Исторические аспекты туристско краеведческого развития детско-юношеского туризма.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Истоки зарождения детско-юношеского туризма. Как социальное явление нового времени детско-юношеский туризм и краеведение являются детищем промышленной революции, когда появление буржуазных отношений в Западной Европе породило новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На историческую сцену в эпоху Возрождения выступил идеал формирования всесторонне развитой личности. Одной из первых попыток использования туристских походов в воспитательных и образовательных целях была организация подобных занятий в «Доме игр» - школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия). Его воспитанники совершали однодневные и многодневные походы в предгорьях Альп. Активными сторонниками использования туристских походов в целях физического воспитания и образования учащихся были: И. Меркуриалис, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес. Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтель.
Иконка файла материала Исторические аспекты туристско краеведческого развития детско.doc
Исторические аспекты туристско  краеведческого развития детско­юношеского туризма. Истоки зарождения детско­юношеского туризма.        Как социальное явление нового времени детско­юношеский туризм и  краеведение являются детищем промышленной революции, когда появление  буржуазных отношений в Западной Европе породило новые требования к  воспитанию подрастающего поколения. На историческую сцену в эпоху  Возрождения выступил идеал формирования всесторонне развитой личности.  Одной из первых попыток использования туристских походов в  воспитательных и образовательных целях была организация подобных занятий в «Доме игр» ­ школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе  (Северная Италия).  Его воспитанники совершали однодневные и  многодневные походы в предгорьях Альп. Активными сторонниками  использования туристских походов в целях физического воспитания и  образования учащихся были: И. Меркуриалис, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес.  Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтель.  В   конце   XVII,   начале   XVIII   веков   в   школах   Англии,   Франции, Германии,   Австрии,   Швейцарии   и   других   стран   при   изучении   отдельных предметов  учителя   стали   использовать   пешеходные  прогулки   и   поездки   в окрестности.   Такие   простейшие   формы   путешествий   получили   название экскурсий.   При   этом   необходимость   развития   исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами эпохи Просвещения.   Значимость   наглядных,   исследовательских   методов   в образовательном   процессе неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А. Коменский, Ж­Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег. В школах нового типа ­коллегиях учащимся раз в неделю предоставлялся один рекреационный (свободный   день),   который,   в   основном,   использовался   для   прогулок   и походов   с   познавательными   целями.   Разрабатывая   программу общедоступных   средних   школ   Я.А.   Коменский   предлагал:   "...в   конце обучения два или три года  останутся для путешествий".    В России интерес к путешествиям исторически оказался тесно связан с краеведением. Сведения о прошлом селений, городов и областей, вошли в местные и общерусские летописи. Поэтому мы вправе считать их первыми краеведческими   исследованиями   в   нашей   стране.   В   конце   XVII   в.   С.У. Ремизов создает первый русский атлас по этнографии и археологии.  1.1 Развитие детско­юношеского туризма  в 18 веке.           Начало стимулируемых краеведческих исследований относится к эпохе преобразований начала XV1I1 века и связано с Указом Петра I от 13 февраля1718   года,   в   котором   предписывалось   докладывать   царю   обо   всех любопытных находках, а тех, кто их обнаружит ­ награждать. "Также, если кто   найдет   в   земле   или   в   воде   какие   старые   вещи,   а   именно:   каменья необыкновенные,   кости   человеческие   или   скотские,   рыбьи   или   птичьи,   не такие какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду или прочее все, что зело старо и необыкновенно ­ також бы приносили, за что будет довольная дача"  Ярым сторонником активного привлечения широких слоев населения к краеведческим исследованиям был В.И. Татищев. В 1734 г. он разослал по России анкету из 92 вопросов, а в 1737 г. на 198 вопросов ­ для сбора данных об отдельных территориях для своей «Истории Российской с древнейших времен». В 1760 г. М.В. Ломоносов разослал Академическую анкету, ответы на которую просил направить в Академию наук. М.В. Ломоносов, сам русский народный   самородок,  стремился   привлечь  "малых,   особливо   крестьянских детей к приискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней".  