Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология
Оценка 4.8

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
технология
8 кл
02.04.2017
Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология
Среди крестьянских предметов быта прялка является основной. Это популярное в прежние века орудие труда и предмет крестьянского быта. С помощью этого устройства пряли нитки. Вспоминаем Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Прялка - устройство для того, чтобы прясть нить или пряжу из естественных или искусственных волокон. Актуальность исследования заключается в приобщении подростков нашей школы к изучению предметов быта старины и воспитанию толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге.
русская прялка.doc
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Покчинская основная общеобразовательная школа» Исследовательский проект  «Русская прялка »                                                          выполнила учащаяся 8 класса Чудинова Елена под руководством учителя технологии Петровой Ириной Николаевной село Покча 2016. Содержание Введение  Основная часть 1. Цель, задачи, гипотеза работы  2. Основные методы исследования  3. История возникновения прялки 3.1. Виды прялок , устройство прялки 3.2. Резьба на прялках 3.3. Роспись прялок 3.4. Процесс прядения 4. Обычаи, обрядовость, связанные с прядением 5. Прялка в суевериях 6.Прялка и фольклор 7. Прялки, сохранившиеся до наших дней 8. Мир прядения в русской мифологии    Заключение  Выводы по работе Список использованных информационных ресурсов  Приложения Введение Основная часть «В низенькой светёлке огонёк горит, Молодая пряха у окна сидит…» В лесной стране, каковой является Россия, дерево всегда  служило основным и главным  материалом в хозяйстве и, следовательно, в художественном прикладном творчестве.   Изба, телега, скамейки, ковши, зыбка, вальки, пряничные доски, игрушки, прялки и многое  другое  –  все это сопутствовало  народной жизни.  Среди крестьянских предметов быта прялка является основной. Это популярное в прежние века орудие труда и предмет крестьянского быта.  С помощью этого устройства пряли  нитки.  Вспоминаем  Пушкина:  «Три  девицы   под  окном  пряли  поздно  вечерком». Прялка   ­   устройство   для   того,   чтобы   прясть   нить   или   пряжу   из   естественных   или искусственных волокон.  Прялки  пришли к нам из далёкой древности. «Пряслице» ­ так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. У каждой была своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, облегчения труда.      Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество было самым  трудоемким.  Напрясть и наткать, надо было, на всю семью, да еще и подати уплатить  холстом. Вот и сидели женщины за прялками долгие зимние ночи. Самая искусная пряха,  работая от зари до зари, могла напрясть в день 460 аршин пряжи (около 300 метров). А  чтобы получить хотя бы 20 аршин ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее  20 тысяч метров пряжи. «Бабий счет времени – по пряже» (В.И. Даль).  Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.      Несмотря на всю простоту прялка была удивительным завоеванием человеческого ума. Три операции: вытягивание, кручение и наматывание нити. Со временем в этом процессе ничего не изменилось, только выполнять эти операции стали машины. Актуальность:  У наших сегодняшних вещей жизнь гораздо короче, чем у тех, что служили людям в  прежние десятилетия. Поэтому старинный шкаф, письменный стол, лампа, старые часы,  пишущая машинка могут помочь нам воссоздать историю их владельцев, особенно если с  ними связана какая­нибудь семейная история. Актуальность моего исследования также   заключается в приобщении подростков нашей школы  к изучению предметов быта старины  и воспитанию толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге. Цель: изучить историю музейного экспоната нашей школы – прялку, определить роль  прялки в жизни женщин нашего поселения. Задачи:  узнать из литературы, энциклопедий назначение прялки, её значимость в быту  людей в прошлом; понять устройство прялки и изучить процесс прядения;     побеседовать с жителями села, у кого есть  прялки; своими глазами увидеть, как прядут нити; ознакомить  жителей нашего посёлка, учащихся  школы с историей появления этого экспоната в  школьном музее во время проведения экскурсий.  Объект исследования: прялка из школьного музея Методы   исследования:  поисковый   (поиск   литературы   и информации); интервьюирование местных жителей (беседы с жителями села Покчи и запись их воспоминаний);  обработка результатов,  изучение литературы и интернет­ресурсов. Гипотеза: прялка – предмет быта жителей разных регионов и жителей  Чердынского района и села Покчи. Источники (информаторы): 1. Белина Глафира Ивановна, 1938 г.р.,  2. Чалина Таисия Михайловна, 1917 г.р. 3. Романова Надежда Ивановна 1933 г.р. 4. Колычева Галина Ивановна  1951 г.