Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."
Оценка 4.6

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
20.01.2017
Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»;работая со словарём и учебником, определяют поэму как жанр произведения;знакомятся с такими термином как "романтическая поэма " и «романтический герой»; производят анализ произведения, пытаются ответить на вопрос: "Что послужило мотивом к побегу Мцыри из монастыря?" -
Документ Microsoft Word.docx
Урок № 2. Тема: Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость. Цели: ­ познакомить учащихся с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; ­ ­ ­ закрепить понятие «поэма»; ввести термины «романтическая поэма» и «романтический ге рой»; развивать связную речь учащихся; отрабатывать навык выразительного чтения; ­ ­ прививать интерес к творчеству Лермонтова; ­ воспитывать нравственные качества. Оборудование: записи на доске, словарь, учебник, слайды к поэме («Военно- Грузинская дорога близ Мцхета», автор - - Лермонтов. «Развалины на берегу Арагвы в Грузии», рисунок Лермонтова, 1837. Вид от храма Джавари на место, где сливаются Арагва и Кура (фотография), «Голова Мцыри» Ф.Д. Константинова). Ход урока. I.Организационный момент. Проверка домашнего задания. а) оценок за чтение наизусть). б) встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной). ///. Объявление темы урока. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Лермонтова - поэмой «Мцыри». Чтение наизусть стихотворения Лермонтова «Кавказ» (выставление Проверка письменного задания. (Ребята доказывают то, что каждая IV. Вступительное слово учителя. Но сначала я расскажу о том, в какое время создавалась эта поэма. Когда Лермонтову было 17 лет, у него родился замысел, который он наметил в одной из заметок 1831 года: «Написать записки молодого монаха 17 лет. - С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. Страстная душа томится...». Но только через 8 лет поэт создаст свое произведение, где точно опишет те места, в которых он бывал (показ иллюстраций с комментарием). Свой замысел пытался осуществить в поэме «Исповедь» (1831г), которая так и осталась неоконченной 30 - 40-е гг. XIX века - это эпоха исторического безвременья, насту- пившая после 14 декабря 1825 года. С другой стороны, это было время активного развития общественной мысли, время, когда молодежь, воспитанная на идеях декабризма, готова была по призыву Пушкина посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Лермонтов - наследник идей декабристов, утверждавших дух свободы и героизма. Именно этим духом овеяно содержание «Мцыри». События, описываемые в поэме, разворачиваются в стенах монастыря, где был воспитан мальчик - послушник. - Как вы, ребята, представляете себе жизнь в монастыре? (Уход от людей, от мира, служение богу, посты и молитвы. Главное условие жизни в монастыре - послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха в мир запрещалось. V. Знакомство с поэмой «Мцыри». (Фонохрестоматия) VI. Выявление первичного восприятия ее содержания. ­ Понравилась вам поэма? ­ Поняли вы, о чем это произведение? (Жизнь мальчика в монастыре, его побег, смерть). ­ А может кто-нибудь из вас попробует сформулировать идею поэмы? (Стремление к свободе). Прежде чем мы перейдем к анализу поэмы, давайте вспомним, что мы VII. Теория литературы. а) называем поэмой (работа со словарями, учебником). Поэма - большое многочастное стихотворное произведение, принадлежащее к отдельному автору. (Краткая литературная энциклопедия). Поэма - жанр стихотворного повествовательного произведения. (Словарь русского языка в 4-х т.). Поэма - большое многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера. (А.П. Квятковский). Поэма - большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. В поэме изображаются выдающиеся события прошлого и настоящего, прославленные герои, судьбы людей с возвышенными, сильными характерами, сложные картины жизни. (Учебник литературы 8 класса. С. 450). ­ Что общего между этими определениями? ­ Назовите поэмы, которые вам уже известны? ­ Какое из определений отражает идею поэмы «Мцыри»? (послед нее определение). Спишите это определение в тетрадь. Новая терминология. б) ­ К словосочетанию «поэма «Мцыри» необходимо добавить ещё одно определение - романтическая. Перед нами романтическая поэма. ­ Итак, что означает понятие романтизм? Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. (Краткий словарь литературоведческих терминов). Европейский романтизм возникает в переломную эпоху, связанную с Великой французской революцией. ­ А в России какие важные исторические события оказали влиянии на развитие романтизма? (Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года). ­ О романтизме как литературном направлении более подробно будем говорить в 9 классе, а сейчас вернемся к романтической поэме. Романтическая поэма имеет свои отличительные признаки. (Открывается запись на доске). Романтическая поэма (РП). 1. Нарушение последовательности в развитии сюжета; власть случая и рок судьбы, как определяющие компоненты композиции поэмы. 2. Экзотическое место действия и роль пейзажа в раскрытии образа ро- мантического героя. 3. Форма повествования: монолог - исповедь героя. 4. Исключительный, гордый герой - одиночка, наделенный страстью к свободе; прием контраста как главное средство его характеристики. Метафорический, яркий язык. 5. Запись плана в тетрадь. - поэмы и выявить их роль. VIII. Анализ поэмы «Мцыри». Наша с вами задача - найти в поэме «Мцыри» черты романтической ­ Может ли кто из вас уже сейчас назвать какие-либо романтические черты в поэме «Мцыри»? (Место действия - Кавказ, одинокий герой...). ­ Почему же местом действия поэмы Лермонтов избрал Кавказ? (Поэт любил Кавказ, природу Кавказа, но главное - этого требует романтический жанр произведения). ­ Почему Лермонтов начинает свой рассказ о делах и днях давно минувших? (Стремится создать колорит старины, вызвать ощущение прошлого). Кто главный герой поэмы? (Мцыри). - - Как называют Мцыри? (Сноска в учебнике на с. 144). ­ Что по содержанию 2-й главы вы можете сказать о судьбе главного героя? (Слабый, больной ребенок попадает в монастырь). ­ Он слаб физически, но каким духом наделен Мцыри? (Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух). ­ Подберите синонимы к этому прилагательному. (Сильный, твердый...). ­ Ответьте, используя текст поэмы, на вопрос: в чем трагедия могу чего духа? Я мало жил, и жил в плену. <...> Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать» <.. .> У героя нет Родины, отняты дом и родные, история, имя, но это его не сломило. ­ Что значило жить в понимании Мцыри? (ненавидеть и любить; узнать и преодолеть подлинную опасность, чтобы «сердце билося живей»). ­ Почему Мцыри убегает из монастыря? (Хочет испытать все эти чувства, узнать, прекрасна ли земля...). ­ Что узнал о себе Мцыри за «три блаженных дня»? (Обретает фи- зическую свободу, вспоминает родной аул, семью. Перенесенные испытания позволяют герою с гордостью сказать о себе: ...быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.) ­ Идейный центр поэмы - схватка с диким зверем - барсом. Что значила победа для Мцыри? (Значит, отстоять свою жизнь, преодолеть подлинную опасность). ­ Но ситуация бегства оборачивается для Мцыри трагедией -возвращение в монастырь, в «тюрьму». Герой с горечью говорит: На мне печать свою тюрьма Оставила... ­ Какое развернутое сравнение (глава 21) помогает понять трагедию Мцыри? (Сравнение с темничным цветком). ­ Почему монастырь называется в поэме то спасительным, то тюрьмой и пленом? Ведь для монахов это хранительные стены. (Образ жизни в монастыре дан в поэме как образ покоя, доходящего до бездумного, равнодушного прозябания). ­ А для Мцыри пребывание в монастыре превращается в затворничество, в «узничество». Вот почему он бежит из монастыря в настоящую жизнь. Смерть Мцыри тоже осознает как освобождение. Но он готов даже пожертвовать райским блаженством ради мгновенного счастья в родном краю. Докажите это текстом. Увы! - за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял... - (Перед нами сильный герой). IX. Итог урока. Какое впечатление производят на вас предсмертные часы Мцыри? ­ Мы расстаемся с умирающим Мцыри. Какие черты характера Мцыри вы поставили бы на первое место? (Сила духа, стремление к свободе...). ­ Можно ли по иллюстрациям судить о характере человека (работа по иллюстрации «Голова Мцыри»). ­ Вернемся к понятию «романтическая поэма» (план на доске). ­ Какие из перечисленных признаков мы уже смело можем отнести к поэме «Мцыри»? (Место действия, главный герой с сильными чувствами). X. Домашнее задание. 1. Подготовить выразительное чтение любого отрывка из поэмы «Мцыри». 2. Составить таблицу. Монастырь и монахи Слова автора (2 глава) 3.Выучить определение поэмы, признаки романтической поэмы. 4. Индивидуальное задание. (Подготовить рассказ о легенде, которая послужила источником для эпиграфа к поэме). Монолог Мцыри

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."

Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."
Скачать файл