Появляются   действительно   интересные   работы   «ученых   из   народа». «Дневные   записки   путешествия   по   разным   провинциям   Российского государства»   И.И.   Лепехина   (1780­1790   гг.);   «Исторические   начатки   о двинском   народе»   (1785   г.),   «Начертание   истории   г.   Холмогор   (1790   г.), «Краткую   историю   о   городе   Архангельском»   (1792   г.)   В.В.   Крестинина; «Нищие   на   святой   Руси»   (1862   г.),   История   кабаков   в   России   в   связи   с историей Русского народа (1868 г.) И.Г. Прыжкова                  Практика,   как   основа   познания   мира,   окружающей действительности   была   одним   из   лейтмотивов   реформ,   проводимых   в области образования в России на протяжении XVIII и XIX веков. Именно это направление активно развивали Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, А.Н. Радищев. Благодаря   их   деятельности   в   среде   педагогической   общественности появилось   значительное   число   сторонников,   так   называемого «экскурсионного метода» исследовательской деятельности. Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учится тому. что они сами могут   видеть,   слышать   и   чувствовать».     Подобные   педагогические   идеи нашли отражение в ряде документов той поры ­ "Уставе народным училищам в   Российской   империи"   1786   года,   а   также   "Уставе   учебных   заведений, подведомственных университетам" 1804 года.                                  Программы, утвержденные для народных училищ в 1782 г., предписывали   собирать   учителям   и   использовать   различные   краеведческие сведения,   записывать   важнейшие   местные   события,   "дабы   история Российского государства имела со временем достоверные памятники  В   XIX   веке   в   странах   Западной   Европы,   а   также   России   большую популярность   приобретает   идея   «наглядности»   в   школьном   образовании,сформулированная   ещё   в   пору   Песталоцци,   а   также   идеи   связанные   с развитием   творческих   способностей   ребёнка,   как   условия   успешного обучения.   «Природные   способности   человека,   природосообразно   развитые элементарно поставленным  обучением наблюдению, языку, числу и форме одинаково сказываются на всех отраслях человеческих знаний».    На первый план выступает идея прагматизации знания, возможность его практического применения. Так в книге Ф. Гансберга «Творческая работа в школе» переведённой с немецкого языка и изданной в 1913 году, прямо говорится, что "...всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку оно может быть применено к современности и к будущему, к нашей жизни и к развитию   человечества.   Применимость  ­   вот   пробный   камень   для   всякого знания, называется ли оно биологией или социологией.  Применимость знаний ­   это   был   своего   рода   социальный   заказ   в   условиях   формирующегося индустриально­буржуазного общества. Подобные   идеи   в   России   пробивали   себе   дорогу   не   просто,   что, безусловно,   связано   с   условиями   ее   исторического   развития   в   XIX   веке. Одним   из   первых,   кто   на   практике   использовал   различные   формы исследовательской деятельности учащихся, был декабрист И. Д. Якушкин, будучи в ссылке, преподававший в Ялуторовской женской школе. Он был одним   из   первых   энтузиастов   и   организаторов   экскурсионной   работы   и туризма с детьми. В частности, он практиковал летние походы и экскурсии с целью изучения окружающей природы. В конце XIX и, особенно в начало XX века, туристско­экскурсионному направлению   исследовательской   деятельности   в   отечественной   педагогике стало   уделяться   повышенное   внимание.   В   этом   виде   педагогической деятельности объединились интересы общества, педагогов и самих учащихся. Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения получения   научно   ­   практического   знания   принадлежит   К.Д.   Ушинскому, А.Я. Герду, П.Ф. Каптереву.           Теоретически обосновал краеведческие исследования К. Д. Ушинский. «День,   проведенный   ребенком   среди   рощ   и   полей...   стоит   многих   недель, проведенных на учебной скамье», утверждал он. «Отечествоведение» ­ так определил   эту   отрасль   знаний   известный   методист   географии   и   русского языка   Д.Д.   Семенов.   «...Преподавание   географии   начинается   с   географии окрестностей, с изучения плана того класса, в котором дети сидят».   А.Я. Герд   ввёл   в   практику   преподавания   естествознания   экскурсию,   как   метод обучения. Он считал, что задача учителя заключается в том, чтобы поставить учащегося   в   положение   маленького   исследователя.   Но   дети   не   могут исследовать   то,   что   недоступно   их   непосредственному   наблюдению   или переживанию.   Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ оздоровления   и   закалки.   