Исследовательско – творческий проект « Снег, снежок…»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 27.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Актуальность темы: гуляя с детьми на улице и рассматривая снежинки детей заинтересовал вопрос : «Из чего состоит снег? Что с ним происходит в природе?» Мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах снега. 2. Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге. 3. Задачи проекта: - создать условия для познавательного интереса - познакомить детей со свойствами снега (цвет, запах) - уточнить значение снега
Иконка файла материала Проект - Снег, снежок !.docx

Исследовательско – творческий проект

« Снег, снежок…»

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.     Вид проекта: исследовательско- творческий

2.     Актуальность темы: гуляя с детьми на улице и рассматривая снежинки детей заинтересовал вопрос : «Из чего состоит снег? Что с ним происходит в природе?» Мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах снега.

3.     Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге.

4.     Задачи проекта: - создать условия для познавательного интереса

                                                            - познакомить детей со свойствами снега (цвет, запах)

                                             - уточнить значение снега

      5.  Предполагаемый результат: - расширить и углубить знания детей о снеге, снежинках

                                                                      - закрепить и расширить представления детей о значении снега в неживой и живой природе

      6.  Продукт проектной деятельности: Выставка детских работ « Снежинки»

План реализации проекта  « Снег, снежок…»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

      1.Подборка методической литературы и художественного слова

2.Создание экспериментальной деятельности для опытов со снегом в группе

3.Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – снегом

4.Подбор подвижных и речевых игр

5.Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы

6.Подбор экспериментов со снегом

   ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Раздел программы

Тема занятия

Программные задачи

1.     Ознакомление с окружающим миром

Что мы знаем о снеге?

Уточнить знания детей о снеге, его значении для всего живого; познакомить детей со свойствами снега( цвет, запах); развивать мышление, речь; активизировать детский словарь: лёгкий, серебристый, пушистый, резная.

2.     Художественная литература

Чтение стихотворений К. Бальмонта «Снежинка», И. Сурикова «Зима», Я.Аким «Первый снег», рассказа Н.Гуревой «Снег»

Показать особенность литературных произведений, раскрыть многообразие литературного слова; уточнять и расширять представления детей о снежинках; обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений; развивать чувство интонации; воспитывать любовь к литературе, чуткость к художественному слову

 

Отгадывание загадок

Учить детей отгадывать загадки, анализируя все названные признаки предмета; понимать смысл образных выражений

3.     Изобразительная деятельность

Аппликация «Весёлые снежинки»

Закреплять умение детей вырезывать полоски шириной 0,5 см и длиной 5 см из белой бумаги и наклеивать крест- накрест; развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук

 

Рисование «Украсим варежку снежинками»

Продолжать учить детей пользоваться палитрой, кисточкой; учит изображать прямые, наклонные, волнообразные линии; закреплять знания о снежинках и их форме; развивать у детей фантазию и воображение

 

Лепка «Снежинки»

Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа  (изображение выступает над плоскостью фона); развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение; воспитывать аккуратность

4.     Знакомство с окружающим миром

Наблюдение в природе за первым снегом

Продолжать знакомить с природными явлениями; закреплять представление о снеге

 

Наблюдение за снежинками

Формировать умение видеть красоту окружающей природы; знакомить со свойствами снега

 

Наблюдение за снежинками через лупу

Развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; формировать умение видеть прекрасное в окружающем мире

Игры и упражнения  к проекту

Виды игр и упражнений

Название

Цели

Речевые упражнения

Я начну, а вы заканчивайте

Подбор качественных прилагательных и наречий

 

Поможем зиме

Подбор прилагательных и глаголов к слову «снежинка»

 

Придумай слово

Подбор однокоренных слов

Речевое упражнение для коррекции зрения

Снежинка

Расслабление и укрепление глазных мышц, снятие зрительного напряжения

Дыхательное упражнение

Снежинки

Учить правильному дыханию

Подвижные и малоподвижные игры

Найди пару

Учить быстро бегать, не мешая друг другу; совершенствовать умение составлять пары снежинок по заданию; развитие внимания, наблюдательности

 

Снежинки и ветер

Совершенствовать умение действовать по сигналу

 

Мы снежинки, мы пушинки

Имитировать движения снежинок

Пальчиковая гимнастика

« Снежок», « Снегопад»

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

1.     Итоговое занятие по теме ««Снег, снежок»

Закрепить знания детей о снежинках, об их строении; о свойствах снега

2.     Организация выставки детских работ « Такие разные снежинки»

Раскрытие творческого потенциала детей

Список используемой литературы:

1.     Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет,- Волгоград, Учитель – 2006г.

