлении кормушек пользовались образцами из приложения 3)У моего дома тоже висят кормушки, где я наблюдаю за птицами. Выясняю, какой корм больше всего любят птицы, какие птицы прилетают к кормушке. Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Из   каждых   десяти   синичек   до   весны   доживает   только   две.   Поэтому   птиц   надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы   жмутся   к   человеческому   жилью.   Поэтому   еще   с   осени   надо   собирать   семена сорняков, ягоды калины, рябины. Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать. Смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно. 10 В своей работе я пользовалась памяткой Как провести исследование «Особенности  поведения зимующих птиц, посещающих кормушку» (приложение 2) 1. Устроила 3 кормушки (одну в сквере около дома, вторую в поселковом парке, третью в  сквере около школы), на которые могли бы одновременно поместиться не менее пяти птиц. Помещала  в кормушки разнообразные корма. Я часто смотрела на кормушки, наблюдая,  что любят птицы.  2.Выяснила, что семена подсолнечника клюют все птицы. Воробьи клюют семена пшена и  тыквы, любят зерно,  снегирь ­ ягоды рябины, облепихи (см.фото), синица – пшённую кашу, сало, зерно(см.фото), ворона – зерно, мясные отходы. В парке наблюдала, как дятел  питается личинками насекомых, извлекая их из­под коры. 11 Опыт по кормлению синиц пшённой кашей и солёным салом (кормушка в сквере  около школы). 12 13 Наблюдение: снегири в природе клюют ягоды облепихи, на кормушке в поселковом  парке смесь из пшеницы и ягод рябины. 3. При наблюдении выяснила, что на кормушке одновременно чаще всего находятся  несколько птиц одного вида. Стайка воробьёв на кормушке в сквере около дома. 4. Синицы больше всего посещали кормушку с подвешенным кусочком солёного сала.  Воробьи ели весь корм. Снегири прилетали на кормушку, которая находилась в парке. Их  количество увеличилось в конце января, когда корма в парке почти не стало. 5. Днём чаще всего на кормушку прилетают воробьи, вечером и утром синицы, снегири  чаще всего в тёмное время суток. В поселковом парке синицы большими, шумными стаями  осаждают деревья рябины, питаясь ягодами. Они перелетали с дерева на дерево, суетливо  подбирая корм по дороге. Синицы кормились всегда шумно, роняя наземь массу семечек,  но тут же опускаясь на снег и подбирая корм. Они не сидели на одном месте, с шумом  махая крыльями и летая с ветки на ветку, затем ползали по низу дерева, переходя на  дорогу. Заметил, что долго птахи на одном месте не задерживаются. Постоянно 14 перелетают стайкой от одной кормушки к другой, третьей, пока не вернутся к той, с  которой начали. Так и крутится стайка по своему знакомому маршруту с утра до вечера. 6. Агрессивные контакты наблюдала в стае воробьёв, не раз видела коллективные драки.   Чаще  происходят агрессивные взаимодействия между птицами, находящимися  непосредственно вблизи от кормушки. Думаю, что птицы не могут поделить корм. 7.Из литературы узнала, что по поведению птиц можно предсказать погоду. Убедилась в этом по поведению ворон. Если они сидят на верхушке деревьев – жди мороза. Если же вороны сидят на нижних ветках дерева, нахохлившись – будет ветер. К оттепели вороны разгуливают по снегу. Наблюдая за тем, как другие кормят птиц, составила правила кормления: 1.Во   время   подкормки   птиц   не   сорите   в   лесу,   парке,   саду:   не   оставляйте   там бумажные и полиэтиленовые пакеты, газеты, жестяные банки и коробочки. 2.Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена  дикорастущих трав, подсолнечника, крошки хлеба, кусочки несолёного сала. 3.Кормите птиц регулярно. 15 3.Творческий этап: 16                                                            Заключение Наблюдая за птицами и изучив теоретический материал, пришла к выводам: 1.       В посёлке можно встретить разные виды воробьев – домовых и полевых, они отличаются окраской, размерами, поведением и местом обитания. 2.      Вороны ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы. 3.      В еде птицы предпочитают семена подсолнуха, пшеницы, овса, рябины.  4.      Синицам очень нравится солёное сало. 5.       Снегири переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы, в другое время предпочитают находиться рядом с деревьями –источником пищи.   6.      Все птицы приносят человеку пользу, поэтому мы должны отплатить им добром. В этой работе я рассмотрела разные виды птиц, которые встречаются в нашем посёлке.  В   процессе   наблюдений   и   сбора   информации   я   изучила   познавательный материал о птицах и узнала много нового и интересного. В книгах я нашла ответы на многие вопросы. В   результате   деятельности   ребят     нашего   класса   придумали   интересные конструкции   кормушек   из   пластиковых   бутылок,   упаковок   и   дерева.   Всего   нами было изготовлено 23 кормушки, из них 3 мои.  Из всего выше сказанного можно сделать вывод: узнав много нового о птицах, я стала совершенно по­другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробушка или  голубя, я ни за что не пройду  мимо. Каждый год буду вешать кормушки и подкармливать птиц сама и буду призывать к этому своих друзей и одноклассников. Ведь теперь я знаю, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить. 17                                                                                             Список литературы и ресурсов: 1.       Большая   книга   вопросов   и   ответов.   Что?   Зачем?   Почему?   /Пер.   К. Мишиной, А Зыковой. – М.: Эксмо, 2003. – 512с. 2.      Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», 1998 – 256с. 3.       Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5­10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов /В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998 – 224с. 4.        Храбрый В.М. Школьный атлас­определитель птиц: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1988. 5.      Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 397с. 6.       [Электронный ресурс]// Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005      7.Материалы сайта «Зимующие птицы Подмосковья» (www.winter­birds.narod.ru). 8.www   .  filestored    .  narod    .  ru  .  fotoved   9.www   .  nature 10.www     .  ru  ­  photographind    .  com 18                                                                                                                              Приложение 1 Как проводить исследования Наблюдение за птицами – увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее от  наблюдателя определенных знаний и навыков. От этого во многом зависит успех  исследований и объективность результатов.  Что необходимо для наблюдений. Безусловно – желание, но кроме него для  орнитологических исследований необходимы бинокль, записная книжка (полевой дневник), компас и часы. Лучше использовать 8­ или 10­кратный бинокль (при большем увеличении  сужается поле зрения, и отыскивать птицу среди деревьев и ветвей становится сложно).  Записная книжка должна быть со страницами в клеточку и в твердом переплете. Обычно  записи ведут на правой стороне разворота записной книжки, а на левой рисуют схему  передвижения, позы птиц, следы их жизнедеятельности и т.п. Компас необходим для  нанесения на схему сторон света (стрелкой показывают, где север и юг) и для ориентации  на местности. Часы должны быть с секундомером или секундной стрелкой, чтобы 19 хронометрировать поведение. С помощью часов отмечают время обнаружения птиц и  время начала и конца наблюдений. Что надеть? Какой купить бинокль? Каждый раз, начиная исследования, необходимо указать дату (число, месяц, год) и точное  географическое положение места наблюдений (область, район, ближайший населенный  пункт).  Зимняя жизнь птиц в большей степени зависит от изменений погодных условий, поэтому  наблюдения необходимо начинать с характеристики погоды. Фиксируют температуру, силу ветра (ветра нет, слабый, умеренный, сильный), облачность (сплошная, сильная, слабая,  облаков нет), осадки. Регистрируют изменения погоды в течение наблюдений, например  когда пошел и закончился идти снег. В дальнейшем данные о перемене погоды будут  сопоставляться с данными об изменениях в поведении исследуемых птиц.  Одним из самых важных условий работы в природе является максимально подробная  запись наблюдений – никогда нельзя полагаться на собственную память. В процессе  исследований необходимо разработать систему сокращений для записи тех или иных  объектов и событий, но с обязательной расшифровкой сокращений или условных знаков.  Записи в записной книжке делают только простым карандашом, т.к. паста и чернила  замерзают от холода или расплываются от воды. 20 Как быстро зарисовать птицу Приложение 2 Как провести исследование 21 «Особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушку» Задачи 1. Изучить предпочтение кормов различными видами птиц. 2. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их  видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных  условий, других факторов. 3. Существует ли в конкретных условиях иерархическая система доступа к корму на  кормушке среди птиц одного вида и разных видов? Ход работы 1. Устройте кормушку, на которую могли бы одновременно  присаживаться не менее пяти птиц. Поместите в кормушку  разнообразные корма. При наблюдении фиксируйте количество  птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и  отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм.  Отмечайте частоту ритуальных демонстраций и агрессивных  контактов между птицами, видовую принадлежность участников и  исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте  поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам. 2. Какие виды птиц какие корма предпочитают? 3. Сколько птиц может одновременно кормиться на кормушке в  случае присутствия одного, двух, трех и более видов? 4. Как изменяется общее количество посещающих кормушку птиц  в зависимости от запаса и разнообразия корма на кормушке,  времени суток, погодных условий? Кормушка­сетка 5. Существует ли между видами птиц распределение времени  посещения кормушки в течение дня? 6. Установите количество непосредственных контактов при кормлении на кормушке пяти  птиц, принадлежащих к одному, двум, трем, четырем и пяти видам (если удастся) –  сделайте замеры за 15 мин, желательно несколько раз, но при сходных погодных условиях.  Есть ли различия в количестве контактов при увеличении видового разнообразия? Какие  позы принимают птицы, реагируя друг на друга, какие звуки издают при этом? 7. Между какими видами происходят агрессивные контакты и каков их исход? Приведите  статистические данные. Как другие птицы реагируют на такие контакты? Бывают ли  «коллективные драки»? Если да, то чем они отличаются от конфликта между двумя  птицами? 22 8. Чаще или реже происходят агрессивные взаимодействия между птицами, находящимися  непосредственно вблизи от кормушки и поодаль от нее? Чем занимаются птицы, которые  не находятся вблизи кормушки? 9. Изменяется ли общее количество агрессивных контактов между птицами при резком  увеличении или уменьшении количества корма на кормушке, резком изменении погодных  условий (прежде всего температуры)? 10. Можно ли утверждать, что среди птиц, посещающих кормушку, существует  иерархическая система в доступе к корму? Если да, то какова эта система? Какие качества птиц (внешние – размер, яркость окраски; поведенческие) позволяют им занимать верхние  ступени иерархической лестницы? 11. Попробуйте нарисовать в цвете и вырезать из картона фигурку одной из птиц, часто  посещающих кормушку, в натуральную величину. Прикрепите фигурку к кормушке.  Изменилось ли поведение птиц? 23 Виды кормушек: Приложение 3 24

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»

Исследовательский проект «Почему нужно помогать птицам зимой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017