Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
20.01.2017
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»;работая со словарём и учебником, определяют поэму как жанр произведения;знакомятся с такими термином как "романтическая поэма " и «романтический герой»; производят анализ произведения, пытаются ответить на вопрос: "Что послужило мотивом к побегу Мцыри из монастыря?"
-
Документ Microsoft Word.docx
Урок № 2.
Тема: Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой.
Его сила и слабость.
Цели:
познакомить учащихся с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри»;
закрепить понятие «поэма»;
ввести термины «романтическая поэма» и «романтический ге
рой»;
развивать связную речь учащихся;
отрабатывать навык выразительного чтения;
прививать интерес к творчеству Лермонтова;
воспитывать нравственные качества.
Оборудование: записи на доске, словарь, учебник, слайды к поэме («Военно-
Грузинская дорога близ Мцхета», автор - - Лермонтов. «Развалины на берегу
Арагвы в Грузии», рисунок Лермонтова, 1837. Вид от храма Джавари на место,
где сливаются Арагва и Кура (фотография), «Голова Мцыри» Ф.Д.
Константинова).
Ход урока.
I.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
а)
оценок за чтение наизусть).
б)
встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной).
///. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Лермонтова -
поэмой «Мцыри».
Чтение наизусть стихотворения Лермонтова «Кавказ» (выставление
Проверка письменного задания. (Ребята доказывают то, что каждая
IV. Вступительное слово учителя.
Но сначала я расскажу о том, в какое время создавалась эта поэма.
Когда Лермонтову было 17 лет, у него родился замысел, который он наметил в
одной из заметок 1831 года: «Написать записки молодого монаха 17 лет. - С
детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. Страстная душа
томится...». Но только через 8 лет поэт создаст свое произведение, где точно
опишет те места, в которых он бывал (показ иллюстраций с комментарием).
Свой замысел пытался осуществить в поэме «Исповедь» (1831г), которая так и
осталась неоконченной
30 - 40-е гг. XIX века - это эпоха исторического безвременья, насту-
пившая после 14 декабря 1825 года. С другой стороны, это было время
активного развития общественной мысли, время, когда молодежь, воспитанная на идеях декабризма, готова была по призыву Пушкина
посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Лермонтов - наследник идей
декабристов, утверждавших дух свободы и героизма. Именно этим духом
овеяно содержание «Мцыри». События, описываемые в поэме,
разворачиваются в стенах монастыря, где был воспитан мальчик - послушник.
- Как вы, ребята, представляете себе жизнь в монастыре? (Уход от людей, от
мира, служение богу, посты и молитвы. Главное условие жизни в монастыре -
послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным
от человеческого общества; возвращение монаха в мир запрещалось.
V. Знакомство с поэмой «Мцыри». (Фонохрестоматия)
VI. Выявление первичного восприятия ее содержания.
Понравилась вам поэма?
Поняли вы, о чем это произведение? (Жизнь мальчика в монастыре, его
побег, смерть).
А может кто-нибудь из вас попробует сформулировать идею поэмы?
(Стремление к свободе).
Прежде чем мы перейдем к анализу поэмы, давайте вспомним, что мы
VII. Теория литературы.
а)
называем поэмой (работа со словарями, учебником).
Поэма - большое многочастное стихотворное произведение, принадлежащее
к отдельному автору. (Краткая литературная энциклопедия).
Поэма - жанр стихотворного повествовательного произведения. (Словарь
русского языка в 4-х т.).
Поэма - большое многочастное стихотворное произведение лиро-эпического
характера. (А.П. Квятковский).
Поэма - большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. В
поэме изображаются выдающиеся события прошлого и настоящего,
прославленные герои, судьбы людей с возвышенными, сильными
характерами, сложные картины жизни. (Учебник литературы 8 класса. С. 450).
Что общего между этими определениями?
Назовите поэмы, которые вам уже известны?
Какое из определений отражает идею поэмы «Мцыри»? (послед
нее определение). Спишите это определение в тетрадь.
Новая терминология.
б)
К словосочетанию «поэма «Мцыри» необходимо добавить ещё одно
определение - романтическая. Перед нами романтическая поэма.
Итак, что означает понятие романтизм?
Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале XIX века и
получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве
и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в
литературе США. (Краткий словарь литературоведческих терминов). Европейский романтизм возникает в переломную эпоху, связанную с Великой
французской революцией.
А в России какие важные исторические события оказали влиянии на
развитие романтизма? (Отечественная война 1812 года и восстание
декабристов 1825 года).
