Предметная программа факультативного курса
«Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской»
Павина А.В.
Нормативно-правовой основой предметной программы «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Пояснительная записка
Предметная программа факультативного курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Доноведение» канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревской и др.
Начальная школа призвана создать условия для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
В связи с этим необходим поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательной деятельности, одним из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день актуальны программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Предлагаемая предметная программа «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.
Предлагаемый материал о культурном наследии, природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
Основной целью программы является создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста целостного представления о своей малой Родине – Белокалитвинской земле и осознания чувства сопричастности современным событиям и истории Донского края.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
1. Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем своей малой Родины, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители района в историко-культурное наследие региона;
2. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
3. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
4. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
5. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
6. Развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;
7. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
Главная идея, положенная в основу блоков «Я и окружающий мир», «Яркие страницы истории земли Донской» - идея духовного развития личности ребенка, важно, чтобы учащиеся не только овладели знаниями и умениями, соответствующими данной программе, но стремились стать созидателями истории родного края, почувствовали себя частью своей Родины и своего народа.
Занятия блока «Человек и природа» расширяют экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках предмета Окружающий мир. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий по изучению ближайшего природного окружения дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе.
Основные формы и методы обучения.
Преимущества данной программы в том, что она позволяет использовать развивающие методы обучения, так как ориентирована, прежде всего, на исследовательскую, проектную деятельность; предоставляет учащимся возможность реализовать интеллектуальные запросы, развивать творческие способности.
Реализации системно-деятельностного подхода в обучении способствует ЭОР - Творческая конструктивная среда «Оформитель».
ТКС «Оформитель» позволяет учащимся создавать текстовые сообщения, получать первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ, учит вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные.
Работая с данным ЭОР, учащиеся оформляют письменные работы, создают виньетки, открытки, оформляют отчёты об экскурсии, классные газеты, коллажи, справочники.
Проблемные диспуты, дидактические и ролевые игры дают возможность выражать собственную точку зрения по отдельным проблемам, то есть, способствует формированию их гражданской позиции.
Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий.
Итоговое занятие проводится в форме праздника с презентацией исследовательских проектов.
Условия реализации программы.
Данная программа реализуется за счёт отдельного часа вариативного компонента учебного плана МБОУ Литвиновской СОШ и рассчитана на 34 часа. Программа предназначена для учащихся 4 класса начальной школы.
Планируемые результаты освоения программы
факультативного курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской»
к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающегося будут сформированы:
· положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
· способность к самооценке;
· осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
· знание и понимание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
· чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
· понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
Обучающийся получит возможность для формирования:
· устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории своей страны;
· умения оценивать трудность предлагаемого задания;
· адекватной самооценки;
· чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
· установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
· осознанного положительного отношения к культурным ценностям;
· основ экологической культуры;
· уважительного отношения к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
· целостного представления о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Обучающийся научится:
· проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
· характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
· устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
· выполнять правила поведения в природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
· предсказывать погоду по местным признакам;
· объяснять, что такое экосистема, защитная окраска животных;
· приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
· отмечать на контурной карте географические объекты;
· объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
· давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
· определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
· делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
· участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающийся научится:
· описывать достопримечательности родного края; показывать их на карте;
· рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающийся получит возможность научиться:
· описывать культурные достопримечательности своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающийся научится:
· принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
· осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
· осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
· самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающийся научится:
· находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
· понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
· осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
· проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
· устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
· обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
· выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
· устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
· сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
· сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
· сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
· устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
· сравнивать исторические и литературные источники;
· строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
· собирать краеведческий материал, описывать его.
