«История – наука о прошлом. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины»
Оценка 4.8

«История – наука о прошлом. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
5 кл
25.02.2023
«История – наука о прошлом. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины»
Методическая разработка музейного урока для 5 класса по теме: «История – наука о прошлом. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины»
урок в музее Лебединская А.А..docx

ГОУ ЛНР

«Врубовский УВК ОШ-ДС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

музейного урока для 5 класса по теме:

 

«История – наука о прошлом. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала учитель истории

Лебединская А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.     Аннотация ……………………………………………………………….

2.     Сценарий урока…………………………………………………………..

3.     Список использованных источников информации……………………

4.     Приложения………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС. Оно проводится в рамках изучения темы по истории в пятом классе «История – наука о прошлом. Исторические источники», с целью познакомить учащихся с историческими источниками. Экспонаты музея: глиняный горшок, свистулька, монеты, письма, рушник, которые используются как сопровождение изучаемого материала, побуждают учащихся к активной познавательной деятельности и самостоятельным поискам информации. Представленный в музее материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний, повышает мотивацию учащихся к предмету.

Занятие разделено на несколько этапов. На первом этапе происходит включение учащихся в работу, дается установка и производится мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимся предлагается на следующем этапе, в результате которого дети включаются в интерактивную деятельность. На этапе изучения нового учащиеся пополняют свои знания, изучают новые понятия, закрепляют умения работы с картой и материальными источниками информации. Задания с самопроверкой дают возможность оценить уровень усвоения учебного материала. На этапе рефлексии происходит оценка деятельности учащихся.

Основные методы работы: по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (иллюстрации, демонстрация экспонатов музея); по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Форма проведения: занятие-обсуждение. Изучаемые элементы: глиняный горшок, свистулька, монеты, письма, рушник, Место проведения урока: школьная музейная комната. Материально-техническое обеспечение: экспозиция школьного музея, книга с пословицами и поговорками, книга со сказками, иллюстрации. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музейные экспонаты.

Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с историческими источниками, выяснить виды и формы исторических источников, продемонстрировать музейные экспонаты и фотографии; развивающие: развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории, способствовать развитию у детей творческого воображения; воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, развитие познавательного интереса к предмету, с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.

Задачи урока: обеспечить в ходе урока усвоение знаний об истории, как науки, изучение видов источников, и их отличительных особенностей, формирование умения работы с музейными экспонатами.

Ожидаемый результат. В ходе урока обучающиеся должны знать: определение истории, как науки, перечислять исторические источники, характеристику вспомогательным исторических дисциплин, виды источников, и назвать отличительные особенности каждого. Вызвать интерес к великому прошлому своего народа.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

2. Формирование проблемы.

1.     Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем его в музейной комнате нашей школы. Посмотрите на экспонаты, перед вами, и попробуйте определить тему нашего занятия. Вы верно подметили сегодня речь пойдет о исторических источниках. Запишите тему урока: «История – наука о прошлом. Исторические источники».

2. Актуализация знаний.

Откуда мы знаем, как жили наши предки? Отцы и деды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости. Но как учёные узнают, что происходило в глубокой древности?

Основная часть.

 

1.      Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы узнаем, о том, как историки узнают о том, что происходило в прошлом благодаря историческим источникам. Как обыкновенный предмет быта может «рассказать» нам свою историю. И почему сказки пословицы и поговорки - это серьёзный исторический источник.

Давайте внимательно рассмотрим экспонаты в нашей музейной комнате. Приложение (рис 1-11). Как вы заметили они не являются одинаковыми. В нашей музейной комнате представлены разнообразные экспонаты, от предметов быта до предметов труда, а также разнообразные фото материалы, книги, письма. Вы можете так же наблюдать коллекцию монет орденов и медалей. Как вы думаете почему все эти предметы собраны здесь? Потому что они старые? Может быть потому, что они дорогие или редкие? Или потому, что в них кроется информация?

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Древние люди писали на глиняных табличках, на пальмовых листьях, на дощечках из бамбука, на бумаге или на папирусе — особом материале, изготовленном из египетского тростника. Из письменных источников — древних книг и надписей, высеченных на камне, — мы узнаём о первых государствах, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях и ещё о многом-многом другом.

До наших дней сохранились знаменитые постройки, такие, например, как пирамиды — гробницы владык Египта или Великая Китайская стена, созданная для обороны от нападений врагов. Эти сооружения свидетельствуют о могуществе царей, по чьему приказу они были возведены, а также позволяют судить о мастерстве строителей, живших в далёком прошлом.

Важную роль играют раскопки, которые проводят учёные-археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб или зёрна ячменя и пшеницы, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки принято называть вещественными источниками: они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.

Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до появления письменности. Почти всё, что известно об этих людях, рассказали находки археологов.

Обратите внимание на предложенные вашему вниманию предметы. Давайте попробуем распределить их на группы.

Как Вы думаете к какому типу источников относятся эти предметы? (приложение рис 1-7). Правильно все это вещественные источники информации. Но среди вещественных источников тоже есть различия. Давайте подумаем какие?

