Викторина для учащихся 5-9 классов, которая формирует личность ребёнка как носителя народных традиций,носителя культуры своего народа;
знакомит школьников с русским бытом, с древнейших времён до 17 века, формирует общее понятия о культуре, как о одной из важных частей материальной и духовной жизни общества, в целях эстетического воспитания;
быт1.docx
Тема: Историческая мозаика. Игра, посвящённая древнерусскому быту.
(для 19 классов)
Цель и задачи:
формирование личности ребёнка как носителя народных
традиций,носителя культуры своего народа;
познакомить школьников с русским бытом, с древнейших времён до 17
века, продолжить формирование общего понятия о культуре, как о одной из
важных частей материальной и духовной жизни общества, в целях эстетического
воспитания;
развивать историческую память, чувство национального самосознания;
воспитывать уважение к народным ценностям, к родной земле, к родному
краю.
Оборудование: карточки с изображением одежды, предметами быта,
славянскими текстами.
Эта игра может быть использована как в полном своем объеме, так и в
виде отдельных фрагментов на уроках и во внеклассных мероприятиях. В ней
затрагивается русский быт с древнейших времен до XVII века, когда развитие
страны шло традиционным путем и внешнее влияние было слабым, иностранные
новшества приникали на Русь чаще всего в переработанном виде.
Вводная часть.
1.
Ведущий говорит о жизни людей в прошлом, о важности знаний быта,
питания, одежды своих предков. Можно включить стихи или отрывки из
художественных произведений. Определяются хронологические рамки игры: с
древнейших времен, со времени восточного славянства до петровских
преобразований, т. е. с VI по конец XVII века.
2. Что ели в Древней Руси?
На столе лежат продукты питания (список возможных продуктов
прилагается в конце текста). Участники должны выбрать то, что употребляли в
пищу наши предки, и объяснить, почему они не взяли оставшиеся продукты
питания.
После выполнения этого задания ведущий, пока готовится следующий
конкурс, предлагает всем отгадать древнерусские загадки, в которых речь идет о
продуктах питания.
3. Что носили люди Древней Руси?
Два участника получают конкретное задание: выбрать из предложенных
деталей одежды то, что называется «панева», и показать, как и кто это носил.
4. Чем пользовались наши предки?
а) Предметы быта. Показаны черпак и лопатник, нужно объяснить, как
они употреблялись в быту. Предметы могут быть выбраны по усмотрению и
возможностям организаторов игры.
Черпак — это большая деревянная ложка, которая использовалась на
пирах, братчинах, где ею разливали хмельные напитки. Просуществовали черпаки
до начала XX века. Лопатник — это футляр, сплетенный из лыка. В нем хранили
первоначально узкую лопатку, которой точили косы, отсюда и его название.
Затем в этом футляре носили бруски для тех же целей. Лопатники брали на
покос, привешивали к поясу, поэтому в нем есть специальное отверстие.
б) Вещи из сказок. Могут быть показаны самые разные, в том числе и
современные предметы, из которых нужно выбрать те, что упоминаются в
русских сказках, и объяснить, в чем их волшебная сила.
Например, клубок указывал дорогу, пояс или полотенце превращались в
реку, ковер использовался как воздушное транспортное средство и т. п.
в) Обереги. Точно так же, как в предыдущем задании, нужно выбрать те
предметы, которые защищали человека, и объяснить их назначение.
Например, гребень защищал от болезней, ложка — символ сытости, ключ —
символ богатства и т. п.
5. Как говорили в Древней Руси?
Участникам раздаются тексты на древнерусском языке, предлагается их
прочитать вслух и дать перевод на современный язык. Тексты должны быть
отобраны заранее; оформлены так, чтобы легко было их читать, т. е. шрифт
должен быть крупным и разборчивым. Это задание требует времени на
подготовку.
Остальным участникам в этот перерыв предлагается вспомнить единицы
длины, используемы в прошлом, и измерить чтото конкретное, например дверь
или стол, в саженях, локтях, аршинах, вершках, пядях.
После выполнения пятого задания можно назвать победителей и вручить им
призы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Список продуктов (знак «—» стоит возле тех продуктов, которые не
употреблялись в пищу до XVII века, а порой и позже).
Хлеб белый Горох Морковь
Хлеб черный Греча Огурцы
Чай — Просо Помидоры —
Кофе — Рис — Капуста
Сахар — Перец Картофель —
Соль Макароны — Дыня
Пиво Вяленая рыба Подсолнух —
Справка о питании.
В питании древнерусских людей главное место занимала растительная
пища. Важнейшую роль играла продукция зернового хозяйства: рожь, пшеница,
овес, ячмень, гречиха, просо. Многие из них перемалывали и из муки делали
черные и белые хлеба, варили различные каши, приготавливали напитки (браги и
пиво, кисели, с добавлением меда или хмеля — сбитни).
