Конспект урока по литературе в 8 классе
Оценка 5

Конспект урока по литературе в 8 классе

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
10.02.2017
Конспект урока по литературе в 8 классе
Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений» Эпиграф: «Нам пора отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно». (Н.С. Лесков)Разработка урока
Нравственные проблемы рассказа НС Лескова Старый гений - Харчева Татьяна Александровна.docx
Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений» Эпиграф: «Нам пора отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что­нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно». (Н.С. Лесков)  Ход урока – Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к  сегодняшнему уроку стали слова Н.С. Лескова.  Вспомним, что мы уже знаем о творчестве Н.С. Лескова, с какими  его произведениям  мы уже знакомы? Корзина идей («Сказ о тульском  косом и о стальной блохе», « Человек на часах»).  Кто главный герой этих  произведений? О ком они?  (О русском народе таком, каков он есть; о сострадании и бескорыстной помощи ближнему, о  служении Родине). Как вы поняли эпиграф?   ­ Чтобы узнать, какова тема урока, я предлагаю вам внимательно рассмотреть изображения предметов, помещенных на  доску (деньги, карты, конверты, чек.) Знаете ли вы, что объединяет все эти изображения? А какие чувства они у вас  вызывают? С каким произведением они у вас ассоциируются?  ­ Вы узнали рассказ Н.С. Лескова «Старый гений».   Тема урока:  «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений».  Определимся с целями  урока и назовём проблемы, поднимаемые автором в произведении.  Цели  урока:  определить, кто из героев совершает нравственные поступки, а кто безнравственные и доказать это  примерами из текста.  Проблемы урока обозначены в формулировке темы. Составим синквейн к слову «нравственность».   ­   1 существительное  ­  2 прилагательных  ­  3 глагола  ­   Что мы думаем об этом слове. Фраза  ­   Кто? Что? Новое звучание темы Долг Благородный, порядочный Защищать, сострадать, любить Быть счастливым, помогая людям. Восхищение Дайте определение нравственности.  Нравственность – внутренние качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе. Проблемный мини­семинар.   Обсуждение   поступков   героев   с   позиции   нравственности   через   вопрос:   «   О   каком   безнравственном   поступке, совершённом в рассказе «Старый гений», пойдёт наш разговор? ( Разговор пойдёт об обмане старушки, о разверзающейся перспективе холода и голода бездомной жизни» для  бедной  старушки  с увечной дочерью и маленькою внучкою) Проблемный вопрос:  «А   может,   старушка   этого   заслуживает,   а   должник,   наоборот,   прав?   А   может   быть,   и   старый   гений   совершил безнравственный поступок? Нет. Почему «нет»? Чтобы убедиться в правильности вашего ответа, нам нужно исследовать текст, увидеть особенности лесковских героев, их жизненные принципы, их размышления.  Разделимся на группы  и составим кластеры, ориентируясь на вопросы: 1группа – старушка 2 группа – великосветский франт 3 группа – старый гений Вопросы:  ­ особенности натуры героев произведения  ­ каких жизненных позиций они придерживаются  ­ какие мысли «излагают» Подтверждать ответы цитатами и аргументами из текста. Представление кластеров и их защита Выводы: исследовав текст Лескова, мы увидели  в образе старого гения, назвавшегося Иваном Ивановичем, стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным.  Стало очевидным, что старушка искренне хотела помочь великосветскому франту, который, имея состояние,  не отдавал ей деньги.  Для него не существует слов долг, честь, совесть, он равнодушен к судьбе людей. Обратимся к предметам на доске. К какому герою каждый из них имеет отношение, какие вызывают эмоции и почему?  Карты и крупные купюры имеют отношение к великосветскому франту, так как он играет в карты, у старушки  занял деньги, скорее всего, на уплату карточного долга, сам очень богат и располагает деньгами. Эти предметы  вызывают у нас отрицательные эмоции, потому что мы знаем, как непорядочно обошелся этот человек с  хорошей знакомой своей матери, бедной старушкой, которая заложила дом, чтобы помочь ему.   Конверты и мелкие банкноты имеют отношение к старушке и вызывают у нас чувство печали, сочувствие, так  как главная героиня небогата и неоднократно обращалась в письмах к великосветскому франту с просьбой  вернуть долг, но ничего не добилась от него.  Банкнота в 500 рублей относится к старому гению, так как именно за такую сумму он взялся вернуть деньги  старушке. В тексте нет описания внешности героев.  Художник И. Пчёлко  показал своё видение образа этих героев.  Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие детали  помогли вам лучше узнать характер героев? Докажите это. Давайте проследим одну и ту же проблему в разных произведениях: «Старый гений» Н.С.Лескова и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина;  Определите степень нравственности поступков главных героев этих произведений. Сделайте выводы о причине разных финалов в подобных ситуациях с долгом. Сравнение Гринёва, который    отдает долг­проигрыш   Зурину, не предполагая даже, что когда­нибудь ещё раз увидит  его, с «франтом».  «Франт» «играет в кошки­мышки», а ведь его долг – это вверенная ему под честное слово сумма денег, взятая под залог  единственного состояния старушки – дома... Резюме: поступки людей зависят от воспитания. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть.  Проблема  воспитания, духовности Подумайте,  почему хлопоты старушки были безуспешны? Какое это звено  проблем в цепи нравственности?   Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России. Поэтому  здесь   автор изобразил русских праведников, на которых мир держится, ведь автор верит в духовное начало  человека.  Не случайно дело приходится на Рождество (на третий день праздника она уже с деньгами; символика числа три),  неспроста и пассажный гений без лица, да и без имени (Иван Иванович ­ это русский Ваня, т.е. кто угодно), Лесков будто  ввел в рассказ самого Бога, который подтвердил торжество добра, восстановление справедливости,  награды за веру и  терпение…. «Правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел». Физкультминутка Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Прямёхонько,  гордёхонько умеют держаться. Очень бесшумно на воду садятся. Сочинение­миниатюра на основе клише.  