В   отношении   преподавания,   использующегокраеведческий   подход   он   писал   «Вообще   все,   что   преподается   в   школе, должно быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения над жизнью, насколько это возможно».   Н.Ф. Бунаков и В.П. Вахтеров разработали методику широкого применения краеведческих знаний в   обучении.   П.Ф.Каптерев   в   1885   году   в   своей   работе   «Дидактические очерки»   писал:   «...Несомненно,   придёт   время,   когда   кругосветное путешествие, в видах учебно­воспитательных, будет необходимым элементом серьёзного общего образования, ...педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности и твёрдости в знаниях». 1.2 История развития детско­юношеского туризма в 19 веке.   Первые   массовые   ученические   экскурсии   были   проведены   в   1892   г. Крымским   горным   клубом   для   учеников   одесских   реальных   училищ.     В начале XX века в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель которых ­ знакомство и изучение родного края, организация познавательно­образовательных   экскурсий   и   научных   путешествий   в различные   уголки   страны.   При   этом   участники   экскурсий   занимались   не только созерцанием красот природы и историко­культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений.                      В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и оставивших   о   себе   добрую   память   можно   назвать:   Кавказский   альпийский клуб   в   Тифлисе,   Крымско­Кавказский   горный   клуб   в   Одессе, Владикавказский горный клуб, Московское общество грамотности, Тверское общество   внешкольного   развития   учащихся.   Общество   содействия экскурсиям учеников, созданное при Курском реальном училище, общество организации   путешествий   учеников   при   Тверской   женской   гимназии   Л.А. Римской­Корсаковой,   физико­математический   кружок   при   Ярославской мужской  гимназии, научное общество  при  Тенищевском  училище  в Санкт­ Петегбурге и др.  Тематика и направления деятельности этих обществ были весьма разнообразны. К   концу   XIX   века   было   многое   сделано   для   того,   чтобы   вовлечь учительство   в   туристско­экскурсионную   работу.   Были   намечены многодневные маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по Урал.   Эти районы и сегодня являются популярными вдетском туризме. Близ Пятигорска в 1907 г. P.P. Лейцингером был создан так называемый Ученический приют, через который только в 1909 г. прошли 119 групп. Подобная   активная   работа   учителей   не   осталась   незамеченной властями.   Так,   Министерство   Народного   просвещения   в   1910   году рекомендовало   к   включению   в   учебные   программы   экскурсии,   как   вид оздоровительно­исследовательской   деятельности.   Идя   навстречу многочисленным     просьбам   руководителей   ученических   обществ, Министерство путей сообщения ввело в 1899 году общий льготный тариф для   всех   железных   дорог   на   летний   период.   По   этому   тарифу   было предоставлено   право   бесплатного   проезда   на   расстояния   до   50   верст ученикам   и   ученицам   низших   учебных   заведений   в   сопровождении   лиц воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу 3 класса. Позже льготный   тариф   для   ученических   экскурсий   стал  действовать   на   большее расстояние, но со скидкой в 75% со стоимости билетов. А с 1906 года льготы были сокращены до 50%, зато доехать по нему можно было даже от Санкт­ Петербурга до Кавказа. В   начале   XX   века   издавались   специализированные   туристско­   «Русский   турист»   в   Санкт­Петербурге, экскурсионные   журналы: «Экскурсионный   вестник»   в   Москве,   «Записки   Крымско­Кавказского Горного   клуба»  в  Одессе,   где   каждое   общество   стремилось   на   страницах печати   поделиться   своим   опытом.   Еще   в   1899   г   на   страницах   журнала «Русский   турист»   была   учреждена   специальная   рубрика   «О   школьных путешествиях   и   образовательных   прогулках».   Здесь   приводился   опыт проведения экскурсий в школах России.              Одним из первых, кто в начале XX века обосновал значение дальних экскурсий,   их   воспитательно­образовательный   смысл,   был   И.М.   Гревс.   Он писал, что «главная, самая определяющая черта в природе экскурсии ­ это непосредственное   соприкосновение   человека   с   миром   через   активное путешествие   к   нему».  А   так   же:  «Путешествие  ­   это   один   из   величайших факторов развития культуры.   В 1903 г. в Санкт­Петербурге издается книга «Образовательные   прогулки   по   России».   В   1910   году   известными   в дореволюционной  России методистами  естественнонаучных  дисциплин  Б.Е. Райковым   и   Г.И.   Бочем   была   выпущена   книга   «Школьные   экскурсии,   их значение и организация». В 1921 году по рекомендации Н.К. Крупской эта работа была переиздана вновь. 