Истоки зарождения детско-юношеского туризма.
Как социальное явление нового времени детско-юношеский туризм и краеведение являются детищем промышленной революции, когда появление буржуазных отношений в Западной Европе породило новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На историческую сцену в эпоху Возрождения выступил идеал формирования всесторонне развитой личности. Одной из первых попыток использования туристских походов в воспитательных и образовательных целях была организация подобных занятий в «Доме игр» - школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия). Его воспитанники совершали однодневные и многодневные походы в предгорьях Альп. Активными сторонниками использования туристских походов в целях физического воспитания и образования учащихся были: И. Меркуриалис, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес. Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтель.
Исторические аспекты туристско краеведческого
развития детскоюношеского туризма.
Истоки зарождения детскоюношеского туризма.
Как социальное явление нового времени детскоюношеский туризм и
краеведение являются детищем промышленной революции, когда появление
буржуазных отношений в Западной Европе породило новые требования к
воспитанию подрастающего поколения. На историческую сцену в эпоху
Возрождения выступил идеал формирования всесторонне развитой личности.
Одной из первых попыток использования туристских походов в
воспитательных и образовательных целях была организация подобных занятий
в «Доме игр» школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе
(Северная Италия). Его воспитанники совершали однодневные и
многодневные походы в предгорьях Альп. Активными сторонниками
использования туристских походов в целях физического воспитания и
образования учащихся были: И. Меркуриалис, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес.
Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтель.
В конце XVII, начале XVIII веков в школах Англии, Франции,
Германии, Австрии, Швейцарии и других стран при изучении отдельных
предметов учителя стали использовать пешеходные прогулки и поездки в
окрестности. Такие простейшие формы путешествий получили название
экскурсий.
При этом необходимость развития исследовательских
способностей учащихся признавалась многими известными педагогами эпохи
Просвещения. Значимость наглядных, исследовательских методов в
образовательном процессе неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А.
Коменский, ЖЖ. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег. В школах нового
типа коллегиях учащимся раз в неделю предоставлялся один рекреационный
(свободный день), который, в основном, использовался для прогулок и
походов с познавательными целями.
Разрабатывая программу
общедоступных средних школ Я.А. Коменский предлагал: "...в конце
обучения два или три года останутся для путешествий".
В России интерес к путешествиям исторически оказался тесно связан с
краеведением. Сведения о прошлом селений, городов и областей, вошли в
местные и общерусские летописи. Поэтому мы вправе считать их первыми
краеведческими исследованиями в нашей стране. В конце XVII в. С.У.
Ремизов создает первый русский атлас по этнографии и археологии.
1.1 Развитие детскоюношеского туризма в 18 веке.
Начало стимулируемых краеведческих исследований относится к эпохе
преобразований начала XV1I1 века и связано с Указом Петра I от 13 февраля1718 года, в котором предписывалось докладывать царю обо всех
любопытных находках, а тех, кто их обнаружит награждать. "Также, если
кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья
необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не
такие какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед
обыкновенными; также какие старые надписи на каменьях, железе или меди,
или какое старое, необыкновенное ружье, посуду или прочее все, что зело
старо и необыкновенно також бы приносили, за что будет довольная дача"
Ярым сторонником активного привлечения широких слоев населения к
краеведческим исследованиям был В.И. Татищев. В 1734 г. он разослал по
России анкету из 92 вопросов, а в 1737 г. на 198 вопросов для сбора данных
об отдельных территориях для своей «Истории Российской с древнейших
времен».
В 1760 г. М.В. Ломоносов разослал Академическую анкету, ответы на
которую просил направить в Академию наук. М.В. Ломоносов, сам русский
народный самородок, стремился привлечь "малых, особливо крестьянских
детей к приискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней".
Появляются действительно интересные работы «ученых из народа».
«Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского
государства» И.И. Лепехина (17801790 гг.); «Исторические начатки о
двинском народе» (1785 г.), «Начертание истории г. Холмогор (1790 г.),
«Краткую историю о городе Архангельском» (1792 г.) В.В. Крестинина;
«Нищие на святой Руси» (1862 г.), История кабаков в России в связи с
историей Русского народа (1868 г.) И.Г. Прыжкова
Практика, как основа познания мира, окружающей
действительности была одним из лейтмотивов реформ, проводимых в
области образования в России на протяжении XVIII и XIX веков. Именно это
направление активно развивали Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, А.Н. Радищев.
Благодаря их деятельности в среде педагогической общественности
появилось значительное число сторонников,
так называемого
«экскурсионного метода» исследовательской деятельности. Н.И. Новиков в
статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей
ваших из книг или по изустному наставлению учится тому. что они сами
могут видеть, слышать и чувствовать». Подобные педагогические идеи
нашли отражение в ряде документов той поры "Уставе народным училищам
в Российской империи" 1786 года, а также "Уставе учебных заведений,
подведомственных университетам" 1804 года.
