Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.(Межпредметный урок по истории и литературе. 8 класс.)
Оценка 4.9

Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.(Межпредметный урок по истории и литературе. 8 класс.)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история +1
8 кл
17.01.2017
Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.(Межпредметный урок по истории и литературе. 8 класс.)
Материал содержит сценарий урока по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве",разработанный в технологии межпредметного урока,как урока истории и литературы. В сценарии последовательно представлены выступления учащихся.В Приложениях представлены 1)Контрольная работа по теме: «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики; 2) Методическое обоснование урока 3) Литературные источникиФайл содержит 10 страниц текста А-4,включая сценарий урока,контрольную работу,методическое обоснование и два Приложения.
Филиппова И.Д.Урок Истинный подвиг декабристов .docx

 

Автор: Филиппова Ирина Дмитриевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей №1»

г.Нефтеюганска, ХМАО- Югры,

Тюменской области

 

 

Урок истории , 8 класс.

 

Тема урока: "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

 

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

 

Технология: межпредметный урок

 

Предметная цель урока- выявление  связи  между творческой и практической деятельностью декабристов.

 

Метапредметная цель урока- формирование универсальных учебных действий учащихся:

·        познавательные- анализировать и обобщать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном;

·        регулятивные- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

·        коммуникативные- излагать своё мнение (в монологе, диалоге),аргументируя его, подтверждая  фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

·        личностные- осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах-объяснять обязательства свои и общества.

 

 

Дидактическая задача- обеспечение  закрепления, развития, запоминания знаний и способов действий.

 

Задачи урока:

-формировать навыки работы с текстовой информацией

(критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);

- формировать навыки  преобразования информации;

-формировать навыки определения проблемы и постановки задач урока;

 -развитие навыка письменной рефлексии.

 

Воспитательная задача-  формирование мировоззренческих понятий:  патриотизм, ответственность, долг, гражданственность.

 

Личностно – значимая проблема–  что значит быть патриотом и гражданином,  и в чём состоит долг человека перед Родиной?

 

Форма работы - групповая.

 

Ведущий метод- эвристическая беседа.

 

Показатели планируемого результата решения задач:

-активные действия учащихся  с объектом изучения;

- максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

 

Средства создания коммуникативной среды:

УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIXвек» 8 класс; презентация к уроку; тексты стихов В.Ф.Раевского, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского; думы, агитационные песенки декабристов; основные программные документы декабристов: из «Конституции» Н.Муравьёва, из «Русской правды» П.И.Пестеля, из «Конституции государственного совета» П.И.Пестеля.

 

Ход урока

 

На экране эпиграф:

Заплатите тому презрением холодным,

Кто хладен, может быть, к страданиям народным.

Старайтесь разгадать цель жизни человека,

Постичь дух времени и назначенье века.

                                                                      К.Ф.Рылеев. 1824г.

Ниже портреты поэтов-декабристов.

Под каждым портретом высказывание Пушкина А.С. о данном человеке.

 

Учитель: что объединяет этих людей?

(Декабристы, военные, занимались литературной деятельностью.)

 

Учитель: как вы думаете, почему декабристы, будучи людьми военными,

занимались литературной деятельностью?

(Хотели выразить свои взгляды в литературной форме).

 

Учитель: почему декабристы не могли выразить свои взгляды открыто?

(Существовала цензура, отсутствовала свобода слова).

 

Учитель: как вы думаете, почему декабристы писали стихи? Чтобы  это понять, давайте обратимся к творчеству декабристов и ответим на вопрос: какова роль поэта в жизни общества, его гражданское предназначение?

Учащиеся работают в группах с текстами стихов. Затем выступает каждая группа, озвучивает свои результаты. Идёт дискуссия. Каждое новое положение  записывается на доске. Учитель, вместе с детьми, подводит итоги, помогает формулировать выводы, которые появляются на экране и ученики записывают их в тетрадь.

( Декабристы считали, что поэт избран богом, удел его высок, и никто не может с ним сравниться. Они видели предназначение поэта в следующем:

-быть полезным;

-оправдать своё предназначение делом;

-говорить святую правду;

-разжигать доблесть в сердцах;

-быть органом священной истины;

-защищать гонимых;

-выступать против зла;

-защищать гонимых;

-выступать против зла;

-пробуждать вражду к тирании и рабству;

-подвигами предков возбуждать доблесть сограждан).

 

Учитель: какими же личными качествами должен был обладать поэт по мнению декабристов? Обратимся к источникам.

Работа в группах, предъявление результатов обсуждения в виде записей на доске.. Идёт дискуссия. Подведение итогов с учителем, их отражение на следующем слайде. Учащиеся записывают общие выводы в тетрадь.

( Характерные черты поэта:

-кипит враждой к неправде, и злу;

-не раболепствует;

-смелый, с презрением относится к смерти;

-свободолюбивый, ненавидит тиранов и рабов;

-любит Родину).

