история и природа

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала istoriya_i_priroda_zemli_belokalitvinskoy.docx

Предметная программа факультативного курса

«Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской»

 

Павина А.В.

       Нормативно-правовой основой предметной программы «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Пояснительная записка

        Предметная программа факультативного курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской»  для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Доноведение»  канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревской и др.

          Начальная школа призвана создать условия для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

В связи с этим необходим поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательной деятельности, одним из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день актуальны программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

          Предлагаемая предметная программа «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.

Предлагаемый материал о  культурном наследии, природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

         Основной целью программы является создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста целостного представления о своей малой Родине – Белокалитвинской земле и осознания чувства сопричастности современным событиям и истории Донского края.

        Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

1.      Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем своей малой Родины, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители района в историко-культурное наследие региона;

2.      Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

3.      Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

4.      Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

5.      Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. 

6.      Развитие интеллектуальных  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;

7.      Формирование положительной мотивации в общественно-полезной    деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

 

         Главная идея, положенная в основу блоков «Я и окружающий мир», «Яркие страницы истории земли Донской» - идея духовного развития личности ребенка, важно, чтобы учащиеся не только овладели знаниями и умениями, соответствующими данной программе, но стремились стать созидателями истории родного края, почувствовали себя частью своей Родины и своего народа.

Занятия блока «Человек и природа»  расширяют экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках предмета Окружающий мир. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий по изучению ближайшего природного окружения дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе.

Основные формы и методы обучения.

 Преимущества данной программы в том, что она позволяет использовать развивающие методы обучения, так как ориентирована, прежде всего, на исследовательскую, проектную деятельность; предоставляет учащимся возможность реализовать интеллектуальные запросы, развивать творческие способности.

Реализации системно-деятельностного подхода в обучении способствует ЭОР - Творческая конструктивная среда «Оформитель».

ТКС «Оформитель» позволяет учащимся создавать текстовые сообщения, получать первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ, учит вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные.

Работая с данным ЭОР, учащиеся оформляют письменные работы, создают виньетки, открытки, оформляют отчёты об экскурсии, классные газеты, коллажи, справочники.

           Проблемные диспуты, дидактические и ролевые игры дают возможность выражать собственную точку зрения по отдельным проблемам, то есть, способствует формированию их гражданской позиции.

Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий.

 Итоговое занятие проводится в форме праздника с презентацией исследовательских проектов.

 

 

 Условия реализации программы.

          Данная программа реализуется за счёт отдельного часа вариативного компонента учебного плана МБОУ Литвиновской СОШ и рассчитана на 34 часа. Программа предназначена для учащихся 4 класса начальной школы.

Планируемые результаты освоения программы

факультативного курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской»

к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающегося будут сформированы:

·         положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

·         способность к самооценке;

·         осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

·         знание и понимание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

·         чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

·         понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

Обучающийся получит возможность для формирования:

·         устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории своей страны;

·         умения оценивать трудность предлагаемого задания;

·         адекватной самооценки;

·         чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

·         установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;

·         осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;

·         осознанного положительного отношения к культурным ценностям;

·         основ экологической культуры;

·         уважительного отношения к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

·         целостного представления о природе и обществе как компонентах единого мира.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Обучающийся научится:

·         проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

·         характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

·         устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

·         выполнять правила поведения в природе.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         предсказывать погоду по местным признакам;

·         объяснять, что такое экосистема, защитная окраска животных;

·         приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

·         отмечать на контурной карте географические объекты;

·         объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

·         давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

·         определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

·         делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

·         участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество

Обучающийся научится:

·         описывать достопримечательности родного края; показывать их на карте;

·         рассказывать об основных событиях истории своего края.

     Обучающийся получит возможность научиться:

·         описывать культурные достопримечательности своего края.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающийся научится:

·         принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

·         осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

·         осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

      Обучающийся получит возможность научиться:

·         самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

·         самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Обучающийся научится:

·         находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

·         понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

·         осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

·         проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

·         устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

·         обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

·         выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

·         устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

·         сравнивать исторические события, делать обобщения.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·         моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

·         сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

·         сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

·         устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

·         сравнивать исторические и литературные источники;

·         строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

·         собирать краеведческий материал, описывать его.