1.4.   Развитие   детско­юношеского   туризма   в   революционный период и во время правления Советской власти. Туристско­краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме многодневных   (6­10   дней)   экскурсий,   путешествий,   так   называемых«кочёвок». Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин,   сельскохозяйственного   труда   и   кустарных   промыслов. Примечательно, что уже в 1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро   школьных   экскурсий.   По   поручению   наркома   А.А   Луначарского профессор   И.И.   Полянский   организовал   к   маю   1919   г.   6   экскурсионных станций   для   экскурсионно­исследовательской   работы   с   учащимися   и учителями единой трудовой школы. Организационно­методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н. К. Крупской. Как писал И.М. Гревс   в   первом   номере   журнала   «Экскурсионный   вестник»:   "Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей нового времени.     Крупская   определяла   роль   экскурсий   так:   «Экскурсия   имеет громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена. Надо   научиться   наблюдать   жизнь   и   стараться   из   неё   черпать   всё,   что возможно». В конце 20­хгодов Обществом пролетарского туризма и экскурсий был объявлен   Всесоюзный   исследовательский   поход   «За   сырьем   для   станков пятилетки»,  в   котором   приняли   участие   большое   количество   групп   юных туристов.   Академик   А.Е.   Ферсман,   сразу   оценивший   возможную   пользу походов, писал, что «от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей работы в области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного значения». В тридцатые годы в практике многих советских педагогов значительное место   занимали   туристские   походы   и   экскурсии.   Интересен   опыт   А.С. Макаренко,   который   широко   применял   коллективные   походы   в   целях воспитания.                     Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок коллективу   за   успехи   учебного   и   трудового   года.   Анализируя   опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников.  В предвоенные годы усилению туристско­краеведческой работы среди детей   способствовал   ряд   мер.   В   1932   г.   коллегия   Наркомпроса   РСФСР приняла постановление «Экскурсионно­туристическую работу среди детей на высшую ступень», к котором поручалось «краевым, областным и районным отделам народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями   принять   все   меры   к   организации   в   городах,   рабочих   и важнейших колхозных районах детских экскурсионно­туристических станций и баз на них, проводя через последние методическую работу».   В 1937 году был объявлен Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем.   В   1940   году   был   издан   приказ   Наркома   просвещения   РСФСР   «О детском туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. «Детскийтуризм и экскурсии, ­ заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса,   ­   это   такой   вид   учебно­воспитательной   работы,   в   который должны   быть   вовлечены   все   учащиеся».   Туризм   и   экскурсии   преследуют прежде всего общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы физической закалки и подготовки будущего бойца.   За 1940 г. к участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года   была   объявлены   Всесоюзные   экспедиции   пионеров   и   школьников   по местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек. В   годы   Великой   Отечественной   войны   туристско­краеведческая деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети собирали   дикорастущие   полезные   растения,   записывали   биографии   героев Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов. В послевоенные и начале 50­х годов детский туризм стал массовым. Многие учителя ­ бывшие фронтовики ­ организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал:  «Настоящее моральное воспитание   невозможно   без   эмоционального   общения   с   природой».   Его многочисленные   прогулки   с   детьми   в   лес,   к   реке,   в   поле   носили познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40­х начале 50­х годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а позже ­ Всероссийские и Всесоюзные.                          24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью». Были утверждены новые учебные планы, программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к преподаванию   школьных   предметов   значение   экскурсий,   наблюдений   в природе. В середине 60­х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой славы   отцов».   Первый   Всесоюзный   слёт   участников   похода   по   местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в крепости­герое   Бресте.   