 

Вывод: все перечисленные качества присущи не только поэту, но и гражданину. Следовательно, высшей и основной задачей поэта было  гражданское служение обществу.

 

Учитель: каким темам в своём творчестве декабристы уделяли больше внимания? Работа с источниками в группах. Ответы групп. Запись результатов на ватмане. Формулировка  выводов. Запись их  в тетрадях.

( Основными темами были:

-роль поэта в обществе;

-гражданственность;

-борьба за свободу;

-роль исторических личностей;

-народные движения и восстания;

-патриотизм).

 

Учитель: какие средства использовали поэты-декабристы для выражения своих общественных и политических взглядов?

Работа в группах. Ответы. Подведение итогов с записью в тетрадях.

(Поэты-декабристы использовали следующие средства:

-главные герои – деятели русской истории X-XVIIIв.;

-литературная  форма – «думы» (исторические баллады), агитационные песни;

-использование для выражения своих идей исторической тематики (исторические декорации);

-подражание римскому поэту-сатирику.)

Учитель: объясните, почему поэты-декабристы прибегали к подобным приёмам? Воспользуйтесь своими знаниями общественно-политической ситуации в России в первой четверти XIXвека.

Ответы групп. Формулировка вывода. Запись в тетради.

(В условиях того времени открытая пропаганда своих взглядов была невозможна. Практическая деятельность грозила гибелью).

Учитель: декабристы предвидели грозящую им опасность? Если да, то почему продолжали свою деятельность? Работа в группах. Предъявление результатов обсуждения в виде записей на доске. Полемика между группами.

 Общий вывод: в стихах декабристов постоянно присутствуют мотивы предчувствий своей трагической судьбы. Но декабристы считали, что гибель за свободу народа почётна и оправдана чистой любовью к Отчизне. И эта жертва – ради свободы, счастья и покоя на Руси. В этом и есть гражданский подвиг декабристов.

Учитель: в конце урока прошу написать рефлексивные записки(что нового узнали на уроке? Изменились ли ваши взгляды на то, в чём истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве?)

Домашнее задание: сравнить содержание программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их мятежной лирики. Результаты оформить в виде таблицы.

 

 

 

  Контрольная работа по теме:  «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики.

1.Как в стихах и программных документах декабристов раскрывается проблема прав человека на достойное существование?

2.Как в лирике и программных документах декабристов определяются цели движения?

3.Как в программных документах и лирике декабристов оценивается самодержавие, и каковы его перспективы?

Критерии оценивания:

-знание источников;

-умение работать с источниками (правильное осмысление, интерпретация,

группировка);

-наличие собственных суждений, оценок, позиций, их правильная и достаточная аргументация;

 

Методическое обоснование

        Данный урок ставит своей целью формирование метапредметных знаний и умений  у обучающихся. Средством достижения поставленной цели является работа с различными группами текстовой информации: документами, литературными произведениями, текстом учебника. Анализ различных видов текстовой информации способствует формированию у  обучающихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а так же других навыков работы с информацией. Использование методических приёмов работы с текстом даёт возможность развивать у  обучающихся теоретическое, творческое, критическое мышление, регулятивные умения, навыки переработки информации, т.е. метаумения.  Межпредметный урок помогает обучающимся  осознать, ощутить историческое пространство, закреплённое в слове и в художественных образах, помогает понять закономерности историко-литературного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий.
        Использование на уроке литературных произведений декабристов, программных документов тайных обществ позволяет обучающимся понять в какие художественные формы облекались идеи движения, почувствовать дух исторической эпохи, понять логику поступков, взгляды и позиции декабристов, их оценки происходивших событий.
       Данный урок способствует решению личностно – значимой проблемы: что значит быть патриотом и гражданином, и в чём состоит долг человека перед Родиной?
Работа в группах развивает у обучающихся коммуникативные навыки.
В ходе урока используется презентация. Ведущий метод урока – эвристическая беседа, поэтому вопросы учителя представлены на слайдах.
На первой стадии урока учитель использует портреты декабристов, высказывания А.С.Пушкина, отрывок из стихотворения К.Ф.Рылеева в качестве эпиграфа для того, чтобы нарисовать яркий образ (яркое пятно), тем самым создать положительную мотивацию для изучения темы и активизировать эмоциональную сферу обучающихся .
Учитель предлагает   обучающихся ответить на вопрос: «Что объединяет этих людей?»                       Ответы   обучающихся позволяют перейти к следующей стадии урока – проблематизации, на которой ребенок узнает о собственном знании и незнании, и нарисованный образ представляется проблемой, которую надо разрешить. Отвечая на вопросы, поставленные учителем,  обучающиеся формулируют проблему урока: почему декабристы, будучи людьми военными, принадлежащими к привилегированному сословию, занимались литературной деятельностью и в основном писали стихи?
    Таким образом, мы создаем условия для формирования регулятивных метапредметных умений.
    На следующем этапе урока  обучающиеся анализируют произведения декабристов, отвечая на различные типы вопросов, сформулированные учителем (продуктивные, репродуктивные, проблемные). Так осуществляется поиск методов разрешения проблемы. Обучающиеся работают в группах. Обобщённые выводы записываются в тетради. Таким образом у обучающихся происходит преобразование незнания в знание и возникновение новых образов.
     В результате  обучающиеся приобретают знания о том какова была, по мнению декабристов, роль поэта в жизни общества, его гражданское предназначение? Они отвечают на вопросы: «Почему, несмотря на то, что декабристы предвидели