р. 5. Копытова Валентина Васильевна 1929 г.р. На   протяжении   всего   периода   существования   человечества   люди   стремились облегчить  свой  труд,  создавая   новые  орудия   труда   и  усовершенствуя   уже  имеющиеся. Главным   помощником   в   осуществлении   такого   замысла   стали   знания   и   способности   в широком смысле этого слова. Эти навыки превратились в искусство, которое передавалось из   поколения   в   поколение   и   носило   довольно   закрытый   характер.   Умельцы   старались создавать оригинальный продукт своего труда и зачастую превращали его в культурное наследие.   К   такому   предмету   быта   относится   и   прялка,   которая   сегодня   в   век компьютерных технологий ушла из жизни наших людей. 3. История возникновения прялки На   Руси   издавна   дерево   служило   основным   и   главным   материалом   в   устроении народного   вещественного   хозяйства   и,   следовательно,   в   художественном   прикладном творчестве. Оно играло роль хлеба в хозяйственно­бытовой жизни. Народное прикладное искусство   развивалось   и   процветало,   имея   дерево   своей   постоянной   и   главной материальной основой. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, времени года пострига овец и от многих других факторов. Прялка   имеет   все   основания   войти   в   круг   предметов,   подлежащих   вниманию   и изучению   исследователей   и   историков,   жителей   крупных   и   маленьких   городов   и   сел, школьников и воспитанников детских дошкольных учреждений, как предмет народного бытового искусства. В народном быту, особенно в дореформенной России, прялок было столько же, сколько и крестьянских семей. В большинстве случаев прялка была не только орудием женского повседневного труда, но и произведением народного искусства. Прялка имеет основание быть изученной и со стороны качественной типичности: она ярко и богато отразила на себе печать народной художественной культуры. Постоянная спутница женской доли она привлекала к себе внимание народных художников. Девушка за прялкой – один из характерных образов старорусской крестьянской жизни. Девический быт всегда разукрашен и декоративен, прялка, стоящая рядом с пряхой, украшала ее наравне с одеждами,   вышивками,   бусами  и   лентами.   Она   часто   являлась   подарком   мужчины, вырезалась и расписывалась с любовными мечтами и думами, как об этом свидетельствует ряд надписей, сохранившихся на прялках. Варьируются размеры прялок, формы донца, лопасти   и   ножки.   Типы   прялок   оформлялись   и   развивались   под   влиянием   местных областных   вкусов,   декоративных   стремлений   и,   отчасти,   некоторых   практических надобностей. 3.1. Виды прялок. Устройство прялок Прялка­донце                                      Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и  горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски  (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы  или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной). Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью. Гребневые  бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, Алтае, в Сибири. «На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, а веретено было березовым. Прялки­гребни были разборные и состояли из двух деталей: самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно), куда он вставлялся. Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами. Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Но вы представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала! Прялки с лопастью  – лопаской, личиной, головкой, пером (по­разному называли верхнюю часть таких прялок) были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими». Самопрялка Предполагается, что самопрялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру.  В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленным  на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо  и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому  концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки,  её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке  быстрее, чем на прялке­донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки)  и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок —  под углом. Когда к прялке добавили рогульку, в XV веке, прядение уже не надо было прерывать на  намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой  закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку.  Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом  двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов  рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу  в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью. В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка­держатель кудели вставлялась в  нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине. Около 1490 года Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом. 3.2. Резьба на прялках Резьба  контурная. Резец – чаще всего простой острый нож  – четко и смело очерчивает на доске тонкий контур  изображения, прокладывая на поверхности дерева с двух  приемов узкую двугранную канавку – порезку. Графика этой резьбы отличается четкостью и твердостью линий,  некоторой их характерной заостренностью и прямолинейной схематизацией всех изображений. Несложная орнаментация,  дополняющая жанровые изображения, представлена в виде  черточек, сетки, скобок, малых треугольников,  прямолинейные  порезки (подзоры, каймы) присоединяются  к орнаментальным, сделанным выгнутым (полукруглым)  резцом, так же как и небольшие дополнения в характере  мелкой трехгранно­выемчатой резьбы. Резьба рельефная. Фон рисунка несколько углублен,  изображения (жанровый сюжет или растительная  орнаментация) выполнены низким рельефом, носят в  большинстве случаев натуралистический характер, в них  много подробностей и мало декоративности.  Резьба выемчато­трехгранная. Этот вид резьбы – древнейший, искони народный,  наиболее распространенный, простой и связанный исключительно с геометрической  орнаментацией – является одной из первейших ступеней народного декоративного  творчества. Различная глубина и порядок трехгранных выемок придают простой доске  богатую узорчатость.  Резьба скобчатая (с инкрустацией). Техника скобчатой резьбы  одна из наиболее  интересных среди видов резьбы на прялках. Этой резьбой украшены, главным образом,  донца из­под гребней (для чесания и прядения). Техника скобчатой резьбы состоит в том,  что резчик­декоратор наносит на доску выемки в форме скобки,  так или иначе изогнутой и слегка скошенной вглубь доски. Этими  скобчатыми выемками, как смелыми мазками кисти, он крайне  схематично и лаконично изображает людей.  3. 3. Роспись прялок Значительная группа народных прялок по характеру своей  красочной декорации получила название расписных прялок.  Краски, по­видимому, употреблялись меньше, нежели резьба, но все присутствовали как средство украшения народных русских прялок. Техника красочной декорации, примененная к прялкам, и стиль изображений не всегда однородны и нуждаются в некоторой классификации. Красочную обработку народных прялок представляется возможным разделить на четыре вида. Живопись индивидуальная. Образцов ее немного – это прялки случайных авторов, быть  может, не чуждых иконописи, или просто провинциальных дилетантов­художников.  Возможно, что в некоторых человеческих фигурах и лицах есть стремление к  портретности. Часто прялочной картинке сопутствуют надписи в стихах. Так, например, на прялке  Исторического музея (№ 43727), датированной 1781 годом, над изображением всадника,  скачущего в горах, написано: «юнось моя юнось безпечальное время куда ты стремишься  куда ты летишь, скоро придет твоя старость будь поумнъя живи поскромнъя». Живопись декоративная. Этот вид живописи встречается, главным образом, на широких  донцах из­под гребней и является весьма интересным по своим художественным  достоинствам. Живопись декоративная в своей стилистической основе характеризуется  полным отказом от натурализма, преобладанием общей композиции над деталями, широкой схематизирующей линией изображений, отсутствием предварительного контура. В  декоративной живописи заметны хорошие стилистические традиции: формы красочных  пятен играют основную роль в композиции; светлые оживки хорошо подчеркивают общее  строение и направление масс и дают жизненное движение. Яичные краски довольно ярки,  многотонны и почти всегда обладают большой силой гармоничного и яркого колорита. Сюжеты не имеют большого разнообразия, вероятно, в их традиционности заключается и  технический успех. Небольшой объем изображаемого дает возможность твердого развития  художественных средств выражения. Декоративная живопись на прялках смела и  решительна в приемах исполнения, так как точно ограничена в своих эстетических  элементах, имеет устойчивость традиций. Роспись с контуром. Этот вид красочной декорации русских прялок наиболее широко  распространен. Такая роспись при сопоставлении с другими видами живописи выделяется тем, что имеет ясно видные контуры изображений (черного тона или сепии), нанесенные на  доску, по­видимому, кистью. Роспись производится яичными красками по белому  загрунтованному фону. Краски цельны и ярки, наиболее употребительные цвета – красный,  зеленый и желтый, иногда употреблялось золото и черная краска. Живопись покрывалась  олифой. Кисть мастера­художника не производит самостоятельных мазков, а заполняет  краской, раскрашивает части предварительно оконтуренной плоскости. Раскраска. Этот способ работы красками (яичными и иногда масляными) в декорации  прялок наиболее простой и, пожалуй, наименее целесообразный. Он заключается в  раскрашивании резьбы, имея, так сказать, дополнительный характер. Цельными тонами  красок (синим, красным, желтым, зеленым) резьба расцвечивается обычно довольно  сдержанно, мелочная пестрота отсутствует, под одну краску попадают довольно  значительные участки резьбы, чаще всего геометрической. В некоторых случаях эта  раскраска бывает очень груба и небрежна.  Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал  душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В  некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку  собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: «Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса»  или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня  в гости звали» (орфография сохранена). Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Исстари народ любил всё яркое, красочное, расписное. Расцвечивались яркими узорами  посуда. Украшались росписью лошадиная сбруя и дуги, хомуты и топоры, сани и грабли.  Радовали глаз  расписные детские колыбельки, мебель, даже стены и потолки. Но особое  место — прялки.          В  основном в музеях сохранились прялки 17 века, хотя пряли и 10 тысяч лет до  нашей эры.  Пожалуй, ни одно орудие крепостного труда не украшалось так многообразно,        любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда  видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцем), расписные (даже по торцам),  гребневые, теремковые, светлые и тёмные, детские и взрослые прялки, ­ пряслины, ­  пряслины всех уголков России. Конечно. такой затейливый предмет не только украшал  крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал  монотонный труд. Все росписи по дереву пришли к нам с прялок.              На прялках изображались птицы, животные, цветы, сцены из жизни — охота, Веретено тоже украшалось. Пояски раскрашивались разными яркими красками:  катание с гор и др. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные  надписи типа: «Кого люблю того дарю»,   советы и поучения: «Пряди, прялку береги, да  отца бога моли».  Или вот такие: «Пряди моя пряха, пряди нелянися», или тут же можно  было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали»       красной, жёлтой, зелёной.       природу края, труда людей и их занятий. Над прялкой трудились сразу два мастера: один  вырезал, другой украшал росписью. Ни одна из прялок не похожа на другую. Каждая  наделена индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.  Каждой области России своеобразна своя роспись прялки, характеризующая  3.4. Процесс прядения Изготовление конопляной пряжи У нас в Чердынском районе сначала выращивали коноплю. Её высевали весной, примерно в начале мая. Когда конопля отцветала, сначала убирали мужские растения без семян. Их  называли дерганец. Их выдёргивали и расстилали тонким слоем на жнивье сушить,  периодически поворачивая, чтобы стебли равномерно подсохли и с них осыпались листья.  Подсохшую коноплю обрабатывали на мялке. После дерганца убирали растения конопли с  женскими соцветиями. Стебли также выдёргивали. С них  обмолачивали семена. Для этого  натоку (ток – ровное, чисто выметенное место) стебли укладывали и колотили цепами. Обмолоченные стебли назывались «пенька». Их связывали снопами и складывали в воду.  Снопы находились в воде до той поры, пока со стеблей не начинала отходить конопелка  (верхняя часть стебля). Как только конопелка начнёт отставать, стебли пора вынимать. Вымоченные снопы  доставали из воды специальными крюками. Теперь снопам давали просохнуть. А потом их  досушивали в бане. Хорошо просохшие стебли обрабатывали. Конопля после такой  обработки делилась на волокна. Иногда коноплю тёрли и мяли ногами. Но чаще всего  коноплю мыкали на мыке, то есть расчёсывали на гребне. Теперь из этого материала можно было прясть нити. Пряли нити на прялке. Изготовленная нить была разной толщины. Они  шли для  изготовления грубых штанов, портянок, мешков, использовали как паклю при  строительстве. 4. Обрядовость, связанная с прядением Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам­духам, но и  «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие»  занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью,  веревкой и прочими атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных  и магических обрядах. 1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их  на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если  разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу». 2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу, все на милого гляжу» прослеживается та же идея –  если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся. 3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни­судьбы, судьбы­смерти) и  смотрят – утонет или поплывет. 4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели: к дверям – жди сватов, от дверей – в девках куковать. 5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).  