Историко-литературная гостиная-конференция "С Великим Пушкиным до Великой Победы" для 5-11 классов
Оценка 4.9

Историко-литературная гостиная-конференция "С Великим Пушкиным до Великой Победы" для 5-11 классов

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
история +1
5 кл—11 кл
05.03.2020
Историко-литературная гостиная-конференция "С Великим Пушкиным до Великой Победы" для 5-11 классов
Гостиная-конференция была посвящена памяти Пушкина, в ней рассматривался материал как Связан Пушкин с Великой Отечественной войной.
Методическая разработка.docx

ГБОУ «Корочанская школа-интернат».

Заочный региональный конкурс «Пусть всегда будет мир!»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Сценарий историко-литературной гостиной-конференции

«С Великим Пушкиным до Великой Победы!»

для учащихся 5-11 классов,

 посвящённая 75-летию Великой Победы и Дню памяти А.С. Пушкина.

 

Номинация «Память войны стучит нам в сердца».

 

 

 

 

 

 

Авторская идея: учитель литературы и музыки

Дидыченко Светлана Валерьевна,

Подготовка и реализация: учителя

русского языка и литературы

«Корочанской школы-интерната».

 

 

Короча, январь-февраль 2020.

I.Актуальность.

Ежегодно в нашей школе-интернате проводится Пушкинская декада, она проходит в Пушкинские дни памяти с 27 января по 7 февраля. С начала 2019-2020 учебного года у меня зародилась идея собрать материал по теме «Пушкин и Великая Отечественная война». Эту идею поддержали коллеги – учителя русского языка и литературы, учащиеся школы. Продолжая дело Гессена, выпускника нашей Мужской гимназии, которой была наша школа, школьный коллектив начал

кропотливую работу по сбору этих материалов. В основном это воспоминания тех, кто прошел через лихолетье войны. Свидетельства их, разрозненные по книгам, чаще – газетным публикациям и журналам (их появлялось особенно много в юбилейные 1999 и 2000, 2015 годы), помогли составить яркую и убедительную картину присутствия на войне А. С. Пушкина и его животворящего слова. В основном этот материал находили школьники и учителя на просторах интернета, в библиотеке города, школы.

Цель данной работы: обобщив многочисленные свидетельства, доказать, что Великий Пушкин и Великая Победа неразделимы, что выстоять и победить в Великой Отечественной войне русский народ смог и потому, что с ним был Пушкин.

Конкретно мы попытались сделать следующее:

1. Насколько возможно убедительно показать, как первый поэт России, бывший для солдат одним из символов Родины, являлся созидателем той духовной основы, благодаря которой и была одержана победа в Великой Отечественной войне.

2. Привести яркие примеры того, как Пушкин сражался с врагом своим бессмертным словом и самим именем своим.

3. Рассказать о том, какими героическими защитниками земли русской в годы войны были потомки поэта.

На МО учителей литературы было решено провести литературную гостиную, с историческими фактами –доказательствами, которые нашли. Был составлен сценарий, в сопровождении презентации, подобрано музыкальное сопровождение, были подготовлены ученики: чтецы, ведущие, учащиеся, которые подготовили сообщения - доклады с историческими фактами и доказательствами.  Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм внеклассной работы по предметам «Литература» и «Русский язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка». Мы впервые соединили две формы работы с учениками это гостиная и конференция. Можно сказать, что это у нас получилось, учащиеся школы ещё долго обсуждали материалы конференции и высказывали свои мнения.

Цели и задачи гостиной – конференции:

*    формировать культурообразное мышление учащихся на основе интеграции знаний, полученных на уроках русского языка, литературы, истории, музыки, в том числе исследовательской деятельности по материалам конференции;

*    обогащение духовного мира учащихся, коррекция их эмоциональной сферы;

*    развитие интереса к собранному материалу, к самостоятельной деятельности (поиску нужной информации), к творчеству Великого поэта;

*    развитие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья; обогащение фонда жизненных впечатлений;

*    формированию у детей понимания сопричастности Великого Пушкина с Великой Отечественной войной, чувства гордости за Родину, за великий русский народ.

*    формирование умения участвовать в конференции, включая подготовку, обсуждение докладов и сообщений, связанных с 75-летием Великой Победы и с именем Пушкина;

*    показать значение произведений А. С. Пушкина на Великой Отечественной войне, обобщить и рассказать о потомках поэта – участников войны.

 

 

 

 

 

Сценарий историко – литературной гостиной- конференции,

посвящённой 75-летию Великой Победы и Дню памяти А.С. Пушкина.

