На данном уроке учащиеся знакомятся с историей создания  поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»;работая со словарём и учебником, определяют поэму как жанр произведения;знакомятся с такими термином как "романтическая поэма " и   «романтический герой»; производят анализ произведения, пытаются ответить на вопрос: "Что послужило мотивом к побегу Мцыри из монастыря?"
-
            
        
        
        
                    
                
                    Урок № 2.
Тема: Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой.
Его сила и слабость.
Цели:
 познакомить учащихся с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри»;
закрепить понятие «поэма»;
ввести термины «романтическая поэма» и «романтический ге
рой»;
развивать связную речь учащихся;
отрабатывать навык выразительного чтения;
 прививать интерес к творчеству Лермонтова;
воспитывать нравственные качества.
Оборудование: записи на доске, словарь, учебник, слайды  к поэме («Военно-
Грузинская дорога близ Мцхета», автор - - Лермонтов. «Развалины на берегу 
Арагвы в Грузии», рисунок Лермонтова, 1837. Вид от храма Джавари на место,
где сливаются Арагва и Кура (фотография), «Голова Мцыри» Ф.Д. 
Константинова).
                                                 Ход урока.
I.Организационный момент.  Проверка домашнего задания.
а)
оценок за чтение наизусть).
б)
встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной).
///. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Лермонтова - 
поэмой «Мцыри».
Чтение наизусть  стихотворения Лермонтова «Кавказ» (выставление 
Проверка письменного задания. (Ребята доказывают то, что каждая 
IV. Вступительное слово учителя.
Но сначала я расскажу о том, в какое время создавалась эта поэма.
Когда Лермонтову было 17 лет, у него родился замысел, который он наметил в
одной из заметок 1831 года: «Написать записки молодого монаха 17 лет. - С 
детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. Страстная душа 
томится...». Но только через 8 лет поэт создаст свое произведение, где точно 
опишет те места, в которых он бывал (показ иллюстраций с комментарием). 
Свой замысел пытался осуществить в поэме «Исповедь» (1831г), которая так и
осталась неоконченной
         30 - 40-е гг. XIX века - это эпоха исторического безвременья, насту-
пившая после 14 декабря 1825 года. С другой стороны, это было время 
активного развития общественной мысли, время, когда молодежь,воспитанная на идеях декабризма, готова была по призыву Пушкина 
посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Лермонтов - наследник идей 
декабристов, утверждавших дух свободы и героизма. Именно этим духом 
овеяно содержание «Мцыри». События, описываемые в поэме, 
разворачиваются в стенах монастыря, где был воспитан мальчик - послушник.
- Как вы, ребята, представляете себе жизнь в монастыре? (Уход от людей, от 
мира, служение богу, посты и молитвы. Главное условие жизни в монастыре - 
послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным 
от человеческого общества; возвращение монаха в мир запрещалось.
V. Знакомство с поэмой «Мцыри». (Фонохрестоматия)
VI. Выявление первичного восприятия ее содержания.
 Понравилась вам поэма?
 Поняли вы, о чем это произведение? (Жизнь мальчика в монастыре, его 
побег, смерть).
 А может кто-нибудь из вас попробует сформулировать идею поэмы? 
(Стремление к свободе). 
Прежде чем мы перейдем к анализу поэмы, давайте вспомним, что мы 
VII. Теория литературы.
а)
называем поэмой (работа со словарями, учебником).
Поэма - большое многочастное стихотворное произведение, принадлежащее 
к отдельному автору. (Краткая литературная энциклопедия).
Поэма - жанр стихотворного повествовательного произведения. (Словарь 
русского языка в 4-х т.).
Поэма - большое многочастное стихотворное произведение лиро-эпического 
характера. (А.П. Квятковский).
Поэма - большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. В 
поэме изображаются выдающиеся события прошлого и настоящего, 
прославленные герои, судьбы людей с возвышенными, сильными 
характерами, сложные картины жизни. (Учебник литературы 8 класса. С. 450).
 Что общего между этими определениями?
 Назовите поэмы, которые вам уже известны?
 Какое из определений отражает идею поэмы «Мцыри»? (послед
нее определение). Спишите это определение в тетрадь.
Новая терминология.
б)
 К словосочетанию «поэма «Мцыри» необходимо добавить ещё одно 
определение - романтическая. Перед нами романтическая поэма.
 Итак, что означает понятие романтизм?
Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале XIX века и 
получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве
и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в 
