Историческая игра " Умники и Умницы"
Оценка 4.7

Историческая игра " Умники и Умницы"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
история
8 кл
10.01.2017
Историческая игра " Умники и Умницы"
В этом внеклассном мероприятии содержится занимательный материал для обучающихся 8-9 классов. В содержание этой игры входят исторические вопросы, исторические определения, исторические термины, отрывки из литературного произведения " Иван и холоп". Предполагаются знания обучающихся по истории 16 века, персоналиям этого периода.
Историческая игра.doc
Открытое внеклассное мероприятие                                    по истории                          «Умники и умницы»                                                              Подготовил:                                                              учитель истории                                                              Сапрыкина Н.Ю.     Правила игры в принципе хорошо известны. Игра проводится в два тура:  I. Отборочный тур.  II. Игра "Умники и умницы".  Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в отборочном туре  участвуют в самой игре. Ареопаг, состоящий из старшекурсников, присуждает места участникам.  Занявший первое место, имеет право первым выбрать дорожку. Участники выбирают дорожки. По правилам игры:   на красной дорожке ошибаться нельзя;   на желтой дорожке ошибиться можно один раз;   на зеленой – два раза.  Игра проводится в три гейма. Участники выбирают слова, по которым  составлены вопросы. На обдумывание вопроса дается одна минута. Если участник на красной дорожке неправильно ответит на вопрос, ему  предлагаются вопросы для блица, на обдумывание каждого из вопросов  дается 20 секунд. Вопросы для блица на красной дорожке. Ниже приводятся  образцы использовавшихся вопросов и правильные ответы. I. Отборочный тур 1. Как считали годы на Руси в XVI веке? В каком году (по тогдашнему стилю) Иван IV взошел на трон? (Счет велся от Сотворения мира, то есть от 5508 года до н.э. Иван IV взошел  на трон в 1533 г. или в 7041 г. от Сотворения мира). 2. Каковы цели и значение принятия Иваном IV царского титула?  (Провозглашение себя царем, Иван IV достигал одновременно несколько  целей:     во­первых, демонстрировал полную независимость от Орды и, более  того, равенство с ней;  во­вторых, подчеркивал претензии Русского государства на  византийское наследие, основанные на "Сказании о князях  Владимирских";  в­третьих, русский самодержец вставал вровень с единственным в  Европе императором – германским.  Обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для  внутренней политики. Став царем, государь поднимался на недосягаемую  высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих  князей). 3. Какие цели преследовал стоглавый собор? (Введение единообразия в церкви, создание единого православного пантеона,  разработка единого порядка исполнения обрядов, проверка исправности всех  церковных книг, введение образца иконописи. От авторитета православной  церкви зависела прочность светской власти). 4. Новгород подчинился Москве при Иване IV. Зачем Иван Грозный вновь  ходил туда с войском? (Опричный переворот 1565 года сделал Ивана IV единственным правителем в  Москве, но не в Новгороде, где жила половина "немосковских" горожан  России. Чтобы подавить этот очаг сопротивления личной власти, Иван IV  совершил карательный поход на Новгород). 5. Перечислите известных вам членов Избранной Рады. (Митрополит Макарий, дворянин Алексей Адамов, поп Сильверст, князья  Курбский и Курлятов, жена царя – Анастасия Романова). 6. Кто и для чего создал "Великие Четьи­Минеи"? Какие тексты входили в  этот сборник? (Митрополит Макарий составил эту "энциклопедию православного человека"  для повышения культурного уровня основной массы дворян, посадских людей и приходских священников. Собрание библейских книг, патериков, жития  святых, сочинения отцов Церкви и др. церковных писателей, кормчих книг,  актов, грамот и др. 12 тон, 27 тыс. рукописных страниц с орнаментом). 7. С каких событий вернее отчитывать начало крепостного права в России? (Введение заповедных лет 1581 г. и снятие традиционных ограничений на  размер оброка с помещичьих крестьян. Дворянская уставная грамота 1577 г.). 8. В чем суть споров нестяжателей и иосифлян? (Какой должна быть православная церковь. Нестяжатели проповедовали  аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от "стяжания" земельной  собственности. Иосифляне в борьбе с нестяжателями отстаивали  незыблемость церковных догм, защищали церковно­монастырское  землевладение). 9. Перечислите знаменитых военных деятелей эпохи Ивана Грозного? (Воеводы Борис Горбатый – Шуйский, Михаил Воротынский, Андрей  Курбский, Дмитрий Хворостинин). 10. Когда и как могла сложиться пословица: "Жалует царь, да не жалует  псарь"? (Вероятнее всего, она появилась в 60­е годы, когда Иван IV стал  самодержавным правителем, а его опричники (люди часто незнатные и  носившие на седле собачью голову) творили произвол во всей России). 11. Какое отчество было у первопечатника Ивана Федорова? (Федоров – это  отчество первопечатника. Фамилии у него не было; ее тогда имели лишь бояре и князья). 12. Чем отличаются стрельцы Ивана Грозного от дружинников Дмитрия  Донского? Чем они отличались от "полков иноземного строя", которые  появились в XVII веке? (Стрельцы несли постоянную службу, получая от царя вооружение и  продовольствие. Но этих доходов не хватало, поэтому в мирное время  стрельцы имели право заниматься ремеслом и огородничеством, причем могли продавать свои товары беспошлинно. Полки "иноземного строя" жили на полном государственном довольствии и не имели права отвлекаться от  военных дел). Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов участвуют в самой игре. II. Пролог 1. Задание. Впишите правильную букву вместо пропусков. Ц...нтр...л...зация М...тр...полит ...причнина З...п...ведные лета Н...ст...жатели 2. Составьте свои возражения на жалобы Ивана Грозного в стихотворении  "Иван и холоп". Ходит Иван по ночному покою, Бороду гладит узкой рукою. То ль ему совесть спать не дает, То ль его черная дума томит.  Слышно – в посаде кочет поет, Ветер, как бубен, в окна гремит. Дерзкие очи в Ивана вперяя, Ванька­холоп глядит на царя. — Помни, холоп непокорный и вор, Что с государем ведешь разговор! Думаешь сладко ходить мне в царях, Если повсюду враги да беда: Турок и швед сторожат на морях, С суши – нагаи, в далях да орда! Мыслят срубить православных христьян, Русскую землю вогнали бы в гроб! Сладко ли мне? – вопрошает Иван. Горько тебе, — отвечает холоп. — А опереться могу на кого? Лисы – бояре, да волки – князья. С младости друга имел одного. Где он, тот друг, и иные друзья? Сын был наследник мне Господом дан... Ведаешь, раб, отчего он усоп? Весело мне? — вопрошает Иван. Тяжко тебе, — отвечает холоп.  — Думаешь, царь­де наш гневен и слеп, Он­де не ведает нашей нужды Знаю, что потом посолен твой хлеб, Знаю, что терпишь от зла и вражды.  Пытан в застенке, клещами ты рван, Царским клеймом отпечатан твой лоб —  Худо тебе? – вопрошает Иван,  Худо, — ему отвечает холоп. – Ты ли меня не ругал, не честил, Врал за вином про лихие дела!  Я бы тебя, неразумный простил, Если б повадка другим не была! Косточки хрустнут на дыбе, смутьян! Криком Малюту не вгонишь в озноб! Страшно тебе? – вопрошает Иван. — Страшно! – ему отвечает холоп. — Ты милосердья, холоп не проси. Нет милосердных царей на Руси! Русь – что корабль. Перед ней – океан.  Кормчий – гляди, чтоб корабль не потоп!.. Правду ль реку? — вопрошает Иван. – Бог разберет, — отвечает холоп. (Давид Самойлов) 1 гейм.   Волга – русская река   Погром   Кормления   Юродивый  "Волга – русская река"  — Какие события послужили появлению этой пословицы? Какой памятник  был поставлен в честь этого? (Волга стала "русской рекой" после подчинения Москвой Казани и Астрахани (50­х гг. XVI в.). В честь этих побед построен Покровский собор на Красной  площади, названный в честь этого дня (14.10.1552 г. – праздник Покрова  Богородицы), когда была взята Казань). "Погром" — Почему свой поход на Новгород Иван IV совершил в 1570 г., а не сразу  после установления опричнины? (Новгородский поход Иван IV начал только после того, как уверенно  почувствовал себя