Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)
Оценка 4.7

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
естествознание +2
Взрослым
27.05.2018
Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)
Данная работа это результат урочно-внеурочной деятельности обучающихся в рамках модуля "Проектная мастерская". В процессе работы над проектами в начальной школе ребята учатся: определять тему своего исследования, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, проводят опыты и рассказывают о полученных результатах. Данная работа позволила расширить кругозор учащимся не только в области окружающего мира , но и литературы и химии. Разработка будет полезна учителям начальных классов.бумажный вариант проекта
волшебная сила соли проект 3-б.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Зеленоградска»                Волшебная сила соли Практико­ориентированный  проект  учащихся 3­б класса Руководитель проекта: Анашкина Н.В. 2017 – 2018  учебный год Оглавление Введение…………………………………………………………….      3­4  Основная часть……………………………………………………...     5­13 Заключение………………………………………………………….     14 Список использованных источников и литературы………………   15 Приложение………………………………………………………….    16 Введение Однажды на уроке литературного чтения мы знакомились  со сказками разных народов мира и некоторые сказки нас очень удивили. В них рассказывается о том, что соль – один из самых важных и ценных ингридиентов в пище и без неё на Земле жить становится очень сложно. Мы заинтересовались и решили узнать, действительно ли соль так важна, ценна и необходима? Какими же свойствами она обладает? В чём заключается   её   волшебная   сила?   И  почему   раньше   она   ценилась дороже золота, а теперь почти ничего не стоит? Наш проект состоял из нескольких этапов: 1. Изучение различных источников литературы и сети Интернет. 2. Посещение Нивенского месторождения  калийно­ магниевых солей  (Багратионовский район); экскурсия в историко­художественный музей  и Музей Мирового океана  г. Калининграда.  3. Проведение опроса и обработка результатов. 4. Проведение опытов и экспериментов с поваренной солью. 5. Подтверждение или опровержение гипотезы проекта  Задачи проекта:  1 Изучить сведения о соли, её разновидностях свойствах и значении,    способы  использования из различных источников литературы и сети  Интернет. 2. Посетить  Нивенское  месторождения  калийно­ магниевых солей  (Багратионовский район);   историко­художественный музей и Музей  Мирового океана  г. Калининграда и встретиться с экспертами для  подтверждения или опровержения полученной нами информации. 3. Провести опрос среди гостей и жителей нашего города и узнать,   насколько широко они осведомлены о свойствах соли.  4. Провести опыты и эксперименты с поваренной солью в естественно ­  научной лаборатории нашей школы. Проверить некоторые свойства  соли практическим путем       5. Создать аромакамни из солёного теста своими руками, вырастить  кристалл поваренной соли  и изготовить  брошюры с  практическими  советами для населения. 6. Понять, почему раньше соль ценилась дороже золота, а теперь почти  ничего не стоит; Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что соль обладает целебными свойствами, но может оказывать и   вредное воздействие на здоровье  человека и окружающую среду, если использовать её в высоких  концентрациях.  Методы исследования: изучение сведений из различных источников  (сбор информации), наблюдение, опрос, опыты, метод сравнения,  практическое изготовление аромакамней и выращивание солевых  кристаллов. Объекты исследования: свойства соли. Предмет исследования: соль в различных её видах. Основная часть Обратившись к различным источникам литературы, мы узнали, что соль – это  кристаллическое вещество, не поглощающее влагу из воздуха, растворимое в  воде и плавящееся при  температуре 801° С. Химическая формула соли Na Cl. В природе поваренная соль встречается в виде минерала галита – каменной  соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и  «соль», и «море».  Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли  осуществлялась еще за 3­4 тысячи лет до нашей эры в Ливии.  Наиболее вероятно, что первое знакомство человека с солью произошло в  лагунах тёплых морей или на соляных озёрах, где на мелководье солёная вода  интенсивно испарялась под действием высокой температуры и ветра, а в  осадке накапливалась соль. По образному выражению Пифагора, «соль была  рождена благородными родителями: солнцем и морем» В древние времена соль была очень дорогим товаром. Соль подавали на стол,  как  признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что  на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие  же расходились «не солоно хлебавши». Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Её  меняли на драгоценные металлы, за соль можно было купить рабов  (Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в  Абиссинии можно было купить раба), даже часть зарплаты античным  солдатам и чиновникам выдавали этим минералом. Месторождения кристаллов тщательно охранялись. В более поздние времена из­за камня  поднимались бунты и разгорались войны! В 1648 г. из­за введения «соленого» налога на Руси началось восстание.  Бунты не прекращались несколько дней и прокатились по всей территории  страны. Это и не удивительно, ведь галит во все времена ценился очень  дорого.  В большей степени это было связано с тем, что соль получали в процессе  вываривания. А этот процесс очень медленый и трудоёмкий. На Руси поморы вываривали соль на побережье Белого моря и называли  её морянка. В 1137     году новгородский князь Святослав определил налог на    соляные варницы. Беломорской солью, называемой «морянкой», торговали по  всей Российской империи до начала XX века, пока её не вытеснила более  дешёвая поволжская соль, добытая из недр земли.. Современная   добыча   хлорида   натрия   механизирована   и   автоматизирована. Соль массово добывается выпариванием  морской воды (тогда её называют морской солью) или рассола с других ресурсов, таких как соляные источники и  соляные   озера,   а  также   разработкой   соляных   шахт   и   добычей   каменной   Сегодня,   мировые   геологические   запасы   соли   практически соли.   неисчерпаемы.  Мировое   производство   соли   в 2009 миллионов     году оценивается   в   260   Крупнейшими   мировыми   производителями тонн.     являются Китай (60,0 млн   тонн), США(46,0 млн   тонн), Германия (16,5 млн тонн), Индия (15,8 млн тонн) и Канада (14 млн тонн). Добыча каменной соли в России происходит во многих местах. Самое  большое скопление залежей минерала находится на Урале – это  месторождения Соликамское и Соль­Илецкое, в нижней части Волги, в  Пермской и Оренбургской областях, в Якутии. Самое крупное место добычи         этого минерала в нашей стране – озеро Баскунчак. Также месторождения  минерального галита есть в Крыму, Донбассе. Минеральный галит делится на несколько видов. Их отличают по свойствам и  месторождению: Каменная соль – самый распространенный вид галита. Встречается в  горных породах, располагается там крупными слоями. Самосадочная соль, ее также называют садочная. Ее можно найти в  древних солеродных бассейнах. Вулканическая соль добывается вблизи вулканов, в местах, где в  прошлом проходила лава. Солончаки или выцвет, можно найти на пустынных степях и равнинах.  Выглядит такая залежь, как корка или налет на почве. По цвету минерал галит также различается: С примесью железа имеет желтоватый или красноватый оттенок; Присутствие глины в составе камня дает серый цвет разных оттенков, в  зависимости от количества примеси; С содержанием сильвина обычно красивого синего или сиреневого  цвета; Органические добавки в слоях галита дают ему темный цвет – от бурого до черного. На следующем этапе мы посетили историко­художественный музей, музей  Мирового океана и узнали, что  на территории нашей области тоже есть  залежи соли. Калининградский солеродный бассейн занимает площадь 10 тыс.  кв. километров. Общие прогнозные ресурсы каменной соли в нем оцениваются в 15 млрд. тонн. В настоящее время разведано два месторождения каменной  соли ­ в районе г. Гусева и п. Романово (п. Геройское, Зеленоградский городской округ), а также в разработку введено Нивенское месторождение  калийно­магнивыех солей (Багратионовский район). Запасы   первого   месторождения   каменной   соли   (Гусевское месторождение) в области были утверждены в 1977 году в количестве 1.6 млрд. тонн. Необходимость   создания   подземного   хранилища   природного   газа, строительство которого осуществляется ЗАО "Газ­Ойл", привела к открытию нового   месторождения   соли   вблизи   п.   Романово.   Залежи   соли,   открытые вблизи п. Романово, по своим размерам, толщине пласта и качеству соли во много раз превосходят Гусевское месторождение. Наличие   достаточных   запасов   пресной   воды,   необходимой   для   размыва соляного пласта, а также дополнительное использование морских вод дают возможность   для  строительства   подземных  резервуаров  для  хранения  газа. Эти   факторы   доказывают   предпочтительность   района   п.   Романово   для попутной добычи соли и строительства солезавода. Он сможет производить более 400 тысяч тонн продукции в год и является уникальным, так как одним из продуктов производства будет фармакологическая соль. В   районе   п.   Нивенское   (Багратионовский   район)   на   глубине   1000   –   1300 метров залегает мощный слой каменных солей толщиной 200 – 300 метров. Эти запасы могут обеспечить добычу солей на 100 и более лет. Мы побывали на солезаводе в Нивенском и узнали что  Нивенское калийно­ магниевое   месторождение   полиминеральное.   Оно   содержит   карналлит, кизерит, каинит и другие ценные минералы, которые будут использоваться для производства удобрений. Некоторые виды добываемой соли можно будет использовать   для   авиационной   промышленности   и   в   фармацевтике. Планируемое начало производства 2021 год. Рекомендуемая суточная норма потребления соли составляет от 0,5 до 5 г. Сюда также входит и вся "скрытая" соль: та, что в хлебе, сыре, квашеной  капусте, Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. колбасе,   супе,     солёной   рыбе…  Она служит источником образования соляной кислоты в желудочном соке, входит в состав желчи и крови. Если соль полностью исключить из своего рациона,   то   ухудшится   работа   пищеварительной   системы,   кроме   того, недостаток   соли   плохо   скажется   на   работе   мышечной   системы. В   нашем   теле   содержится   около   150­300   граммов   соли,   часть   которой ежедневно   выводится   из   организма.   Для   поддержания   соляного   баланса потерю   соли   нужно   восполнять   в   зависимости   от   индивидуальных особенностей.   Например,   при   повышенном   потоотделении   (при   занятиях спортом, в жару и пр.) количество ее потребления нужно увеличивать, так же, как и при некоторых заболеваниях (диарея, жар и др.). Оказывается, несмотря на свою пользу, соль может привести большой вред здоровью   человека При   избыточном   количестве   соли   нарушается   водно­ солевой   обмен,   в   организме   начинает   задерживаться   слишком   много жидкости,   в   результате   чего   сердце   подвергается   излишней   нагрузке, перекачивая   крови   большее   количество   чем   это   нужно,   отсюда   создаётся повышенное кровяное давление, начинаются головные боли, и в последствии это   может   стать   причиной   возникновения гипертонии.   Переизбыток   соли откладывается на стенках сосудов, делая их хрупкими и ломкими, развивая, таким образом, различные сосудистые заболевания. Соль   может   быть   весьма   полезна   если   не   злоупотреблять   ей,   поэтому задумайтесь над тем сколько вы потребляете соленой пищи и сколько соли добавляете в неё, не забывайте, что всё хорошо в меру. Мы   решили   опросить   жителей   нашего   города,   знают   ли   они   какими свойствами обладает соль и где можно её использовать? Нами было опрошено 264 респондента. Результаты   нашего   опроса   показали,   что  86%  опрошенных   знают   какими свойствами обладает соль, 4% ­ не знают и 10% (а это 26 человек) – никогда не интересовались этим вопросом. Мнения  227  человек,   которые   знают   свойства   соли   при   ответе   на   второй вопрос разделились следующим образом: 62% (141 человек) – знают, что соль является усилителем вкуса.  Действительно, поваренная соль, порой также употребляются названия  пищевая, столовая, а также уточнение названия в зависимости от её  происхождения — каменная, морская, и по составу добавок — йодированная, фторированная и т. д.   является кристаллическим сыпучим продуктом с  солёным вкусом без привкуса, без запаха (за исключением йодированной  соли), в котором не допускаются посторонние примеси, не связанные с  методом добывания соли. Кроме хлорида натрия, поваренная соль содержит  небольшое количество солей кальция, магния, калия, которые придают ей  гигроскопичности и жёсткости. Чем меньше этих примесей в соли, тем выше  её качество. 14% (32 человека) – используют соль, как консервант. Хлорид натрия имеет  слабые антисептические свойства — 10­15%­ное содержание соли  предотвращает размножение гнилостных бактерий. Этот факт обусловливает  её широкое применение как консерванта. 12% (24 человека) – сказали нам, что соль является реагентом для борьбы с  обледенением при морозах. 8% (18 человек) используют калийную соль в составе удобрений на своих  садово­огородных участках. 4% (9 человек) ответили нам, что соль может применятся в медицине  (фармакологии) и косметологии. К сожалению, в  ответах наших респондентов, мы не услышали что соль нашла широкое применение в химической, кожевенной, нефтяной промышленности и металлургии. Следовательно, результаты опроса позволяют нам сделать вывод, что  население информировано по данным вопросам, но не достаточно широко и,  в целом, не придаёт соли большого значения в своей жизни, используя её в  основном как пищевой продукт, доступный в магазинах для каждого. Опытно­экспериментальная часть В естественно­научной лаборатории нашей школы мы решили проверить  некоторые свойства соли опытным путём, а также попробовать  самостоятельно создать предметы домашнего обихода из соли. Опыт 1. Сначала мы сделали очень насыщенный раствор соли. Для этого в  стаканчик налили теплую воду, добавили туда соль (примерно 2 ст. л.),  перемешали до полного (или почти полного) растворения. В неглубокую  тарелочку вылили часть приготовленного раствора и оставили в сухом  прохладном месте примерно на неделю. Когда вода испарилась, в тарелочке  образовались кристаллы соли. Они имели правильную кубическую форму. Вывод: Соль можно получить в процессе выпаривания. Это кристаллическое  вещество. Опыт 2. В школьной столовой мы попросили повара приготовить на завтрак две тарелки каши. В одной из тарелок   была добавлена соль при варке, а вдругой нет. Эту кашу мы предложили попробовать своей однокласснице. Мы заметили, что кашу, в которой не было соли она есть не стала. Вывод: соль является природным усилителем вкуса. Опыт 3. Для проведения опыта нам понадобились: 2 сырых  яйца, 2 стакана, 2  столовые ложки соли, вода. 1. Мы поставил 2 стакана: с чистой водопроводной водой и раствором соли. 2. В каждый из стаканов положили по одному сырому яйцу. 3. В стакане с солёной водой ­ яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.      Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем  сложнее в ней утонуть. Опыт 4.   Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки  поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в   морозильной   камере.   Через   два   дня   проверили.   Солёная   вода   немного замерзла, похожа на жидкую кашу. Вывод:   температура   замерзания   соляного   раствора   ниже,   чем   температура замерзания обычной воды. Опыт 4. Мы взяли два кусочка сыра и положили на блюдечки в комнате. Взяли салфетку, пропитали её солевым раствором и обернули в неё один кусочек сыра. Другой оставили на тарелке. Через несколько дней мы увидели, что второй кусок сыра заплесневел, а первый в салфетке остался свежим. Вывод:  соль   является   хорошим   консервантом   и   помогает   сохранить продукты. Также мы проверили несколько способов использования соли в домашних  условиях 1. Мы приготовили  солевой скраб для тела и волос; сделали соль  для ванны. 2. На уроках технологии сшили льяные мешочки и насыпали в них  разогретую поваренную соль.   Грелки с каменной солью  облегчают боль при радикулите, лечат гнойные заболевания  носовых пазух и отиты. 3. Приготовили солёное тесто и создали аромакамни для улучшения  и обеззораживания воздуха в помещениях, так как соль при  испарении высвобождает хлор, а он, в свою очередь,  обеззараживает воздух. 4. Самостоятельно вырастили кристаллы из соли. Для проведения просветительской работы среди населения и обучающихся нашей школы мы создали брошюры, в которых рассказали о свойствах соли и способах её использования,   и раздали их в как в школе, так и   на улицах нашего города.     Учащимся   первых   классов   нашей   школы   прочитали   сказки   про соль,подобрали   и   познакомили   малышей   с   пословицами,   поговорками   и загадками о соли,  а для учащихся 2­4­х классов показали фильм про соль и её свойства, который нам был любезно предоставлен ООО «К­Поташ Сервис». Заключение Выводы В ходе своего исследования мы узнали, что история соли насчитывает не одну тысячу   лет,   что   она   когда   –то   была   предметом   роскоши     и   из   –за   нее начинались войны. Узнали,   что   раньше   люди   не   знали,   откуда   она   берется,   как   ее   добывать, приписывали ей магические свойства – поэтому она была такой дорогой и ценилась на вес золота. Выяснили, что в современном мире соль используется не только в пищевой промышленности,   но   и   в   разных   других   областях,   имеет   широкий   спектр применения. Убедились , что современный мир не приписывает соли «волшебных» свойств, но нуждается в ней не меньше наших предков. Провели практические опыты и узнали о некоторых свойствах соли. Самостоятельно вырастили кристалл соли, создали аромакамни из солёного теста, соляной скраб для тела и солевые подушечки для прогревания. Полностью подтвердили  гипотезу своего исследования: соль, действительно обладает целебными свойствами для человека, но может  оказать и  вредное воздействие, если использовать её в высоких концентрациях. Список использованных источников и литературы 1. А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки». 2. Хочу всё знать: энциклопедия, – М.: издательство «Аст», 2003 г. 3. Я познаю мир: Детская энциклопедия, ­ М.: ООО, Издательство АСТ,  1998 г. 4. «Мир химии» , Занимательные рассказы о химии ­ СПб» М и М­  Экспресс», 1995г. (Хочу все знать)  Популярная энциклопедия «Детям обо всем на свете» том 3,  5. Харьков1995г. 6. «Энциклопедия для детей»  том 17, Химия.­М.аванта, 2003 7. «Энциклопедический словарь юного химика»  (сост.В.А.Крицман,В.В.Станцо.­М.Педагогика, 1982г.) 8.  «Вся правда о поваренной соли. Яд или полезное лекарство?» Ушаков.  Изд. АСТ, 2012г. http://seasalt.com.ua/interesno­o­soli/istoriya­soli http://historyonline.livejournal.com/278370.html      https://shkolazhizni.ru/health/articles/56931/      http://iskiny.ru/skin­care/skrabyi/solevoy­skrab­dlya­golovyi.html narodnayamedicina.com/solevojj­skrab­dlya­tela­v­domashnikh­usloviyakh/

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)

Исследовательский проект "Волшебная сила соли" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018