Программы, утвержденные для народных училищ в 1782 г.,
предписывали собирать учителям и использовать различные краеведческие
сведения, записывать важнейшие местные события, "дабы история
Российского государства имела со временем достоверные памятники
В XIX веке в странах Западной Европы, а также России большую
популярность приобретает идея «наглядности» в школьном образовании,сформулированная ещё в пору Песталоцци, а также идеи связанные с
развитием творческих способностей ребёнка, как условия успешного
обучения. «Природные способности человека, природосообразно развитые
элементарно поставленным обучением наблюдению, языку, числу и форме
одинаково сказываются на всех отраслях человеческих знаний».
На первый план выступает идея прагматизации знания, возможность
его практического применения. Так в книге Ф. Гансберга «Творческая работа
в школе» переведённой с немецкого языка и изданной в 1913 году, прямо
говорится, что "...всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку
оно может быть применено к современности и к будущему, к нашей жизни и к
развитию человечества. Применимость вот пробный камень для всякого
знания, называется ли оно биологией или социологией. Применимость знаний
это был своего рода социальный заказ в условиях формирующегося
индустриальнобуржуазного общества.
Подобные идеи в России пробивали себе дорогу не просто, что,
безусловно, связано с условиями ее исторического развития в XIX веке.
Одним из первых, кто на практике использовал различные формы
исследовательской деятельности учащихся, был декабрист И. Д. Якушкин,
будучи в ссылке, преподававший в Ялуторовской женской школе. Он был
одним из первых энтузиастов и организаторов экскурсионной работы и
туризма с детьми. В частности, он практиковал летние походы и экскурсии с
целью изучения окружающей природы.
В конце XIX и, особенно в начало XX века, туристскоэкскурсионному
направлению исследовательской деятельности в отечественной педагогике
стало уделяться повышенное внимание. В этом виде педагогической
деятельности объединились интересы общества, педагогов и самих учащихся.
Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения
получения научно практического знания принадлежит К.Д. Ушинскому,
А.Я. Герду, П.Ф. Каптереву.
Теоретически обосновал краеведческие исследования К. Д. Ушинский.
«День, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель,
проведенных на учебной скамье», утверждал он. «Отечествоведение» так
определил эту отрасль знаний известный методист географии и русского
языка Д.Д. Семенов. «...Преподавание географии начинается с географии
окрестностей, с изучения плана того класса, в котором дети сидят». А.Я.
Герд ввёл в практику преподавания естествознания экскурсию, как метод
обучения. Он считал, что задача учителя заключается в том, чтобы поставить
учащегося в положение маленького исследователя. Но дети не могут
исследовать то, что недоступно их непосредственному наблюдению или
переживанию.
Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно
рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ
оздоровления и закалки. В отношении преподавания, использующегокраеведческий подход он писал «Вообще все, что преподается в школе,
должно быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из
наблюдения над жизнью, насколько это возможно». Н.Ф. Бунаков и В.П.
Вахтеров разработали методику широкого применения краеведческих знаний
в обучении. П.Ф.Каптерев в 1885 году в своей работе «Дидактические
очерки» писал: «...Несомненно, придёт время, когда кругосветное
путешествие, в видах учебновоспитательных, будет необходимым элементом
серьёзного общего образования, ...педагогу нужно серьёзно озаботиться тем,
чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и
понятия были приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток
основательности и твёрдости в знаниях».
1.2 История развития детскоюношеского туризма в 19 веке.
Первые массовые ученические экскурсии были проведены в 1892 г.
Крымским горным клубом для учеников одесских реальных училищ. В
начале XX века в стране по некоторым подсчётам существовало около 100
организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот
период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ,
главная цель которых знакомство и изучение родного края, организация
познавательнообразовательных экскурсий и научных путешествий в
различные уголки страны. При этом участники экскурсий занимались не
только созерцанием красот природы и историкокультурных памятников, но
и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых
старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных
заведений.
В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и
оставивших о себе добрую память можно назвать: Кавказский альпийский
клуб в Тифлисе,
КрымскоКавказский горный клуб в Одессе,
Владикавказский горный клуб, Московское общество грамотности, Тверское
общество внешкольного развития учащихся.
Общество содействия
экскурсиям учеников, созданное при Курском реальном училище, общество
организации путешествий учеников при Тверской женской гимназии Л.А.
РимскойКорсаковой, физикоматематический кружок при Ярославской
мужской гимназии, научное общество при Тенищевском училище в Санкт
Петегбурге и др. Тематика и направления деятельности этих обществ были
весьма разнообразны.