«С Великим Пушкиным до Великой Победы!»

Организатор конференции: Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем историко-литературную конференцию «Пушкина читать до победного!». Сегодня мы поговорим о значении произведений великого Пушкина в военное время, узнаем   множество исторических фактов о потомках Пушкина – участников Великой Отечественной войны, о создании боевого самолёта «Александр Пушкин», о том, как пережило Пушкиногорье трехлетнюю оккупацию фашистами, как сберегли русские воины памятники и памятные места, связанные с поэтом. Сл.1

1 Ведущий. «Кажется, что жизнь гениального поэта и Великая Отечественная война несовместимы и далеки друг от друга не только по времени, но и по смыслу.  На самом деле творчество А.С.Пушкина и Победа 1945 года взаимосвязаны. Поэт, чьё человеческое и творческое становление во многом определила пережитая в юности Отечественная война 1812 – 1814 годов, создал ту духовную основу России, без которой нельзя представить себе её последующую историю, обретшую ярчайшее проявление в событиях 1941 – 1945 годов. А с другой стороны, именно эти события раскрыли перед нами во всей полноте и глубине гений А.С. Пушкина». Сл.2.

2 Ведущий. В первые дни войны появился плакат художника Павла Петровича Соколова – Скаля. На фоне памятника А.С.Пушкину изображены солдаты Красной армии, а ниже стихотворные строки (кстати, такое же изображение было на новогодней открытке военных лет):

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны…

Эти стихи были написаны в 1814 году 15-летним поэтом. А в 1941 году они зазвучали с новой силой… Сл. 3.

ЧТЕЦ: Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар, и млад; летят на дерзновенных.

Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря. А.С.Пушкин. Воспоминания в Царском селе.

2 Ведущий Прощаясь со столицей перед уходом на фронт, солдаты приходили к памятнику А.С.Пушкина. Об этом написал в стихах поэт – фронтовик Семён Гудзенко: Перед поэтом

В серых шинелях

Юноши встали.

Юношам слышится

Гневное слово,

Грохот призыва.

3 Ведущий.  В те суровые дни битвы за столицу на память приходили строки А.С.Пушкина. Не было в русской поэзии слов более проникновенных, чем запавшие в душу с детства…

ЧТЕЦ: Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось! А.С. Пушкин. Евгений Онегин (глава 7)

1 Ведущий На защиту столицы стала вся страна. Стихотворение «Памятник Пушкину» отражает чувства фронтовиков, защищающих Москву. Сл.4

К Москве вплотную подошла война.

И скрежетала танками Тверская,

Вы вспоминали дни Бородина,

Свой пьедестал, как пост, не покидая.

Вы не свидетель, вы участник схватки,

Нашивка вам положена одна,

Я видел сам - на бронзовой крылатке

Осколочная вмятина видна.

Мороз, дойдя до белого каленья,

Крутые слезы выжимал из глаз,

На фронт, в огонь вы провожали нас

И верили, что наше поколенье

Не в силах враг поставить на колени,

Как не поставить на колени вас.

Организатор конференции: Мы приглашаем для доклада ученицу 9 класса. Тема доклада «Пушкин в битве за Москву» (Приложение 1) Сл.5.

        1 Ведущий. Свободолюбивая, гордая поэзия А.С.Пушкина вселяла уверенность в победе, поднимала боевой дух…

ЧТЕЦ: Иль нам с Европой спорить ново?

 Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясённого Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?..

Так высылайте ж к нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

        Среди нечуждых им гробов. А.С. Пушкин. Клеветникам России.

2 Ведущий. В эти грозные годы с новой силой зазвучали строки о славных страницах российской истории, о том, что когда – то враг с позором был изгнан с земли русской. Поэт словно с сокрушающей силой обрушивается на новых охотников повоевать…Сл.6.

ЧТЕЦ: И что ж? свой бедственный побег,

Кичась, они забыли ныне;

Забыли русский штык и снег,

Погребший славу их в пустыне.

Знакомый пир их манит вновь –

Хмельна для них славянов кровь;

Но тяжко будет их похмелье;

Но долог будет сон гостей

На тесном, хладном новоселье,

Под злаком северных полей!

А.С.Пушкин. Бородинская годовщина

3 Ведущий. С пушкинскими стихами выступали на фронте артисты военных агитбригад, литераторы – пушкиноведы. Пушкинское слово звучало на передовой, в госпиталях, в окопах перед наступлением.

Организатор конференции: Мы приглашаем для сообщения ученика 9 класса. Тема «О выступлениях артистов военных агитбригад» (Приложение 2) Сл.7.

