Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."
Оценка 4.7

Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
20.01.2017
Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."
На данном уроке мы продолжаем разговор о романтической поэме «Мцыри», работаем над пейзажем поэмы, выясняем его роль, обращаемся к критическим статьям Белинского, Манна и, таким образом, расширим свои представления о романтической поэме. По окончании урока проводится анкетирование с целью выявления усвоения материала, полученного в результате работы над поэмой
Урок №4Документ Microsoft Word (3).docx
Урок № 4. Тема: Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы. Цели: ­ А ­ провести работу с отрывками критических статей Белинского, Манна; определить размер, которым написана поэма; развивать монологическую речь учащихся, навыки выразительно го чтения, логическое мышление; воспитывать любовь к природе. ­ ­ ­ Просмотр (с комментарием учащихся) иллюстраций к поэме Выразительное чтение отрывков, в которых встречается описание Оборудование: записи на доске, словарь, карточка, рисунки учащихся. Ход урока. I. Организационный момент. П. Проверка домашнего задания. а) «Мцыри» (выставка на доске). б) природы. ///. Объявление темы, целей урока. Мы продолжаем разговор о романтической поэме «Мцыри», работаем над пейзажем поэмы, выясняем его роль, обратимся к критическим статьям Белинского, Манна и, таким образом, расширим свои представления о романтической поэме. IV. Работа над пейзажем. - Где происходит действие романтической поэмы? (Кавказ). Что вы знаете о природе этой местности? (демонстрация иллюстраций, фотографий с изображением кавказского пейзажа - такого непривычного для нас - жителей средней полосы России). В романтической поэме изображается экзотическая для нас с вами природа, которая способствует лучшему пониманию романтического героя. Романтический герой - Мцыри - провел 3 дня и 2 ночи на воле. О трех днях мы говорили на предыдущих уроках, а се- годня обратим внимание на описание ночей. Сопоставим 2 ночи, которые описывает автор. Какие события происходят в первую, вторую ночь? (1-ая - побег -8-9 гл., 2-ая - бой с барсом - 15 - 19 гл.). Найдите строки, которые говорят о состоянии Мцыри в 1 -ую ночь и 2-ую ночь. Первая ночь Вторая ночь «Бежал я долго - где, куда? Не знаю! Ни одна звезда Не озаряла трудный путь...» « Я рвал отчаянной рукой Терновник, спутанный плющом: Всё лес был вечный лес кругом…» - Каковы картины природы после первой ночи? (10 гл. - рассвет, природа после дождя просыпается). ­ Как Мцыри воспринимает эту природу? (радостно, природа не производит гнетущего впечатления). ­ Вернемся ко второй ночи. Каково состояние Мцыри в эту ночь? (Сбился с дороги, чувствуется нетерпение, отчаяние, веет тоской, даже безысходностью). ­ Что следует после каждой из этих ночей? (После первой ночи встретит грузинку, а после второй - бой с барсом). Какую роль выполняют картины природы? (усиливают состояние - душевной точки, отчаяния Мцыри, так как он вновь вернулся к монастырю). Автор использует в данном случае прием психологического параллелизма (то есть сопоставление) - одно из художественных средств романтизма. ­ Но вернемся к началу поэмы - 6 глава. Здесь тоже используется пейзаж, (чтение главы). ­ Почему, рассказывая обобщенно о том, что он видел («Ты хочешь знать, что видел я на воле?»), Мцыри рисует картину кавказской природы в радостных красках? Почему долина, предстающая пе ред нами в конце рассказа Мцыри как выжженная пустыня (гл. 20), в 6 главе изображается иначе: ... Пышные поля, Холмы, покрытые венцом. Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой... (Несмотря на страдания, опасности, Мцыри убедился за «три блаженных дня» в том, что мир прекрасен). ­ Итак, какую же роль играют пейзажные зарисовки в поэме? (Природа для Мцыри - символ Родины. В конце поэмы он просит перенести его в сад, так как в Мцыри живет надежда на прощальный привет, который родина пришлет со своих снеговых вершин. Природа - партнер Мцыри, который помогает нам лучше постичь психологию героя, позволяет судить о его отношении к окружающему миру). ­ Докажите, что поэма «Мцыри» является романтической? (По плану, данному на первом уроке по изучению поэм) Посмотрим, что сказали критики о лучшей поэме Лермонтова (ин- V. Работа с критическими статьями. - див. задание.). а) Послушаем, что говорит современный литературный критик Ю.Манн в своей статье «Поэтика русского романтизма» о поэме «Мцыри». «.. .для Мцыри родной средой является именно естественная среда. И его решительный шаг - это прежде всего возвращение на круги своя. Он рвет не с усвоенным от младых ногтей мироощущение, но с образом жизни, навязанным ему позднее и насильно. Обычная ситуация бегства неуловимо обернулась ситуацией возвращения... Мцыри оставляет то, что ему заведомо чуждо, и устремляется к родному, к своему. Это не столько усилие над собой, сколько неодолимый зов природы... По отношению к «пламенной страсти» Мцыри, к его стремлению в родную стихию, все является насилием и тюрьмой, в том числе и добрый спасительный монастырь. Зло здесь существует в самом добре, в охране, в спасении, поскольку они грозят не свободой воли и неосуществлением же- лания. Узничество осуществляется здесь в не каких - либо резких проявлений гнета, зла и оскорбления - лишь одним подчинением заведенному порядку вещей. Мы вправе сказать... что, не имея возможности показать, как жил Мцыри в вольном краю, поэма поведала нам о том, как он не может до него дойти и как он умирает». ­ Почему Ю. Манн утверждает, что решительный шаг главного героя поэмы «Мцыри» правильнее назвать не бегством, а возвращением? В чем, с точки зрения Ю. Манна, проявилась героика характера Мцыри? Согласны ли вы с ним? б) Статья (отрывок) В.Г. Белинского. ­ А теперь посмотрим, что говорит о поэме «Мцыри» человек, который стоял у истоков русской литературной критик - В. Г. Белинский, (учебник. С. 155 - 156). Чтение статьи. ­ Почему Белинский говорил, что Мцыри — это любимый идеал Лермонтова? ­ Что Белинский говорит о размере стиха? (зачитать). (Размер - четырехстопный ямб, рифмы - мужские). ­ Ритмический строй от начала до конца (кроме «Песни рыбки») одинаково энергичен, чуть отрывист. Стих оказывается упругим из-за редких пропусков ударений в стихотворных строчках и из-за мужских рифм. ­ А И.С. Тургенев о ритмическом строе поэмы сказал следующее: «Небольшая поэма «Послушник» (Мцыри) написана восьмисложным стихом, с одними только мужскими, но парными рифмами. Эта форма, самым своим однообразием, придает поэме чрезвычайную силу. Ее ритм сравнивали с работаю заключенного, который неустанно стучит двойным стуком своей темницы». ­ Попробуем воспроизвести этот ритм на слух, отбивая ударные и безударные слоги. Анкетирование. 1. Понравилась ли вам поэма Лермонтова «Мцыри»? 2. Какое отношение у вас сложилось к главному герою поэмы? 3. Что вы цените в поэме больше всего? 4. Изменилось ли у вас отношение к Лермонтову как человеку и по- эту? VI. Итог урока. ­ Какую роль играет пейзаж в поэме? ­ Какое из высказываний критиков вам ближе? VII. Домашнее задание. 1 . Выучить наизусть отрывок из поэмы «Мцыри». 2. Ответить письменно на вопрос: «Как вы думаете, что личного внес М.Ю. Лермонтов в свою поэму?» 2. Составить кроссворд по поэме «Мцыри» ( по желанию).

Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."

Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."

Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."

Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."

Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."

Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."

Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."

Конспект урока на тему:" Роль пейзажа в поэме. Дальнейшее развитие представлений о жанре поэмы."
Скачать файл