Широко и часто употребляли горох и бобы, а также репу, капусту, редьку, морковь, яблоки, вишни, груши. Насколько важна была капуста,
показывает то, что огороды в ряде мест называли капустниками. Кроме того,
знали в Древней Руси арбуз и дыню. Англичанин Флетчер, в XVI веке посетивший
Россию, был удивлен дыней, незнакомой его стране. Флетчер писал о ней:
«Плоды, похожие на тыкву, но значительно слаще». Не знал он и просо, поэтому
при описании сравнивал его с рисом, который тогда на Руси не употребляли.
Такие продукты, как картофель, подсолнечник, помидор появились
сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь в XIX веке.
Поэтому вместо подсолнечного масла в древности использовали льняное и
конопляное.
Широк был ассортимент и молочных продуктов. Сыром называли сыр в
современном значении этого слова и творог.
Мясо употребляли по праздникам, причем в деревне чаще и обильнее, чем
в городе. Это говядина, телятина, баранина, на юге еще и свинина. Конина крайне
редко шла в пищу, лишь в исключительных обстоятельствах. Это связывают с
важным значением лошади в хозяйстве, в военных делах, откуда и особое
отношение к этому животному.
А вот рыба, которая считалась полупостной, в пищу шла очень широко.
Существовали самые разные способы приготовления рыбы, в том числе и вяление,
такую рыбу называли «ветряной». Активно потребляли и разные сорта икры, а с
XVI века ее уже экспортировали.
Кроме продуктов своего производства, были и привозные. Среди фруктов
известны с древности лимоны, виноград, знатные люди потребляли и виноградные
вина. Особое место занимали пряности, практически все их виды были знакомы и
использовались для приготовления острых приправ и при засолке овощей.
Комовато, ноздревато
ЗАГАДКИ
1.
И грубато, и горбато,
И тяскло, и кисло,
И пресно, и вкусно,
И красно, и кругло,и грузнс
И легко, и мягко,
И твердо, и ломко,
И черно, и бело,
И все людям мило.
Красненькие сапожки
2.
В земле и в лукошке.
3.
Кину мякину —
Подниму толкач.
4. Красна, да не девка,
Хвостовата, да не мыпи
5 В воде родится,
Воды боится. 6. Спит на кургане
Курочка с серьгами.
7. На тычинке городок,
В нем 700 воевод.
8. Мала малышка,
Золотая кубышка.
9. Под дубком, дубком
Свернулась,клубком —
10. Промеж грядок
Лежит гусь гладок.
11. Без рук, без ног,
На поветки влез.
12. Кину катком —
Оборотится клубком
Под зелененьким дубком.
13. Красненька матрешка,
Беленько сердечко.
14. Поставлю — попарю,
Выну — поправлю,
Этот сдеру, другой положу.
15. Чиста, да не вода;
Клейка, да не смола;
Бела, да не снег;
Сладка, да не мед
От рогатого берут
И живулькам дают.
16. Заплата на заплате —
Иголка не была.
ОТВЕТЫ НА ЗАГАДКИ
1. Хлеб, каравай. 9. Репа.
2. Свекла. 10. Огурец.
3. Редька. 11. Тыква.
4. Морковь. 12. Брюква.
5. Соль. 13. Малина.
6. Овес. 14. Блин.
7. Коробочка мака. 15. Молоко.
8. Просо. 16. Кочан капусты.
Справка об одежде.
Одежда древнерусских людей делится на верхнюю и нижнюю. Долгое время
нижняя одежда не отличалась у мужчин и женщин — это была рубаха. В теплое
время года она иногда была даже единственной одеждой. Но чаще всего
надевалась еще и верхняя, более красивая и плотная рубаха. Постепенно одежда
мужчин и женщин начала меняться. Замужние женщины поверх рубахи надевали паневу (поневу) — это один или два куска, чаще всего клетчатой, ткани, которые
крепили на бедрах или талии поясом. Куски ткани не сшивались, и между ними
был виден вышитый подол нижней рубахи. С XV века вошел в гардероб русских
женщин сарафан, известный с XIV века как мужская одежда.
Мужская одежда в древности называлась гачи, ноговицы, позднее за ней
закрепилось название порты, которое употреблялось и по отношению ко всей
одежде. В XVI—XVII веках порты также были нижние и верхние, более плотные,
чаще всего из сукна. Один из сортов сукна назывался брюкиш, видимо, от него и
получили свое название брюки. Самым любимым цветом в одежде был красный,
даже штаны предпочитали этого цвета, кроме него это еще и синий, желтый, зе
леный. Парадная и праздничная одежда чаще всего имела самое любимое
сочетание, красного и белого цветов.
5. Тексты для переводов.