Обычаи, связанные с прялкой          На Рождество или на все Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на  чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. Прядение является функцией некоторых  мифических персонажей, а прялка связанной с тем светом. По верованиям восточных  славян, нечистая сила (кикиморы, домовой, русалка и др.) прядёт тогда, когда прялка  оставлена на ночь или на праздник с неоконченной куделью или на благословения.  Оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей  прялочки, пусть она тут лежит”, а веретено убирали.      Сама прялка воспринималась как атрибут нечистой силы. Верили, что по старому  обычаю, девушка, когда спрядёт первый клубок, должна его сжечь, тогда она будет хорошо прясть всю жизнь. Также девушки верили, что если недопрясть кудели накануне  Рождества, то прялка придёт за ними в церковь при венчании   или придёт за ними на  праздник, будет пугать, танцевать рядом. Верили, если ночью привидится кикимора с  прялкой на лавке, то быть в той избе покойнику. Если ударить прялкой девушку, то ей  попадётся плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а, если ударить прялкой ребёнка,  то он заболеет.  Мотив прядения отражён в религии. На Крайнем Севере был обычай —  парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был жениться на ней. Обычно  жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.       В последний день Масленницы женщины катались с гор на донцах прялок. Чем дальше  они проедут. тем длиннее уродится лён. В Онежского районе Архангельской области,  когда ребёнок не спал по ночам, делали из лучины веретёнце и прялку??, клали их у  изголовья. Прялка служила оберегом для девочки. 5   Прялка в суевериях Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину   новорождённой   девочки   перерезали   на   прялке   или   веретене,   через   прялку передавали новорожденную крестной матери, клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней   жениться.   Обычно   жених   дарил   девушке   новую,   сделанную   и   украшенную   своими руками прялку. Прядение   продолжалось   весь   осенне­зимний   период,   прерываясь   лишь   на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Хорватии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить». Прядение   также   является   функцией   некоторых   мифологических   персонажей,   а прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы – орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных   славян,   нечистая   сила   (кикимора,   домовой,   русалка,   ночница   и   др.)   прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения.   Иногда,   оставляя   прялку   на   ночь,   произносили   оберег:   «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой   на   лавке,   быть   в   той   избе   покойнику,   если   ударить   прялкой   девушку,   то   ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет. Мотив   прядения   отражен   в   ряжении.   В   этом   случае   прядение   символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при   обходе   домов   «пряла»   в   углу   на принесенной с собою прялке. Прялка служила оберегом для девушки. По   представлениям   болгар,   прялка   охраняла девушек и молодиц от любви змея и самовил, от   злой   встречи,   сглаза   и   порчи.   Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку   и   по   пути,   особенно   когда   встречала много   людей,   пряла.   После   свадьбы   деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её,   дарил   ей   расписанную   прялку   в   качестве оберега.   У   русских   для   лечения   детей   от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке – прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью. 6. Прядение и фольклор Связь   прядения   и   удачного   замужества   прослеживается   во   многих   магических действиях   добрачной,   свадебной   и   семейной   обрядности.   Так,   девушки   пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, гадали о браке на «новине»   (спряденных   и   сотканных   холстах)   во   время   ее   расстилания,   молились   о даровании   умения   «прясть,   ткать   и   узоры   брать»,   то   есть   приготовить   себе   приданое. Хлестали сватов мотком ниток для удачного сватовства. Известны свадебные приговоры, в которых   выступает   символика   «недремавшей»   невесты:   «Наша   молода   не   спала,   не дремала, тонко пряла, звонко ткала, бело белила и нас подарила». Кроме того, на второй день   свадьбы   свекровь   во   время   утренних   хозяйственных   заданий   поручала   невестке спрясть нитку, а в течение специальной «прядильной недели» молодицу приучали к новой жизни в кругу женской родни мужа. Темы   прядения   и   девушки­пряхи   широко   представлены   в   песенно­игровом фольклоре молодежи. Так, весной девушки исполняли веснянки, призывая птиц, которых просили принести весну и атрибуты рукоделия: Жаворонки... принесите весну...  С пряльцем, с донцем,  С кривым веретёнцем!   