Представьте, что не от старого гения, а от вас зависело бы решение  «вопиющего» дела старушки. Напишите  небольшое письмо франту, в котором постарайтесь  убедить его расплатиться с  героиней.  Напишите  коротенькую записку «старому гению» (чиновнику), чтобы поблагодарить его за помощь старушке?  Вы можете воспользоваться клише (формой), которая поможет вам составить записку. Хочу напомнить вам, что герои  Н.С. Лескова из XIX века, а тогда в письмах было принято обращаться друг к другу «Милостивый государь и милостивая государыня». Постарайтесь выдержать соответствующий обращению стиль и в остальном тексте письма. Милостивый государь________________________________________________________________ К Вам обращается___________________________________________________________________ Волей случая мне довелось узнать о___________________________________________________ Никто не может остаться равнодушным к______________________________________________ Смею заметить, что__________________________________________________________________ По моему глубокому убеждению, Ваш поступок следует считать________________________ Выражая мнение многих,  хочу сказать, что____________________________________________ Позвольте дать Вам совет:____________________________________________________________ В заключении я смею надеяться_______________________________________________________ – Кто уже может прочитать свое письмо? Как вы думаете, ребята, ваши одноклассники были убедительными? Обратимся к эпиграфу произведения, к словам ЛарошфукО ФрансуА: «Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что  останавливает обыкновенные умы».  Что вы узнали из эпиграфа о значении  «гений»?   (Гений – понятие вневременное, возраст не имеет значения. Гениальность не зависит от возраста, потому что суть  гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обычные  люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами). Каких вы можете назвать гениев? В чём гениальность нашего героя? (Гений мысли) Выводы:   ­ Что вы можете сказать о теме рассказа Лескова? (несуразность русской жизни, быт и нравы российского общества  конца девятнадцатого столетия)  ­ Какие нравственные проблемы затрагивает автор в своём произведении? а) Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России. б) Проблему чести и долга.  в) Проблему падения нравственности в обществе. ­ Какова главная мысль рассказа «Старый гений»?  Обоснуйте свой ответ. Приведите цитату из текста. («Всё равно –  какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила», иными словами « Как верёвочка не вейся, всё равно конец  будет»)  Как вы думаете, какой смысл вложил в эти слова старый гений?  (Речь идет о загадочной душе русского человека. В России возможна как вопиющая несправедливость, так и проявление  доброты и благородства).   ­ Как называется такой поступок, который совершил франт и что за него грозит человеку? (Преступление –  мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и  подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы). – А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к  старушке? (Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести). (На  слайде – основные нравственные нормы человеческих взаимоотношений). – Скажите, закон как­то наказывает нарушителей таких норм? (Нет). Тогда как вообще может быть наказан человек,  нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения). Почему, по вашему мнению, необходимо  соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества) Можно ли сопоставить ситуацию, описанную Лесковым, с  современной Россией? И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно  воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь, откликнуться на его призыв  что­то менять и меняться самим. Обратимся вновь к эпиграфу урока. Как  вы его поняли? Хочется  верить,  что  сюжет   рассказа    затронул  вас  и  оставил       след  в вашем  сердце,  заставил  задуматься  над проблемами общества. Рефлексия. – Наш урок подошел к завершению. Я прошу вас оценить свое участие в уроке, продолжив одну из фраз или составив  собственную. – Сегодня я узнал (а)… –  Я понял (а), что гений – это … –  Мне показалось интересным… – Я научился … – Я желаю вам, чтобы никогда вы не оказались в подобной ситуации и  чтобы по отношению к вам или вами не были  нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи! Чтение с остановками 1 глава - Зачем старушка приехала в Петербург? Что за «вопиющее дело» было у неё? - Совпало ли содержание 1-й главы с тем, о чем вы писали в своих сюжетах? - Как вы думаете, чем закончатся ее «хлопоты» в Петербурге? 2 глава - Исполнились ли наши ожидания? - Как относится старушка к франту? - Что вы можете сказать о героях? - Почему нельзя заставить должника заплатить? - Что ожидает старушку после встречи с высшими? Добьётся она справедливости? 3 глава - Оправдались ли наши ожидания? - Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»? - Что будет дальше? Будут ли успешными «хлопоты» старушки? Вернет ли она свои деньги? - Что значит: «В России невозможности нет»? - Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить её дело? 4 глава - Оправдались ли наши ожидания? - Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»? - Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги? - Что значит «пассажный гений»? - Как вы думаете, каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки»? 5 глава - Оправдались ли наши ожидания? - Как заканчивается рассказ? - Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему? ­ Ребята, мы с вами познакомились с рассказом «Старый гений». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо­обращение к  одному из героев рассказа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало? Групповая работа 1 группа – письмо великосветскому франту. 2 группа – письмо старушке. 3 группа – письмо рассказчику.

Конспект урока по литературе в 8 классе

Конспект урока по литературе в 8 классе

Конспект урока по литературе в 8 классе

Конспект урока по литературе в 8 классе

Конспект урока по литературе в 8 классе

Конспект урока по литературе в 8 классе

Конспект урока по литературе в 8 классе

Конспект урока по литературе в 8 классе
Скачать файл