Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.
Оценка 4.8

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Оценка 4.8
Подготовка к тестированию +3
docx
история
9 кл—11 кл +1
06.06.2017
Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.
Методическая разработка учебного занятия предназначена для проведения урока истории при подготовке специалистов среднего звена – обучающихся первого курса, на примере темы «Крушение колониальной системы». При изучении темы используется историческая карта и атлас. С их помощью обучающиеся смогут более полно охарактеризовать этапы освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, раскрывать особенности развития этих стран во второй половине ХХ века. Кроме того, обучающиеся смогут отработать необходимые навыки и умения использования исторических карт при освоении нового материала.Методическая разработка учебного занятия предназначена для проведения урока истории при подготовке специалистов среднего звена – обучающихся первого курса, на примере темы «Крушение колониальной системы».
Истор.карта-критич.мышл..docx
Министерство образования Иркутской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Братский профессиональный техникум» Авторская педагогическая разработка Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории. Методическая разработка учебного занятия   Автор разработки                                                                 Агапитова Марина Львовна преподаватель общественных дисциплин ГАПОУ ИО БПТ 0 «Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории». Методическая разработка / сост. Агапитова М.Л. – ГАПОУ ИО БПТ, Братск, 2017,­11стр. 2017 Методическая разработка учебного занятия предназначена для проведения урока  истории при подготовке специалистов среднего звена – обучающихся первого курса, на  примере темы «Крушение колониальной системы».  При изучении темы используется историческая карта и атлас. С их помощью  обучающиеся смогут более полно охарактеризовать  этапы  освобождения  стран Азии  и   Африки  от  колониальной  и полуколониальной  зависимости,  раскрывать особенности   развития  этих  стран  во  второй половине ХХ века. Кроме того, обучающиеся смогут отработать необходимые навыки и умения  использования исторических карт при освоении нового материала. РАССМОТРЕНО на заседании кафедры  гуманитарных дисциплин Протокол №  8 от 21 апреля   2017 г. Рецензенты: 1 ГАПОУ ИО БПТ  _____________  Заместитель директора по УМР Е.А. Рубан 2 ГАПОУ ИО БПТ  _____________  Преподаватель высшей квалификационной                                                                  категории М.П. Филатова  1 Содержание 1. Введение (пояснительная записка) ………………………………………….  3 2. Основная часть  ……………………………………………………………….  4 3. Заключение  …………………………………………………………………… 9 4. Список литературы  …………………………………………………………... 10 Приложение  ………………………………………………………………………  11 2 Введение Константин Дмитриевич Ушинский – знаменитый педагог, основоположник Русской  научной педагогики, создатель множества научных педагогических трудов, известных и в  России, и за рубежом. Его научные взгляды о теории обучения и воспитания в конце XIX  века до сих пор востребованы и нередко цитируются в различных научных и научно­ популярных изданиях.  Одно из требований Ушинского ­ чтобы дети по возможности трудились  самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него  материал. Именно сегодня перед нашей школой стоит задача превратить каждый урок в  серьезный труд, полный мысли. Ни один наставник не должен забывать, что его  главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что  эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета, ­ как никогда актуальны  сегодня, в век информационных технологий. В программе учебной дисциплины  «История», разработанной на основании Федерального государственного образовательного стандарта  среднего общего  образования базового уровня для подготовки специалистов среднего звена,  подчёркивается, что в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых  системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Учебно­методическое  пособие содержит материалы по методике преподавания и изучения учебной дисциплины  для самостоятельной работы с исторической картой.  Необходимость создания данного методического материала состоит в том, что у  студентов слабо развито критическое мышление, т.е. они не всегда могут находить,  осмысливать и использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать,  представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков; сравнивать исторические  явления и объекты; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные  пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники  информации. 