В   походе   приняли   участие   более   трех   миллионов человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок   места   захоронений,   устанавливались   имена   тех,   кто   погребен   в братских   могилах.   Было   проведено   11   этапов   похода.   Всесоюзные   слёты проводились   в   Москве,   Ленинграде,   Киеве,   Ульяновске,   Волгограде, Иванове, Минске, Ереване, 12­й (и последний) слет проходил уже под другим названием. В 70­е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина ­ СССР». Экспедиция была посвящена 50­летию образования Советского Союза и 50­летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовыхтрадициях советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей многонациональной   страны.   В   школах   в   каждом   классе   предполагалось создать экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды удалось создать более чем в 20% классов. Проводились слёты лучших   экспедиционных   отрядов,   конференции,   выставки   краеведческих материалов, создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами. В   тридцатых   ­   начале   пятидесятых   годов   создаются   детские экскурсионно­туристские   станции     которые   становятся инструктивно­методическими   и   организационными   центрами   туристской, краеведческой и экскурсионной работы на местах. В их кружках получает широкое   развитие   исследовательский   метод   в   туристско­краеведческой деятельности учащихся. (ДЭТС),  Анализируя работу кружков станций юных туристов и Домов пионеров С. Истомин писал: "Формы и метода поисково­исследовательской работы в школьном туризме настолько многогранны,   что   позволяют  удовлетворить всевозрастающие   интересы школьников". С   1992   г.   в   Российской   Федерации   осуществляется   программа туристско­краеведческого   движения   «Отечество»,   пришедшая   на   смену экспедиции «Моя Родина ­ СССР». 1.5.   Развитие   детско­юношеского   туризма   в   Республтке Адыгея.              Рассматривая историю зарождения детского туризма в Адыгее мы вновь обращаемся к самым интересным и познавательным местам республики. Хаджох   в   прошлом   веке   горский   аул,   где   жили   адыги,   которые занимались садоводством, охотой, скотоводством и различными ремеслами уже в то время удивлял своей первозданной красотой.             В Кавказскую войну он превратился в непреступную крепость, стал центром сопротивления горцев. После падения аула Гуниб в Дагестане сподвижник Шамиля Мухамед Эмин возглавил 4­х тысячное войско в Хаджохе. Впервые о красотах этих мест узнало правительство России из докладов царских офицеров воевавших в этих местах. Уже тогда предполагалось Адыгею развивать как туристскую территорию.               Детский   туризм   в   Республике   Адыгея   имеет   давнюю историю. Еще в прошлом веке ущелья и горы Адыгеи посещали с туристской целью передовая интелегенция и офицеры царской армии.  В начале 20 века в район   поселка   Гузерипль,   окрестности   станицы   Хаджох,   на   высокогорное пастбище   Лагонаки   отправлялись   школьники   Адыгеи   в   свои   первые путешествия. Конечно, первые природно­познавательные прогулки, делались в окрестностях сел, аулов, станиц г. Майкопа.              Как и по всей стране в первые   годы   изучалась   природа   своего   родного   края,   посещались   и описывались объекты природного комплекса (леса, луга, реки, ручьи, пруды),изучались почвы, растительный и животный мир. Большую роль в изучении родного края играла краеведческая работа.            В 1936 г. в горной части Адыгеи был организован 30­й Всесоюзный туристский маршрут и построена первая туристская база Хаджохская турбаза «Горная». В 1940 была построен филиал турбазы приют «Кавказ»  в поселке лесорубов Гузерипль. Маршрут начинался в Хаджохе с турбазы «Горная»,   а оттуда шли пешком     вдоль живописного ущелья реки Белой  в поселок Гузерипль, а затем по хребтам и перевалам Главного Кавказского хребта к Черному морю.                      Открытие   этого   туристского   маршрута   для   взрослых активизировало   и   детский   туризм.   Вместе   с   походами   выходного   дня, экскурсиями   в   предгорья   и   низко­среднегорную   часть   республики   ребята стали совершать и многодневные походы, используя тропы 30­го маршрута, ночуя на оборудованных приютах и в балаганах.                    Большое внимание уделялось и краеведческой работе.   Эту работу   проводили   в   школьных   туристских   кружках   организуемых Адыгейской областной станцией юных туристов и финансируемых за счет бюджета по линии образования.  В школах создавались краеведческие кружки, ведь столько интересного надо   было   изучить   ­   древние   дольмены,   стоянки   древнего   человека, геологические обнажения реки Белой, природные комплексы высокогорья, карстовые пещеры плато Лаго­Наки, ледники горной группы Фишта. Детям всегда интересна история тех мест, где проходит их маршрут.