Обучающийся научится:
· сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающийся получит возможность научиться:
· распределять обязанности при работе в группе;
· учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Содержание программы
4 класс (34ч)
Я и окружающий мир (8ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Белокалитвинский район: символы, история, достопримечательности. История и достопримечательности села Литвиновки. Знакомство с известными людьми района и села.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и Белокалитвинского района; её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и Белокалитвинском районе, и их охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области и Белокалитвинском районе.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Белокалитвинского района. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области и Белокалитвинского района, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (18ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Казаки Усть-Белокалитвинской – участники Отечественной войны 1812 года. Дон в годы гражданской войны. Усть-Белокалитвинская в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). Подвиг А.Атаева. День освобождения родного села города Белая Калитва. Мирное время на Белокалитвинской земле.
Города Ростовской области: Азов, Белая Калитва, Ростов-на-Дону, Новочеркасск. Летопись городов.
Экскурсии:
- Обзорная экскурсия по городу Белая Калитва, селу Литвиновке.
-В Белокалитвинский историко-краеведческий музей, с целью ознакомления с основными событиями истории города, края и представителями животного и растительного мира Донского края.
-К памятникам Великой Отечественной войны: «Высота Бессмертия» в городе Белая Калитва, к Мемориалу Славы в селе Литвиновка.
- В "Социально-этнический центр "Игорево поле", хутор Погорелов
-В зоопарк парка Маяковского в городе Белая Калитва.
Исследовательские, проектные и практические работы:
Практическая работа: работа по карте Ростовской области, Белокалитвинского района; изготовление тематических поделок, атрибутики объединения «Добрый день!».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Белая Калитва – город Ростовской области», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу», «Развитие промышленности Ростовской области», «Герой Социалистического труда в моём селе – Денисова Р.Н.», Составление электронного путеводителя по Белой Калитве.
Проекты: «Летопись моей семьи», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края»
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Белокалитвинского района».
Тематическое планирование курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской.»
№ п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Задачи урока |
Виды деятельности |
|||||
Я и окружающий мир |
|||||||||
1. |
Донской край – мой край! |
1 |
Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и Белокалитвинского района; правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны, Белокалитвинского района на карте области |
Исследовательская работа «Край, в котором я живу» Практическая работа по контурной карте РО и Белокалитвинского района: выделение границы Белокалитвинского района, населённых пунктов, рек. |
|||||
3,4 |
Калитовская станица – лучше всех! Обзорная экскурсия по городу |
2 |
Познакомить с историей города Белая Калитва и его достопримечательностями Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. |
Исследовательская деятельность «Белая Калитва – город Ростовской области» Составление электронного путеводителя по Белой Калитве Выставка рисунков, фотографий.
|
|||||
5,6 |
С днём рождения, родная Литвиновка! |
2 |
Познакомить с историей села Литвиновка и его достопримечательностями Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. |
Фотоэкскурсия по селу Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей) |
|||||
7,8 |
Что ты знаешь о роде своём? |
2 |
Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; - научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. |
Работа над проектом и его защита «Летопись моей семьи»
|
|||||
Яркие страницы истории земли Донской |
|||||||||
9 |
Экскурсия в "Социально-этнический центр "Игорево поле", хутор Погорелов |
1 |
Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен - половцев. Познакомить с историческим и литературным памятником «Слово о полку Игореве» |
Рисование картин прошлого Дона.
|
|||||
10 |
На казачьем Кругу Встреча с атаманом Усть-Белокалитвинского казачьего юрта. |
1 |
Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице; воспитывать бережное отношение к традициям казаков. |
Деловая игра «Казачий круг» |
|||||
11 |
Донской казак хват, силой, удалью богат |
1 |
Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов и их участниками - нашими земляками-казаками Донской казачьей отдельной сотни. Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю. |
Игры, распространенные на Дону. |
|||||
12 |
Степан Разин.
|
1 |
Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»). |
Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания» |
|||||
13 |
Роль Петра 1 в истории России и родного края. |
1 |
Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г. Азова.