3 Основная часть История ­ предмет, при изучении которого происходящие события рассматриваются как во времени, так и пространстве. Представление об историческом пространстве  относится к важнейшим компонентам исторических знаний и предусматривает изучение  исторической карты России и мира в динамике отражённых на карте характеристик:  географических, экологических, этнических, социальных и геополитических. Сегодня  работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта – это не только  источник знаний и средство развития критического мышления, а также более осознанного  восприятия событий и явлений истории. Политическая карта мира — географическая карта, отражающая страны мира,  их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает  главные политико­географические изменения: образования новых независимых  государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо  приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение  названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д. Какие требования сегодня предъявляют к уровню подготовки обучающихся? К  числу основных умений относится: ­ умение читать историческую карту с опорой на легенду; ­ проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; ­ сравнивать данные разных источников; ­ выявлять их сходство и различия.  К основным методическим условиям эффективной работы с историческими картами при изучении предмета относятся: ­ последовательное и систематическое использование исторических карт в учебном  процессе как важного источника информации и средства формирования знаний и умений  обучающихся; преемственность и поступательность деятельности с учетом возрастных  возможностей обучающихся; реализация множественных функций исторических карт (информационная,  обучающая, развивающая, контрольная); использование карт при изучении нового материала, организация поисковой работы  на уроках обобщения; обращение к различным видам и типам карт; настенным, настольным, электронным и др.; использование карт в сочетании с текстом учебника, статистическими и иными  данными; применение различных форм работы с историческими картами (коллективная,  групповая и индивидуальная); использование системы дифференцированных заданий; осуществление межкурсовых и междисциплинарных связей (координация при  изучении курсов отечественной и всеобщей истории); 4 опора на знания, полученные обучающимися при работе с картами на уроках  географии. Критическое мышление ­ это открытое мышление, не принимающее догм,  развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и  есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не  предусматривает оценки, а предполагает выдвижение новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Использование в работе технологии  развития критического мышления позволяет сформировать у студентов необходимые  умения и навыки. Развитие критического мышления приводит к следующим результатам: ­ Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. ­ Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его  переключения с одного типа на другой. ­ Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать  ими. ­ Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее  коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. ­ Развитие умения анализировать полученную информацию. Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия: 1 стадия 2 стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации;  – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. 3 стадия Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения. Важно научить студентов ориентироваться в современном динамичном мире,  формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что его окружает. Развитие  образной речи, ассоциативного мышления – один из главных инструментов формирования  эмоционального отношения к миру. Не менее важным является формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и  решения возникающих перед ним проблем. Вместе системное и образное описания  позволяют эмоционально пережить и присвоить способы системного восприятия мира.  Одним из способов достижения поставленной цели может быть применение данной  технологии, например на уроке истории по теме «Крушение колониальной системы»: ­ Обучить построению образного рассказа об объекте на основе использования умений и  навыков, полученных при работе с картой ­ Научить выделять признаки объектов ­ Научить выделять признаки окружающих объектов ­ Научить строить образные и системные сравнения, объединяя образы с единую систему.  Цели урока:  ­ Формирование у обучающихся представления о путях развития стран «третьего  мира» во второй половине XX века; 5 ­ Характеристика социально­экономического и политического развития стран  «третьего мира»; ­ Формирование у обучающихся  компетентностей общественно­политических  трансформаций стран «третьего мира». Образовательные задачи: 1.Учить выделять главное, сравнивать пути развития стран Латинской Америки, Африки,  стран исламского Востока и Юго­Восточной Азии. 2.Учить проводить классификацию стран по путям и ступеням развития, и определять  какой путь и почему является наиболее успешным. 3.Продолжить формировать умения по  выявлению причин исторических явлений. 4.Проследить и сравнить социально­экономическое развитие стран капиталистического и  социалистического путей развития. 5.Выяснить причины социальных противоречий и конфликтов в странах «третьего мира». Развивающие задачи: 1.Развивать логическое мышление, память, умение рассуждать и анализировать  исторические факты, устанавливать причинно­следственные связи. 