литературе США. (Краткий словарь литературоведческих терминов).Европейский романтизм возникает в переломную эпоху, связанную с Великой 
французской революцией.
 А в России какие важные исторические события оказали влиянии на 
развитие романтизма? (Отечественная война 1812 года и восстание 
декабристов 1825 года).
 О романтизме как литературном направлении более подробно будем 
говорить в 9 классе, а сейчас вернемся к романтической поэме. 
Романтическая поэма имеет свои отличительные признаки.
(Открывается запись на доске).
Романтическая поэма (РП).
1. Нарушение последовательности в развитии сюжета; власть случая и
рок судьбы, как определяющие компоненты композиции поэмы.
2. Экзотическое место действия и роль пейзажа в раскрытии образа ро-
мантического героя.
3. Форма повествования: монолог - исповедь героя.
4. Исключительный, гордый герой - одиночка, наделенный страстью к 
свободе; прием контраста как главное средство его характеристики.
Метафорический, яркий язык.
5.
Запись плана в тетрадь.
-
поэмы и выявить их роль.
VIII. Анализ поэмы «Мцыри».
Наша с вами задача - найти в поэме «Мцыри» черты романтической 
 Может ли кто из вас уже сейчас назвать какие-либо романтические 
черты в поэме «Мцыри»? (Место действия - Кавказ, одинокий герой...).
 Почему же местом действия поэмы Лермонтов избрал Кавказ?
(Поэт любил Кавказ, природу Кавказа, но главное - этого требует 
романтический жанр произведения).
 Почему Лермонтов начинает свой рассказ о делах и днях давно 
минувших? (Стремится создать колорит старины, вызвать ощущение 
прошлого).
Кто главный герой поэмы? (Мцыри).
-
      -   Как называют Мцыри? (Сноска в учебнике на с. 144).
 Что по содержанию 2-й главы вы можете сказать о судьбе главного 
героя? (Слабый, больной ребенок попадает в монастырь).
 Он слаб физически, но каким духом наделен Мцыри? (Но в нем 
мучительный недуг Развил тогда могучий дух).
 Подберите синонимы к этому прилагательному. (Сильный, твердый...).
 Ответьте, используя текст поэмы, на вопрос: в чем трагедия могу чего 
духа?Я мало жил, и жил в плену. <...>
Я никому не мог сказать 
Священных слов «отец» и «мать» <.. .>
У героя нет Родины, отняты дом и родные, история, имя, но это его не 
сломило.
 Что значило жить в понимании Мцыри? (ненавидеть и любить; узнать и 
преодолеть подлинную опасность, чтобы «сердце билося живей»).
 Почему Мцыри убегает из монастыря? (Хочет испытать все эти чувства, 
узнать, прекрасна ли земля...).
 Что узнал о себе Мцыри за «три блаженных дня»? (Обретает фи-
зическую свободу, вспоминает родной аул, семью. Перенесенные 
испытания позволяют герою с гордостью сказать о себе:
                         ...быть бы мог в краю отцов 
                         Не из последних удальцов.)
 Идейный центр поэмы - схватка с диким зверем - барсом. Что значила 
победа для Мцыри? (Значит, отстоять свою жизнь, преодолеть 
подлинную опасность).
 Но ситуация бегства оборачивается для Мцыри трагедией -возвращение
в монастырь, в «тюрьму». Герой с горечью говорит:           На мне печать 
свою тюрьма 
Оставила...
 Какое развернутое сравнение (глава 21) помогает понять трагедию 
Мцыри? (Сравнение с темничным цветком).
 Почему  монастырь  называется  в  поэме  то  спасительным,  то
тюрьмой и пленом? Ведь для монахов это хранительные стены.
(Образ жизни в монастыре дан в поэме как образ покоя, доходящего до 
бездумного, равнодушного прозябания).
 А для Мцыри пребывание в монастыре превращается в затворничество, 
в «узничество». Вот почему он бежит из монастыря в настоящую жизнь. 
Смерть Мцыри тоже осознает как освобождение.
Но он готов даже пожертвовать райским блаженством ради 
мгновенного счастья в родном краю. Докажите это текстом.
Увы! - за несколько минут
 Между крутых и темных скал, 
Где я в ребячестве играл, 
Я б рай и вечность променял...
-
(Перед нами сильный герой).
IX. Итог урока.
Какое впечатление производят на вас предсмертные часы Мцыри? Мы расстаемся с умирающим Мцыри. Какие черты характера
Мцыри вы поставили бы на первое место? (Сила духа, стремление
к свободе...).
 Можно ли по иллюстрациям судить о характере человека (работа
по иллюстрации «Голова Мцыри»).
 Вернемся к понятию «романтическая поэма» (план на доске).
 Какие из перечисленных признаков мы уже смело можем отнести
к поэме «Мцыри»? (Место действия, главный герой с сильными
        чувствами).
   X. Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение любого отрывка из поэмы «Мцыри».
2. Составить таблицу.
Монастырь и монахи 
Слова автора (2 глава) 
3.Выучить определение поэмы, признаки романтической поэмы.
 4. Индивидуальное задание. (Подготовить рассказ о легенде, которая 
послужила источником для эпиграфа к поэме).
Монолог Мцыри