К концу XIX века было многое сделано для того, чтобы вовлечь
учительство в туристскоэкскурсионную работу.
Были намечены
многодневные маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по
Кавказу и один по Урал. Эти районы и сегодня являются популярными вдетском туризме. Близ Пятигорска в 1907 г. P.P. Лейцингером был создан так
называемый Ученический приют, через который только в 1909 г. прошли 119
групп.
Подобная активная работа учителей не осталась незамеченной
властями. Так, Министерство Народного просвещения в 1910 году
рекомендовало к включению в учебные программы экскурсии, как вид
оздоровительноисследовательской деятельности.
Идя навстречу
многочисленным
просьбам руководителей ученических обществ,
Министерство путей сообщения ввело в 1899 году общий льготный тариф
для всех железных дорог на летний период. По этому тарифу было
предоставлено право бесплатного проезда на расстояния до 50 верст
ученикам и ученицам низших учебных заведений в сопровождении лиц
воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу 3 класса. Позже
льготный тариф для ученических экскурсий стал действовать на большее
расстояние, но со скидкой в 75% со стоимости билетов. А с 1906 года льготы
были сокращены до 50%, зато доехать по нему можно было даже от Санкт
Петербурга до Кавказа.
В начале XX века издавались специализированные туристско
«Русский турист» в СанктПетербурге,
экскурсионные журналы:
«Экскурсионный вестник» в Москве, «Записки КрымскоКавказского
Горного клуба» в Одессе, где каждое общество стремилось на страницах
печати поделиться своим опытом. Еще в 1899 г на страницах журнала
«Русский турист» была учреждена специальная рубрика «О школьных
путешествиях и образовательных прогулках». Здесь приводился опыт
проведения экскурсий в школах России.
Одним из первых, кто в начале XX века обосновал значение дальних
экскурсий, их воспитательнообразовательный смысл, был И.М. Гревс. Он
писал, что «главная, самая определяющая черта в природе экскурсии это
непосредственное соприкосновение человека с миром через активное
путешествие к нему». А так же: «Путешествие это один из величайших
факторов развития культуры. В 1903 г. в СанктПетербурге издается книга
«Образовательные прогулки по России». В 1910 году известными в
дореволюционной России методистами естественнонаучных дисциплин Б.Е.
Райковым и Г.И. Бочем была выпущена книга «Школьные экскурсии, их
значение и организация». В 1921 году по рекомендации Н.К. Крупской эта
работа была переиздана вновь.
1.4. Развитие детскоюношеского туризма в революционный
период и во время правления Советской власти.
Туристскокраеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы
была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме
многодневных (610 дней) экскурсий, путешествий, так называемых«кочёвок». Главной их тематикой было изучение естественноисторических
дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов.
Примечательно, что уже в 1918 г. в Наркомпросе организуется специальное
бюро школьных экскурсий. По поручению наркома А.А Луначарского
профессор И.И. Полянский организовал к маю 1919 г. 6 экскурсионных
станций для экскурсионноисследовательской работы с учащимися и
учителями единой трудовой школы. Организационнометодическая сторона
туризма и краеведения определялась в то время работами И.М. Гревса, Н.П.
Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н. К. Крупской. Как писал И.М.
Гревс в первом номере журнала «Экскурсионный вестник»: "Сделать
экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей нового
времени. Крупская определяла роль экскурсий так: «Экскурсия имеет
громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена.
Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё черпать всё, что
возможно».
В конце 20хгодов Обществом пролетарского туризма и экскурсий был
объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков
пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных
туристов. Академик А.Е. Ферсман, сразу оценивший возможную пользу
походов, писал, что «от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей
работы в области не только научных открытий, но и завоеваний большого
хозяйственного значения».
В тридцатые годы в практике многих советских педагогов значительное
место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С.
Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях
воспитания.
Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок
коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт
туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что
нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии
и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников.
В предвоенные годы усилению туристскокраеведческой работы среди
детей способствовал ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР
приняла постановление «Экскурсионнотуристическую работу среди детей на
высшую ступень», к котором поручалось «краевым, областным и районным
отделам народного образования совместно с детскими коммунистическими
организациями принять все меры к организации в городах, рабочих и
важнейших колхозных районах детских экскурсионнотуристических станций
и баз на них, проводя через последние методическую работу». В 1937 году
был объявлен Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным
сырьем.
В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О
детском туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. «Детскийтуризм и экскурсии, заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии
Наркомпроса, это такой вид учебновоспитательной работы, в который
должны быть вовлечены все учащиеся». Туризм и экскурсии преследуют
прежде всего общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут
элементы физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к
участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941
года была объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по
местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек.