в Москве, уничтожив всех подозрительных людей из  боярской верхушки). "Кормление" — Какой смысл имела отмена "кормлений" в XVI веке. Чем они были  заменены? (В середине XVI века началась постепенная замена неограниченных  воеводских "кормлений" упорядоченным жалованием для высших  чиновников). "Юродивый" — Кто, согласно преданию, спас Псков от погрома? Каким образом? (Юродивый Никола, которому Иван IV сделал подарок, отослал царю в ответ  кусок сырого мяса. Между тем, это было время Великого поста. Увидев мясо, царь удивился и спросил, почему Никола предлагает ему совершить грех. На  это Никола заявил: "Ивашка думает, что съесть кусок мяса какого­нибудь  животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько уже съел. "Выйдя навстречу царю, юродивый обратился к нему со словами: "Ивашка,  Ивашка, до каких пор будешь без вины проливать христианскую кровь?  Подумай об этом и уйди в эту же минуту или тебя постигнет большое  несчастье". Мнительный царь не стал рисковать. 2 гейм.   Опричнина   Деспотизм   Царь­пушка   Лицевой летописный свод "Опричнина" — Почему опричнина была отменена? (Нападение на Москву крымского хана Девлет­Гирея. Для отражения в 1572  году крымского вторжения необходимо было объединение вооруженных сил и всей страны). "Деспотизм" — Как сформулировал Иван Грозный в письме к А.М. Курбскому главный  принцип деспотизма? ("А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же"). "Царь­пушка" — Могла бы "Царь­пушка" стрелять теми ядрами, которые сейчас рядом с  ней? Чем она стреляла? (У "Царь­пушки" такой большой калибр и такие тонкие стенки ствола, что  стрелять ядрами она не могла (ее бы разорвало). Она могла стрелять картечью (камнями) по толпе в упор, как дробовик). "Лицевой летописный свод" — Какие события охватывает Лицевой летописный свод? Почему он оказался  не оконченным? (Лицевой летописный свод – это официальная всемирная история, которая  должна была охватывать события от Сотворения мира до блестящих побед  Ивана Грозного. Составление этого текста началось вскоре после Ливонской  войны. Царь дважды сам "редактировал" "окончательный" вариант текста  (причем его позиция менялась в связи с отменой опричнины); потом это все  остановилось из­за неудач в Ливонской войне). 3 гейм.   Ермак   Ливонская война   Домострой   Ересь  "Ермак" — Кто был по профессии Ермак и кто его товарищи? На чьи средства была  организована экспедиция? (Ермак был кадровым военным (прежде командиром пограничной заставы на  южной окраине России), его спутники – в большинстве казаки (т.е. беглецы от  державных порядков). Деньги Ермаку дали купцы Строгоновы. Царское  правительство в этом не участвовало). "Ливонская война" — Почему русские войска проиграли Ливонскую войну, несмотря на удачное  начало и их численное превосходство над врагом? (В войне против Ливонского ордена (Швеции, Польши и Литвы, с 1569 года –  Речи Посполитой), выявились техническое превосходство европейских войск  и низкое качество высшего командования русских в условиях опричного  террора). "Домострой" — Что такое "Домострой"? (Это собрание полезных советов, поучений в духе христианской морали). "Ересь" — Кто из религиозных деятелей и за что был осужден церковными соборами  1553 г. и 1554 г.? (Максим Грек. В своих богословских произведениях он выступал с критикой  организации русской церкви, обличал монахов во многих грехах, описывал  тяжелое положение монастырских крестьян. В ряде своих работ он  размышлял также о взаимоотношениях церкви и государства. Писал, что  задачей любого правителя является не только окружение себя мудрыми  советниками, но и следование заповедям и нормам христианской морали). Вопросы для блица.  1. Сколько пушек было отлито для похода на Казань? (150).  2. Какую форму правления в письмах к Ивану IV из Вольмара отстаивал  князь А.М. Курбатский? (Сословно­представительную монархию с  широкими правами аристократии).  3. Кто возглавил Челобитную избу в 1549 году? (А.Ф. Адашев).

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"

Историческая игра " Умники и Умницы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017