2.     Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/ авт. – сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.

3.     Уланова А.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет/ А.А. Уланова, С.О. Иордан. – СПб.: Детство – Пресс, 2008.

4.     Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство – Пресс, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

Опыты к проекту

Опыт «Таяние снега»

Цель: Знакомство со свойствами снега

Ход опыта: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Опыт « Рассматривание снежинки»

Цель: Знакомство со строением снежинки, со свойствами снега

Ход опыта: Рассмотрите снежинки на тёмных варежках или рукавах, на что похожи, найдите одинаковые по внешнему виду. Снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь, посмотрите, что с ними станет.

Вывод: Одинаковых снежинок не существует. Снег – это замерзшая вода, но его нельзя брать в рот, несмотря на то, что он выглядит белым. Снег грязный, так как, летя по воздуху, он собирает частички пыли и вредных веществ из воздуха.

Игры и упражнения к проекту

Подвижная игра « Найди пару»

Цель: Учить быстро бегать, не мешая друг другу; находить одинаковые пары снежинок

Ход игры: Воспитатель раздаёт картинки с парными снежинками по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по форме снежинки и берутся за руки.

Подвижная игра « Снежинки и ветер»

Цель: Развитие двигательных навыков

Ход игры: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит « Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» - дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

Дыхательное упражнение « Снежинки»

Цель: Учить правильному дыханию

Ход упражнения: Воспитатель даёт детям кусочки ваты и говорит: « Это у нас снежинка. Посмотрите, как она летает (кладёт ватку на ладонь, а затем сдувает её с руки). Попробуйте и вы также подуть на снежинку».

Выдох только через рот, выдох должен быть плавным, длительным; вдох спокойным, через нос.

Речевое упражнение для коррекции зрения « Снежинка»

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли ( Дети берут снежинку в руку. Вытянуть её вперёд – сфокусировать на ней свой взгляд)

Снежинки вправо полетели.

Дети вправо посмотрели ( выполняют по тексту).

Вот снежинки полетели.

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал.

Вперёд, назад, кругом и вниз

И на землю улеглись ( дети закрывают глаза).

 

Речевые упражнения

1.     « Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте:

Снежинка маленькая, а льдинка ещё…( меньше)

Облако белое, а снежинка ещё…( белее)

Одеяло пушистое, а снежинка ещё…( пушистее)

Пёрышко лёгкое, а снежинка ещё…( легче)»

2.     « Поможем зиме»

Снежинки -  какие? (блестящие, серебристые, лёгкие, резные…)

Снежинки – что делают? (падают, кружатся, сверкают, танцуют, тают, порхают…)

3.     « Придумай слово»

Снег падает. Это…( снегопад)

По снегу ходит. Что?..( снегоход)

Снег убирает машина. Какая?..(снегоуборочная)

Белый, как снег. Какой?.. ( белоснежный)

Загадки к проекту

1.     Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

На ладони сразу тают.

2.     Нахмурилось небо ( наверно, не в духе!).

Летают, летают белые мухи!

И носятся слухи, что белые мухи

Не только летают, но даже не тают.

3.     Что за звёздочки такие на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке.

4.     Из – под облачных высот

Быстрый ветер их несёт.

Мчат, друг дружку обгоняя,

Как одна большая стая.

5.     Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нас присядет – сразу растает.

Пальчиковая гимнастика « Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого )
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладони )
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе )
Очень гладкий, (гладят одной ладонью другу )
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком )
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок )
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок )
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок )
И... сломаем. (Топают )

Пальчиковая гимнастика « Снегопад»

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кисть руки )
Над деревьями кружит и над колокольней.( Руки вверх )
Каждый дом и каждый куст греют, одевают ( Показывают крышу дома )
Снеговая шубка и шапка снеговая. ( Показывают шубку и шапку )
Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,( Показывают, как падает снег)
Укрывая белый свет белым одеялом,( Поглаживают одну ладонь другой) 
Чтобы слева, впереди, позади и справа ( Показывают направления) 
Сладко спали до весны дерева и травы.( Показывают, как спят) 
Это сколько ж наметет снега за ночь-то! ( Руки у щек, покачивают головой) 
Это как же полетят с горки саночки! ( Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке)