Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Цель проекта: -Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни.
проект Зачем нужна вода.docx
Горбовский А., Кюриева С., Сысоева К.,Жигарева В.,Баранов А.
Авторы:
МБДОУ «Детский сад №12»
Подготовительная группа детей с 5 до 7 лет Исследовательский проект «Зачем нужна вода?»
Авторы: Горбовский А., Кюриева С., Сысоева К., Жигарева В.,Баранов
А.
МБДОУ «Детский сад №12»
Подготовительная группа детей с 5 до 7 лет
II
Введение
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно
находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту
деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной,
социальноактивной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий
мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется
формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную
систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в
специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы,
выполняемые детьми самостоятельно в пространственнопредметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов
запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил
собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу
ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и
укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности). III
Исследовательский проект «Зачем нужна вода?»
Авторы: Горбовский А., Кюриева С., Сысоева К., Жигарева В.,Баранов
А.
МБДОУ «Детский сад №12»
Подготовительная группа детей с 5 до 7 лет
Аннотация
Данная работа посвящена опытноэкспериментальной деятельности детей
дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют
важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь
одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников
через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы
вокруг нас посредством опытно экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у
дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Цель проекта: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого
на земле: водаисточник жизни.
Задачи проекта:1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска;
2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы,
умозаключения; 3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные
способности в процессе обучения и в повседневной жизни; 4. Формирование у детей
конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, круговороте воды в
природе; 5. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской
деятельности дошкольников.
Методы исследования: Наблюдения; беседы с детьми о воде; чтение
художественной литературы; рассматривание иллюстраций; самостоятельное рисование ;
заучивание стихотворений; отгадывание загадок; физ.минутки, дидактические и
подвижные игры, пальчиковые игры; информационные листы для родителей.
Результаты:
У детей сформировались предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы. Они научились определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно. Появилось желание ведения конструктивной беседы в
процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Вырос
уровень любознательности, наблюдательности. Произошла активизация речи детей, словарный запас пополнился многими понятиями. Появилось желание самостоятельно
делать выводы и выдвигать гипотезы.
Исследовательский проект «Зачем нужна вода?»
Авторы: Горбовский А., Кюриева С., Сысоева К., Жигарева В.,Баранов
А.
IV
МБДОУ «Детский сад №12»
Подготовительная группа детей с 5 до 7 лет
Практическая часть
Авторы проекта: дети старшей подготовительной группы с 5 до 7 лет
Координаторы: Иванова Наталья Николаевна, Парци Наталья Ивановна
Актуальность темы:
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном
изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их
психофизиологическими особенностями А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего
дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а
стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным
формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром
системы знаний. Дети 57 лет способны сравнивать предметы по представлению,
объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать
определенные суждения.
Гипотеза: Без воды погибнет всё живое на Земле. Вода одно из самых важных для
человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.
Цель: Выяснить, как вода помогает сохранению жизни на Земле.
Задачи:
надо подумать, что или кто нам поможет узнать о воде;
провести наблюдения за присутствием воды на улице, в группе, дома;
расспросить взрослых (родителей и воспитателя) о воде;
прочитать и посмотреть книги и энциклопедии о воде;
провести эксперименты с водой;
обратится за помощью к компьютеру.
Этапы проекта:
1. Организационноподготовительный:
Подбор методической литературы,
интернетресурсов.
Разработка перспективного плана работы с
детьми.
Разработка конспектов занятий с детьми по
опытно экспериментальной деятельности.
Организация развивающей среды в группе
оформление
по
экспериментированию.
уголка V
течёт», «Зачем
1.
Формирование знаний о
Анкетирование родителей.
Разработка перспективного плана работы с
родителями.
Оформление консультативного материала
для родителей.
Занятие №1 «О чём рассказала капелька»
Задачи:
круговороте воды в природе.
Прослушивание аудиозаписи «Звуки моря,
океана»
Дидактическая игра «Кому нужна вода»
Дидактическая игра «Что ты знаешь о…»
Беседы «Почему вода
человеку вода».
Рассматривание иллюстраций, презентации
Power Point по теме “Вода в природе”.
Занятие №2 «Свойства воды»
Задачи: 1. Знакомство со свойствами воды
(жидкая, не имеет формы, прозрачная, без
запаха, без вкуса, способна растворять
некоторые вещества) и др.
Опыты эксперименты в «Лаборатории»:
Опыт №1. «Свойства воды»
Опыт № 2. «Живая вода»
Опыт №3 «Испарение»
Опыт №4 «Агрегатные состояния воды»
Опыт №5 «Может ли вода растворять и чем
пахнет?»
Опыт №6 «Круговорот воды».