|
Составление летописи города Азова. |
|||||
14 |
Крепость Димитрия Ростовского |
1 |
Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону |
Заочное путешествие по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону. |
|||||
15 |
Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания |
1 |
Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»; место Пугачева в истории казачества. |
Доклады-сообщения учащихся. |
|||||
16 |
Вместе с Суворовым |
1 |
Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае |
Написание очерка |
|||||
17 |
Платов Матвей Иванович
|
1 |
Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни». |
Встреча с воспитанниками Белокалитвинского кадетского корпуса имени Платова |
|||||
18 |
Казаки Усть-Белокалитвинской – участники Отечественной войны 1812 года |
Формировать чувство гордости за земляков- героев событий 1812 года |
Работа над презентацией «Казаки Усть-Белокалитвинской в войне 1812 года» |
||||||
19 |
Новочеркасск - столица казачьего Дона |
1 |
Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска |
Заочное путешествие по г.Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска. |
|||||
20 |
«Вспоминает враг с тоскою бой под Белой Калитвою» |
1 |
Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны станицы Усть-Белокалитвинской. |
Диспут. |
|
21 |
Усть-Белокалитвинская в годы строительства новой жизни |
1 |
Показать на примерах из истории Белокалитвинского района жизнь при строительстве социализма. Григорий Литвинов - первый председатель сельсовета родного села. |
Встреча с родителями - бывшими пионерами. |
|
22 |
Дон в годы Великой Отечественной войны.
|
1 |
Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; Подвиги белокалитвинцев - Героев Советского Союза. |
Экскурсия в городской краеведческий музей. |
|
23 |
Высота Бессмертия Аннаклыча Атаева |
1 |
Познакомить с подвигом эскадрона Героя Советского Союза Аннаклыча Атаева |
Изобразительная деятельность «Высота Бессмертия» |
|
24 |
День освобождения Литвиновки |
1 |
Познакомить с историей освобождения родного села от фашистов |
Участие в Марше памяти. В честь освобождения села. Чествование участников войны. |
|
25-26 |
Ты станешь лучше, станешь краше, станица Белая моя!» |
2 |
Сформировать представления у уч-ся о промышленности Белокалитвинского района и её отраслями; познакомить с известными людьми- Героями Социалистического труда.
|
Исследовательская работа «Герой Социалистического труда в моём селе – Денисова Р.Н.» |
|
Человек и природа |
|||||
27 |
Дом, в котором мы живём |
1 |
Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов. |
Презентация деятельности детского экологического движения «Добрый день!» Литвиновской школы. |
|
28 |
Экологические Проблемы воздуха в Белокалитвинском районе» |
1 |
Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; -раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты. |
Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы Белокалитвинского района». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». |
|
29 |
Экологические проблемы воды в Белокалитвинском районе» |
1 |
|||
30 |
Экологические проблемы почв Белокалитвинского района» |
1 |
Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в Белокалитвинском районе. |
Работа с дополнительной литературой- журналом «Экологический вестник» Создание и презентация проекта «Что можно сделать из бросового материала». |
|
31 |
Охрана полезных ископаемых родного края.
|
1 |
Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах Ростовской области и Белокалитвинского района; - познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.
|
Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» |
|
32 |
Экологическое равновесие в природе |
1 |
Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. |
Диспут. |
|
33-34 |
Охранять природу – значит охранять Родину Экскурсия в урочище Филькино |
1 |
Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены; Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области. Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края. |
Проект «Красная книга Белокалитвинского района» Праздник «Добро пожаловать на Белокалитвинскую землю!» |
|
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Т.Л.Белоусова и др.- М.:Просвещение, 2011, 127с.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, и др.- М.: Просвещение, 2011.- 151 с.
6. для обучающихся
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
2. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
3. ЭОР - Творческая конструктивная среда «Оформитель».
7. для учителя
1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
2. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010.
3. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
8. Рекомендуемая дополнительная литература для учителя
1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
2. Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
3. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4. Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
5. Донецкий А., Снитко А. Белая Калитва. Историко-краеведческий очерк. – Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1978.
6. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
7. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
8. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
9. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
10. Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
11. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
12. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
13. Сафонова Л. Белая Калитва.300 лет – ИП Ютищев – 2003.
14. Сафонова Л. Казаки Усть –Белокалитвинского Юрта.- Ростов-на-Дону: «Аверс»,2007.
15. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
16. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
17. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.