Верно, есть письма и книги, а есть ложки и горшки, монеты, фотографии. Как вы думаете, это все еще вещественные источники? Правильно так и есть, то что они различаются не влияет на их принадлежность к группе вещественных источников. И все же давайте подумаем к какому из предложенных вариантов относятся эти предметы и о чем они могут нам рассказать.

Вы все правильно решили, книги, письма и другая записанная информация – это письменный источник, фото относится к отдельной категории, как и видео и аудиозаписи.

А как мы поступим с информацией, не записанной ни на бумаге ни снятой на видео? К пословицам, поговоркам легендам, песням и сказкам? Как вы думаете это тоже исторический источник? Верно это тоже источник информации, так как несет в себе определенные исторические знания.

Таким образом, давайте запишем, что исторические источники разделяются на следующие группы: письменные источники, устные; вещественные источники, кино – фотодокументы, звуковые записи.

2) Практическая работа.

А теперь, пользуясь полученными знаниями распределите предложенные исторические источники на типы. Приложение (рис 1-7)

Молодцы вы отлично справились с заданием. Сегодня на уроке мы с вами упоминали нелегкий труд археолога, который непосредственно относится к поиску и обработке исторических источников. Археология является одной из многих так называемых дополнительных исторических дисциплин. Почему дополнительных, потому что каждая из них является узконаправленной и изучает только одну отрасль исторической науки. И выбудете удивлены, как много существует таких дисциплин.

Давайте с вами снова изучим экспонаты музейной комнаты и попытаемся назвать некоторые из них (приложение рис 1-7). Вы обратили внимание на монеты и медали, так же назвали книги и фото. Вы выбрали правильное направление, давайте с вами запишем вспомогательные исторические науки и узнаем, что они изучают.

1. – археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.

4. – геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.

5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

8. – метрология – наука об измерениях, методах и средствах, обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Как видите вспомогательные исторические дисциплины довольно разнообразны и изучают все, что пригодится историку в его исследовательской работе. Ведь иногда нужна помощь специалиста, чтобы определить правдивость данных или подлинность документа, или монеты.

4) Закрепление материала.

Я предлагаю вам проверить свои знания и определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.

•        Лист старинной книги – палеография.

•        Герб – геральдика.

•        Монета – нумизматика.

•        Печать – сфрагистика

•        Родословное древо – генеалогия.

•        Флаг – флаговедение.

На этом наш музейный урок подходит к концу. Запишите домашнее задание.

5)Домашнее задание. Стр. 1-3 читать.

Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — подготовить презентацию на тему «Известные события истории».

2. Для средних учеников — провести исследование исторических источников (на выбор).

3. Для слабых учеников — привести примеры исторических источников.

 

6)      Рефлексия.

Что нового узнали на музейном уроке?

Что запомнилось больше всего?

Какое задание на уроке выполняли с большим интересом?

С какими трудностями встретились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Всеобщая История. 5 класс. Учебник - Вигасин А.А, Годер Г.И., Свенцицкая И.С. / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 3-е изд. –  М.: Просвещение, 1997. – 287 с: ил., карт.

2. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс (к УМК А.А. Вигасина и др. М.: Просвещение, 2019. – 235с.

3. Работа с историческими источниками и методы исторического исследования: метод. указания для студентов гуманитарного факультета / сост.: Н.В. Киприянова, Е.В. Попова; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2005. – 16 с.

 

4. Гольцов В.И. Введение в историю. Науковедческие и методологические аспекты исторической науки: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. – 46 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Рис1

 

 

Рис 2                                                   Рис 3

Рис 4                                             Рис 5

Рис 6                                                        Рис 7

Рис 8                                                    Рис 9

 

Рис 10

Рис 11


 

ГОУ ЛНР «Врубовский УВК ОШ-ДС»

ГОУ ЛНР «Врубовский УВК ОШ-ДС»

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Аннотация ………………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Аннотация ………………………………………………………………

АННОТАЦИЯ Занятие составлено в соответствии с требованиями

АННОТАЦИЯ Занятие составлено в соответствии с требованиями

Ожидаемый результат. В ходе урока обучающиеся должны знать: определение истории, как науки, перечислять исторические источники, характеристику вспомогательным исторических дисциплин, виды источников, и назвать отличительные особенности…

Ожидаемый результат. В ходе урока обучающиеся должны знать: определение истории, как науки, перечислять исторические источники, характеристику вспомогательным исторических дисциплин, виды источников, и назвать отличительные особенности…

Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо

Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо

Таким образом, давайте запишем, что исторические источники разделяются на следующие группы: письменные источники, устные; вещественные источники, кино – фотодокументы, звуковые записи

Таким образом, давайте запишем, что исторические источники разделяются на следующие группы: письменные источники, устные; вещественные источники, кино – фотодокументы, звуковые записи

Ведь иногда нужна помощь специалиста, чтобы определить правдивость данных или подлинность документа, или монеты

Ведь иногда нужна помощь специалиста, чтобы определить правдивость данных или подлинность документа, или монеты

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ Рис1 Рис 2

ПРИЛОЖЕНИЯ Рис1 Рис 2

Рис 4

Рис 4

Рис 8

Рис 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2023