В годы Великой Отечественной войны туристскокраеведческая
деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети
собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев
Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.
В послевоенные и начале 50х годов детский туризм стал массовым.
Многие учителя бывшие фронтовики организовывали походы по местам
сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это
время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство
воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Настоящее моральное
воспитание невозможно без эмоционального общения с природой». Его
многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили
познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40х начале 50х
годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей,
а позже Всероссийские и Всесоюзные.
24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об
укреплении связи школы с жизнью». Были утверждены новые учебные планы,
программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к
преподаванию школьных предметов значение экскурсий, наблюдений в
природе.
В середине 60х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой
славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам
революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в
крепостигерое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов
человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в
порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в
братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты
проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде,
Иванове, Минске, Ереване, 12й (и последний) слет проходил уже под другим
названием.
В 70е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных
экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция
«Моя Родина СССР».
Экспедиция была посвящена 50летию образования Советского Союза и
50летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной
целью являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовыхтрадициях советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей
многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось
создать экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест,
такие отряды удалось создать более чем в 20% классов. Проводились слёты
лучших экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих
материалов, создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами.
В тридцатых начале пятидесятых годов создаются детские
экскурсионнотуристские станции
которые становятся
инструктивнометодическими и организационными центрами туристской,
краеведческой и экскурсионной работы на местах. В их кружках получает
широкое развитие исследовательский метод в туристскокраеведческой
деятельности учащихся.
(ДЭТС),
Анализируя работу кружков станций юных туристов и Домов пионеров
С. Истомин писал: "Формы и метода поисковоисследовательской работы в
школьном туризме настолько многогранны, что позволяют удовлетворить
всевозрастающие интересы школьников".
С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа
туристскокраеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену
экспедиции «Моя Родина СССР».
1.5. Развитие детскоюношеского туризма в Республтке
Адыгея.
Рассматривая историю зарождения детского туризма в Адыгее мы
вновь обращаемся к самым интересным и познавательным местам республики.
Хаджох в прошлом веке горский аул, где жили адыги, которые
занимались садоводством, охотой, скотоводством и различными ремеслами
уже в то время удивлял своей первозданной красотой. В Кавказскую
войну он превратился в непреступную крепость, стал центром сопротивления
горцев. После падения аула Гуниб в Дагестане сподвижник Шамиля Мухамед
Эмин возглавил 4х тысячное войско в Хаджохе. Впервые о красотах этих
мест узнало правительство России из докладов царских офицеров воевавших
в этих местах. Уже тогда предполагалось Адыгею развивать как туристскую
территорию. Детский туризм в Республике Адыгея имеет давнюю
историю. Еще в прошлом веке ущелья и горы Адыгеи посещали с туристской
целью передовая интелегенция и офицеры царской армии. В начале 20 века в
район поселка Гузерипль, окрестности станицы Хаджох, на высокогорное
пастбище Лагонаки отправлялись школьники Адыгеи в свои первые
путешествия. Конечно, первые природнопознавательные прогулки, делались
в окрестностях сел, аулов, станиц г. Майкопа. Как и по всей стране в
первые годы изучалась природа своего родного края, посещались и
описывались объекты природного комплекса (леса, луга, реки, ручьи, пруды),изучались почвы, растительный и животный мир. Большую роль в изучении
родного края играла краеведческая работа. В 1936 г. в горной части
Адыгеи был организован 30й Всесоюзный туристский маршрут и построена
первая туристская база Хаджохская турбаза «Горная». В 1940 была построен
филиал турбазы приют «Кавказ» в поселке лесорубов Гузерипль. Маршрут
начинался в Хаджохе с турбазы «Горная», а оттуда шли пешком вдоль
живописного ущелья реки Белой в поселок Гузерипль, а затем по хребтам и
перевалам Главного Кавказского хребта к Черному морю.
Открытие этого туристского маршрута для взрослых
активизировало и детский туризм. Вместе с походами выходного дня,
экскурсиями в предгорья и низкосреднегорную часть республики ребята
стали совершать и многодневные походы, используя тропы 30го маршрута,
ночуя на оборудованных приютах и в балаганах.
Большое внимание уделялось и краеведческой работе. Эту
работу проводили в школьных туристских кружках организуемых
Адыгейской областной станцией юных туристов и финансируемых за счет
бюджета по линии образования.
В школах создавались краеведческие кружки, ведь столько интересного
надо было изучить древние дольмены, стоянки древнего человека,
геологические обнажения реки Белой, природные комплексы высокогорья,
карстовые пещеры плато ЛагоНаки, ледники горной группы Фишта. Детям
всегда интересна история тех мест, где проходит их маршрут.