2.Развивать творческую деятельность учащихся, включая их в решения проблемных задач. Практические задачи: 1.Продолжить формировать умения работать с картой и атласом, историческими  документами, текстом учебника.  Воспитательные задачи: 1.Выявлять гуманистические и нравственные ценности при оценке исторических событий.  2.Воспитывать настойчивость в достижении учебной цели, умение отстаивать свои  взгляды и прислушиваться к чужому мнению. Основные понятия и термины:  Капиталистический и социалистический путь развития; авторитарный,  демократический и тоталитарный политические режимы; модернизация, аграрное и  индустриальное общество, «азиатское чудо»; теократическое государство и светское;  апартеид, сионизм, исламский фундаментализм. Даты для запоминания: 1959г. ­ Кубинская революция; 1979г. ­ Исламская революция в Иране; 1948г. ­ создание государства Израиль; 1947г. ­ независимость Индии; 1960г. ­ «год Африки»; Исторические личности: Фидель Кастро, Эрнесто Че Гевара, Аугусто Пиночет, Нельсон Мандела, Ясир  Арафат, М.Каддафи, Хомейни, Саддам Хусейн, Д.Неру, И.Ганди. Оснащение урока: карта «Мир в XX веке», атласы для учащихся, учебник истории. Ход урока: 1. Приветствие учащихся, объявление темы и цели урока. Объяснение формы работы с  атласами и учебниками.  2. Повторение материала предыдущего занятия для перехода к новой теме: 1) Что изменилось в мире после  Второй мировой войны? 2) Что такое капитализм? Назовите признаки капитализма и капиталистического  общества. Назовите государства капиталистического и социалистического лагерей.  (показать их на карте).  3) Что такое социализм? Каковы его признаки? Чем социалистический путь  развития отличается от капиталистического? (показать на карте) 4) Основные направления внешней политики СССР в период «холодной войны»? 6 3. При освоении нового материала вырабатывается умение работать с картой. Действительно, мир разделился на две  противоборствующие системы после Второй  мировой войны ­ капиталистический мир и социалистический мир, во главе с двумя  сверхдержавами ­ СССР и США. Началось освобождение колониальных стран от  зависимости, в сложившейся внешнеполитической обстановке СССР встал на путь  поддержки национально­освободительного движения. Выполнение поставленных задач: Выписать определение страны «третьего мира»? (работа с учебником) На примере стран латинской Америки разбираем в атласе как стали развиваться после  освобождения Бразилия, Аргентина, Куба и другие страны. Обучающиеся должны сделать  вывод, ссылаясь на условные обозначения, что в результате гражданских войн  установились авторитарные режимы во многих странах латинской Америки. На Кубе  победила социалистическая революция. И только в 80­е годы Латинская Америка пошла  по пути развития демократической системы. Остальную работу с атласом студенты  проделывают самостоятельно.  В том числе, это может быть создание новых проблемно­тематических карт. За  графическим оформлением данных следует анализ и интерпретация содержания карты.  Вопросы и задания соответствующего характера могут быть предложены в карточках­ инструкциях для групповой и индивидуальной работы.  Например: к тематической карте «Политические режимы, установленные в бывших колониальных  государствах Африки и Азии». Дайте характеристику политических режимов: а) по каким признакам они разграничены на карте? б) объясните, почему территории на карте закрашены разными цветами? в) какие тенденции доминировали в развитии политической системы этих стран во  второй половине XX века? Целый ряд задач, которые могут быть решены одновременно в группах:  ­ Характеризовать этапы развития стран Азии и Африки после их освобождения от  колониальной и полуколониальной зависимости.   ­ Объяснять  и  применять  в  историческом контексте  понятия  страны   социалистической ориентации,  неоколониализм,  «новые индустриальные  страны»,   традиционализм,  фундаментализм.   ­ Индия,  Пакистан, Китай: характеризовать  особенности  процесса национального     освобождения  и  становления государственности в Индии и Пакистане.  ­ Объяснять  причины  успехов  в  развитии Китая  и  Индии  в  конце  ХХ  –  начале  ХХI   веков, высказывать суждения о перспективах этих стран.  ­ Сопоставлять  реформистский  и революционный  пути  решения  социально­ экономических противоречий в странах Латинской Америки,  высказывать  суждения  об   их результативности.  ­ Объяснять  и  применять  в  историческом контексте  понятия  импортозамещающая  индустриализация, национализация, хунта, «левый поворот».  ­ Давать  характеристику  крупнейшим политическим  деятелям  Латинской  Америки  второй половины ХХ – начала ХХI в.   ­ Объяснять  сущность  «холодной  войны»,  ее влияния на историю второй половины ХХ  века.  ­ Характеризовать  основные  периоды  и тенденции развития международных отношений  в 1945 г. – начале XXI в.   ­ Рассказывать,  используя  карту,  о международных кризисах 1940 ­60­х.   7 ­ Объяснять  и  применять  в  историческом контексте  понятия  биполярный  мир,   «холодная война»,  «железный  занавес»,  НАТО,  СЭВ,  ОВД, международные  кризисы,   разрядка международной  напряженности,  «новое политическое  мышление»,   региональная интеграция, глобализация. Новый этап работы с исторической картой связан с приёмом монтажа условно­ графических изображений. Например, представлены две карты, расположенные рядом:  «Африка в 1945 г.» и «Африка во второй половине XX века».  Оригинальные формы приобретает познавательная деятельность, когда одна из     предложенных карт окажется без названия. По легенде «таинственной» карты, её  содержанию, а также контексту с другими картами обучающиеся должны  идентифицировать страны (регионы мира) и процессы, представленные на ней.  Задание можно усложнить: представить аргументы в пользу своей точки зрения. В результате освоения нового материала обучающимся даётся задание: заполнить таблицу  «Пути развития стран «третьего мира» Капиталистический Социалистический Религиозный Другой путь  развития демократия диктатура 4. Рефлексия ­ Сегодня на уроке я узнал… ­ Новым для меня сегодня стало… ­ Мне было уже известно… ­ Знания, полученные сегодня на уроке, помогут мне… 5. Подведение итогов урока и оценка знаний обучающихся. 6. Домашнее задание:  Новую жизнь в учебные исторические карты вдохнул Интернет и информационно­ компьютерные технологии. С их помощью максимально реализуется одна из задач  современного исторического образования: формирование умения проводить поиск,  обработку и представление информации в разных формах. Это задание может быть дано  для самостоятельной работы обучающихся: на примере одной из стран доказать, какой  путь развития стал наиболее перспективным. 8 Заключение В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке  не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но  способным взять на себя ведущую роль и помочь студенту мыслить, искать, находить. Благодаря использованию технологии критического мышления студенты смогут находить,  осмысливать и использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать,  представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков; сравнивать исторические  явления и объекты; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные  пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники  информации. В результате изучения истории на базовом уровне обучающийся  должен уметь:  проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;  анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых  системах (текст, карта…);  устанавливать причинно­следственные связи между явлениями, пространственные и  временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений. Таким образом, использование в работе технологии развития критического  мышления позволяет сформировать у студентов необходимые умения и навыки и  приводит к следующим результатам: ­ высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. ­ возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его  переключения с одного типа на другой. ­ развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать  ими. ­ развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее  коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. ­ развитие умения анализировать полученную информацию и не менее важно, быть  уверенным в себе и не бояться выходить к карте, отвечая на вопросы преподавателя. 9 Список литературы 1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Использование познавательного потенциала  исторической карты при изучении школьниками истории.// Преподавание истории и  обществознания в школе. № 9. 2011 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Учебник  для ВУЗов.­ М., ВЛАДОС, 2003. ­ 384С. 3. История: учебник СПО., С.И.Самыгин, П.С.Шевелёв. ­ М.: КНОРУС,2014. 4. Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от  программы­конспекта содержания ­ к программе­плану деятельности.//Преподавание  истории в школе. № 6. 2010. 5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для ВУЗов.­М.:  2003.­240С. Интернет сайты http://som.fio.ru/item.asp?id=10015357 – Вторая мировая война. http://karty.narod.ru/claim/ru/ru.html — карты России и соседствующих территорий. https://ru.wikipedia.org/wiki/ ­ Политическая карта мира 10 Алгоритм чтения исторической карты 1. Прочитать название карты (в ней содержится информация о территории,  Приложение изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); 2. Ознакомиться с легендой карты (это условные знаки, которые позволят  прочитать информацию, изображённую на карте); Изучить самые крупные объекты и двигаться к более мелким: 3. а) определить признаки территории  б) определить признаки государства (граница, столица, государства­соседи) в) определить экономическую составляющую государства. Критерии оценивания работы с исторической картой 1. 2. их на карте; Умение соблюдать алгоритм чтения карты; Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать  3. 4. 5. Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую; Умение использовать название, даты, условные обозначения для ответа;  Речевая грамотность. 11

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.

Историческая карта, как средство развития критического мышления на уроках истории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017