Организатор конференции: Мы приглашаем для сообщения ученика 9 класса. Тема «Пушкин в блокадном Ленинграде» (Приложение 3). Сл.8 и9.

3 Ведущий. Артистка Вера Бельцова расскажет после войны о приказе генерала Василия Ивановича Чуйкова в дни обороны Сталинграда: «Пушкина читать до победного!»

1 Ведущий. Среди реликвий, хранящихся в Центральном музее Вооружённых сил страны, почетное место занимают и книги А.С.Пушкина, побывавшие на полях сражений. Один томик поэта забрызган кровью. На его страницах партизаном Николаем Кокоревым накануне смерти сделаны записи. В предсмертные часы герой читал пушкинские стихи, и они помогли юноше сохранить мужество и веру в победу русского народа. Сл.10-12.

2 Ведущий. В январе 1945 года в боях за венгерский город Жамбек чудом спасся от смерти гвардии старший лейтенант Пётр Мишин. Сохранил ему жизнь томик Пушкина, лежавший в полевой сумке. Осколок снаряда пробил 200 страниц и застрял перед стихотворением «Талисман»! Так сама поэзия А.С.Пушкина стала своеобразным талисманом.

        Однажды в укрытие, где была редакция газеты «За Родину», попал снаряд. Погибли люди, пробило книгу Пушкина, которую передали в редакцию воевавшие на подступах к Царскому Селу бойцы. Секретарь редакционной газеты лейтенант Онегин, решив сохранить заветный томик, переслал его в Москву дочерям с письмом (оно хранится в московском музее А.С.Пушкина), в котором были такие строки: «…Посылаю вам томик Пушкина… Он шествовал со мною всюду.  Пусть этот томик, пробитый осколком снаряда, напоминает вам о чудовищных зверствах фашистов, о великой борьбе, которую вели советские люди… Знайте, если папа ваш погибнет, он отдал свою жизнь за Пушкина, за русскую землю, за счастье Родины и ваше. Это счастье вернётся. Декабрь 1943 года».

3 Ведущий: Поэт Георгий Афанасьевич Ладонщиков в своём стихотворении передаёт рассказ о том, как солдату его подруга при расставании подарила на счастье книгу поэта. Боец хранил её все годы войны… Сл.13-14.

ЧТЕЦ: Я с ним замерзал,

У костров обжигался,

В дыму задыхался, От грохота глох,

Но смерти тогда я не очень боялся,

Казалось, что Пушкин спасти меня мог.

Особенно сильно поверил я в это,

Выйдя однажды живым из огня,

В котором был ранен и томик поэта

Осколком снаряда,

Летевшим в меня.

О Родине с Пушкиным вёл я беседы,

О братской любви к ней.

Сыновней, большой…

Раненый томик я нёс до победы,

С ним и с войны возвращался домой.

При встрече сказал поседевшей любимой,

Сказал, не стыдясь затуманенных глаз,

Что спас меня Пушкин

От горя и мины,

Что я от сожжения Пушкина спас.

Организатор конференции: Поэт «сражался» и в воинских частях. В 1943 году был построен самолёт «Александр Пушкин». Вот как это было.

Мы приглашаем для сообщения ученика 9 класса. Тема доклада «Пушкин сражается в небе» (Приложение 4) Сл.15-17.

1 Ведущий. Пушкин был в годы войны символом Родины: защищая землю, бойцы воевали и за поэта как за духовное богатство народа. Стихи Эдуарда Георгиевича Багрицкого были написаны задолго до войны 1941-1945 годов, но звучали на фронте как призыв к борьбе за право читать стихи своего национального поэта…

ЧТЕЦ: Я мстил за Пушкина под Перекопом.

Я Пушкина через Урал пронёс.

Я с Пушкиным шатался по окопам,

Покрытый вшами, голоден и бос.

И сердце колотилось безотчётно,

И вольный пламень в сердце закипал,

И в свисте пуль, под песней пулемётной

Я вдохновенно Пушкина читал!

Эдуард Георгиевич Багрицкий. О Пушкине

Организатор конференции: Правнук великого поэта Григорий Григорьевич Пушкин не нарушил ратных семейных традиций, он– единственный в мире правнук поэта, доживший до конца двадцатого столетия. Его родной дед, храбрый генерал Александр Пушкин, был любимым сыном поэта. И Григорий Пушкин свою жизнь прожил, так же честно и достойно послужив Отечеству, как и его предки.