 

Коммуникативные

Обучающийся научится:

·         сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         распределять обязанности при работе в группе;

·         учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

 

 

Содержание программы

4 класс (34ч)

Я и окружающий мир (8ч)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Белокалитвинский район: символы, история, достопримечательности. История и достопримечательности села Литвиновки. Знакомство с известными людьми района и села.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Человек и природа (8ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и Белокалитвинского района; её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и Белокалитвинском районе, и их охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области и Белокалитвинском районе.  

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. 

Красная Книга Белокалитвинского района. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области и Белокалитвинского района, их роль в охране окружающей среды.

Яркие страницы истории земли Донской (18ч)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Казаки Усть-Белокалитвинской – участники Отечественной войны 1812 года. Дон в годы гражданской войны. Усть-Белокалитвинская в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). Подвиг А.Атаева. День освобождения родного села города Белая Калитва. Мирное время на Белокалитвинской земле.

  Города Ростовской области: Азов, Белая Калитва, Ростов-на-Дону, Новочеркасск. Летопись городов.

Экскурсии:

- Обзорная экскурсия по городу Белая Калитва, селу Литвиновке.

-В Белокалитвинский историко-краеведческий  музей, с целью ознакомления с основными событиями истории города, края и  представителями животного и растительного мира Донского края.

-К памятникам Великой Отечественной войны:  «Высота Бессмертия» в городе Белая Калитва, к  Мемориалу Славы в селе Литвиновка.

- В "Социально-этнический центр "Игорево поле", хутор Погорелов

-В зоопарк парка Маяковского в городе Белая Калитва.

Исследовательские, проектные и практические работы:

Практическая работа: работа по карте Ростовской области, Белокалитвинского района; изготовление тематических поделок, атрибутики объединения «Добрый день!».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Белая Калитва – город Ростовской области», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу», «Развитие промышленности Ростовской области», «Герой Социалистического труда в моём селе – Денисова Р.Н.», Составление электронного путеводителя по Белой Калитве.

Проекты: «Летопись моей семьи», «Что я могу сделать с мусором»,  «Мир природной зоны родного края»

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Белокалитвинского района».

 

 

Тематическое планирование курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской.»

 

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Задачи урока

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1.

Донской край – мой край!

1

Дать представления  о  Ростовской  области  как  административной  единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и Белокалитвинского района;

 правилами  поведения  при  прослушивании  гимна; формировать умения работы с картой (географической и контурной), находить  территорию Ростовской области  на  карте  страны, Белокалитвинского района на карте области

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

Практическая работа по контурной карте РО и Белокалитвинского района: выделение границы Белокалитвинского района, населённых пунктов, рек.

3,4

Калитовская станица – лучше всех!

Обзорная экскурсия по городу

2

Познакомить с историей города Белая Калитва и его достопримечательностями

Обратить  внимание  на  необходимость  бережного  отношения  к историческим  памятникам, сохранению  исторических  традиций.

Исследовательская деятельность «Белая Калитва – город Ростовской области»

Составление электронного путеводителя по Белой Калитве

Выставка рисунков, фотографий.

 

5,6

С днём рождения, родная Литвиновка!

2

Познакомить с историей села Литвиновка и его достопримечательностями

Обратить  внимание  на  необходимость  бережного  отношения  к историческим  памятникам, сохранению  исторических  традиций.

Фотоэкскурсия по селу

Составление

коллажа «Прежде и  теперь»  (используются фотографии, рисунки детей)

7,8

Что ты знаешь о роде своём?

2

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;

- научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Работа над проектом и его защита «Летопись моей семьи»

 

Яркие страницы  истории земли Донской

9

Экскурсия в "Социально-этнический центр "Игорево поле", хутор Погорелов

1

Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен - половцев.

Познакомить с историческим и литературным памятником  «Слово о полку Игореве»

Рисование картин прошлого Дона.

 

10

На казачьем Кругу

Встреча с атаманом Усть-Белокалитвинского казачьего юрта.

1

Познакомить с историей  казачьих символов, управлением в казачьей станице; воспитывать бережное отношение к традициям казаков.

Деловая игра «Казачий круг»

11

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов и их участниками - нашими земляками-казаками Донской казачьей отдельной сотни.

Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

Игры, распространенные на Дону.

12

Степан Разин.

 

 

1

Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).

Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

13

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г. Азова.

 

Составление летописи города Азова.

14

Крепость Димитрия Ростовского

1

Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону

Заочное путешествие по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону.