1) Слово о полку Игореве. «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде
отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. И рече Игорь къ дружине своей: «Братие
и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти, а всядем, братие, на
свои бръзыя комони да позримъ синего Дону». Спала князю умъ, похоти, и
жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго. «Хощу бо, рече, копие
преломити конец поля Половецкаго, съ вами, Русици, хощу главу свою
приложити, а любо испити шеломъ Дону».
Перевод Д. С. Лихачева. «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и
увидел: от него (Игоря) тьмою все воины покрыты. И сказал Игорь дружине
своей: «Братья и дружина! Лучше зарубленным быть, чем пленным, так сядем же,
братья, на своих борзых коней да поглядим на синий Дон». Ум (мысль) князя
уступил страстному желанию, и охота отведать великого Дона заслонила ему
(недоброе) предзнаменование. «Хочу ведь, — сказал он, — сам копье преломить
на границе поля Половецкого, с вами, сыны русские, хочу сложить свою голову,
или испить шлемом Дона».
2) Задонщина. «Звонят колоколи вечнии в Великом в Новегороде. Стоят
мужи наугородци у святые Софии, а ркучи такову жалобу: «Уже намъ, брате, к
великому князю Дмитрею Ивановичю на пособь не поспети». Тогды аки орли
слетошася со всея полуношныя страны. То ти не орли слетошася, съехалися все
князи русскыя, к великому князю Дмитрею Ивановичю на пособь...»
Перевод Н. К. Фомина. «Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде.
Стоят новгородцы у святой Софии, говорят с тоской: «Уж нам, братья, на
помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу не успеть». Тогда слетелись со
всей северной страны орлы. Но это были не орлы. Съехались все князья русские к
великому князю Дмитрию Ивановичу на помощь...»
3) Домострой. «Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость
твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом
биеши его, не умрет, но здравие будет, ты бо бия его по телу, а душу его
избавлявши от смерти. Дщерь ли имаша: положи на них грозу свою, соблюдеши я
от телесных: да не посрамиши лица своего, да в послушании ходит, да не свою
волю приимши, и в неразумии сотворится знаем твоим в посмех, и посрамят тя пред множеством народа, аще бо отдаси дщерь свою без порока, то яко велико
дело совершиши и посреди собора похвалишися, при концы не постонеши на ню».
Перевод. «Наказывай своего сына в юности, и тогда он успокоит твою
старость и даст красоту твоей душе. И не ослабляй своей руки, наказывая
младенца: ибо от наказания жезлом он не умрет, но здоровее будет, ты же избивая
его тело, душу его избавляешь от смерти. Дочь ли имеешь: подчини ее самому
строгому порядку и ты сохранишь ее от соблазнов, дабы подчинившись чужому
влиянию, своим неразумением она не стала предметом осмеяния со стороны
твоих знакомых и не осрамила тебя перед множеством народа, ибо отдав (замуж)
свою дочь без порока, такое великое дело совершишь и посреди храма похва
лишься, и в конце не будешь горевать над нею».
4) Епифаний Славинецкий. Гражданство обычаев детских. (XVII век)
О нравах на сретени. «Что творити имать детище, аще кто е а пути чести
достойный срящет? — С пути уступити, шапку честно сняти, аще же славный
человек или достоинства яковаго бу1 дут имать, тому поклонитися.
Како беседовати детище с болшими?
— Яко с равными любезно и дружески глаголати имать, тако с болшими
честно и кротко: титлу достоинства им приличную часто имать усугубляти, и не
имать отити от них, дондеже отпущение возмет или от них будет отпущен».
Перевод. О правилах при встрече. «Что делать ребенку, если он встретит
на пути уважаемого человека?
— Уступить дорогу, шапку прилежно снять, если же человек известный или
высокого чина, то поклониться.
Как беседовать ребенку со взрослым?
— Как со сверстниками любезно и дружески разговаривает, так и со
взрослыми честно и кротко: наименование чина часто не употреблять не
отходить, пока не получит разрешения или будет отпущен»
1.
.Фудорчук И.А. Интеллектуальные игры для школьников. «Академия
развития» Ярославть, 1998г.
Литература:
2. Штолина Т.П. Игры на уроках и во внеклассной работе: Учебно
методическое пособие для учителей СПб.: КАРО, 2006г.80с Приложение к игре «Историческая мозаика»
Быт и занятия крестьян. Белгородский государственный музей народной
культуры.
Быт и занятия крестьян. Белгородский государственный музей народной культуры Быт и занятия крестьян. Белгородский государственный музей народной культуры
Быт и занятия крестьян. Белгородский государственный музей народной
культуры.
Женский костюм Борисовского района. Белгородский государственны
музей народной культуры. Комплект традиционной одежды с поневой. БелгородскоВоронежский регион.
Конец XIX начало XX в.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.