Мы приглашаем для сообщения ученицу 8 класса.

Тема доклада «Потомки Пушкина на фронтах Великой Отечественной войны» (Приложение 5) Сл. 18-20.

2 Ведущий. За годы войны сложилась целая поэтическая летопись участия Пушкина в войне. Особые ее страницы – о боях за те уголки земли, которые непосредственно были связаны с именем великого поэта.

Пушкиногорье, Михайловское, Тригорское - места, святые для каждого русского человека, отвоевывались у фашистов с особым чувством и, по воспоминаниям участников тех боев, как-то особенно бережно.

Фашисты глумились над этими местами. "Михайловское являло вид печальных развалин, – вспоминал хранитель заповедника С. С. Гейченко.  Луга и поляны были обтянуты колючей проволокой с надписью: «Заминировано. Прохода нет». Колодцы отравлены фашистами, вместо деревень – печки с трубами. Мины были даже под памятником Пушкину.

Кадры хроники навсегда запечатлели вид пушкинских святынь после ухода немцев, каждая деталь – следы изуверства.  Даже иконы Святогорского монастыря были сплошь изрешечены пулями: фашисты во дворе упражнялись в стрельбе… Когда советские войска войдут в Германию и окажутся у могилы Иоганна Гёте, то вспомнят Пушкинские Горы…

Организатор конференции: Мы приглашаем для доклада ученика 10 класса.

Тема доклада «Освобождённое Пушкиногорье»» (Приложение 6) Сл. 21-24.

3 Ведущий. Как раз та воинская часть, которая освобождала пушкинские места, после штурмовала Рейхстаг. Солдаты, освобождавшие Михайловское, Тригорское, водрузили Знамя Победы. В те дни, по воспоминаниям поэта Михаила Александровича Дудина, когда отгремели последние бои, «кто-то на Рейхстаге написал: «От Ленинграда до Берлина. Пушкин».

Организатор конференции: Мы приглашаем для доклада ученицу 11 класса.

Тема доклада «Пушкин в Рейхстаге» (Приложение 7) Сл.25-31.

1 Ведущий. В военное лихолетье в пушкинских строках открылся особый смысл. Искреннее и глубокое признание в этом читаем в строчках известного поэта Александра Твардовского: " только в дни Отечественной войны, в дни острой незабываемой боли за родную землю и того сурового возмужания, которое пришло к нам перед лицом страшной угрозы всему самому дорогому, я, как должно быть и многие другие люди моего поколения, увидел, что до сих пор не знал Пушкина. Я вдруг почувствовал в полную меру своей души ни с чем не сравнимую силу пушкинского слова».

2 Ведущий. Замечательный литературовед и историк Вадим Валерианович Кожинов написал книгу «Великое творчество. Великая Победа», посвятив её 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина и 55-летию Великой Победы. В ней он анализирует творчество поэта и историю русской духовной культуры. У Кожинова есть очень интересное исследование о том, почему мы выиграли войну. Он пишет, что войну мы выиграли не только материальной силой, но и духовным порывом, без Пушкина мы бы не выиграли войну!

        По сей день Пушкин зажигает нас своей необъятностью и зовёт к чистому, доброму, славе русского человека, русской земли, во имя всего человечества.

Организатор конференции: На этом наша историко-литературная конференция «С Великим Пушкиным до Великой Победы» закончена. Спасибо за внимание! Сегодня на уроках литературы и русского языка пройдёт обсуждение сегодняшней встречи и анкетирование, просим активно включаться в работу.


 

ГБОУ «Корочанская школа-интернат»

ГБОУ «Корочанская школа-интернат»

I .Актуальность. Ежегодно в нашей школе-интернате проводится

I .Актуальность. Ежегодно в нашей школе-интернате проводится

Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм внеклассной работы по предметам «Литература» и «Русский язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка»

Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм внеклассной работы по предметам «Литература» и «Русский язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка»

Сценарий историко – литературной гостиной- конференции, посвящённой 75-летию

Сценарий историко – литературной гостиной- конференции, посвящённой 75-летию

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

И верили, что наше поколенье

И верили, что наше поколенье

Организатор конференции: Мы приглашаем для сообщения ученика 9 класса

Организатор конференции: Мы приглашаем для сообщения ученика 9 класса

Ведущий: Поэт Георгий Афанасьевич

Ведущий: Поэт Георгий Афанасьевич

Я вдохновенно Пушкина читал!

Я вдохновенно Пушкина читал!

Тригорское, водрузили Знамя Победы

Тригорское, водрузили Знамя Победы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020