В   таких   играх   как   «просо»   и   «мак», которые   сопровождались   игровыми   песнями   – «А мы просо сеяли», «На горе мак», «Посею я маку», одновременно разворачивался «растительный»   сюжет,   символизирующий половое   созревание   девушки,   и   раскрывался мотив   обучения   ее   рукоделию,   в   частности, прядению.   Так,   в   хороводной   игре   «просо» новую девушку обучали ремеслу пряхи­ткахи:   Не пряха была, Не ткаха была... «Не тужи, мати, не печалься! Уж мы станем учить – Переучивать. У нас будет ткаха, У нас будет пряха»... Вообще,   мотив   пряхи   и   прядения   присутствует   в   хороводных   игровых   песнях. Существовал   набор   хороводных   песен,   под   которые   «собирался   хоровод»,   при   этом движения хоровода изображали процесс прядения и снования. Во время исполнения песни «По   улице   шла,   клубок   ниток   нашла»   присоединение   к   хороводу   новой   девушки происходило под слова: «Клубок катится – нитка тянется», что воспроизводило прядение нити. Образы   пряхи   и   непряхи   раскрываются   в   сказках.   Одним   из   ярких   сказочных персонажей была невеста Финиста Ясна Сокола. Она находила своего жениха с помощью нити,   прядущейся   из   «серебряного   донца   –   золотого   веретенца»,   или   вышивания   по «серебряному пяличку золотой иголочкой». В фольклорных сюжетах прядение прививало навыки, которые выражали «зрелость» невесты: по изготовленной чистой и тонкой пряже, по умению определить количество вещей, что из этой пряжи можно сделать. Например, в заонежской сказке «Про Ивана­царевича» две сестры хвастаются тем, сколько вещей они могут изготовить из своей пряжи, если к ним посватается царевич: старшая – полотенце и простыню, средняя – полотенце, порты и настилальник (простыню). Но   не   все   девушки   становились   хорошими   пряхами.   Так,   в   шуточном   игровом фольклоре рисуется образ непряхи: Жила­была Дуня,  Дуня­тонкопряха.  Вали­вали, Дуня, Дуня­тонкопряха!  Пряла наша Дуня Ни толсто, ни тонко, Ни толсто, ни тонко,  Потолще каната,  Потолще каната,  Потоньше оглобли. Ей   противопоставлялась   невеста   Марья,   привораживающая жениха своей тончайшей пряжей. Показать свое мастерство пряхи девушка могла на посиделках (попрядухах,   попрядках,   супрядках),   куда   приходили   и   парни. Работали девушки в осенне­зимнее время – в период осеннего поста (Филипповского­Рождественского), отдельные работы продолжались до   Масленицы.   На   посиделках   важная   роль   отводилась   прялке, которая   определяла   индивидуальное   девичье   место   (у   пряхи, занявшей чужое место, прялку выкидывали на дорогу). В северно­ русских   и   западно­русских   областях   парни   должны   были   просить разрешения войти на посиделку под окном или в дверях избы, что называлось   «проситься   за   прялку»,   «сесть   под   прялку».   Чтобы получить   «прялочное   место»,   парень   выкупал   прялку   или   ее захватывал, если девушка выходила из избы, при этом он имел право сесть только на колени к девушке. Пересесть на скамью разрешалось в процессе игры: «в местечки», «в соседи», которые сопровождались «выкупом»   прялки,   веретена,   кудели,   пряжи.   Если   девушка отказывала в выкупе (поцелуе), то парень мог ее опозорить – из мести или хулиганства он поджигал,   путал   пряжу   или   кудель,   обвивал   себя   ею,   ломал   веретено   или   прялочный гребень, прятал предметы для прядения. Так, в Великий четверг женщины пряли нитки «наобоко» и в случае болезни перевязывали ими руки и ноги. При опахивании села от эпидемий из этих нитей делали вожжи. В этот же день пряли левой рукой на каждого члена семьи по нити и привязывали их к березе: у кого нить пропадет – тот умрет. Такая нить соответствует «нити судьбы» человека. Прядение,   особенно   в   большие   годовые   праздники,   могло   повлиять   на   здоровье людей, животных, на благополучие дома. Так, прядение заговоренной шерсти служило «для чарования скота и дома». Поэтому не разрешалось прясть и ткать по большим праздникам, так   как   в   «поворотные»,   «переходные»   моменты   мир   мог   быть   как   правильно,   так   и неправильно «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан». 7. Прялки, сохранившиеся до наших дней С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом. Они значительно убыстряли работу. Но орудие древней конструкции не было вытеснено. Причины тому различные. Самая существенная, видимо, в том, что на самопрялке нельзя выделать тонкую пряжу.   Лучшие   сорта   ниток   пряли   по­старому,   на   веретене.   Изготовление   прялок продолжалось до 1930­х годов. Веретена в деревнях точат и сейчас. В фондах отдела народного искусства хранится более 800 прялок разных районов России. Когда­то   небольшая,   но   ценная   коллекция   после   Великой   Отечественной   войны   стала быстро   пополняться   новыми   экспонатами,   приобретенными   во   время   многочисленных экспедиций. Резные и расписные прялки почти во всем своем разнообразии представлены в экспозиции музея. Самый старый предмет коллекции ­ длинное, потемневшее от времени донце прялки. Оно имеет дату, что является редкостью. Примечательна украшающая донце резьба. Узоры, сохранившие почерк руки резчика, как бы открывают нам процесс работы мастера. Он применил   различные   техники   резьбы:   контурную   и   трехгранновыемчатую,   глубокую   и плоскую.   