О романтизме как литературном направлении более подробно будем
говорить в 9 классе, а сейчас вернемся к романтической поэме.
Романтическая поэма имеет свои отличительные признаки.
(Открывается запись на доске).
Романтическая поэма (РП).
1. Нарушение последовательности в развитии сюжета; власть случая и
рок судьбы, как определяющие компоненты композиции поэмы.
2. Экзотическое место действия и роль пейзажа в раскрытии образа ро-
мантического героя.
3. Форма повествования: монолог - исповедь героя.
4. Исключительный, гордый герой - одиночка, наделенный страстью к
свободе; прием контраста как главное средство его характеристики.
Метафорический, яркий язык.
5.
Запись плана в тетрадь.
-
поэмы и выявить их роль.
VIII. Анализ поэмы «Мцыри».
Наша с вами задача - найти в поэме «Мцыри» черты романтической
Может ли кто из вас уже сейчас назвать какие-либо романтические
черты в поэме «Мцыри»? (Место действия - Кавказ, одинокий герой...).
Почему же местом действия поэмы Лермонтов избрал Кавказ?
(Поэт любил Кавказ, природу Кавказа, но главное - этого требует
романтический жанр произведения).
Почему Лермонтов начинает свой рассказ о делах и днях давно
минувших? (Стремится создать колорит старины, вызвать ощущение
прошлого).
Кто главный герой поэмы? (Мцыри).
-
- Как называют Мцыри? (Сноска в учебнике на с. 144).
Что по содержанию 2-й главы вы можете сказать о судьбе главного
героя? (Слабый, больной ребенок попадает в монастырь).
Он слаб физически, но каким духом наделен Мцыри? (Но в нем
мучительный недуг Развил тогда могучий дух).
Подберите синонимы к этому прилагательному. (Сильный, твердый...).
Ответьте, используя текст поэмы, на вопрос: в чем трагедия могу чего
духа? Я мало жил, и жил в плену. <...>
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать» <.. .>
У героя нет Родины, отняты дом и родные, история, имя, но это его не
сломило.
Что значило жить в понимании Мцыри? (ненавидеть и любить; узнать и
преодолеть подлинную опасность, чтобы «сердце билося живей»).
Почему Мцыри убегает из монастыря? (Хочет испытать все эти чувства,
узнать, прекрасна ли земля...).
Что узнал о себе Мцыри за «три блаженных дня»? (Обретает фи-
зическую свободу, вспоминает родной аул, семью. Перенесенные
испытания позволяют герою с гордостью сказать о себе:
...быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.)
Идейный центр поэмы - схватка с диким зверем - барсом. Что значила
победа для Мцыри? (Значит, отстоять свою жизнь, преодолеть
подлинную опасность).
Но ситуация бегства оборачивается для Мцыри трагедией -возвращение
в монастырь, в «тюрьму». Герой с горечью говорит: На мне печать
свою тюрьма
Оставила...
Какое развернутое сравнение (глава 21) помогает понять трагедию
Мцыри? (Сравнение с темничным цветком).
Почему монастырь называется в поэме то спасительным, то
тюрьмой и пленом? Ведь для монахов это хранительные стены.
(Образ жизни в монастыре дан в поэме как образ покоя, доходящего до
бездумного, равнодушного прозябания).
А для Мцыри пребывание в монастыре превращается в затворничество,
в «узничество». Вот почему он бежит из монастыря в настоящую жизнь.
Смерть Мцыри тоже осознает как освобождение.
Но он готов даже пожертвовать райским блаженством ради
мгновенного счастья в родном краю. Докажите это текстом.
Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...
-
(Перед нами сильный герой).
IX. Итог урока.
Какое впечатление производят на вас предсмертные часы Мцыри? Мы расстаемся с умирающим Мцыри. Какие черты характера
Мцыри вы поставили бы на первое место? (Сила духа, стремление
к свободе...).
Можно ли по иллюстрациям судить о характере человека (работа
по иллюстрации «Голова Мцыри»).
Вернемся к понятию «романтическая поэма» (план на доске).
Какие из перечисленных признаков мы уже смело можем отнести
к поэме «Мцыри»? (Место действия, главный герой с сильными
чувствами).
X. Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение любого отрывка из поэмы «Мцыри».
2. Составить таблицу.
Монастырь и монахи
Слова автора (2 глава)
3.Выучить определение поэмы, признаки романтической поэмы.
4. Индивидуальное задание. (Подготовить рассказ о легенде, которая
послужила источником для эпиграфа к поэме).
Монолог Мцыри
Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."
Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."
Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."
Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."
Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."
Конспект урока по теме: "Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.