15

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;

место Пугачева в истории казачества.

Доклады-сообщения учащихся.

16

Вместе с Суворовым

1

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Написание очерка

17

Платов Матвей Иванович

 

1

Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».

Встреча с воспитанниками Белокалитвинского кадетского корпуса имени Платова

18

Казаки Усть-Белокалитвинской – участники Отечественной войны 1812 года

Формировать чувство гордости за земляков- героев событий 1812 года

Работа над презентацией «Казаки Усть-Белокалитвинской в войне 1812 года»

19

Новочеркасск - столица казачьего Дона

1

Показать значение строительства новой  столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска

Заочное путешествие по г.Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска.

20

«Вспоминает враг с тоскою бой под Белой Калитвою»

1

Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны станицы Усть-Белокалитвинской.

Диспут.

21

Усть-Белокалитвинская в годы строительства новой жизни

1

Показать на примерах из истории Белокалитвинского района жизнь при строительстве социализма. Григорий Литвинов - первый председатель сельсовета родного села.

Встреча с родителями - бывшими пионерами.

22

Дон в годы Великой Отечественной войны.

 

1

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;

Подвиги белокалитвинцев - Героев Советского Союза.

Экскурсия в городской краеведческий музей.

23

Высота Бессмертия Аннаклыча Атаева

1

Познакомить с подвигом эскадрона Героя Советского Союза Аннаклыча Атаева

Изобразительная деятельность «Высота Бессмертия»

24

День освобождения Литвиновки

1

Познакомить с историей освобождения родного села от фашистов

Участие в Марше памяти. В честь освобождения села.

Чествование участников войны.

25-26

Ты станешь лучше, станешь краше, станица Белая моя!»

2

Сформировать представления у уч-ся о промышленности Белокалитвинского района и её отраслями; познакомить с известными  людьми- Героями Социалистического труда.

 

Исследовательская работа «Герой Социалистического труда в моём селе – Денисова Р.Н.»

Человек и природа

27

Дом, в котором мы живём

1

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. 

Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

Презентация деятельности детского экологического движения «Добрый день!» Литвиновской школы.

28

Экологические Проблемы воздуха в Белокалитвинском районе»

1

Уточнить и расширить знания  о значении  воздуха и воды для живых существ;

-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы  Белокалитвинского района».

Коллективное создание опорных  знаков «Береги воздух», «Береги воду».

29

Экологические проблемы воды в  Белокалитвинском районе»

1

30

Экологические проблемы почв  Белокалитвинского района»

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой   переработки мусора и отходов в Белокалитвинском районе.

Работа с дополнительной литературой- журналом «Экологический вестник»

Создание и презентация проекта «Что можно сделать из бросового материала».

31

Охрана полезных ископаемых родного края.

 

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах Ростовской области и Белокалитвинского района;

- познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

 

Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.

Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»

32

Экологическое равновесие в природе

1

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Диспут.

33-34

Охранять природу – значит охранять Родину

Экскурсия в урочище Филькино

1

Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;

Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.

Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Проект  «Красная книга Белокалитвинского района»

Праздник «Добро пожаловать на Белокалитвинскую землю!»

 

Список литературы

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

2.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3.      Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4.      Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Т.Л.Белоусова и др.- М.:Просвещение, 2011, 127с.

5.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.  А.Г.Асмолов, и др.- М.: Просвещение, 2011.- 151 с.

6.                  для обучающихся

1.       Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.

2.       Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

3.       ЭОР - Творческая конструктивная среда «Оформитель».

7.      для учителя

1.      Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

2.      Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010.

3.      Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»

 

8.      Рекомендуемая дополнительная литература для учителя

1.      Алексенко В.Н., Мартынова М.И.  География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.

2.      Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.

3.      Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVIIXX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.

4.      Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.

5.      Донецкий А., Снитко А. Белая Калитва. Историко-краеведческий очерк. – Ростов-на-Дону:  Ростовское книжное издательство, 1978.

 

6.      Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.

7.      Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.

8.      Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.

9.      Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. -  Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.

10.  Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.

11.  Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. -  Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.

12.  По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.

13.  Сафонова Л. Белая Калитва.300 лет – ИП Ютищев – 2003.

14.  Сафонова Л. Казаки Усть –Белокалитвинского Юрта.- Ростов-на-Дону: «Аверс»,2007.

15.  Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону:  «Багир», 2003

16.  Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону:  «Багир», 2004.

17.  Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.

14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.