 

трагический исход своей деятельности, они от неё не отказались?» и «Вчём заключается их гражданский подвиг?».
    В качестве домашнего задания обучающиеся проводят сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их мятежной лирики. Результаты работы они оформляют в виде таблицы. Выполнение этого задания, а так же последующей контрольной работы, способствует формированию у  обучающихся  таких метаумений как анализ источника, сравнение ,выявление общего и особенного, преобразования информации.
    Способом подачи информации на уроке является информационный лист. Он состоит из текстов, стихов и программных документов декабристов, что организационно предусматривает полностью самостоятельную деятельность учащихся на уроке. Информационный лист необходим для того, чтобы определить индивидуальные возможности и способности школьника при решении личностно - и социально - значимых проблем. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                       Приложение 1.

К.Рылеев

Любовь к Отчизне

 

…Но римских, греческих героев

В любви к отечеству прямой

Средь мира русские, средь боев,

Затмили давнею порой.

Владимир, Минин и Пожарский,

Великий Петр и Задунайской

И нынешних герои лет,

Великие умом, очами,

Между великими мужами,

Каких производил сей свет.

 

 

 Дума

 «Иван Сусанин»

Сусанин ведет их… Вот утро настало,

И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,

То тускло засветит, то вновь пропадет.

Стоят не шелохнясь и дуб и береза,

Лишь снег под ногами скрипит от мороза,

Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,

И дятел дуплистую иву долбит…………...

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело!

Гражданин

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетённую свободу человека.

 …………………………………………

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

Ты на меня взирать с презрением дерзаешь

И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!

  

 Владимир Раевский

Песнь воинов перед сраженьем

Заутра грозный час отмщенья,
Заутра, други, станем в строй,
Не страшно битвы приближенье
Тому, кто дышит лишь войной!..
Сыны полуночи суровой,
Мы знаем смело смерть встречать,
Нам бури, вихрь и хлад знакомы.
Пускай с полсветом хищный тать
Нахлынул, злобой ополченный,
В пределы наши лавр стяжать;
Их сонмы буйные несчетны,
Но нам не нужно их считать.
Пусть старец вождь прострет рукою
И скажет: "Там упорный враг!"
Рассеем громы пред собою -
И исполин стоглавый - в прах!..

 

Вильгельм Кюхельбекер

Прощание

Прости, отчизна дорогая!
Простите, добрые друзья!
Уже сижу в коляске я,
Надеждой время упреждая.
Уже волшебница Мечта
Рисует мне обитель Славы,
Тевтонов древние дубравы
И их живые города!
А там встают седые горы,
Влекут и ослепляют взоры
И, хмурясь, всходят до небес!
О гроб и колыбель чудес,
О град бессмертья, муз и брани!
 
 
 
Приложение 2.

 

Агитационные песни  

 

К.РЫЛЕЕВ

Царь наш — немец русский

Носит мундир прусский 24.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Царствует он где же?

Всякий день в манеже а5.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Прижимает локти 26,

Прибирает в когти.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Царством управляет,

Носки выправляет.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Враг хоть просвещенья,

Любит он ученья.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Школы все — казармы,

Судьи все — жандармы.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

   


 

Скачано с www.znanio.ru

Автор: Филиппова Ирина Дмитриевна, учитель истории и обществознания

Автор: Филиппова Ирина Дмитриевна, учитель истории и обществознания

Воспитательная задача- формирование мировоззренческих понятий: патриотизм, ответственность, долг, гражданственность

Воспитательная задача- формирование мировоззренческих понятий: патриотизм, ответственность, долг, гражданственность

Учитель: как вы думаете, почему декабристы писали стихи?

Учитель: как вы думаете, почему декабристы писали стихи?

Учитель: какие средства использовали поэты-декабристы для выражения своих общественных и политических взглядов?

Учитель: какие средства использовали поэты-декабристы для выражения своих общественных и политических взглядов?

Контрольная работа по теме: «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики

Контрольная работа по теме: «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики

В ходе урока используется презентация

В ходе урока используется презентация

Приложение 1.

Приложение 1.

К.Рылеев Любовь к Отчизне …Но римских, греческих героев

К.Рылеев Любовь к Отчизне …Но римских, греческих героев

Неистовый тиран родной страны своей,

Неистовый тиран родной страны своей,

Приложение 2. Агитационные песни

Приложение 2. Агитационные песни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017