На   узкой   части   доски   возле   выступа   для   крепления   стояка   он   сделал   ряды простых мелких порезок­зубчиков, косых врезов, будто пробовал остроту ножа. Потом вырезал два треугольника и розетку. Все мотивы расположил плотно. У выступа ­ начало развития орнамента, своеобразный его зачин. Мастер работал, импровизируя. По мере того как   плавно   расширяется   донце,   узор   становится   крупнее,   сочнее,   контрастнее   по отношению   к   плоскости   доски.   Это   дуговидные   полосы   «в   елочку»,   выполненные контурной резьбой, энергично вырезанные трехгранные фигуры, в углублениях которых сгустились   тени.   Далее   во   всю   ширь   донца   распластались   розетки:   шестилепестковый цветок   и   вихревое   «солнце».   Они   мягко   играют   светотенью   в   окружении   неглубоких выемок. Композицию мастер замкнул крупными квадратами. Закончив резьбу, он в двух местах поместил дату: «1783 году». 8. Мир прядения в русской мифологии В древнегреческой мифологии богиня неизбежности, необходимости Ананка или  Ананке, которой подчинялись все боги, и даже громовержец Зевс, представлялась пряхой,  вращающей между колен веретено – ось Вселенной. Интересно, что в наши дни идея такого галактического сверхверетена вновь стала актуальной. Так М.Г. Виноградова пришла  к  выводу о том, что: «Для описания наблюдаемого движения галактик единственно  подходящими спиралями оказываются эвольвенты окружности, развивающейся вокруг  поперечных сечений конуса вращения. Эвольвента есть линия, описываемая концом  натянутой нити, сматываемой с круглой катушки, или наматываемой на катушку»9. То есть  перед нами картина сверхгалактики, в которой образующие её галактики – веретёна (и  наша – Млечный Путь) вращаются вокруг центрального Веретена – оси Вселенной. Но  богиня Ананке – пряха тоже была не одинока. Её дочери,  богини судьбы, были пряхами, и  звали их Парками или Мойрами.  В древнегреческой мифологии классического периода известны образы трёх богинь –  Мойр, которые пряли и пели: Лахезис – о случившемся, Клото – о настоящем и Атропос –  о будущем.Макошь, или по – иному (Мокошь), – Богиня всей Судьбы (кош, кошт – судьба,  слог «ма» предположительно означает «мать»). Макошь  ­ старшая из Богинь судьбы, поэтому и самая главная. Макошь играла огромную  роль в культуре и быту славян, поскольку, являясь пряхой по легенде, Макошь была  покровительницей всех женских рукоделий на Земле. Она являлась олицетворением  женского плодородия и урожайности, отвечала за достаток в доме и хозяйственность. На  своей прялке Макошь «прядёт» судьбу всего человечества, считали славяне. Макошь – мать урожаев, в году у Макоши было целых 12 праздников. Иногда Богиня изображена с  рогами, что говорит о том, что культ Макоши – и Лунный культ. Характерный женский  рогатый головной убор был в 19 веке, когда его надевали во время народных праздников и  гуляний. Макошь отвечала за очень важную сферу жизни человека – деторождение. Ей  поклонялись все матери и хозяйки. День Макоши был каждую пятницу, в Православии  Макошь перевоплотилась в Параскеву Пятницкую – покровительницу матерей, жён и  хозяек. От поколения к поколению передавались не только сами вещи, но и умение создавать их,  так что суждена, казалось бы, этой красоте жизнь бесконечная. Но с течением времени быт  крестьянский начал круто изменяться. Стали забывать и соху, и прялку, и туесок. А  главное, не до красоты уж – время торопит, городская суетливость и здесь даёт о себе  знать. Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Прялки были разной формы, а  уж искусство росписи не знало границ. Рисунки живописцы не придумывали, а изображали  то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других –  бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен 10. Мастера – прялочники нашего поселения Работая над темой, нам хотелось найти мастеров – прялочников. Беседуя со  старожилами, мы узнали, что мастеров – прялочников в нашем посёлке, к сожалению, не  было. Можно лишь упомянуть Дорощенко Ивана Павловича, 1904 г.р.­  умер в 1997,  прожил он 93 года (изготавливал простые прялки). Что ж, можно утверждать, что изготовление прялок – забытое ремесло, как пишут в  газетах. Но мы не согласились с этим утверждением. Расспрашивая жителей, убедились,  что в некоторых домах хранятся прялки, и на них ещё работают не только бабушки, но и  молодые женщины. В магазинах в свободной продаже всевозможные вещи: варежки, носки,  платки, шапки, кофты. Мы верим, что не забудутся  ремёсла нашего  народа, и они  долго  будут жить среди нас. Прялка представляет собой уникальное явление народной культуры. Пока в  Заключение. сельской местности население занимается выращиванием овец, разведением пуховых собак, это ремесло не будет забыто. А что думают по этому поводу жительницы нашего села? Г.И. Белина: «Всю жизнь пряла и пряду до сих пор. Вяжу  сыну, внукам, соседям,  знакомым. Научила вязать свою младшую сестру, она тоже хорошо вяжет, хотя не так  быстро, как я. Варежки, носки, перчатки намного теплее и более ноские, чем купленные в  магазине. Часто знакомые просят спрясть шерсть, я им не отказываю в их просьбе». Т.М. Чалина: «Прялка есть электрическая, в свободное время пряду, как же обойтись  зимой без тёплых носков и варежек? На рынке они стоят дорого. А у меня трое внуков.  Думаю, что прясть на селе женщины будут ещё долго». Я надеюсь, что тоненькая ниточка, тянущаяся от нашей старенькой прялки, накрепко  свяжет наши поколения и никогда не оборвётся. А мы будем хранить и беречь не только  прялку, но и приятные воспоминания о своих бабушках и прабабушках.     Ручное прядение было очень медленным.  Обработанное льняное волокно ­  кудель – привязывалась к верхней части прялки –  лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой  рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько  нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть  потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной.  Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю  операцию сначала. «Любопытно, что пальцы левой руки, дергающие пряжу, как и пальцы правой руки,  занятые веретеном, приходилось все время смачивать слюной. Чтобы не пересохло во рту – а ведь за прядением нередко еще и пели, ­ пряха ставила возле себя в мисочке кислые  ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину» (из воспоминаний Глафиры Ивановны Белиной).     В нашем обыденном восприятии прялка – простое, очень старое приспособление для  получения нити и не более того. Но прялку украшали резьбой или росписью.     На прялке, представленной мною видно, что сохранился рисунок, напоминающий  обвинскую роспись, которая бытовала в Прикамье в XIX начале XX веках.   Для обвинской росписи характерен живописный орнамент. Гроздья винограда располагаются в центре  композиции, а свободное пространство заполнено пушистыми листьями. Этот рисунок  получил название кудрявой веточки, или образ  цветущего сада с «древом жизни» (в  нижней части лопасти нарисована посуда, из которой произрастает пушистая ветвь ­  «древо жизни») Многие предметы, сделанные из самых простых и дешевых материалов, народные  художники украшали яркой росписью и виртуозной резьбой. Их всегда высоко ценил  народ. Они несли в жизнь радость и красоту. Долго еще люди будут восхищаться  предметами народного творчества, и черпать из его неистощимого источника духовные  богатства, созданные гением народа. ПРИЛОЖЕНИЯ Выводы по работе: 1.В ходе исследования было установлено, что в нашем посёлке проживают мастерицы,  занимающиеся прядением; 2. Прядение было распространено в нашей местности в начале и середине XX века; 3. Простая прялка из школьного музея  изготовлена Дорощенко И.П. в 1954 году, «самопряха– переселенка» привезена в Сибирь из Белоруссии семьёй Шевцовых;  изготовлена Шевцовым А.Л. в 1904 году. Я прочитала много информации о прялках: узнала о видах прялок, как их  украшали, но  меня удивила та информация, которая рассказывала о значении прялки в быту и жизни  людей. Вещи отражают личность и образ жизни их владельца. Описание того, как с ними  обращались, важно для изучения быта людей в прошлом.   Надеюсь, что моя работа позволит сохранить те небольшие  сведения о прялках, найденных в селе Покча, так как почти все владельцы прялок – люди преклонного возраста, а молодое  поколение не используют их.                                                                     Считаю, что нам, молодому поколению, надо хранить память о прошлом своего народа,  почитать его. Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьёзно, то прошлое  должно быть частью его души. Данная работа пополнит фонд школьного музея, она будет использоваться педагогами в  урочной и внеклассной работе, а также при проведении экскурсий по музею. Литература и источники Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: 2004. Виноградова М.Г. Теоретический анализ кинематики движения галактик.//  Информационно­ реферативный бюллетень № 2 Интеллектбанка. – Томск, 1991. –  РС 110 от 09.08.1991. – с. 9­10.  3.Исаева Т.П. «Байкальский ветер». Иркутск, ЦДЮТиК,2005, выпуск № 6. 4.Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003, с.20­21.  5.Ключевский В.О. История русского быта. М., 1995, с.14.  6. Моя малая Родина. Сборник краеведческих материалов. ОМИР, Иркутск, 2006,  7.Шангина И. Русский народ (Будни и праздники). Энциклопедия. – С­Пб: 2003.      с.18­20.

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология

Исследовательский проект "Русская прялка", 8 класс, технология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017