Беседы:
«Что растёт в воде»,
«Вода источник жизни»,
Чтение художественной литературы:
Русская народная сказка: «По щучьему
велению»,
С. Погореловский: «Родник иссяк, ручей
ослаб…»,
«Водопровод» С. Маршак
А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Весенние воды» Ф. Тютчев
Закличка: «Дождик, дождик»
«На реке» Н. Заболоцкий
«К морю» Г. Снигирёв
«Первая рыбка» Е. Пермяк
Портфолио проекта
Фотографии опытов, занятий
Презентация проекта
2. Практический:
3. Заключительный:
Вид проекта: Исследовательский проект
Сроки реализации: декабрь 2016 года Проводим опыты с водой с профессором Воспиталкиным:
Ход проекта:
VI VII
Делаем зарисовки наблюдений: VIII
Беседа «Что растёт в воде?»
Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями,
приспособленностью к жизни именно в водной среде; Разъяснить необходимость охраны
этих растений и среды их обитания. Воспитывать интерес к окружающему.
Развивающая среда: рисунки, фотографии водоёмов и водных растений (белая кувшинка,
жёлтая кубышка). Сказки: А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г.
Х. Андерсена «Дюймовочка».
Ход:
Ребята, вы были на реке, на озере?
Видели ли вы там какие нибудь растения? Какие?
Рассмотрите на картинках растения и отберите те, которые видели вы на водоёме. Найдите
рисунок белой кувшинки. Послушайте отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»:
«В реке росло много белых кувшинок, и их широкие листья плавали по воде. Самый
большой лист был дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к нему и поставила на
него колыбельку с Дюймовочкой. Рано утром крошка проснулась и, увидев, куда она
попала, горько заплакала, кругом, куда ни посмотришь, вода да вода, а берег чуть
виднеется вдали»
Потом рыбки помогли Дюймовочке. Они, «подплыв к листу кувшинки, на котором стояла
Дюймовочка, перекусили его зелёный стебель. И вот лист с Дюймовочкой быстро поплыл
по течению».
2. Давайте рассмотрим листья и стебли этого замечательного растения. Листья толстые, в
форме сердечка, с выемкой у черешка. Почему толстые? Потому что внутри каждого
листочка есть маленькая воздушная подушка. Именно она не даёт листу утонуть, даже если
на него сядет маленькая птичка. Листья и цветы у кувшинок на длинных стебелька
верёвочках, они связывают растения с толстыми корешками, которые лежат на дне и
кормят кувшинку. Стебелёк очень нежный в реке его держит вода, а на суше он не может
стоять.
Физкультминутка «Мы кувшинки»
Давайте представим, что мы кувшинки. Это особенные цветы. Наступает утро, кувшинки
раскрывают свои лепестки, наступает вечер закрывают (дети, изображая бутон из рук над
головой, опускают их и поднимают). А теперь прилетели птички и бабочки и стали пить
вкусный сок нектар. (дети изображают птиц и насекомых).
3. А кто ещё из сказочных героев сидел на листе кувшинки (чтение отрывка из книги А.
Толстого «Золотой ключик»):
«Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии. Сел на неё, плотно
обхватил колени и сказал, стуча зубами: «Все мальчики и девочки напились молока и спят
в тёплых кроватях, один я сижу на мокром листе. Дайте поесть чего нибудь, лягушки». IX
Белые кувшинки растут там. Где вода стоит на месте или течёт не очень быстро. Кто
может садиться на на их листья? (лягушки. Птички. Стрекозы, бабочки и другие
насекомые)
4. – Ребята. Найдите рисунок цветка, похожий на лилию. Как его называют? (Кубышка
жёлтая)
Кубышки растут рядом с кувшинками. Своё название растение получило из за плодов,
похожих на маленькие коробочки кубышки. Которыми любят лакомиться бобры. Днём
плавающие головки всегда повёрнута к солнцу.
5. Работа с карточками по подгруппам:
1 подгруппа: Дать каждому ребёнку карточки с изображением растений, живущих на суше
и в воде.
Задание: Отобрать только водные растения и поместить их в «водоём» (на лист голубой
бумаги)
2 подгруппа: Дети получают листы бумаги с контурами растений, обитающих в воде и на
суше.
Задание: Раскрасить только водные растения.
6. Подведение итогов:
О каких растениях мы сегодня говорили? (о водных)
Назовите водные растения, обитающих в наших водоёмах? (кувшинки, кубышки)
Почему они не тонут в воде? (в листьях есть воздушная подушка)
Подумайте, могут ли эти растения жить без воды? (высказывания детей)
Беседа «Водаисточник жизни»
Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку.
«Она и в озере, она и в лужице.
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, шуршит».
Что это?
Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает
запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто
сейчас с вами разговаривал? (Море)
А сейчас я вам перескажу разговор мальчиков…
Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Налили целую ванну воды и
пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты и пошли па улицу.
Кранто закрыли?
Зачем? Воды и так много. Пусть себе течет, потом закроем.
Что потом делали?
Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело
было. X
Дети, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет! Воду
надо беречь: пресной, чистой воды на Земле мало)
Послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда.
Воспитатель: Дети, а кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, животным, людям.
Воспитатель: Давайте проверим, всех ли мы перечислили
А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить
животных, стирать белье, мыть полы, готовить обед и т.д.) Да, без воды все живое на земле
погибнет. Вода это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек
без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю. Как вы думаете, много ли
воды на Земле, хватит ли ее всем? (Ответы) Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом
на глобусе обозначают воду? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле
четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало?
Дети. Много, очень много.
Воспитатель: У меня в руке яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее
часть — суша, а вот эта большая часть — вода. Так много или мало воды на планете?
Дети. Много.
Воспитатель: Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто знает, какая на вкус вода в
морях и океанах? Хотите узнать? (Да.) Какая вода на вкус?
Дети. Горькая, соленая, невкусная.
Воспитатель: Можно ее пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте
эту воду? Какая она на вкус?
Дети. Вкусная, чистая, несоленая, пресная.
Воспитатель: Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней
растворена. Посмотрите: вот она какая (показывает детям морскую соль). В пищу люди
употребляют поваренную соль. Посмотрите на нес. Давайте сравним поваренную соль и
морскую соль. Что вы скажете о морской соли?
Дети. Крупная, сероватая, горькая.
Воспитатель: А поваренная?
Дети. Мелкая, белая, соленая.
Воспитатель:. Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озерах. Подойдите к
глобусу. Покажите реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на нашей
планете уместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много
или мало пресной воды?
Дети. Мало.
Воспитатель: У воды великая забота поить всех обитателей Земли. А как человек
использует воду? Давайте посмотрим на ширму «Где человек использует воду?». А теперь XI
поиграем в игру «Вырастим цветы». Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю. Ярко
припекает солнышко. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают
потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они все тянутся и тянутся
вверх. Я их еще раз поливаю водой. А ласковое и доброе солнышко согревает их своими
лучами. Вот наши цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво
кругом!
Вы уже знаете: чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный
путь. Давайте посмотрим ширму «Как вода приходит в дом». Из реки насос перекачивает
воду в огромные резервуарыотстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. Вы
знаете, что такое фильтр? (Ответы?) Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я
беру его и через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый стакан. Что вы видите
на марле?
Дети. Вся грязь осталась на марле.
Воспитатель: А какой стала вода в стакане? Верно, чистой. Марля как фильтр, который не
пропускает грязь, задерживает ее. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она
будет еще чище. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды,
и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши
квартиры.
Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде
пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде?
Дети. Бережно, разумно, экономно, похозяйски.
Воспитатель: Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое
ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, израсходуется впустую 3 литра
воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?
Дети. Включать воду тонкой струей, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы
в доме были неисправные краны.
Воспитатель: А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить
водой умей!». А вам такое задание нарисуйте рисунки на тему «Берегите воду!».
Список использованной литературы:
1.«Истоки»: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
под ред. Л. А. Парамоновой М.: ТЦ Сфера, 2015.
2. «Развивающие занятия для детей 56 лет», под редакцией Л. А. Парамоновой, М.: Олма
медиа, 2012.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей
и практических работников ДОУ» Авт. сост.: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С.
Лагода, М. Б. Зуйкова М.: Аркти, 2005.
4. «Неизведанное рядом: «Опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина. 2е
изд., испр. _ М.: ТЦ Сфера, 2013.
5. «Путешествие капельки» Н. А. Рыжова М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1998.128с.
6. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. Интернетресурсы:
1. http:// www. maam.ru
2. http:// www .edu.all.ru
XII
Экологическая сказка о круговороте воды в природе "Приключения капельки".
Авторская сказка знакомит детей с круговоротом воды в природе в доступной для них
форме.
Сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Дать представление о круговороте воды в природе.
Задачи:
1. Объяснить детям по средствам сказки такие природные явления как облака,осадки,
круговорот
природе.
2.
Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.
3. Воспитывать доброту и отзывчивость.
воды
в
Сказка "Приключения капельки".
в
капелька
оставалась
попрежнему
Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда
было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво
выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на
поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о
помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее,
но
озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша
капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела
свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же
ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее
сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела,
но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но
стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в
тяжёлые капли и падать в низ,
так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они
хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в
озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и
все повторялось вновь,
только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие круговорот
воды в природе. XIII
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Исследовательский проект "Зачем нужна вода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.